«Так, я однажды задремал и услышал разговор.» Грин Александр. Бегущая по волнам, 1928 г.

С начала февраля 2021 года постоянно натыкаюсь на новости про Clubhouse. Многие мои друзья выпрашивали инвайты в соцсетях, но те кто зарегистрировался потом писали примерно одинаково: «интересная штука, но не знаю зачем оно мне». В это время новости становились все «горячее»: писали про доступность различных знаменитостей для общения в Clubhouse, и про дефицит инвайтов, и как Авито теперь блокирует объявления о продаже инвайтов, а еще возможные проблемы с безопасностью данных.

По разрозненным публикациям я так до конца и не понял интерфейс, а главное как конкретно все устроено и зачем это нужно, когда общение голосом возможно во многих соцсетях. Но интерес уже был, наконец, я зарегистрировался, изучил соцсеть изнутри и теперь могу написать подробный обзор. Надеюсь это вам поможет лучше понять кому и для чего нужен Clubhouse, а также как туда попасть.

Желание написать полноценный и, по возможности, адекватный обзор новой соцсети меня побудило отсутствие именно подробных обзоров, а при поиске попадалось много ерунды.

Ссылка на источник: https://hi-tech.mail.ru/review/52980-socset-ne-dlya-vseh-pochemu-vam-ne-nuzhen-invayt-v-clubhouse/
Ссылка на источник: https://hi-tech.mail.ru/review/52980-socset-ne-dlya-vseh-pochemu-vam-ne-nuzhen-invayt-v-clubhouse/

8 февраля 2021 года в Китае вообще заблокировали эту соцсеть, потому что там, в том числе, обсуждали политику. В России блокировки Clubhouse скорее всего не будет, ведь уже есть Youtube и другие соцсети где достаточно свободно обсуждают политику и пока их не блокировали. В Китае ситуация была иная, ведь там обычно недоступны все платформы связанные с Google: Facebook, YouTube, Twitter, WhatsApp, Instagram, Pinterest, также блокируется Википедия и многие другие сайты, соцсети. Поэтому блокировка Clubhouse в Китае была ожидаема, ведь он оказался чуть ли не единственной соцсетью для свободного общения китайцев как между собой, так и со всем миром.

Немного истории и зачем нужен Clubhouse

Большинство из нас раздражают аудиосообщения в чатах, хотя все чаще собеседники предпочитают записать голосовое, чем писать длинное сообщение. Идея соцсети, которая изначально подразумевают только голосовое общение без видео, будто бы витала в воздухе, целевой аудитории была нужна только достойная реализация.

Весной 2020 года экс-разработчики из Google Пол Дэвисон и Роган Сэт запустили Clubhouse. Ранее Пол Дэвисон создал соцсеть Shorts, которая позволяла участникам делиться скриншотами в реальном времени. Также он создал приложение Highlight в котором пользователи уведомляя о своём местоположении искали поблизости людей с общими интересами, можно было задавать им вопросы.

На фоне пандемии COVID-19 и периодических самоизоляций, карантинов в 2020 году постепенно росла популярность голосового общения в комнатах Clubhouse. Новая голосовая соцсеть оказалась совершеннее, чем обычные подкасты, ведь теперь спикеру можно было задавать вопросы, исчезала стена между говорящим и слушающим. При этом даже качественный подкаст от известной личности многие пользователи не слушают сразу особенное целиком, ведь есть запись, сохранили закладку, затем забыли и актуальность пропадает. В Clubhouse поощряется только живое общение в реальном времени. Это стимулирует пользователей заходить вовремя по расписанию, чтобы не только слушать популярных спикеров, но и задавать им вопросы.

Поначалу новая соцсеть была популярна в США, Европе и Китае. На старте инвестиции в Clubhouse были 10-12 млн. долларов и в декабре 2020 года новая соцсеть оценивалось примерно в 100 миллионов долларов. Однако в конце января 2021 года новая оценка составила уже один миллиард долларов. Примерно в это время Илон Маск лично на стриме в Clubhouse рассказал о вживлении нейрочипа обезьяне, которая в итоге смогла играть в видеоигры «силой мысли». Новость про обезьянку с нейрочипом опубликовали СМИ всего мира с указанием источника: стрим из Clubhouse.

Ссылка на источник: https://www.appannie.com/en/insights/mobile-minute/clubhouse-social-audio-apps-rise/
Ссылка на источник: https://www.appannie.com/en/insights/mobile-minute/clubhouse-social-audio-apps-rise/

СМИ давно использовали соцсети знаменитостей для источников новостей, теперь появилась новая задача: мониторить стримы на Clubhouse. Если в декабре 2020 года было около 600 000 пользователей, то в начале февраля 2021 года стало 2 400 000 активных пользователей. Также в феврале конкретно в России за неделю количество участников новой соцсети выросло в 18 раз. В январе 2021 года из России было по 1000 регистраций в день и это число росло экспоненциально, теперь более 400000 активных пользователей. Известные подкастеры, комики и другие представители шоу-бизнеса, бизнесмены, маркетологи digital-сферы моментально зарегистрировались в новой соцсети для набора подписчиков и тестов влияния на целевую аудиторию.

Представьте, что раньше вы слушали интервью с знаменитостями, подкасты, а теперь оказалось возможно поговорить с ними в режиме круглого стола. Как всегда бывает в любой новой соцсети, пока мало пользователей, доступ к общению со знаменитостями кажется проще, однако, эти преимущества будут только на начальном этапе развития популярности.

Для примера, в русскоязычном Clubhouse спонтанно оказалась очень популярна комната «Кто такой и зачем нужен», которая стала площадкой для интервью со знаменитостями. В этой комнате в формате живого интервью уже были беседы с известными блогерами, писателями, режиссерами, предпринимателями, например: Ильей Найшуллером, Настей Ивлеевой, Леонидом Парфеновым, Александром Цыпкиным, управляющим директором «Яндекса» Тиграном Худавердяном и другими знаменитостями.

  • Голосовая соцсеть с живым общением может быть полезна бизнесу с точки зрения поиска новых знакомств, инвесторов или кадров, а общение голосом часто быстрее и лучше раскрывает человека.

  • Очень удобная соцсеть для STAND UP, причем комики стендап-комедии оценили основное преимущество: можно иметь обратную связь с аудиторией как на живом выступлении.

  • Это прочная связь аудиторией, которая предпочитает живое общение голосом. Отлично годится для мастер-классов и тренингов, особенно по маркетингу, бизнесу, психологии и различным темам ИТ.

  • Clubhouse отлично подходит для знакомств по интересам или поиска второй половинки, при этом новая соцсеть лишена основного недостатка всех прочих: вообще нет личных сообщений или звонков. Это значит как бы вы активно ни общались, потом вас никто и никогда не побеспокоит, если вы сами не напишите какой-то контакт для связи в своем профиле.

Есть комнаты по знакомствам с людьми у которых интересный bio, легкий способ набрать подписчиков: красиво оформить профиль, молча зайти в такую комнату и ждать, многие сами добавятся в фоловеры. Ко мне в первый день добавились незнакомые фоловеры и без посещения комнат, видимо нашли по поиску: совпали по интересам нужные ключевые слова из описания моего профиля.

Недостатки Clubhouse

  • Вступление по инвайтам, официальная программа только на IOS, хотя есть неофициальные программы для PC, Android и даже Linux.

  • Многие известные люди уже имеют в Clubhouse десятки и сотни подписчиков, но максимальное ограничение слушателей в комнатах до 5 тысяч человек. Для примера: комик Александр Долгополов регулярно устраивает юмористические шоу в своих комнатах, но у него уже более 33 тыс. подписчиков, их число растет, очевидно комнаты на 5 тысяч слушателей будет не хватать.

  • Когда несколько интересных для вас стримов идет в одно время, придется выбирать только один. Не попали вовремя в нужную комнату со знаменитостью, значит не послушаете. Записать, чтобы потом послушать не выйдет, поскольку за запись разговоров в комнатах Clubhouse ваш аккаунт могут заблокировать.

  • Есть закрытые комнаты, но личных сообщений, чтобы заранее попроситься в них нет. В открытых комнатах иногда такое активное обсуждение, что не знаешь как вклиниться и не всегда модератор позволит начать говорить, когда ты хочешь. Как и везде встречаются токсичные личности желающие настойчиво высказывать свои бредовые идеи перед любыми слушателями и не всегда модератор комнаты будет на вашей стороне.

  • В Clubhouse есть люди, есть клубы по темам в которых можно создавать комнаты, но нет постоянных комнат. Каждый может создать комнату, она будет видна в рекомендациях вашим подписчикам, но когда все участники беседы выйдут эта комната исчезнет. При этом создать клуб может не всякий пользователь, шансы на одобрение создания нового клуба по заявке повышаются у тех кто провел несколько успешных стримов в комнатах.

  • Пользователям Clubhouse единственный способ вовремя попасть в комнату с интересными людьми — это быть подписанным на спикеров или клуб. Поэтому многих знаменитостей делают модераторами, чтобы их подписчики получали пуш-уведомления про новый стрим. Например, так было с Олегом Тиньковым, его аккаунт заходил в интересную комнату и молчал, а подписчики видели куда идти.

  • Вас могут забанить по жалобам, выходит тем у кого много хейтеров нет шансов. Причем бан бывает полный или частичный, например, главного редактора журнала Esquire Сергея Минаева и нескольких других людей забанили за участие в беседе о феминизме, после чего им можно как-то общаться, но больше нельзя создавать свои комнаты. Таким образом, социальная сеть новая, но уже подвержена основным правилам цензуры по жалобам пользователей на неприемлемые, оскорбительные высказывания.

  • При регистрации вы должны дать доступ к телефонной книге на IOS для Clubhouse, тогда он покажет какие ваши друзья там уже есть и только тогда вы получите возможность раздавать инвайты своим контактам. Впрочем, как и с любой другой социальной сетью можно использовать не основной телефон известный всем вашим контактам, а второй номер, который используете только для регистраций на каких-то сайтах, активаций клубных карт от магазинов и не используете для мессенджеров. Тогда ваши контакты даже не узнают, что вы присоединились к новой соцсети - это важно если вы хотите только изучить соцсеть, послушать и остаться анонимным.

  • Clubhouse не дает записывать пользователям беседы в комнатах, но в правилах приватности пишет, что может стримы могут записываться и храниться какое-то время, если жалоб нет записи удаляются, как долго и где хранятся эти записи доподлинно неизвестно. Однако, проблемы безопасности сохранения данных не редкость, вопрос был в том на каких серверах все хранится, были предположения, что частично на китайских, но в Clubhouse пообещали больше не использовать китайские сервера и привлечь стороннюю фирму для оценки безопасности кода.

Про анонимность в Клабхаусе

В предпочтении настоящие имена, поэтому имеется ограничение на смену имени: только один раз после регистрации. Таким образом если вы зарегистрировали псевдоним, то потом можете изменить на настоящее имя или наоборот. Описание свой страницы, так называемый bio вы можете менять сколько угодно и как хотите, писать там свои контакты, ссылки или ничего не писать.

Как получить инвайт на Clubhouse

При регистрации каждому пользователю дается два инвайта, изредка один, но затем по мере активности в соцсети инвайтов могут добавить. Ваше участие в комнатах для общения, особенно статус модератора способствуют добавлению новых инвайтов на аккаунт.

Первое время пользователей и инвайтов было мало, но благодаря СМИ популярность росла быстро и некоторые предприимчивые люди стали продавать инвайты, тогда Авито запретил торговлю такими инвайтами из-за большого количества мошенников. Поэтому ни в коем случае не ищите покупку инвайта, при желании вы быстро его найдете совершенно бесплатно.

В любом случае, для начала нужно зарегистрироваться в Clubhouse и выбрать логин, потом можно попросить инвайт у друзей в соцсетях, на любых форумах или чатах где вы общаетесь. Регистрация простая, нужно только указать телефон для приема кода из смс.

Нередко этого будет достаточно, чтобы получить инвайт за один день. Например, я зарегистрировался вечером, а утром малознакомый контакт из моей телефонной книги прислал мне инвайт. Когда вы регистрируетесь ваши контакты у которых есть Clubhouse видят это и могут тут же пригласить.

Масштабы вирусного распространения новой социальной сети мне стали видны сразу после регистрации: часть моих контактов активно использовали Clubhouse, многие другие имели около десятка контактов у кого он есть. Хотя у меня несколько сот контактов людей из области ИТ, бизнеса, маркетинга, но накопились и контакты: электриков, таксистов, художников, пенсионеров у которых точно нет смартфонов, а их контакты в основном аналогичные должны быть далеки от мира любых соцсетей. Изучив список своих контактов через Clubhouse я узнал, что вообще у всех без исключения оказались знакомые хотя бы с парой контактов, которые уже имели Clubhouse.

И у технических номеров службы такси, и у личного телефона таксиста есть контакты с Clubhouse, потому что новая соцсеть разрастается как катящийся снежный ком, чтобы это было наглядно видно я сделал схему.

Схема распространения инвайтов Клабхаус
Схема распространения инвайтов Клабхаус

Думаю глядя на эту схему у любого пропадет желание искать где купить инвайт или переживать, что его будет трудно найти, соцсеть только с виду закрытая, а реально вход в нее достаточно легкий. Сейчас эта новая социальная сеть переживает некоторый дефицит инвайтов на волне роста популярности, но очень скоро инвайтов будет более чем достаточно для всех желающих.

Чтобы попасть в Clubhouse попробуйте действовать по таким этапам.

  • Регистрируетесь и ждете, ваши шансы получить инвайт растут, если ваш номер телефона есть в контактах у людей из мира ИТ, бизнеса, маркетинга, любителей трендов и активных пользователей всех соцсетей, чем больше у вас разных контактов, тем лучше.

  • Если через день инвайта не пришло пишете посты про регистрацию на Clubhouse во всех своих других соцсетях и общих чатах где вы общаетесь с друзьями или коллегами, желательно ненавязчиво намекнуть, что будете рады инвайту, если у кого-то есть лишний. Ждете еще пару дней, вероятно приглашение для вас найдется, но снова зависит от вашей общительности и количества друзей, знакомых.

  • Когда никто не пригласил за три дня, значит ищите Телеграм каналы или какие-то сайты где раздают инвайты и можно бесплатно зарезервировать очередь на получение инвайта. Недостаток этого способа в том, что вам придется дать свой номер телефона незнакомому человеку для получения инвайта, а у вас в профиле будет отображаться имя того, кто вас пригласил. Кроме того, если вам дадут инвайт в порядке очереди, то видимо попросят отдать два своих инвайта дальше по цепочке тем кто после вас был в этой очереди.

Кстати, если вам срочно необходим инвайт и все равно кто пригласит: пишите под этой статьей на Хабре публичный комментарий, что хотите инвайт на Clubhouse. У меня есть два инвайта и я их отдам тем у кого будут первые два комментария (в личных сообщениях укажите номера телефонов - вышлю на них инвайт). Если оба человека получивших от меня инвайт отдадут свои два инвайта другим пользователям Хабра по цепочке комментариев, тогда будет еще четыре, далее восемь, шестнадцать и тд.

Как пользоваться Clubhouse: интерфейс и юзабилити

После того как вы получите инвайт можно заполнить профиль, просто выбираете интересы и пишете о себе в свободной форме в разделе bio

Настроек мало, они простые и не беда, если вы плохо знаете английский, разобраться очень просто. Если вы дадите доступ к своей телефонной книге вам покажут друзей у которых есть Clubhouse и вы сможете на них подписаться, также у вас появится два инвайта, их можно отправить любым контактам из телефонной книги на свой выбор. Можете верифицировать адрес электронной почты, но это не обязательно, вдруг вы выйдете из приложения - зайти обратно сможете также по коду из смс на номер телефона указанный при регистрации. Социальные связи ограничены возможностью привязать аккаунты Твиттер и Инстаграм. Есть рекомендации людей и комнат по интересам, что активны на данный момент, можно скрыть из ленты ненужные как показано на скриншоте.

Вы без ограничений сможете искать комнаты, клубы и интересных людей по именам, смотреть фоловеров у других пользователей, новая соцсеть быстро затягивает. Когда вы нажимаете на любую комнату — сразу попадаете на голосовой канал и некоторых это может выбить из зоны комфорта. Причем не сразу поймешь где кнопка выхода из комнаты. Когда я впервые зашел в случайную комнату и там идет активное обсуждение, а у меня смартфон на максимальной громкости — попытался выйти из приложения нажав ту самую единственную кнопку на Iphone. Только это не помогло: Clubhouse свернулся, я вышел на экран с иконками, но звук из комнаты продолжал идти. Пришлось убавить громкость до минимума и затем зайти, чтобы увидеть кнопку в виде руки с двумя пальцами — это и есть выход из комнаты.

Другая кнопка с рукой справа, чтобы попытаться высказаться в комнате, если модератор разрешит. Вы вовсе не обязаны говорить, можете просто прослушивать любые комнаты и просматривать все профили. Для начала найдите клубы по интересам, например, сообщество«The Dacha» это вообще не одна комната, а самый крупный клуб в русском Clubhouse, есть расписание мероприятий, разные темы и даже игра «Что, где, когда?».

Создать свою комнату предельно просто: выбрать тип, добавить описание и ждать собеседников из числа подписчиков или пригласить на стрим подписчиков, друзей из других соцсетей.

Зачем еще одна социальная сеть

При запуске Инстаграма в 2010 году фотографии уже можно было свободно выкладывать в самых разных соцсетях, несмотря на это Инстаграм навсегда занял нишу социальной сети для фотографий. Поначалу Инстаграм был для путешественников, блогеров и фотографов, причем отсутствие полнофункциональной веб версии вынуждало использовать Инстаграм на смартфонах. Теперь это полноценная соцсеть для всех, а в 2020 году, наконец, появилась возможность писать личные сообщения из веб версии на PC.

Другое дело Google+ с момента появления в 2011 году ничем особенным не привлекал пользователей, популярные блогеры того времени перечисляя свои соцсети про Google+ говорили иронично и пренебрежительно как о никому ненужной соцсети, так и вышло. В 2019 г. Google+ закрыли формально сославшись на уязвимости в защите данных пользователей, на самом деле из-за отсутствия популярности.

Есть мнения, что Clubhouse временно популярен на волне хайпа, а по сути ничего нового: давно есть Discord с похожими голосовыми чатами, было популярно приложение ZELLO (рация для Андроида и IOS). На самом деле Дискорд — это чат для геймеров, у него много возможностей для создания серверов с модераторами, но это никогда не будет единой социальной сетью. ZELLO подходит как рация для дальнобойщиков, рыбаков, охотников, туристов, то есть специфических сообществ. Clubhouse — напротив имеет основной признак массовой социальной сети: профили в основном с настоящими именами и активно начал наполняться публичными известными персонами, явная попытка занять нишу главной голосовой социальной сети, что давно ждали люди любящие общаться голосом, но без видео.

Сейчас Clubhouse вынуждает использовать его только на смартфонах от Apple, наверное, потому что аудитория пользователей IOS по статистике более платежеспособна. Видимо в будущих планах разработчиков платные подписки или донаты. Пока не хватает поддержки Android и PC, а вдруг когда-то появятся и эти официальные клиенты, может быть появится и реклама, вероятно интерес у энтузиастов пропадет, но массовая аудитория будет расти, как и монетизация.

В других соцсетях также есть звонки, групповые чаты, но еще есть личные сообщения, лайки, а за счет новостных лент создается вовлечение пользователей, иногда это непосильный информационный фон из-за которого многие периодически удаляются из соцсетей. Как оказалось Clubhouse лишен этих надоедливых недостатков обычной социалки, потому что пока в нем вовсе нет личных сообщений и звонков, а также ленты новостей, вообще ничего лишнего.

Пугающая интровертов своей голосовой сущностью социалка, на данный момент, оказывается самой ненавязчивой и свободной. В принципе можно молча сидеть и подслушивать все разговоры без всяких обязательств завязывать общение, при этом никто и никак не сможет начать с вами общение. Максимум действий, которые могут делать с вами другие пользователи: подписаться на ваш аккаунт или отписаться от него и все, никаких других функций просто нет. В небольших комнатах вас могут назначить спикером, если среди организаторов есть подписчики слушателя, но вы же не обязаны как-то реагировать.

Максимум беспокойства от Clubhouse только пуш-уведомления о предстоящих беседах от тех на кого вы подписаны и на каждой подписке можно индивидуально настраивать уведомления нажав на “колокольчик”. Функционал Clubhouse позволяет отключить общие пуш-уведомления максимум на неделю, затем придется снова отключать, зато их можно насовсем отключить в настройках IOS.

Прежде чем просить инвайт в Clubhouse подумайте зачем вам это надо.

  • Вы не любите читать, но любите слушать чужие разговоры?

  • Вы не любите много писать, а обожаете много говорить?

  • Вы заранее знаете каких спикеров из Clubhouse хотите послушать и может быть задать вопросы в режиме круглого стола?

  • Вы блогер, комик, ваша деятельность подразумевает подкасты, живое общение, хотите быстро найти новых подписчиков?

  • Вы стартапер ищете советы по бизнесу, маркетингу, инвесторов и готовы к любой критике в живом общении?

  • Вы часто участвуете в тренингах, мастер-классах, чтобы найти новые знакомства для бизнеса или вы по роду деятельности лектор?

  • Вы хотите повысить узнаваемость своего имени, бренда и быстро набрать подписчиков на волне хайпа вокруг новой социалки?

  • Вы не стесняетесь знакомиться и общаться с людьми голосом или хотите прокачать навыки коммуникабельности?

  • Вы энтузиаст и любите пробовать все новое, имеется свободное время?

Лично я зарегистрировался из энтузиазма и потому что было личное приглашение на круглый стол у крутых знакомых спикеров. Если у вас острая нехватка времени и вы пока не знаете зачем вам голосовая соцсеть лучше отложить регистрацию. Следует понимать, что общение в комнатах идет по расписанию, вам придется подстраивать свой график, если хотите раскрутиться как спикер. Но только на начальном этапе роста новой соцсети, когда приходят наиболее эмоционально вовлеченные пользователи, идет максимально быстрый рост подписчиков. Сейчас аудитория максимально активная и когда вы делаете комнату для стрима послушать вас заходят ваши подписчики, тогда комнату видят и заходят подписчики подписчиков, дальше такой же принцип роста аудитории комнаты, все будет зависеть от актуальности ваших тем и умения удержать аудиторию.

Феномен явного интереса к голосовой соцсети показывает нам, что подобная соцсеть кому-то очень нужна. В случае неудачи проекта Клабхаус со временем, видимо, появится другой вариант реализации подобной соцсети, но пока мы видим предпосылки для успеха. Только время покажет во что превратится Clubhouse.

P. S. Пока дописывал статью прилетел такой анонс про беседу с руководителем «Яндекс.Лавка» и медиадиректором Sports.ru