Привет! Я — Александр Болжеларский, QA Automation Lead & Team Lead в NIX и спикер NIXMulticonf. Начну с небольшого дисклеймера. Каждый описывает сеньора так, как может, хочет и видит рядом с собой. При этом можно сказать, что в целом по отрасли портрет сеньора очерчен. Также важно понимать, что мы будем говорить о сеньоре в контексте уровня подготовки специалиста. В некоторых компаниях бывает так, что человеку дают погоны сеньора только для того, чтобы заманить его к себе. Хотя, объективно, он еще джун. Это не наша история.

Как тимлид и QA Automation-лид, я занимаюсь развитием своих подопечных. Мы рассматриваем с ребятами разные пути карьерного роста на 1:1 митингах, строим их личные планы развития, обсуждаем развитие всего отдела. В том числе пытаемся вместе построить путь к уровню сеньора для конкретного человека. И я обратил внимание, что люди по-разному формулируют для себя, кто такой сеньор. Хотел бы поделиться своими наблюдениями и развеять заблуждения о сеньорах, которые мне доводилось слышать.

Говоря о желании стать сеньором, люди могут подразумевать разное. Например:

  • Я хочу выполнять более сложные задачи. Если сложность задач не растет, я застоялся.

  • Я хочу получать более разнообразный опыт. Если я долго работаю в одном проекте, я застоялся.

  • Я хочу осваивать новые обязанности. Если характер задач не меняется, я застоялся.

  • Я хочу стать сеньором. Если мое звание не растет, я застоялся.

Интересно, что формулировка «хочу стать сеньором» существенно отличается от остальных.

В первых трех репликах акцент на том, что и как человек хочет делать. Хочет сложных, разнообразных задач и новых проектов. Такие специалисты понимают, что им нужно делать, чтобы получить желаемое. Они определяют путь, но никак не фиксируют конечный результат. Можно хоть 20 лет идти по пути «хочу более сложных задач».

А в последней реплике четко звучит конечная цель — получить звание сеньора. Но путь здесь не понятен. С такой формулировкой между мной сегодняшним и мной, который достиг цели — пропасть. Я не знаю, что нужно сделать, чтобы дойти к цели. Возможно, это не для всех так. И я очень рад, если не для всех. При этом я встречаю ребят, которые не видят конкретного пути, хотя отчаянно хотят достичь цели.

Вернемся к профессиональному пути, который непонятен и неизвестен. Я попытаюсь его описать. Но не через перечисление всяких «сеньор должен...», а через ошибки в представлении, каким же должен быть сеньор. Если среди вас есть те, кто хочет получить этот тайтл, но не знает как, надеюсь, моя статья вам поможет этот путь разглядеть. Если вы хотите в сеньоры и знаете, как этого добиться, сверьте свой вариант с моим. Возможно, вы захотите что-то скорректировать в своем плане.

Заблуждение 1. Сеньор — знает абсолютно все

В этом заблуждении есть две проблемы. Во-первых, те, кто так думает, обрекают себя на то, чтобы никогда не ощутить себя сеньором. Ты думаешь, что твой «кумир» знает все. Ты стремишься достичь его высот. Ты учишься, узнаешь больше и больше... Но цель «знать все» как будто все дальше и дальше. А все потому, что так мы устроены: чем больше мы знаем, тем больше осознаем, как много еще не знаем. У этого качества есть название — эффект Даннинга — Крюгера.

Во-вторых, те, кто так думает, фокусируются исключительно на технических знаниях. Они улучшают свой код, качество написания документации, стремятся досконально изучить инструментарий. Они стремятся к техническому совершенству. И проблема тут в перекосе. За техническим совершенством теряются бизнес-задачи, которые требуют решения.

На самом деле сеньор не знает все. Он знает много. Учится много. При этом он ежедневно много гуглит. Не раздумывая, изучает все новое, что требуется для решения задачи. Сеньор умеет обобщать, находить закономерности. Если речь о проблемах, то он находит в них закономерности, определяет истинную причину и решает проблему. Он умеет видеть различия, потому в, казалось бы, похожих ситуациях предлагает разные решения.

Сеньор всегда стремится увидеть общую картину, охватить проект целиком. Именно это помогает ему принимать правильные решения, когда кто-то обращается к нему за помощью. Он умеет видеть перспективу. Раньше мы делали так, потому что ситуация была такая-то, а сейчас стоит поступить по-другому, потому что ситуация поменялась. И нужно быть готовым к такому, ведь все может поменяться еще и вот так.

Все это вместе может создавать впечатление, что специалист знает все, но это не так. И не к этому нужно стремиться.

Заблуждение 2. Сеньору любое задание под силу

Так получается, что сеньору редко поручают именно задачи. Задачи — это слишком просто. Задача — значит понятно, что и как делать, в этом есть опыт. В зависимости от сложности тасков, они уходят мидлам или джунам. А вот сеньору достаются проблемы. Что-то пошло не так, и есть только догадки почему. Нет готовых решений или похожих примеров в чужих проектах. Иди и разбирайся, анализируй, ищи решение, внедряй. Вот тут как раз пригодятся все те качества, которые мы рассматривали выше: способность видеть целую картину, умение декомпозировать проблему, находить закономерности и видеть отличия. Также в решении проблем важным считается умение действовать в обстановке полной (большой) неизвестности. Таким образом, если вы хотите в сеньоры, тяжелая реакция на неизвестность будет мешать вам этого достичь. Хорошая новость в том, что умение действовать в ситуации с многими неизвестными — это не врожденное качество и его можно тренировать.

Многие задачи сеньор генерирует сам. Ему их не ставят. Не потому, что ему никто не указ. Просто нередко он разбирается в вопросе лучше своих руководителей и может увидеть то, чего не видят они. Этот специалист предлагает такое, что остальным нужно, но сами они этого не умеют. Это качество из области проактивности. Сеньор не ждет, когда скажут, что делать. Он сам находит то, что нужно проекту, и предлагает решения.

Заблуждение 3. Сеньор поможет всегда и во всем

Сидит такой себе китайский учитель Ши-Фу в хижине на вершине горы. К нему приходят люди из окрестных селений и задают вопросы. А он — великий мудрец — на все эти вопросы имеет ответ. Это так не работает. Сеньоры очень плотно и активно участвуют в обучении. Они целенаправленно учат других. Они растят свою команду, подмогу или даже замену. Если он один будет великий гуру на 20 человек, то всю сложную работу будет выполнять сам. А 19 человек выстроятся в очередь, чтобы попросить помощи по своей задаче. Такая ситуация не радует сеньора. Он хочет, чтобы все умели свои задачи решать самостоятельно. Тогда он смог бы заняться решением проблем или задач, которые сложны для него самого.

Заблуждение 4. Софт скилы — вспомогательные навыки

Тут скрыто несколько ошибок. Во-первых, якобы все эти разговоры о софт скилах для РМ’ов и тимлидов. Логика размышлений здесь пример такая: «Красиво говорить нужно уметь тем, кто работает с заказчиками и управляет командами. Я не хочу быть ни РМ’ом, ни тимлидом. Я хочу быть классным инженером. Поэтому мне не надо».

Во-вторых, часто думают, что софт скилы для экстравертов. «Я не рвусь в менеджеры, потому что я интроверт. Мне комфортнее решать технические задачи, чем общаться с людьми. А вот РМ’ы и лиды — экстраверты. Им нравится общаться. Вот они и профессию себе такую выбрали. Все логично и на своих местах. Каждому свое».

В-третьих, позиция «мне не надо, у меня и так все хорошо. Я и так нормально общаюсь с командой. У меня нет проблем с пониманием заказчиков. Люди тоже вроде бы нормально меня понимают. Тут и решать нечего».

На самом деле софт скилы — это не про «красиво говорить». Это про умение за словами разглядеть суть, докопаться до главного. Про умение отделять эмоции от сути и фокусироваться на ней. Про умение задавать правильные вопросы. Формировать свою точку зрения и отстаивать ее. Способность различать отстаивание точки зрения и упертость. Умение различать гибкость и мягкость. Умение договариваться. Софт скилы — это про эффективное профессиональное общение. Все это сеньор делает ежедневно по многу раз. Сеньор без мягких навыков — это в лучшем случае стронг мидл.

Задайте вопрос каждому знакомому РМ’у и тимлиду: экстраверт он или интроверт. 9 из 10 (если не 10 из 10) ответят, что они интроверты. Не путайте причину и следствие. Они умеют хорошо общаться не потому, что экстраверты. Они выглядят как экстраверты, потому что научились хорошо общаться. И они этому именно учились. И постоянно учатся.

Вообще это сложный пункт. Все другие пункты о том, что человек думает о других людях. А здесь о том, что человек думает сам о себе, и свои скилы он оценивает высоко. Если бы оценивал плохо, я мог бы сказать «Не будь к себе слишком строг. Я вижу, что у тебя получается». Он бы услышал. Но сказать «Не переоценивай себя. Я вижу, что у тебя не очень-то и хорошо получается» — попытка, обреченная на неудачу. Поэтому я скажу так: если ты абсолютно уверен в том, что твои софт скилы на высоте, можешь проигнорировать этот пункт в статье. Если же тебе интересно проверить, действительно ли мягкие навыки хороши, спроси у своего лида, существуют ли такие задачи (или позиция в каком-либо проекте), которую он не готов тебе поручить именно из-за нехватки софт скилов. Попроси своего лида ответить максимально четко и развернуто.

Мое мнение: софт скилы — наша общая самая большая слабость. Среди нас есть люди с отличными мягкими навыками. Но их слишком мало на общем фоне. Возможно, это ты. А может, нет. Знаете это исследование, которое показало, что 80% людей считают, что они попадают в 20% людей с интеллектом выше среднего? Если действительно хочешь стать сеньором, не попадись в эту ловушку 80/20. Перепроверь, поинтересуйся, поучись.

Чтобы стать сеньором, надо мыслить широко и хорошо разбираться в проекте. Думай широко, даже если тебе выдали узкую задачу в конкретной области. Из своего лексикона точно нужно убрать такие выражения, как «я не могу», «меня это не касается». Именно те люди, которые не пасуют перед трудностями, доходят к вершине под названием Senior.

Во главе угла ставьте цель решить бизнес-задачу. Будьте готовы искать решения для сложных проблем или нетипичных задач.

Не страдайте от того, что вам не дали отрефакторить, дотестить регрессию. Найдите способ сделать максимум возможного в отведенное время и порадуйтесь, когда заказчик примет работу, продукт заработает, клиенты будут довольны. Учитесь действовать в обстановке с повышенной неизвестностью.

Делитесь опытом с другими: проводите лекции, организовывайте практики для своих команд, выступайте ментором, ведите за собой людей. Подкованная команда = успех в реализации проекта. Всегда осваивайте новые и оттачивайте имеющиеся навыки. Учитесь. Практикуйтесь. Считаю, что все это — прямая дорога к уровню сеньора.

Комментарии (11)


  1. FD4A
    09.09.2021 11:07
    +2

    Хорошие софт скилы это здорово. Ведь каждый раз, когда я общаюсь с заказчиком, отчётливо понимаю, что замещаю кого-то. Это понимание синергирует с моими софт скилами и в итоге помогает чётко и понятно объяснить ПМу, что чем чаще такое присходит тем хуже для проекта. Я ни в коем случае не уберу из лексикона фразу - "меня это не касается", просто в конце этой фразы не будет точки. Работу должен делать специалист, а не парень с раздутым самомнением полагающий, что может всё и чо тут такого, я жи научусь - всё просто, дел на двадцать минут, зашли и вышли. Могу кирпичи класть, могу общаться с заказчиком и вообще могу решать любые бизнес задачи могу быть кем угодно и где угодно! Я же сеньёрпомидор!


    1. random1st
      09.09.2021 11:17
      +2

      У меня есть ощущение, что комент выше писала нейросетка. Со статьей не согласен, но это нормально. Тренд такой - превозносить софт-скилы. Где-то работает, где-то нет, но часто используется как аргументация в духе "специалист ты конечно хороший, но вот человек - говно, поэтому денег тебе больше не дадим, а денег мы дадим больше воон тому хорошему парню, потому что софт-скилы". Утрирую конечно, где-то польза из развития софт-скилов извлекается, но как же вы, извините, затрахали со своими софт-скилами. Лет 10 назад статья в таком духе была бы просто выпилена и заминусована по причине отсутствия любой практической пользы в ней.


      1. FD4A
        09.09.2021 11:20

        Извините, накипело.


      1. NurGeo
        09.09.2021 21:13

        А я не согласен с вами). Софт скиллы это важно, как важны и хард скилы. Не отрицая важности того что справа, я считаю что важнее то что слева. Правда это относится к командам где практикуется аджайл. Почему?

        Потому что продукт делают команды. Не архитектор, не синьор, не ещё какой либо супер... Именно команда. Если будет команда суперспециалистов, то есть вероятность что они не смогут придти к решению или оно будет принято не экологично, путем продавливания. Но если эту команду разбавить даже одним человеком с прокаченными софт скилами (это даже может и не программист), то он может создать атмосферу где эта команда может показать себя во всей красе. Само собой этому человеку должны быть даны соответствующие полномочия.

        Вообще софт скилы действуют сразу на много факторов командной разработки, поэтому и ценятся. А если это будет опытный программист с хорошими софт скилами, то он будет очень ценнен для любой компании.

        Ещё одна причина почему софт скилы ценнее. Их качать намного сложнее. Найти таких людей сложнее. Вырастить хорошего специалиста возможно за условно три года. А прокачать софт скилы с условного нуля до условного нормального уровня практически невозможно, намного вероятнее с условно нормального уровня прокачать до условно хорошего уровня и это тоже немногим (надеюсь ошибаюсь) людям дастся.


        1. random1st
          09.09.2021 22:26

          Что хорошего специалиста можно вырастить за три года - миф. Другое дело что в IT так сложилось, что и на посредственных спрос есть. Понимаете ли, раньше для человека было нормально просто не быть говном и пользоваться уважением, а сейчас зумеры изобрели софт-скилы, когда раньше люди называли это интеллигентностью и порядочностью. И мне, хоть убейте, старый вариант нравится больше. Там хоть о людях было.


  1. warhamster
    09.09.2021 11:13
    -1

    По лично моим ощущениям всё наоборот - рассказывать про свои софт-скиллы и как ты решал проблемы бизнеса можно до уровня мидла. А на сеньорскую вакансию потребуют в первую очередь навыков решения алгоритмических задачек
    , и опционально - доскональнейшего, до мельчайших тонкостей, знания инструментов (языков, фреймворков, баз данных).

    Впрочем, у меня не то, чтобы сильно богатый опыт по части собеседований. Интересно, как у других.


    1. JustDont
      09.09.2021 13:00

      Интересные у вас ощущения. Спросят при найме — тут я с вами скорее соглашусь, но это происходит только лишь потому, что процесс найма у многих контор поставлен примерно никак.
      А после найма — вот примерно то, о чем FD4A эмоционально написал выше. Разумеется, это не касается не абсолютно всех контор, допускаю, что есть нормальный объем и таких, в которых сеньоры действительно кодят, а не решают проблемы, которые хорошо, если вообще хоть теоретически будут относиться к программированию. Но едва ли таких контор даже простое большинство.


  1. conopus
    09.09.2021 13:33

    А какой смысл вообще в этой градации? Лид - понятно, у него дополнительные обязанности. Нанимать, распределять задачи, делать код ревью. А если сидишь ты на проекте один и с тобой автоматизатор или наоборот мануальщик. Каждый делает свою часть работы. Какая разница что у тебя в трудовом договоре написано? Кроме суммы в рублях, конечно.

    Стать сеньором, которого считают сеньором, не будучи при этом сеньором? Как вяснилось, вообще изи. У меня уже на второй работе в договоре значится "старший" или "главный". При том, что я в QA специальности 4 года. Да, я поднимал с нуля системы тестов/генерации тестовых данных/отчетов на нескольких проектах в одиночку, менторил и выступал на встречах гильдии. Чувствую я себя сеньором? Нет. Потому что читаю сегодняшнюю статью QA ребят из SuperJob и думаю: "да, люди вон чего строят и перестраивают, а что ты сделал для хип-хопа в свои n лет?" И всегда найдется кто-то, кто лучше тебя разбирается в инструментах или методологии.

    Сдается мне, что такие грейды нужны только в крупных командах для обоснования разницы в зарплате или как "морковка" для стимуляции роста сотрудников. В общем, инструмент для менеджмента, и только.


  1. phtaran
    09.09.2021 14:06

    еще одно самое самое правильное мнение о настоящих синьорах


  1. Fen1kz
    09.09.2021 18:10

    Чтобы стать сеньором, надо мыслить широко и хорошо разбираться в проекте. Думай широко, даже если тебе выдали узкую задачу в конкретной области. Из своего лексикона точно нужно убрать такие выражения, как «я не могу», «меня это не касается». Именно те люди, которые не пасуют перед трудностями, доходят к вершине под названием Senior.

    Ага, помню-помню как-то работал в одной фирме, полгода слушал эту фигню от начальников. В итоге — выступил 1 раз с докладом, поволонтерил на конфе — вот я и сеньор. А то что до этого несколько проектов успешной зарелизили и ещё один сам тянул — пофиг.


    Ещё было забавно все это слушать про ответственность с серьезными щщами, когда я знал, что мой коллега, который устраивался со мной в одной время, супер-свойский чувак, но разговаривающий исключительно фразами типа "чо за фигня / не мое дело / пусть сами разгребают, меня не колышет" уже убер-сеньор (т.е. следующий грейд за сеньорским)


    Вот мой совет всем у кого начальник будет пороть эту чушь, про "софт-скиллы" и лексикон:


    Определите с его помощью начальника/ПМа/ТМа/ЕМа/АМа или кто там у вас "по SMART" и методично, каждый созвон долбайте "что ещё я могу сделать". Потому что вас этими "у тебя недостаточные софт-скиллы" могут кормить годами, а когда будет 3-5 околокомпанийных "отличий", типа конфов и прочего и не будет проваленных проектов, то уже будут основания повысить.


    Чешуе вида той, что в этой статье кивайте с умным видом и тысячекратно заверяйте что "всё так и есть, а теперь что можно конкретно сделать? Могу взять джуна/проект итд"


  1. rjhdby
    15.09.2021 12:05

    Задачи — это слишком просто. Задача — значит понятно, что и как делать, в этом есть опыт. В зависимости от сложности тасков, они уходят мидлам или джунам. А вот сеньору достаются проблемы.

    Всё так и есть. А без софт скилов проблемы решать сложно, ибо помимо, утрировано, курения манов и ковыряния в логах, необходимо уметь спрашивать, выяснять подробности, договариваться и отстаивать решения.