image

Одна из важнейших вещей для бизнеса — грамотно выбранная рыночная ниша. Но найти сегодня действительно пустующее поле для деятельности почти невозможно. Даже аудиторию весьма экзотических проектов приходится делить с конкурентами. Что и говорить о «стандартных» инструментах, вроде CRM?
Однако история сервиса WireCRM показывает, что CRM CRM-у рознь. Несмотря на обилие функционала у продуктов ведущих игроков, на этом рынке все еще есть клиенты с неудовлетворенными потребностями. И заполучить их можно не изобретая «велосипед с квадратными колесами», а научившись слушать своего клиента и правильно трансформировать полученные рекомендации в стратегию развития.
О том, как сервису WireCRM удалось не только заявить о себе на рынке, но и плотно закрепиться на нем, несмотря на то, что большинство конкурентов стартовали много раньше, рассказал Дмитрий Попов, основатель и руководитель проекта
.

Начинающих стартаперов волнует вопрос: «выстрелит» ли их идея. Сталкивались ли вы с подобными сомнениями? Как вы на старте оценивали перспективы своей идеи и рынок в целом? Какие факторы позволили понять, что путь выбран верно?

Дмитрий Попов: Конечно, перед запуском были переживания. Но когда появились первые пользователи и обрушили шквал предложений по доработкам нашего решения, стало ясно, что точка отсчета выбрана верно. Более того, понятно, в каком направлении нам двигаться. С тех пор прошло больше года. Мы активно работаем и растем; полет нормальный.
Объем рынка мы формально не оценивали, но он чувствуется, когда общаешься с очередным клиентом лично и понимаешь, что удовлетворить его потребности полностью не можешь.

Ориентируетесь ли вы на конкурентов, планируя нововведения?

Дмитрий Попов: Разрабатывая сервис, мы выбрали собственную стратегию — создание максимально простого и быстрого инструмента. Этим мы отличаемся от конкурентов, соответственно, списывать с них стратегию развития нам просто нет смысла.
Но издалека мы наблюдаем за Битрикс24 и Амо (Привет, Сергей Рыжиков и Михаил Токовинин).

Как вы сейчас оцениваете, удалось ли на старте выбрать оптимальную стратегию развития сервиса? Или впоследствии изначальный курс изменился?

Дмитрий Попов: В самом начале мы не обладали теми знаниями, что есть сейчас, соответственно, и стратегия на тот момент не была сформулирована. Я считаю удачным совпадением то, что мы в самом начале выбрали более или менее верное направление работы. Благодаря этому впоследствии мы мало меняли ядро проекта, зато активно развивали модули, устанавливаемые пользователями по запросу (для таких модулей у нас предусмотрен магазин приложений, где год назад было всего 2 модуля, а сейчас — около 40 и их число постоянно увеличивается).

Насколько сильно первая публичная версия отличалась от того, как сервис выглядит сейчас?

Дмитрий Попов: На мой взгляд, первая версия не имела минимально необходимого функционала для работы, но она уже позволяла вести клиентскую базу и сделки. Тем не менее этого оказалось достаточно для некоторого количества первых клиентов. Они ценили эту простоту.

Как было организовано тестирование решения на старте? Тестерами публичной версии стали сами клиенты?

Дмитрий Попов: Первыми тестерами системы выступали наши клиенты, некоторым мы давали бесплатный доступ к системе. Они до сих пор остаются нашими верными пользователями и помогают делать продукт лучше. Некоторым пользователям мы делали бонусы в виде начислений на внутренний счет. С него они могли оплачивать доступ к сервису и покупать приложения.
Сейчас стараемся покрывать код автоматическими тестами на CasperJS.

Мне доводилось слышать рассказы о том, что первые клиенты помогли правильно расставить акценты и впоследствии прочно встать на ноги. Ваш проект развивался так же?

Дмитрий Попов: Можно сказать, что то, как выглядит система сейчас, — это прямая заслуга наших пользователей. Работа с клиентскими предложениями — это вообще отдельная тема. Только после личного общения понимаешь, что действительно беспокоит пользователей. Поэтому я все еще лично стараюсь отвечать на фидбеки и предложения, хотя у меня есть помощники. Это помогает мне понять, куда двигаться дальше, каким предложениям дать пинок к реализации.

Сталкивались ли вы с какими-то техническими сложностями в начале развития проекта?

Дмитрий Попов: Да, без сложностей не обошлось. На старте не получилось довольно быстро решить на первый взгляд такую простую проблему, как импорт данных из Excel, CSV и других систем. На протяжении довольно длительного периода этот функционал толком не работал, хотя, как я понимаю сейчас, это критически важный функционал для такого рода систем.

Скорректировал ли скачок валют ваши планы и цены? Не приходилось ли жалеть, что вы вышли на рынок в такое непростое время?

Дмитрий Попов: Наоборот. Учитывая текущее положение дел, могу сказать, что мы очень удачно запустились и правильно выбрали ценовую политику. В условиях роста курсов валют к нам переключаются бывшие клиенты крупных зарубежных и даже некоторых российских сервисов, пытаясь экономить на ИТ-поддержке бизнеса. Цены у нас, кстати, все еще на прежнем уровне. И дополнительно мы ввели скидки (до 30%) при оплате доступа к сервису на больший период.
Мы были удивлены, но у нас все больше растет число клиентов с Украины и Беларуси, несмотря на экономические факторы.

Оглядываясь назад, какой совет бы вы дали себе на старте проекта?

Дмитрий Попов: Мы потеряли много времени на некоторые не совсем нужные вещи. Сейчас я бы отказался от их реализации и смог бы сэкономить много времени. В остальном было выбрано верное направление, и я бы посоветовал себе просто не волноваться по некоторым вопросам :)

Краткая информация о сервисе:
WireCRM — простой CRM-инструмент, появившийся на рынке в конце 2013 — начале 2014 года и ориентированный на малый бизнес.
При подключении к сервису пользователь получает минимальный базовый функционал, который может быть расширен за счет активации дополнительных модулей из магазина приложений (по принципу конструктора). Инструментарий доступен как через веб-браузер как на настольных системах, так и на мобильных устройствах.

Комментарии (0)