Как-то давно я писал тут статью о завале в IT компании, там я упоминал роли людей за "конвейером задач".
С того времени прошло полгода. За это время, не без труда, но в своей команде от завала удалось избавиться, и я переосмыслил некоторые вещи. Сегодня постараюсь рассказать эти мысли.
Предыстория
Начну с предыстории (кому неинтересно пропустит эти пару абзацев).
Я работаю в одной из фирм 1С: Франчайзи, и всего 2 года руковожу небольшой командой программистов (где-то мелькали разработчики, где-то были аналитики, где-то были "нитамнисямы"). Сейчас у меня команда из четырех программистов (включая меня). Занимаемся в основном внедрениями медицинских решений на платформе 1С (90%) и сопровождением клиентов, работающих с этими решениями (10%).
Последняя статья была посвящена проблемам во времена так называемого завала задач (если не читали — это когда на каком-то из этапов жизненного цикла задач, кто-то затормозил и из-за этого образуется большая очередь из срочных задач). Там мы стартовали с эффективностью 2,51 (чуть ниже расскажу, как эта цифра считается). Текущее состояние: 4,68. Т.е. прирост в 1,86 раза.
На самом деле эффективность у нас измеряется многими показателями, но я привел самый понятный. У нас в компании принято оценивать задачу в часах (она же трудоемкость, эффективные часы и т.п.), и объем выполненных работ программиста тоже считается в этих часах, т.е. не учитывается время, которое не было продано клиенту кем-то (будь то сам программист или любой член франчи, работающий с клиентом). Цифра, которую привел выше = объем работ всех программистов в команде / количество программистов в команде / 20 (среднее количество дней в месяце).
Переосмысление
Один хороший человек мне говорил:
"Мы не можем влиять на тех, с кем мы работаем, поэтому давайте искать и решать проблемы в себе".
Я долго верил в эту историю и менял себя и свою команду, чтобы люди из других отделов, с которыми мы работаем чувствовали себя комфортно и давали нам задачи, проекты, "целых клиентов". Чего там только не было: от организации оперативной постановки задач, готовых описанных решений и инструкций как их продавать - до системы быстрого бронирования программистов. Все без толку.
Проблемы всегда заключались в простом упрямстве этих самых людей, которые с нами работали: они не хотели следовать правилам постановки задач, продавать готовые решения. Они даже не пытались! А окном для бронирования программиста никто так и не воспользовался. Я этих людей не виню, ведь они имели полное право не делать, то, что я прошу и продолжать вести свою работу как привыкли: не выходя из зоны комфорта.
Так продолжалось долго, мы даже стали ходить на совместные регулярки, что-то придумывать, согласовывать, внедрять, делать выводы. Но лучше взаимодействие не становилось. Нужно было что-то менять и менять в своей собственной голове. Тут я вспомнил слова другого хорошего человека:
"Не работай с ними и всё, не хотят - не заставишь".
И он был прав, мы выбрали себе круг людей, с которыми мы могли выстраивать взаимодействие, чтобы ни одна из сторон не страдала и стали работать только с ними.
"А что же с остальными?", спросите вы. А ничего страшного, они начали работать с другими командами и отдельными людьми.
Наша эффективность выросла почти в 2 раза и это только по одному из показателей. И все благодаря тому, что теперь нет тех людей, которые портили нервы и упрямились работать над достижением общей цели быстро и качественно.
Нам даже больше не нужны все эти инструменты, которые мы придумывали для всех тех упрямых людей. Мы просто договорились. Они дают нам работу - а мы работу делаем, по ходу помогая друг другу.
Кто же все эти люди
Тем, кому надоело подстраиваться под другие команды/отделы и у кого есть выбор: «менять что-то или терпеть» могу предложить определить для себя своё окружение и поделить на 2 простых типа: упрямцы и союзники.
Упрямцы — это те, кто никак не могут признать, что работать надо с людьми, а не с проблемами. Поясню: все они, всегда занимались, и наверное, до сих пор занимаются поиском виноватых, никто из них никогда не пробовал прийти и договориться.
Главная цель упрямца - сделать так, чтобы ему ничего не пришлось менять в своей работе, но результат работы должен улучшиться. Они будут придумывать поводы для регулярок, обсуждений, споров, лишь бы ничего не менять в своей жизни.
Как понять, что человек упрямец:
Он все время жалуется.
Он пытается вами манипулировать.
Он готов целый день спорить, если вы просите его что-то сделать.
С такими людьми лучше не работать, а если работать, то крайне мало.
Союзники - ну название само за себя говорит. С этими ребятами можно и нужно договариваться, они готовы пойти на встречу, помочь и самое главное они прислушиваются к вашему мнению.
Как определить союзника:
Он знает, что у вас с ним есть общая цель.
Он может и хочет быть чем-то полезен.
Он предлагает помощь/берет на себя часть работы, которую может, а не отдаёт приказы впустую тратя твоё время.
Вы можете ненавидеть своего союзника всем сердцем, но самое важное что у вас с ним есть общая цель и вы можете предложить друг другу помощь, которая поможет достичь этой цели.
И что дальше?
Понаблюдайте, осмотритесь вокруг, поищите в своей повседневной работе упрямцев, определите каких целей вы хотите добиться, найдите союзников. Самое главное, если вам кажется, что, выбирая с кем работать, а с кем нет, вы делаете что-то плохое, то выбросите это из головы. Делая такие «добрые поступки», вы роете яму и себе и тому же упрямцу, но поймете вы это слишком поздно.
Как обычно, буду рад обсудить все это в комментариях, если же вам все нравится, пробуйте, ставьте стрелки вверх, давайте советы. Всем добра.
Комментарии (11)
nktkz
01.11.2021 03:13Как понять, что человек упрямец:
Он все время жалуется.
Он пытается вами манипулировать.
Он готов целый день спорить, если вы просите его что-то сделать.
Главное следовать этой схеме только если у вас достаточная компетентность
Если человек глупый то ему в ответ будут жаловаться, многое будет выглядеть как манипляция, его попытаются переубеждать относительно постановки задачи, так как она кривая
Для многих ваша рекомендация приведет к созданию во всем друг с другом согласных слабокомпетентных команд. Правда вероятно они будут жить очень комфортно если никто не выявит некомпетентность, так что можно считать лайфхакомsimon_sidoruk Автор
01.11.2021 18:45Любые схемы стоит применять с умом, но я всегда действую по принципу "ничего не меняя, ничего не изменится", поэтому многое пробую. Ну и тут важно понимать что для кого то ты тоже упрямец, а для кого то ты союзник, не зависимо от того пользуетесь вы этим советом или нет.
tmplts
01.11.2021 07:11Ок, но вы забыли про интересы компании (предприятия). Целесообразность и уместность действий оценивать нужно с позиций того, насколько они соответствуют бизнес-целям, а не лишь запросам одной из орг.единиц.
simon_sidoruk Автор
01.11.2021 18:53Странно, что вы так пишите, интересы предприятия здесь учитываются, разве предприятию нужно чтобы программисты делали меньше чем могут. Я приводил цифры которые были до изменений и после изменений, по факту это прирост выработки почти в 2 раза.
tmplts
01.11.2021 19:04Странно - это про ваш кейс. Вы не дали контекста предприятия, его целей и задач. Я сам проработал в 1С: Франчайзинге много лет и знаю, что есть разные модели бизнеса. Например, многие франчайзи, напротив, сокращают программистскую выработку. Не потому, что они "упрямцы", а потому, что они видят, что большей рентабельности компания достигнет за счет типового сопровождения или подключения сервисов. Или другой пример - вы даете огромную выработку, но заказчик ее не оплачивает (не понял, за что, недоволен результатом, да просто обанкротился). И так несколько раз. Кому нужна ваша "выработка выросла в два раза", за которую нужно заплатить, соотв., в два раза больше денег, а брать их нужно из своего кармана.
Задача бизнеса - не кормить армию программистов, а создать рентабельную модель, правда? И бывает, что для этого "выработка программистов" и вовсе не требуется, а требуется конвейерное сопровождение типового функционала.
Вы же знаете про 1С:Фреш. Там вообще про программистов можно забыть, по сути. А сколько франчайзи на Фреше сделали отличный бизнес, знаете?
В общем, следующий раз, когда будете писать кейсы, делайте, пожалуйста, более детальные вводные.
odinesnik
01.11.2021 09:50Все верно, не ищите гениев, трудяг, опытных, ищите в первую очередь союзников, которым, также как и вам, интересно то, что вы делаете
vvrvvr
01.11.2021 18:38Хороший тезис - в любой ситуации искать союзников!
...а ещё "в любой непонятной ситуации ложитесь спать" (с)
LARII
Объекты (в т.ч люди) они мутабельны, поэтому вы особо в свою теорию не верьте. Вы и глазом моргнуть не успеете, как бывшие союзники превратяться... превратяться... в элегантные шорты.
simon_sidoruk Автор
Людям в принципе зачастую сложно верить, но иногда нужно, иначе совсем с ума сойти можно)
LARII
Ну вы и я тоже мутабельные объекты, поэтому кто нам запрещает: "сейчас верю, а сейчас не верю, а вот через пять секунд посмотрим".
P.S. Не люблю когда свойства человека обозначают константами. Ну типа "Враг народа", или "Сумасшедший". Троцкий тоже какую-то дифференциацию индивидуумов для себя придумывал, где-то я читал.
simon_sidoruk Автор
Видимо я неправильно высказался, то что я описывал в статье это не классификация и не какое-то постоянное не изменчивое деление. Это совмещение принципов "Разделяй и властвуй" и "Ничего не меняя, ничего не изменится". Т.е. все те кого вчера определили в упрямцы, завтра могут стать союзниками, ну и в статье забыл про людей которые никак с нами не пересекаются, они тоже могут стать союзниками если их цели начнут пересекаться с нашими целями.
Еще раз повторю, это не коим образом не обозначение людей константами, это просто создание контекста выполнения, сегодня он один, завтра он другой.