В этой главе мы познакомимся с нейронными сетями и узнаем для чего они были спроектированы. Эта глава служит фундаментом для последующих глав, в то время как эта показывает базовые понятия нейронных сетей. В этой главе мы покроем следующие темы:

  • Искусственные нейроны

  • Весы(weights) и смещения(biases)

  • Активационные функции(activation functions)

  • Слои нейронов(layers)

  • Реализация нейронной сети на Java

Раскрывая нейронные сети

Во-первых, термин «нейронные сети» может создать снимок мозга в вашем сознании, в частности для тех, кто ранее познакомился с ним. В действительности это правда, мы считаем мозг — большая и естественная нейронная сеть. Однако что мы можем сказать об искусственных нейронных сетях (ANN — artificial neural network)? Хорошо, он начинается с антонима естественный и первая мысль, которая приходит в нашу голову — это картинка искусственного мозга или робота учитывает термин «искусственный«. В этом случае, мы так же имеем дело с созданием структуры, похожей и вдохновленной человеческим мозгом; поэтому это названо искусственным интеллектом. Поэтому читатель, который не имел прошлого опыта с ANN, сейчас может думать, что книга учит, как строить интеллектуальные системы, включая искусственный мозг, способный эмулировать человеческое сознание, используя Java программы, не так ли? Конечно мы не будем покрывать создание искусственного мышления машин как в трилогии Матрицы; однако эта книга растолкует несколько неимоверных способностей и что могут эти структуры. Мы предоставим читателю Java исходники с определением и созданием основных нейросетевых структур, воспользоваться всеми преимуществами языка программирования Java.

Почему искусственные нейронные сети?

Мы не можем начать говорить про нейросети без понимания их происхождения, включая также термин. Мы используем термины нейронные сети (NN) и ANN взаимозаменяемо в этой книге, хотя NN более общий, покрывая также
естественные нейронные сети. Таким образом, что же такое на самом деле ANN? Давайте изучим немного историю этого термина.

В 1940-ых нейрофизиолог Warren McCulloch и математик Walter Pits спроектировали первую математическую реализацию искусственного нейрона, комбинируя нейронаучный фундамент с математическими операциями. В то время многие исследования осуществлялись на понимании человеческого мозга и как и если бы мог смоделирован, но в пределах области неврологии. Идея McCulloch и Pits была реально уникальна, потому что добавлен математический компонент. Далее, считая, что мозг состоит из миллиардов нейронов, каждый из них взаимосвязан с другими миллионами, в результате чего в некоторых триллионах соединениях, мы говорим о гигантской структуре сети. Однако, каждый нейрон очень простой, действуя как простой процессор, способный суммировать и распространять сигналы.

На базе этого факта, McCulloch и Pits спроектировали простую модель для одного нейрона, первоначально симулируя человеческое зрение. Доступные калькуляторы или компьютеры в то время были очень редкими, но способные иметь дело с математическими операциями достаточно хорошо; с другой стороны, даже современные задачи, такие как компьютерное зрение и распознавание звуков не очень легко программируются без специальных фреймворков, основанных на математических операциях и функциях. Тем не менее, человеческий мозг может выполнять эти последние задачи эффективнее чем первые, и этот факт реально побуждает ученых исследователей.

Таким образом, ANN должна быть структурой для выполнения таких задач, как распознавание образов, обучение из данных и прогнозирование трендов, как эксперт может делать на основании знаний, в отличие от обычного алгоритмического подхода, что требует установки шагов для достижения определенной цели. ANN напротив имеет возможность изучать, как решить задачу самостоятельно, вследствие хорошо взаимосвязанной структуре сети.

Задачи, быстро решаемые человеком

Задачи, быстро решаемые компьютером

Классификация изображений Распознавание голоса идентификация лиц Прогнозирование событий на основе предыдущего опыта

Комплексные вычисления Исправление грамматических ошибок Обработка сигналов Управление операционной системой

Как устроены нейронные сети

Можно сказать, что ANN — это естественная структура, таким образом она имеет схожести с человеческим мозгом. Как показано на следующей картинке, естественный нейрон состоит из ядра, дендритов и аксона. Аксон продолжается в несколько ветвей, формируя синапсы с другими дендритами нейронов.

Таким образом, искусственный нейрон имеет похожую структуру. Он состоит из ядра(единицы обработки), несколько дендритов(аналогично входам), и одного аксона(аналогично выходу), как показано на следующей картинке:

Соединения между нейронами формируют так называемую нейронную сеть, аналогично синапсам в естественной структуре.

Самый базовый элемент — искусственный нейрон

Доказано, что естественные нейроны — обработчики сигналов поскольку они получают микросигналы в дендритах, что вызывает сигнал в аксонах в зависимости от их силы или величины. Мы можем поэтому подумать, что нейрон как имеющий сборщик сигналов во входах(inputs) и активационную единицу в выходе(output), что вызывает сигнал, который будет передаваться другим нейронам. Таким образом, мы можем определить  искусственную нейронную структуру, как показано на следующем рисунке:

В естественных нейронах есть пороговый потенциал, когда он достигается, включается аксон и сигнал передается другим нейронам. Поведение включения эмулируется активационной функцией, которая доказана быть полезной в представлении нелинейных поведений в нейронах.

Давая жизнь нейронам — активационная функция

Вывод нейрона получен благодаря активационной функции. Этот компонент добавляет нелинейность обработке нейронных сетей, которым это необходимо, потому что естественный нейрон имеет нелинейные поведения. Активационная функция обычно связана между двумя значениями на выходе, поэтому является нелинейной функцией, но в некоторых случаях она может быть линейной.

Четыре самых используемых активационных функций:

  • Сигмоида (Sygmoid)

  • Гиперболический тангенс(Hyberbolic tangent)

  • Жесткая пороговая функция(Hard limiting threshold)

  • Линейная(linear)

Уравнения и графики ассоциирующиеся с этими функциями, показаны
в следующей таблице:

Фундаментальные величины — весы(weights)

В нейронных сетях, синапсы представляют собой соединения между нейронами и имеют возможность усиливать или смягчать нейронные сигналы, например, перемножать сигналы, таким образом улучшать их. Итак, путем модификации нейронных сетей, нейронные весы(weights) могут повлиять на нейронный вывод(output), следовательно нейронная активация может быть зависима от ввода и от весов. При условии, что inputs идут от других нейронов или от внешнего мира, весы(weights) считаются установленными нейронными соединениями между нейронами. Таким образом, с тех пор как весы являются внутренними для нейронных сетей, мы можем считать их как знания нейронных сетей, предоставленные изменения весов будут изменять возможности нейронных сетей и поэтому — действия.

Важный параметр — смещение

Искусственный нейрон может иметь независимый элемент, который добавляет специальный сигнал для активации функции.

Части образующие целое — слои

Естественные нейроны организованы в слои, каждый из которых предоставляет специальный уровень обработки; например, входные слои получают прямой раздражитель из внешнего мира, и выходные слои активируют действия, которые повлияют на внешний мир. Между этими слоями есть несколько скрытых слоев, в смысле, что они не взаимодействуют напрямую с внешним миром. В искусственных нейронных сетях все нейроны в слое делят те же входы и активационную функцию, как показано на изображении:

Нейронные сети могут быть составлены из нескольких соединенных слоев, которые называются многослойными сетями. Обычные нейронные сети могут быть разделены на 3 класса:
1. Input layer;
2. Hidden layer;
3. Output layer;
На практике, дополнительный нейронный слой добавляет другой уровень
абстракции внешней стимуляции, тем самым повышая способность
нейронных сетей представлять больше комплексных данных.

Каждая нейросеть имеет как минимум входной/выходной слой независимо от количества слоев. В случае с многослойной сетью, слои между входом и выходом названы скрытыми.

Изучение архитектуры нейронных сетей

В принципе, нейронные сети могут иметь разные разметки, зависимые от того как нейроны или нейронные слои соединены друг с другом. Каждая архитектура нейронных сетей спроектирована для определенного результата. Нейронные сети могут быть применены для некоторогоколичества проблем и зависимые от природы проблемы, нейронную сеть следует спроектировать в целях этой проблемы более продуктивно. Обычно, существует 2 модальности архитектуры нейронных сетей:

1. Нейронные соединения:
1.1 Однослойные(monolayer) сети;
1.2 Многослойные(multilayer) сети;
2. Поток сигналов:
2.1 Сети прямой связи(Feedforward networks);
2.2 Сети обратной связи(Feedback networks);

Однослойные сети

Нейронная сеть получает на вход сигналы и кормит их в нейроны, которые в очереди продуцируют выходные сигналы. Нейроны могут быть соединены с другими с или без использования рекуррентности. Примеры таких архитектур: однослойный персептрон, Adaline(адаптивный линейный нейрон), самоорганизованная карта, нейронная сеть Элмана(Elman) и Хопфилда.

Многослойные сети

В этой категории нейроны делятся во много слоев, каждый слой соответствует параллельному расположению нейронов, которые делят одни и те же входные данные, как показано на рисунке:

Радиальные базисные функции и многослойные персептроны – хорошие примеры этой архитектуры. Такие сети реально полезны для апроксимации реальных данных в функцию, специально спроектированной для представлении этих данных. Более того, благодаря тому, что они имеют много слоев обработки, эти сети адаптивны для изучения из нелинейных данных, возможности отделить их или легче определять знания, которые воспроизводят или распознают эти данные.

Сети прямой связи(feedforward networks)

Поток сигналов в нейронных сетях может быть только в одном направлении или рекуррентности. В первом случае мы называем архитектуру нейронных сетей – feedforward, начиная с входных сигналов кормили во входной слой; затем, после обработки, они отправляются в следующий слой, как показано на ричунке про многослойную секцию. Многослойные персептроны и радиальные базисные функции – хорошие примеры feedforward сети.

Сети обратной связи(Feedback networks)

Когда нейронная сеть имеет некоторый вид внутреннего рецидива, это значит, что сигналы вернулись обратно в нейрон или слой, который уже получил и обработал сигнал, сеть – это тип feedback-а. Посмотрите на картинку:

Специальная причина добавить рекуррентность в сеть – это выработка динамического поведения, в частности когда сеть адресует проблемы, включая временные ряды или распознавание образов, которые требуют внутреннюю память для подкрепления обучающего процесса. Тем не менее, такие сети особенно трудны в тренировке, в конечном счете не в состоянии учиться. Многие feedback сети – однослойные, такие как сети Элмана(Elman) и Хопфилда(Hopfield), но возможно и построить рекуррентную многослойную сеть, такие как эхо и рекуррентные многослойные персептронные сети.

От незнания к знаниям — процесс обучения

Нейронные сети обучаются благодаря регулировке соединений между нейронами, а именно весов. Как уже упоминалось в структуре нейронных секций, весы представляют собой знания нейронных сетей. Разные весы призывают сеть вырабатывать разные результаты для тех же входных данных. Таким образом, нейронная сеть может улучшить эти результаты, адаптируя эти весы следуя обучающемуся правилу. Основная схема обучения показана на следующем рисунке:

Процесс, показанный на предыдущей схеме, называется контролируемое обучение(supervised learning), потому что это желаемый вывод, но нейронные сети могут обучаться только входных данных, без желаемого результата(контролируемое обучение). Во второй главе, «Как обучаются нейронные сети», мы собираемся глубже погрузиться в процесс обучения нейронных сетей.

Давайте начнем реализацию! Нейронные сети на практике

В этой книге мы покроем все процессы реализации нейронных сетей на Java. Java — это объектно-ориентированный язык  программирования, созданный в 1990-ые маленькой группой инженеров из Sun Microsystems, позже приобретенной компанией Oracle в 2010-ых. Сегодня, Java представлена во многих устройствах, которые участвуют в нашей повседневной жизни. В объектно-ориентированном языке, таком как Java, мы имеем дело склассами и объектами. Класс — план чего-то в реальной жизни, а объект — образец такого плана, например, car(класс, ссылающийся на все машины) и my car(объект, ссылающийся на конкретную машину — мою). Java классы обычно состоят из атрибутов и методов(или функций), которые включают принципы объектно-ориентированного программирования(ООП). Мы собираемся кратко рассмотреть эти принципы без углубления в них, поскольку цель этой книги — просто спроектировать и создать нейронные сети с практической точки зрения. В этом процессе четыре принципа уместны и нуждаются в рассмотрении:

  • Абстракция: Перевод проблем и правил реальной жизни в сферу программирования, рассматривая только их уместные особенности и отпуская детали, которые часто мешают разработке.

  • Инкапсуляция: Аналогично инкапсуляции продукта, при которой некоторые соответствующие функции раскрыты открыто (публичные(public) методы), в то время как другие хранится скрытым в пределах своего домена (частного(private) или защищенного(protected)), избегая неправильное использование или избыток информации.

  • Наследование: В реальной мире, много классов этих объектов представляют собой атрибуты и методы в иерархической манере; например, велосипед может быть супер-классом для машин и грузовиков.Таким образом, в ООП эта концепция позволяет из одного класса перенимать все свойства в другой класс, тем самым избегая переписывания кода.

  • Полиморфизм: Во многом схожа с наследованием, но с изменениями в методах со схожими сигнатурами, представляющие разные поведения в разных классах.

Используя концепции нейронных сетей, представленные в этой главе и коцепции ООП, мы сейчас собираемся проектировать самый первый класс, реализующий нейронную сеть. Как можно увидеть, нейронная сеть состоит из слоев, нейронов, весов, активационных функций и смещений, и трех типов слоев: входные, скрытые и выходные. Каждый слой может иметь один или несколько нейронов. Каждый нейрон соединен друг с другом входом/выходом или другими нейронами, и эти соединения называются весами.

Важно выделить, что нейронная сеть может иметь много скрытых слоев или вообще их не иметь, количество нейронов в слое может различаться. Тем не менее, входные и выходные слои имеют одинаковое кол-во нейронов, как количество нейронных входов/выходов соответственно. Так начнем же реализацию. Сначала, мы собираемся определить 6 классов, Детально показанные тут:

Имя класса: Neuron

Атрибуты

private ArrayList listOfWeightIn

Переменная ArrayList дробных чисел представляет список входных весов

private ArrayList listOfWeightOut

Переменная ArrayList дробных чисел представляет список выходных весов

Методы

public double initNeuron()

Инициализирует функции listOfWeightIn, listOfWeightOut с псевдослучайными числами

Параметры: нет

Возвращает: Псевдослучайное число

public ArrayList getListOfWeightIn()

Геттер ListOfWeightIn

Параметры: нет

Возвращает: список дробных чисел, сохраненной в переменной ListOfWeightIn

public void setListOfWeightIn(ArrayList listOfWeightIn)

Сеттер ListOfWeightIn

Параметры: список дробных чисел, сохранненных в объекте класса

Возвращает: ничего

public ArrayList getListOfWeightOut()

Геттер ListOfWeightOut

Параметры: нет

Возвращает: список дробных чисел, сохраненной в переменной ListOfWeightOut

public void setListOfWeightOut(ArrayList listOfWeightOut)

Сеттер ListOfWeightOut

Параметры: список дробных чисел, сохранненных в объекте класса

Возвращает: ничего

Реализация класса: файл Neuron.java

 

Имя класса: Layer

Заметка: Этот класс абстрактный и не может быть проинициализирован.

Атрибуты

private ArrayList listOfNeurons

Переменная ArrayList объектов класса Neuron

private int numberOfNeuronsInLayer

Целочисленное значение для хранения количества нейронов, которая является частью слоя.

Методы

public ArrayList getListOfNeurons()

Геттер listOfNeurons

Параметры: нет

Возвращает: listOfNeurons

public void setListOfNeurons(ArrayList listOfNeurons)

Сеттер listOfNeurons

Параметры: listOfNeurons

Возвращает: ничего

public int getNumberOfNeuronsInLayer()

Геттер numberOfNeuronsInLayer

Параметры: нет

Возвращает: numberOfNeuronsInLayer

public void setNumberOfNeuronsInLayer(int numberOfNeuronsInLayer)

Сеттер numberOfNeuronsInLayer

Параметры: numberOfNeuronsInLayer

Возвращает: ничего

Реализация класса: файл Layer.java

 

Имя класса: InputLayer

Заметка: Этот класс наследует атрибуты и методы от класса Layer

Атрибуты

Нет

Методы

public void initLayer(InputLayer inputLayer)

Инициализирует входной слой с дробными псевдорандомными числами

Параметры: Объект класса InputLayer

Возвращает: ничего

public void printLayer(InputLayer inputLayer)

Выводит входные весы слоя

Параметры: Объект класса InputLayer

Возвращает: ничего

Реализация класса: файл InputLayer.java

 

Имя класса: HiddenLayer

Заметка: Этот класс наследует атрибуты и методы от класса Layer

Атрибуты

Нет

Методы

public ArrayList initLayer( HiddenLayer hiddenLayer, ArrayList listOfHiddenLayers, InputLayer inputLayer, OutputLayer outputLayer )

Инициализирует скрытый слой(и) с дробными псевдослучайными числами

Параметры: Объект класса HiddenLayer, список объектов класса HiddenLayer, объект класса InputLayer, объект класса OutputLayer

Возвращает: список скрытых слоев с добавленным слоем

public void printLayer(ArrayList listOfHiddenLayers)

Выводит входные весы слоя(ев)

Параметры: Список объектов класса HiddenLayer

Возвращает: ничего

Реализация класса: файл HiddenLayer.java

 

Имя класса: OutputLayer

Заметка: Этот класс наследует атрибуты и методы от класса Layer

Атрибуты

Нет

Методы

public void initLayer(OutputLayer outputLayer)

Инициализирует выходной слой с дробными псевдорандомными числами

Параметры: Объект класса OutputLayer

Возвращает: ничего

public void printLayer(OutputLayer outputLayer)

Выводит входные весы слоя

Параметры: Объект класса OutputLayer

Возвращает: ничего

Реализация класса: файл OutputLayer.java

 

Имя класса: NeuralNet

Заметка: Значения в топологии нейросети фиксированы в этом классе(два нейрона во входном слое, два скрытых слоя с тремя нейронами в каждом, и один нейрон в выходном слое). Напоминание: Это первая версия.

Атрибуты

private InputLayer inputLayer

Объект класса InputLayer

private HiddenLayer hiddenLayer

Объект класса HiddenLayer

private ArrayList listOfHiddenLayer

Переменная ArrayList объектов класса HiddenLayer. Может иметь больше одного скрытого слоя

private OutputLayer outputLayer

Объект класса OutputLayer

private int numberOfHiddenLayers

Целочисленное значение для хранения количества слоев, что является частью скрытого слоя

Методы

public void initNet()

Инициализирует нейросеть. Слои созданы и каждый список весов нейронов созданы случайно

Параметры: нет

Возвращает: ничего

public void printNet()

Печатает нейросеть. Показываются каждое входное и выходное значения каждого слоя.

Параметры: нет

Возвращает: ничего

Реализация класса: файл NeuralNet.java

Огромное преимущество ООП — легко документировать программу в унифицированный язык моделирования(UML). Диаграммы классов UML представляют классы, атрибуты, методы, и отношения между классами очень простым и понятным образом, таким образом, помогая программисту и/или заинтересованным сторонам понять проект в целом. На следующем рисунке представлена самая первая версия диаграммы классов проекта: Сейчас давайте применим эти классы, чтобы получить некоторые результаты.

Показанный следующий код имеет тестовый класс, главный метод объектом класса NeuralNet, названный n. Когда этоn метод вызывается (путем выполнения класса), он вызывает initNet () и printNet () методы из объекта n, генерирующие следующий результат, показанный на рисунке справа после кода. Он представляет собой нейронную сеть с двумя нейронами во входном слое, три в скрытом слое и один в выходном слое:

public class NeuralNetTest {
    public static void main(String[] args) {
        NeuralNet n = new NeuralNet();
        n.initNet();
        n.printNet();
    }
}

Важно помнить, что каждый раз, когда код запускается, он генерирует новые псевдослучайные значения веса. Итак, когда вы запускаете код, другие значения появятся в консоли:

В сумме

В этой главе мы увидели введение в нейронные сети, что они собой представляют, для чего они используются, и их основные понятия. Мы также видели очень простую реализацию нейронной сети на языке программирования Java, в которой мы применили теоретические концепции нейронной сети на практике, кодируя каждый из элементов нейронной сети. Важно понять основные понятия, прежде чем мы перейти к передовым концепциям. То же самое относится и к коду, реализованному на Java. В следующей главе мы углубимся в процесс обучения нейронной сети и изучим различные типы наклонов на простых примерах.

От переводчика

Оригинал книги: Neural Network Programming with Java