Мы сделали две вещи: отреверсили мышление пассажиров по выбору места в поезде (и самого поезда заодно) с точки зрения рационального выбора — и ещё обучили модель на фактически сделанных выборах наших пассажиров. Нужно это было для того, чтобы понять, как именно выбирают места люди, — и сразу предлагать те места, которые пассажир выбрал бы и сам, но через 3 минуты разглядывания разных вагонов.

Вот, посмотрите, вот так выглядит подсказка:



Здесь пассажиры едут вдвоём. Сначала выбирается самый свободный вагон, потом в нём не первое свободное купе (обычно в районе середины), затем в нём два места — нижние, если цена устроит, или верхние, если хочется со скидкой. Этот поезд без плацкартов, поэтому оба варианта купе.

Ну а дальше расскажу, как заполняется поезд, при каких обстоятельствах человек готов поменять нижнюю боковую на верхнюю обычную полку в плацкарте, куда и как садиться в сидячем вагоне при выборе места и так далее. Ну и заодно — зачем вообще люди ездят на поездах и что в каком случае важно. Иногда это знание полезно и будет помогать ехать в пустом купе при покупке верхней полки со скидкой, если поезд не очень населённый, — но нам было гораздо интереснее отследить именно мышление пассажира.

Как выбирают билеты?


И те, кто покупает билеты заранее, и те, кто делает это «здесь и сейчас» чаще начинают с мобильного телефона. Это делается где угодно, даже на эскалаторе в метро. Пассажиры, которым нужно уехать завтра, в итоге остаются на мобильном телефоне и покупают билет с него. Те, кто чувствует себя свободными во времени, предпочитают делать вторую сессию вечером с десктопа дома или на работе. Мобильный телефон — проверка, что поезд ходит, когда он ходит и подтверждение гипотезы, что места есть. Десктоп — выбор и покупка.

Первая часть покупки — это уже глубокий обзор. Если направление для пассажира новое, то есть он не повторяет прошлый заказ, то он проверяет следующие вещи:

  1. Как можно вообще добраться.
  2. Сколько стоит какой вид транспорта (автобус или самолёт может оказаться дешевле).
  3. Что едет и как долго.
  4. Когда отбытие-прибытие.
  5. Куда отбытие-прибытие (где автовокзал, где вокзал, далеко ли до аэропорта от центра).

Решение на этой стадии не принимается, человек просто «получает впечатление». Стадия целиком пропускается для поездок к родственникам: там однажды выбранный поезд будет покупаться каждый раз.

Дальше довольно сложная модель того, что делает пользователь. Я сейчас упрощу её до линейного алгоритма, но на самом деле всё гораздо тяжелее:

  1. Пассажир выбирает вид транспорта. Может показаться, что это надо делать на втором шаге после подсчётов окончательной цены билета (со стоимостью дороги до аэропорта, например), но нет. В модели принятия решения среднестатистического пассажира первое, с чем нужно определиться, — это транспорт. Решает цена и наличие хотя бы одного пригодного по времени рейса. Предположим, человек выбрал поезд.
  2. И вот теперь внутри одной модальности выбирается конкретный рейс. Опять же, может показаться, что у пассажира есть некий набор критериев к рейсу, и он их по ним ранжирует. Но в реальности сначала выделяются и выкидываются все явно неподходящие поезда (слишком дорого, не осталось мест, неудобное время), а потом из оставшихся вариантов делается выбор по ощущениям.
  3. Сюрприз ждал нас на этой стадии. Мы традиционно недооценивали важность отзывов и описаний поездов в оценке того, чем ехать — всё же мы выросли в стране, где привилегией была сама возможность уехать, и вариантов внутри особо не было. Но современным пассажирам очень важно, чем и как они едут. Они начинают сравнивать поезда по отзывам. Речь не только и не столько про отзывы на поезд у нас в сервисе — это звонки знакомым. Пассажир ждёт, что его кто-то немного успокоит и одобрит. Получив «благословение» в духе «всё будет хорошо, езжай поездом в 22:05», он выдыхает и покупает билет.

Вот наш типовой интерфейс без новых подсказок, мы сразу выводим актуальные схемы вагонов и рейтинг по отзывам, группируем одинаковые классы и так далее. Всё очень понятно. На этом поезде хорошо видна разница между 2Т и 2Э:



«Возьму двухэтажный: я на нём ехала, он мне понравился, там есть интересные штучки — гигиенический набор, перекус — ерунда, но входит в стоимость, — приятно» (женщина, 25-35, сидячие)

«Проходящий поезд не хочу покупать — хочу, чтобы он чистенький приехал» (женщина, 45-55, плацкарт)

Для поездок в отпуск процесс сдвигается: пассажиры заранее разведывают расписание и цены прошлого года, намечают себе конкретный поезд и ждут, когда билеты на него появятся в продаже, чтобы выхватить их одними из первых (из-за динамического ценообразования это дешевле).

Как отсеивают поезда?


По простым эвристикам:
  • Время в пути больше в полтора раза чем среднее.
  • При прочих равных поезд должен стартовать со станции, откуда едет пассажир (люди любят заходить в ещё чистый поезд).
  • Посмотреть финальное место назначения поезда: если город вызывает негативные ассоциации — готовы отказаться от покупки.
  • Проверка количества мест, вот хорошая цитата: «Если вижу, что в плацкарте остаётся на весь состав всего пять билетов, то даже смотреть не буду, — раскидает всю семью по поезду, ловить там нечего. Буду смотреть поезд, где мест сильно больше» (женщина, 46-55, плацкарт).
  • Цена участвует на каждом этапе выбора, но именно в отсеве выбираются поезда, где цена значительно отличается от предварительного прогноза стоимости билета или превышает в разы стоимость «соседних» билетов. Если ожидания не соответствуют реальности — пассажир возвращается к выбору транспорта.

Очень редко проверяется вся цена по поезду в личных поездках, но часто — в деловых:
«Я обычно езжу в купе, но если вижу, что цена на СВ снижена, — то почему бы не поехать на СВ с большим комфортом» (женщина, 36-45, купе)

Эвристики выбора конкретного поезда:


  • Если есть знакомый поезд и он уже один раз устроил — сразу выбрать его.
  • Посмотреть на вечерние поезда с максимальным захватом ночи в дороге
  • Но при этом прибывающий утром, чтобы не терять день, — выбирается оптимальный вариант с учётом этих двух требований.
  • Пессимизируются поезда с прибытием поздно вечером, если планируются встречающие.
  • Если едут с детьми: важен детский режим, чтобы дорога была менее стрессовой.
  • Если едут в отпуск и предстоит размещение в отеле, — хотят приехать незадолго до момента начала заселения.
  • Командировка — подстраиваются под расписание встреч и заселение в отель.

«Я смотрю время в пути, чтобы я комфортно легла и комфортно проснулась» (жен., 36-45, купе)

«Мне не важно: фирменный это поезд или нет — я в 2 часа ночи прибывать в город не буду» (жен., 25-35, сидячие)

«Мне нужно, чтобы поезд приходил в Питер достаточно рано, — так как встречи по работе начнутся уже в 10:00, а мне нужно ещё заселиться в отель, подготовиться, настроиться» (муж., 25-35, СВ)

Эвристики выбора класса вагона


Сапсан, Ласточка — доехать быстро и удобно. Для деловой поездки — вариант быстрее самолёта (с учётом прибытия в центр города и отбытия из центра), и ещё можно работать в дороге. В самолёте лоукостеров с ушами, закрытыми коленями, не всегда так, да и многие на высоте чувствуют себя не очень.

Плацкарт — бюджетно доехать, сэкономить, требование безопасности, ностальгия по детству. Цитаты: «Ехать недолго, можно и потерпеть», «Всё для моего комфорта есть, всё остальное обеспечу сам», «Зачем тратиться на дорогу, если деньги можно потратить уже в поездке», «Кипит жизнь — не скучно ехать», «Безопасно — все у всех на виду». Плацкарт до сих пор воспринимается как базовый безопасный выбор, хотя перевозчики хотели бы видеть в этом месте купе.

Купе — комфорт, чувствовать себя успешным: «Если долго едешь, то лучше в комфорте», «Очень плохие воспоминания о поездках в плацкарте — неприятные запахи, торчащие ноги и др.», «Я могу позволить себе комфортные условия».

СВ — приватность и комфорт для жизни или работы. Цитаты: «Вышел в своей жизни на определённый уровень, не хочется уже другого», «Возможность комфортно поработать: мы и обсудить что-то можем, и созвониться по скайпу», «Это мой отдельный мир, никто не беспокоит», «Хочу, чтобы мой отдых начался уже в дороге».

Важную роль в выборе класса вагона играет та компания, с которой планируется поездка. Молодёжь склонна к плацкартам (купе на шесть человек для большой компании) и дешёвым билетам. С семьёй — хотят зачастую уединиться в купе. С маленькими детьми комфортнее купе.

Чем меньше расстояние до места (время в пути), тем с большим дискомфортом готовы мириться пассажиры в обмен на лучшую цену.

Практика выбора вагона как «отдельный шаг» ещё не осознаётся пользователями, но уже появляется чаще. Пользователи стараются выбрать самый свободный вагон. Потом смотрят на характеристики вагона и выбирают, какие условия важны, а какие можно потерпеть.

Есть слабое предпочтение к центру поезда (вагоны в середине воспринимаются как более безопасные и более «упорядоченные» из-за близости штабного).
«Я всегда выбираю 9-й вагон. Потому что там едет руководство поезда и косяков быть не может» (жен., 36-45, купе)

Некоторые считают, что в последнем вагоне любого поезда сильно трясёт:
«Любим вагоны посерёдке, начиная с 4-5, и не самый последний. Болтает, особенно если поезд полупустой. А в первом вагоне постоянно чем-то пахнет, может быть из-за работающей техники» (жен., 25-35, сидячие)

Эвристики выбора места в вагоне


В плацкарте лучшие места, с точки зрения пассажиров, — середина вагона или близко к ней. Самыми плохими считаются места у туалетов, на боковых полках, в первом купе. Нижняя полка воспринимается как нечто доброе и приятное. Серьёзные колебания начинаются в тот момент, когда нужно выбрать между нижней боковой и верхней обычной.

При выборе места для пожилых пассажиров, в поездке с детьми или большим багажом нижняя полка становится куда более весомым фактором в выборе. Часто, если нижней полки нет, пассажиры возвращаются на выбор вагона, а оттуда — на выбор поезда.

Места в свободных на момент покупки купе занимают быстрее, чем в тех, где уже кто-то есть (за редким исключением купе, где первый пассажир определяет пол других пассажиров).

На двухэтажных поездах самые нелюбимые места пассажиров — верхние полки на втором этаже.

В сидячих вагонах оптимальный выбор — у окна, не в противоряд с другими пассажирами («не конкурировать ногами»), ближе к середине, лицом по направлению движения поезда.

СВ — выбирается любое место.

Когда едет семья или компания, всем важно оказаться в одном купе.

Если на карте вагона есть розетки и их мало (не у каждого места), предпочтительнее места с розетками.

Если выбор с первого раза не вышел


Как я уже говорил, пассажир почти не сравнивает варианты, а постепенно «проваливается» от выбора транспорта к выбору места. Но если где-то есть блокировка «хорошего» решения, то он делает несколько шагов назад.

Если на направлении несколько поездов, то выбирается примерно похожий в том же ценовом диапазоне (но с рейтингом меньше). Ещё некоторые люди просто меняют даты поездки и смотрят тот же самый уже изученный поезд на соседние даты. Крайне редко человек меняет класс вагона: ведь если он изначально нацелился на плацкарт, то покупка купе будет восприниматься как «я мог купить в два раза дешевле, но не купил».

Зачем люди вообще ездят?


Чтобы понять, почему делается тот или иной выбор, давайте разберёмся с моделью того, зачем вообще люди ездят на поездах.

Причина 1: поездки к родственникам


Это одна из самых массовых причин путешествовать в нашей стране вообще. Эти поездки имеют довольно чёткую цикличность, потому что вызваны совместным отмечанием дней рождения, встречами на Новый год и помощью родителям по их просьбе (например, присмотреть за домом и собакой, пока они едут в отпуск, или сделать что-то на участке). С точки зрения модели предсказаний они очень удобны для прогнозирования, потому что планируются заранее. Сами выезды бывают двух типов: основные длительные 1-2 недели, часто совмещаются с отпусками, делаются примерно пару раз в год. И бывают кратковременные на 2-4 дня (на выходные, отгулы на работе), эти случаются 2-3 раза в год в среднем. Маршрут регулярный, хорошо изучен пользователями: выбирают примерно одни и те же поезда, знают их время выезда-приезда и время пути. Состав участников поездки может отличаться в зависимости от обстоятельств: самостоятельная поездка (помочь родителям, ненадолго погостить); с детьми («понянчить» внуков, оставить детей на каникулы); всей семьёй (провести семейный отпуск у родных). Обратные билеты покупаются сразу редко, поскольку пассажиры знают особенности своих поездов, берут обратные уже на месте, когда разберутся с делами, то есть примерно за неделю до отправления. Эта модель поведения меняется, если пассажир хотя бы раз встречался с нехваткой самых экономичных мест в своём поезде.

От поезда такие путешественники ждут минимального комфорта и возможности доехать дёшево.

Командировки


Это вторая по важности причина путешествовать на поезде, и пассажиры этой группы очень сильно отличаются по поведению от привычных стереотипов. Обычно это люди, которые хотят работать в дороге (то есть пользуются связью, розетками, требовательны к тишине, стараются не путешествовать плацкартом). Второй критерий — выспаться любой ценой перед прибытием, то есть много внимания уделяется времени приезда и комфорту сна. Командировочные очень любят обратные поезда, позволяющие продлить поездку на 1 день по документам, но по факту на час-два (время прибытия 00:10 смотрится отлично). Если в билет включено питание — это большой плюс для отчётности.

Командировки бывают плановые (горизонт две недели) и внезапные (нужно приехать как можно быстрее на место). По большей части это краткосрочные поездки, до недели, пик в районе 1-2 дней в зависимости от города.

Билеты редко покупаются заранее: за 5 дней — хороший результат, но чаще за 1-2 дня. С точки зрения модели предсказаний — это чаще всего регулярные поездки по трём-четырём городам. Пассажир раз за разом возвращается в «свои» точки или движется между ними одинаковыми маршрутами. Если едет группа коллег, билеты могут заказываться централизованно, каждый отдельный пассажир не влияет на процесс выбора. Но если кто-либо едет один, то это либо самостоятельный выбор, либо более сложная кастомизация.

Принцип покупки билета: самый дорогой из доступного по правилам внутри компании. То есть для каждой категории командировочных есть наборы тарифов при заказе. Для топ-менеджмента это может быть «только СВ и выше или бизнес-класс Сапсана», для перемещения линейных сотрудников — «самый дешёвый» или «самый быстрый не дороже такой-то суммы» и так далее. При этом чем более срочная командировка, тем выше вероятность, что правила разрешают брать билеты дороже. Покупают туда-обратно, так как программа обычно простроена заранее и никаких «сюрпризов» по датам не предусматривается + необходимо отчитываться перед бухгалтерией.
«Я на цену практически не смотрю, так как на работе всё оплачивают, — надо только вписаться в диапазон от 4-7 тыс. до Питера. Почему бы не путешествовать с комфортом?» (муж., 25-35)

Особенно интересный вариант использования поезда в командировках по нескольким городам — это сочетание гостиницы и транспорта. Места СВ примерно совпадают по ценам с гостиницами выше среднего уровня, и плюс вы просыпаетесь на новом месте. Вот посмотрите на поезда «Гранд Экспресс» и «Мегаполис» — фактически они созданы именно для этой категории путешественников.

Выходные


Исключительно развлекательный тип поездок для тех, кто может себе это позволить (это та категория населения, у которой расходы на еду, одежду и квартиру не превышают половину зарплаты).

На короткие праздники или выходные люди едут в другой город. Это может быть желание развеяться, посмотреть что-то там, встретиться с друзьями, послушать концерт, поучаствовать во встрече сообщества и так далее. В среднем пассажир делает две-три таких поездки в год, но это число очень зависит от желания путешествовать и «лёгкости на подъём» — статистику делают те, кто вообще никогда не выезжал на выходные, и те, кто делает так почти постоянно. Если пассажир воспринимает смену обстановки как отдых (а далеко не для всех это так), то он начинает выезжать сначала в радиальные выезды вокруг своего города на выходные, а потом забирается всё дальше и дальше.

Обычно это кратковременная поездка (до 3-4 дней). Тут дело не только в том, что нужно выехать в пятницу вечером, чтобы вернуться в воскресенье в ночь, но и в том, чтобы не причинять дискомфорт принимающей стороне. Опрошенные пассажиры считают, что оставаться дольше — сложно для тех, у кого они гостят.

Билеты обычно покупаются за день, сразу туда-обратно. Поездка чаще всего коротка, не больше 12 часов в одну сторону. Пассажиры ездят в одиночку либо с мужем-женой, но при этом в подавляющем большинстве случаев без детей.

По мере роста опыта пользователя поездка становится всё дальше. В компанию к пассажиру добавляются друзья и подросшие дети. Вместо спонтанной покупки билетов пассажир начинает отслеживать акции и выгодные предложения и часто выбирает незнакомое направление по ним.

Море


До примерно 30-х годов двадцатого века было принято отдыхать в горах с целебным воздухом. Сейчас традиция — отдыхать на море. Почему я говорю про традицию — потому что пассажир делает максимум одну поездку на море за год. То есть стремится ездить каждый год, но не всегда получается. А вот два раза в год — так уже почти никто не делает. Минимальный срок такой поездки — 2 недели. Планируется обычно на лето сильно заранее. Билеты берутся туда-обратно за месяц минимум. Индивидуальные путешественники чаще всего так не ездят, самый частый тип пассажиров — муж и жена с ребёнком или двумя.

Личные дела


В такой поездке надо быстро добраться и, сделав необходимые дела, практически сразу вернуться обратно домой. Длительность подчиняется необходимости быть в определённое время в определённом месте. Билеты подбираются так, чтобы потратить минимальное время на поездку. Только индивидуальные путешественники.

Ну и напоследок — попробуйте угадать тот день в году (с точностью до недели), когда происходит больше всего возвратов железнодорожных билетов. И назвать причину, почему.

Что мы сделали


В итоге мы просто добавили подсказку сверху к нашему типовому интерфейсу:



Подсказка формируется моделью, обученной на выборе пассажиров. Решение модели — страшная загадка, и почему она так делает, никто не знает, как это обычно бывает. Но есть вторая модель, которая на базе правил объясняет решение первой, исходя из качественного исследования пассажиров на основе опросов и интервью, почему и как они выбирают места.

То есть можно выбрать место вручную как и раньше, провалившись в этот дроплет:



Тут можно посмотреть фотографии, схему вагона и прочее. А можно не ковыряться и просто доверить выбор роботу.

Мы не персонализируем выдачу, то есть не учитываем склонность пассажира к плацкарту, купе или СВ на основании прошлых покупок. Это можно будет сделать позже, если будет нужно.

24% пассажиров доверяют роботу, причём около 51% из них выбирают первый вариант из трёх. Ещё около 30% хотят контроля в своей жизни и выбирают вручную именно те места, что предлагал робот. Остальные меняют что-то в выборе, например, берут верхнюю и нижнюю полки вместо двух верхних или двух нижних либо осознанно двигаются ближе к выходу из-за крупных сумок и так далее.

В общем, теперь робот анализирует каждый вагон поезда, ищет самые желанные комбинации мест из оставшихся и показывает, где они.

Комментарии (71)


  1. tmplts
    10.08.2021 16:28
    +5

    О, может быть, вы поможете разобраться с проблемой мужского/женского купе.

    В двух словах, РЖД придумало разделять купе на мужские, женские и смешанные. Причем сделать это может почти любой - достаточно купить билет в купе первым и задать там его тип. Ставишь "мужское" и теперь ни одна женщина не сможет взять билет в это купе. Приятная компания обеспечена на всю поездку. Круто? Безусловно. Вот только признак "мужское/женское/смешанное", который задал первый пассажир (первый, взявший в нем билеты онлайн), остается и после того, как пассажир закончил поездку и вышел на своей станции.

    То есть если ваш поезд, например, Москва - Орск, а вы едете до Пензы и поставили себе "мужское" купе, то когда вы выйдете в Пензе, купе останется с признаком "мужское" до самой последней станции. И тут возникает подлость. Женщина, семейная пара, мама с ребенком не смогут взять билет в это купе, даже если он будет пустым (все пассажиры вышли в Пензе). И в ситуации, когда нужно срочно взять билет и поехать, это оказывается просто безумием. Даже в глазах сотрудников билетных касс РЖД, которые разводили руками и говорили, что понимают абсурдность, но продать билет не смогут. Места есть, пустые купе есть, но билет взять на них человеку "неправильного" пола (т.е. не совпадающего с признаком, кем-то там установленным) невозможно.

    Пожалуйста, достучитесь хоть вы в РЖД. Я звонил и писал им - единственное, что мне сказали (и то неофициально, т.к. я всех достал), - это чтобы я поменял супруге пол в реквизитах и типа так проводник должен пропустить, это несущественная ошибка. Но я, увы, не могу так рисковать.

    Спасибо.


    1. alexander-s Автор
      10.08.2021 18:34
      +4

      Я передам это в ФПК, действительно это неприятная особенность системы


    1. SDKiller
      11.08.2021 11:13
      +1

      Насколько помню, там гендерный признак сохраняется даже если первый пассажир назначил его, а потом сдал билет и купе пустое


      1. tmplts
        11.08.2021 11:15

        Да! И это вообще нонсенс, мне кажется. Сама по себе идея-то нормальная, но реализовано в итоге с недостатками, которые перечеркивают достоинства.


        1. Dolios
          11.08.2021 12:23
          +6

          Не вижу ничего нормального. Почему только по гендерному признаку деление есть? Почему тогда нельзя выбрать купе без детей или купе, в котором запрещено есть тухлую курицу всю дорогу, или купе без курильщиков (хоть они и курят на улице/в тамбурах, но воняет от некоторых потом в купе так, что глаза слезятся)?


          У нас вроде не Индия и не исламская страна какая-то. Зачем это нам?


          1. mindcaster
            11.08.2021 13:31

            Реально странная опция. Хотя, могли бы пойти дальше и реализовать возможность "я мужчина, хочу чтобы в этом купе со мной были только женщины" :) Это было бы хотя бы понятно!


            1. Nosgoth
              11.08.2021 20:11

              Еще и возраст уточнять сразу по типу: «женщины от 20 до 30» ;)


            1. perfect_genius
              18.08.2021 13:29

              Жириновский вон предлагает молодёжные купе, чтобы знакомились и заводили пары-семьи.


  1. mironoffe
    10.08.2021 16:31
    +1

    Сейчас видимо уже не актуально, но лет 10 назад я ходил заранее на вокзал, что бы просчитать какие места в вагоне оборудованы открывающимся окном. Июль, Питер - Адлер, поезд без кондиционера


    1. alexander-s Автор
      10.08.2021 18:35

      Да, а мы вот системно подходим и делаем схемы вагонов с обозначением окон, туалетов и так далее.


      1. nckma
        11.08.2021 09:19
        +2

        А вы отмечаете на схемах кондиционеры, которые есть, но не работают?


  1. Nimo_tsi
    10.08.2021 16:38
    +3

    Имхо, при выборе места в купе лучше бы обозначили места не квадратами, а треугольниками.


    1. Nimo_tsi
      10.08.2021 17:33
      +5

      А в идеале еще бы указывать места, купленные одним пользователем, чтобы не оказаться одному в купе с семьей, едущей в отпуск на юг и по этому случаю решившей, что купе - это дешевая альтернатива ресторану)))

      Наверно, это вопрос к РЖД больше))))


      1. vitaliy7360
        07.09.2021 14:20

        Да, это актуально не только в купе, но в "народном". Когда-то думал что люди поумнеют, начнут чувствовать свою ответственность за комфорт всего поезда, но кажется толстых русских яжематерей ничего не может исправить...


  1. VLT
    10.08.2021 16:52
    +6

    Я все понимаю тренды в минимализм и есть подписи - но эти квадратики я не в силах осознать. Добавьте хотя бы буковку (В / Н) внутрь квадратика или цветовую маркировку. На иностранных сайтах бронирования указаны как LB (L или Lower) и UB (U или Upper). Спасибо - пожалуйста

    Кусок примера


    1. alcanoid
      10.08.2021 17:53
      +11

      Они добавят «В» и «Н», и вы будете ломать голову, пытаясь понять, что это означает: «верхняя» и «нижняя» или «внизу» и «наверху».


      1. VLT
        10.08.2021 18:01
        +4

        Можно попробовать с цветовой маркировкой, разнесением в отдельные блоки-купе. Пользователей масса и каждый привык видеть мир не так как другие. Несколько вариантов обозначений для разных фокус групп не противоречащих друг другу и будет хорошо всем


        1. alcanoid
          10.08.2021 20:36
          +5

          А какой цвет должен неразрывно ассоциироваться с нижней полкой, и какой — с верхней?

          UPD: Только написав комментарий, разглядел, что у вас там цвета на самом деле разные. Посмотрел на другом мониторе — там разница лучше видна, но для подобных дизайнерских решений, ИМХО, в аду есть отдельный котёл неопределённого цвета.


      1. hard_sign
        11.08.2021 08:42
        +6

        Напомнило историю, как сотрудник помечал на складе изделия буквами «Х» и «П», а потом приехал поставщик, чтобы забрать брак, и забрал все коробки с меткой «Х». Возмущённый клиент звонит поставщику и говорит: у вас там куча брака, так мало того, вы ещё и забрали все «ХОРОШИЕ» изделия, оставив нам все «ПЛОХИЕ». «Да? – удивился поставщик. – А мы думали, буквы означают „...ёвые“ и „...датые“...»


    1. alexander-s Автор
      10.08.2021 18:37
      +3

      То, на что вы смотрите — это мелкие элементы иконки поезда, по которым можно в целом оценить населённость. 

      А выбор делается вот здесь:

      Там есть стрелки. Другие варианты обозначений мы тоже пробовали, но этот наиболее понятен пассажирам после ряда опытов.


      1. alcanoid
        10.08.2021 20:39

        А на схеме заселённости почему бы сразу верх/низ не указать? Например, вместо квадратиков можно использовать треугольники или пятиугольники, направленные вершинами вверх или вниз.


  1. afon
    10.08.2021 17:00
    +9

    Когда уже наконец кто-нибудь сделает чтобы показывало с какой стороны начало поезда? В какую сторону этот нарисованный схематичный вагончик едет?

    Я понимаю что он едет в разные стороны и его даже прицепить могут по-разному. Но очень не хватает такой информации.


    1. alexander-s Автор
      10.08.2021 18:57
      +4

      Готово! 


      Указывается только тогда, когда направление движения можно установить однозначно.


      1. afon
        11.08.2021 11:45
        +1

        Шайтан! А я на сайте РЖД заказываю, там такого не видел.


      1. Pilgrim54
        12.08.2021 07:59

        А как вы это реализуете? Сегодня в поезде вагон номер 7 - это вагон 0123 33392391, а завтра 0123 32311233. Храните записи для каждого РЖДшного вагона?


    1. andersong
      11.08.2021 11:32
      +1

      Часто езжу на поезде, на котором половину пути едешь лицом, половину спиной)


      1. afon
        11.08.2021 11:46
        -6

        Так не бывает, если только доехать до конечной и поехать обратно.


        1. andersong
          11.08.2021 11:51
          +5

          Категорично) Так бывает, если промежуточная станция расположена чуть в стороне от основной линии: поезд заезжает в нее носом, а в сторону конечной выезжает другой стороной, например, если едешь через Ижевск.


          1. afon
            11.08.2021 11:56
            -5

            Прикольно. Я так далеко ещё не уезжал из-за МКАДа.


            1. alcanoid
              11.08.2021 13:42
              +1

              Есть пример поближе: «Ласточка» СПб — Новгород с реверсом на станции Чудово-Московское.


          1. kisaa
            12.08.2021 03:15
            +1

            А еще бывает в гористой местности, когда проложить прямую дорогу по склону не получается из-за слишком большого уклона. Тогда на остановках машинист переходит из головы электрички в хвост и обратно: openstreetmap.ru/#map=16/35.2357/139.0767


            1. Pilgrim54
              12.08.2021 08:06

              Класс, я удивлён!


            1. tyomitch
              12.08.2021 10:23
              +2

              А бывает и просто так, по историческим причинам: электричка Свердловск--Асбест разворачивается в Баженово, потому что дорога через Баженово построена в 1885, а ветка Баженово--Асбест только в 1927 и без предвидения того, что поселковый асбестовый карьер через полвека станет седьмым по величине городом области, и потребуется его прямое сообщение с облцентром.


  1. Nimo_tsi
    10.08.2021 17:09
    +2

    В плацкарте лучшие места, с точки зрения пассажиров, — середина вагона или близко к ней.

    Я если еду в плацкарте со множеством промежуточных остановок - выбираю места ближе к концу вагона (7-8 купе) - так меньше беспокойства от входящих-выходящих ночью пассажиров. Да и туалеты близко (если их 2 в конце вагона).


    1. VLT
      10.08.2021 17:11
      +1

      Заметил что пассажиры с детьми и пожилые и/или слабо ходячие часто выбирают места поближе к самовару (к проводнику)


      1. Amikko
        10.08.2021 22:10

        Тоже часто выбираю поближе к проводнику и титану с кипятком.

        • а) та же логика, что и с «вагон поближе к штабному»: рядом с начальством спокойнее, особенно если попадутся быдло-попутчики (правда, такого уже много лет не было);

        • б) чай/доширак наливать ближе;

        • в) выходить погулять на остановках ближе.


        1. RCgoff
          07.09.2021 14:21

          г) раньше принесут белье - можно быстрее уснуть


  1. igorjan94
    11.08.2021 03:28
    +5

    Процесс выбора идеального места немного напомнил процесс выбора правильной перегрузки функции компилятором с++


  1. kisaa
    11.08.2021 04:33
    +2

    А пометка «Соседнее место свободно» на плане вагона не приводит к недовольству пассажира, когда он приходит в вагон и обнаруживает, что соседнее место занято? Типа, «мне при покупке обещали одно, а по факту другое»? Может быть, указывать в виде «Соседнее место пока свободно»?


  1. SquareRootOfZero
    11.08.2021 07:44
    +4

    Я один, что ли, предпочитаю верхнюю полку? Верхняя полка вся твоя, на верхнюю полку залез и спишь, когда захочешь. Нижняя полка удобнее только если повезло с отсутствием соседей по купе, иначе у тебя то кто-то будет сидеть на ногах, то кто-то будет кюшать за столиком у окна, и вот это вот всё. Да и боковое место в плацкарте — не такой уж плохой вариант: когда лежишь на «обычной полке», приходится все время следить за тем, чтобы подгибать ноги, иначе их задевают ходящие по проходу туда-сюда другие пассажиры и пр. деятели. На боковой просто эти ноги упираются в стенку и можно хоть как-то расслабиться. Да, неудобно, ну так плацкарт — это не про удобство.


    1. Dolios
      11.08.2021 10:43
      +3

      иначе у тебя то кто-то будет сидеть на ногах, то кто-то будет кюшать за столиком у окна, и вот это вот всё

      Я тоже предпочитаю верхнюю полку. Так и спокойнее и места для багажа больше (я езжу в купе) и есть я предпочитаю нормальную еду в вагоне-ресторане. Но, помнится, я видел разъяснения РЖД на эту тему и там было написано, что полка "принадлежит" тому, кто купил билет и никого пускать посидеть или поесть он не обязан.


      1. SquareRootOfZero
        11.08.2021 11:03

        У меня, боюсь, скилл «Жлобство» не настолько вкачан, чтобы никого не пустить, потому что не обязан… Впрочем, опять же, я с раннего детства не ездил в поездах более суток подряд. Как правило, едешь ночь и часть предыдущего/следующего дня, при таком режиме вполне нормально залезть сразу на верхнюю полку и отрубиться до самого пункта назначения. А если так ехать несколько суток подряд, допустим, из Санкт-Петербурга во Владивосток, наверное, можно пролежни заработать, так что и впрямь нижняя полка, наверное, удобнее.


        1. Dolios
          11.08.2021 11:08

          Ехать в поезде более суток одному вообще весьма сомнительное времяпрепровождение, как по мне.


          У меня, боюсь, скилл «Жлобство» не настолько вкачан, чтобы никого не пустить

          Пустить поесть на короткое время, в общем-то, не проблема, почему бы и нет, все мы люди. Но пустить кого-то сидеть там всю дорогу постоянно, это, извините, нет.


          1. Pilgrim54
            12.08.2021 08:16

            А какой-нибудь немолодой женщине на верх залезть мука смертная, и она будет не против посидеть у вас на кровати (если боковушки напротив все заняты). Обычно конечно стараются женщинам взять нижние места.
            Поэтому абсолютно согласен с SquareRootOfZero, на верхней полке ты никому ничего не должен, если бардак то это твой бардак, спишь или читаешь спокойно, а хочешь в окно посмотреть - можно и слезть. Да на обычных вагонах и сверху в окно видно.

            Идеально конечно вдвоём верх-низ, или втроём 2 верха, если все молодые.


            1. Dolios
              12.08.2021 09:29
              +1

              Немолодая женщина может купить билет на нижнюю полку и проблемы не будет. Все просто. Не нужно решать свои трудности за счет других.


  1. andersong
    11.08.2021 11:36
    +3

    Очень не хватает опции выбора «несколько мест в одном купе», если едешь с детьми, приходится просматривать все вагоны глазами.


  1. tyomitch
    11.08.2021 12:03
    +1

    Ну и напоследок — попробуйте угадать тот день в году (с точностью до недели), когда происходит больше всего возвратов железнодорожных билетов. И назвать причину, почему.

    Заинтриговали!
    Третья неделя января, когда не смогли выйти из запоя?


    1. alexander-s Автор
      11.08.2021 14:19

      Нет, но гипотеза интересная.


      1. zetroot
        11.08.2021 14:48
        +1

        Не томите, перебирать еще 51 вариант будет долго:-)


      1. alcanoid
        11.08.2021 14:51
        +2

        Наверное, в запое полно дел поважнее билетов.

        Предлагаю версию с завалившими экзамены студентами и школьниками, а неделя — где-то в конце июня.


        1. alexander-s Автор
          13.08.2021 11:54
          +1

          Верно, студенты не сдают сессию и едут не по домам, а идут на пересдачи.


      1. bydm
        11.08.2021 14:57

        Последняя неделя апреля. Когда планировал мини-отпуск, но не договорился на работе по поводу отгулов на межпраздничные дни в майские праздники.


      1. mironoffe
        12.08.2021 17:27
        +2

        А может после экзаменов возвращают студенты, которым теперь дорога на пересдачу, а не в родные места?


      1. ner0
        13.08.2021 00:48

        31 декабря, когда понимаешь, что новый год в поезде встречать не хочется, и переносишь на 30 или 1 число


      1. Anabatumil
        07.09.2021 14:21

        А может последние дни мая - первые июня, когда начало лета не задалось и все переносят отпуск на месяц?


  1. Palomnik
    11.08.2021 15:27
    +2

    Любопытно, плацкарт и правда считается безопаснее, чем купе? А есть какая-то статистика по этому поводу (проишествия всякие и т.д.)?

    Для меня плацкарт - синоним ада, особенно тот факт, что там может любой желающий вломиться к любому желающему... Для меня самый идеальный сценарий: взять всё купе целиком под свою компанию, тогда посторонние люди в принципе не имеют к тебе доступа и слава богу.


    1. Pilgrim54
      12.08.2021 08:22

      Так если вас четверо одной компанией, то к вам и в плацкарте никто не вломится. Некоторые простынкой занавешиваются и едят там всю дорогу :)

      А вот для меня купе скука смертная (вообще мало на них ездил), вот например соседу приспичит закрыть дверь и окно, и что тогда, сидеть с ним как в склепе? Или вот поговорили мы на общие темы, и потом часами молчать? В плацкарте обычно есть движение, если сам молчишь то хотя бы других слышишь.


      1. Dolios
        12.08.2021 09:38
        +3

        Больше всего меня раздражают постоянно о чем-то болтающие пассажиры. Они то по телефону беседы ведут, то друг с другом на общие темы. Днем от болтунов можно спасаться наушниками, но проблема в том, что они и ночью часто угомониться не могут. Хуже только когда они ещё и бухают вдобавок.


        Pilgrim54, такие как вы очень мешаете окружающим. Нужно поговорить, идите в коридор/тамбур/вагон-ресторан.


        1. Pilgrim54
          12.08.2021 12:08

          Откуда вы знаете, какой я и почему говорите за всех окружающих? И почему другие должны молчать в вашем присутствии? Попросите РЖД завести купе для молчащих.


          1. Dolios
            12.08.2021 12:18
            +4

            Так вы сами написали, что вам нужно говорить всю дорогу, иначе вам скучно. Есть банальные правила этикета, разговаривать в публичных местах нужно так, чтобы не мешать окружающим. Очевидно, что в купе вы будете мешать в любом случае, людям некуда от вас деться. Ваша свобода заканчивается там, где начинается моя. Обычно такие вещи объясняют родители своим детям в рамках процесса воспитания.


            1. Pilgrim54
              16.08.2021 09:16
              -3

              Где я написал, что мне надо разговаривать всю дорогу? Мне скучно, когда рядом тело, которое всю дорогу спит, при этом ещё закрыв окно, чтобы ему там что-то не светило, и дверь, чтобы его спящего не унесли.

              Как правильно делать выводы о незнакомых людях, обычно объясняют в процессе обучения


      1. ner0
        13.08.2021 00:45

        На один паспорт можно купить все 4 места в купе. А еще можно сэкономить: взять себе верхнее место, а оставшиеся 3 места (ниж,ниж,верх) оформить на "любого ребенка" со скидкой 50%, и ехать одному в купе.


        1. harimis
          13.08.2021 09:52
          +1

          Вот только невостребованные места после отправки поезда снова поступят в продажу. И на следующей остановке их легко могут занять только что купившие билеты пассажиры


          1. Dolios
            15.08.2021 12:07
            +1

            Не могут, если куплены взрослые билеты.


        1. Dolios
          15.08.2021 12:07
          +1

          А еще можно сэкономить: взять себе верхнее место, а оставшиеся 3 места (ниж, ниж, верх) оформить на "любого ребенка" со скидкой 50%, и ехать одному в купе.

          Нельзя


  1. ksr123
    12.08.2021 23:24

    А почему кто-то решил, что у лоукостеров шаг сидений меньше?


    1. Crocodilus
      18.08.2021 15:57

      А как они тогда станут лоукостерами?!


      1. ksr123
        22.08.2021 02:34

        Вы немного отстали от жизни. Сейчас стерлась грань между лоукостерами и обычными АК. Раньше у лоукостеров был платный багаж и жесткие ограничения по ручной клади, платная офлайн-регистрация, отдалённые аэропорты, отсутствие бизнес-класса, отсутствие питания..

        Но сейчас всё это есть и у многих обычных АК. Поэтому данное разделение не играет особой роли.


  1. Crocodilus
    18.08.2021 15:51

    ==Время в пути больше в полтора раза, чем среднее==

    Не в 1,5 раза, а в корень из двух или в пи пополам.


  1. Lexi4
    07.09.2021 14:21

    Вот тут красиво и понятно нарисовано: https://www.expatolife.com/wp-content/uploads/2018/10/Vietnam-train-4-berth.png

    Можно свободные полки показывать "сложенными", а занятые откинутыми. Ну и плюс цветом различать.

    Направление движения - важный момент, неужели нельзя сделать?


  1. Plush_Dragon
    07.09.2021 14:21

    Интересно, а есть статистика и корреляция от возраста пассажиров? Ведь с возрастом хочется больше комфорта, и не жалко уже денег на купе люкс. А вот в молодости плацкарт наше всё - и дёшево, и весело всегда.