Фильтр низких частот управляемый напряжением обычное дело для аналоговых синтезаторов, но на рынке гитарной обработки сложно найти, что то подобное.

Подавляющее большинство подобных диу педалей имеют очень урезанный генератор огибающей, что ограничивает их использование.

В очередной раз не найдя подходящую по функционалу педаль, решил собрать ее сам из того что было под рукой.

Для тех кому лень читать.

По ссылке доступны все необходимые файлы и инструкции по заказу плат, комплектующих и сборке педали:

OVERLY LOWERLY (Guitar Pedal) — ссылка на гитхаб со всем необходимым

В самом низу постав добавлю короткое видео с работой устройства.
(Ссылка на видео есть так же на странице в гитхабе)

В общем, однажды надоело ковырять гитарные педали и полез в синтезаторы, там ознакомился с разными способами обработки и управления сигналами не свойственными для гитарных педалей в ввиду разных ограничений (которые вовсе и не ограничения).

Погуглил что к чему прикладывается.

Схемы из интернетов к деталям прикинул, и собрал из того, что было.

Здесь установлены два блока из аналогового синтезатора, адаптированных под гитарный сигнал:

VCF (Voltage Controled Filter) — Фильтр управляемый напряжением, здесь я использовал фильтр низких частот (Low Pass Filter), так как он самый приятный уху оказался в работе с гитарой.

Это схема на довольно популярном для этих целей операционном усилители LM13700, ее часто можно встретить в компрессорах, лимитерах, фейзерах или даже на громкостях.

Все компоненты были подобраны с учетом частотных характеристик гитары (на слух), так как большинство фильтров для синтов слишком резкие для гитары и звучат довольно специфично.
С этим конечно пришлось повозиться.
Ниже будет приведена схема использованная в данной педали.

AR/AD ENVELOPE GENERATOR — Генератор огибающей, в синтезаторах используется для управления громкостью, например для того, чтобы сделать нарастающий по громкости звук или наоборот плавно затухающий при нажатии на клавишу.

Данный генератор может работать в трех режимах, один из которых цикличный и может использоваться как генератор низкой частоты (LFO), например как в фейзере, но при этом форму волны можно поменять всего двумя теми же ручками атаки и затухания.

На изображении пример того как срабатывает генератор огибающей в разных режимах при нажатии на кнопку.

В паинте рисовал ????‍♂️

Из чего это все состоит:

Я разбил схему на 6 функциональных блоков на которой изобразил блок-схемой как проходит сигнал, а так же ручки управления.

  • Входной каскад (INPUT STAGE)

  • Каскад перегруза (OVERDRIVE)

  • Гейт конвертер (GATE CONVERTER)

  • Генератор огибающей (ENVELOPE)

  • Фильтр управляемый напряжением (LP FILTER)

  • Микшер (MIX STAGE)

Для полноценного управления напряжением, необходимо двухполярное питание.
Такое питание используется во всех модульных синтезаторах.

Поскольку схема у нас максимально аналоговая и потребление здесь минимальное, самое простое решение это преобразователь на переключающихся конденсаторах ICL7660S.
Он компактный, дешевый, требует минимум обвеса и идеально подходит для работы в педалях.
Обязательно нужно использовать микросхему с маркировкой ICL7660S (та что без буквы S имеет низкую частоту работы, из за чего будет постоянный "свист" на фоне)

Поскольку гитарный сигнал у нас поступает сразу на несколько функциональных блоков, его необходимо усилить, для этого используются 2 ОУ с регулируемым коэффициентом усиления.

После чего сигнал подается:

  • В блок перегруза

  • В микшер

  • В гейт конвертер

Схема перегруза взята за основу Vertex TDrive, это достаточно гейновый овердрайв, на выходе у него стоит JFET транзистор, добавляющий довольно приятной "теплоты".

Питание этого блока была адаптировано под двухполярное напряжение, что по идеи должно было дать больший частотный диапазон (Да, этим часто пользуются производители перегрузов в последнее время, разгоняя питание обычной той же ICL7660).

Схема взята кстати отсюда: Caboose Overdrive.

Устанавливал вместо этого блока другие приколясы (например октавер через FLIP-FLOP), тоже интересно, но для гитары овер оказался более компромиссным решение.

Гейт конвертер использует 3 ОУ, двумя из которых усиливает сигнал в 100 раз(а может быть и нет), после чего полностью выпрямляет его компаратором.

Для установки выходного напряжение на нужный уровень, используется простой делитель напряжения (R31 и R34), при напряжение в 9в, на выходе ровно 5в, так что при желании можно вывести его отдельно, для управления внешними устройствами.

Микшер был взят из MFOS SUB-COMMANDER очень нравится решение с посыл/возвратом сигнала, очень понятное и удобное решение для смешивания сигналов.

Энвелоп генератор взят из MFOS MINI SYNTH SOUND LAB.
Надёжный и простой генератор огибающей.

ADSR для гитары не показался чем то особенно круче, +2 ручки не стоят того.

Не самое компактное решение, но цикличный режим который позволяет его использовать как LFO и делает не нужоным это ваш лфо.

О том как он устроен и почему работает вполне доступно и подробно написано на сайте musicfromouterspace, да и вообще там можно много найти интересного, что может помочь с Вашими проектами.

Фильтр низких частот как уже писал ранее практически на самой классической микросхеме для этих целей.

LM13700 здесь используется в режиме резистора управляемого напряжением и меняет частоту среза фильтра открывая ее.(так гугл транслет говорит).

Ручка резонанса регулирует обратную связь и усиливает частоты на срезе, при высоких значениях ручки резонанса, фильтр начинает заводиться, добавляя сигналу гармоник, что дает классический синтезаторный "Wah"-тон.

Чтоб собрать всю эту теорию в практику, потребовалось не мало времени.

Для начала мне пришлось проверить работоспособность каждого отдельного блока на макетных платах, в работоспособности честно говоря не сомневался, так как некоторые блоки использовал ранее в других устройствах и убедился в их корректной работе, но тем не менее нужно было понимать о возможных багах и артефактах в их работе совместно.

Убедившись, что все более менее работает корректно, отправился в EasyEDA перерисовывать это все в цельную схему.

Я всегда использую разделение по блокам и пометки в схемах, чем советую не пренебрегать.

Разбираться через пару месяцев в своей же схеме тратит время.

Корпуса педалей обычно ограничены по размеру, а учитывая количество деталей и желание построить все на "DIP" компонентах, пришлось использовать довольно плотную компоновку.
Соответственно ручки были вынесены на проводах, что позволило расположить их как попало лишь бы влезло :-)

Сразу было определены размеры платы, от которых приходилось отталкиваться:
82х86мм, это практически максимально допустимый размер платы который поместится в корпуса GAINTA G0473 (MXR STYLE).

Я такой корпус конечно же не использую.

Крепежные элементы тоже конечно же не рассчитывал, что в корне осуждаю, но был расчет, что плата будет держаться на проводах, что собственно и произошло.
Отверстия кстати есть на всякий случай.

На трассировку потратил некоторое время, еще некоторое время на исправление.

Очень рекомендую всем, кто занимается подобным "тетрисом" использовать 3д модели, чтоб хотя бы примерно понимать о расположении комплектующих, особенно важно в проектах где установлены потенциометры и другие управляющие элементы сразу на плате.

Далее был оперативно оформлен заказ на одном из сервисов по производству печатных плат в Китае и приступил к сборке.

Так как я заранее располагал комплектующие с учетом их реальных размерам (благодаря 3д моделям), в сборке никаких трудностей не возникло и готовая плата уже была через пару часов после прибытия посылки с почту.

Самое сложное, как и ожидалось, это установка потенциометров и тумблеров.
11 потенциометром, 3 тумблера и 2 кнопки становятся в притык в такой небольшой корпус.

Корпус это отдельная история.

Он уже пережил несколько проектов которые не нашли себя в реальном применении и обзавелся неожиданными отверстиями, которые пришлось заделывать тем, что было под рукой.

Рассчитав необходимую длину проводов для потенциометров, установил их на плату.
Тумблера устанавливаются с внешней стороны корпуса, поэтому остались напоследок.

Из за такой особенности установки не рекомендую использовать подобные клавиши, но в данном случае это была безысходность, так как диаметр установочных отверстий под них чуть больше 15 мм и пришлось бы закрывать "технологические" отверстия.

Конечно же не все завелось с первого раза, попался сгоревший полевой транзистор на выходе перегруза, второй тоже...

В общем разборка подобной конструкции не самое приятное занятие, так что замена была установлена с нижней части платы.

Байпасс конденсаторы так же до сих пор не установлены из за совокупности разных факторов и человеческой лени, но и без них прекрасно работает.

Ну и видосик о том как это работает.

Если будет какая то активность под постами, постараюсь ускорить выход новых проектов.

Но пока жду юбилея в 60 дней ожидания бесплатных плат с ALLPCB, осталось совсем не много(или много).

В лонглисте:

  • В 12 каскадный фейзер с лфо управляемым напряжением и энвелоп генератором.

  • В Бомж-драм-машина за полтораху.

  • MFOS SLMS с модами и дилеем

  • Что то еще, но уже забыл, потому что слишком долго идут платы...

На все проверенные проекты будут выложены или не будут, схемы и файлы для заказа плат под сборку.

  • На научную степень диванного эксперта не претендую.

  • Видосик унылый, но другого у меня для вас нет.

  • Если я в чем то не прав, то я прав.

Пишите в комменты, что хотелось бы, чтоб аналогово и по всякому, и собиралось легко, и доступно по русски, что нибудь придумаю с этим.

Комментарии (25)


  1. teakettle
    11.10.2021 15:53

    <offtop>

    подобных диу педалей

    Первый раз вижу такую транслитерацию аббревиатуры "DIY". Узнал что-то новое! Класс!!!

    </offtop>


  1. Sdima1357
    11.10.2021 15:58
    +1

    Есть схема попроще: вход->STM32->выход :).

    Но удовольствия меньше...


    1. carlocarlocarlocarlocarlo Автор
      12.10.2021 15:06

      Такую схему в открытом доступе не наблюдаю, можете выложить свою, что у вас есть попроще.


      1. Sdima1357
        12.10.2021 15:25

        Вот я и выложил в открытый доступ : "вход->STM32->выход" :). STM32 - это контроллер с ЦАП и АЦП внутри. А любую модуляцию можно описать цифрой, программно. Это и быстрее и дешевле сегодня.


        1. Rukis
          12.10.2021 15:28
          +1

          А задержка норм будет?


          1. Sdima1357
            12.10.2021 15:39

            Хороший вопрос ... По сути такая же как и у эквивалентного аналогового. Впрочем еще +полбуфера входа +полбуфера выхода. Думаю порядка миллисекунды на 100ksps или долей миллисекунды на 1msps(миллион семплов в секунду). Зато фильтры можно нарисовать , какие в аналоге просто не получатся. Например переделать гитару в пианино. Но с большей задержкой :)


            1. carlocarlocarlocarlocarlo Автор
              12.10.2021 15:47

              Если есть желание переделать гитарный сигнал в пианино, то не проще разве считать частоту, например через ноль (или через фурье если полифоник) и выводить миди сигнал просто, а пианины уже в синтезаторе крутить?)


              1. Sdima1357
                12.10.2021 15:55

                Так оно и есть. Только все равно задержка большая, в распознавании. Прежде чем начинать проигрывать ноту нужно выяснить как она закончилась. Кроме тембра и частоты есть еще много параметров. Акцент, тип затухания и тд. На гитаре вдобавок и частота может быть модулирована. Но для простых фильтров, как в статье тиаких проблем нет


                1. carlocarlocarlocarlocarlo Автор
                  12.10.2021 16:00

                  Для миди сигнала не нужен тембр, только частота, динамика, начало/окончание

                  Окончание так же не нужно знать заранее


                  1. Sdima1357
                    12.10.2021 16:17

                    Окончание так же не нужно знать заранее

                    Тут Вы ошибаетесь. Я писал такую программу.У Вас фигня получится , а не распознавание в реальном времени. Оно в принципе невозможно без значительной задержки.



        1. carlocarlocarlocarlocarlo Автор
          12.10.2021 15:45

          Не сказал бы, что стм32 будет дешевле ОТА и пары ОУ)


          1. Sdima1357
            12.10.2021 15:51

            А время ? А гибкость ? Да и готовая платка с процессором скорее будет дешевле пустой заказной платки... И потом , когда надоест , можно из нее сделать чтото другое


            1. carlocarlocarlocarlocarlo Автор
              12.10.2021 15:59

              К готовой платке с процессором все равно обвес нужен будет.

              На мой взгляд здесь излишняя даже гибкость, все таки на гитаре в первую очередь руками играют.

              Из того, что было бы интересно в цифровом ключе, это более функциональный генератор, а звуковой сигнал пусть будет аналоговый, все таки не ревер какой нибудь и цифра здесь ни е чему в звуковом тракте.


        1. carlocarlocarlocarlocarlo Автор
          12.10.2021 15:52

          На сколько мог заметить, все производители сейчас стараются отказываться от стм32 ввиду сложностей с поставками.

          Проще тогда FV-1, но это совсем не интересно и не дешево теперь.

          Да и вообще здесь речь все таки про аналоговость)


          1. Sdima1357
            12.10.2021 16:10

            Производители давно уже перешли на цифру, везде где только можно и часто даже там где и не нужно. Это выгодней и технологичней. Аналогом пользуются только там где цифра ну никак или слишком дорогая. Даже вся мелочь , вроде усилителей мощности и то класса D. Ну никто же не запрещает Вам творить то что Вам нравится, я просто заметил что с процессором проще.


            1. carlocarlocarlocarlocarlo Автор
              12.10.2021 16:26

              Так а где стм32 дешевле и проще в данном случае?

              Класс усилителя D не значит, что он цифровой. ????‍♂️


              1. Sdima1357
                12.10.2021 16:36
                +1

                Мне уже лень спорить. Процессор дешевле. Стоимость - это не только детали но и время на разработку, исправление ошибок и изменение спецификации ремонт и обслуживание. Это если про производство. А если про самоделки то мне процессор с платой вообще ничего не стоит , поскольку у меня они уже есть. Переиспользую от других надоевших поделок.

                Класс Д он промежуточный.Тут вопрсос скорее определений. Это уже и не аналог (поскольку ноль и один) но еще и не цифра в полном смысле.


  1. Nikopol_86
    11.10.2021 22:32

    Не сочтите за оскорбление, но с пайкой что то не так. У Вас или припой из поднебесной или флюс.


    1. carlocarlocarlocarlocarlo Автор
      12.10.2021 15:08

      Пайками не меряюсь и флюс не отмываю.

      Всегда можно сделать лучше, если оно вам надо, мне например нет)


      1. Nikopol_86
        12.10.2021 19:39
        +1

        Зря Вы так на счет флюса, он может много проблем создать, если не сразу, то со временем.

        Не мне Вас учить, но из моего опыта пайка все же должна быть качественной, а флюс отмыт. Это гарантия качественной и долгой работы устройства, а также меньше головной боли при наладке.

        А так, Вы сделали колоссальную работу по разработке проекта, а в железе решили не доводить до "идеала".

        За качественную статью отдельное спасибо, такого материала не часто встретишь на просторах в сети.

        Но это ИМХО.


        1. carlocarlocarlocarlocarlo Автор
          12.10.2021 20:20

          Так суть же в статье, "железо" просто для подтверждения работоспособности, всегда можно сделать для себя лучше)

          Спасибо)


  1. VT100
    11.10.2021 22:43

    1. То ли автор не в ладах с русским языком, то ли пропущен тэг "подстрочник".
    2. Желательно расшифровывать термины, для меня — музыкальных эффектов.
    3. Понятно, что педаль должна искажать звук. Но тогда, может быть, достаточно одного каскада на Q2 на входе Drive stage, который срезает целую полуволну?
    4. Скорее всего — великоват номинал R26. Раз в 10.
      … попался сгоревший полевой транзистор на выходе перегруза, второй тоже…

    P.S. Там же, в Drive stage, нужно перенести R75 на другую сторону C45.


    1. carlocarlocarlocarlocarlo Автор
      12.10.2021 15:04

      Не понял про подстрочник.

      Какие термины вас смутили? Учту и в следущий раз подробнее буду расписывать.

      Q2 не достаточно одного, получается не оч на выходе звук, мало гейна.

      R75 с другой стороны С45 - вот это спасибо, действительно ошибка


  1. app-z
    16.10.2021 03:45

    https://www.youtube.com/watch?v=n9Cy1xkEf1E

    Мне нравится как этот автор сделал. Повторил ради эксперимента. Но он под старый STM32Qube сделал проект. надо портировать

    В целом интересный девайс. Я делал дисторшн в 90х на основе двух диодов включеных паралельно разнонаправленно