Говорят, что правильный разговор проясняет ситуацию лучше, чем десять часов поисков в интернете. В этом году родился проект GetMentor.dev, который помогает найти человека с экспертизой и обсудить свой вопрос один на один. Это открытое сообщество IT-наставников, готовых делиться знаниями и опытом. 

Важная особенность GetMentor — его некоммерческая суть. Комиссии за проведенные сессии менторинга не существует, а часть наставников и вовсе не берет деньги за помощь. О том, как родился проект, в чем его цель и чем может помочь ментор, мы поговорили с создателем проекта Георгием Могелашвили

Расскажи о проекте: как он возник, в чем его суть?

Идея возникла у меня чуть больше года назад. Мы сидели с товарищем в кафе и обсуждали проект знакомой, которая создала сервис мок-интервью, помогающий кандидатам успешно проходить собеседование. И я подумал: класс, если у нее получается делать такие штуки, и это пользуется спросом, было бы неплохо помогать людям готовиться к таким интервью. 

Постепенно у нас сформировалась идея о том, что было бы здорово сделать сервис поиска наставника. Ведь я и  сам длительное время выступал в роли ментора на работе. И вне ее тоже помогаю людям, которым хочется решить свою проблему. Я загорелся.

Но поскольку я человек ленивый, эта история долго откладывалась. Я был уверен, что придется писать сайт, создавать сервис, искать для этого программистов. Со всем этим заморачиваться ни охоты, ни денег не было. Поэтому я носил эту идею в голове, толком не применяя. Но в какой-то момент я наткнулся на несколько инструментов No-code. Они позволяют без участия программистов, с помощью визуальных блоков накидать логику и визуальную часть сайта.

Я запилил прототип и уже через две недели у меня появился рабочий проект. Все было готово для того, чтобы выпускать продукт в жизнь. Примерно в середине февраля я впервые написал о нем на у себя на Facebook. С этого момента появилось место, где люди, которые хотят помогать другим, предлагают себя в качестве менторов. А те, кто хочет найти наставника, выбирают себе подходящего человека из списка.

В каком случае этот проект может пригодиться, кроме подготовки к собеседованию на работу? 

Задача ментора — помочь человеку решить некую проблему и поделиться не столько знаниями, сколько опытом. 

Проблемы могут быть разного характера. Действительно, может случиться так, что человек хочет попасть на новую работу и не знает, с чего начать. Но часто бывает, что у обратившегося в  GetMentor есть вопросы, связанные с текущим местом работы. Например, частый кейс — повышение. Человек хочет стать ведущим разработчиком или тимлидом, но не знает, как этого добиться.

Бывают и более прикладные задачи. К примеру, я руковожу командой, и у меня начался конфликт с сотрудником, который никак не получается решить. Можно обратиться к ментору с запросом, как лучше поступить в такой ситуации. 

Суть проекта в том, что наставник, как человек с большим опытом в определенной области, помогает другому решить проблему наименее болезненным способом за разумный срок.

Скольким людям проект уже помог?

Мы получили около 800 заявок на менторство. Больше половины из этих заявок уже помечены, как завершенные, а это значит, помощь была оказана. 

Расскажи о сотрудничестве с Онтико. Почему именно наши менторы помогают обратившимся в GetMentor людям?

Я вхожу в программный комитет TeamLead Conf уже три с половиной года. Поэтому Онтико знаю и снаружи, как посетитель конференций, и изнутри, как член ПК. Подкупает то, что вы делаете, как вкладываетесь в весь процесс — от подбора спикеров до того, чтобы они успешно доехали до конференции, чтобы выступили с хорошим контентом, и всё происходящее на конференции. Особенно круто, что вы продолжаете держать высокую планку и сейчас, во времена пандемии.

Я знаю, насколько высокий отбор проходят спикеры. Для меня Онтико — синоним знака качества, и я не сомневаюсь в их экспертизе.

Помочь с развитием нашего проекта мне предложил Олег Бунин. И для меня очень ценно, что Онтико не просто делает бизнес, а помогает развиваться коммьюнити, в том числе вкладываясь в проекты, подобные GetMentor. За счет этого вы поддерживаете всю экосистему в целом.

Какие знаменитые менторы пришли в GetMentor? Чем они занимаются, чем могут помочь? 

Мне трудно выделить кого-то отдельно. Все наставники, которые сотрудничают с конференциями Онтико, классные. 

Один из моих личных фаворитов — Роман Ивлиев. Он глава программного комитета TeamLead Conf, поэтому я представляю уровень его знаний. Это очень умный человек с огромным опытом решения проблем любого рода. Общение с ним помогает мне стать лучшей версией себя в плане руководства командами и людьми, да и просто как человеку.

Хочу отметить и Фрола Крючкова. Он — лидер проекта по количеству заявок на менторство. Фрол работает тимлидом в Авито, и к нему обращаются люди по самым разным вопросом, включая развитие хард- и софт-скиллов.

Еще один классный ментор — Катя Семенова Она помогает разобраться в вопросах, связанных с тестированием. Эта область, на мой взгляд, очень недооценена и традиционно получает меньше внимания, чем разработка. Катя из редкой ниши QA-инженеров, и она помогает развивать сообщество тестировщиков. 

Насколько я понимаю, сейчас GetMentor — это небольшой стартап, который уже помог большому количеству людей. А есть ли у тебя планы по его дальнейшему развитию? Чего бы ты хотел добиться в итоге?

Я очень хочу сделать сервис, которым люди хотели бы пользоваться. Моя задача — сделать менторство доступным каждому. 

Для многих мысль обратиться к наставнику даже внутри своей компании не кажется логичной. Люди не очень понимают, для чего это может быть нужно. Да и не каждый эксперт видит смысл в том, чтобы стать ментором. Поэтому одна из моих целей — это продвижение менторства в массы, популяризация этого явления. А с точки зрения продукта цель в том, чтобы стать самой удобной площадкой для поиска ментора. Мы хотим мастерски коннектить людей, которым нужна помощь — с теми, кто готов эту помощь оказать.

Почему менторство важно?

У каждого человека есть некий потолок, до которого он может дорасти. Чтобы развиваться дальше, нужен кто-то, кто расскажет, как преодолеть этот потолок и что вас за ним ждет. Бывают ситуации, когда вы заходите в тупик и не очень понимаете, как из него выйти. Не потому, что вы некомпетентны или у вас мало опыта.  А потому что порой нужен взгляд со стороны человека, который либо уже был в той точке, либо понимает, что в ней может ждать.

Конечно, вы можете пройти лабиринт с картой в одиночестве. Но если у вас есть проводник, вы найдете выход гораздо быстрее. Наставник поможет вам пройти путь из точки А в точку В так, чтобы набить как можно меньше шишек. А те, что набьете, помогут вам вырасти. 

Насколько удобно общаться с менторами онлайн? 

Конечно, такие встречи было бы лучше проводить офлайн. Людям приятнее общаться вживую, сидя друг напротив друга и попивая кофеек. Но я вижу по своему опыту, что онлайн-общение не портит картину. Даже через экран я могу задать вопросы, которые меня интересуют. И также удаленно могу передать опыт.

Если провести аналогию с психотерапией, то там личное присутствие гораздо важнее. Потому что есть моменты, которые специалист должен замечать в позах, в мимике и т.д. В наставничестве же больше смысла уделяется словам и ситуациям, с которыми мы пытаемся разобраться.

Поэтому онлайн-общение точно так же помогает справляться с задачами, как и личная встреча. Учитывая логистическую составляющую, гораздо проще созвониться с кем-то в ZOOM, чем встречаться офлайн, тем более что мы можем жить в разных городах. Человек из Новосибирска может получить помощь наставника из Москвы без каких-либо преград, и это большой плюс онлайна. Да и созвониться многим из нас сейчас стало гораздо проще и привычнее, чем встретиться лично.

Понимаю, зачем искать себе ментора. Бывают разные ситуации, когда ты не можешь, да, наверное, и не должен справляться сам. А для чего нужно становиться ментором? 

Во многом это тоже про саморазвитие. Когда ты становишься экспертом и достигаешь определенного уровня знаний, продолжать работать на нем становится неинтересно. Хочется либо расти вверх, либо в какой-то момент начать делиться своими знаниями. 

Кроме того, в процессе общения с другим человеком узнаешь что-то новое из его работы, его жизни, и тем самым расширяешь свой кругозор, видишь больше разных кейсов. Можно вдохновиться каким-то идеями и воплотить их у себя.

Еще один момент — иногда приятно побыть экспертом. Классно быть человеком, чьему мнению доверяют, к кому прислушиваются. Не стоит забывать и про то, что менторство часто бывает платным, поэтому может стать небольшим приработком к основной работе. 

Одновременно менторство можно считать проявлением альтруизма. Вся площадка GetMentor была построена с мыслью о том, что мы хотим быть более открытыми и менее коммерческими. Поэтому мы изначально не стали брать никакого процента за встречи с ментором и не призывали менторов обязательно ставить цену за свои услуги. Благодаря этому у нас больше половины наставников предлагают свои консультации бесплатно.

На мой взгляд, это то, что отличает нас от других похожих сервисов. У нас есть эксперты, должность которых CTO или CPO в довольно крупных компаниях. То есть это люди, находящиеся на высоких позициях, и они готовы бесплатно помочь человеку в решении его проблемы. 

Для меня это действительно очень важно, и это одна из основ сервиса — сделать наставничество доступным. Убирая историю с оплатой и наше посредничество в этом, я считаю, мы помогаем большому количеству людей общаться с экспертами. Есть много людей, которые только пришли в IT. Например, студенты не очень много зарабатывают и пока не готовы тратить средства на менторство, а помощь им нужна. И у нас они могут найти человека, который готов помочь бесплатно.

А были ли ситуации, когда обращались не джуниоры, а люди, которые находятся на более высоких позициях?

Такое случается регулярно. Мне кажется, ментор нужен всем. Просто меняется тип менторства. Если джуну нужно, чтобы наставник рассказал про базовые вещи и, показал, куда наступать, то для эксперта ментор выступает в роли коуча. Он не дает советы и не предлагает конкретные действия, а пытается натолкнуть вас на правильное решение.

Порой бывает так, что объяснение ментору своей проблемы может стать ключом к ее решению. Вы проговариваете то, что переживаете, и в процессе раскрываете ситуацию для себя с другого уровня. Она внезапно может звучать иначе, чем вы представляли. Это помогает найти решение даже без конкретных действий со стороны ментора.

Ты говорил, что твоя задача в том числе — продвигать наставничество. Где можно узнать про это больше?

Мы активно развиваем свой Telegram-канал, в котором регулярно делимся рассказами о наставниках, их кейсах и другими историями из жизни. Там же будут анонсы митапов и других активностей, где мы участвуем или которые организовываем. 

Картинки, использующиеся в тексте, мы нашли здесь.

Ближайшая конференция Онтико — Saint TeamLead Conf 2021 — пройдет 16 и 17 сентября 2021 в DESIGN DISTRICT DAA in SPB. Приобрести билеты на нее вы можете уже сегодня.

Будем рады видеть вас на конференциях 2021 года!

Комментарии (2)


  1. saintbyte
    15.07.2021 15:16
    -7

    хм. открыл первую страницу у видел кадровичку за 2к , платить кадровику за встречу это что-то новое. Вообще кадровики стучаться во все возможные мессаджеры но как им отправляешь ссылку на мой пайпал с предложением заплатить за мое время почему-то обижаются.


    1. olegbunin
      16.07.2021 21:48
      +4

      Чувак, ты не вкурил тему! Менторство - это офигенная история, значительно упрощающая профессиональный и карьерный рост.