Вот представьте: есть компания, которая накопила много ценных знаний в своей сфере. Мы про Сбер, увлекаться отвлечёнными моделями не будем. А в качестве сферы здесь рассматриваем финансовую и банковскую. 

И есть 71,9 млн трудоспособного населения в России. Ну, ещё не есть, но будет на конец 2021-го. И у большинства из этих людей знания в упомянутой сфере поверхностны. Поверхностны не потому, что людям не надо в этом разбираться. А просто – так вышло. Этому не учат.

Диссонанс. И ведь здорово бы его устранить, так? Нужно же просто взять и научить.

Отступление для тех, кому проще не верить в благие намерения банка. Сформулируем так: трудно развивать технологически-сервисную финансовую компанию в стране с низким уровнем финансовой грамотности трудоспособного населения. Отличная вышла формулировка – специально для тех, кто всё ещё видит в Сбере всё тот же СберБанк. 

Так вот. Нужно учить людей и повышать уровень финансовой грамотности. От этого растёт карма и ВВП. Но есть сложности. 

Как обычно выглядит обучение кого угодно чему угодно?

Вначале даётся модель. 

В школе и вузе, где мы учились учиться, под моделью обычно понимается правило из учебника или от учителя. «Жи-ши – с буквой и», «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». 

Дети запоминают правило, получают модель решения сложностей определённого вида (поставь букву в слове «ж…раф») и успешно их решают. Получаются жИраф, ёжИк и ужИмка. 

Дети привыкли к тому, что их учат именно таким образом, и в основной массе эти знания откладываются в головах с какой-то степенью применяемости. Дети понимают, что у них ещё нет этих знаний, и легко принимают новое.

Насколько успешно учатся взрослые по этой же модели? Обычно – малоуспешно. В особенности в тех сферах, где есть представление о том, что они уже знают и умеют достаточно. 

Разберём вот на таком примере. Вы умеете спать?

Конечно, вы умеете спать, а как иначе, верно? Вы же каждый день засыпаете и просыпаетесь. У вас получается – значит, вы умеете. 

Хорошо, а поставим вопрос иначе: а как часто вы просыпаетесь бодрым и выспавшимся? 

Уже сложнее, правда? А ведь, казалось бы, логика прямая: умею я что-то делать или не умею, нужно судить по результатам. Если результат чаще отрицательный, чем положительный – о каком умении идёт речь?

А ещё бывает, что люди покупают или получают в подарок фитнес-браслеты. А те берут и показывают: спите вы плохо, сон неглубокий, вот статистика, вот вывод, вот рекомендации.

И после определённого количества таких сообщений человек либо перестаёт носить браслет, либо начинает ловить себя на мысли: «А может быть, я правда делаю что-то не так?». А от этой мысли уже недалеко и до реального повышения знаний и умений, то есть – до обучения. И вот человек перестаёт наедаться на ночь, покупает удобную подушку, проветривает комнату перед сном, вешает шторы блекаут и заводит будильник, имитирующий восход солнца. 

И обнаруживает, что он действительно стал спать лучше – и показатели браслета это подтверждают. Его результат вырос – он научился.

К чему это всё?

К тому, каким образом можно подойти к вопросу обучения взрослых людей. 

В андрагогике – науке об обучении взрослых людей – существует модель обучения Дэвида Колба. Если не вдаваться в терминологию, она говорит вот о чём: вначале человек получает опыт, затем рефлексирует, затем что-то меняет в своих действиях и получает новый опыт. Цикл замкнулся. 

Ключевым здесь является понятие опыта. Не получив опыта, взрослый человек не запустит рефлексию и едва ли  будет готов что-то поменять в своём поведении. А без готовности меняться никакое обучение не пойдёт впрок. 

В развитии умения спать может помочь неожиданный вопрос, который подтолкнёт к анализу уже имеющегося опыта («Ну правда же не высыпаюсь»). Может помочь опыт взаимодействия с фитнес-браслетом («Кажется, я и правда плохо сплю»). Может, конечно, помочь и насущная необходимость, но сложно подобрать адекватный и частый случай, когда человек начинает осознанно учиться спать, что вроде бы и так делает каждый день. 

Примерно та же ситуация и с финансовой грамотностью

Традиционный способ учить взрослых финансовой грамотности – это создание и распространение обучающих материалов. В чём сложность этого подхода, полагаем, уже понятно. На них отреагируют только те, кто уже смог понять, что с его финансовой грамотностью что-то не так. Много ли таких?

Ведь люди каждый день зарабатывают и тратят деньги. Прямо как спят. И у них вроде бы это получается. Легко достучаться до тех, кто уже понял: нет, не получается, можно лучше. Как достучаться до тех, кто не понял? Как запустить цикл обучения по модели Дэвида Колба?

И мы подумали, что технологическая компания может сделать больше, чем выпуск обучающего контента. Притом что мы не имеем ничего против обучающего контента, если вдруг создалось обратное впечатление. 

Как сервисы PFM могут помочь в обучении?

Коротко про PFM. Это не core-продукт, это набор решений, встроенных в СберБанк Онлайн. Персональное финансовое управление – Personal Financial Management. Среди решений – такие утилиты, как финансовые цели, бюджет и анализ расходов, витрина инвестиций, анализ благосостояния и другие. 

Грубо говоря, это тот самый фитнес-браслет с расширенными функциями. Только надевают его не на запястье, а на кошелёк. Он анализирует финансовое поведение, а ещё даёт решения, как можно его улучшить. 

Сначала анализирует поведение и даёт подсказки по итогам анализа, потом даёт решения. Пользуясь случаем, передаём привет Дэвиду Колбу.

Сценарий 1. Опыта ещё нет, его нужно дать.

Грядут праздники, а анализ бюджета говорит о том, что пользователю будет на них не очень весело без денег. Он получает уведомление с анализом своих расходов и прогнозом финансового состояния на период праздников. И здесь у тех, кто был уверен в своих навыках управления деньгами, появляется шанс получить опыт, а затем превратить его в рефлексию («Да как так-то?») и новые действия («Ладно, я перестану каждый день оставлять по 800 рублей на кофе и бизнес-ланчи, буду брать что-то из дома»).

Сценарий 2. Опыт получен, нужно собственно обучение – информация о новых методах.

Говорят, что круто иметь 13-ю зарплату, но работодатель придерживается иного мнения. Окей, у нас уже есть опыт, теперь нужно понять, что и как изменить в своих действиях. Идём в сервисы PFM и смотрим: что есть из доступных инструментов? Есть цели. Можно запланировать финансовую цель – накопить сумму своего оклада к праздникам. Выбираем метод (округляем чек, переводим деньги по расписанию) – готово. Обучение состоялось. Получен новый опыт, и дальше его можно будет применять без рефлексии.

PFM, конечно, будем развивать и дальше. На наш взгляд, схема выглядит рабочей. Может быть, со временем Дэвид Колб доберётся до каждого, кто знает?

К слову, раз уж вы дочитали до этого момента. Полагаем, вам сейчас стало понятнее то, в какую сторону мы развиваемся как компания. Если это направление вам по душе – посмотрите, кого мы ищем. Может быть, что именно вас. 

Спасибо, что прочли!

Комментарии (10)


  1. EVolans
    07.09.2021 13:12
    +2

    Схема выглядит рабочей, но не для 71,9 млн. Анализ трат есть много где, проанализировал, посмотрел что на спиртное уходит.. и перестали считать - пить от этого никто не перенстанет, даже в рамках экономии. Это так не работает.

    А новый сервис - скорее очередная аналитика которая позволит впаривать кредиты и продолжать дальше оббирать эти самые 71,9 населения еще эффективней чем раньше. Банку не выгодно финансово грамотное потребительское население и никогда небыло выгодным, потому что иначе она перестанет брать кредиты на свое выжиывание. А бизнес.. у бизнеса своя голова на плечах раз этот бизнес работает.


    1. Areso
      10.09.2021 01:51

      Ну, почему перестать пить? Но вот намекнуть, что пиво по 300 рублей за бокал пора бы покупать меньше - вполне возможно.

      Как и тратить несусветные суммы на ХО.


  1. sergeyns
    07.09.2021 13:16
    +3

    Отступление для тех, кому проще не верить в благие намерения банка. Сформулируем так: трудно развивать технологически-сервисную финансовую компанию в стране с низким уровнем финансовой грамотности трудоспособного населения.

    Старо предание, но вериться с трудом. Финансово грамотным труднее впарить кредит под 8% годовых (но с учетом всех страховок - под 20%+), труднее впарить вложение денег с возратом 52 тр (на самом деле какой-то ПИФ сбера с отрицательно-нулевой доходностью на ИИС) и тд


  1. PrinceKorwin
    07.09.2021 13:45

    Спасибо, что пытаетесь быть открытыми. Сегодня это особенно ценно.

    Говоря о грамотности и обучении нужно всегда понимать, а, собственно, ради чего человеку нужны эти знания. Финансовая тема - эта тема конфликта интересов. У физического лица и финансовых организаций противоположные интересы.

    В вашей статье нет ничего чтобы можно было бы понять какие цели вы преследуете. А поскольку этого нет, то мозг начинает дорисовывать различные теории заговоров :)

    Далее. Вот вы пишете:

    Есть цели. Можно запланировать финансовую цель – накопить сумму своего оклада к праздникам. Выбираем метод (округляем чек, переводим деньги по расписанию) – готово. Обучение состоялось. Получен новый опыт, и дальше его можно будет применять без рефлексии.

    Какое обучение здесь состоялось? В чем оно заключается? В том, чтобы человек поставил "галочку" и нужную сумму в поле формы?

    Это точно то, обучение о котором вы говорите?

    В какой-то мере это можно назвать обучением (и подсаживанием на свой инструмент). Но вот финансовой грамотностью это точно назвать нельзя.


    1. Indemsys
      07.09.2021 15:38

      В вашей статье нет ничего чтобы можно было бы понять какие цели вы преследуете.

      А мне кажется их цель очевидна. Их цель - добиться стабильного гашения кредитов.
      А "грамотность" нужна чтобы люди не потратили на сторону деньги которыми они должны отдавать кредит. Плохие кредиты же главная проблема банков.


      1. PrinceKorwin
        07.09.2021 17:04

        Ничего. Скоро банки будут блокировать разные транзакции с сообщением: вам это винишко не нужно, мы перевели данную сумму в счёт кредита #NNNNNN

        Вот тогда у людей появится настоящее желание у населения поднимать свою финансовую грамотность :)


  1. vakhramov
    07.09.2021 18:43
    -2

    Вы лукавите, цели у инструмента иные. А обучение одно должно быть: чтобы было больше денег - надо больше зарабатывать. И вообще знать, зачем эти средства будут нужны (для каких проектов).


    1. alexwortega
      23.09.2021 11:06

      Иные – а какие именно, на ваш взгляд?

      А вот со второй частью очень согласны. Нужны финансовые цели (в идеале, конечно, жизненные, но этот идеал пока отложим как временно недостижимый) и нужен рост заработка. Потому что одним только рациональным расходованием средств, то есть разумной экономией, можно повысить благосостояние. Но только до определенного уровня, который все равно быстро упрется в размер заработка.

      В то же время уметь распоряжаться имеющейся суммой – все равно важно, вне зависимости от размера заработка. Потому что низкая финансовая грамотность в сочетании с высоким доходом – например, из-за высокой проф. квалификации – быстрее приведет к росту расходов, чем к росту прибыли. По нашим, по крайней мере, оценкам и опыту.


      1. vakhramov
        27.09.2021 10:30

        Получить статистику о планах, предложить свои инструменты внутри этого PFM. Держат людей за обывателей, в плохом смысле этого слова.

        Не понятно, о какой прибыли идёт речь. Прибыть - у корпораций; у условного Васи от того, что он перестанет покупать пиво и купит на эти деньги акции (или положит в банк) - прибыли не появится.

        Прибыль может появиться в результате предпринимательской деятельности (а может и не появиться). Финансовые инструменты, предлагаемые в статье, никак с этой деятельностью не связаны. Последний абзац тоже как бы намекает, что всё связано исключительно с наёмниками.


  1. sshmakov
    07.09.2021 20:05

    Он получает уведомление с анализом своих расходов и прогнозом финансового состояния на период праздников.

    Разве получает? По-моему, сейчас нужно самому зайти в анализ, посмотреть, понять... и простить... А раз не зашёл, то и ладно.