Эволюция бессерверной архитектуры

Все началось в 1953 году, когда компания IBM выпустила свой первый коммерческий компьютер. И вот сегодня мы обсуждаем бессерверную архитектуру. За прошедшие годы вычислительная техника не только совершила настоящую революцию в том, как строится работа современных компаний,  –  но и претерпела огромные преобразования сама по себе.

После ряда успешных (и не очень) проектов по развертыванию фреймворков на корпоративных инфраструктурах и в облаке, была сформулирована концепция фреймворка FaaS (Function as a Service). Его задача – обеспечить запуск приложений в контейнерах без сохранения состояния. Это дает разработчикам возможность сконцентрироваться на самом коде, а не на управлении сложной инфраструктурой и связанными с ней ресурсами. Это привело к изобретению бессерверной архитектуры, ориентированной исключительно на исполнение двоичных файлов приложений, при этом все необходимые ресурсы управляются сторонним провайдером и принадлежат ему. По своей сути бессерверная архитектура позволила предприятиям не только сильнее сосредоточиться на разработке основных приложений, но и существенно снизить накладные расходы.

Однако платформы бессерверных вычислений не только позволили разработчикам быстрее создавать и развертывать приложения, но и привнесли ряд новых проблем с их отладкой по сравнению с традиционными платформами. В этой статье мы рассмотрим методы, проблемы и популярные инструменты отладки, используемые в бессерверной инфраструктуре.

Что такое отладка в бессерверной среде?

Поскольку бессерверная архитектура все еще находится на стадии становления, подходы и инструменты, которые гладко встраиваются в FaaS-платформы и при этом позволяют осуществлять постоянный сбор данных, также непрерывно совершенствуются. Так как бессерверные приложения используют всевозможные функции, обращающиеся к разным источникам событий и сервисов, отладка сводится, по сути, к тестированию одного или нескольких таких компонентов с акцентом на безопасность работы приложения.

В ходе отладки в бессерверном режиме возникает множество уникальных проблем. К ним относятся: высокая степень распределенности компонентов, изначальное отсутствие средств удаленной отладки, эфемерность дизайна контейнеризованных приложений, а также отсутствие фреймворков для локальной установки. Кроме того, при использовании множества компонентов в рамках одного приложения появляется несколько возможных точек отказа, которые также необходимо устранить при отладке. Более того, бессерверные приложения по своей архитектуре сложны, а входящие в их состав компоненты слабо связаны, что повышает важность процесса отладки и делает его более сложным.

Различия в отладке бессерверных и монолитных приложений

На фоне того, что монолитные приложения постепенно теряют популярность и уступают бессерверным приложениям, с точки зрения простоты отладки они безусловно доминируют. Отладка монолитных приложений проводится локально, в их собственной интегрированной среде разработки (IDE), при этом разработчик создает точку останова на проверяемой строке кода. Поскольку IDE-системы поставляются уже с готовым режимом отладки – это все, что требуется от разработчиков для выявления ошибок в коде. В бессерверной архитектуре, наоборот, наиболее популярным методом отладки является логирование. Разработчики отслеживают и записывают все действия сервиса в лог-файлы – и таким образом получают представление о поведении приложения.

В случае монолитных приложений все проблемы можно оттестировать и устранить в локальной среде. Точки отказа обычно возникают на уровне пользовательского интерфейса, серверной части или базы данных. Бессерверные приложения, наоборот, включают в себя множество распределенных, связанных друг с другом компонентов. Поэтому в локальной среде сложно настроить бессерверные приложения и устранить все проблемы, связанные с их работой.

Кроме того, монолитные приложения поддерживают удаленную отладку. Вы можете подключить IDE к удаленным серверам, дав разработчикам привилегированный доступ. Несмотря на то, что это в принципе возможно, применять этот метод целесообразно только в тех случаях, когда локальное моделирование вряд ли даст результаты. Бессерверные приложения по природе своей не поддерживают удаленную отладку в силу отсутствия доступа на уровне ОС и сервера.

Притом что организация процесса тестирования и устранения проблем может потребовать определенных усилий, для монолитного приложения это обычно сделать проще, поскольку каждая задача и функция выполняются в рамках какого-то одного процесса. С другой стороны, бессерверные приложения требуют перехода через границы процессов, при этом зависимость между компонентами обычно очень слаба. Это делает отладку непростой задачей, включающей в себя сбор и анализ огромных объемов данных.

Типы отладочных фреймворков для бессерверных приложений

Бессерверные приложения эфемерны по своей природе и управляются событиями. Это означает, что бессерверные функции могут обращаться к различным сервисам в разные моменты времени, по мере необходимости. В итоге, несмотря на то, что некоторые сервисы можно смоделировать локально, отладка таких приложений, как правило, включает полную проверку имеющихся логов.

Таким образом, отладочные фреймворки для бессерверных приложений основываются на двух различных подходах с использованием AWS Lambda:

  1. Локальная отладка бессерверных приложений

  2. Отладка бессерверных приложений для облака

Локальная отладка бессерверных приложений

При разработке ПО важнейшая часть отладки происходит при локальном запуске. Модель бессерверных приложений (SAM) – это решение, которое позволяет разработчикам запускать свои приложения локально на бессерверной платформе Amazon на базе AWS Lambda. В пакет решения входит два компонента: спецификация шаблона (SAM Template Specification) и интерфейс командной строки (SAM Command Line Interface). Спецификация шаблона позволяет определить приложение с помощью прав доступа, событий, API-интерфейсов и функций. При этом интерфейс командной строки позволяет вызывать функции локально, осуществлять пошаговую отладку функций, а также упаковывать и развертывать приложения в облаке. Здесь можно ознакомиться с полным руководством по использованию AWS SAM для локальной отладки на платформе AWS Lambda.

Отладка бессерверных приложений для облака

После того как вы развернули приложение в облаке, вам необходимо понять, какие проблемы возникают при подключении функций к сервисам. Некоторые из этих подключений обычно невозможно смоделировать в локальной среде тестирования, поэтому требуется разработка процедуры для тестирования в реальном времени. Вот процедура, которая используется при тестировании в реальном времени для приложения, развернутого в облаке AWS:

  • Первый этап – тестирование API-шлюза. Вот некоторые из наиболее популярных инструментов для тестирования конечных точек API и шлюзов: SoapUI, Postman и Curl.

  • Второй этап – тестирование функций AWS Lambda непосредственно в AWS-консоли, без использования источника событий. Этот шаг поможет вам с легкостью диагностировать проблемы в работе Lambda-функций при первом развертывании приложения. На этом этапе также потребуется создание тестовых событий, эмулирующих сервисы AWS.

  • На следующем этапе изучается поведение приложения с помощью логов AWS CloudWatch. Функции AWS Lambda по умолчанию настроены на отправку логов в CloudWatch. Затем решение создает для каждой функции класс LogGroup, включающий все события, вызываемые этой функцией. Еще для отслеживания событий приложений можно использовать такие решения как Splunk и ELK.

  • На заключительном этапе вы можете провести анализ работы и отладку приложения с помощью AWS X-RAY. Это решение обеспечивает сквозной мониторинг событий и создает графическую визуализацию всех компонентов приложения. Именно эти возможности делают его идеальным инструментом отладки не только в процессе разработки приложений, но и в ходе промышленной эксплуатации.

Популярные средства отладки бессерверных приложений

Вы, конечно, можете отлаживать свое приложение с помощью встроенных средств, таких как CloudWatch и X-RAY,  – но все же это ручной и весьма утомительный процесс, требующий использования сразу нескольких решений. Однако существуют и самостоятельные инструменты для отладки бессерверных приложений. Они существенно упрощают процесс благодаря интегрированному интерфейсу и удобному процессу очистки всех используемых функций и сервисов. Вот некоторые из этих инструментов:

Faasly.io

FaaSly дает комплексное представление обо всех ваших запросах как на уровне функций, так и на уровне вызовов, используя единую панель. Кроме того, он включает интерактивную карту сервиса (Service Map), выполняющую функцию диспетчерского центра и позволяющую быстро выявить узкие места в работе приложения и легко устранить их.

Встроенная система безопасности Благодаря глубокой интеграции с таким решением корпоративного класса как Envoy, можно достичь высокой степени защиты и соответствия нормативным требованиям благодаря возможности перехватывать каждый сетевой запрос, отправляемый из рабочего приложения AWS Lambda. Если ваши функции в какой-то момент будут скомпрометированы, ваши настоящие учетные данные AWS всегда останутся в безопасности.

Мониторинг без изменения кода Вы можете мгновенно оценить работоспособность своих распределенных систем в режиме реального времени, даже не прикасаясь к отлаживаемому коду.

AWS Cloudwatch

AWS CloudWatch – это мощная платформа для мониторинга инфраструктуры и приложений. Она обеспечивает прозрачное представление данных через единый интерфейс, сбор метрик с низким уровнем задержки, возможности анализа данных логов и данных по загруженности ресурсов. CloudWatch также ведет сбор данных, предоставляя достоверную информацию о производительности системы, уровне оптимизации ресурсов, а также работоспособности вашего приложения. Удобные информационные панели, расположенные на одном экране, дают доступ к информации о запущенных сервисах, приложениях и ресурсах.

Инструменты SLS-Dev

Инструментарий Serverless Development Tools – это открытый фреймворк с набором инструментов для разработчиков бессерверных платформ и приложений. Этот набор инструментов следует парадигме «cloud-native», что способствует ускоренному развитию инноваций и их внедрению в промышленную эксплуатацию. Поскольку этот набор подразумевает оплату по мере использования, вы платите только за фактическое время работы и тестирования своего приложения на платформе. Притом что базовая версия включает почти весь критически важный функционал инструментария, расширенная версия под названием SLS-DevTools Guardian помогает оперативно обнаруживать проблемы по мере их возникновения и проводить отладку в режиме реального времени.

Lumigo

Lumigo – это интерфейс для мгновенного доступа к логам и устранения неполадок бессерверных приложений. Платформа предлагает возможности сквозного логирования и мониторинга, что позволяет разработчикам глубже разобраться в тонких моментах выполнения функций и изолировать первопричину проблем в работе приложения. В этот инструмент входит функционал, позволяющий идентифицировать критический путь работы приложения и его точки отказа. Это позволяет повысить эффективность приложения благодаря сокращению задержек.

Dashbird

Если ваше приложение разработано на базе AWS Lambda, то Dashbird должен стать одним из ваших самых любимых инструментов отладки и оптимизации кода. Этот инструмент нацелен на обнаружение ряда распространенных сбоев в работе AWS Lambda, включая проблемы с памятью, тайм-ауты, ошибки времени выполнения, исключения и ошибки конфигурирования. Dashbird также оперативно предупредит вас о сбоях через Slack или по электронной почте и поможет сохранить непрерывную доступность сервиса. Помимо этого, можно интегрировать Dashbird с AWS X-RAY и получать информацию обо всех событиях и вызовах функций.

SignalFX

SignalFx – это решение для облачного мониторинга, способное интегрироваться с основными поставщиками услуг, включая Google Cloud Functions, Azure Functions и AWS Lambda. Этот инструмент обеспечивает мониторинг производительности в режиме реального времени и непрерывную прозрачность для всех ваших бессерверных функций. Благодаря обширному списку функций, включающему метрики с малой задержкой, оптимизацию затрат, обнаружение холодного запуска и мониторинг времени выполнения, SignalFx неуклонно набирает популярность в сообществах разработчиков.

Заключительные мысли

Несмотря на то, что бессерверные технологии еще сравнительно молоды, они уже начали трансформировать способы доставки и предоставления приложений. Несмотря на растущую популярность, отладка бессерверных приложений все еще находится в процессе становления, поскольку большинство доступных инструментов пока не интегрировано с другими сервисами и комплексное тестирование на данный момент не реализуемо.

В этой статье мы рассмотрели различные способы выполнения бессерверной отладки как при локальном внедрении, так и в облаке. Мы также рассмотрели ряд наиболее популярных и простых инструментов для отладки бессерверных приложений.

По мере более широкого распространения бессерверных вычислений, мы уже в ближайшие годы наверняка увидим ряд новых подходов и инструментов для отладки. На текущий момент мы рекомендуем использовать инструменты, упомянутые выше. Будем рады узнать, для каких сценариев вы используете бессерверные технологии.