Продолжающийся кризис меняет экономический контент во всем мире и подогревает спрос на массовую переподготовку специалистов. Да и классическое образование, кажется, стремится полностью перейти в онлайн-формат. В этом свете становятся заметнее стартапы, предлагающие решения в сегменте корпоративного образования [T&D, L&D]. Они привлекают инвестиции, закрывают сделки с крупными брендами, а компании — получают возможности для эффективного переобучения сотрудников и адаптации бизнеса к изменившимся условиям.

Рассказываем о пяти образовательных проектах, которые стоит изучить в качестве примеров, если вы планируете выходить на российский и международный рынок или запускать что-то подобное в компании, где вы сейчас работаете. Кстати, с этой задачей мы помогаем справиться в рамках нашей новой программы акселерации.

 Фотография: Stephen Leonardi. Источник: Unsplash.com
Фотография: Stephen Leonardi. Источник: Unsplash.com

Curricula — это корпоративные ИБ-тренинги для офисных сотрудников, выполненные в формате «без презентаций». Место слайдов и инструкций здесь занимают мультипликационные фильмы. Они иллюстрируют ключевые угрозы, с которыми может столкнуться условный работник банка, бухгалтер, юрист или рядовой клерк. Это — фишинг, социальная инженерия, атака на незащищенные мобильные устройства и другие ситуации. С вариантами поведения в них обучающихся знакомят мультгерои проекта, объясняющие базовые принципы информационной гигиены. Один из выпусков можно посмотреть бесплатно после регистрации в сервисе.

Стоит заметить, что в Curricula есть и контент по теме GDPR и сертификации PCI DSS.

Во главе проекта стоит эксперт по кибербезопасности с семилетним опытом работы в Североамериканской корпорации по обеспечению надежности электросистем (NERC). Стартап он основал еще в 2015 году, однако инвестиции [3 млн долларов от фонда RCP Equity] привлек лишь в начале 2020-го. Деньги направят на развитие курсов и привлечение аудитории.

Среди корпоративных клиентов сервиса выделяют Greenhouse. Это — SaaS-платформа для рекрутинга, которую The New York Times в 2015 году включили в список будущих «единорогов» — компаний с оценкой в один миллиард долларов [В 2018-м она была на полпути к цели].


Instruqt — платформа для изучения Kubernetes, Python и Azure DevOps, предоставляющая конструктор курсов. С его помощью компании могут сформировать виртуальную инфраструктуру и кастомизировать содержание курса — например, чтобы познакомить сотрудников с нужным технологическим стэком или устроить технологические онлайн-воркшопы. Подобные возможности обеспечивает инструментарий, задокументированный на GitBook.

История проекта берет начало на конференции для разработчиков программного обеспечения HashiConf EU в 2016 году, где команда инженеров помогала посетителям бегло изучить Vagrant, Terraform и Packer. Интерес к подобным решениям и формату их представления, подтолкнул одного из участников коллектива к запуску собственного образовательного проекта. Так появилась платформа Instruqt. Одну из первых ее версий показали на конференции Google Cloud Next — тогда терминалы на стенде оформили в виде олдскульных аркадных автоматов.

Фотография: Louie Castro-Garcia. Источник: Unsplash.com
Фотография: Louie Castro-Garcia. Источник: Unsplash.com

В январе прошлого года компания привлекла инвестиции в размере 2 млн евро. Новые средства направят на расширение тематики курсов. В то же время продукт уже используют такие крупные организации, как HashiCorp [там работал основатель] и Google, а еще XebiaLabs и GoDataDriven.


Uptale — сервис для подготовки VR-руководств и образовательного мультимедиа в формате 360°. Позволяет экспортировать контент в SCORM или xAPI и использовать его в своей LMS. Плюс — обеспечивает компанию-клиента аналитикой для отслеживания прогресса обучающихся.

«Киллер-фича» проекта состоит в том, что он предоставляет все необходимые возможности компаниям, которые хотели бы познакомить новых сотрудников с «боевыми» условиями работы или показать опытным специалистам устройство еще не изученных ими систем. В условиях дистанционки такие решения стали еще актуальнее.

Проект запустили в 2015 году, поэтому команда детально проработала технологическую базу и прошла через две тематические программы акселерации: Station F и WebVR. Сегодня у стартапа есть пул крупных клиентов: его решения используют для отработки нештатных ситуаций и обучения технике безопасности на производстве Airbus, плюс — для подготовки обслуживающего персонала мероприятий Союза европейских футбольных ассоциаций [UEFA].


Everwise — это маркетплейс курсов для развития эмоционального интеллекта и управленческих навыков. Контент готовят эксперты из компаний первой сотни списка Fortune и основатели перспективных стартапов. Например, в системе есть уроки от участника совета директоров Salesforce и VISA, который делится сложностями в работе CEO и способами их разрешения.

Проект основали почти девять лет назад два предпринимателя, занимавшиеся системой автоответчиков для бизнеса Audium [ее выкупили Cisco Systems в 2006-м ], и эксперт по управлению персоналом, консультировавший международные компании. К настоящему моменту Everwise удалось привлечь более 27,5 млн долларов инвестиций от крупных фондов вроде Sequoia, Canvas Ventures и Webb Investment Network, а в прошлом году — объединиться с проектом Torch, предлагающим аналогичные возможности для своей аудитории.

В числе компаний-клиентов Everwise — Apple, Lyft, Nissan, Microsoft, Visa и другие бренды.


Clustree — это аналитическая платформа для управления персоналом. Она позволяет присваивать сотрудникам компетенции из библиотеки в 53 тысячи различных «скиллов» и открывает доступ к системам ИИ, которые помогают подобрать релевантных кандидатов в зависимости от характеристик в вакансии и уже имеющихся навыков штатных специалистов. Отслеживать ход укрепления команды руководители могут с помощью дэшбордов.

Фотография: Sigmund. Источник: Unsplash.com
Фотография: Sigmund. Источник: Unsplash.com

С 2014-го команда Clustree привлекла 11,6 млн долларов от таких фондов, как Alven, Creandum и Idinvest Partners, а ровно год назад продала проект за 18,5 млн Cornerstone — одной из крупнейших фирм в сфере управления персоналом [3,6 тыс. B2B-клиентов из 187 стран].


Мы запустили «Актион Акселератор» для проектов в сегменте корпоративного образования. Он включает пять направлений: от «Обучения 4.0» до организации информационного взаимодействия внутри коллективов предприятий. Мы принимаем заявки, закрепляем менторов, делимся инфраструктурой «Актион-МЦФЭР» со всеми участниками, а победителям каждого трека — выделяем по 500 тысяч рублей.

Заявки можно подать командам, которые только начинают прорабатывать идею собственного сервиса для корпоративных тренингов и курсов, планируют помочь руководителям предприятий оценивать результаты и эффективность образовательного процесса или собираются вывести на рынок новое решение для управления персоналом.