Мы в UC Browser тесно связаны с китайской интернет-аудиторией. Сравниваем ее с российской и обсуждаем различия с коллегами, работающими на китайский рынок. В этой статье мы собрали основные факты о китайском интернете, пользователях, тенденциях и сравнили китайских пользователей с российскими. В конце статьи ответили на предыдущие вопросы читателей.

1. В интернет чаще заходят с мобильных телефонов, чем с ПК


В Китае мобильный интернет победил обычный: в 2014 году с телефона в интернет выходили 83,4% пользователей, с ПК — 80,9%. В России только 68% пользователей как минимум раз в месяц выходили в интернет с телефонов и планшетов. Среднему интернет-пользователю в Китае 25 лет, в России — 34 года1.
Сравним поведение российских и китайских пользователей мобильного интернета2:



Из-за большого количества молодых пользователей, в Китае основной трафик приходится на мессенджеры, игры, блоги, приложения и сайты с музыкой.

2. Мобильные сайты в приоритете


Мода на адаптивные сайты обошла Китай стороной. Часто сайты строят только под смартфоны, минуя версии для ПК, или создают разные сайты для разных устройств. Каким бы ни был сайт, важно, чтобы он корректно отображался во встроенных браузерах приложений3.

Последнее время в Китае набирают популярность мобильные лендинги на HTML5 (???, qing yingyong или “light apps”). Они часто анимированные и адаптированы только под сенсорные экраны — навигация требует прокрутки вручную. Такие лендинги обычно одноразовые и заточены под одну идею — рассказать о событии, промо-акции, донести специфическую информацию.


Магазин в рамках акции предлагает выбрать персонажа и подобрать одежду.


Отчет компании Baidu о тенденциях мобильного интернета за второй квартал 2014 года.

3. Мобильные браузеры — другая статистика


Пользователей в Китае привлекают дополнительные возможности. Каждое крупное приложение стремится расширить функции и стать приложением «все-в-одном». В случае с браузерами это подборки тематических ресурсов (тесно связанные с любовью к ссылкам), жизненно важные сканеры QR-кодов, менеджеры файлов, темы и обои.
UC Browser также следует этой тенденции. Это позволило завоевать доверие пользователей в Китае: по данным StatCounter, мы занимаем первое место среди независимых мобильных браузеров и тесно соперничаем со стандартным Android-браузером.



В статистику включены QQ Browser и Chrome. QQ Browser — это часть большой сети сервисов Tencent QQ, в которую также входят мессенджер, онлайн-игры, шоппинг, микроблоггинг и музыкальные сервисы. Поэтому доля QQ Browser довольно велика.
Chrome, как и Google, не завоевал большого количества пользователей. Главная причина в цензуре блокировке Google-сервисов на территории Китая. Об этом речь пойдет далее.

4. WeChat и Sina Weibo — главные соцсети


Пик популярности QQ мессенджера и клонов Facebook вроде RenRen прошел. Сейчас в Китае есть два лидирующих приложения для мобильных пользователей4: WeChat (600 млн зарегистрированных пользователей) Sina Weibo (556 млн пользователей). Функция Sina Weibo ясна: тот же Twitter, только на китайском. Пользователи читают новости, делятся информацией, рассказывают о себе.

WeChat — это больше, чем мессенджер. Прежде всего, китайцы непривычно много пользуются голосовыми сообщениями (90% пользователей отправляют голосовые сообщения, 96% — текстовые). Бывает проще сказать, чем написать. В большинстве случаев китайская клавиатура выглядит как обычная с английской раскладкой — пользователи набирают текст системой транслитерации пиньинь и выбирают подходящие по звучанию китайские слова. Это занимает время. Поэтому, когда требуется передать длинный текст, пользователи предпочитают отправлять голосовые сообщения.

Есть в мессенджере и своя социальная сеть — «Моменты», где видны обновления и фотографии друзей. WeChat — мощный маркетинговый инструмент для компаний: у каждого бренда есть публичная страница, на которую можно подписаться. Через мессенджер также сканируют QR-коды, проверяют баланс на банковской карте и пишут в службу поддержки, оплачивают товары или услуги, находят людей поблизости.


Функция «Drift Bottle» позволяет отправлять и получать анонимные послания в «бутылке».

5. QR коды повсюду


QR-кодами в Китае зашифровывают ссылки на сайты и приложения, визитные карточки в мессенджерах, скидки на товары, даже электронные кошельки для быстрого расчета в приложениях.

В начале года компания Alibaba инвестировала в израильский стартап Visualead, занимающийся разработкой цветных и анимированных QR-кодов, чтобы использовать их в собственных продуктах. Популярность QR-кодов в Китае еще не достигла предела.

Так, вместо того, чтобы расплатиться в магазине наличными или картой, пользователям WeChat предлагают отсканировать QR-код и подтвердить выполнение операции. Мессенджер спишет деньги с привязанной банковской карты. Подобным образом можно расплачиваться и через Alipay, платежную систему от Alibaba.


Стена с предложениями о работе на ярмарке вакансий в Иньчуане, 2013 год. Соискатели сканируют QR-код, читают описание вакансии и с телефона же отправляют резюме.

6. Домены сайтов пишут цифрами


В китайском интернете, помимо латиницы, домены часто записывают цифрами: например, 3.cn (интернет-магазин Jingdong Mall, второй по популярности после Taobao), 10010.com (мобильный и интернет-провайдер China Unicom) и 163.com (почтовый сервис). Причин на это три.

Во-первых, не все китайские пользователи привыкли к латинице, поэтому набрать, а тем более запомнить домен на английском языке, бывает трудно. Цифры же все знают и используют с детства. Кроме того, некоторые китайские слова созвучны цифрам, а некоторые цифры имеют мистическое значение — наверняка многие вспомнят байки про отсутствие четвертых этажей в зданиях и лифтах (цифра 4 созвучна слову “смерть”).

Вот и получается, что китайский сайт компании Alibaba находится по адресу 1688.com: адрес читается как “Yi, liu, ba, ba”, а цифра 8 означает “разбогатеть”.


Сайт Alibaba, адрес 1688.com — под логотипом.

7. Платят, чтобы выделиться. Для себя — качают бесплатно


Согласно мнению пользователей Quora, китайцы склонны покупать статусные вещи — те, которые видны публике и подчеркивают уникальность владельца: брендовые аксессуары, украшения, гаджеты. За товары личного пользования (стиральные машины, холодильники и другие), наоборот, платят неохотно и выбирают самые дешевые.

Та же тенденция прослеживается и в интернете. Едва ли китайцы купят игры, ПО, фильмы и музыку, если это можно скачать бесплатно — в Китае все еще открыты многие пиратские ресурсы и альтернативные магазины с приложениями. Поэтому разработчики заманивают пользователей free-to-play играми и зарабатывают на внутренних покупках. Китайские игроки больше остальных любят покупать виртуальные товары, которыми можно похвастаться на публике (одежду для игровых персонажей, разные виды оружия).

Свой подход к монетизации нашли и в музыкальной среде. Платные рингтоны и треки вместо гудков приносят прибыль, поскольку тоже выделяют пользователей среди остальных. Приложения с музыкой предлагают пользователям слушать песни бесплатно. Чтобы скачать треки или слушать их на других устройствах, приходится оформлять премиум-подписку.


Скриншот музыкального приложения Xiami от Alibaba


Скриншот сайта QQ Music

8. Страницы перегружены информацией


Достаточно зайти на любой китайский сайт, чтобы понять, как сильно китайский веб-дизайн отличается от западного. Из-за емкости иероглифов длинные фразы умещаются в несколько символов. Блоков с информацией довольно много, и нам кажется, что сайты пестрят текстом — часто так оно и есть.

Привычка создавать перегруженные информацией сайты идет из тех времен, когда интернет был дорогой и медленный, и на одной странице пытались уместить как можно больше информации. Доступ в интернет подешевел, но привычка осталась.

На дизайн влияет и плохое восприятие латиницы. Пользователям проще кликнуть на готовую ссылку, чем воспользоваться поиском. Чтобы найти информацию, пользователям приходится иметь дело с пиньин-клавиатурой, а это бывает затруднительно для старшего поколения. Поэтому сайты по привычке создают насыщенными информацией. Впрочем, и в Китае приходят к лаконичному дизайну — просто медленнее.


Китайский новостной сайт Sina


Российский новостной сайт РИА Новости

9. Всю информацию проверяют, неподходящую — блокируют


Говоря о китайском интернете, нельзя не упомянуть цензуру. «Великий китайский фаервол», он же “Золотой щит”, успешно блокирует основные западные сайты: все сервисы Google, Facebook, Twitter, Youtube, Blogger, Wordpress, новостные и другие ресурсы. После “революции желтых зонтиков” в Гонконге заблокировали и Instagram. С перебоями работают мессенджеры Viber и KakaoTalk, Line заблокирован. Чтобы воспользоваться сервисами на территории Китая необходим VPN. Список заблокированных сайтов можно посмотреть здесь.
Запрет на популярные иностранные сайты привел к развитию локальных сервисов: Baidu вместо Google, Sina Weibo вместо Twitter, WeChat вместо WhatsApp.

Цензура не ограничивается блокировкой западных сайтов. Тщательной проверке подвергаются и все китайские сайты. Вот что происходит при попытки найти информацию о событиях на площади Тяньаньмень в китайском поисковом сервисе Baidu:



10. Средняя скорость доступа в интернет — 3,4 МБ/с


Самая высокая скорость в среднем по Китаю — в Шанхае: 5,4 МБ/с5. На миллиардное население в Китае всего три мобильных и интернет-провайдера: China Telecom, China Unicom и China Mobile. Интернет принято оплачивать сразу за полгода или год. Тариф со скоростью 12 МБ/с обойдется примерно в 1900 юаней за год (примерно 16 000 рублей).

Стоит отметить, что с заявленной скоростью будут загружаться в основном китайские сайты, на зарубежных сайтах скорость значительно ниже.


Тестирование скорости интернета российским сервисом.


Тестирование того же подключения китайским сервисом.

В России пользоваться интернетом дешевле и приятнее: по данным Яндекс, средняя скорость интернета — 9 МБ/с, а абонентская плата — 344 рубля в месяц.

Бонус. Для регистрации сайта требуется специальная лицензия


Теперь ответим на вопросы пользователей. В предыдущей статье нас попросили рассказать о процессе регистрации сайта и сертификатах компании.

Вкратце, чтобы купить китайский хостинг, зарегистрировать сайт в зоне .cn и вести деятельность в интернете, требуется оформить лицензию контент-провайдера (ICP). Заявитель несет удостоверение личности, заявление и свидетельство о регистрации компании в хостинговый сервис. Затем, хостер отправляет заявку на рассмотрение в Министерство промышленности и информатизации КНР (???). Лицензию изготавливают за 10-20 дней.

Как верно заметили в комментариях, у нашей компании есть четыре лицензии: ???[2013]0245-095?, (?)-????-2011-0120, ?B2-20070379, ?ICP?09210879?.



???[2013]0245-095? — это лицензия на осуществление культурных мероприятий в интернете (?????????, Internet culture operation license). Её выдают, если уставной капитал не меньше 1 миллиона юаней.

????-2011-0120 — Эта лицензия подтверждает, что компания не занимается электронной коммерцией. Лицензия не имеет отношения к медицине, как предположили в комментариях к предыдущей статье.

?B2-20070379 — лицензия разрешает отправлять пользователям SMS.

?ICP?09210879? — та самая ICP-лицензия, которую выдает Министерство промышленности и информатизации КНР для ведения деятельности в интернете.

Подведем итоги. Китайский интернет — самобытный. Из-за жесткого регулирования интернета правительством здесь популярны только местные сервисы. В то же время, хорошо развиты онлайн-шопинг и онлайн-платежи: многие предпочитают делать покупки на Taobao и рассчитываться через Alipay.
Китайские интернет-пользователи почти на 10 лет моложе российских, и основное время в интернете они тратят на общение и развлечения — музыку, видео, игры. Здесь, как и в России, много нелегального контента. В последнее время приложения и сайты пытаются перевести пользователей на платные подписки, но до победы легального контента над нелегальным еще далеко.

Спасибо за внимание!

1По данным
thenextweb.com/asia/2014/07/21/in-china-more-people-now-access-the-internet-from-a-mobile-device-than-a-pc
company.yandex.ru/researches/reports/2015/ya_internet_regions_2015.xml#2
www.linkedin.com/pulse/20121002150727-416648-the-chinese-user-is-more-like-you-than-you-think?trk=mp-details-rr-rmpost
product-test.ru/news/intierniet-auditoriiavrossiiznachitielnovyroslav2013ghodu
2На 2013 и 2014 гг. по данным
corp.mail.ru/media/files/40314-researchmobilemail.pdf и
www.nanjingmarketinggroup.com/blog/chinese-internet-users/how-mobile-internet-use-china-changing
3www.smashingmagazine.com/2015/02/13/china-web-design-trends-2015
4wearesocial.net/blog/2014/01/social-digital-mobile-worldwide-2014
5de.slideshare.net/digitalinsurance/we-are-social-guide-to-social-digital-and-mobile-in-china-2014

Комментарии (25)


  1. tractus_lepus
    13.04.2015 19:00
    +3

    Клёвые факты, но совершенно бесполезные. Если что, сейчас нахожусь в Китае и испытываю все «прелести» китайского интернета на себе )))


    1. foxyrus
      13.04.2015 23:04
      +4

      Полезные ;) Скоро в РФ будет примерно так же.


  1. vaily
    13.04.2015 20:35
    -2

    Спасибо, но все это и так известно, а то, что интересно, вы не озвучили. Может я неточно выразился при постановке вопросов. Постараюсь еще раз:
    1)я не «предполагал». ?? значит что-то другое? ???????????? — Сертификат соответствия на распространение информации о лекарствах в сети Интернет. И дальше уже идет информация о ????(непридпринимательской деятельности) (??????????????????)
    2) разве из требований к уставному капиталу уже убрали условие про ????Наша ???? получит отлуп, если постарается оформить себе такой.(????)(????????????????????,????????????????????(?)????(?)?????????????????????????????????????????????????????(????)??
    3) какую ???????? использует ваш браузер? Тот же ?? выдал нам стоимость в пару десятков ванов за лицензию+ежегодные отчисления, вследствии чего мы написали свою. Может есть энтерпрайз-решения подешевле?(?????????????????,??????????)
    4) про файрволл(вернее ????????)не сказано толком ничего. То, что там нет фейсбука и ютуба и так все знают.(?????????,????!!!)
    5) Как ваша компания обеспечила готовность к ????, в частности, как вы обеспечиваете ????? Принудительно?(???????????)
    6) Откуда берутся ????. Их полно в интернете, но где их источник, чем это регулируется — никто не в курсе.(???????????)


    1. vaily
      14.04.2015 17:13
      +2

      Мда, после разделения хабр из научно-популярного ресурса стал просто популярным. Сложные специализированные вопросы тут лучше не поднимать. Слушайте, а если я вопросы в форме комиксов составлю, лучше восприниматься будет?
      Кому нужны скриншоты из ????, которых любой первоклассник может сотню надергать? Вы же солидная компания с большим опытом работы, так ответьте на действительно интересные вопросы, ответы на которые мало кто знает — например, как у вас реализована эвристика, которая определяет, что ?? ?? ? ?? — это тоже нехорошее слово, которое надо блокировать с примером кода(вообще в идеале). Расскажите про обновление после 15 марта, когда учетные записи пользователей стало необходимо подтверждать при помощи номеров шфж — как вы получили доступ к полной базе номеров шфж, когда можно связать его номер и ФИО владельца(ведь в открытой базе доступны только номера, место выдачи, дата рождения и пол), какие для этого требуются разрешения. Да тысячи вопросов, ответы на которые очень и очень сложно найти и которые будут реально интересными.
      Понятно, что всякие «проживающие», «свидетели», «эксперты» будут против и не будут читать — потребление контента подобного уровня требует хотя бы наличие слова Sapiens в названии их биологического вида. Но другая группа будет вам очень и очень благодарна. В конце концов для них есть куча других ресурсов — от всяких «газет» до пабликов вконтакте.


      1. DschinghisKhan
        15.04.2015 18:23

        Спасибо за комментарий. Мы писали статью для широкой аудитории, и намеренно не поднимали узкоспециализированные вопросы. Что касается китайского файервола, мы никак не связаны с его разработкой и не можем описать вам подробности эвристики и алгоритмы блокирования.


  1. xvilka
    14.04.2015 01:11

    Две вещи, которые раздражают при использовании китайских сайтов из России — это медленная скорость, и очень плохая расширяемость поиска Baidu. Кто бы им показал как Google сделал операторы поиска и поиск по изображению.
    По Baidu нашел вот это www.baiduguide.com/baidu-seo-guide/baidu-search-operators, логических же операторов нет, как и оператора link:
    Вот для сравнения операторы Google support.google.com/websearch/answer/2466433 + www.googleguide.com/advanced_operators_reference.html


    1. wtigga
      14.04.2015 06:59

      … а ещё он не в состоянии искать по кирилице, например.


      1. UC_Browser Автор
        14.04.2015 13:35
        +2

        С кириллицей всё очень плохо, это верно (скрин запроса «вконтакте» в Baidu).


        1. vlreshet
          14.04.2015 16:27
          +1

          Первая и четвёртая строка снизу — внезапно.


    1. vaily
      14.04.2015 17:29
      -1

      Ну, поиск по картинкам у них уже лет 10, как есть, а тот же link(????)можно проверить на сотне других серрвисов. Но да, в целом дополнительных операторов не помешало бы добавить. Хотя для обычного поиска с головой хватает ????.
      А еще он не может искать на иврите, арабском языке и всякой другой экзотике. Ну так он и не позиционирует себя, как всемирный поисковик.


  1. wtigga
    14.04.2015 06:56

    Вот и получается, что китайский сайт компании Alibaba находится по адресу 1688.com: адрес читается как “Yi, liu, ba, ba”, а цифра 8 означает “разбогатеть”.

    Конкретно в этом случае — Yao, liu, ba, ba.


    1. UC_Browser Автор
      14.04.2015 13:41

      Спасибо за уточнение.
      Мы спросили китайских коллег — конкретно в этом случае они читают как «Yi, liu, ba, ba». По их словам, «Yi» звучит официально, а «Yao» — неформальный вариант. Примерно как «один, два, три» и «раз, два, три».


      1. wtigga
        14.04.2015 13:47

        Хм, при использовании Яо есть прямая фонетическая связь с алибабой. Многие читают как яо.


        1. vaily
          14.04.2015 17:34
          -1

          Если опять занудствовать( а я только этим и занимаюсь), то цифр ????? в китайском языке нет( как и ?). Это так, жаргонизмы, которые прижились. Ни в одном документе\отчетности вы их не встретите. Есть два вида ????(?????), утвержденные Институтом языкознания и ВСНП еще в лохматых 50-х годах
          ??????????
          ??????????


          1. wtigga
            15.04.2015 03:20

            Теперь не только на ?БКРС, но и тут от вас спасу нет, Григорий.
            Здесь кто-то вообще поднимал тему утверждённых в лохматых 50-х годах документов про цифры?
            Речь о распространённом способе чтения, не более.


            1. vaily
              15.04.2015 10:34

              1) При том, что 1=?\?, но никак не ?. Найдете мне хоть один бухгалтерский отчет с ??? — я сразу же замолчу и никогда больше не скажу ни слова
              2) Я Георгий
              3) Я никому не грублю, не хамлю, правил ресурса не нарушаю — имею право(и буду) вставлять свои 5 копеек везде от хабра до лепры.


              1. wtigga
                15.04.2015 10:47

                1. При чём тут бухгалтерские отчёты? Как они связаны с устоявшимся разговорным чтением отдельно взятой цифры (не числа)?
                2. Прошу прощения.
                3. Да, к сожалению, право-то вы имеете.


                1. vaily
                  15.04.2015 11:41

                  1) с тем, что даже если слово «раз» устоялось в некоторых сферах как заменитель цифры «один» — в армии, например «раз-два-три», читать как «При пожаре звоните „ноль-раз“ никто не будет. Так и тут — сайт называется не ????, а ????, ведь он 1688.
                  »… Я заработал раз тысяч рублей..."
                  "… Мы с ним виделись не раз сотню раз..."
                  "… Я всегда кладу в чай раз ложек сахара..."
                  2) Да имя какое-то странное — все путают, то Юра, то Гриша…
                  3) Другие люди просто не обращают внимание на меня. И я быстро теряю интерес. А вы реагируете — с вами весело.


                  1. wtigga
                    15.04.2015 11:56

                    Вы как-то странно пытаетесь русские языковые реалии переложить на китайский. Спросите у коллег-китайцев, как они читают 1688, и могут ли прочитать как «яо».

                    При пожаре, кстати, китайцы скажут именно что «яо яо цзиу» (119).

                    P.S.: известное макдаковое 4008-517-517 использует единицу именно потому, что её в номере (не числе!) прочитают как «яо», чтобы звучало как «хочужрать хочужрать».


                    1. vaily
                      15.04.2015 13:05

                      Естественно, могут. А еще они говорят ???, ?? и так далее. Вы еще вспомните всякие тинейджерские заморочки вроде 521 и 51930 вспомните. Тут же речь о том, что используют в повседневной речи китайцы, а о "… адрес читается как “Yi, liu, ba, ba”..."


    1. mtp
      15.04.2015 15:20

      > Вот и получается, что китайский сайт компании Alibaba находится по адресу 1688.com: адрес читается как “Yi, liu, ba, ba”, а цифра 8 означает “разбогатеть”.

      Я просто оставлю это здесь — 1488.com


  1. techzilla
    14.04.2015 11:22

    Очень интересный материал. Я, как «очевидец событий», могу подтвердить большинство приведенных фактов. Немного удивила статистика про то, что доля мобильного интернета перевалила частоту заходов с ПК, хотя тут тоже всё ясно. В свое время поразило посещение китайской школы. Зима, отопления нет, все дети укутаны, но зато на стене плазма и у каждого свой гаджет) Избыток информации тоже сильно впечатлил. Хотя, может быть, так просто кажется из-за специфики языка — глаз не воспринимает иероглифы.

    Кстати, интересно. Доверяют ли китайские коллеги (и, я так понимаю, китайские начальники) вам в принятии решений относительно российского рынка? Например, особенностям менталитета при проектировки интерфейса и т.д.? Зайдя на промо браузера и потыкав по разделам на разных языках, я поняла, что и там есть серьезные различия


    1. UC_Browser Автор
      14.04.2015 13:48

      Например, особенностям менталитета при проектировки интерфейса и т.д.?

      Спасибо за комментарий, вы затронули довольно важный вопрос. В прошлой статье мы писали, что китайцы не любят экспериментировать и предпочитают идти по проторенному пути. Это относится и к принятию решений, и к проектировке интерфейса. Другими словами, если китайцы достигли успеха на одном рынке, то будут использовать ту же стратегию и на другом, без изменений.


      1. techzilla
        14.04.2015 16:28

        Спасибо большое за ответ! Интересно!


  1. Fuzzyjammer
    14.04.2015 15:48

    Насыщенные текстом сайты — это не так и плохо. Гораздо хуже, когда наоборот, как на американских новостных последние несколько лет, где и без того короткая статья разбита на несколько страниц, буквально по паре предложений на страницу, все в окружении баннеров, иногда не самых SFW. Для прочтения требуется несколько раз выбрать следующую страницу (и загрузить свежие баннеры, конечно же).
    Уж лучше бы как у китайцев или как в рунете лет 10 назад :)