Двадцать восьмой выпуск - мы говорим о профессии разработчик настольных игр. В этом выпуске вы узнаете подробности о разработке и о рынке настольных игр.

Гость подкаста: Сергей Голубкин, Владелец и директор издательства Геменот, экс-продюсер Ubisoft.

Ведущие выпуска

Вячеслав Уточкин                          Константин Сахнов
Вячеслав Уточкин Константин Сахнов
Сергей Голубкин
Сергей Голубкин

Путь эксперта

В мир игр Сергей попал с самого детства. Первой созданной им игрой стала карточная игра Козябло, в которую сначала он играл с одноклассниками, а в 2005-2006 году игра вышла в печать и продажу. В настоящее время Сергей занимается не только разработкой настольных игр в своем издательстве Геменот, но еще и разработкой компьютерных игр, образовательной деятельностью, изучает искусственный интеллект в МФТИ.

Настольные игры в России и мире

По рынку настольных игр нет как таковых открытых данных, есть исследования по косвенным признакам, и объем их также трудно отследить, потому что он идет вместе с рынком игрушек. В целом рынок игрушек не намного меньше рынка компьютерных игр, но долю настольных игр вычислить трудно. Но по частным исследованиям этот рынок занимает от 8 до 12 млрд. долларов. Что касается России, в настоящее время в нашей стране рынок настольных игр находится на стадии развития. Это связано с тем, что в у нас нет культуры семейных сборов для игры в настольные игры, а гик-культура начала формироваться около последних десяти лет. В начале 2000-х настольные игры являлись узкоспециализированным развлечением для избранных. Бурное развитие настолок в массы началось примерно с 2008 года.

У нас есть несколько талантливых российских авторов, игры которых продаются даже за границей: например, Тортуга от Михаила Лойко, Акватика от Ивана Тузовского и Корпорация Смартфон.

Сколько зарабатывает разработчик настольных игр

В настольных игр есть определенная модель работы разработчика с издателем: подписывается авторский договор, согласно которому, автор получает определенный процент с каждой проданной коробки. В среднем это около 5% от оптовой стоимости коробки. В настольных играх, как например, в мире писателей, есть связь с известностью автора, поэтому есть разработчики, которые получает больший процент, чем остальные.

Необходимые навыки

Как и в компьютерных игр все зависит от того, в каком конкретно жанре хочет работать разработчик, потому что все настольные игры нельзя собрать под одну гребенку. Есть игры, в которых упор идет на нарратив, есть игры, в которых на первом месте баланс, есть игры симуляторы. Ключевая особенность настольной игры в том, что любую экспертизу свою в сочетании с пониманием настольных игр можно обернуть в настольную игру. Недавно буквально вышла игра-хит “Крылья” про птиц, которую разработал орнитолог для орнитологов.

Куда развиваться разработчику настольных игр

Вариантов есть несколько: зачастую разработчики настольных игр разрабатывают их в свободное время, имея при этом постоянную работу. Другой возможный вариант - пойти реализовываться в разработке видеоигр. Более того, зачастую настольные игры перерастают в компьютерные. Как например, игра Twilight Wars. Изначально она планировалась как настольная игра, но по мере разработки и развития сюжета было принято решение сделать компьютерную версию игры.

В какие игры поиграть?

Если вы уже играли в настольные игры, то можете найти топ 100 настольных игр и среди первых 50 наверняка найдется что-то, что вас зацепит. Если же вы новичок и только хотите влиться в мир настолок, то можно поиграть в несколько проверенных хитов, которые подходят для начинающих игроков, например, Каркассон, Колонизаторы, Билет на поезд, что-нибудь из линейки Семи чудес и что-нибудь простое стратегическое и выбрать свой жанр. Важно понимать, что большой пласт настолок занимают игры с ролевой составляющей, некие гибриды настолок и классических ролевых игр, упакованных в коробки, этот жанр нравится не всем игрокам. Другой крупный жанр - стратегические игры. Они делятся на два типа: игры в боевой тематике, где необходимо управлять отрядами, где есть боевая конфронтация и игры евро-игры, где игроки строят экономические цепочки, прокладывают железнодорожные маршруты и т.д. Очень большая аудитория у игр жанра головоломок. И есть игры более универсальные. Поэтому каждому игроку необходимо определиться с жанром, который ему ближе всего.

Тренды настольных игр

Если судить по краудфандинговым платформам, которые очень важны для настольных игр, сейчас большим спросом пользуются игры-”гробы”, в которых лежит множество пластиковых миниатюр, огромное количество компонентов, непременно очень красивых, которые сразу имеют различные дополнения и стоят от пары сотен долларов за коробку. Обычно это игры по какой-то известной франшизе как “Игра престолов” или “Ведьмак” или на стыке с ролевыми играми. Вторая ниша, которая пользуется популярностью - игры детективы и квесты, например, игры серии Exit. Они ориентированы на ненастольщиков и новичков.

Советы от эксперта

Разумеется главный совет играть в разные настольные игры. Желательно выставить себе некую планку, например, 50 новых настолок в год. Это позволит набраться экспертности. Проверить ценность идеи можно двумя способами: дать поиграть игрокам и посмотреть реакцию или пойти со своей игрой на какие-нибудь фестивали, выставки или конференции, например, Игрокон или Граникон, где можно показать проект профессионалам. Если вы уже сделали какой-то прототип, то можно присоединиться к гильдии настолок, они обычно есть почти во всех регионах и протестировать ее в ней. Когда вы идете к издателю, то необходимо прописать понятные правила, желательно подготовить питч в виде презентации.

Что касается того, с какого жанра лучше начинать, то легче всего начать свой путь в разработку настолок с пати-игр, хотя сделать что-то новое в них достаточно сложно. Если говорить о взаимодействии разработчика с издателем, то здесь уже рассматриваются мидкорные игры.

Пожелание от Сергея:

Всем, кто ступает на путь гейм-индустрии, желаю делать игры сердцем и душой, это единственный путь сделать продукт, который полюбят игроки. В последнее время игровая индустрия начала терять свой романтизм и душу и увязла в цифрах и деньгах. Я очень надеюсь, что будущие игроделы вернут ту романтику и будут делать игры от души, для игроков и мы снова увидим такие игры в топах.

Полезные ссылки:

Список игровых компаний: https://hsbi.hse.ru/programs/vocational_retraining/menedzhme...

Сайт подкаста, где можно послушать все выпуски: http://podcast.hsbi.ru/

Группа ВКонтакте, где публикуются новые выпуски: https://vk.com/hsbi_games

Контакт Вячеслава Уточкина в телеграмм: @viacheslavnu

Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент игровых проектов»: http://game.hsbi.ru/

Дистанционная программа «Основы создания игр»:  http://egame.hsbi.ru/

Игра Twilight Wars: https://store.steampowered.com/app/1396540/Twilight_Wars/

Настольная игра Game Dev Sim (симулятор игровой индустрии): https://gamedevsim.edinorog.org/

Комментарии (1)


  1. Solonchik
    30.07.2021 11:45

    Дополню Сергея по играм российских разработчиков, которые оказались весьма успешны за рубежом (но мой список, наверняка, также является неполным):

    1. Первый контакт Д. Хуснатдинова. Мозголомный патигейм про общение землян с инопланетянами, вдохновленный фильмом "Прибытие" Д. Вильнёва и лежащим в основе рассказом Теда Чана "История твоей жизни". Инопланетяне просят у землян предметы-сувениры при помощи специального словаря визуальных символов, земляне пытаются расшифровать его, разгадывая визуальные же загадки инопланетян, когда те загадывают понятие со своего планшета при помощи группировки имеющихся у землян предметов. Издана, кажется, в 7 странах, издательство обещало скоро выпустить 2 часть.

    2. Тортуга 2199 М. Лойко - космооперный ареаконтроль с дэкбилдингом (построением собственной колоды в ходе партии) и космическими пиратами

    3. Корпорация Смартфон И. Лашина - очень динамичная и конкурентная экономическая евроигра (есть такая вещь в настолках "немецкая школа" или евроигры). Хитрая система планирования действий на раунд, жесткая конкуренция на рынках, прям огонь. В США вышла в серии Dice Tower Essentials, что довольно солидное признание. Суммарно издана, кажется в 6 или 7 странах.

    4. Акватика Ивана Тузовского (это, кстати, я XD) - семейный таблобилдер с хэндменеджментом на тематику подводно-фэнтезийного мира. Разыгрываете карты морских существ с руки, чтобы выполнять действия: захватываете или покупаете акватории, исследуете их, в прямом смысле слова поднимая сокровища с глубины (двигая карту сквозь особый трехслойный планшет), нанимаете новых существ, пытаетесь успеть достичь четырех целей быстрее конкурентов. Аналогично, выходит в серии Dice Tower Essentials в США, суммарно издана в 7 странах.

    5. Карманный детектив Юрия Ямщикова - потрясающая вариация детективной игры, работающей по принципу "распечатал крошечную коробочку и начал играть". В отличие от популярной серии настольных детективных микрогеймов "Элементарно!" сюда еще насыпали сюжета и действий игроков.

    6. Эволюция Д. Кнорре издавалась за рубежом и сама, и в переработанной версии Northstar Game Studio - Evolution и Oceans. В Океанах, наконец-то, финально допилили геймплей, стало прямо хорошо. Эдакий Spore на столе. Кстати, в Океаны можно бесплатно поиграться на Android OS. И да, технически это, кажется, первая успешная за рубежом российская настольная игра.

    7. Находка для шпиона А. Ушана из Одессы (но издана российским издательством Мир Хобби). Переговорный "детектив", где участники, получившие карты со своим местом работы, должны вычислить шпиона, а шпион, получивший пустую карту, - догадаться, где они все дружно работают. В хорошей компании генерирует миллиард лулзов в час. Но как и все патигеймы социально-зависима. Если люди подберутся такие, что им хочется задать вопрос Джокера: "Why you so serious?", то позитивных эмоций и гэгов не будет.

    8. Война Миров Д. Пластинина - атмосферный дуэльный дэкбилдинг (построение колоды) с полем. Инопланетяне высадились на Земле в Британии и орут из кабин своих треножников "МУХАХАХА, жалкие людишки! Приглашаем вас на обед в качестве основного блюда!". Люди же приготовились подороже продать свои жизни и спасти королеву (технически в тот момент времени - короля).

    9. Индустрия снова Ивана Лашина - таблобилдер про промышленников начала XX в.: покупаете предприятия на хитро устроенном (но простом по правилам) аукционе, а затем запускаете производственные цепочки, чтобы произвести максимум ништяков и нафармить голды/победных очков. Повторить n раз... готово! Вы великолепны. Просто, быстро, шикарный акварельный арт, историческая справка по промышленикам, упомянутым в игре прилагается.

    Не знаю как с продажами, но рекомендую обратить внимание еще на "Соображарий" Н. Пегасова - отличный настольных квиз-патигейм, "Стальная арена" Ю. Ямщикова - симулятор ОБЧР в постапоке, пиу-пиу, бдыщ, но немного математично, "Индейцы" от авторской группы "Трехгранник" - простой семейный таблобилдер про охоту на бизонов, снятие скальпов, художественное вырезание тотемов - все ради накопления победных очков для своего племени, "Поселенцы. Основатели империи" - забавная игра про строительство своего королевства из квадратных тайлов-плиток со сбором сетов и производственными цепочками.

    Наверняка есть и еще интересные отечественные игры, но я выбирал из того, во что играл сам.