Принято считать, что автоматизации подвержены, в основном, профессии, не требующие аналитической деятельности. Поэтому многие IT-специалисты чувствуют себя в безопасности, мол, на моё-то место робота не поставят. Однако развитие машинного обучения уже позволяет использовать RPA (robotic proccess automation, роботизированная автоматизация процессов) для отказа от найма людей (в основном, на аутсорсинге) в таких сферах, как служба поддержки, обслуживание серверов и ЦОД, сетевая поддержка и т.д. Насколько серьёзен прогресс в этой сфере и не пора ли начинать беспокоиться?

Пожалуй, можно говорить о ползучей революции, которая может радикальным образом повлиять на все сложившиеся модели аутсорсинга в IT. Благодаря развитию ПО и алгоритмов искусственного интеллекта, автоматизация начала подбираться к профессиями, которые всегда считались прерогативой людей.

Что такое RPA?


За этой аббревиатурой скрывается специальное ПО, способное регистрировать, анализировать и интерпретировать активность других приложений. То есть RPA-приложение можно «натренировать» так, чтобы оно повторяло те или иные алгоритмы действий в рамках различных бизнес-процессов. Например, оно может осуществлять самостоятельно банковские переводы, манипулировать какими-то данными, инициировать ответы на запросы и взаимодействовать с другими системами. То есть основная цель RPA-приложений — полный отказ или заметное снижение доли «человеческого» участия в массовой IT-поддержке, обеспечении рабочих процессов, управлении удалённой инфраструктурой и различных вспомогательных задачах. Причём в первую очередь RPA ориентирован на финансовый сектор, бухгалтерию, управление поставками, поддержку клиентов и даже управление кадрами.

Конечно, под «RPA-приложение» подразумевается не какое-то одно приложение, это программные пакеты. В них входят всевозможные инструменты для сбора данных, включая съёмку скриншотов, OCR, модули подключения к серверам и веб-сайтам. Также в движках RPA-пакетов зачастую используются алгоритмы, аналогичные применяемым в инструментах по управлению бизнес-процессами. При всём при этом RPA-пакеты снабжаются понятными графическими интерфейсами и не требуют постоянного внимания при повседневной эксплуатации.

С одной стороны, внедрение RPA обещает огромную экономию средств и избавление IT-сотрудников от скучной и нудной рутины. Но с другой стороны, это ставит под угрозу само существование целого ряда профессий и должностей, занимаемых этими самыми IT-сотрудниками. И речь идёт уже далеко не только о задачах по механическому выполнению каких-то операций.



Неужели?
Ещё совсем недавно RPA было полуфутуристической страшилкой, к которой многие относились скептически или снисходительно. Однако развитие этой технологии уже привело к тому, что её возможностями начали интересоваться консалтинговые компании, аутсорсинг-подрядчики и некоторые «конечные пользователи» — крупные компании. Уже появилась и организация, занимающаяся углублённым изучением проблематики роботизации процессов — IRPA, Institute for Robotic Process Automation. По мнению специалистов IRPA, внедрение этой технологии может дать экономию в размере 20-40% от заработного фонда, а от таких обещаний любой бизнесмен «сделает стойку». Более того, IRPA прогнозирует, что уже в течение ближайших трёх лет большинство рабочих мест в сфере поддержки IT-инфраструктуры будут автоматизированы.

Некоторые из первопроходцев уже заменили RPA-комплексами около 60% своих сотрудников. В первую очередь автоматизации подверглись службы обслуживания ЦОД, серверной и сетевой инфраструктуры. Отделы разработки и поддержки ПО оказались вне опасности, однако есть все предпосылки к тому, что RPA будет постепенно, шаг за шагом внедряться и в эту сферу. Может быть, сейчас это выглядит маловероятным, но даже текущие возможности RPA многие когда-то подвергали сомнению.

Скорее всего, первыми перед автоматизацией «падут» такие задачи, как ввод информации в БД, в том числе с клавиатуры, формирование и обработка выборок по каким-либо правилам. Да почти любой процесс, функционирующий в рамках системы правил, можно автоматизировать с помощью RPA-технологий. По крайне мере, частично. Яркий пример — тестирование ПО.



Честно говоря, автоматизация давно уже отвоёвывает работу у людей. И речь вовсе не о глубоко старине времён Неда Лудда. Ещё 30-40 лет назад существовало немало офисных профессий, о которых мы сегодня даже не вспоминаем — их задачи теперь выполняет техника, и для нас это выглядит само собой разумеющимся. Всё начиналось с самых простых операций, но разработчики RPA-технологий постоянно развивают свои продукты, подминая под себя всё более алгоритмически сложные обязанности, выполняемые сегодня людьми.

В качестве примера можно привести процесс миграции компании на новую ERP-систему. Зачастую это требует выполнения большого объёма работ по ручному переносу данных. Это требует либо увеличения нагрузки на персонал, либо привлечения дополнительной рабочей силы. В любом случае, процесс это не быстрый и затратный. И здесь как нельзя кстати можно задействовать RPA-комплекс, тем самым существенно повысив скорость миграции и сэкономив значительные средства.

Надо отметить, что компании, прочувствовавшие вкус RPA, в дальнейшем стараются всё меньше прибегать к найму новых сотрудников. Ведь, помимо прямой экономии на зарплате, компьютеры позволяют повысить эффективность автоматизируемых бизнес-процессов. Заодно существенно снижается влияние человеческого фактора в такой чувствительной к этому сфере, как поддержка клиентов.



Ложка мёда


Многие специалисты указывают, что внедрение RPA не означает полного отказа от работников-людей: ведь кто-то должен обучать и переобучать системы, обслуживать их. Так что кому-то процесс автоматизации даст возможность найти свою профессиональную нишу. После переквалификации этим могут заниматься и часть сотрудников, чьё место заняли компьютеры. Также некоторое количество сотрудников понадобится оставить для решения ситуаций, не укладывающихся в заложенные алгоритмы. Остальным придётся либо менять профессию внутри компании, либо искать лучшей жизни на рынке.

С другой стороны, довольно популярно мнение, что потребность в хороших специалистах различных IT-профессий настолько велика, что не покрывается выпускниками ВУЗов. Поэтому люди, сокращаемые в связи с внедрением RPA, без особых проблем смогут найти себе работу, особенно высококвалифицированные. Но это наверняка будет зависеть и от их усилий по повышению своей потенциальной привлекательности для работодателей. Так что расширение возможностей RPA как технологии заставит многих IT-сотрудников осваивать новые, более высоко котирующиеся профессии или повышать текущую квалификацию.



На пороге перемен


Вне зависимости от того, как RPA будет развиваться в дальнейшем, эта технология принесёт определённую сумятицу в IT-сектор: миграция работников, всплеск популярности образовательных программ, осваивание компаниями новых систем. Вряд ли все эти процессы будут сразу заметны, начинаться будет постепенно. Как с интернетом, чьё удешевление и широкое распространение подняло на совершенно новый уровень такое явление, как аутсорсинг, в результате чего многим людям по всему миру пришлось менять работу или переквалифицироваться. Зато рынки труда в ряде стран только выиграли от этого.

С другой стороны, RPA может стать причиной куда более масштабных перемен. Уж как минимум с точки зрения социальной напряжённости, неприятия со стороны десятков тысяч людей, чьё благополучие окажется под угрозой. Несмотря на то, что для настоящих профессионалов приход RPA вовсе не будет трагедией.

Комментарии (0)