C 1 января 2021 года по всей России официально действуют электронные билеты на автобусы. Сейчас расскажу, почему именно внедрение электронных билетов на федеральном уровне резко меняет правила игры в экосистеме автобусного транспорта. Мы — одна из тех немногих организаций, которые сначала проверили эти принципы в некоем аналоге бета-тестирования, а затем выступили отраслевыми экспертами для законодательной власти в части взаимодействия с рынком и пассажирами, что в итоге привело к поправкам в правила перевозки пассажиров.

Это постановление по сути похоже на кумулятивный сервис-пак к правилам перевозки. Нашей основной целью стал пункт 30, где раньше не было прямо обозначено, что электронный билет возможен. Например, в авиации есть процедура регистрации, в ходе которой ваш электронный билет меняют на физическую маршрутную квитанцию. На железной дороге есть электронная регистрация, когда данные вашего билета вносятся в список пассажиров, который будет у проводника. А в автобусах шаг регистрации в регламенте просто пропущен, и билет является при этом и маршрутной квитанцией сразу. То есть он может быть электронным, но это исключительно по желанию перевозчика и вокзала. Конечно, есть некоторые документы, где про регистрацию сказано даже в части организации автобусного сообщения, но они сложны в реализации и прямо не указывают на необходимость данной операции.

Теперь вы можете использовать электронный билет везде на автобусах, просто показывая его с телефона. Теоретически. Потому что — сейчас расскажу, как обстоят дела с исполнением на местах.

Это меняет всю схему продажи билетов, так как вторая сторона электронного билета — возможность купить его из любой точки страны. А это несколько непривычно для рынка, где исторически билеты автовокзала продаются только в кассе автовокзала, а обратный билет является скорее исключением, чем правилом.

Почему вообще был нужен электронный билет


По нашим опросам, 12% пассажиров не покупали билет заранее, потому что негде его печатать. И 9% из тех, кто купил, внезапно сталкиваются с такой же проблемой, включая отсутствие принтеров на самих вокзалах. То есть даже если вокзал готов продавать билеты онлайн (что случается далеко не всегда), то документ нужно обязательно распечатать.


Распечатка на вокзале либо (чаще всего) отсутствует, либо стоит 15–25 рублей как отдельная услуга с очередью. Третий вариант — там, где процесс более-менее дружелюбен к пользователю, достаточно показать паспорт, и пассажира сверят с данными автовокзала по списку на конкретный маршрут.

Несколько лет назад собралась группа инициативных граждан из наиболее прогрессивных автовокзалов, перевозчиков и агрегаторов с тем, чтобы попробовать организовать продажу билетов онлайн правильно. Правильно — это без распечаток, с возможностью внедрения скидок за раннее бронирование и так далее. Тогда мы договорились, что даём дополнительный объём рекламы тем, кто продаёт электронные билеты, а, соответственно, вокзалы и перевозчики эти билеты принимают без требований бумажной копии. В любом случае это было нужно рынку, потому что, знаете, ну это просто прогресс. Странно в двадцать первом веке не поддерживать электронный билет: вопрос был лишь в том, когда это надо начать делать. Кто-то сделал турникеты со штрихкодами, кто-то просто правильно работал со списками пассажиров. В общем, больше года эта система работала, пока не стало понятно, какие могут быть проблемы и как их решать. Можно назвать это расширенной бета-версией.

С результатами этой беты инициативная группа и пошла в законодательную власть, чтобы предложить внести «патчи» в правила перевозок. Напомню, на тот момент не было единого стандарта электронных маршрутных квитанций и какой-то системы контроля. А это в перспективе грозило ещё большей фрагментацией и так сильно фрагментированного автобусного рынка.

Багов поймали море. Где-то персонал автостанции в деревне не понимал, почему квитанция (даже распечатанная!) отличается по виду, и не пускал человека на автобус. Где-то перевозчики иногда отказывались сажать в автобус без распечатанного билета: то есть контролёра автовокзала пассажир успешно проходит, но упирается в водителя, который требует бумагу. В ряде крупных автовокзалов столкнулись с огромным количеством случаев мошенничества: приобретая онлайн, пассажир проходит на перрон и онлайн возвращает билет перед отправлением. Списки уже на руках у контролёра, эта информация туда не попадает, и пассажир едет по маршруту с возвращёнными деньгами. Как правило, это решается запретом на онлайн-возврат за полчаса до отправления автобуса — в таком случае вернуть можно только через кассу.

Что поменялось с 1 января?


Постановление говорит: с 1 января нужно пускать пассажира с электронным билетом. Мы и другие участники инициативной группы обзвонили вокзалы и уточнили: а можно без распечатки теперь? Кто-то подтверждал, кто-то это уже давно ввёл, а кто-то даже не думал этому соответствовать.

Появление электронного билета ведёт к тому, что перевозчики начинают требовать у автовокзалов, чтобы их билеты продавались онлайн, тем самым увеличивая загрузку автобусов. А это требует автоматизации для вокзала, работы с API и других ИТ-сложностей, которые вокзалу не нужны и сложно реализуемы в текущих реалиях. На автобусном рынке с низким порогом входа в отдалённых регионах это большая проблема — ведь это и затраты, и вообще новая область работы с ИТ для многих.

С другой стороны, онлайн-продажи означают, что перевозчики получают ещё одну точку развития своих продаж. Например, сейчас можно купить обратный билет на автобус в точке старта далеко не всегда: только если у двух вокзалов налажен информационный обмен. Учитывая сотни разных интерфейсов и минимум четыре больших системы автоматизации, есть очень даже ненулевой шанс, что вы его не купите. То есть всё равно во многих ситуациях надо топать ногами на вокзал, а ещё в куче случаев — покупать прямо перед поездкой из другого региона. Сейчас автовокзалы управляют дистрибуцией билетов, и не всегда они имеют возможность выгружать их куда-то кроме своей кассы, даже имея свои сайты. С онлайн-билетами так или иначе продажи будут гораздо шире.