От меди для радиотехники до металлопроката, от тракторов до танков и снарядов, от серной кислоты до удобрений, необходимых сельскому хозяйству – российские промышленные города обеспечивают другие отрасли жизненно необходимой продукцией.

Этой зимой мы побывали в 9 российских промышленных городах, а теперь давайте рассмотрим их характерные признаки, проблемы, инфраструктуру, роль промышленных предприятий в развитии, изменения в населении.

Нижний Тагил

Появление промышленных городов в СССР

В СССР с 1940 по 1986 годы производство электроэнергии выросло в 41 раз, машиностроения и металлообработки – в 105 раз, химической и нефтехимической промышленности – в 79 раз, подсказывает Википедия. Огромную роль в этом сыграли люди, которые строили промышленные города, работали на заводах, электростанциях, добывали ископаемые.  

Мы рассмотрели 9 городов, которые получили этот статус в основном, в период под названием «Индустриализация в СССР». Этот период длился с 1929 по 1941 годы, его целью было сократить отставание экономики страны от капиталистических государств. Партия сказала «превратимся из аграрного государства в ведущее индустриальное», и стройка новых предприятий началась.

Впервые места, где впоследствии появились города, упоминались ещё с XVI века. Например, на месте Волхова был Михайловский погост, на левом берегу реки Волхов, о котором в писцовой книге написали в 1500 году. А в 1696 году в районе горы Высокой была найдена медная руда - и этот год считается первым упоминанием места, где затем построили Нижний Тагил.

Чтобы реализовать этот план, пришлось привлекать зарубежных специалистов, уже имеющих опыт в строительстве промышленных предприятий. Тем более, что в США началась «Великая депрессия», и архитекторы не имели заказов в стране.

По сути, основу всей индустриализации составляла программа, которую разработало бюро Albert Kahn, Inc. – компания «человека, который построил Детройт», как представляли его в англоязычной прессе.

В США Альберт Кан уже был широко известен благодаря собственной системе строительства с использованием «решётчатых стержней Кана» для армирования. Железобетон помог уменьшить число опор в заводских цехах, благодаря чему улучшилось их освещение и вентиляция. К 1907 году в США систему использовали в строительстве более 1500 сооружений. Также он разработал методику, касающуюся разработки документации, что ускорило работу и позволило «создавать комплекты чертежей крупных промышленных предприятий в немыслимо короткие сроки», писал М. Г. Меерович в книге «Альберт Кан в истории советской индустриализации».

Всего бюро построило в СССР 521 промышленный объект. Среди городов, где они поработали – Магнитогорск. Здесь на стройке были задействованы более 800 иностранных специалистов. Оборудование ставили немецкие AEG и Krupp & Reismann, британская Traylor, американская Clearing Mach Corp. Так началась история Магнитогорского металлургического комбината.

Из этой схемы, актуальной для многих городов, выбивается Нижний Тагил (хотя и здесь Кан отметился, построив кузнечные цеха, сталелитейные цеха и прокатные станы). Статус города он получил в 1919 году.

У будущего города появились первые железоделательные заводы ещё в начале XVIII века, а годом основания считается 1722 год. И здесь, кстати, построили в 1833 году первые в России паровозы.

К 1926 году в Нижнем Тагиле жили 42 тысячи человек, были 19 начальных школ, два техникума, два кинотеатра и две больницы. Но не было водопровода и канализации.

Производство чугуна, стали, проката в СССР росло. Развивались и города. В 1990-е годы это изменилось: если в 1988 стали произвели 163 млн тонн, то в 1991 – около 77 млн. К 1998 году этот показатель упал ниже 45 млн. Были, конечно, и проблемы, связанные с экологией – и они накапливались десятилетиями.

Вызванные промышленностью проблемы с экологией

Один из показательных примеров в плане проблем с экологией – Дзержинск, «cтолица химической промышленности» времён СССР.

Здесь есть «самый загрязнённый малый водоём в мире» под названием «Чёрная дыра» – в него 50 лет стекала чёрная жижа с завода «Оргстекло», в состав которой входили мышьяк, свинец и кадмий. К счастью, проблему пытаются решать – на фото ниже это отчётливо видно. Также из города убрали «Белое море» – другой водоём, в который сливали едкие щёлочи с предприятия «Капролактам». Была и огромная свалка под названием Игумновский полигон – один из крупнейших в мире полигонов с твёрдыми бытовыми отходами. Полигон в 2012 году закрыли на рекультивацию.

В 2006 году город оказался на втором месте в списке самых загрязнённых городов мира. Сразу после Чернобыля. Здесь до сих пор остаются проблемы. Вот, например, под навесом на свежем воздухе хранятся, наверное, какие-то отходы химической промышленности, от которых неизвестно, какой может быть вред.

Но Дзержинск – не единственный пример. В Кандалакше, городе на берегу Белого моря, с 1915 года работает порт, в 1930-м начали строить гидроэлектростанцию НИВА ГЭС-2, а в 1938 году заложили Кандалакшский алюминиевый завод. Сегодня этот город держится на трёх столпах – гидроэнергетике, морских перевозках и алюминии. Продукцию завода – единственного, кстати, алюминиевого завода за полярным кругом – используют в электротехнической промышленности: он производит 72 тысячи тонн в год. А вдоль берега на фото ниже тянется пятно – неизвестно, из чего оно состоит.

Если мы посмотрим на эту схему, то увидим, что на Кандалакшский район приходится 6% выбросов основных загрязняющих веществ с предприятий в атмосферу в Мурманской области. А на Мончегорск с подведомственной территорией приходится более 20% – этот район в регионе занимает второе место по загрязнениям.

Мончегорск совсем недавно представлял собой техногенную пустошь. Причиной этому стал в конце XX века комбинат «Североникель», основанный в 1935 году. Вокруг города сопки были заняты обожжёнными скалами и остовами деревьев – аэротехногенное загрязнение от медно-никелевого комбината распространялось на площади около 380 тысяч гектаров. В 1980-е годы этот город был в десятке самых экологически неблагополучных в СССР и занимал 1 место по заболеваемости органов дыхания.

В начале марта 2021 года закрыли главный на тот момент загрязнитель – плавильный цех, чтобы улучшить экологию. «Теперь Норникель» планирует потратить 90 млрд рублей на строительство экологически чистого производства.

В Первоуральске за последние несколько лет зарегистрировали три радиационных происшествия. В 2016-2017 году уровень загрязнения воздуха был «повышенным». В 2018 году здесь были 25 объектов размещения отходов, из которых шесть были бесхозными.

В прошлом году ликвидировали 22 несанкционированные свалки – 10 тысяч кубометров мусора в 285 камазах.

Проблемы в городах есть, но очевидна тенденция во многих из городов к решению таких проблем. Если же их не решать – нельзя справиться и с другой важной проблемой: необходимостью сохранить людей. Ведь на предприятиях кто-то должен работать.

Демографические изменения

Малые (и не очень) промышленные города обычно подвержены перетоку населения в более крупные центры. Закрывающиеся заводы приводят к сокращению количества квалифицированных рабочих, их доля в 2000-2018 годах снизилась с 41% до 30%. Сокращение бюджетов привело к снижению роста профессионалов, к которым относятся в том числе учителя, врачи и иные сотрудники бюджетной сферы. В то же время доли занятых в торговле и обслуживании и неквалифицированных работников выросли.

Как видно из графика, почти у всех городов из нашего списка население относительно пикового значения снизилось, и сократилось оно также за последние десять лет. Чем город меньше – тем более заметны эти процессы.

Исключение из правила составляют Магнитогорск – это крупнейший из рассматриваемых городов – и Верхняя Пышма.

В комментариях к посту о Верхней Пышме писали, что рост происходит благодаря тому, что город близко находится к Екатеринбургу, и люди здесь покупают квартиры, потому что это дешевле. Наверняка, это отчасти так. Но только отчасти, потому что это не вяжется с другим фактом: население в городе растёт с 1959 года и сокращалось только в 2001, 2003, 2005 и 2011 годах – да и речь там шла о снижении, например, с 54 700 до 54 500 человек. Поправьте, если можете – вроде бы квартиры особо не покупали в то время советские люди?

Возможно, причины сложнее. Конкретно сейчас в городе действует стратегия, основанная на «Пятилетке развития» Свердловской области на 2017-2021 годы. Чтобы сформулировать задачи, о самых важных аспектах спросили у школьников и студентов в возрасте от 14 до 19 лет, и выяснили, что людям нужно больше спортивных комплексов, торгово-развлекательных центров и образовательных учреждений, а также перспективные рабочие места. Важно современное жильё, дороги и тротуары. В городе согласно стратегии также развивают малый и средний бизнес, торговлю, спортивный и культурный туризм. Стратегия предполагает, что к 2035 году количество жителей вырастет до 120 000 человек.

Государственно-частное партнёрство

Чтобы удержать специалистов и их семьи, корпорации платят за благоустройство. Этот подход называется государственно-частным партнёрством.

Руководитель аналитического отдела Агентства стратегического развития «Центр» Ольга Грицан говорит о нескольких направлениях, по которым могут двигаться компании в городах присутствия: создание благоприятных условий для жизни и деловой активности; формирование запроса на новый образ жизни (развитие социальной интеграции и компьютерной грамотности, пропаганда здорового образа жизни).

Примеры вовлечённости предприятий видны в Карабаше и Верхней Пышме. В Карабаше градообразующее предприятие – «Карабашмедь». В 2020 году в городе открыли торговый центр «Медь», реконструировали Мемориал Славы – огонь зажгли пламенем из печи предприятия, действует современный заводской спортивный комплекс «Металлург», идёт реконструкция уже третьего по счету детского сада.

Чтобы люди заботились о городе, нужно, чтобы они не считали его «временным» пристанищем, пусть и затянувшемся на десятилетия и несколько поколений. А это происходило в случаях, когда люди ехали за «длинным рублём» ещё во времена СССР, надеясь на большие деньги, например, в северных городах.

Кроме того, зимой важно не вогнать население в депрессию.

Вместо этого надо вовлекать жителей в развитие города. Пример такого вовлечения – проект «Новый Карабаш» 2018 года. Люди предложили проекты для развития общественных пространств, и Аллея ветеранов превратилась из этого, мягко говоря, ужаса…

…в зону отдыха с качелями, горками, которыми можно пользоваться зимой, амфитеатрами со скамьями и так далее.

Здесь появилось место отдыха как для детей, так и для взрослых, которому снежная погода не помешает.

Верхняя Пышма – базовый город Уральской горно-металлургической компании. В городе есть музеи автомобильной и авиационной техники, парк на 46 тысяч квадратных метров, технический университет УГМК и несколько спортивных комплексов с той же аббревиатурой, а также «Кванториум», основным индустриальным партнёром которого является УГМК.

В городе-киногерое Волхове корпорация «ФосАгро» обновила историко-производственный музей предприятия «Метахим» с интерактивным оборудованием. В состав музея вошла водонапорная башня. Предприятие подарило городу три спортивные площадки и скейтпарк, лыжную базу, реконструировало мемориал. С 2015 года работает образовательный проект «ДРОЗД», 1000 детей занимаются по нему бесплатно.

Благоустройство городов и состояние жилого фонда

Логично, что за центральными улицами городов иногда следят гораздо лучше, чем за задворками. Это касается и уборки снега, и фасадов.

Например, в Первоуральске фасады домов радуют глаз.

Но если свернуть - получим иную картину.

И в том же городе есть инновационный культурный центр (прозванный «Шайбой») с проектно-издательской лабораторией, 3D-принтеры, курсы программирования, места с увеличенной тактильной клавиатурой для слабовидящих и форум-центр.

В Мончегорске также центр выглядит красиво, особенно зимой, когда лежит снег.

А жилые дома выглядят в принципе как обычно. Абсолютно привычно, к сожалению.

А это небольшие дома в Дзержинске, не на главной улице.

Дзержинск

Примерно такие же дома могут выглядеть иначе – как, например, в Верхней Пышме. И здесь тоже можно обратить внимание на то, что снег не мешает проходу людей, а лежит ровным слоем, сугробы хозслужбы оставили только на самом краю тротуара.

Верхняя Пышма

Или в Волхове, где также жилые дома выглядят чаще всего прилично.

В урбанистике важна «квартальная застройка», когда чётко видно, где улица, а где – двор, принадлежащий жителям домов вокруг него. Но не везде в России следуют этому правилу, и поэтому остаётся по всей стране множество «бесхозных» детских площадок, которые не просто обветшали, но уже вовсе непригодны к использованию. Снова фото из Первоуральска.

Облезлые здания – обычная проблема для большинства, наверное, городов. Ниже – фото из Дзержинска.

Возвращаясь ко дворам: детские площадки в Дзержинске выглядят примерно так, как на фото ниже. Из-за того, что у местных жителей нет чувства ответственности за эту конкретно площадку – потому что она им не принадлежит, и находится далеко – они вряд ли будут бороться за то, чтобы её обновили. Да к ней никто и не ходит. Просто стоит как металлолом.

Есть, справедливости ради, и получше площадки, которыми во всяком случае пользуются.

А есть и совсем положительные исключения – например, большая детская площадка-корабль на Набережной, ещё ниже на фото. Опять же, сугробов особо не наблюдается, сюда можно прийти – и люди ходят.

В Нижнем Тагиле есть дома, у которых всё в порядке только со стороны фасада.

Нижний Тагил – один из крупнейших рассмотренных нами городов. И здесь много делается для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно даже зимой, когда всё завалено снегом. Есть интересные площадки, работают театры и кинотеатры. Есть и аллеи, по которым можно гулять с детьми. 

Стремление к порядку хорошо заметно, например, в Волхове. Город периодически снимают в исторических фильмов, привлекая местных жителей в массовку. Например, как это сделал Алексей Учитель в фильме «Космос как предчувствие». Атмосфера города уютная, за жилым фондом следят, вокзал выглядит, будто его только построили, и на дворе 1920-1930-е годы.

А центры некоторых городов превращаются каждый год в зимнюю сказку – и так во многих городах. Я считаю, это хорошая традиция.

Нижний Тагил                         

Волхов

Верхняя Пышма

Карабаш

Сколько можно зарабатывать

Работая на заводах, в шахтах, на гидроэлектростанциях люди, жители промышленных городов, обеспечивали страну металлом и электричеством, поездами и танками десятилетиями, а иногда и сотнями лет.

Во время Великой Отечественный войны в Нижнем Тагиле производили большую часть танков Т-34, а с 1990-х «Уралвагонзавод» выпускает Т-90. В Карабаше делали детали снарядов для «Катюш», производили медь для боеприпасов, аккумуляторов подводных лодок и для узлов танков, для линий связи и радиотехники. Волховская гидроэлектростанция подарила жителям блокадного Ленинграда свет, прорвав «энергетическую блокаду». Из магнитогорской стали сделали каждый второй танк и каждый третий снаряд.

Карабаш

Нижний Тагил

Волховская ГЭС

Одни предприятия с течением времени закрывались, другие – обновлялись. Появлялись и новые.

Сегодня зарплата в городах варьируется от 31 до 41 тысячи рублей. Из наших 9 городов лидером стал Мончегорск, а Волхов и Карабаш разделили 2 и 3 места. Это касается всех отраслей и специальностей, то есть в расчёт идут зарплаты и специалистов на заводах, и продавцов, и водителей.

Отдых, развлечения и образование

Чтобы жители любили свой город, заботились о нём и старались не уезжать, важны не только рабочие места, зарплаты, хорошие дома и детские площадки.

Людям нужно где-то учиться, как-то отдыхать и развлекаться. Минимально должны быть детские сады, школы и вузы (иначе молодёжь сложно будет остановить от переезда при необходимости получить желаемое образование), кинотеатры, торговые центры, спортивные организации, различные кружки. По-хорошему, ещё нужно убирать дороги от снега, чтобы люди могли до места назначения добраться.

Кроме того, всё это, по-хорошему, должно и работать, и выглядеть привлекательно, чтобы не вызывать у детей зимой стойкое желание заболеть, лишь бы не идти в эту тьму в какое-то серое здание, похожее больше на тюрьму, чем на сад.

Поэтому наконец догадались во многих городах, как детские сады должны выглядеть. То же касается поликлиник. Ниже – пара примеров из Верхней Пышмы.

Примеры из Карабаша – детский сад в процессе реконструкции.

Детский сад в Волхове.

Нужны торговые центры, кинотеатры. Что касается внешнего вида кинотеатров в некоторых городах, то они заставляют возвращаться в прошлое. Хотя внутри они, конечно, современные.  

Один из кинотеатров в Нижнем Тагиле «Родина» работает с 1957 года, и уже тогда в нём было два зала на 323 и 316 мест, а каждый день проводилось 14 сеансов. И тут тоже на фото хорошо видно, как на Новый год украсили город.

Кинотеатр «Синема» в Мончегорске.

В торгово-развлекательном центре «Медь» в Карабаше находится самый современный в плане оборудования кинотеатр в Челябинской области с тремя залами.

Итог

Город должен быть удобным для людей, обеспечивать условия для работы, а также стимулировать горожан открывать собственные компании – кафе, рестораны, предприятия из сферы услуг, нужно улучшать город. Это намеренный повтор: речь о «заколдованном круге», благодаря которому можно раскрутить маховик беспрерывных улучшений, привлечь новых людей, и даже – в идеале – переманить их из крупных городов, куда они уехали. Тем более во время пандемии этот вопрос особенно актуален – из-за того, что многие компании поняли, что можно работать удалённо.

Есть ли у промышленных городов потенциал развития? Безусловно.

Для этого необходимо вовлекать жителей – разные подходы для этого используют в европейских городах вроде Барселоны и Амстердама, для этого нужно обеспечивать государственно-частное партнёрство – предприятиям выгодно улучшать город, чтобы сохранять существующих и привлекать новых сотрудников. Нужно продолжать решать вопросы с экологией, потому что здоровые люди могут больше и эффективнее работать. Нужно развивать малый бизнес, услугами которого будут пользоваться всё те же специалисты, работающие на заводах. И, конечно, обеспечивать комфорт всех жителей – от детских садов и школ до зон отдыха, парков, кинотеатров и спортивных организаций.

По городам, которые мы рассмотрели, можно судить о том, как промышленные города появились в стране, что с ними происходило за последние 70, 100 или даже больше лет, как живут в них люди и как именно они выглядят зимой.

К каждому посту я получил массу комментариев, которые то подтверждали сложившееся мнение, то, напротив, выражали несогласие с некоторыми моментами. В будущем эти комментарии я учту, чтобы рассказывать об этих и других городах и их изменениях, возможно, о внедрении «умных городов», о внедрении инноваций и технологий вроде «умного города», и о том, как именно стоит рассказывать об этой теме.