Это история о том, как я разочаровался в компании «Паратайп» и шрифтах, которые она производит.

Я делал PDF⁠-⁠презентацию, чтобы показать европейским иностранцам. И что⁠-⁠то меня пробило на гиперкачественную вёрстку с образцовым типографингом. Пускай, думаю, у иностранцев сорвёт шаблон: они⁠-⁠то привыкли, что все русские верстают по⁠-⁠колхозному, особенно если думают, что нет.

Пока я размечал сетку страницы, меня упорола ещё одна идея: использовать шрифт отечественного производства. Пусть европейцы дважды офигеют.

Я выбрал PT Sans, потому что графика этого шрифта — вполне на мировом уровне. Однако бесплатной версии, которую «Паратайп» раздаёт всем желающим, не хватало для полного дзена. Мне были нужны капители и минускульные цифры, и сейчас объясню, для чего.

Чтобы не оттопыривалось

«Эффект оттопыривания» особенно нагляден в книгах петровской эпохи, где многочисленные еры и яти по пластике сделаны как прописные, а используются в качестве строчных. Они торчат из строки, как «Лахта⁠-⁠центр», и создают то самое колхозие:

«Юности честное зерцало» (1717)
«Юности честное зерцало» (1717)

Такая лажа встречается в печати вплоть до самой революции, хотя большинство издателей к этому времени уже подправили шрифты:

Л. Н. Толстой. Война и мир. Москва, издание Сытина (1912)
Л. Н. Толстой. Война и мир. Москва, издание Сытина (1912)

В XX веке оттопыривание вернулось с новой силой, когда стало появляться всё больше научных, деловых и юридических текстов с обилием цифр и аббревиатур. Если в царские времена ъ и ѣ в основном торчали из текста поодиночке, то теперь чи́сла и аббревиатуры выпирают целыми шеренгами. Многие привыкли к этому безобразию и не обращают внимания, что текст выглядит неэстетично:

Как бороться с такой бедой, знали ещё до Петра: использовать строчные (минускульные) цифры и капительные буквы вместо скоплений прописных:

Конечно, оттопыривание — не единственная проблема типографского набора, однако здесь мы фокусируемся именно на ней, потому что надо же на чём⁠-⁠то фокусироваться.

И да: в последних примерах был не упоминавшийся выше PT Sans, а обычный Calibri, потому что PT Sans сосёт. Подробности — после лирического отступления.

Лирическое отступление

Хуже вёрстки по⁠-⁠колхозному может быть только вёрстка в манере колхозного агронома, чей слегка повышенный уровень образования больше вредит, чем помогает.

Например, бывает, что человек умеет грамотно увязывать друг с другом формат страницы, ширину полей, кегль шрифта, сетку и межстрочные интервалы,⁠— а цифры и аббревиатуры при этом выпирают самым безвкусным образом.

Иные носятся с «типографскими кавычками» или «висячей пунктуацией», как с писаной торбой, но при этом верстают сущую кулебяку, где и кавычки четырёх сортов, и пунктуация отовсюду свисает,⁠— а эстетики нет.

Я буду рад, если после этой статьи вы начнёте обращать больше внимания на «эффект оттопыривания» и бороться с ним, но будет ещё душеполезнее, если вы этим не ограничитесь, а овладеете мастерством набора и вёрстки во всю мощь, чтобы европейские иностранцы на вас равнялись.

С коммунистическим приветом

PT Sans — часть шрифтовой системы «ПТ», которую разработала Александра Королькова при участии других коллег из «Паратайпа». Первая версия шрифта вышла в 2009 году.

Официальную информацию об этом проекте можно прочесть на сайте «Паратайпа», в статье из Википедии и по многочисленным ссылкам в подвале той статьи. Хотя если у вас аллергия на патриотическую пропаганду, то лучше не читайте: писания «Паратайпа» составлены в кондовейших традициях газеты «Правда»:

…именно письменность является тем объединяющим и идентифицирующим фактором, который позволяет нам ощущать себя единым народом единой страны.

Там же — пассажи про «развитие и сохранение письменной культуры народов, населяющих нашу страну», про то, что «право на такой шрифт должно быть гарантировано конституцией», а также обязательный для советских изданий плевок в сторону загнивающего Запада: оказывается, в тамошних шрифтах не только кириллица «не очень удачная с точки зрения дизайна», но и вообще они «часто совершенно непригодны для полиграфии, коммуникативного дизайна и других повседневных нужд». Возможно, эта оголтелая агитация объясняется тем, что разработку шрифта финансировала ныне упразднённая «Роспечать».

Впрочем, несмотря на господдержку, графически PT Sans превосходен. По сути, это единственный гротеск постсоветского производства, которым я бы рискнул набирать сплошной текст. Все эти годы я использовал бесплатную версию шрифта, но чтобы выпендриться перед иностранцами, понадобился платный PT Sans Pro.

Лирическое отступление

Может быть, на этом месте вы поперхнулись недоумением: неужели я реально купил шрифт за настоящие деньги? Ну, упс: я и правда его купил. За полную пачку PT Sans Pro без всяких ограничений «Паратайп» хочет около 37 млн рублей, но мои запросы были скромнее: я заплатил всего 7 500 ₽ за два начертания (Regular и Narrow Regular), причём только за минимальную десктопную лицензию с лимитом в 5 компьютеров.

Подробное объяснение того, почему я не скачал шрифт на халяву с торрентов, вышло бы настолько далеко за рамки этой статьи, как вы себе даже не представляете. Но в качестве рабочей гипотезы можно считать, что для вящего эффекта.

Капитель не капитель

Всякий выпендрёж несёт в себе риск облома, ну вот я его и огрёб.

Если помните, капитель была мне нужна, прежде всего чтобы обуздывать торчащие прописные буквы в аббревиатурах, как здесь:

С буржуйскими шрифтами это неплохо получается: даже человек, далёкий от типографинга, видит, что одни буквы здесь по смыслу строчные, а другие — прописные. (Шрифт в обоих примерах — Corpid.)

PT Sans — совсем другая петрушка. Если заранее не знать, то можно подумать, что тут все символы — строчные:

Для пущего сравнения заменим вообще все буквы на обычные строчные и поставим полученную надпись под предыдущей:

Разница ощутима только на букве «А», потому что ей в кириллице посчастливилось в верхнем регистре выглядеть не так, как в нижнем. И тут самое время углубиться в теорию.

Теоретическое отступление

В профессиональных шрифтах капитель делают примерно на 30 % выше строчных букв, чтобы в сочетании с ними она была хорошо различима. Однако капитель годится не только для утопыривания аббревиатур; в мировой практике её широко применяют и вместе с прописными буквами, и с цифрами, и саму по себе.

OpenType предусматривает для капители теги smcp (если она выполняет функцию строчных букв) и c2sc (если прописных).

Капитель особенно выразительна в латинице, потому что у большинства букв этого алфавита (19 из 26) рисунок строчных знаков существенно отличается от рисунка прописных. Кириллице повезло меньше: разную форму строчных и прописных имеют только «Аа», «Бб» и «Ее / Ёё».

Поскольку кириллическая капитель не может выделяться рисунком, ей остаётся выделяться только высотой. Однако в PT Sans Pro разница по высоте между строчными и капительными буквами настолько мизерна, что даже специалисты по шрифтам не распознают её без специальной наводки. По сути, «Паратайп» засунул в гарнитуру дублирующий комплект строчных букв, чья польза по меньшей мере сомнительна.

В иностранных шрифтах (которые, по мнению «Паратайпа», «совершенно непригодны для полиграфии») изредка бывает ещё один вид капители, которая действительно по высоте равняется на строчные буквы. По⁠-⁠английски она называется petite caps (теги OpenType pcap и c2pc) и неплохо работает, например, чтобы выделять отдельные слова в сплошном тексте. Но это снова достигается из⁠-⁠за разницы в рисунке букв, которой нет в кириллице.

Так что «Паратайп» налажал дважды: в шрифте PT Sans Pro он намутил «петитную» капитель, которая вообще неуместна для кириллицы, однако позиционирует её как обычную капитель и сопровождает тегами smcp и c2sc вместо положенных pcap и c2pc.

Цифр много, толку мало

После облома с капителью оставалось надеяться на цифры. Их в PT Sans Pro, почти как у взрослых, четыре начертания (не считая индексов):

Почему «почти»? Потому что серьёзные производители шрифтов, если уж включают в набор и капитель, и расширенные цифры, то непременно добавляют и капительные цифры. Вот, например, уже упоминавшийся Corpid:

Без этого получается логическая дыра: всё равно что «шрифт поддерживает кириллицу, шрифт поддерживает прописные буквы, но при этом в нём нет прописной кириллицы». Впрочем, я не рассчитывал на логику «Паратайпа» и был готов обойтись без капительных цифр. Но ведь и со строчными цифрами тоже вышла упячка.

Дело в том, что цифры часто употребляются с единицами измерения и другими специальными знаками (100 %, дом № 2/1). В профессиональных шрифтах предусмотрены особые глифы для этих знаков, совместимые со строчными и капительными цифрами. В PT Sans Pro ни черта нет, а прописные знаки со строчными цифрами смотрятся позорно:

Если бы я использовал в презентации минускульные цифры, но знаки процентов и валют при них продолжали бы оттопыриваться — вышло бы ещё хуже, чем если вообще не выпендриваться с цифрами.

Вот и получается, что нужные символы в шрифте есть, но пользоваться ими нельзя. А если убрать из PT Sans Pro строчные цифры и капитель, то останется бесплатная версия шрифта. Так что, выходит, я выкинул 7 500 ₽ на воздух. Внимание, сейчас будет ещё одно лирическое отступление.

Лирическое отступление

Конечно, я связался с «Паратайпом», попробовал объяснить проблему и попросил деньги назад. Что удивительно, мне оттуда ответили живые (пока ещё) люди вплоть до начальника технологического отдела Геннадия Фридмана и начальника отдела технического контроля Бориса Левина.

И это оказались два колхозных агронома. С одной стороны, они разбираются в шрифтах немного лучше, чем среднестатистические пользователи ПК, но, с другой стороны, в упор не понимают, чем их профессиональный уровень отличается от мирового.

Даже не знаю, что расстраивает меня больше: то, что мне не вернули денег, или то, что ключевые роли в отечественной культуре (будь то шрифтовое дело, дизайн, архитектура, музыка, кинематограф или даже спорт) аннексировали закоренелые полу⁠-⁠специалисты. С петровских времён они подают массам примеры, как делать шрифты, логотипы, пассажирские самолёты, популярные песни и благоустройство улиц почти как на Западе, но в этом «почти» — фундаментальная проблема.

Стоит копнуть тот же PT Sans Pro поглубже — и полезет столько компоста, сколько ни в один компостер не влезет.

Наш позор за ваши деньги

Если я продолжу пример с конфигурацией компьютера, то не смогу вписать туда монитор. Дело в том, что его диагональ 24″, а в PT Sans Pro нет знака дюйма (″, U+2033), как и фута (′, U+2032). Эти же символы традиционно используются для минут и секунд в интервалах времени (5′10″) и координатах (17°59′06″ N 76°47′48″ W), так что если вы работаете с таким контентом, то шрифт от «Паратайпа» вам не подойдёт.

Моя оторопь по этому пункту связана с тем, что дюйм и фут исторически входят в джентльменский набор типографских знаков вместе с вашими любимыми кавычками, тире, многоточием и крестиком ×. Этот набор закрепился во всех мыслимых цифровых шрифтах ещё с прошлого века, и сложно представить гарнитуру, в которой были бы кавычки⁠-⁠«ёлочки», но при этом не было бы длинного тире. Или была бы левая кавычка, но без правой. Тем не менее «Паратайп» нещадно ломает шаблон — видимо, ради «развития и сохранения письменной культуры народов».

Это не всё, чего не хватает в PT Sans Pro. Ещё в нём нет латинских лигатур, кроме пяти: ff, fi, fl, ffi и ffl. Для сравнения, в латинице Calibri 106 штук одних только стандартных строчных лигатур (liga). Зачем так много? А вот сравните:

Надпись, набранная PT Sans’ом, выглядит несогласованно, потому что нет лигатуры tti. Можно отключить лигатуры вовсе, но тогда зачем они нужны в шрифте? В общем, профессиональный набор латиницей с PT Sans не светит.

Не получится использовать шрифт и «в различных дорожных указателях, табличках, информационных щитах и прочих объектах коммуникативного дизайна городской среды», как обещают в той же передовице на сайте «Паратайпа», потому что при крупном размере бросаются в глаза уродливые заусенцы в углах знаков:

В переписке Геннадий Фридман утверждал, что такие деформации называются компенсаторами и что «это не простой элемент дизайна, который работает не только при печати, но и на экране и имеет значение именно в мелком кегле».

Такой вопиющий случай агрономства требует отдельного теоретического отступления.

Теоретическое отступление

«Компенсаторы», которые вы видели на предыдущей картинке,— это сделанные по всем правилам… ловушки для чернил (ink traps). Они применялись во времена металлического набора, чтобы при высокой печати (особенно на плохой бумаге) в углах не образовывались кляксы. Чернила затекали в вырезы, и на странице отпечатывались более-менее чистые формы знаков.

Однако ловушки нужны, если есть проблема с кляксами. А в печатном деле её нет с тех пор, как мир перешёл на офсет,— то есть несколько десятилетий. На экране кляксы и вовсе отсутствовали изначально, а декольтированные углы PT Sans всё равно лезут в глаза и портят красоту.

«Паратайп» перепутал давно вымершую технологическую заморочку с действительно существующей перцептивной проблемой: человеческое зрение устроено так, что геометрически правильные формы иногда воспринимаются как неправильные, одинаковые размеры — как разные, ровная насыщенность — как неровная и наоборот. Если изобразить букву О в точности такой же высоты, как П, то глазам будет казаться, будто О меньше, чем хотелось бы.

Чтобы компенсировать зрительные искажения, профессиональные шрифтовики применяют массу геометрических и художественных хитростей — однако это всё не имеет отношения к средневековым ink traps. Возьмите любой шрифт мирового уровня (хоть Times New Roman, хоть Bierstadt) и изучите буквы под микроскопом. Увидите много интересного по части борьбы с оптическими иллюзиями, но уж никак не чернильные ловушки.

Медведь на торте

И под конец — вишенка на торте, хотя по смыслу это больше медведь на теремке. Я всё⁠-⁠таки сверстал пример с конфигурацией компьютера шрифтом PT Sans Pro с тамошней капителью и строчными цифрами, сохранил в PDF и обнаружил ахтунг: обычный поиск по тексту не работает. В моём примере три вхождения аббревиатуры «LGA», но программа просмотра PDF считает, что ни одного:

Ни с одним нормальным шрифтом такой проблемы нет, какие бы свойства OpenType ни использовать:

Будьте уверены: проблема не в софте, который генерирует файлы PDF, и не в софте, которым я их просматривал. Я протестировал ситуацию в разных приложениях, с разными настройками создания и просмотра PDF: всё ПО спотыкается именно о PT Sans Pro.

То есть, если с этим шрифтом часть текста набрать капителью или строчными цифрами, то эта часть окажется невидимой для компьютера: её не найдёт поиск, на ней не сработает проверка орфографии. Если выложить файл PDF в Интернет, то поисковые системы не смогут его правильно проиндексировать и не выдадут по релевантным запросам.

Чтобы разобраться, в чём затык, я тупо скопировал содержимое PDF’а в «Блокнот»:

Что за хрень? Оказывается, если в PT Sans Pro применять свойства OpenType (такие, как капитель c2sc или строчные цифры onum), то подменяется не только глиф, но и… код символа. Буквы и цифры перестают быть таковыми с точки зрения компьютерного представления.

Поскольку «Блокнот» не смог отобразить всю полноту ахтунга, вот ещё шестнадцатеричный редактор:

Всем изменённым символам достались коды… в диапазоне контрольных кодов ASCII. Например, первая буква текста — капительная C — получила код 1F (вместо положенного 0043), а строчная цифра 0 стала 1A (вместо 0030).

Здесь было бы уместно ещё одно лирическое, техническое или даже административно-процессуальное отступление, но мне кажется, что и без него всё понятно. Все описанные проблемы (и гораздо больше неописанных, а также неописуемых) характерны не только для шрифта PT Sans Pro, но и в целом для продукции компании «Паратайп», в которой (по её собственным словам) «собрался коллектив высококвалифицированных шрифтовых дизайнеров, программистов, инженеров и менеджеров, по⁠-⁠настоящему влюблённых в своё дело».

И весь этот влюблённый коллектив уже лет тридцать занимается феерической профанацией шрифтового искусства, пользуясь тем, что бракоделов некому одёрнуть. На родине незамутнённые сограждане принимают паратайповскую лажу за чистую монету, а за границей ни одному специалисту просто в голову не придёт заморачиваться перевоспитанием какой⁠-⁠то русской словолитни.

Комментарии (127)


  1. mikhailian
    08.10.2021 18:00
    -58

    Ой, вот вам ещё ушат помоев:

    • Знаменитый конструктор Знаток на самом деле Snap Circuits от Elenco

    • Игрушка Луноход -- Big Trak

    • "Белорусские" чипсы в прямоугольной упаковке на самом деле английские

    • Буран -- Шаттл

    • Ту-144 -- Concorde

    • ВАЗ-2101 -- Fiat 124

    Помогай, хабр!


    1. perfect_genius
      09.10.2021 19:37
      +1

      Статьёй ошиблись?


      1. mikhailian
        10.10.2021 20:37

        Да нет, просто решил пошутить, ведь очевидно, что автор пишет так эмоционально из-за обиды на то, что "свои" шрифты на фоне чужих  плохо выглядят и в прямом и в переносном смысле.

        Но видно не все оценили шутку, так что теперь я могу писать только раз в день.


        1. perfect_genius
          11.10.2021 14:29
          +2

          У вас список копий же? В статье разве про копию зарубежного шрифта? И эти копии из вашего списка — они все были хуже оригиналов?


          1. mikhailian
            11.10.2021 14:53

            Дело даже не в том, кто лучше ли хуже, а в обмане публики. Не зря же автор пишет про высокопарные слова от Паратайпа про в общем-то ещё один заурядный шрифт без засечек, с ограниченным количеством символов и набором проблем с упаковкой.


  1. zzzzzzzzzzzz
    08.10.2021 18:01
    +1

    Про медведя непонятно. Скорее напоминает глюк формирователя PDF. На такие иногда наталкивался: текст выглядит нормально, а копируется хрень. Но чтобы это именно от шрифта зависело?..


    1. ifap
      08.10.2021 18:30
      +1

      Сложно сказать, от чего именно, т.к. слагаемых много, но в данном случае ИМХО правильнее было бы проверить причину не вставкой в «Блокнот», а сменой шрифта в самом PDF в режиме редактирования, можно даже на тот же самый, только другого формата, например, TTF вместо PS.


      1. gigamops Автор
        08.10.2021 22:21
        +27

        Когда я изучал проблему, то разбирал соответствующий content stream в PDF, чтобы убедиться, что разработчики шрифта не додумались обеспечить консистентное соответствие глифов и code points. Но подробное объяснение превратило бы статью в пятый том «Войны и мира», поэтому я предпочёл показать «Блокнот». По сути, он демонстрирует ту же самую проблему, но без необходимости вникать во внутреннюю структуру PDF и алгоритмы генератора.

        И да, некоторые генераторы PDF действительно бывают виной такому эффекту, но я-то пользуюсь генераторами, которые не бывают.


        1. edo1h
          08.10.2021 22:35
          +11

          Но подробное объяснение превратило бы статью в пятый том «Войны и мира»

          в очередной раз забывают, что хабр — технический ресурс, и на нём как раз «война и мир» смотрится уместно, а упоминание чего-либо без технических деталей — нет.


          ну и если очень не хочется утяжелять статью, есть спойлеры, кто-то пишет «подробнее расскажу в следующих статьях», кто-то даже «детали расскажу в комментариях».


        1. zzzzzzzzzzzz
          09.10.2021 00:07
          +29

          А вот и напишите отдельную статью, если не очень лениво.

          Вопрос-то интересный и для многих непонятный. Лично я всегда воспринимал шрифт как инструмент, который на входе принимает строку а на выходе выдаёт её графическое изображение. Но тогда почему поиск не работает, ведь искаться должно по исходной строке? Почему копирование не работает, ведь копироваться должна исходная строка?


          1. InstaHeat
            09.10.2021 21:54
            +3

            заодно можно рассказать какие генераторы получше


        1. ifap
          09.10.2021 01:23
          +9

          Поддерживаю предыдущих ораторов, пятый том — в студию! Из личного опыта: тест с «Блокнотом» именно что не всегда показывает подлинную суть вещей, он просто показывает крякозябры, которые в некоторых случаях можно превратить в читаемый текст сменой кодировки, а в некоторых — полимеры безнадежно просраны. Я лично с большим интересом почитал бы, кто виноват, а особенно — что делать. Первый вариант часто исправляется перевыводом проблемного PDF, т.е. тупо отправкой его снова на PDF-принтер, а вот второй — увы, мне побороть не удалось (не имея исходника).


          1. gigamops Автор
            12.10.2021 17:27
            +2

            Я попробовал составить «скелет» желаемого объяснения и понял, что не осилю. Это реально будет «Война и мир», потому что придётся излагать кое⁠-⁠что из Юникода и не⁠-⁠ASCII’шных кодировок, кое⁠-⁠что из внутреннего устройства шрифтов TTF/OTF, очень много — из внутреннего устройства формата PDF, особенно на тотально эзотерическую тему subsetting’а шрифтов, и ещё немножко — из особенностей генераторов PDF. Боюсь, я к этому пока не готов; придётся подождать до пенсии, когда я смогу выделить на это время.

            Однако, чтобы не скучать в ожидании, предлагаю книгу про формат PDF: Leonard Rosenthol. Developing with PDF.


        1. MisterN
          09.10.2021 13:09
          +4

          да, некоторые генераторы PDF действительно бывают виной такому эффекту, но я-то пользуюсь генераторами, которые не бывают.

          А это какие такие сверхнадёжные? Я совершенно далёк от типографии, но тут интересно стало.


          1. gigamops Автор
            12.10.2021 17:50
            +1

            Не думаю, что существует какой⁠-⁠то один идеальный генератор PDF на все случаи, потому что многое зависит от того, из чего вы делаете PDF. Я обычно работаю с продуктами Adobe и произвожу PDF из⁠-⁠под них же. Там бывают свои подводные камни, но за кучу лет я в основном научился их преодолевать. А когда, например, приходится генерировать PDF из Word’а, то я иногда затрудняюсь в деталях, и приходится глубоко копаться.

            Все примеры для этой статьи я делал в Adobe Illustrator, в котором уверен на 146 %; когда обнаружил проблему, то перепроверил ещё в InDesign, в котором тоже уверен. После этого проводил всякие тесты и изучал внутренности PDF, пока не убедился, что проблема действительно внутри шрифта, а не где⁠-⁠то ещё. Затем пробовал верстать и генерировать PDF другими популярными программами в разных сочетаниях, но результаты были ещё хуже: отчасти из⁠-⁠за того, что я владею этими софтами слабее, чем Adobe’вскими, отчасти из⁠-⁠за того, что некоторые из них сами немножко отстали от жизни.


  1. DaneSoul
    08.10.2021 18:18
    +55

    а цифры и аббревиатуры при этом выпирают самым безвкусным образом.
    Выпирающие цифры и аббревиатуры позволяют сразу глазами выделять их из текста — это очень удобно при поиске глазами важной информации в документе или на странице.
    Зачем ради мнимой эстетики ухудшать удобство работы с текстом?!


    1. gigamops Автор
      08.10.2021 22:26
      +33

      Ваши аргументы неявно опираются на два тезиса:

      1. Цифры и аббревиатуры непременно являются самой важной информацией в тексте, которая заслуживает выделения больше всего остального содержания.

      2. Если использовать строчные цифры и капитель, то цифры и аббревиатуры будут бросаться в глаза недостаточно хорошо.

      Признáюсь, я не могу согласиться с обоими этими тезисами.

      Также я не могу согласиться с тем, чтобы эстетику, которая лично вам не по вкусу, называть «мнимой».


      1. DaneSoul
        08.10.2021 23:02
        +20

        Цифры и аббревиатуры непременно являются самой важной информацией в тексте, которая заслуживает выделения больше всего остального содержания.
        Если в тексте встречаются цифры и аббревиатуры, то это как правило не художественный текст, а специализированный: тех.описание, экономический отчет и т.п.
        Да, в таких текстах цифры — это зачастую самое важное, а аббревиатуры выступают как ключевые слова для поиска, в том числе визуального.
        Если использовать строчные цифры и капитель, то цифры и аббревиатуры будут бросаться в глаза недостаточно хорошо.
        Достаточно или не достаточно — это весьма условные и спорные понятия, но выделятся они в тексте будут меньше, что я считаю негативным эффектом такого форматирования.


        1. Smerig
          09.10.2021 00:50
          +10

          А зачем эти цифры и аббревиатуры выделять? Чтобы что? А можно весь текст капсом набрать, чтобы он весь выделялся? Мне кажется, вы путаете привычку с выделением. Цифра 3 в тексте вам ничего не даст. Нужен контекст. А он и слева и справа может быть.


          1. DaneSoul
            09.10.2021 09:08
            +11

            А зачем эти цифры и аббревиатуры выделять?
            Чтобы что?
            Что бы их сразу было видно на странице. Вот представьте, что Вам в статье о стране нужно быстро глянуть общее население и площадь, как Вы ищите эти цифры глазами?
            А в характеристиках компьютерного устройства в обзоре что сразу в глаза бросается? HDD/SSD, DDR, CPU и т.д.
            Мне кажется, вы путаете привычку с выделением.
            Так привычки не возникают на пустом месте. Если что-то делать таким образом не удобно, то и в привычку это не входит.
            А если что-то в привычках многих пользователей, то мешать этим привычкам для дизайнера — преступление против пользователей, даже если это противоречит каким-то его эстетическим представлениям.
            Текст — это информация, важней всего удобство работы с ним, а не внешняя красота.
            Цифра 3 в тексте вам ничего не даст. Нужен контекст. А он и слева и справа может быть.
            Увидив эту цифру на странице за пару секунд, контекст я увижу в следующую секунду, тут нет никакой проблемы. А вот если мне надо присматриваясь пробегать глазами весь текст, то это совсем другие затраты. Может тогда вообще цифры писать все словами, чтобы визуальная «красота» не нарушалась?


            1. rjhdby
              09.10.2021 10:47

              Вот представьте, что Вам в статье о стране нужно быстро глянуть общее население и площадь, как Вы ищите эти цифры глазами?
              А в характеристиках компьютерного устройства в обзоре что сразу в глаза бросается?

              На самом деле вы привели два очень частных случая. Которые, к тому-же, гораздо уместнее оформлять в виде таблицы, а не сплошного текста.


              1. merlin-vrn
                09.10.2021 11:20
                +5

                А вы обратите внимание, пример в статье и не сплошной текст, а вполне себе структурированный список.


            1. SADKO
              09.10.2021 11:47
              +3

              ИМХО оффтоп, речь не о не/правильности подачи аббревиатур, она зело зависит от контекста и семантики оных. А о технической возможности, которая нужна в принципе, и которой нет.


            1. Smerig
              12.10.2021 18:39

              а если в статье нет данных по населению и площади, вдруг там в тексте к-во смертей и ВВП? Если автор хочет сделать акцент на цифрах, то можно оформить данные в виде таблицы.

              Что касается характеристик компьютера, то что 20 лет назад, что сейчас, пишется все примерно одинаково. Я могу без аббревиатур глядя просто на числа через запятую прикинуть, что из этого к чему относится.


  1. ifap
    08.10.2021 18:25
    +49

    Великолепный разбор, спасибо! Но все же: почему цифра 9, выпирающая над строкой — это ахтунг, а списающая под — феншуйно? А вот выпирающая над строкой восьмерка — снова невозбранно и прельстиво…


    1. gigamops Автор
      08.10.2021 22:29
      +1

      Поскольку цифры — строчные, то им, как и строчным буквам, вполне нормально иметь выносные элементы. Вы же вроде не возражаете против того, что буква «б» выпирает вверх, «у» — вниз, а «ф» — в обе стороны?


      1. edo1h
        08.10.2021 22:39
        +15

        посмотрите на свой комментарий, ломают ли эти буквы линию строчных букв?
        а теперь посмотрите на свой текст с «пляшущими» цифрами.


        1. gigamops Автор
          08.10.2021 22:52
          +9

          Думаю, что древний римлянин, привыкший к маюскульным надписям, однозначно бы ответил на ваш вопрос: «да, ломают». И проткнул бы вас гладиусом на всякий случай. Или гладиолусом.


          1. unsignedchar
            08.10.2021 23:08
            +2

            Или гладиатором? :D
            ЗЫ: Что бы почитать для ликбеза по теме шрифтов? К сожалению, 90% терминов из статьи мне незнакомы, но было интересно.


            1. gigamops Автор
              09.10.2021 01:56
              +4

              Я бы предложил начать с «Typographie» Рудера и «Stop Stealing Sheep» Шпикермана, но ни в коем случае не в русском переводе.


              1. unsignedchar
                09.10.2021 08:54
                +1

                Для ликбеза же.. War and peace для начала слишком радикально ;)


                1. knagaev
                  09.10.2021 21:35
                  -1

                  Всё-таки интересно почему прижился перевод War and peace, а не исконно правильный War and world (или как вариант War and society) :)


                  1. dom1n1k
                    09.10.2021 21:41
                    +8

                    Потому что вы пересказываете легенду (раз, два).


                    1. knagaev
                      09.10.2021 21:47

                      Да, спасибо, не знал :)


            1. dom1n1k
              09.10.2021 13:36

              Если для начального ликбеза, то я обычно советую Живую типографику. По иронии судьбы, автор книги — одновременно и автор шрифта, обсуждаемого в статье :)


              1. MisterN
                09.10.2021 15:55

                И что, по логике книга должна быть полна косяков, раз они выпустили такой косячный шрифт? Реквестирую рецензию


                1. dom1n1k
                  09.10.2021 17:44
                  +1

                  Хорошая вводная книга. Удачный баланс между простотой и глубиной.
                  Вообще, Александра Королькова – без шуток один из лучших дизайнеров шрифта в России.
                  А претензии поста по большей части к технической части, а не к рисунку.


      1. ifap
        09.10.2021 01:25
        +9

        Почти убедили, но нет — где у 8 выносной элемент?


        1. gigamops Автор
          09.10.2021 02:01
          -1

          Я вполне согласен с определением от Monotype, что ascender — это «the part of a lowercase character that extends above the x⁠-⁠height». То, что выше x⁠-⁠height,— это и есть выносной элемент; в чём проблема⁠-⁠то?


          1. ifap
            09.10.2021 02:14
            +21

            Это «опредление» попахивает духом капитанства, да что там — смердит им, но ОК, тогда кружочек от девятки, торчащий над x-height, нарекаем асцендером и обратно-таки возвращаемся к вопросу: что не так с девяткой и почему все так с восьмеркой.


  1. MarinaToshina
    08.10.2021 18:34
    +10

    "сохранил в PDF и обнаружил ахтунг: обычный поиск по тексту не работает"

    Для диссеров с плагиатами самое то!


    1. Squoworode
      08.10.2021 22:36
      +11

      Не поможет. :)

      Как-то раз Антиплагиат рассказывал, что они проверяемые тексты прогоняют в том числе через виртуальный принтер и OCR.


  1. Maccimo
    08.10.2021 18:35
    +49

    Пускай, думаю, у иностранцев сорвёт шаблон:

    Пусть европейцы дважды офигеют.

    Пользуясь вашей же терминологией, у вас какие-то колхозные комплексы.


    Если в царские времена ъ и ѣ в основном торчали из текста поодиночке, то теперь чи́сла и аббревиатуры выпирают целыми шеренгами. Многие привыкли к этому безобразию и не обращают внимания, что текст выглядит неэстетично

    На всякий случай не смотрите тексты на немецком, там столько неэстетичных существительных, просто кошмар!


  1. northzen
    08.10.2021 18:57
    +53

    С буржуйскими шрифтами это неплохо получается: даже человек, далёкий от типографинга, видит, что одни буквы здесь по смыслу строчные, а другие — прописные. (Шрифт в обоих примерах — Corpid.)

    Очень удобно. Цифры, вроде и вместе, а почему-то четверка уходит вниз, и свисает относительно восьмерки.

    Цифры же собираются в единый логический элемент -- число. Зачем эти цифры стряхивать в низ, что при чтении числа словно на горках и по итогу число целиком воспринимается тяжелее.

    Номер модели у Memory: Kinston в примере выше вообще отвратительно выглядит. Я не понимают, почему вы решили, что это хорошо. Какие-то ублюдочные завитушки у тройки, четверки, пятерки.
    Почему это хорошо, когда часть символов проваливается ниже линии текста? Это, типа, удобно?


    1. gigamops Автор
      08.10.2021 22:32
      -3

      См. комментарий выше. По вашей логике, вас должно напрягать, что в слове «бутафория» одни буквы торчат вверх, другие вниз, а третьи — в обе стороны и не собираются в единый логический элемент.


      1. Magratena
        09.10.2021 00:20
        +24

        Может потому что слова мы не читаем целиком. Из них немного уникальных. А цифры почти каждый уникальный и надо вникать. Поэтому мне кажется что торчащие хвосты у цифр мне, как человеку работающему в том числе с математическими моделями и расчётами, не приятны. Если в матлабе использовать то как предлагаете вы, мне кажется глаза очень быстро устанут:)


        1. rjhdby
          09.10.2021 10:54
          -2

          мне кажется глаза очень быстро устанут:)

          А вы проведите эксперимент. Вдруг наоборот?


          1. invasy
            09.10.2021 11:15
            +14

            Чтение этой статьи посчитаем за эксперимент?

            Обычные «оттопыривающиеся» (хотя почему-то равные по высоте) цифры складываются в число, всё хорошо.
            Красивые минускульные — вызывают когнитивный диссонанс. Наверное, это хорошо, когда на текст нужно смотреть, а не читать его. Я хочу читать.


          1. Magratena
            09.10.2021 11:30
            +10

            Пару лет назад экспериментировал. С тех пор пока не возникало желания слезать с шрифта Anonymous Pro:) До этого я уже видел цифры в некоторых текстах когда они вниз торчат. Думал что это шрифты поехали и глюк:) А вообще у людей которые сидят в типографии и только целыми днями рассматривают шрифты, по моему мнению, уже искажены предоставления о том что хорошо. Для них важны буквы а не информация которую они передают. Так что добавляйте опрос внизу статьи:) А то вроде статья в плюсе а комментарии об обратном. Тут вполне может быть ситуация похожая на ту с учительницей русского языка из ютуба:)

            Как уже писали в комментариях, это дело привычки. Я и мое окружение всегда пишут цифры в одну линию. Как бы интересно автор записал на бумаге номер телефона:) И я против того чтобы себя переучивать. Зачем мне на время переобучения терять скорость восприятия информации только из-за того что кому-то так красиво:)

            Плюс статьи для меня в том, что теперь когда буду встречать описанные в статье элементы (оттопыренные цифры, etc.) буду знать что это не ошибка, а человек намеренно сделал. И где-то это даже считается профессионализмом.


      1. northzen
        09.10.2021 10:40
        +24

        Во-первых, на восприятие текста влияет привычка.
        Для "У", "Ф", "Р", "Б" уже сформирована традиция того, что их элементы могут быть ниже или выше основной линии. Это сохраняется и в письме прописью.
        Для чисел такой традиции нет.
        Когда детей в школе учат писать в клеточке, то число они помещают целиком в клеточку. Аналогичное происходит и при наборе цифр.
        Вы можете представить хотя бы один математический текст, где использовалась подобная верстка чисел? Хотя бы одну современную статью, которая аккуратно сверстана?

        Вы придумываете какие-то правильные правила, нарушая привычное восприятие текста и линий. Результат будет один -- отторжение у 99% процентов ваших инициатив.


        1. tyomitch
          09.10.2021 13:32
          +13

          Вы можете представить хотя бы один математический текст, где использовалась подобная верстка чисел?

          До 21в. такие математические тексты были сплошь и рядом.

          Вот статья Эйлера (1783)


          Вот статья Галуа (1831)


          Вот статья Вейерштрасса (1885)


          Вот статья Харди (1923)

          Вот справочник Бронштейна и Семендяева (1957)


          1. northzen
            09.10.2021 13:53
            +5

            Но сейчас именно 21в. И верстка мат. текстов сделала огромный шаг вперед.


            1. tyomitch
              09.10.2021 14:06
              +10

              С этим я согласен.
              Я возражаю против «Для чисел такой традиции нет.»: наоборот, скачущим цифрам несколько веков, как раз нескачущие — это новодел.


              1. merlin-vrn
                09.10.2021 22:43
                +7

                Тут в коментах автор поста несколько раз апеллировал к "а вот раньше". Ну было и что, ещё раньше когда-то вообще никаких цифр и чисел не было.

                Значит, и в 21 веке в типографике происходит развитие. Просто удобнее, чтобы цифры стояли ровно и человечество голосует в пользу этого ногами, какие бы традиции это ни попирало и кому бы глаз ни мозолило. Ничего, и самые оппозиционные шрифтовики привыкнут (ну или вымрут от безработицы).


      1. Dolios
        09.10.2021 11:42
        +16

        Поддержу предыдущего оратора. Номер модели у Memory: Kinston я смог прочитать только с 3 раза, а уж понять, что там "0", а не "о", смог только посмотрев на вариант с нормальными цифрами. Как по мне, так именно это и называется "дизайн головного мозга" (автор, не принимайте не свой счет, не вы это придумали), когда делают красиво, но неудобно, ставя телегу впереди лошади.


        1. maeln0r
          11.10.2021 18:37

          а уж понять, что там "0", а не "о", смог только посмотрев на вариант с нормальными цифрами

          Мне, по этой причине, очень импонируют шрифты, где ноль имеет внутри палочку (возможно она даже как-то называется, если есть знающие люди, напишите пожалуйста)


          1. mammuthus
            13.10.2021 01:50

            Никак - просто штрих. Иногда ставится точка (которая тоже специального названия не имеет).


            1. unsignedchar
              13.10.2021 11:31

              Это чисто утилитарная заморочка, связанная с компьютерами и старинными принтерами. Человек по контексту и так поймет, цифра или буква имеется в виду. А не тот символ в коде программы это всегда плохо.


              1. edo1h
                13.10.2021 15:05
                +1

                Человек по контексту и так поймет, цифра или буква имеется в виду. А не тот символ в коде программы это всегда плохо.

                не только в коде программы, не просто так же base58 придумали


              1. numb13
                13.10.2021 16:07
                +1

                А в википедии пишут что может и не понять. И даже может исправить 0 на 8 в корыстных целях. https://en.m.wikipedia.org/wiki/Slashed_zero


                1. SerjV
                  13.10.2021 18:09
                  +1

                  А в википедии пишут что может и не понять.

                  Согласен, но думаю, даже википедия не нужна, чтобы понять, что может и спутать - "1", "l" и "I", 0 и O - шрифтов, где они бы чётко различались все, не так много (в основном моноширонные консольные), а шанс поймать их сочетание не в записи речи (где можно "по смыслу догадаться"), а в кодах/артикулах/прочих цифробуквенных сочетаниях - нынче не так уж мал.

                  Даже рекомендации есть по неиспользованию некоторых символов при генерации, например, паролей, если их потребуется потом вводить вручную, а не копипастом.


    1. aamonster
      09.10.2021 09:16
      +8

      С цифрами – это емнип какой-то английский прикол. В смысле, в Англии принято было так писать от руки (не знаю, как сейчас, не знаю, насколько распространено за пределами Англии).


      1. stalinets
        09.10.2021 13:31
        +4

        На старых домах в Калининградской области таким образом написаны даты постройки дома. Но это древность, а сейчас цифры все пишутся одинаковой высоты, и я считаю, что не надо обратно ухудшать читаемость.


  1. AxKoff
    08.10.2021 19:00
    -8

    Если убрать воду и отступления, то можно было бы уложиться в один абзац. И вообще не писать.


  1. StjarnornasFred
    08.10.2021 19:30
    +51

    Который раз замечаю на Хабре статью, автор которой затрагивает проблему, которой в действительности нет. Нет никакого "эффекта оттопыривания" - есть цифры, которые всегда печатаются величиной с заглавную букву, и есть аббревиатуры, которые всегда пишутся и печатаются заглавными буквами. С надписью ASUS ROG STRIX надо бороться методом Asus ROG Strix, а вовсе не через громоздёж капительных букв. Ну а строчные цифры - это вообще изврат какой-то.

    Лигатуры в латинице. Это вообще вкусовщина, но лично мне они не нравятся: одной букве один символ.

    В остальном же - сдаётся мне, что вся эта деятельность по изобретению новых шрифтов, а тем более по их продаже за деньги, не более чем блажь. Их и так создано столько, что любые новые будут невероятно близки к существующим, и невозможно себе представить, что их существующих ни один не подходит. Если мы говорим об обычных шрифтах общего пользования, конечно; художественные и прочие дизайнерские вещи типа Pricedown или Pilotka, естественно, могут создаваться и использоваться сколь угодно фантазии творца.


    1. gigamops Автор
      08.10.2021 22:36
      +3

      В книге XVIII века, которую я показывал в начале статьи (как и во всей европейской печати того времени) как раз используются строчные цифры, потому что других не было. Будь я ещё немного постарше, я бы сказал, что это ваши новомодные прописные цифры «величиной с заглавную букву» — не более чем блажь и вообще изврат какой⁠-⁠то.


      1. Dolios
        09.10.2021 11:48
        +13

        Вас в школе на уроках чистописания как учили цифры писать, стилем "пьяный мастер" или в линию, одинаковой высоты? Возможно, где-то учили по-другому, но большинству людей у нас привычнее общепринятое у нас же написание цифр. А раз так привычнее писать, то и читать мозгу так привычнее. Я даже могу допустить, что ваш вариант со всех сторон лучше, а я, действительно, крестьянин, но тогда реформу нужно начинать со школы.


      1. merlin-vrn
        09.10.2021 23:00

        А в III в до н. э. вообще никаких чисел не было и Эвклид ухитрился доказать, не прибегая к ним, кучу арифметических теорем. Типа той, что существует неограниченное количество простых чисел. А вы даже просто сформулировать её не сможете, не используя понятие числа. И что, это всё теперь, повод остановиться, числа не нужны? Да нет, как показала история, произошло ровно наоборот, а после изобретения Декартом системы координат так вообще геометрию перевели на алгебраические рельсы.

        Да, положим, раньше было принято так. Раньше были "еры" и "яти". А потом решили, что это избыточно и перестали. Да, "мир" и "мир" теперь пишутся одинаково и приходится догадываться из контекста, что за слово имеется ввиду, но в целом общество эти изменения приняло.

        Остаётся порадоваться, что и в XXI веке типографика продолжает развиваться и прогрессивное человечество явно голосует ногами и отказывается от пляшущих цифр в пользу цифр размером с прописную букву. Даже в Англии, откуда эта традиция родом. Как всегда, есть и старпёры для которых это "блажь и изврат какой-то", ну так ничего, привыкнут, а кто не привык — вымрет от безработицы (потому, что их пляшущие шрифты родом из XVIII века никому будут не нужны).


        1. homocomputeris
          10.10.2021 01:41
          +1

          "Нескачущие" цифры (дефисоминус, убогие кавычки и пр.) - очевидные потомки машинописи и ограниченных шрифтов и клавиатур первых компьютеров, откуда по инерции они докатились до более продвинутых устройств, которые позволяют хоть пальцем иероглифы писать.


        1. tyomitch
          10.10.2021 08:08

          У древних греков были и числа, и цифры.

          https://ru.wikipedia.org/wiki/Аттическая_система_счисления

          И пляшущие цифры родом совсем не из Англии.


  1. edo1h
    08.10.2021 20:48
    +33

    Многие привыкли к этому безобразию и не обращают внимания, что текст выглядит неэстетично:

    «эстетично» — это, всё-таки, субъективное понятие; скорее не «не обращают внимания», а «не считают».


    Как бороться с такой бедой, знали ещё до Петра: использовать строчные (минускульные) цифры и капительные буквы вместо скоплений прописных:

    что интересно, пока ни один комментатор не написал «да, действительно, так лучше».
    и на мой взгляд неряшливо как раз выглядит второй вариант.
    про цифры, часть которых высотой со строчные буквы, часть «торчит вверх», часть «торчит вниз», уже написали.
    мне не нравится и то, что в «Noctua NH» буквы N разной высоты (ну или в «HyperX HX» H и X). не нравится и то, что в «Intel» и «HyperX» полноценные заглавные буквы, а в «PCIe» — капитель, нет ощущения консистентности.


    изначально вы написали про «борьбу с оттопыриванием», но стало ли лучше с этой точки зрения? на мой взгляд — нет, вы сделали только хуже, это «оттопыривание» стало многоуровневым, вместо двух чётких линий (прописные/строчные буквы) теперь какая-то мешанина.


    1. gigamops Автор
      08.10.2021 22:07
      -1

      Говорят, что когда переписчики в Европе впервые пытались совмещать прописные и строчные буквы в одном потоке текста (где⁠-⁠то в XII или XIV веке), то в местах латиноязычной власти (с традициями римского маюскула) их вешали, а в местах франкоязычной власти (из которых пошёл каролингский минускул) — расстреливали. Или наоборот, я точно не помню. Помню только, что и те и другие пеняли на то, что «вместо двух чётких линий (верхний и нижний уровень букв) теперь какая-то мешанина».

      За этот комментарий, наверное, меня вообще бы четвертовали, потому что в нём и прописные буквы, и строчные, и верхние выносные элементы, и нижние, и диакритические знаки — полная мешанина, правда? Вас бы, кстати, тоже четвертовали: у вас вопросительный знак торчит.


      1. edo1h
        08.10.2021 22:59
        +10

        не буду спорить, восприятие во многом зависит от привычек.
        судя по комментариям, с сегодняшними привычками ваш вариант ощущается как «неудобно» и «некрасиво».


        хотите воспитывать в пользователях новые привычки? ну, как говорится, флаг вам в руки.


      1. evocatus
        09.10.2021 05:09
        -1

        Огнестрельное оружие в Европе появилось в XIV веке


        1. DGG
          09.10.2021 10:58
          +3

          Отсутствие огнестрельного оружия не мешает казни расстрелянием.

          Святой Себастиан подтвердит.


          1. Aggle
            11.10.2021 09:50

            Он как раз вряд ли подтвердит. )


      1. tyomitch
        09.10.2021 10:05
        +2

        Ну надо же, а вот на вики рукопись 10в, за два-четыре века до того, как «впервые пытались совмещать», по вашим словам:


        1. onground
          09.10.2021 19:06
          +1

          Каролингский минускул же. Из под "франкоязычной власти" значит. Наверное в 10-м веке у них еще не изобрели патроны. Не чем было расстреливать.


          1. unsignedchar
            09.10.2021 19:50
            +3

            Не чем было расстреливать.

            Стрелы уже изобрели.


      1. pankraty
        09.10.2021 10:13
        +4

        Простой и дешевый способ избавиться от оттопыриваний - НАБИРАТЬ ВСЕ КАПСОМ. Идеально ровные строчки получаются, особенно, если от запятых избавиться.


        1. Aggle
          11.10.2021 09:52
          +3

          Если ещё и пробелы выкинуть - вообще красота получится, а то слова разной длины все, ужасно неровно смотрится, неэстетично.


          1. zaiats_2k
            13.10.2021 10:25

            И гласные!


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. dom1n1k
    08.10.2021 22:02
    +23

    Техническим спецификациям и артикулам минускульные цифры противопоказаны (тут как раз случай "агронома").

    Тем не менее, в тексте есть несколько вопросов, по которым было бы интересно услышать комментарии специалистов Паратайпа — в первую очередь про поиск.


  1. merlin-vrn
    08.10.2021 22:14
    +58

    Слегка повышенный уровень образования автора поста больше вредит, чем помогает. Он откуда-то взял некие сомнительные правила, которые явно не заточены под документы с большим числом терминов, аббревиатур и т. п., и зачем-то пытается применить их к некоторому списку оборудования. Ближайшая аналогия — обыватель, которому указали, что на его фотографии горизонт завален и это зашквар, но забыли объяснить, почему, а он потом увидел работы Картье-Брессона и возмущается, мол, какие дилетантские фотографии.

    Автор слегка забыл, ну так я напомню: некоторые аббревиатуры пишут большими буквами именно затем, чтобы они выпирали, чтобы взгляд за них цеплялся. Ужасаться, что оно после этого выпирает и тем более уж бороться с этим — странно очень. И что капитель вообще не для этого придумана.

    Но цифры конечно атас, наглядно показывают размер бревна в глазу у автора. Единственно выглядит читабельно самый первый вариант, в котором цифры все одной высоты с прописными буквами и строго вписаны в строку как сверху, так и снизу. В приличном обществе другой вариант и не приняли бы, для иллюстрации стоит заценить style guide от American Mathematical Society: https://www.ams.org/publications/authors/AMS-StyleGuide-online.pdf. Цифры в этом шрифте сделаны различными по высоте с целью скомпенсировать их воспринимаемую высоту, но именно так, чтобы быть размером с прописные буквы и под базовую линию не проваливаются. Есть цифры в сабскриптах и суперскриптах, но с тем же правилом (и такие же в мелких простых дробях). Всё, никаких "трёх вариантов написания" цифр и прочих излишеств, даже курсивных нет. (Заодно там есть и иллюстрация применения капители.) Вот это случай, когда вёрстка сделана специально и исключительно для удобного чтения и восприятия, а не для мнимой внешней красоты документа. Я видел вёрстку со скачущими цифрами как автор предлагает, пока такой кошмар прочитаешь, поломаешь глаза, случалось даже переписать числа, и при чтении перекидывать взгляд туда, только чтобы через это не продираться.

    Я не хочу сказать, что Паратайп мол молодцы. Я вообще про них ничего не знаю (и не страдаю от этого совершенно). Может, это и профанация. Но эту статью я вижу, и эта статья — профанация совершенно точно.


    1. vvzvlad
      09.10.2021 15:37
      +1

      некоторые аббревиатуры пишут большими буквами именно затем, чтобы они выпирали, чтобы взгляд за них цеплялся.

      Не соглашусь. Аббревиатуры пишут большими буквами, чтобы понять, что это именно аббревиатура, а не просто какое-то слово. Когда мы пишем «вошел в дом», это скорее всего какой-то человек зашел к себе (или не к себе) в дом. Когда мы пишем «вошел в ДОМ», то это уже человек вошел не домой, а в Дорожно-Обслуживающее Министерство. Бросаться в глаза при этом абсолютно не обязательно, писались бы аббревиатуры жирным шрифтом, были бы не менее понятны.


      1. merlin-vrn
        09.10.2021 22:49
        +1

        Во первых, не все аббревиатуры так пишут, для некоторых это принято воспринимать из контекста. Во вторых, я написал "некоторые", и имел ввиду именно тот пример, который привёл автор — список оборудования. Там аббревиатуры есть ключевые слова, восприятие информации с них начинается. Но, тем не менее, выделять их капителью — чересчур усложнять гарнитуру и нагружать мозг. Капитель по сути ещё одно начертание символов, их есть и так два (прописные/строчные), и оттягивать на аббревиатуры драгоценнейший ресурс внимания плохо.


  1. amarao
    08.10.2021 22:58
    +2

    У меня один вопрос - если вы так хорошо чувтствуете шрифты и знаете, что в них должно быть, то почему вы ими не занимаетесь профессионально? При таком уровне "конкурентов" вы бы вполне могли себе получить разумную нишу.


    1. homocomputeris
      09.10.2021 17:31
      +4

      Может, потому что агротехник против агрономов? :)


  1. SoluS
    08.10.2021 23:55
    +17

    Автор, ИМХО (выпирающими буквами), решает проблему, которой не существует. «Стало» хуже чем «было».


    1. vikarti
      09.10.2021 18:23
      +2

      А какая разница?
      Ну хочет автор так. Нравится (возможно и не правильно).
      Параграф взял деньги за шрифт который решает проблему автора. Якобы решает.
      Кстати интересно — деньги то вернули в итоге или объясняли что автор не прав?


  1. onground
    09.10.2021 00:27
    +8

    Возьмите любой шрифт мирового уровня (хоть Times New Roman, хоть Bierstadt) и изучите буквы под микроскопом. Увидите много интересного по части борьбы с оптическими иллюзиями, но уж никак не чернильные ловушки.

    Are you sure? https://en.wikipedia.org/wiki/Bell_Centennial

    Ink spread это не только в высокой печати. Даже возможно не столько. Это и в офсете, особенно при печати на бумаге типа "газетной". Это я вам как дипломированный агроном говорю. )


    1. gigamops Автор
      09.10.2021 00:45
      +3

      Если верить статье Ника Шермана (а я верю), то:

      In 1976, AT&T commissioned the design of a new typeface whose sole purpose would be for use in their telephone directories.

      Since the phonebook is printed at high speeds and on low-quality paper, the ink has a tendency to spread out on the paper.

      Я полностью согласен, что в таких условиях, особенно в 1976 году, чернильные ловушки в самый раз.


      1. onground
        09.10.2021 18:42
        +3

        Могу вас уверить что и сейчас краски на пухлой бумаге продолжают наглым образом растекаться и смазываться ровно так же как и 50 лет назад. Но в отличие от 70-х теперь уже и худлит не стыдятся печатать так же скверно как тогда печатали только телефонные справочники.


  1. etoropov
    09.10.2021 00:39
    +25

    Думаю, иностранные коллеги автора не заметили бы разницы вообще, даже сделай он половину своих слайдов обычным шрифтом, а другую этим самым минускульным.

    Если автор с этим Паратайпом общался так же, как в этой статье, то их скептицизм мягко говоря не удивляет. Там наверняка разные гении и эксперты каждый день пафосным тоном рассказывают, как надо.


  1. novice2001
    09.10.2021 01:02
    +19

    Уже не первая статья от эстета-дизайнера. И всё-то им что-нибудь мешает, всё-то оскорбляет их тонкие эстетические чувства…
    Причем абсолютно субъективную вкусовщину они возводят в ранг незыблемых догм.
    В результате они самоотверженно борются с проблемами, которых для 99,9% остальных людей просто не существует.


    1. 027
      09.10.2021 16:08
      +13

      Хуже того, они создают новые проблемы. Да проткнет меня эстетствующий римлянин гладиолусом, но когда меня вынуждают читать дергающиеся в пляске святого Витта цифры, мне хочется настучать по благообразной физиономии изобретателя сего непотребства школотронским зАбОрЧиКоМ.


  1. zhabr
    09.10.2021 01:52
    +4

    штихель штихелю рознь одно дело спицштихель и совсем другое больштихель


  1. Medeyko
    09.10.2021 03:13
    +18

    Как и у многих других комментаторов, когда я вижу используемые очередным дизайнером (от слова dizzy) ПляШущИе ЧисЛа, моя рука тянется к пистолету. Они очередь редко бывают уместны, и, по-моему, у автора по этому вопросу есть несколько избыточный снобизм.

    Однако я хотел бы отметить, что капительные цифры как раз не «пляшут», в отличие от строчных. И в PT Sans «пляшущие» строчные цифры есть, а вот капительных, которые в ряде случаев могли бы быть использованы вместо «пляшущих» строчных — нет.

    И в этом смысле, а также во многих других претензиях автор абсолютно прав: учитывая значение PT Sans для Паратайпа («первая общедоступная гарнитура с поддержкой всех титульных языков народов России», этим шрифтом Паратайп пиарится), озаботиться его доработкой в деталях до уровня лучших иностранных образцов, разумеется, следует.

    И в ответ на критику, прозвучавшую в этой статье, конечно, надо мгновенно возвращать деньги и ещё как-нибудь благодарить, причём не обязательно живыми деньгами — можно было бы предоставить автору лицензию на «полную пачку PT Sans Pro без всяких ограничений». Ну и устранить недостатки, на которые указали — причём часть из них и в свободной версии. Да, это мало кому реально нужно, но если вы делаете образцово-показательный шрифт, то надо позаботиться и о тех немногих, кому это надо. Иначе это действительно непрофессионально. И такая реакция на критику — тоже.


    1. SerjV
      09.10.2021 15:39
      +1

      надо мгновенно возвращать деньги

      Так на шрифт лицензию выдают, а не как товар или услугу продают... Потому возврат денег не предусмотрен законом (кроме разве что в случае неисполнения обязательств по договору). Удобно устроились, что сказать.

      Но вот еще кто-то на ниве кириллических шрифтов работает, или Паратайп там единственный?.. А то было бы интересно посмотреть на сравнение качества "шрифтов для импортозамеса" от разных производителей (если таковые есть)...


      1. Medeyko
        09.10.2021 18:45
        +1

        Когда я писал "конечно, надо мгновенно возвращать", я вёл речь о моральной/репутационной ответственности. С юридической/бухгалтерской точки зрения это совершенно не обязательно должен быть возврат: подарок в размере, соответствующем стоимости лицензии тоже вполне подойдёт.

        Что касается различных студий, то есть и другие российские производители шрифтов, но я думаю, что там всё ещё хуже. Как я понимаю, основной бизнес - это разработка шрифта под заказчика для его фирменного бренда. И в этом случае делается ровно то, что нужно конкретному заказчику, без всех этих ненужных заказчику изысков. Когда же речь идёт о публичном шрифте, то как мне кажется, спрос именно на кириллические шрифты невелик, нужнее универсальные шрифты, которые разрабатываются международными коллаборациями, и содержат десятки тысяч глифов.


        1. SerjV
          09.10.2021 19:39
          +1

          Когда я писал "конечно, надо мгновенно возвращать"

          Ну так то по-хорошему... А когда речь идёт об импортозамесе - там работает принцип "куда ж покупатель денется, а лучше, если его еще и заставят это купить". Увы.

          Когда же речь идёт о публичном шрифте, то как мне кажется, спрос именно на кириллические шрифты невелик, нужнее универсальные шрифты, которые разрабатываются международными коллаборациями, и содержат десятки тысяч глифов.

          Так то в жизни. А в реальности упомянутого импортозамеса (а Паратайп к ней причастился в своё время) - "международными коллаборациями" уже не пахнет вроде бы.

          Отсюда возникает вопрос вообще про нишу рассматриваемых в статье шрифтов - какова она вообще?


  1. AndreyDmitriev
    09.10.2021 03:26
    +25

    Во мне тоже сидит "типограф-наци", но тому есть причина - я в прошлом веке имел удовольствие поработать в компьютерном центре при типографии "Наука" в Питере. И там в том числе правили вот такие шрифты. При этом я успел застать и видел своими глазами всю эту магию высокой печати. И да, я потом иногда не мог читать некоторые бумажные книжки, ибо прежде всего смотрел выходные данные, оценивал качество переплёта и обрезки, затем быстро пролистывал страницы, контролируя то, что колонтитулы "не пляшут", затем просматривал качество вёрстки - отбивки, все эти тонкие шпации, коридоры из пробелов... Я и сейчас многое помню, и пост этот прочитал с удовольствием (и узнал кое-что новое про цифры). Однако теперь я смело леплю дефис вместо тире и не парюсь особо (хотя и знаю как правильно). Всё хорошо в меру, хотя я и мечтаю, что мой Киндл, на котором я теперь читаю книжки научится сам править кривую типографику. С упаковкой - такая же история - я иногда вижу ошибки приводки при отсутствии треппинга или другие ляпы. Я вообще физик по образованию, но страшно подумать, что было бы, если б я закончил полиграфический институт.

    Ваше негодование понятно - вы приобрели некачественный (на ваш взгляд) продукт и аргументируете почему, но полезная информация тонет в эмоциях. Сугубо технический и структурированный пост был бы ещё интереснее. Пишите ещё.


  1. JayK
    09.10.2021 07:53
    +7

    Проблема автора в том что он чисто типографские фичи, пытается перенести на презентацию и прочие маркетинговые материалы.

    Напомню, типографский текст это обычно большие массивы текста по которому глаз должен скользить, не зацепляясь за разное. Там как раз уместны капители и прочее, нюансов просто море. В докомпьютерную эру это было больше искусством, подвластным немногим, сейчас признак хорошего мастерства и качества. При этом большинство людей которые с детства держали в руках хорошие книги сделанные профессионалами, воспринимают это как должное, как данность. Типа что такого...

    В маркетинговых материалах, таких как спецификация компьютера материнской платы, слайды и прочее все ровно наоборот, там в глаза читающему (читай покупателю, сорри за тавтологию), надо наоборот максимально сунуть ЦИФРЫ (желательно большие) и аббревиатуры, тут и БОЛД то юзают, не то что строчные цифры... При этом объем текста как правило небольшой, это не абзацы, а буквально 5-10 строчек с большими междстрочными интервалами. И как раз эти интервалы и делают строчные цифры пляшущими и визуально ломающими текст.

    Про паратайп... ПРодукт в принципе не соответствует заявляемому уровню пафосности, то есть это обман покупателя. А если на оное были потрачены казенные средства за получившееся неплохо бы ответственных по этапу отправить, поездят, прибудут на место и не отвлекаясь ни на что кроме побудок и оправок, сделают как надо. Про факап с поиском это вообще что то за гранью... вот сделает девочка дезигнер ихним супершрифтом суперпрезентацию, а половину ее гугл не проиндексирует....


    1. unsignedchar
      09.10.2021 09:06
      +2

      Вот индексацию стоило бы рассмотреть отдельно и внимательно. А то в этих ваших капителях никто кроме агрономов не разбирается ;) Но pdf2txt смогут запустить не только все.

      И, если в шрифте, который продается за деньги, нет каких-то общепринятых символов - это выглядит как то странно. Присоединяюсь к порицанию и выражаю удивление, как факап такого уровня до сих пор никто не заметил. Может, покупками этого шрифта как с лицензиями на winrar ?


  1. Un_ka
    09.10.2021 10:18

    Прежде чем покупать шрифт за 7К₽ можно же было попробовать пиратскую версию?


  1. pankraty
    09.10.2021 10:36
    +5

    Тут уже многие оттоптались по пляшущим цифрам, и я к ним присоединяюсь - для меня это единственный серьезный недостаток Calibri. На мой, сугубо обывательский, вкус, прыгающие цифры в записи многозначных чисел смотрятся неряшливо, а вовсе не изысканно.

    И вот мне подумалось. Выше писали, что в Англии от руки цифры записывают именно так, с выносными элементами вверх и вниз. И если это так, это многое объясняет: те, кто с детства привык писать цифры таким образом, воспринимает шрифты с таким написанием как норму. Но в нашей традиции цифры пишутся высотой как заглавные буквы, и большинство комментаторов привыкли именно к такому варианту, поэтому свешивающие цифры воспринимают как неестественные.

    Это как с китайскими иероглифами. На наш вкус массив текста на китайском воспринимается как сплошная стена, без акцентов. Все символы одной высоты и практически одинаковые по ширине. Но переверстайте их по-европейски, с выносными элементами то вверх, то вниз, и посмотрите, как такой текст будут воспринимать урожденные китайцы. Более чем уверен, они не оценят красоты.


    1. dom1n1k
      09.10.2021 13:19
      +1

      Записка погибшей экспедиции Франклина
      Там есть характерные цифры. И, кстати, pcap там тоже есть.


  1. yeswell
    09.10.2021 10:59
    +1

    Соглашаюсь с комментаторами выше о неряшливости скачущих цифр в строке текста

    Но при этом в голове сидит пример, где я точно использовал бы такие цифры — на табличках с номерами домов. Там чаще всего 2 (крайне редко 3) цифры и нет текста слева и справа. В такой ситуации пляска как раз начинает работать на благо


  1. surVrus
    09.10.2021 12:21
    +2

    Я делал PDF⁠-⁠презентацию, чтобы показать европейским иностранцам.

    пробило на гиперкачественную вёрстку с образцовым типографингом. Пускай, думаю, у иностранцев сорвёт шаблон:

    упорола ещё одна идея: использовать шрифт отечественного производства.

    Стесняюсь спросить, а какова была цель презентации и целевая аудитория?

    К чему это я? А к тому, что все описанное про типографинг, именно для презентации не имеет никакого смысла. Если только целевая аудитория не крутые спецы в типографинге или цель презентации - показать свою крутизну в очень специфической части этого "типографинга".

    Обычно презентации служат для донесения какой-то идеи в яркой, простой и доступной форме. Очень часто - для "протаскивания за уши" вполне конкретных "лиц, принимающих решение" для принятия именно этого самого нужного решения. Заказчик презентации обычно совершенно четко ставит задачу: "эти дебилы должны покивать башней и принять решение о выделении 100500 миллионов на новые бурбуляторы". Причем обычно "целевая аудитория" имеет развитие на уровне "третьего класса дебильной школы". Это все очень цинично, но факт (по моему опыту, более 30 презентаций на заказ).

    Плюс обычно очень плотная насыщенность информацией в таких презентациях. И в этом случае, всякие разные шрифты, да даже использование цвета в презентации - очень противопоказано. Потому, что отвлекает от главной цели. И потому, что у "целевой аудитории" просто не хватит ума да и просто внимательности, чтобы заметить хоть какие-то недостатки "типографинга".

    Поэтому, мне кажется, не стоит морочиться с "типографингом" при изготовлении презентаций. Ну может быть только для очень специфической аудитории, или для удовлетворения собственного перфекционизма. Или потому, что "торкнуло".

    Что же касается информации про тонкости и нюансы в шрифтах - огромная Вам благодарность! Написано очень "вкусно" и красиво, масса интереснейшей информации. В общем - супер!

    Что же касается поделий PT - то тут все ожидаемо грустно. Описать кучу понтов для мало кому нужного продукта, пытаться продать его за какие-то космические деньги, плюс спорные профессиональные качества теперешней команды разработки продукта - это типичные особенности современного российского бизнеса. Что эльбрусовщина, что йоптафонщина, что прочие роскосмосы, все примерно по одной схеме сделано.


  1. tyomitch
    09.10.2021 13:48

    «Эффект оттопыривания» особенно нагляден в книгах петровской эпохи, где многочисленные еры и яти по пластике сделаны как прописные, а используются в качестве строчных. Они торчат из строки, как «Лахта⁠-⁠центр», и создают то самое колхозие

    Возможно, вас заинтересует эта книга, изданная в 1788 в Лейпциге, и даже не на русском:
    Саксонские колхозники печатали, не иначе


  1. Sirion
    09.10.2021 14:07
    +3

    Не уверен, что могу согласиться с авторской позицией, но само существование этой позиции познавательно.


  1. VCheese
    09.10.2021 21:32
    +3

    Капитель и лигатуры используются в латинском наборе. В русской типографике они применяются крайне редко (разве что для подражания западной моде). Странно требовать их полную поддержку от шрифта, созданного для набора кириллицы.


  1. tmteam
    10.10.2021 02:32
    +1

    А почему "оттопыривания" это плохо? По мне так текст с ятями и прочими оттопырками стилистически прекрасен и ритмичен (делаем скидку на шрифт 19го века, конечно)


  1. MorGott
    10.10.2021 17:03

    Документ, набранный PT Sans в Libre Office и сконвертированный в PDF встроенным инструментом никаких проблем с поиском у меня не имеет. В Блокноте также никаких проблем, все читаемо. Возможно, все-таки проблема не шрифта, а конвертации?


    1. gigamops Автор
      10.10.2021 17:04
      +1

      А вы использовали капитель и (или) строчные цифры? С обычными буквами и цифрами у шрифта проблем нет.


      1. unsignedchar
        11.10.2021 16:23

        В удивительном мире unicode для некоторых начертаний цифр есть отдельные диапазоны, отличные от привычных 0х30-0х39. Может это тот самый случай?


  1. iMiKED
    10.10.2021 17:03

    Только я один поймал себя на ощущении, что в случае с системными требованиями текст становится нечитабельным абсолютно, глаз совершенно не цепляется за знакомые сочетания символов, на его прочтение и осмысление требуется гораздо больше времени?
    Что хорошо в типографике, не всегда применимо к онлайну.


  1. gigamops Автор
    10.10.2021 17:03

        ­­


  1. olegbask
    10.10.2021 21:09

    Посоветуйте, какой шрифт и выбрать для комфортного чтения книг с iPad или с Kindle?


    1. LennyB
      11.10.2021 16:09

      Georgia, только сначала подправить отвратительные маюскульные и минускульные цифры)


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. gigamops Автор
      11.10.2021 04:14

      Я готов согласиться, что мой опыт недостаточно полон. За всю свою профессиональную деятельность я ни разу не сталкивался с кляксами в офсетной печати настолько, чтобы это требовало решения на уровне шрифта. Я только слышал от старших коллег, что когда⁠-⁠то при царе такое бывало, и видел древние наборные кассы с такими же заусенцами, как у «Паратайпа».

      Также я не видел чернильных ловушек в подавляющем большинстве цифровых шрифтов, которыми последние 30⁠–⁠40 лет печатают бумажные издания на международном уровне. А те полтора шрифта, где я их видел (вроде упомянутого в комментариях Bell Continental), специально разработаны под конкретные узкие задачи и не позиционируются как национальная идея.

      Не исключено, что я избалован хорошей полиграфией и не в курсе, что сейчас происходит с плохой.

      Что касается Дональда Кнута, то он живёт в своём собственном мире, который развивается без всякой связи со шрифтовым и печатным делом в остальной Вселенной. Вклад Кнута в набор математических формул я считаю одним из величайших достижений человечества, но к его художественному вкусу у меня есть определённые претензии.


      1. Mazumedroid
        13.10.2021 11:55

        мне эти "ловушки" поели плешь достаточно, не скажу что больше чем засечки, но...

        при изготовлении объемных букв в рекламе, весьма досадное изобретение, лишние выкрутасы

        а по поводу пляшущих цыфр- мне нравится, это эстетично и круто, отсылка к рукописности и каллиграфии, хотя сам бы я такое, конечно, делать не стал)


        1. edo1h
          13.10.2021 15:09
          +1

          у меня ушло примерно полминуты чтобы прочитать «русское письмо» (точнее, почти всё это время ушло на попытки понять «письмо»).
          и зачем так делать?


          1. alan008
            13.10.2021 15:42
            -1

            Потому что примерно так в старину оно и выглядело :-)
            image


          1. Mazumedroid
            13.10.2021 16:52

            в этом тренде мы видим типичное противостояние физиков и лириков