Оригиналы многих музыкальных инструментов не дожили до наших дней. Однако это не останавливает энтузиастов, восстанавливающих их по описаниям в книгах, по изображениям на монетах и фресках. Расскажем о таких проектах — индийской арфе и боевом горне, который отметили в комиксах про «Астерикса и Обеликса».

Фотография: Gabriella Clare Marino. Источник: Unsplash.com
Фотография: Gabriella Clare Marino. Источник: Unsplash.com

Наследие монохорда

Одним из основоположников музыкального строя считают Пифагора. Согласно легенде, его заинтересовал звук кузнечных молотов — инструменты массой в два и четыре килограмма были созвучны. Философ продолжил изучить феномен, но уже на примере собственного гаджета — монохорда. Он представлял собой обычный деревянный брусок со струной, натяжение которой регулировали штифты.

В ходе экспериментов Пифагор раскрыл зависимость между длиной струны и консонантными интервалами. Так изобретение помогло заложить основы музыкальной теории, и его долгие годы использовали в качестве обучающего реквизита. Что интересно, с помощью него философ даже пытался объяснить устройство вселенной. Он представил её как огромный монохорд со струной, протянутой от земли до небес. Все планеты при этом перемещались по траектории и образовывали гармонию. Теория получила название «гармония сфер».

Позже принцип работы монохорда лег в основу многих инструментов — полихорда, псалтериума, клавесина и даже пианино. При этом сам монохорд продолжает привлекать внимание музыкальных энтузиастов и в наше время. Они собирают собственные версии инструмента, увеличивая число струн, устраивают концерты и проводят медитации. Некоторые преподаватели музыки вообще предлагают вернуть монохорд в образовательную программу школ и университетов, чтобы студенты лучше понимали связь музыки и математики.

Утерянная арфа

Более двух тысяч лет назад в Индии играли на яжах. Это — арфы, которым придавали форму рыб, павлинов или же мистических существ, таких как яли. Однако до наших дней не дожил ни один оригинальный инструмент — сохранились только описания в литературе и элементы древних скульптур. В музеях можно найти репродукции, но воспользоваться ими достаточно сложно, поэтому некоторые энтузиасты воссоздают их с нуля, чтобы попытаться сыграть на забытом инструменте.

Этот процесс, конечно же, сложно назвать простым. В теории сперва нужно изучить уцелевшую литературу периода Сангама, чтобы найти информацию об устройстве яжа. Однако осуществить это практически невозможно. В одной из ситуаций любитель обнаружил описание конструкции и методов производства лишь в книге «Yazh Nool», опубликованной в 1947 году. При восстановлении инструмента лютьер внес несколько модификаций. Например, резонатор он выстрогал из красного кедра, вместо хлебного дерева для облегчения конструкции. Чтобы закрепить козью шкуру поверх резонатора, энтузиаст использовал систему зажимов и кронштейнов.

Играть на яже Тхарун Секар также учился с нуля и уже исполнил на нем партию для In Frame Magazine — послушать можно на YouTube. Он хочет, чтобы как можно больше людей узнало об индийской арфе и других забытых инструментах — сейчас он восстанавливает «пятимембранный» барабан.

Гул карникса

Еще один древний инструмент, который вернули к жизни, называется карникс. Его использовали кельты за 200 лет до нашей эры. Он выглядит как изогнутая трехметровая труба. С одного её конца расположен мундштук, а с другого — раструб в виде головы животного (например, кабана или дракона). Карникс издавал резкий звук, поэтому инструмент использовали для устрашения противника в битве. Этот факт даже отразили в комиксах про «Астерикса и Обеликса».

Фотография: Claude Valette. Источник: commons.wikimedia.org
Фотография: Claude Valette. Источник: commons.wikimedia.org

До нашего времени не дожил ни один образец — археологи находили лишь фрагменты по всей Европе. В 1991 году музыкант Джон Кенни и кузнец Джон Крид объединили усилия, чтобы воссоздать несколько карниксов. В качестве референсов они использовали части инструмента, найденного в Дескфорде, и отчеканенные монеты с изображением трубы. Первая версия получилась не лучшим образом, так как в процессе реконструкции были использованы неоригинальные сплавы, но со второй попытки эксперимент был признан успешным. Сегодня инструмент можно увидеть в Национальном музее Шотландии.

Спустя тринадцать лет музыкант отреставрировал еще один карникс, обнаруженный во французской деревне Тинтиньяк. Одну его копию получил Европейский археологический проект — EMAP. От лица организации Джон Кенни читает лекции об этих музыкальных инструментах, играет на них концерты — он даже записал тематический альбом Dragon Voices.


Дополнительное чтение — в нашем «Мире Hi-Fi»:


Комментарии (0)