Предисловие

Аудиофилия была всегда, пока была музыка. Думаю, что и во времена Моцарта были мнения струны из жил какого животного лучше звучат на скрипках, а имена Страдивари и Амати, других признанных мастеров своего дела, наверняка всем знакомы. А ведь по сути там та же аудиофилия, по оценке звучания скрипок покрытых тем или иным составом, сделанных по определенной технологии из разного дерева.

Как и любая "филия", аудиофилия имеет градации, от легкой до тяжелой формы, от желания получить новые впечатления до кадок с локальной землей и применения сортов дерева в качестве фильтров сигнала.

Видя, что тема аудио близка хабровчанам, хочу попробовать разобраться, начать диалог про явление и его влияние на звук, индустрию производства и многое другое.

Симптоматика

Я не врач, поэтому диагноз - болезнь поставить не могу, но как и любая "филия" в крайних стадиях, аудиофилия проявляет все признаки маниакальных состояний свойственных клиническим проявлениям различных психических расстройств. Классикой жанра является отслушивание входных проводов питания, когда несмотря на отсутствие выделенной линии от Братской ГЭС, кучи обычных "грязных" проводов и подстанций на пути стандартного синуса 230В 50Гц, несмотря на полное отсутствие каких-либо фильтрующих параметров у метрового кабеля от розетки до входа в блок питания устройства, аудиофил слышит, и знает, что провод за 1000$ звучит лучше, чем обычный за 2.

Основными признаками запущенной аудиофилии являются два проявления - люди слушают аппаратуру вместо музыки, постоянно прогоняя через тракт с изменениями одну и ту же композицию или набор песен, дабы понять разницу звучания измененного компонента, и отсутствие цели в действиях, когда понимание, что идеальной системы не существует, есть, поэтому вместо цели есть только путь постоянной смены компонентов системы.

Критерий

Но если попробовать определить грань между аудиофилией и меломанией, мы заметим, что она достаточно размыта. Если в основной признак прослушивания музыки входит вкусовщина, например только изодинамические наушники, только ламповые усилители, только винил, а не цифра, то это уже по всем признакам аудиофилия. Истинному любителю качественного звука не имеет значения какой тип наушников или какой тип усиления тут применен, главное музыка. Как только в поисках качества появляется вкусовщина, приверженность к типу аппаратуры - тут же следует переход в следующий этап. ИМХО, мы все, кто имеет подобные взгляды, уже немножечко аудиофилы.

Давайте попробуем разобраться на что повлияло это явление в современном виде, и так ли плохо, что аудиофилия существует.

Индустрия

Помните 90-е, как телефоны становились все меньше, как появились первые "раскладушки" и как было "чем меньше - тем круче". Теперь, рынок был переделан, появление iPhone создало новый рынок телефонов существенно сократив старый. Критерии резко изменились, теперь телефон уже только смартфон, с функциональностью хорошего компьютера. И хоть микро-кнопочные существуют и продаются, того задора в рынке нет, а вот смарты ширятся, скоро будут раскладные, дабы экран был в два раза больше.

Та же схема перехода на мобильность и уменьшение сегодня у аудио-рынка. Рынок крупных систем не умер, но ослаб и сильно просел в 2000-е, когда с смартфонов стало можно слушать качественно, мир меломанов пересел на них, а с появлением стрима и доступности интернета уже почти повсеместно, то стандартом современного меломана стал телефон с стрим сервисом и неограниченной коллекцией звука, плюс хорошие наушники. В некоторых случаях к ним добавляется портативный усилитель для ушей, как раз в размер того же телефона.

В системах для дома сегодня заглавную роль играет домашний кинотеатр. Рынок многоканального звука занял свою нишу, а те, кто все же решил себе собрать что-то стационарное, переходит либо на крупные цифровые ресиверы, с набором колонок, часто встроенных в стены либо беспроводные, либо покупает комплекты саундбаров с дополнением в виде тех же беспроводных дополнительных активных колонок.

Такая акустика заточена под современный кинозвук, но позволит отслушивать стерео, в достаточно нормальном качестве, чтобы стандартному пользователю, не больному на голову идеальным звучанием, вполне хватало для счастья. (сам такой был, пользовался обычным 5.1 ресивером и набором акустики).

Индустрия чистого стерео могла бы помереть или занять место схожее с рынком кнопочных мобильных телефонов, на задворках империи, но тут нашлась аудиофилия, которая позволила переработать маркетинговые и другие методики продвижения аппаратуры.

Влияние

В первую очередь - желание получить звук лучше чем у ресивера само по себе очень похвально. За ту же цену (это важно) в ресивер будет вложено много чего, включая несколько каналов усиления, несколько цап-ов, DSP и проч. В стерео усилителе за ту же цену будут только два канала усиления и никаких цифровых приборов. Этот факт используют сразу, для маркетинга, и в нем есть смысл, если смотреть на это исходя из того, что производитель действительно не пожалеет сил и применит более дорогие решения для стерео усиления в отличии от многоканального прибора, при том сохранив цену.

Но, это далеко не всегда так. Во-первых усилители тоже стараются превратить в комбайны с ЦАПами на борту, с цифровыми входами и прочее. Ну и на продвижение не такой уж популярной продукции надо потратить больше.

Достигается ли реальный прирост относительно ресивера за 800 долларов, в усилителе за те же 800 - вопрос. Иногда он есть, иногда нет. Причина озвучена выше и зависит от порядочности производителя и продавца.

Но, стоит заметить, что аудиофилия не ориентируется на входной уровень аппаратуры, а справедливости ради стоит сказать, что в более дорогих ценовых категориях, стерео - это стерео. Тут на компромиссы идут реже, хотя цены и вздувают, но так во всех областях, все же качество оборудования для дома растет именно из расчета на аудиофильские круги. Объемы продаж относительно невелики, но элитная и топовая аппаратура хорошего качества и аудиофильского уровня, дает имя фирме и делает более низкие линейки продуктов восстребованнее в среде обывателей среднего и малого уровня ценовой линейки.

Аудиофилия не только формирует совершенно новый, особенный рынок, она полезна для изысканий.

Для примера, один из мифов аудиофилии - влияние на звук типов отборных элементов на плате, доходящий до маразма, оказался вполне полезен. На волне замен проводков и конденсаторов на платах, индустрия заполнила "качественными" и "топовыми" экземплярами по высоким ценам, рынок радиодеталей. И это привело к тому, что современные производители качественного стерео-оборудования уже серьезно отбирают детали по допускам, в пары, сводя к минимуму различие каналов.

А тотальная тяга к измерениям АЧХ, ФЧХ и прочих технических параметров, которая доступна на компах каждому желающему, лишь добавляет качества заводским параметрам, хошь не хошь, а производитель понимает, что изделие его попадет к измерителям, которые в своей среде так "обгадят" все графики, что потом не продать. Поэтому качество соответствует. А это безусловный плюс, даже если влияние на звук минимально и слышат его 2-3 человека, качество сказывается на долговечности, а это приятно, в век одноразовых стиралок и посудомоек.

Еще одно влияние на рынок аудиофилии можно рассмотреть как вполне положительное, это вовлеченность. Может это влияние и никак не сказывается на качестве музыки и аппаратуры, но оно имеет место быть в психологическом моменте. Молодежь к старичкам-аудиофилам относится по разному, и если люди вдруг купив по совету с форума набор акустики и усиления начинает получать кайф и слышать реально лучше, то с удовольствием делится ощущениями и начинает расти.

Это и увеличение числа потребителей, и расширение рынка, а значит больше разной аппаратуры, и больше выбор.

Ну и отрицательные моменты стоит отметить, как зеркало положительного влияния.

Рынок не только увеличивает качество аппаратуры и улучшает ее технологические решения в связи с потребительским спросом, он взвинчивает цены на любую фигню.

Добавит 10 кг в трансформаторы, чтобы аудиофилам запас по мощности блоку питания задать, и ура вот вам плюс пара штук зеленых в цене. Звуку плевать, а кошельку нет.

Вместо обычных конденсаторов ставят Golden Gate с теми же характеристиками, ура - вот еще 1000 зеленью, аудиофильский припой, туда же - еще 500.

Результатом маркетинговых уловок в угоду мифологии звука становится бешеная цена на мало-мальски звучащие усилители и акустику, продажа невероятных проводов с той же меди, но красиво упакованных. Решили аудиофилы, что тип диэлектрика влияет на звук, вот вам красивая изоляция с композитных материалов за 100500.

Да, обычный потребитель понимающий глупость теории звучания проводов может не покупать все это, ни провода из монокристалической бескислородной меди, ни подставки под них - это все отдельный рынок куда можно не вступать. А вот, что делать если в усилителе без аудиофильских компонент за 1000 зелени производитель специально не вкладывает хороший звук применяя дешевое решение, как раз с целью продать что-то более дорогое аудиофильское, куда будут напиханы не только условные голден-гейты и мощные весомые трансоформаторы, но и реально меняющее звучание схемотехническое решение. Надо же, чтобы потребитель слышал разницу, которой нет после замены припоя, но она есть если схема будет другой.

Влияние аудиофилии на человека можно видеть на форумах посвященных звуку. Люди с высшим техническим образованием, имея физику и опыт работы за спиной верят, что ящик с землей гораздо лучше играет роль заземления чем грамотная земля традиционным способом. Что если на провод надеть фильтр из ольхи, то звук будет чище, а дуб, так будет весомее.

Покупая анти-вибро подставки под виниловый проигрыватель - потребитель мотивирует это разделением его шагов по полу и колебания пола от проезжающего за окном трамвая, и иглы, тут хотя бы есть физический смысл, иногда даже очень нужный, так как я бывал в домах где из-за трамвая за окном игла прыгала по пластинке.

А вот покупая такие же подставки под транзисторный усилитель, начинается эзотерика, которая игнорирует факт колебаний по воздуху, от тех же колонок при громкой музыке, говоря, что эффект есть от колебания по полу и только.

Это, разумеется, не поддается нормальной оценке и не выражается в деньгах, да и мало ли у кого какие фантазии, но влияние на личность есть и я не могу считать его положительным или нейтральным.

В заключении

Как я и написал выше, по моему мнению, все мы немножко Коли аудиофилы. У кого-то, как у меня, тяга к ламповому однотакту и винтажному звуку больших лопухов. У других - свои предпочтения. В малом, увлеченность дает рождение хобби, в хорошем смысле слова, когда есть чем занять голову и руки, когда время на отдых позволяет реально переключиться от обычного жизненного дерьма на что-то хорошее и любимое.

Главное, для меня, держаться и не скурвится, не скатываться до личных обид и фанатизма, который в любой области приводит к катастрофе и обеднении себя и других.

Всем хорошего дня.

Комментарии (53)


  1. Serge78rus
    05.10.2021 13:16
    +2

    У кого-то, как у меня, тяга к ламповому однотакту...
    давно искал, у кого-бы спросить: чем обосновывается преимущество однотактного усилителя перед двухтактным. Ибо сам я могу привести только обоснование преимуществ двухтактной схемы перед однотактной.
    П.С. это я спрашиваю для расширения своего кругозора, а не ради разжигания религиозных споров.


    1. atd
      05.10.2021 13:18

      Тёплый ламповый звук очевидно )))

      Вообще, в треде не хватает сталкера29218


      1. Gromushka Автор
        05.10.2021 13:29

        Да нет, тут дело не в теплом или ламповом, просто в личном восприятии. Я наслушался на выставках и фокалов утопий разных и дали и прочих трианглов, все они требовательны к мощи, усилению с кучей ООС, ну и прочее. А у меня дома стояло такого типа, тоже класс А + АВ - комбинированный мощный интегральник, 100 ватт на канал весом в 37 кило с двойным моно.

        Ну и звук был точно такой же. Тяжелый и давящий своей мощью и жиром, даже не знаю как пояснить, не пел, а влезал в уши, утомляющий был.

        А когда послушал чистый класс А всего на 8-9 ватт, даже на недорогих колонках - стало так приятно и спокойно, можно часами слушать и не уставать, а после смена АС, теперь вообще выключать не хочется.

        Схожую характерную приятность звука заметил только у комбинации НАД + топовый Дали и то слишком много и резко было в высоких, и у фокалов утопий, но там усиления стояло на 300 000 зелени, да и сами они размером который мне в хату не влезет :)


        1. PrinceKorwin
          05.10.2021 14:01

          А что бы вы порекомендовали человеку если он хочет получить хорошую звуковую картину в небольшой (16-20кв.м.), акустически не подготовленной комнате?

          Задачи простые:

          1. качественное звучание не на большой громкости (большую громкость вообще не надобно)

          2. не любитель "лютых басов", а больше классика, джаз, инструменталка

          3. просмотр TV

          Чтобы как-то определиться с характером звучания можно "референсно" с наушниками:

          1. Sennheiser HD 598

          2. Audeze LCD-1

          Вот мне понравилась связка Marantz + Dali Opticon. Но слушал я их совсем не в тех условиях, что могу обеспечить им дома (размещение вплотную к стене в том числе).

          Заранее спасибо за любые рекомендации! :)


          1. Gromushka Автор
            05.10.2021 14:50

            Я так понял, что нужна связка АС + усилитель?

            Давайте оставим звук наушников за скобками, так как это не похоже совсем, ну и ТВ вам сыграет любая пара, в виде стерео, при подключении ТВ к входу усилителя. Опять таки если вам нужен звук, не факт, что вам понравится звучание ТВ через систему, мне, в свое время, понадобилось подключать центральную колонку для отдельного голоса. Если же вам нужен многоканальный звук, тут я вообще не советчик, не разбирался в этих системах, тем более в приложении и стерео с музыкой тоже в одном комплекте.

            Маранц + Дали очень сложно. Много моделей есть у маранца. Не зная что вы слушали и уровень усилителя трудно делать выводы.

            Но, исходя из того, что это была новая продукция, Маранц славен открытым и "светлым" звуком, а Дали Оптиконы - это двойной твитер на высоких частотах с ярким и агрессивным звуком в верхнем диапазоне.

            При неизвестном бюджете, а тем более при условии, что у вас нет места отодвинуть акустику от стены, стандартные варианты типа тех же оптиконов вам не подходят, заднее расположение фазоинвертора увы не позволяет ставить их ближе 60 см, бас будет гудеть 100%.

            Из своего опыта скажу, что мне лично фазоинверторный звук вообще не нравится именно из-за басов и их гулкости. А сенхи 600-е я слушал и там баса было много.

            Исходя из всего этого я бы оставил именно Маранц, в уровень бюджета, раз он вам зашел, посмотрел и послушал бы модели разного уровня, и определился с конкретной моделью и ее функционалом.

            А в качестве звука, смотрел бы для небольшой комнаты с отсутствием возможностей к обработке помещения и отдаления АС от стены на полочники в форм-факторе закрытый ящик. Мне понравились в свое время Harbeth, моделей у них несколько, уровень акустики достаточно высокий, чувствительность у них не высокая 87-88Дб, поэтому мощный интегральник от маранца и слушать слушать и еще раз слушать самому.

            Общий характер звучания можно оценивать и по ютубу, вот тут они с грифоном диабло играют.

            https://www.youtube.com/watch?v=36v1IAe7XVg


          1. Refridgerator
            06.10.2021 06:32

            А что бы вы порекомендовали человеку если он хочет получить хорошую звуковую картину в небольшой (16-20кв.м.), акустически не подготовленной комнате?
            Акустически подготовить комнату. Тут просто нет вариантов. Результирующий вклад в звучание вносит именно комната, и это влияние никак нельзя нивелировать. В плохой комнате сколь угодно крутая акустика будет звучать как из унитаза. В хорошей комнате даже глубоко бюджетная акустика будет звучать пристойно.


            1. PrinceKorwin
              06.10.2021 09:20

              Акустически подготовить комнату. Тут просто нет вариантов.

              Ну... Не очень-то и хотелось... :)


              1. Gromushka Автор
                06.10.2021 09:58

                Я не согласен с @Refridgerator по поводу комнаты.

                Разумеется он прав и вклад комнаты в звук очень велик. Но термин "неподготовленная" комната ни о чем не говорит. Комната и ее вклад сильно зависит от текущего набора мебели, материалов из которых сделаны стены и пол, формы (квадрат, прямоугольник, неправильная форма и т.д.) и у всех он разный.

                В моем случае комната - это не совсем комната, 16 кв м в которых стоит система ничем не отгорожены с одной стороны от большой прихожей, и дополнительного пространства для обеденного стола, помещение изгибается буквой Г, где система оказывается в ножке буквы, общая площадь буквы - примерно 32-37 кв м.

                В добавок к верхней планке буквы перпендикулярно без двери примыкает помещение кухни, в середине планки. Кухня имеет 15 кв м открытого пространства.

                С другой стороны, с стороны пятки ножки находится стеклянная сдвижная дверь на всю стену (выход на балкон) которая большую часть времени открыта.

                Реальные проблемы возникают именно с отражением из угла в букве Г и только в басе, и то, после снижения эффекта от фазоинвертора, короткий и собранный бас закрытого ящика АС с пассивным резонатором, фактически делает эффект этого резонанса заметным только если стоять в том углу, а в точке прослушивания эффекта нет. Точнее он есть разумеется, но его не слышно если не прислушиваться и не искать.

                Замена дивана с углового на прямой привела к исчезновению эффекта поглощения высоких частот, который был за счет мягких подушек крупного предмета мебели.

                Так что, если в комнате не проведена подготовительная работа, это не значит, что ее влияние будет сильно мешать получить хорошее звучание. Разумеется что-то будет слышно, а критично это или нет, надо слушать.


                1. Refridgerator
                  06.10.2021 12:26

                  Так акустическая подготовка не обязательно значит делать ремонт и оклеивать стены звукопоглощающими материалами с рассеивателями. Ковёр на пол и тяжёлые шторы во всю стену уже дадут значительный эффект. Для стерео также крайне важно обеспечить симметрию помещения — но лично я эту проблему решил кардинально, просто отказавшись от стерео.


                  1. Gromushka Автор
                    06.10.2021 12:46

                    Ну это не совсем уж обработка помещения, ковер на полу или шторы - это элемент декора, который вполне у спрашивавшего есть, просто потому, что это красивое.

                    Симметрию помещения в современных квартирах можно обеспечить только выделив под это дело одну из спален, так как обычно сегодня строят общую зону по евро-типу квартир, когда кухня, салон и свободное место возле входа объединены в общее пространство. У меня так и сколько я видел разных примеров квартир, отдельная "зала" как было в хрущевках советской планировки, уже не строится.

                    Поэтому для меня это пока не актуально, вот съедут дети, может быть и получится одну комнату под звук выделить.


        1. atd
          05.10.2021 14:45
          +1

          А слепой тест вы пробовали проходить? Может на вас давит не музыка, а 37 кило?


          1. Gromushka Автор
            05.10.2021 16:15

            Давит, сильно давит. :)


    1. Gromushka Автор
      05.10.2021 13:20

      это я спрашиваю для расширения своего кругозора, а не ради разжигания религиозных споров

      Да я и не думал про это.

      Реально же я не настолько сильно вдавался в подробности тех или иных решений, и их преимуществ. Однотактное усиление имеет меньше каскадов вносящих помехи, минусы - особенно в ламповом варианте, малое усиление и выходная мощность.

      Опять таки на 300В двухтактники мне слышать не удавалось, а вот на КТ88 удалось. И звук мне не понравился, но тут опять надо скидку делать на характер звука конкретной лампы.

      Да и акустику я нашел 99Дб чувствительность, именно под однотакт и его мощь.


    1. quwy
      05.10.2021 13:57
      +2

      Двухтактный усилитель, как ни старайся, все равно в "математическом" смысле будет асимметричным.

      Понятно, что если сделан он нормально, то ни одно ухо эту асимметрию не услышит (тем более, что динамики в этом плане во сто крат хуже). Но сам факт осознания того, что положительная полуволна передается как-то не так, как отрицательная, делает аудиофила несчастным.


      1. Serge78rus
        05.10.2021 14:09
        +2

        Но однотактный усилитель еще более асимметричен, чем двухтактный.


        1. quwy
          05.10.2021 14:54
          +1

          Так речь не про схему, а про передаточные свойства.

          У однотактного каскада положительные и отрицательные полуволны усиливаются, так сказать, одной передаточной характеристикой. Положительные полуволны выше точки покоя, а отрицательные -- ниже. И если выбрать положение точки покоя правильно, то разницы между полуволнами почти не будет, а весь их путь -- един от входа до выхода.

          В двухтактном усилителе мало того, что разные полуволны усиливаются разными транзисторами/лампами, которые не могут быть на 100% идентичными, так вообще весь путь вдоль каскада у каждой полуволны свой, как если бы это были два совершенно независимых сигнала.


          1. Serge78rus
            06.10.2021 12:12

            Никто же не мешает расположить рабочую точку двухтактного усилителя не на краю линейного участка (класс AB), а на его середине (класс A).


            1. quwy
              06.10.2021 14:03

              Это все равно не нивелирует асимметрию в трансформаторах и проводах. Зато сильно снижает КПД, и, как следствие, доступную выходную мощность при тех же лампах/транзисторах.


              1. Serge78rus
                06.10.2021 15:25

                Я напоминаю, что обсуждение не о достоинствах и недостатках классов работы усилителя (здесь я со всеми Вашими доводами согласен), а о сравнении двухтактной и однотактной схем. Однотактный усилитель по самой своей сути не симметричен, без вариантов должен работать в классе A, поэтому все проблемы, обозначенные в Вашем последнем комментарии применимы и к нему.


                1. quwy
                  06.10.2021 16:55

                  То, что однотактный усилитель НЧ должен работать в классе "А" -- это не обсуждается, только в этом режиме можно говорить о линейном усилении.

                  Я же напираю на то, что двухтактный усилитель, даже класса "А", неизбежно будет по разному усиливать разные полуволны входного сигнала, т.е. будет вносить искажения.

                  Просто потому что на входе как правило есть трансформатор, разделяющий входной сигнал на две половины. И на выходе есть трансформатор, собирающий усиленные половины в единое целое.

                  Половинки каждого их трансформаторов не могут быть полностью эквивалентны. Длина проводов внутри половин двухтактной схемы тоже неизбежно отличается. В результате появляются искажения, не характерные для однотактных схем.


                  1. Serge78rus
                    06.10.2021 22:34

                    Я же напираю на то, что двухтактный усилитель, даже класса «А», неизбежно будет по разному усиливать разные полуволны входного сигнала, т.е. будет вносить искажения.
                    Но все то-же самое справедливо и для однотактного усилителя, и в гораздо большей степени. Ну, если на пальцах, то представьте себе однотактный усилитель как двухтактный, у которого асимметрия плеч доведена до предела путем полного отключения одного из плеч.
                    Насчет доводов, касающихся лишнего согласующего трансформатора на входе выходного каскада полностью согласен, но мы ведь говорим о ламповых схемах, а там часто вместо него используется фазоинверторный каскад. Да, лишний каскад вносит свою долю искажений, но поскольку он работает с гораздо меньшим уровнем сигнала, чем выходной, эти искажения гораздо меньше, чем вносимые выходным каскадом.


      1. atd
        05.10.2021 14:46
        +4

        Да большинство этих аудиофилов, чувствующих бриллианс и прочую ерунду, в слепом тесте не отличат однотактный ламповый от китайской TPA-шки за 10 баксов


        1. quwy
          05.10.2021 15:01
          +5

          Это само собой. Вот тут весьма зачетный стеб над одним из таких товарищей.


          1. Gromushka Автор
            05.10.2021 15:36
            +2

            Ой почитал - прелессть какая. Плюсик и вам и им в карму.


  1. chelovek-jpeg
    05.10.2021 13:58
    +3

    аудиофилия это не болезнь, конечно, скорее недуг, она является разновидностью ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), оттуда же тянется, например, перфекционизм. Т.е. ты не можешь считать какое-либо действие завершенным, насладиться этим, пока не произведёшь какой-либо ритуал. В нормальном режиме мозг сразу обозначает завершение задачи (грязные руки - становится неприятно - моешь руки - приятно), а при ОКР это завершение затруднительно (помыл руки - но всё равно не возникает щелчка в мозгу, что задача выполнена - руки кажутся грязными, пока не выполнишь какой-либо ритуал). Также и с музыкой, пока всё твоё оборудование не станет "идеальным", ты не можешь наслаждаться звуком, хотя в слепых тестах различий не замечаешь, дело в восприятии и самовнушении


  1. Alex_ME
    05.10.2021 14:34
    +2

    Достигается ли реальный прирост относительно ресивера за 800 долларов, в усилителе за те же 800 — вопрос

    Поперхнулся. У меня колонки за 5000 руб и пресловутый Realtek. Если без эзотерики, насколько лучше будет звук, если вложить в аудиосистему (в любой комбинации цапов/усилителей/колонок) 10к? 20? 50? 100? Насколько крутую аудиосистему вообще имеет смысл брать обывателю, чтоб получить некий условный хороший звук по оптимальной цене? Я так-то и через динамики монитора какое-то время слушал, что поделать, привыкаешь...


    Что касается усилителей… Разве современный усилитель, даже класса D (или недорогой AB) не обладает достаточно низкими коэффициентами искажений и ровной АЧХ? Тем более, по сравнению с искажениями, вносимыми колонками/наушниками. Куда там городить, там более сложные и дорогие усилители? Могу ошибаться, основываюсь на результатах замеров небезысвестного stalker29218.


    1. atd
      05.10.2021 14:50
      +1

      насколько лучше будет звук, если вложить в аудиосистему 10к? 20? 50? 100?

      сколько денег ввалишь, насколько и «лучше» звук, это чисто психологический эффект ))


    1. Gromushka Автор
      05.10.2021 15:06

      Звук не имеет прямой связи с ценой, тем более, что сумму я писал для примера.

      В вашем случае, колонки за 5000 - это что? Пластиковые бубнилки, система от креативов или что-то из дсп или фанеры?

      Пресловутый реалтек в данном случае легко бьется даже китайским цапом в районе 150-250 долларов. Внутренние системы стандартного звука от реалтека - жуткое Г, и да прирост тут будет колоссальный. А если поставить акустику, например не активную, а через более-менее приличный усилитель и саму акустику поставить пассивную, взяв те же полочники от более серьезных производителей, тоже будет сильный прирост в звуке.

      Дальнейший рост будет экспоненциален, т.е. если при замене системы за 100 на систему за 1000 и прирост будет примерно соответствовать затратам, то замена системы за 50К на систему за 200К - прирост звука будет меньше.

      Кроме того, на уровне систем, где стоимость высокая, уже не так сильно влияет внутренний конструктив и тонкая доводка, за которую увеличивают цену раза в 3-4, как обработка помещения, а самое главное, точное понимание что не устраивает.

      Мой пример могу привести, что меня все устраивало в моей системе, кроме баса, я понимал, что прирост в средних и высоких при замене АС я получу не настолько высокий, но меняя, сделал акцент именно на поиске нужной реализации басов. После смены ничего не мешает, бас перестал акцентировано бить в уши, АС сошлась по характеристикам с усилением и возможностью демпфирования, за счет внутренней реализации пассивного излучателя, и несмотря на то, что комната осталась той же - резонансы стали очень малы и не существенны, за счет этого общий прирост в звуке был очень силен.

      А замена просто АС за 1500 на АС за 10000 без конкретизации проблемы ничего хорошего не дала бы.

      Ну и плюс надо учитывать вкусовщину, есть кому нравится японский звук, кому-то строгий английский, кто-то предпочитает американскую школу построения усиления. На дорогом уровне вообще трудно сказать лучше или хуже.

      Разве современный усилитель, даже класса D (или недорогой AB) не обладает достаточно низкими коэффициентами искажений и ровной АЧХ? Тем более, по сравнению с искажениями, вносимыми колонками/наушниками. Куда там городить, там более сложные и дорогие усилители? Могу ошибаться, основываюсь на результатах замеров небезысвестного stalker29218.

      Сталкер - это конечно пять :)

      Но не надо забывать, что кроме АЧХ есть и другие измерения и характеристики, а так же сам тип усиления и характер звука. Я никогда не занимался попытками запихнуть музыку в цифру, но усилитель класса Д я слушать просто не могу, он отлично играет музыку вида умца-умца и танцевальную, прекрасно отыграет электронку, но я ее не слушаю.

      А вот джаз. Я не смогу описать разницу между усилением ни цифрами ничем более конкретным, но могу написать, что когда я слушаю джаз на обычных класса Д усилителях и простой АС, то я его не люблю. А на классе А в своей системе, не могу оторваться.

      Вот такие дела.


      1. rrrad
        05.10.2021 18:39
        +1

        А у этих "тип усиления и характер звука" есть методика измерения? Вон в освещении придумали характеристику cri, описывающую то, на сколько правильный спектр испускает источник излучения (и, соответственно, на сколько правильных цвет имеют освещаемые предметы). Неужели для излучателей звука нет соответствующих объективных (соответственно - измеряемых) характеристик?


        1. omxela
          05.10.2021 23:24
          +2

          Конечно, есть. Есть и контроль электрического тракта, и контроль акустического тракта - со звуком давно ужЕ нет проблем во всеобъемлющих объективных измерениях. Отлично. Проблемы начинаются при осознании того простого факта, что мы слушаем не ушами (и видим не глазами, хотя без ушей и глаз никак), а мозгом. Вот в комменте выше написано

          А на классе А в своей системе, не могу оторваться.

          Тут ключевое слово "своей". Ухо очень адаптивно и очень субъективно. Конечно, по мере некоторой наслушанности и при элементарной любви к звуку как таковому, человек как-то отличает "бубнилки" от "не бубнилок". Но лично я бы не идеализировал эту способность. Поэтому (имхо) наилучший и объективный (насколько это возможно) тест - это слепое сравнительное прослушивание определённым количеством экспертов (их отбор - целая наука). Ничего лучшего я предложить не могу.


          1. Gromushka Автор
            06.10.2021 10:02

            Как по мне - это тоже уже частично аудифилия, только не гуманитарная, а техническая. Вы правы, что ключевое слово "своей". Главное, чтобы звук радовал.

            Если комната или мебель меняют направленность звука, можно откорректировать это их расположением.

            Слепое прослушивание при тестах, для вынесения вердикта для обзоров и оценок АС или усилителей важно. Совместно с измерениями можно понять насколько тот или иной компромисс в акустике или усилении влияет на слышимые проблемы.

            А вот для себя слепое тестирование уже не так уж и нужно, достаточно просто послушать. И тут критерии уже чисто субъективные - нравится / не нравится.

            Ведь не только мозг, уши тоже у всех разные, слышимые и не слышимые проблемы разные, и вкусовые пристрастия индивидуальны.


    1. victor_1212
      05.10.2021 17:55

      >Если без эзотерики, насколько лучше будет звук, если вложить в аудиосистему (в любой комбинации цапов/усилителей/колонок) 10к? 20? 50? 100?

      проблема на самом деле в вашем восприятии, скажем дать вам послушать системы стоимостью $10k и $100k, 99% что вы разницы не заметите, но она существует вполне реально для тех, кто имеет другой опыт и другие ожидания по сравнению с вами, так что реально стоит подымать планку постепенно и ориентироваться только на собственные уши, примерно так


      1. PrinceKorwin
        05.10.2021 17:59

        и ориентироваться только на собственные уши

        И это верно в обе стороны. Т.е. я хочу сказать, что чтобы слышать нужно учиться слушать. Но и с возрастом наши ушки и способности слушать меняются. Поэтому та система которую вы когда-то собрали за 100500 мульонов и она вас полностью устраивала возможно начнёт опять не устраивать со временем :)


        1. victor_1212
          05.10.2021 18:26

          >Но и с возрастом наши ушки и способности слушать меняются.

          конечно меняются, но слушают не только ушами, обработка сигнала делается типа серым веществом, именно оно сильно обучаемо, поэтому конечно " ориентироваться на собственные уши" следует понимать не в медицинском анатомическом смысле :)


        1. Gromushka Автор
          05.10.2021 18:40

          Это немножко миф. Если посмотреть в корень, то за 15-16 КГц находится не так много инструментов, а рост звука он не только в умении воспроизводить высокие, но и много чего еще, как точность и дискретность обертонов, проникновение каналов друг в друга и прочее, что слышно при сложных композициях как каша, например оркестр симфонической музыки. Поэтому если умеешь слушать с возрастом не слышно высоких в верхнем диапазоне, но по прежнему опыт остается.


    1. emil_nikitin
      06.10.2021 13:21

      В этом году поменял свои микролабы соло 2 на мониторы адам t5v, думаю в слепую я их бы точно отличил :)) Источник звука естественно не реалтек, но и не очень дорогая звуковая карта.


  1. MikeVC
    06.10.2021 10:20
    +1

    Я считаю, что ключевой показатель болезни - это потеря объективности и уверование в некую "магию", навязанные предубеждения.

    Гогда я бегал по комнате с измерительным микрофоном пытаясь правильно расставить колонки, выяснить надо ли стелить ковер на пол, что будет если задернуть шторы, для большенства людей покажется что я сошел с ума :) Но это - реальная физика. А вот когда слушают сетевые провода...

    Опять же, технику можно сделать "аудиофильской" и рациональной. Например, межблочные провода.

    В проф. технике используют симметричную линию, дифференциальный вход и выход, достаточно мощный выход и низкоомный вход. При этом, влияние проводов и наводок сводится к минимуму.

    В аудиофильской технике можно сделать наоборот. Коаксиал с высокоомным входом. И тогда начинают влиять всякие параметры (емкость кабеля, тип изоляции, качество экранировки и т.д). Все, можно "слушать" и покупать провода за много килобаксов. Правильно ли это ?


  1. hzs
    06.10.2021 14:00

    Летите в меня тапки, но я слушаю музыку на китайском цифровом hi-fi плеере.
    Правда, у меня ещё есть пластинка Modern Talking, их первый альбом, нераспакованная, в заводском заваренном целлофане, производства 1985 года.
    И эту пластинку я вскрою как только куплю себе новый вертак.
    Только тсссс, я нормальный, я слушаю китайский цифровой плеер.


    1. omxela
      06.10.2021 15:12

      Какие тапки, помилуйте. То, что плеер китайский и (о, боги!) цифровой, ещё ни о чём не говорит. Лет 12 назад я искал плеер слушать в электричке по дороге на работу. Попался маленький и стильный такой Мейзу с тачпадом. Его звук я помню до сих пор. Слово "роскошный" очень подходит. Ага. Только у этого плеера был маленький недостаток - он так толком и не заработал, вылетал тачпад. Так что, если Ваш китаец Вас радует - отлично!


  1. SlavaHU
    06.10.2021 16:19
    +1

    Да уж, поковыряли Вы тут палочкой... Раз пошла такая пьянка, потрясу и я, чем могу :)

    Лет 10 назад проштырило и меня на тему качественной музыки. Начал издалека (я всегда издалека начинаю, хобби у меня такое): долго и вдумчиво читал теорию, особенности всевозможных ЦАП-​ов, усилителей, колонок и т.п. Потом перешел к обзорам, в какой-​то момент решил: вот оно! то, что мне нужно! Хорошо, хватило ума пойти послушать. Да, дорого, да, качественно, но удовольствия никакого. Слишком "мониторно". Для звукооператора - самое оно, а чтобы дома под бокал чая - увольте. Похерил все, что читал до этого, и начал с чистого листа. Примерно полгода ходил по всяким салонам и демонстрационным залам, задрал всех продавцов, прося "мне точно такой же, но с перламутровыми пуговицами". Начал с самого дорогого, стоимостью с Бентли в неплохой комплектации, чтобы понять, что может быть теоретически, и шел сверху вниз, до тех пор, когда начал слышать серьезную разницу. Нет, разница в звучании между $150к и $15к несомненно есть, но... как бы это поточнее выразить... слушая "дешевую" систему, она не раздражает. Ну, лучше, и?.. Но не в 10 раз... И явно не в моем помещении. Живи я в концертном зале, может быть, а так.. В итоге остановился на системе около $10к. Колонки были демонстрационные (пару месяцев), поэтому получилось чуть дешевле. 

    И... возникла проблема, что на этой системе слушать. Потому что любые косяки записи стали просто как серпом... ну, вы поняли... На практике, удовольствие получаешь от записей, сделанных специальными "аудиофильскими" студиями записи. Типа Stockfisch Records, Chesky Records, Sheffield Lab, The Absolute Sound и т.п. Или некоторые классические произведения, но желательно с маленьким количеством инструментов. При этом, никакого отношения к частоте дискретизации и прочим HiRes это не имеет. Зачастую MP3 320, сделанный из такой записи звучит на порядок лучше, чем любой супер-​пупер 192/32, записанный кем-​то еще. Честно, я не знаю, как они пишут. Про себя думаю, что каждый инструмент записывается отдельно, а потом все дорожки сводятся вместе. Но это сугубо мое предположение. Просто потому, что большинство групп, записанных традиционный образом не доставляют от слова совсем. Начинаешь слышать слишком много перекрестного мусора. 


    1. Gromushka Автор
      06.10.2021 16:35

      Соглашусь, с ростом системы и качества звука начинаешь слышать много мусора. Я шел, и еще не закончил, да и цена моей системы пока ниже, хоть и не намного, несколько иначе, наоборот. Мне так удобнее. И я соглашусь, что обычных русских рокеров старые записи на такой системе слушать то еще удовольствие, но я не вслушиваюсь, мне бы музыку. А качество - это просто хобби, сделать себе приятное.

      В остальном действительно согласен, что разумный компромисс тут просто жизненно необходим, иначе все плохо закончится.


      1. SlavaHU
        06.10.2021 17:14

        А я подозреваю, что с апгрейдами аудиосистемы я закончил :)

        Ибо нет особого смысла - с возрастом, особенно после 50, слух у среднестатистического человека явно не улучшается. Про профессиональных музыкантов не скажу, вероятно, постоянные тренировки замедляют этот процесс, но я не музыкант. Да и с возрастом начинаешь больше получать удовольствия от переслушивания любимого, а там вообще все суб'ективно.

        "качество - это просто хобби" - ну, я бы сказал, качество - скорее инструмент, типа лампы, который позволяет рассмотреть детали. Пытаться рассмотреть картину в темноте - только над собой издеваться, но излишне яркое освещение тоже мало что дает дополнительно. Да и критерии у всех свои - кому-то и рассмотреть контуры хватает.

        А подход "от дорогого к более дешевому" просто позволяет с'экономить промежуточные стадии, через которые я бы шел, последовательно апгрейдя свою систему "от дешевой к дорогой".


        1. Gromushka Автор
          06.10.2021 17:23

          А я подозреваю, что с апгрейдами аудиосистемы я закончил :)

          Ибо нет особого смысла - с возрастом, особенно после 50, слух у среднестатистического человека явно не улучшается. Про профессиональных музыкантов не скажу, вероятно, постоянные тренировки замедляют этот процесс, но я не музыкант. Да и с возрастом начинаешь больше получать удовольствия от переслушивания любимого, а там вообще все суб'ективно.

          Если устраивает звучание и получаешь удовольствие - отлично. Ведь это классно.

          "качество - это просто хобби" - ну, я бы сказал, качество - скорее инструмент, типа лампы, который позволяет рассмотреть детали. Пытаться рассмотреть картину в темноте - только над собой издеваться, но излишне яркое освещение тоже мало что дает дополнительно. Да и критерии у всех свои - кому-то и рассмотреть контуры хватает.

          В моем случае именно хобби. Так как я почти все делаю и меняю сам. Если гоняться за топовой аппаратурой то можно с ума сойти, а так дополнительный интерес, изучение ламповых схем и решений, попытка сделать усилители самому, это занимает зимние вечера и не дает мозгу засохнуть. Как-то так.


        1. Refridgerator
          06.10.2021 19:08

          с возрастом, особенно после 50, слух у среднестатистического человека явно не улучшается. Про профессиональных музыкантов не скажу, вероятно, постоянные тренировки замедляют этот процесс
          У музыкантов с этим ещё хуже. Они слышат ноты, инструменты, на слух могут отличить фендер от гибсона — но не могут понять, о каких таких «прозрачных высоких» и «упругих басах» вы ему толкуете.


          1. SlavaHU
            06.10.2021 19:28

            Может они так отделяют суб'ективное от об'ективного? А все остальное - от лукавого?

            Фиг знает, у меня жена закончила музыкальную школу и, подозреваю, у нее слух лучше моего (и по возрасту тоже), но она гораздо более толерантна к качеству записи/аппаратуры, а меня плохой звук просто раздражает. Я вместо получения удовольствия только и слышу, что плохое качество...


  1. Gromushka Автор
    06.10.2021 17:23

    не туда


  1. Nick0las
    07.10.2021 12:52

    Эх, аудиофилия, золотые кабели, правильные разьемы и прогев проводов.. Когда-то с ними спорил а теперь спокойно отношусь.

    Помню мы с отцом восстановили старый ламповый магнитофон Днепр 11, достали старые бобины времен молодости моих родителей и слушали. Мне тогда понравился звук старого лампового магнитофона. Моно, 4 динамика в огромном деревянном корпусе. Звук был какой-то особенный. Приятный. Ну и вообще у старой техники есть особая магия: огромные трансформатоы, мотор привода весом в коилграмм, тяжелые штамповыные детали, навесной монтаж... Потом после ремонта мама настояла, чтобы мы выкинули хлам, в том числе и тот магнитофон. Было жалко хотя к тому времени очарование прошло и новых лент не добавлялось.

    А к современной аудиофильской технике я совершенно равнодушен. Наверное потому что всегда слушаю музыку фоном - в пути, пока убираю в квартире или что-то делаю руками, или просто фоном к дружеской беседе. Помню во втором классе учительница музыки рассказывала что музыку надо слушать в полной тишине, сосредоточенно и внимательно. Пришел в комнату включил аппаратуры, сел, слушаешь. Мы с родителями никогда так не делали, музыка была фоном, для настроения. 30 лет прошло с тех пор, сменилось несколько поколений техники, но я все слушаю музыку между делом. Не выйдет из меня ни меломан ни аудиофил.


    1. Gromushka Автор
      07.10.2021 17:20

      Музыка фоном считается следствием потребности в шуме и информации постоянно поступающей извне, и проблемы с тишиной и нахождением внутри себя. Но это уже другая тема.


      1. Nick0las
        08.10.2021 00:01

        Музыка фоном неоднозначная тема. Мне иногда хочется послушать музыку, и я это совмещаю с какой-либо деятельностью не требующей напряжения чтобы не терять время. Я не слушаю музыку днями напролет когда работаю на основной работе или что-то мастерю в мастерской, хотя некоторые так делают. Меня музыка отвлекает от работы. А за завтраком, пока едешь в машине, или пока наводишь порядок в комнате - можно. Но так чтобы для прослушивания музыки выделять отдельное время, слушать и больше ничего не делать - так не делал никогда. Еще в наушниках то ладно, едешь в поезде, смотришь в окно и слушаешь. А вот так чтобы специально прийти в комнату с колонками и ресивером, включить что-то, сесть на диван и целенаправленно слушать - это не про меня.


        1. Gromushka Автор
          08.10.2021 08:03

          Так я не про вас, просто вы тему затронули.

          Фоновая музыка бывает разной, вы сами пишите про музыку в машине. Это одно, так как я один за рулем, дорога занимает час, то рутинную работу по рулению можно скрасить радио или музыкой.

          Уборка к примеру монотонное занятие, тоже довольно неплохо ритм можно задать музыкой.

          А есть люди которые без фона вообще жить не могут.

          Насчет комнаты и сесть послушать, тут тоже есть нюансы. Одно, если в этой комнате взять бокальчик коньяку, сесть и потихоньку смакуя прослушать любимое, другое если приходить с какой-то целью.

          Для меня музыка всегда настроенческое что-то.


  1. DrGluck07
    07.10.2021 14:09
    +1

    Есть у меня одни знакомый аудиофил и коллекционер аналоговых синтезаторов. Он вообще не слушает музыку, потому что аппарат ещё не готов. Вот когда всё будет готово, вот тогда он как послушает-послушает.
    Кроме прочих достоинств, он умеет слышать разницу между wav-файлом, переданным через телеграмм в zip-архиве, и тем же файлом, перенесённым на флешке в распакованном виде. Пофиг что они побитно идентичны.