Исследователь выяснил, что с 1972 года, когда на Бродвее состоялась премьера «Иисус Христос —суперзвезда», самые популярные мюзиклы использовали формулу, известную как «золотое сечение».

«Призрак оперы»
«Призрак оперы»

Золотое сечение — это соотношение двух величин, при котором бо?льшая величина относится к меньшей, так же, как сумма величин к бо?льшей. Оно происходит из древнегреческой математики, где золотым сечением именовалось деление отрезка на две части так, что бо?льшая относится к меньшей, как весь отрезок к большей.

Ранее подобные соотношения находили в природе, например, в структуре семян подсолнечника, в форме раковин улиток и даже в геноме человека.

Тема золотого сечения привлекала и творческих людей, которые пытались использовать его для создания произведений искусства. Предлагалось, что при правильном применении золотое сечение влияет на человеческое осознание пропорций и эстетической красоты, в результате чего работы вроде «Мона Лизы» Да Винчи (1506), «Музыки для струнных, ударных и Селесты» Бартока (1936) и «Unite d'Habitation» Ле Корбюзье (1920) признаны шедеврами.

Автор исследования предположил, что трехмерный характер мюзикла (сюжет, музыка, визуализация) позволяет интегрировать интересные элементы в его структуру в точках золотого сечения. Эти элементы могут включать драматический момент, такой как смерть персонажа, либо музыкальный момент, такой как изменение ключа, или визуальный элемент, такой как хореография или смена декорации.

Исследователь решил проанализировать десять самых успешных коммерческих мюзиклов. Он разработал модель, в которой продолжительность каждого мюзикла разделена на 16 точек золотого сечения. Затем исследователь попытался определить, что происходило на сцене в эти моменты.

Анализ показал, что в «Отверженных» основные изменения в сюжетной линии (с точностью до 1 %) совпали со всеми 16 точками золотого сечения. То же подтвердилось и в случае с мюзиклами «Призрак оперы», «Кошки», «Мисс Сайгон» и «Аспекты любви».

При этом мюзиклы с наибольшим кассовым успехом и продолжительностью показов демонстрировали большее соответствие событий золотым сечениям, чем менее успешные, утверждает автор работы.

Что интересно — исследователь не нашел никаких документальных свидетельств от композиторов, которые бы говорили о том, что они планировали выстраивать свои мюзиклы в соответствие с золотым сечением. Однако и сама система, которую он использовал для оценки мюзиклов, вызывает вопросы.

Клод Мишель Шенберг, композитор «Отверженных», пообщался с автором работы. Он подтвердил, что не использовал в творчестве никаких математических формул.

Ранее исследователи также проанализировали соотношение пропорций более 1 млн картин, чтобы выяснить, соответствуют ли они золотому сечению.