Баги неизбежны. Если, конечно, вы в принципе пишете какой-то код и создаете какие-то продукты. Критерием качества становится количество этих багов и скорость их закрытия. 

И здесь все решают приоритеты компании и настрой самих разработчиков. Современный бизнес устроен так, что и менеджменту, и разработке обычно куда интереснее придумывать новые фичи, выкатывать их, собирать обратную связь и что-то улучшать. И куда менее интересно сидеть и разгребать бэклог в попытках закрыть какие-то старые баги.

Но это не значит, что багами заниматься не надо.

Чтобы закрыть большой набор багов на двух наших продуктах для бизнеса, интернет-банке и мобильном банке (далее по тексту НИБ и АБМ), мы решили провести мероприятие под названием Багатон — команды в привычном формате хакатона фиксят баги. В качестве мотивационной части выступили 400 000 рублей лучшей команде из каждого направления, стильный мерч и утешительные призы для занявших вторые и третьи места. 

Количество багов на момент Альфа-Багатона составляло порядка 150-160 штук. 

Выбор багов

Для начала нам надо было оценить все актуальные для НИБ и АБМ баги, чтобы понять, какие из них мы берем в багатон, а какие — оставляем за скобками. Для этого мы поработали в связке с сотрудниками боевого сопровождения — именно они изначально и заводят баги, и скорят их по определенной модели. В итоге на доску для багатона мы добавили 81 баг. Забегая вперед — за время багатона удалось исправить 57 из них. Под "исправленным багом" понималось не просто заявления от команды вида "Готово, пофикшено!", а более сложный процесс — доработка по такому багу должна была встать на бой, а затем сотрудник сопровождения должен был подтвердить, что баг действительно закрыт. При этом у веб-версии все просто, там выкатывать обновления можно в любой удобный момент, а вот у мобильного приложения есть свой релизный цикл, поэтому проверка занимала какое-то время.

Вместе с этим баги выбирались такие, чтобы максимально повысить качество продуктов и по возможности допилить всё самое критичное. У нас было понимание того, что именно раздражает пользователей сильнее всего и от чего надо избавляться в первую очередь — благодаря группам Alfa Insiders в социальных сетях и подробной обратной связи.

Команды и ход багатона

После внутренней коммуникации на сотрудников у нас было около 40 команд, предварительно готовых поучаствовать.

Команды были довольно разнородны по составу — могло быть 8 человек, мог быть один, то есть "командой" мог считаться как универсальный солдат, готовый сам поправить нужные баги, так и боевая единица в составе продакта, аналитиков, разработчиков и тестировщиков. Дизайнеров в этих командах не было.

«Расправа» с багами выглядела так

  • Команда выбирает себе баг по душе и начинает над ним работать

  • Потом засылает реквест

  • В жюри сидит разработчик — он смотрит на полученный реквест, если с его точки зрения всё ОК, то он нажимает на платформе галочку от имени жюри.

  • Тестировщик из команды сдает отчет по тестированию

  • Тестировщик на стороне жюри прожимает свою галочку, если все ОК

  • Этот отчёт уходит аналитику в жюри. Системные аналитики смотрят и отчет, и пулл-реквест, а также апдейт в документации на дорабатываемое решение.

  • Если всё ОК — аналитик ставит финальную, третью галочку.

Как только все три аппрува от жюри получены, баг технически считается закрытым (пока еще не практически, потому что обновление еще надо выкатить на прод). Если обновление выкатывается, а ошибка сохраняется, то у команды все равно есть возможность поправить это, но уже со штрафными баллами.

Формат хакатона

Разбор старых и надоевших багов — довольно рутинная для сотрудников история, но при этом всё равно нужная и важная для бизнеса и для конечных пользователей продукта. Поэтому мы и решили реализовать ее в формате хакатона хоть с каким-то элементом соревнования и геймификации. Чтобы вышла не ситуация, при которой участники просто сидят и правят баги, а именно соревнования, в котором каждая команда может доказать, что она лучше. Плюс ещё и денежные призы.

Из 57 решений с Багатона 53 успешно встали на бой, ребятам понравилось, да и формат приняли хорошо — скорее всего, будем повторять Багатон примерно раз в полгода, по мере накопления новых багов, да и коллеги из розничного бизнеса (Альфа-Клик, Альфа-Мобайл) теперь подумывают о том, чтобы провести такое и у себя.

Результаты были такими:

НИБ

1 место — «Душные письма» (300 баллов, 6 исправленных багов) 

2 место — «Платежи НИБ» (280 баллов, 7 исправленных багов) 

3 место — «Buggati» (275 баллов, 3 исправленных бага) 

АБМ 

1 место — «Монреаль» (360 баллов, 6 исправленных багов) 

2 место — «Платежи-АБМ» (125 баллов, 7 исправленных багов) 

3 место — «Лондон» (95 баллов, 3 исправленных бага)

Комментарии (9)


  1. Sazonov
    27.10.2021 12:23
    +2

    Странные у вас критерии: качество определять по количеству багов. Это у вас просто не было дотошных тестировщиков, привыкших в аутсорс: когда 5-10 заведённых багов фиксится одной строкой кода.

    А можете чуть подробнее объяснить про формат хакатона? Правильно ли я понял, что ваши штатные программисты разделились на команды и поработали сверхурочно за бонусы, чтобы позакрывать висяки? (Читайте: собрались в формате хакатона чтобы геймифицировать рутину). Просто под хакатоном обычно несколько другое понимается.


    1. Ranckont
      27.10.2021 12:27

      Ну а так, за какое время ты вникнишь в их систему и поймёшь как это чинить


      1. Sazonov
        27.10.2021 13:17
        +2

        Я сильно сомневаюсь что к разработке банковского софта просто так кого-то допустят со стороны. Я когда-то практику проходил в одном банке, с безопасностью там всё ок и допуски получить очень непросто.

        Так что этот «хакатон» только, так сказать, для своих. Поэтому смысла такой статьи я не понимаю.


        1. Ranckont
          28.10.2021 07:27

          Это точно


        1. dimskiy
          28.10.2021 08:19

          Я сильно сомневаюсь что к разработке банковского софта просто так кого-то допустят со стороны.

          Во всех коупных банках, что вы можете вспомнить, сидит и аутстаф всяких епамов ;) Это, конечно, не Вася-студент… но и не штатный сотрудник.

          А банковская безопасность - это нечто в себе. В чём-то жестит, а в чем-то выглядит как windows firewall прошлого (стальная дверца в поле)


  1. zloddey
    27.10.2021 13:23
    +1

    99 little bugs in the code

    99 little bugs in the code

    Take one down, patch it around

    117 little bugs in the code

    Надеюсь, этот массовый хакатон породил меньше новых багов, чем закрыл старых. Практика показывает, что встречаются такие баги, для устранения которых приходится пол-системы перекопать. Обычно это самые тяжёлые и неприятные проблемы. Такой ни на каком хакатоне не прощёлкаешь.

    С другой стороны, мелкие проблемки тоже надо закрывать, и для них формат, наверно, вполне подходящий. Ведь куча мелких (и на первый взгляд несерьёзных) багов в совокупности может наносить вреда не меньше, чем большие.


  1. Codenamed
    27.10.2021 18:37
    +1

    Видимо, после этого вашего "багатона" у меня и отвалились смс-уведомления два дня назад, да?


  1. Dikoy
    06.11.2021 14:31
    +2

    Как постоянный пользователь альфабанка (причём, как юрлицо), могу авторитетно заявить - самый ушлепанский софт и личный кабинет среди росбанков. Если ты что-то ввёл не так, тебе тупо вывалит безымянную ошибку но НИКОГДА не скажет где и как ты ошибся. Ищи сам по всей странице и догадывайся. Оформить платёж - это работа, требующая специальных навыков взаимодействия с сим творением.

    Отдельно доставило, когда во время очередного спора с сотрудником корпоративного отдела альфы на тему нелогичности интерфейса, та в сердцах выдала, что клиенты задолбали вопросами и они подготовили ИНСТРУКЦИЮ ПО ИНТЕРФЕЙСУ, и натурально выдала мне из стопки книжицу, не самопал, а именно типографскую цветастую книжицу с ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ИНТЕРФЕЙСУ ЛИЧНОГО КАБИНЕТА!

    При этом сделала это с гордостью, как-бы показав как они героически решили проблему.

    А вы говорите, хакатон...


  1. RaFaeL-NN
    06.11.2021 15:17
    +1

    разработке обычно куда интереснее придумывать новые фичи, выкатывать их, собирать обратную связь и что-то улучшать. И куда менее интересно сидеть и разгребать бэклог в попытках закрыть какие-то старые баги.

    Никогда этого не понимал. По мне так намного интереснее поправить какой-то баг, чем пилить рутинные новые фичи. Баг правится относительно быстро: за неделю, пока пишется какой-то новый функционал, багов можно поправить десяток, а значит, и позитивных эмоций получить в десять раз больше