Содержание предыдущих серий

Глава 0:

Мы все умрем потому что:

  • Миром правят любовь и демотивированные сотрудники

  • Если прибыль перестает расти, у вас случится слабая матричная структура, карьерные менеджеры или “надо срочно провести обучение”.

  • В мире наблюдается нехватка IT-специалистов любого уровня подготовки и глобальный кризис образовательной системы, сдобренный ковидом. Мог бы спасти EdTech, но, возможно, это очередная серебряная пуля.

Пытаемся найти хоть кого-нибудь, кто умеет работать с людьми:

  • Перспектива за платформенным обучением, или тысячи лет эволюции за то, что другая живая обезьяна все равно лучше научит разбивать орех?

  • Какие подходы каких учебных центров (УЦ) по подготовке QA действительно дают на выходе перспективных профессионалов?

  • Что ждет среднего QA-выпускника среднего УЦ. Желательно в конкретных числах. 

  • Расхлебыватели вышеуказанного, а именно ответственные за QA-ресурсы в компаниях - как вам эти вчерашние гуманитарии, прошедшие жернова курсов?

Полный флешбек см. здесь "Беда “войти в айти” или курсы тестировщика отзывы. Глава 0, в которой перитониты”

Поговорим о наших экспертах

В вашей экспертности сомнений нет, но есть сомнения что успею всё прочитать. Пожалуйста, сразу к сути.

Однажды в коридоре крупной аутсорсинговой компании появляется чудесная девушка, которая с первого же взгляда автору совершенно не нравится. 

Во-первых, она явно веселого нрава. Перекинувшись с кем-то парой задорных фраз у двери открытого кабинета, весело упархивает по коридору. Серьезного, вдумчивого разработчика подобные вещи на рабочем месте не могут радовать. 

Во-вторых, миниатюрна и привлекательна, что объективно подтверждается явно наблюдаемыми поклонниками в числе больше нуля. Число ненаблюдаемых поклонников, возможно, больше, так как отношение числа мальчиков/девочек в компании где-то 150 к 15. Серьезного, вдумчивого разработчика со статистической точки зрения это тем более не радует.

В-третьих, и что хуже всего - она QA-специалист. Серьезный, вдумчивый разработчик с трудом может понять, о чем можно разговаривать с человеком, который если и пишет какой-то код, то явно на чем-то некомпилируемом.

Как несложно догадаться, закончилось все свадьбой. А семейные пары, а что более отрадно - семьи айтишников глубоко погружаются в нюансы профессии друг друга. Разработчик, повоевав с собственным тестировщиком на проекте, придя вечером уставший, тем не менее всегда готов с удовольствием полчаса-час выслушать вторую половину, погрузиться в нюансы классов эквивалентностей и граничных значений. И через десяток лет семейной жизни настолько хорошо разбирается в нюансах работы тестировщика, что хоть ночью готов выйти на должность сеньора QA. 

Конечно же нет.

Поэтому, когда перед автором встала задача проанализировать качество имеющихся на российском рынке курсов для начинающих тестировщиков, он был чист как стеклышко. Пройдя путь от разработчика до владельца продукта, он имел такие же смутные представления, например, о корреляции между смоук и функциональным тестированием, как и в первый месяц работы в IT. Но для нашей задачи это даже хорошо - будем смотреть глазами ребенка. Точнее - практически глазами внеземного гуманоида, на четвертом десятке жизни решившего войтивайтишнутся. Но при этом все же прекрасно понимаем общий контекст - когда нам начинают вешать лапшу про роли членов команды или очень пространно объяснять SQL. Итак, у нас есть первый эксперт.

Девушка из коридора - эксперт номер два, так как уже все-таки надо воспользоваться ее знаниями. Тем более, что к текущему моменту она QA-менеджер с общим стажем тестирования почти 20 лет, а таких еще надо поискать.

Почему никто не любит продажников? 

Ответ очевиден. Им нужно втюхать вам что-то вам ненужное, выполнить план продаж и получить проценты. Для этой крайне высокоинтеллектуальной деятельности используются манипуляции, психологические приемы, наработки американских коллег типа “пятьсот способов закрыть сделку” и так далее. Деятельность хоть и достаточно денежная, но эмоционально неприятная в том числе и самому спецу по продажам, поэтому на одном месте он работает дай бог год и потом увольняется.

Из этого вытекает несколько последствий - работодателю, в данном случае учебному центру (УЦ) приходится бороться с постоянной текучкой в отделе продаж. Или пытаться найти квалифицированных специалистов. Одна из основанных автором компаний уже много лет помогает большим промышленным предприятиям в B2B и B2G-маркетинге - на одну счастливую семью здесь приходится пятьдесят несчастных. Как-то при выстраивании маркетинга и продаж пришлось уволить в общей сложности 30 продажников. Было больно, но в результате стало хорошо - уволенные получили шанс реализоваться там где у них все-таки хорошо получается, а компания вышла в прибыль.Впрочем, проблемы капиталистов нас не волнуют. Нас волнуют проблемы покупателей. Что же с ними?

Если вы опытный покупатель в профильном магазине, то манипуляции продавцов вам не страшны. Но что делать, когда вы неопытный студент, который пытается выбрать курс по профессии, о которой он не имеет абсолютно никакого понятия? Как отличить полезное от хорошего при отсутствии каких-либо метрик кроме “толкового лендинга” и “вроде адекватной цены”? Именно тогда вы невинной жертвой попадаете в лапы продажника УЦ, который расхваливает выбранный вами курс тестировщика и предлагает сразу его оплатить, так как скидка заканчивается в полночь.

Казалось бы, в чем здесь проблема? Абитуриент хочет стать QA-специалистом, выбрал подходящий курс - чем продажник может навредить?

Исследование рынка онлайн-образования в России 2020 https://ed-barometer.ru/
Исследование рынка онлайн-образования в России 2020 https://ed-barometer.ru/

Как мы видим, с вероятностью 48% (12%+16%+20%) отвалится минимум 1/3 студентов. 

Некоторые счастливчики попадут на курс где отваливается 2/3.

Числа можно смело увеличить в большую сторону. Во-первых, у нас еще есть 24% где обучение даже не началось. Во-вторых, это те числа, которые называют сами учебные центры. На практике всё наверняка хуже. Пример отзыва по известному учебному центру:

Пишу отзыв именно о своем впечатлении о курсах Тестирование ПО. Как гласит реклама курса, они предназначены для тех, кто пришел обучаться с 0. Однако, это не относится к данному курсу, и это узнаешь уже по факту, и спустя как минимум половину пройденного учебного процесса. На самое основное, что требуется на каждом месте работы, азы, заложено очень мало теории и практики, буквально все пролетает "галопом по Европам". Далее идут уже основы Java и автоматизация тестирования, и тут уже чуть подробнее, однако для тех же, кто с 0 и без опыта в тестировании, это излишнее, слишком углубленное и сложное для понимания обучение. Да, для профи это нужно и полезно, но не для новичка, коих на курсе было больше половины. К слову сказать, из начавших 100 человек на курсе, заканчивали его чуть более 10. Не смогли, разочаровались и тд...И о преподавателях. Есть очень сильные, но их увы немного. Есть те, что и 2 слов связать не могут и также непонятно объясняют новый материал, так что это просто хуже некуда, за это все таки деньги платятся нами и немалые!

Резюмируя, скажу, что пожалела о том, что не пошла на курсу другой школы, там где более развернутое обучение новичков и именно по ручному тестированию.

Вышеуказанная статистика и подобные, возможно, щедро оплаченные конкурентами, отзывы, конечно субъективны. Надеюсь, что к концу исследования у автора будет репрезентативная выборка от самих студентов.

Из-за чего это происходит и к чему это приводит? Причина понятна - у курсов задача любой ценой набить группы. “Не уверен что IT - это твое? На сайте указана вся информация, смотри какие зарплаты. Оплачивай счет, у нас хорошие преподаватели, мы поможем”, “Не уверен что потянешь? Не переживай, все этого боятся. Оплачивай счет, мы сами не отчисляем. Решишь уйти сам - мы вернем деньги”. Вторая причина - рынок на пике разогрева, у EdTech задача показывать максимум пользователей. Не все инвесторы смотрят на коэффициент удержания (retention rate).

Что из этого вытекает, очевидно: учебные центры зарабатывают деньги, студенты их теряют. Средства ушедшим студентам возвращаются через пару месяцев и далеко не пропорционально времени обучения. У кое-кого в оферте плата вообще идет за получение доступа к платформе. “Ну и что, что курс длится 6 месяцев, а сейчас вторая неделя? Доступ же к платформе получили, мы 100% услуги оказали. ОК, я согласовал с руководством - можем вернуть 30%”.

Но есть еще вещи и похуже:

Первое. Падает доверие студентов к качеству онлайн-образования.

Второе. Падает и так невысокое доверие работодателей к онлайн-обучению. Ладно те студенты что отвалились. Но есть студенты, которые в начале обучения поняли, что это “не их”, но душит жаба уходить и терять часть средств. Или человек по жизни волевой результативник. Через себя оканчивает и пройдя экзамены, попадает на рынок. При этом из-за невысокой мотивации знаний набралось немного и перспектив у такого специалиста не особо. 

Про какое уж тут обучение длиной в карьеру (career-long learning) можно заикаться. А значит и высокая пожизненная ценность (LifeTime Value - LTV) от покупателей подобным учебным центрам и онлайн-платформам не светит. Инвесторы, пора на выход!

Иногда нужно просто спросить

Что же делать учебному центру, если он не однодневка? Если у руководителя задача не накачать единорога и выйти в кэш? Как обеспечить “обучение длиной в карьеру”? Ответ прост - для начала нужно пытаться на старте понять, а что собственно студент-то хочет. Чтобы и сейчас предложить ему наиболее подходящий курс и далее, по ходу развития карьеры, в нужные моменты “открывать” нужные ему программы. С опытом и накоплением обратной связи можно уже конкретному студенту не предлагать то, что он хочет, а давать то, что ему нужно. Впрочем, чтобы понять, в какой сегмент абитуриентов он попадает, все равно придется расспрашивать.

Выше автор говорил про то, что на первом этапе мы “объективно оцениваем ориентацию УЦ на потребности студента“. Объективность оценки как раз легко и реализуется тем, что при первом контакте студента с УЦ фиксируется, а поинтересовался ли кто-то нашим бэкграундом, целью и ожидаемыми результатами. В конце концов, любой мало-мальски опытный тренер начинает первое занятие с опроса аудитории, а задача организатора учебного процесса сделать так, чтобы в одну группу попали студенты одного уровня с одинаковой мотивацией.

Исходим из простого предположения - если менеджер по продажам пытается выяснить, почему абитуриент решил в IT, какой у него профильный опыт, почему именно QA, какие у него ожидания от курса, то вряд ли он тратит время на эти расспросы просто потому, что ему скучно и нечего делать. Есть шанс, что в случае негативных ответов он предложит абитуриенту пройти профориентирующий тест и/или направит на другой, более подходящий курс. Забегая вперед - такое происходило.

Когда же сразу предлагают без вопросов оплатить счет, всё вышеуказанное реализовать сложно.

Про это говорят и сами студенты в исследовании российского рынка онлайн-образования (https://research.edmarket.ru/):

Тремя важнейшими критериями при выборе онлайн-школы для участников опроса, прошедших обучение в одной из них, служили — в порядке убывания значимости: «Содержание программы курса: логика, темы», «Наличие подходящего курса, лучше всего соответствующего моей цели», «Подходящая для меня стоимость».

Вопрос соответствия потребностям идет выше казалось бы самого значимого для обывателя параметра - цены.

Тут есть и еще один момент. Из моего опыта, маловероятно встретить компанию, где очень качественные, мотивированные продажники, но очень плохой продукт. Речь именно про качественных продажников - которые пытаются выяснить, что нужно покупателю и подобрать оптимальное решение, а не втюхать что подороже. Качественные специалисты по продажам не работают долго на плохих продуктах - падает их мотивация, удовлетворенность и в конце концов - доход. Они уходят. В данном исследовании обнаружились и качественные и некачественные продажники. Как и курсы.

Проверяем работу с потребностями абитуриентов очень легко - заходим на все сайты онлайн-курсов, предлагающих обучение начинающих тестировщиков. Оставляем заявку на обучение, ждем звонка продажника, задаем список интересующих вопросов, изучаем,что они прислали на почту/в мессенджер, смотрим - будет ли кто-то интересоваться нами дальше одного звонка.

Что мониторим на 1-м этапе

Итого мониторим и QA-курсы и их продажников по 9 параметрам:

  1. Как быстро перезвонили?

  2. Выяснили ли потребности?

  3. Какой % живого обучения на курсе?

  4. Чат с преподавателем вне лекций?

  5. Расписание-нагрузка?

  6. Гарантия трудоустройства?

  7. Цена? 

  8. УТП (уникальное торговое предложение)?

  9. Прислали ли материалы для изучения?

Краткие комментарии по параметрам там где это необходимо:

3) Какой % живого обучения на курсе? Выясняем, асинхронное (вебинары в записи) или синхронное (живой преподаватель) ли обучение на курсе. Гипотеза заключается в том, что асинхронное дешевле, а синхронное - эффективнее.

6) Гарантия трудоустройства? Гарантируются только налоги и смерть, но если на сайте курса заявлены гарантии трудоустройства, глупо не уточнить - в чем они собственно заключаются.

8) УТП? Любимый вопрос для продажников. В ответ на вопрос “В чем УТП вашего курса, в чем главная фишка?”, некоторые долго радостно лили маркетинговую воду, а некоторые рассказывали действительно интересные вещи. Которые, что забавно, почти всегда отличались от УТП, заявленных на сайте.

Общение в основном шло по телефону. Понятно что айтишники в принципе не любят этот канал связи, но автор выбрал его основным - исходя из того, что быстрее поговорить 10 минут, чем несколько часов чатиться. Да и в большинстве УЦ заявку без телефона не оставить.

Был плохой момент: автор отвлекал специалистов от работы, не собираясь в реальности ничего покупать. Хотя отвлекал и недолго - не мурыжил продажников, на втором, максимум третьем звонке, давал отбой. Был и хороший момент: те, кто работают качественно, получат позитивный отклик от данного исследования и, возможно, новых студентов. Руководство УЦ может что-то намотать на ус, получив обратную связь от бесплатного “тайного покупателя”.

“Многое, что можно было бы сделать, мы не делаем, сами и не зная почему.”

Итак, результаты первого этапа. Следует сразу оговориться, что всё нижеуказанное - это исключительно авторское личное понимание со слов менеджера. Автор как исследователь смотрит глазами невинного малоопытного студента и далеко не по каждому пункту осуществляет факт-чекинг.

Напротив каждой компании приводятся данные выручки за 2020 год в рублях. Информация фоновая, скорее для понимания того, что в крупных компаниях будет (должен быть) хорошо отточенный сверкающий конвейер, а в небольших - в условиях вечного недостатка ресурсов частенько может идти что-то не по плану. Зато последние могут дать (опять же в теории) более персонализированный подход.

1. Яндекс Практикум. Подразделение понятно чего, поэтому выручка не приводится.

Перезвонили сразу. Как и положено в высокотехнологичной автоматизированной компании, потребности автора никого не интересовали. Живого общения с преподавателем как бы вообще нет - всё в их интерфейсе платформы, а наставник-преподаватель подключаются только в случае проблем. “Обучаться можете самостоятельно. Базовый курс - изучаете теорию, сразу проходите практику. Вебинары проходят с наставником.” 

Трудоустройство: “За 2 месяца стартует программа трудоустройства, помогут с резюме, собеседованиями и прочим”. 

Никакие материалы не были присланы, кроме промокода на 5% скидку. Предложено только посмотреть бесплатный вводный курс. Больше от менеджера звонков/писем/сообщений не было. P.S. Их не было и после того, как успешно прошел бесплатный вводный курс, а на это ушло два полных вечера.

Механистично и без внимания к личности.

Итого: качество работы с потребностями: 2 из 5.

2. Skillfactory. Подающий надежды игрок с выручкой 84 млн. (и прибылью аж в минус 564 млн.), принадлежат Mail.ru

Перезвонили на третий день (!), хотя типовое автописьмо от куратора и автописьмо-напоминалка пришли. В предыдущий день был пропущенный, но проверил - номер с которого звонил менеджер в истории звонков больше не встречается. Но тут им в плюс сработало качество. Ибо, как говорил Королев: “Если вы сделаете медленно и хорошо, то люди забудут, что вы сделали медленно, и запомнят, что вы сделали хорошо!“.

Более-менее подробно расспросили биографию, где автор честно ответил что уже достаточно давно был разработчиком, затем другой опыт, потом некоторый перерыв в IT, а сейчас интересуюсь QA. Задали уточняющие вопросы, исходя из полученной информации предложили посмотреть на несколько вариантов курсов.Обучение тоже асинхронное - “Проходите обучающее видео. Теория в записи. Практика на вебинарах. Обучение - 10 часов в неделю.” “За каждым модулем есть ментор (Slack). Отвечает 1-3 часа в рабочее время.”

Работа с карьерным путем студентов выглядит более продуманной, хотя и не доработанной до конца: “Доступен карьерный трек через 4 месяца после начала учебы, помощь в формировании портфолио, подбор вакансий, прохождение тестовых собеседований. В первые 2 месяца устраивается 50%, по остальным связи нет, они исчезают.”

Могло бы быть хорошо, но связались поздновато. За три дня студент может уже что-то неправильное надумать и неправильное выбрать.

Итого: качество работы с потребностями: 3+. 

3. Skillbox. Выручка 3 млрд, принадлежат тоже Mail.ru

Позвонили через 4 часа. Поговорили про опыт разработки автора в прошлом, про то что С# проиграл войну Java. 

“У нас видеокурсы, не вебинары. Вебинары - там другие студенты, которые задают крайне глупые вопросы. У нас не тренажеры, вы сразу работаете в реальной среде разработки. Обучение 6-7 часов (в неделю?) - можно пройти за 1 год. Можете закончить курс быстрее.

Фиксируется дипломным проектом 3 шт. (тестирование онлайн-портала, тестирование мобильного приложения). Тестирование на java, python, java-script на выбор. На выходе портфолио, диплом, помощь в трудоустройстве.

Трудоустройство: организовываем 3 собеседования (редко бывает, когда их не хватает), иногда в виде исключения 5. Консультация с карьерным консультантом, разбор сильных/слабых сторон. Рекомендуем после окончания мануального начинать искать фриланс, нарабатывать портфолио.

У нас курсы открываются на платформе на 3 года. Если модули меняются (мы его перезаписали), то вы можете зайти и посмотреть, что там изменилось. И даже спустя 3 года продлим бесплатно, если постучитесь.

У нас есть коммунити чат.

Одномоментно учится 250К студентов. Но у одного куратора максимум 30 человек.”

Грамотно разобрали нужды обратившегося. Да и 250К одновременных студентов произвело на абитуриента впечатление.

Итого: качество работы с потребностями: 5

4. Geek Brains. Выручка 2.1 млрд.

Сергей из этой компании - любимый специалист по продажам автора. Активный, но не навязчивый; очень подробно расспрашивающий, но только по делу. Никакой маркетинговой воды, никакого “жесткого закрытия на продажу”. Возникло стойкое ощущение что человек действительно заинтересован разобраться в том, что нужно автору для счастья.

Подробно расспросил про опыт, про ожидания, цели.

Обучение синхронное, живое. В группе 35-40 человек, из них 13-14 смотрят в онлайне, остальные - в записи.

Условия по трудоустройству вполне четкие: “тем кто 75% домашки выполняет, гарантируем трудоустройство или возвращаем $”.

УТП: “Мы единственные кто предоставляет живое обучение и гос.сертификацию. У многих “живое” - это половина видео в записи.“

После разговора  прислал подробные материалы по курсу в Телеграм, отвечал там же на все вопросы по курсу, включая каверзные.

Без каких-либо сомнений самая качественная и глубокая работа по причинению счастья. Почти стали друзьями.

Итого: качество работы с потребностями: 5 

5. Нетология. Выручка 1.5 млрд.

Перезвонили сразу. 

Коротко опросили про потребности. Рассказали про курсы. Есть короткая программа, писалась под Альфа-банк (процентов 30% уходит туда; остальные - к партнерам Касперский, Mail.ru и т.д., ЗП 60-70); есть длинный блок (1.5 года) - там на выходе сразу middle. Есть сертификат с переводом на иностранный язык. Небольшие группы 35-40 человек (небольшие!), во время каждого занятия можно задать вопрос. Преподаватели - действующие разработчики. “У Яндекса договор - доступ к образовательной платформе. В случае расторжения 70% удерживают, 30% возвращают. У нас же доступ к образовательной услуге, мы возвращаем в % пройденного.”

Трудоустройство - большой штат HR, которые помогают по поиску вакансий. 70-80К на позиции джуниор можно рассчитывать.

Что нужно человеку, выяснили вскользь, проконсультировали рвано, достаточно активно закрывали на продажу. Это неприятно, т.к. ощущение развода.

Итого: качество работы с потребностями: 3

6. Otus. Выручка 233 млн.

Перезвонили сразу. 

Потребности: “Нужно определиться, куда вы хотите идти, в какое направление” - больше менеджер ничего не выяснял, определиться не помог.

Обучение идет в интерактивном виде, 2 раза в неделю живое общение; видео записывается и сохраняется в кабинете. Кураторы с преподавателями отвечают на вопросы, иногда одногруппники помогают

Трудоуйстроство: HR помогают упаковать как специалиста, провести пробное собеседование. Есть партнеры в низу любой страницы. (Коррелирует с мнением сооснователя Дмитрия Волошина “Образовательный центр не является субъектом процесса трудоустройства. Он может способствовать трудоустройству, но не гарантировать его.”)

Фактически ничего не выясняли; оценка была бы ниже если бы абитуриенту не предложили пройти тестирование, чтобы выбрать курс совсем для новичков или чуть продвинутый.

Итого: качество работы с потребностями: 3

7. SkyPro (он же SkyEng). У SkyPro выручка 852 млн., у SkyEng, топового игрока российского онлайн-образования, выручка 4.1 млрд рублей 

Перезвонили почти сразу, но ни слова про потребности.

Обучение живое, но с большой натяжкой - “живые вебинары в субботу в первую половину дня.”. Обратная связь от преподавателей (на самом деле от наставников) всегда, даже по выходным. Наставники - это у кого опыт с QA от 5 лет (что еще куда ни шло), кураторы - от 2 лет (что совсем печально).

Трудоустройство - без откровений. Есть “блок по подготовке к трудоустройству”. Офферы получают от 55К до 70К.

На вопросы даны развернутые ответы, но интереса к профориентации никакого.

Итого: качество работы с потребностями: 3

С восьмого пункта у нас начинаются аутсайдеры. Куда, как ни странно, попал и давно известный на рынке Luxoft.

8. LearnQA. Данных по выручке нет.

Судя по всему, работой с абитуриентами никто не занимается. При нажатии на кнопку “Записаться” телефон вводить не нужно, поэтому никто и не звонил. И на оставленный email ничего не пришло. Но автор упорный - в группе в телеграме на вопросы ответили сухо и в общем-то отрицательно. Например, что кроме 12-минутного видео на сайте никакого полноценного видео, по которому можно понять уровень преподавателя и методики, нет. (Хотя у “больших” конкурентов такие видео расшарены и их не надо как-то монтировать - это просто записи курсов.) Но группа принесла и пользу - из нее к автору постучался студент и слил сразу несколько больших курсов целиком. Учитывая, что автор не обучается на курсах, а изучает их качество, думаю, таким источником пользоваться легитимно.

Если абитуриент сам постучался в группу в телеграме, то хоть там-то уж сориентируйте.

Итого: качество работы с потребностями: -1

9. Вселенная тестирования (testuniverse.ru). Данных по выручке нет. 

Телефон тоже не нужен, а входящее письмо со счетом удалось найти только через неделю и после списывания с владельцем-автором в телеграме. Так как отправка шла через Send Pulse, то письмо было даже не в спаме, а где-то в Promotions. Про потребности речь не зашла.

Авторский курс одного человека со всеми вытекающими. Будем надеяться, качество самого курса окажется ого-го.

Итого: качество работы с потребностями: 0

10. Qamarathon.online. Данных по выручке нет.

“Мы считаем, что обучиться QA можно за 1 неделю!” (и всего за 2900 руб.). Запрос через сайт в чем-то ожидаемо остался без ответа. 

Пациент скорее мертв.

Итого: качество работы с потребностями: n/a

11. Be-tester. Данных по выручке нет.

Перезвонили на следующий день. Звонок ничего толком не прояснил. Кто, что никого не интересовало, само содержание курса вызывает еще больше вопросов - “1 месяц ручное, 1 месяц автоматизация, 1 месяц стажировка у партнеров; это всё 2 раза в неделю вторник, суббота;  надо примерно 0.5 часа в день”.

Нужды не выяснены, по самому курсу большие вопросы (слишком короткий для глубокого и при этом маленькая нагрузка)

Итого: качество работы с потребностями: 2. 

12. Бруноям. Выручка 23 млн.

Оставил заявку две недели назад. Всё еще жду ответа хоть когда-нибудь.

Второй скоропостижный кандидат.

Итого: качество работы с потребностями: n/a

13. Тренинги для тестировщиков (software-testing.ru). Данных по выручке нет.

Здесь получилось забавно. После регистрации начали через день приходить однотипные письма “Пожалуйста, уточните сроки оплаты.” На уточняющий вопрос, что хотелось бы пример лекции, ответили что у лектора есть канал на youtube, по которому можно составить впечатление. Перешел по указанной ссылке и попал на канал “LearnQA: Онлайн обучение тестировщиков” (для невнимательных - этот учебный центр был выше под номером 8). Фигурирует там тот же Арсений Батыров, что и в LearnQA. Не изучал насколько эти УЦ аффилированы. А может просто “Тренинги для тестировщиков” - агрегатор курсов?

Не то что пытаемся студента сориентировать по своим курсам, мы его вообще отправляем в другой учебный центр.

Итого: качество работы с потребностями: -1. 

14. Luxoft. Выручка 50 млн., сокращается по сравнению с 2019.

Находим курс, проходим муторную регистрацию, получаем 3 письма на мыло:

a) Здравствуйте,

Вы зарегистрированы на сайте www.luxoft-training.ru

b) Спасибо за интерес к мероприятиям, проводимым Luxoft Training!

Вы зарегистрированы на курс. Вас обязательно известят, когда курс будет поставлен в расписание.

c) Спасибо за обращение в Учебный центр «Люксофт».

К сожалению, курсы не стоит в открытом расписании, но мы сможем оповестить вас, когда курс появится в расписании.

Зачем абитуриент хотел на этот курс? Может ему нужно что-то другое? Мы это уже никогда не узнаем. Тем более что с вероятностью 99% о начале курса его никто не оповестит.

Итого: качество работы с потребностями: -2. 

15. Irs.academy (он же Hedu?). За 24 часа занятий предлагают стать автотестером. Обоснованные сомнения и много отрицательных отзывов на tutortop побороли желание сделать максимальный охват представленного на рынке. 

Автор оказался слаб духом и не связался.

Еще даже не приступили к обучению, а осадочек уже остался

В конце первого этапа можем сделать вывод о том, какие из учебных центров QA в какой степени обеспокоены осмысленностью выбора студентов хотя бы на первичном уровне:

Молодцы Geek Brains и Skillbox - оперативно связываются, выясняют мотивацию абитуриента, подробно и корректно консультируют, снабжают всеми необходимыми материалами для принятия решения. Два топовых по выручке игрока не подвели. Что интересно, у одних обучение синхронное, у других - асинхронное. Будет интересно сравнить на следующем этапе.

Середнячки - Skillfactory, Нетология, Otus, Sky.Pro, Be-tester. Если и выясняют что-то, то скорее для завязывания разговора. Действуют по принципу “пришел так плати, раздумываешь - уходи” 

Яндекс Практикум, Люксофт и аутсайдеры. Существуют большие сомнения, что эти компании ориентированы на результат для студента - по той простой причине, что не интересуются его изначальной целью.

Двигаемся дальше

Следующий шаг - изучаем записи лекций всех перечисленных игроков. Конечно же, за исключением тех, кто не посчитал нужным связаться с абитуриентом, и поэтому запись вебинара или тестовый доступ к платформе попросить оказалось не у кого.

Субъективно оцениваем качество преподавания и методику программы “глазами студента”. Для максимальной эффективности и правдоподобности оценку делает ваш покорный слуга, ничего не понимающий в тестировании. Которому придется десять раз услышать десять разных объяснений, что такое тест-кейс.

Все результаты уже на руках. И, увы, даже на лекциях некоторых именитых игроков у свежеиспеченного QA-студента лилась кровь из ушей. 

Продолжение: Беда “войти в айти” или курсы тестировщика отзывы: Глава 2.1, в которой легкий испанский стыд

После этого будут:

Этап 3: Объективно оцениваем наполненность курсов. Для этого привлечем QA-эксперта с опытом 15+ лет.

Этап 4: Субъективно оцениваем удовлетворенность курсов студентами. “Я расстроен, так  как получил то что хотел, а не то, что как, оказалось, мне было нужно”). В идеале - мониторим карьерные пути.

Этап 5: Субъективно оцениваем удовлетворенность работодателей позавчерашними биологами, строителями, аналитиками (да, бывает и такое) и вчерашними выпускниками-тестировщиками разных УЦ.

QAsmokeQA

Если не хотите пропустить следующий материал автора, что-то новое в QA курсах или нюансы QA-собеседований, тогда подпишитесь на http://t.me/QAsmokeQA

P.S. 

Если вы сейчас как студент проходите курс по QA, заинтересованы в получении максимально качественного образования и готовы делиться удовлетворенностью о ходе обучения, напишите в ЛС. В ответ при возникновении брешей в учебе или сложностей с трудоустройством автор поможет путем бесплатного подключения знакомых топовых менторов.

Если вы в своей компании отвечаете за QA-ресурсы, накопили статистику по приходящим с курсов джунам или просто не удовлетворены входным потоком кандидатов - в том числе и выпускниками образовательных курсов, напишите в ЛС. В ответ автор предоставит детализированную статистику.

Если вы в своем учебном центре выпустили новый QA-курс или обновление существующего, напишите в ЛС. Но только если уверены в его качестве.

Не зарегистрированным на Хабре добро пожаловать https://t.me/I00chukQA

Бонус для въедливых студентов и отвечающих за QA-ресурсы: все вышеуказанные данные по УЦ внесены в табличку google sheets 12*16, желающим она будет расшарена.

P.P.S. Так как стали появляться чуть подозрительные отзывы, добавил их проверку.

Отзывы за других "училась девушка, знакомый" проверить невозможно. Не рекомендую абитуриентам на них ориентироваться.

P.P.P.S. Если у вас отрицательный отзыв об оконченном курсе или где еще только учитесь, но не хотите публично светиться - напишите мне. Это сильно поможет в работе на 4-м этапе.

Комментарии (60)


  1. Error1024
    10.11.2021 18:30
    +4

    Молодцы Geek Brains и Skillbox
    LOL.


    1. 100chuk Автор
      10.11.2021 18:46
      +1

      В абсолютных величинах со скепсисом целиком согласен. Но если смотреть относительно, то у других УЦ/платформ с теми же многомиллионными оборотами всё оказалось намного хуже. Уже на первых лекциях при в общем-то нулевых знаниях в QA в голове каждые 5 минут возникало "what???". Конкретика про это в следующем материале.


      1. Ch1p_Ai
        11.11.2021 08:15
        +3

        Видел курс по Питону Отуса, когда их проходил ручник у нас в конторе. 2 часа льют воду, главное часто пропускают.


      1. psynix
        11.11.2021 18:52
        +1

        это скорее манипуляция. Дно оно и есть дно. Бессмысленный конвейер по перекачке денег.


    1. DeiviFrod
      10.11.2021 20:29

      А что собственно не так?


      1. NoEndOutcry
        28.11.2021 08:57

        Не так то что скилбокс это шарага с курсами снятыми на коленке, которые не стоят и 1\10 от цены что за них хотят. Но с очень хорошим отделом продаж, по этому втюхивают эти курсы они весьма не плохо. При этом первые 3-4 занятия сделаны норм, а вернуть деньги можно кажется только 15 дней после покупки. Дальше можно только попросить замену курса. Но курсы друг от друга не отличаются, они все примерно полный отстой.


    1. NoEndOutcry
      25.11.2021 18:04

      Да уж, победа маркетинга в чистом виде.


  1. zavhozmk
    10.11.2021 19:14
    +3

    Я учусь на яндекс практикуме, но по направлению анализ данных. Лично мне удобна и нравится их модель обучения. Я могу заниматься тогда, когда мне это удобно. При этом есть спринты, есть мягкие и жесткие дедлайны.

    С сокурсниками, наставниками и кураторами можно общаться в slack. Раз в неделю - живое общение в zoom с наставником. Можно заранее накидать вопросов, которые хочется разобрать.
    Проекты проверяют практикующие ревьюеры.
    В общем нет ощущения покинутости.


    Насчет обучения с нуля. Совсем нулевым конечно тяжеловато, но обстановка благоприятная, все друг другу помогают, да и дорогу осилит идущий.


    1. 100chuk Автор
      10.11.2021 20:44

      Тренажер как оцените? На курсах QA буквально все жалуются что он полон багов, что мягко говоря иронично. И из-за этого для движения по курсу необходимо в два раза больше расчетного времени в неделю.

      Коммуникации раз в неделю для анализа данных наверное достаточно. Для QA может быть сложнее. В среднестатистическом случае там больше разнонаправленной коммуникации и развитие тех же soft skills по сути обязательно.


      1. zavhozmk
        10.11.2021 21:59

        Баги в тренажере попадаются, но очень редко (я пока видел один баг на спринт максимум, но и то он не мешал). И поддержка оперативно реагирует на обращения.

        Коммуникация происходит постоянно через slack. Раз в неделю - это именно живое общение с наставником.

        Такой формат однозначно подойдет замотивированным людям и тем у кого есть основная работа и семья.


        1. 100chuk Автор
          12.11.2021 11:09

          Спасибо за отзыв! Чтобы выбирающие QA-курсы могли ориентироваться на него, пожалуйста, сообщите в ЛС а) С какой даты идет обучение и когда окончится б) Сколько человек было в группе на старте и сколько сейчас в) Под какой фамилией/ником фигурируете в группе. Данные только для проверки, нигде не публикуются. (Продублировал в ЛС)


      1. eleoleeye
        11.11.2021 08:16

        Девушка в данный момент заканчивает qa яндекс практикум. Баги встречаются, но чего то критично замечено не было. В целом впечатление положительное от курса.


      1. kalrot
        11.11.2021 16:28
        +1

        Закончил как раз курс QA в Яндекс.Практикуме полтора месяца назад, и что могу сказать. Система обучения включает в себя не только тренажер, но и живые вебинары с наставниками два раза в неделю, плюс периодические общие созвоны в зуме для группы, где разбираются вопросы по проектам. В тренажере да, периодически встречаются баги, но они не влияют на расчетное время, не настолько они повсеместны. Что мне очень не понравилось, так это двусмысленные трактовки местами, но на всё это можно пожаловаться в слаке преподавателю и он всё объяснит и расскажет. И не знаю, сейчас исправили или нет, но периодически тренажер пятисотил (раза 3 за весь курс, через час работа восстанавливалась) от наплыва студентов, видать, и вот это было очень иронично, конечно))

        В общем да, никакого ощущения покинутости не было, все вопросы рассматривались и разбирались, так что учебным процессом остался доволен.


        1. 100chuk Автор
          12.11.2021 11:10

          Спасибо за отзыв! Чтобы выбирающие QA-курсы могли ориентироваться на него, пожалуйста, сообщите в ЛС а) С какой по какую дату шло обучение б) Сколько было человек в группе на старте и сколько выпустилось в) Под какой фамилией/ником фигурировали в группе. Данные только для проверки, нигде не публикуются. (Продублировал в ЛС)


          1. 100chuk Автор
            18.11.2021 15:13

            Отзыв проверен.


      1. tchkEn
        11.11.2021 21:00

        Я бы сказал что это скорее не баги, а особенности обучения. К примеру изучили конкретный SQL запрос и необходимо именно с его помощью решить задачу, чтобы пройти дальше в тренажёре. Из-за такой жёсткости автоматической проверки на правильность решений в некоторых случаях, когда можно использовать несколько методов решения задачи правильным будет признано только одно.


    1. dimaaannn
      10.11.2021 23:40

      Я могу заниматься тогда, когда мне это удобно. При этом есть спринты, есть мягкие и жесткие дедлайны.

      Вы всё это можете сделать и без них, совершенно бесплатно )
      Количество курсов и задач в свободном доступе зашкаливает. Единственная причина платить деньги за обучение - это личное общение с преподавателем, и код-ревью.

      Ну а если вы не способны сами себе поставить дедлайн - то шансов "войтивайти" у вас мягко говоря немного.


      1. zavhozmk
        10.11.2021 23:58

        Ну а если вы не способны сами себе поставить дедлайн - то шансов "войтивайти" у вас мягко говоря немного.

        Я уже вошел в айти 15 лет назад =)

        Вы всё это можете сделать и без них, совершенно бесплатно )Количество курсов и задач в свободном доступе зашкаливает. Единственная причина платить деньги за обучение - это личное общение с преподавателем, и код-ревью.

        Да, могу. Но при наличии основной работы, детей и разных обязательств (хотя бы перед своим здоровьем), мне гораздо удобнее, когда есть готовый курс и команда, которая меня по нему ведет.


        1. dimaaannn
          11.11.2021 01:39
          +2

          Если вы не проходили современные курсы, то как можете рассуждать об их качестве? )

          Они уже не те что были. Раньше на них шли чтобы получить знания, теперь на них идут чтобы получить "многа денях".

          Ну а если есть спрос - то будут и желающие пообещать золотые горы, если заплатишь.


          1. psynix
            11.11.2021 19:06

            Полностью согласен!


    1. 100chuk Автор
      12.11.2021 10:13

      Спасибо за отзыв! Чтобы выбирающие QA-курсы могли ориентироваться на него, пожалуйста, сообщите в ЛС а) С какой даты идет обучение и когда окончится б) Сколько было человек в группе на старте и сколько сейчас в) Под какой фамилией/ником фигурируете в группе. Данные только для проверки, нигде не публикуются. (Продублировал в ЛС)


  1. f_j_7
    10.11.2021 20:29

    Была попытка поучиться у GeekBrains на курсе разработчиков по C# (простите за формулировку, если что). Оставил заявку, прошел он-лайн опрос. Перезвонили быстро, подробно выясняли, что умею, чего нет, т.е. насколько я полный ноль в разработке и почему хочу именно туда и именно это, предложили возможные варианты. Прислали ссылки на парочку вводных вебинаров и еще что-то.

    С менеджером общались по почте и через Whatsapp. Учеба не состоялась, так как из-за ковидных обстоятельств я оказался без нужного дохода для оплаты той же рассрочки. Сошлись на том, что будем на связи, "если что".

    В целом осталось положительное впечатление.


  1. Viacheslav_Sytnik
    11.11.2021 08:16
    +3

    Я прошёл тестовые доступы в skillbox, практикум и skillFactory.

    В практикуме и правда никто не перезванивает, мол понравилось, сам купит. Может оно и правильно, для интровертов, но с точки зрения бизнеса - утечка лидов к конкурентам.

    Skillbox сплошная вода. Время обучение растягивается на рассказы о профессии. И да, там вы ничего не вернёте, ибо услуга считается оказана в момент открытия доступа на платформу. Даже продажники оттуда стали уходить после смены оферты.

    SkillFactory самый грамотный подход. Теория в текстовом варианте, прочел, понял, вот тренажёр на закрепление, а конце большое задание по итогам модуля. Менеджеры не продают абы что, а действительно подбирают программу.

    P. S. Что касается текучки в продажах это особенность профессии. Она много забирает энергии, и, человек либо растёт до РОПа (руководитель отдела продаж), либо открывает своё дело (да они часто становятся предпринимателями). Хороший продажник никогда не будет впаривать, а у плохого никто не купит, вот и текучка


  1. j3qq4h7h2v2hch4m3hk86m8vw
    11.11.2021 08:19
    +1

    по собственному опыту поменял бы местами скиллбокс и скиллфактори, первые были ну очень навязчивы скорее продать (более десятка звонков), со вторыми все сложилось куда приятней - через час сообщение в вотсап с вопросом когда мне удобно принять звонок либо продолжить общение в мессенджере - в итоге поступил к ним на курс. Кстати, связывался еще с нетологией - тоже весьма оперативны, не стали перезванивать после того как более 2х раз не взял трубку, но прислали в вотсап и почту предложение пообщаться письменно). В целом тут больше человеческий фактор конкретного менеджера касательно пункта 1. Кстати был на бесплатных вводных и там и там, у скиллбокса кажись качество контента должно быть выше, но это мы уже дальше посмотрим


  1. Sovka31
    11.11.2021 08:19
    +2

    Было интересно почитать, хотя стиль повествования несколько нестандартный для подобного формата статьи.

    Прошел обучение в школе Be-tester, остался очень доволен результатом за такую низкую стоимость по сравнению с конкурентами, при этом после окончания курсов проблем с поиском работы не возникло.

    Я понимаю критерии оценки, но нужно сделать акцент на разнице между масштабами курсами. Насколько это корректно сравнивать дочки огромных корпораций с десятками, а то и сотней людей в штате и "школу" из 2 человек?

    Выяснение нужд у каждого заинтересованного человека довольно трудоемкий процесс, который большие школы закладывают в стоимость обучения.


    1. 100chuk Автор
      12.11.2021 10:16

      Спасибо за отзыв! Чтобы выбирающие QA-курсы могли ориентироваться на него, пожалуйста, сообщите в ЛС а) С какой по какую дату шло обучение б) Сколько было человек в группе на старте и сколько выпустилось в) Под какой фамилией/ником фигурировали в группе. Данные только для проверки, нигде не публикуются. (Продублировал в ЛС)


  1. KoteMilote
    11.11.2021 08:55
    +1

    Цены на курсы надо в статье указать, у тех площадок кто попал в первый номер, цены от 50 до 200 К за курсы.

    Тестирование это часто Java, так почему бы не купить год на JavaRush по скидке за 6 К, а потом прикупить пару курсов на udemy по 1 К. Разница по цене раз в 10 получается.


    1. 100chuk Автор
      11.11.2021 09:21

      Мысль была такая, но как выяснилось реальные стоимости сложно узнать. "Ценник вот такой на сайте, но есть возможность 13% налогового вычета. Если платите сразу всё, то скидка еще вот такая. Кстати, есть кешбек если платите Олегом. И я согласовал для вас индивидуальную скидку, которая действует до 00:00. Письмо: сегодня черная пятница, вот скидка %". Это всё кейс по одному УЦ.

      У кого заявлено 140К, можно в реальности взять за 100К. У кого заявлено за 60К, можно взять за 48К. И это при том что я еще и не начинал спрашивать про скидки. :)

      Понятно что к курсам с драматически падающей ценой это не повышает доверия. Хороший товар не продают на распродажах. Начинающим продажникам в нормальных конторах сразу говорят - у нас товар качественный, поэтому скидок мы не даем. Единственный случай когда может быть дана скидка - когда клиент что-то делает со своей стороны (платит за всё сразу, отказывается от каких-то услуг, ему не важны сроки и т.д.)


  1. massive_cat
    11.11.2021 11:06
    +2

    Сегодня начнётся обучение у Практимума на QA.

    Давно имеется желание "войти", но т.к. обучение было только самоучное, да и образование манагерское, были большие проблемы с трудоустройством .Время от времени проходил несколько собеседований, но мало кто перезвонил, а те, кто решился, находились на другом конце города и дорога была бы проблематичной.

    Но интерес и желание не даёт покоя и я решил попробовать через "низы" (техподдержка).

    Отработал год в компании на позиции 1L, ушёл в другую компанию, где планируют перейти в QA, и далее - в автотест.

    Самое главное - это то, что не падает мотивация из-за долгого времени обучения и роста, но тут имеется понимание, что ты манагер, а разработка - совсем другое.

    Всем удачи!


  1. loltrol
    11.11.2021 12:37
    +1

    Вообще достаточно было бы сделать один курс - как учится самому. Прошел курс, и освоил потом сам тестирование. А то потом приходят работники после курсов, а мотивации и умения развиваться 0 :(


    1. 100chuk Автор
      11.11.2021 14:27

      С одной стороны согласен. Сам учился разработке когда, страшно сказать, и интернета-то еще не было. Сидишь неделю мучаешься над багой вместо того чтобы за минуту загуглить...

      С другой стороны будем честны - даже мегапрокачанный по книгам и собственному проекту новичок придя в команду все равно будет как минимум месяц сжирать половину времени кого-то более опытного. И потом еще с полгода-год требовать менторства в том или ином формате. А это всё дорогостоящие ресурсы для компании. Поэтому если УЦ не только толкает теорию, но и на практических занятиях по-взрослому эмулирует практику (прошу прощения за каламбур) это может сэкономить бизнесу много денег.


  1. xtay_truex
    11.11.2021 16:29

    курсы то одно, а вот есть те, кто после онлайн курсов успешно устроился на работу в этой сфере?


    1. 100chuk Автор
      11.11.2021 16:33

      По тем первичным данным что у меня есть на руках из числа поступивших (именно поступивших, а не выпустившихся) трудоустраивается в результате от 20% до 95%. Разброс очень большой - зависит от конкретного учебного центра. Везде сильно разные программы и качество. И очень разное число людей отсеивается в процессе обучения - где-то явно больше половины, где-то меньше 5%.


  1. tchkEn
    11.11.2021 21:13

    Выбирал себе курсы для прокачки qa в первой половине 2020 года. Из всего что нашёл тогда в интернете среди отзывов больше всего понравился и вызвал доверия вариант от Яндекса.

    По факту курсы дают необходимый минимум, кроме тренажёра для самостоятельного обучения и вебинаров есть ещё чаты в слаке, где всегда можно задать вопросы, попросить уточнений и получить ответ практически в любое время дня и ночи от преподавателей, наставников или таких же учащихся, уже успевших решить задачу.

    В целом курс меня устроил, требуемый результат получен. Могу рекомендовать, но наверное только тем кто уже точно знает что хочет получить, тогда и будет результат.


    1. 100chuk Автор
      12.11.2021 10:17

      Спасибо за отзыв! Чтобы выбирающие QA-курсы могли ориентироваться на него, пожалуйста, сообщите в ЛС а) С какой по какую дату шло обучение б) Сколько было человек в группе на старте и сколько выпустилось в) Под какой фамилией/ником фигурировали в группе. Данные только для проверки, нигде не публикуются. (Продублировал в ЛС)


      1. tchkEn
        12.11.2021 11:37

        Ответил в ЛС, оповещение почему-то не сразу пришло.


      1. 100chuk Автор
        12.11.2021 11:54

        Отзыв проверен.


  1. Dmitry3A
    12.11.2021 08:37

    Обучение синхронное, живое.
    В чём сакральный смысл «живого» обучения? Запись можно подготовить на порядок лучшего качества чем живое мычание.

    Под каждой записью можно сделать FAQ от комбинации лучших вопросов/ответов от предыдущих студентов, чтобы непонятные вопросы не надо на лету придумывать.

    Понятно что нужна возможность задать вопрос, но «живое» обучение это какой-то анахренизм (IMHO).


    1. 100chuk Автор
      12.11.2021 08:54
      +1

      Тоже так думал. Курс будет вылизан, записан хорошим качественным лектором с красивой графикой.

      На практике же как я теперь понимаю:

      1. Хорошо записанный курс не захочется через полгода еще раз перезаписывать, верно? Препода мы же привлекаем на аутсорсе, нужно снова ему платить, делать съемку, монтаж, красивую графику. Соответственно курс устаревает.

      2. Уровень групп так или иначе "плавает". Участники одной группы в основном поймут все с полуслова, у других возникнут вопросы. А в асинхронном никто на лекции им не ответит. Потом надо лезть в чат и спрашивать.

      3. А в чате придется спрашивать у куратора/наставника, преподавателя привлекали же только на запись курса. При этом у куратора/наставника опыт обычно всего в пару лет. Исходя из этого они такого могут насоветовать...

      4. И посмотрев лично ~8 вводных курсов: когда смотришь вылизанное асинхронное не покидает ощущение чего-то маркетингового. Живый качественный препод, которому спонтанно приходят в голову какие-то примеры из жизни, воспринимается иначе. И опять же когда можешь в ходе лекции и вставить свои 5 копеек в виде вопроса-комментария тоже повышает вовлеченность. Мне во всяком случае при просмотре записанного хотелось где-то что-то уточнить.

        Но это всё актуально при адекватном живом преподе. При плохом преподе записанное заранее "асинхронное" конечно же лучше.


      1. 100chuk Автор
        12.11.2021 16:41

        5. (родился по результату обсуждения с одним из студентов) Нет одногруппников, которые могут создавать дополнительную поддержку. "О, такой же вопрос сейчас преподавателю хотел задать. Значит не я один не понял щас", "А ты тупой вопрос задал - тема же очевидная. Видно я хорошо разобрался." И не с кем скооперироваться для решения задач.


      1. Dmitry3A
        12.11.2021 18:00

        не захочется через полгода еще раз перезаписывать
        А зачем его перезаписывать через полгода? Если существенные изменения — это другой курс надо делать. А так дополнения и исправления, ассистент записал ремарку, вставили в видео и перезалили его.

        Идея в том что записать курс с реально хорошим лектором. А не калдырём который «я так вижу».

        Пусть курсы лицензируют лучшие чужие лекции, делают переводы от нилучших зарубежных курсов. В большнистве случаев когда недо-преподы делают свою версию, это их мутный эгоцентризм, а не необходимость.

        А в асинхронном никто на лекции им не ответит
        Ответит — ассистент. Если мы как продавцы курсов хотим качественный продукт — у нас будут адектватные ассистенты. Использовать хорошего преподователя в качестве отвечающего на глупые вопросы начинающего — это стрельба из пушки по воробьям.

        И скорее всего тот «калдырь» который у вас сейчас «живой» преподователь, он и должен быть ассистентом.

        Живый качественный препод
        Это юникорн какой-то, таких один на курс.

        И опять же когда можешь в ходе лекции и вставить свои 5 копеек в виде вопроса-комментария тоже повышает вовлеченность. Мне во всяком случае при просмотре записанного хотелось где-то что-то уточнить.
        Вопрос в качестве результата. Вам конечно может быть приятно что кто-то разговаривает с вами, но конечный результат не измеряется в удовольствии от процесса обучения. А в его качестве.

        Может показаться что ты (абстрактный «ты») такой уникальный, но все вопросы от новичков, это одно и тоже, сто раз жёваное-пережёваное. Записать эти вопросы и _качественно_, развёрнуто на них ответить, с ссылками на материалы и т.п.

        В живом формате ответ — это то что в этом конкрентном случае левая нога это препода вспомнила и какое у этой ноги сейчас настроение. Вам хочется чтобы от этой ноги зависил ваш результат?

        И самое главное — «живой» формат это не масштабируемо. Посмотрите какой нибудь курс от Стенфорда, там несколько миллионов его прошли.

        Сделать _качественное_ видео, сделать главы в нём, чтобы можно было вернуться и снова прослушать. Сделать текстовую версию!!! этого видео, чтобы можно было быстро перечитать, без жевания соплей. Добавить качественный FAQ, пополняемый новыми вопросами. Ассистенты которые поймут вопрос — направят на правильный пункт из FAQ либо эскалируют вопрос к эксперту.

        А для моральной поддержки, таким курсам надо психологов нанимать, чтобы они ученикам эмпатию лили в уши, были тамадой в группе, чтобы удовольствие от обучения получали. Это совершенно отдельный навык, преподавателю технической дисциплины, _взрослым людям_ подобным владеть не требуется. Это уровень для деток-инфанилов из школы.


        1. 100chuk Автор
          16.11.2021 08:23

          А зачем его перезаписывать через полгода?

          Потому что это IT, а не математика. Изменения чуть чаще происходят.

          Использовать хорошего преподователя в качестве отвечающего на глупые вопросы начинающего — это стрельба из пушки по воробьям.

          Тут 50/50. Если преподаватель хороший и на курс не набирают студентов с разношерстным уровнем, то после его лекции глупых вопросов не будет.

          На половине курсов ассистенты - вчерашние выпускники этих же курсов.

          И самое главное — «живой» формат это не масштабируемо.

          А зачем масштабировать? Ну кроме того что курсам хочется побольше денег заработать.

          Кинематограф изобрели больше ста лет назад - вот университеты-то тупые, могли уже давно все лекции на видео записать. Набивать 1000 студентов в одну группу и просто сажать их в кинотеатр.

          А для моральной поддержки, таким курсам надо психологов нанимать, чтобы они ученикам эмпатию лили в уши, были тамадой в группе, чтобы удовольствие от обучения получали. Это совершенно отдельный навык, преподавателю технической дисциплины, взрослым людям подобным владеть не требуется. Это уровень для деток-инфанилов из школы.

          Тут тоже 50/50. С одной стороны да - не школа. С другой стороны как руководитель с 15+ лет опытом присоединюсь к тому мнению что взрослых людей не существует, это миф. :)


          1. Dmitry3A
            22.11.2021 18:47

            Потому что это IT, а не математика. Изменения чуть чаще происходят.
            Три года я ещё могу как-то согласится, полгода это что-то совсем безбашенное.
            А зачем масштабировать? Ну кроме того что курсам хочется побольше денег заработать.
            Масштабировать — чтобы отличный курс мог обучить сотни тысяч человек, а не пару сотен.

            Иначе получится чтобы обучить 100,000 вайтишников какому-то предмету, надо либо один MOOC курс, либо 100 обычных. Из которых 2 будут отличными, 8 хорошими, 20 нормальными, а 70 хламом. Как раз из-за «живых» преподователей.

            MOOC можно вылизать до отличного качества и всё равно затраты в расчёте на одного пользователя будут низкими. Если посмотреть на расценки, отличные англоязычные курсы идут в пределах $100. Как раз из-за масштабов.
            Тут тоже 50/50. С одной стороны да — не школа. С другой стороны как руководитель с 15+ лет опытом присоединюсь к тому мнению что взрослых людей не существует, это миф. :)
            Ну я тогда не очень понимаю, если нужен результат — нужно за результатам стремиться. Если есть ожидание — «я заплатил денег, протащите меня в айти, чтобы мне не пришлось пальцем шевилить», то тоже вариант, но зачем тогда плакать — как потрудились, так и получили.


    1. Kuros1
      12.11.2021 08:56

      Живое обучение хорошо идет в аудитории с преподавателем или репетитором.

      На онлайн курсах оно нафиг не нужно, мне кажется. На практике все эти зум конференции превращаются в многочасовое литье воды, с речевыми оговорками и эканием лектора, который как правило имеет нулевую подготовку в педагогике и ораторском мастерстве. Которое постоянно хочется ускорить раза в 4.

      У Яндекса адекватно - 90 процентов времени работаешь сам, но в вживую раз или два в неделю можешь позадавать вопросы.


  1. Kuros1
    12.11.2021 08:37

    Так-то тема живая для меня: сам 7 лет проработал тестировщиком (пока не перешёл на разработку), девушку буквально месяц назад записал на Яндекс-практикум.

    Она больше 5 лет проработала корректором в типографии - по функциям это почти как тестирование, но за гораздо меньше деньги и без перспектив роста.

    В целом от практикума пока впечатления положительные: хороший баланс самостоятельной работы с тренажёром и вебинаров, материала много, задания насыщенные. Девушка втянулась и ей интересно.

    Преподаватели в основном говорят по делу. Я замечаю у них ошибки, но не критичные.

    Я сам входил в айти в 28, без курсов, устроившись на минимальную зарплату в галеру.

    Пока пугает только вопрос - остались ли ещё вакансии, куда готовы брать без опыта, только с курсами за плечами. При том количестве выпускников, которое они производят. Время покажет.


    1. 100chuk Автор
      12.11.2021 10:21

      Спасибо за отзыв! Чтобы выбирающие QA-курсы могли ориентироваться на него, пожалуйста, попросите девушку сообщить в ЛС а) С какой даты идет обучение и когда окончится б) Сколько человек было в группе на старте и сколько сейчас в) Под какой фамилией/ником фигурирует в группе. Данные только для проверки, нигде не публикуются. (Продублировал в ЛС)


      1. Kuros1
        12.11.2021 10:42

        Отправил всё в личку, кроме подлинных ФИО. Зачем они вам, и как вы их будете проверять, не знаю. Могу чеки за оплату показать, я плачу полную стоимость курса, т.к. для скидки через госуслуги нужен был диплом о законченном высшем, а у неё его нет.

        Какие-нибудь пруфы нужны, которые не палят личные данные?


      1. Kuros1
        12.11.2021 11:22

        Свежая транзакция. К сожалению, не мне платят, а я. В личку возможность слать картинки не нашёл.

        Из минусов - списывают деньги раз в месяц, при том, что фактически платное обучение началось гораздо позже первой оплаты.

        То есть списали уже за 2 месяца, хотя не кончился пока даже 1й спринт.


        1. 100chuk Автор
          12.11.2021 11:43

          Спасибо, отзыв подтвержден по данным здесь и в ЛС (картинку чека только сделайте поменьше, pls - расперло).


  1. Ok_Lenar
    12.11.2021 08:38

    ЕПАМ отчего не рассмотрели?


    1. 100chuk Автор
      12.11.2021 11:38

      Его сложно рассмотреть:

      epam-group.ru: Чтобы стать слушателем необходимо зарегистрироваться на training.ru когда будет открыт новый набор (при этом непонятно когда он будет открыт).

      careers.epam.by: Тут речь про найм в Epam. Нужно прочитать Савина (кстати, опытные QA рекомендуют его НЕ читать), подтянуть английский до B1, продемонистрировать коммуникативные способности при отборе заявок и телефонном собеседовании. Потом пройти еще одно собеседование и дождаться формирования группы.


  1. Alersha
    12.11.2021 10:19

    Сборище проплаченных комментариев, меняйте методички раз от разу.


    1. 100chuk Автор
      12.11.2021 10:20

      Да, тоже возникли определенные сомнения. Добавил проверку.


  1. beardkid
    12.11.2021 11:07

    Перед “войти в айти” искал инфу о курсах (начало 2020 года), в IT опыта ноль (в экономике/финансах работал). Не помню где именно, но натыкался на положительные отзывы про "Тренинги для тестировщиков (software-testing.ru)." Про "хотелось бы пример лекции" вообще проблем не было, т.к. в описании есть инфа где посмотреть пример лекции (я этот курс проходил, там есть об этам инфа https://software-testing.ru/edu/1-schedule/56-school). К тому же, они сами пишут, что возможно вернуть средства на первых началах - если тренер "бесит", не нравится подача/отношение и т.п.. Прошёл курс, через 2 месяца после окончания - нашёл работу, вот уже больше года работаю (ЗП уже в 2р подняли за труды). Потом ещё курс по Postman брал у них же. Да, есть минусы - не все идеально, где-то не дописали , где-то "лишние" задания были, но всё слышат, вносят корректировки. Действительно, "забавно получилось", что автор не нашёл ссылку на лекцию, про сообщения об оплате - обычное дело. Достаточно поверхностный подход в статье получился, стоило бы узнать отзывы тех немногих, кто прошёл курсы, ибо какие можно выводы делать, не изучив обратной связи ?

    з.ы. не защищаю никого, но если назвался клизмой, то лезь в ж...у
    а то статья ради статьи


    1. 100chuk Автор
      12.11.2021 11:07

      Спасибо за отзыв! Чтобы выбирающие QA-курсы могли ориентироваться на него, пожалуйста, сообщите в ЛС а) С какой по какую дату шло обучение б) Сколько было человек в группе на старте и сколько выпустилось в) Под какой фамилией/ником фигурировали в группе. Данные только для проверки, нигде не публикуются. (Продублировал в ЛС)


      1. beardkid
        12.11.2021 17:04

        а) С какой по какую дату шло обучение - март-июнь 2020 (плюс/минус месяц) б) Сколько было человек в группе на старте и сколько выпустилось - не вёл учёт, может человек 40 было, по ходу выбывали/в "академ" уходили, но группа ещё делилась на подгруппы (были групповые задания) из своей подгруппы точно я и ещё одна девушка получили работу, в) Под какой фамилией/ником фигурировали в группе - ник тот же


  1. barancev
    13.11.2021 16:02
    +1

    Добрый день, меня зовут Алексей Баранцев, я являюсь владельцем сайта software-testing.ru и хочу оставить несколько замечаний, которые, надеюсь, помогут при сравнении его с другими учебными центрами.

    Во-первых, это, действительно, не учебный центр, а агрегатор курсов, но об этом даже не нужно догадываться, потому что это явно сказано в описании сайта: https://software-testing.ru/edu/about. Однако это не универсальный агрегатор, где собрано всё подряд, я тщательно отбираю и проверяю тренеров, чьи курсы представлены на этом сайте. При этом у каждого тренера есть и свой собственный сайт, где представлены те же самые тренинги (и по той же самой цене). Каждый тренер является независимым контрагентом, они сами принимают оплату, сами работают с учениками.

    Во-вторых, мы работаем в очень узкой области: только тестирование. Практически все курсы специализированные, и те, кто на них приходят, уже точно знают, что именно им нужно, поэтому нет смысла "выявлять потребности" и поэтому у нас нет продавцов-консультантов. Мы почти не размещаем рекламу, наша статистика показывает, что большинство людей приходит по рекомендации. Мы работаем совершенно в другой ценовой категории, у нас нет курсов продолжительностью больше двух месяцев и цены начинаются от 3,000 рублей. Поэтому модель продаж совершенно другая, она принципиально отличается от продажи курсов за 100,000 про то, "как войти в айти".

    В-третьих, мы ориентированы на продвижение не тренингов, а тренеров. На сайте вы не только видите программу курса, но и сразу узнаёте, кто автор курса. Именно поэтому мы дали ссылку на ютуб-канал (https://www.youtube.com/c/learnqa/videos), который содержит не промо-материалы курса, а массу видео на различные темы (в том числе и по теме курса), записанные Арсением Батыровым. Это даёт возможность заранее ознакомиться с тем, как тренер излагает материал, оценить, подходит вам этот тренер или нет.


    1. 100chuk Автор
      14.11.2021 17:37
      -1

      Спасибо за комментарии. Постучусь в ЛС, интересно уточнить по какому принципу отбираете тренеров.


  1. nizkopal
    14.11.2021 12:18
    +1

    Привет. Спасибо, очень интересная статья. Было интересно узнать, как работают наши коллеги из других обучающих центров.

    Касательно LearnQA, добавлю следующее:


    > Судя по всему, работой с абитуриентами никто не занимается. При нажатии на кнопку “Записаться” телефон вводить не нужно, поэтому никто и не звонил.


    Все верно, мы не собираем номера телефонов. Не всем комфортно их оставлять, ждать звонка, общаться вживую. Зато у нас есть чат поддержки, ссылка на который есть на каждой странице. Собственно, его и обсудим ниже.


    > И на оставленный email ничего не пришло.


    У нас нельзя "оставить" email. Можно либо подписаться на новости - тогда вы получите письмо с новостями во время очередной рассылки. Либо оплатить курс, указав email. Курс Вы никакой не оплачивали. ????


    > Но автор упорный - в группе в телеграме на вопросы ответили сухо и в общем-то отрицательно.


    В группе я Вам ответил не столько сухо, сколько ссылкой на страницу, где подробно описан ответ на Ваш вопрос. Для полноты картины скину весь диалог сюда же:


    -----

    Anton, [14 Nov 2021, 11:58:46]:

    Добрый день!

    Здесь глупые вопросы можно задавать? )


    Виталий Котов, [14 Nov 2021, 11:58:46]:

    Давайте ????


    Anton, [14 Nov 2021, 11:58:46]:

    Выбираю между каким-то базовым курсом и автоматизацией (т.к. какой-никакой опыт программирования был). 

    Правильно понимаю что занятия записаны заранее и можно смотреть в любой момент?


    Виталий Котов, [14 Nov 2021, 11:58:46]:

    Да, все верно понимаете ????


    Anton, [14 Nov 2021, 11:58:46]:

    Сейчас выбираю между несколькими курсами.


    Anton, [14 Nov 2021, 11:58:46]:

    Хотелось бы узнать чем ваши курсы отличаются. Какая главная фишка.


    Виталий Котов, [14 Nov 2021, 11:58:46]:

    Привет. О том, как проходят наши курсы, можно почитать тут - https://www.learnqa.ru/how


    Anton, [14 Nov 2021, 11:58:46]:

    Эту страницу я читал. )


    Anton, [14 Nov 2021, 11:58:46]:

    У других центров есть пример вводной лекции по которому можно понять методику и уровень преподавателя. У вас что-то такое есть?


    Anton, [14 Nov 2021, 11:58:46]:

    Добрый день!


    Виталий Котов, [14 Nov 2021, 11:58:46]:

    Привет. Только тот материал, что выложен на странице курса.

    -----

    Если прочтения этой страницы у Вас остались какие-то вопросы, можно было уточнить, для этого чат и существует. ????


    > Например, что кроме 12-минутного видео на сайте никакого полноценного видео, по которому можно понять уровень преподавателя и методики, нет.


    Еще на каждой страничке есть ссылка на наш Youtube-канал ????

    Продублирую тут: https://www.youtube.com/c/learnqa/videos


    > Но группа принесла и пользу - из нее к автору постучался студент и слил сразу несколько больших курсов целиком.


    Эх, а вот это уже пиратство. Ну да ладно. ????


    Все наши преподаватели - действующие специалисты, каждый из которых работает в сфере уже больше 10 лет. 

    Мои статьи, кстати, можно найти в моем профиле. Вдруг кому-то интересно. :)


    Так что ценность наших занятий, конечно же, в первую очередь в общении. Возможности задать вопрос, получить помощь и так далее.

    Сами по себе слитые курсы такой ценности не имеют.


    Во всем остальном - оценил Ваш труд. Приходите на наши курсы, курсы других ребят и тогда Ваши дальнейшие статьи на эту тему будут еще более объективными и интересными. Спасибо!


    1. 100chuk Автор
      14.11.2021 18:10

      Виталий, спасибо за комментарии.

      Но в двух основных моментах останусь на своем. Прав я или нет - пусть судят сами абитуриенты, благо публичную переписку Вы процитировали.

      1. В чем УТП ответ я так и не смог получить даже при личном обращении. Страница https://www.learnqa.ru/how , куда меня направили, состоит из разделов "Как оплатить курсы?", "Что происходит после оплаты?", "Как проходят занятия? Это вебинары или записи?". Вопрос же был в другом.

      2. Канал https://www.youtube.com/c/learnqa/videos как можно понять по статье я видел. Меня туда направили из software-testing.ru . Батыров умеет говорить и ему очевидно есть что рассказать. Число подписчиков в 15К это подтверждает. Но на канале нет примера лекций - там некие обзоры и промовидео. Честно скажу что все видео не смотрел, но по средней длине видео в 5 минут очевидно что это лекцией быть не может. Пытливого же абитуриента вроде меня интересует не только лицо лектора и правильность его дикции, но и общая методика, содержание занятия, его логичность.

      >Приходите на наши курсы, курсы других ребят и тогда Ваши дальнейшие статьи на эту тему будут еще более объективными и интересными.

      Спасибо за приглашение, но в бюджете не запланирована оплата всех курсов и, главное, год жизни чтобы все эти курсы пройти. И это в общем-то не имеет смысла - к концу года обучения при поставлении оценок курсы-двоечники будут апеллировать что "А у нас уже всё обновилось". :) Тем более что исследование подтягивает множество разных источников данных и позволяет ту же информацию собрать за гораздо меньший срок.

      Если у Вас есть какой-то интерес фигурировать на 2-м этапе вместе с другими коллегами, которые дают доступ к вводным лекциям, просьба все-таки предоставить что-то подобное. Курс для начинающих QA в слитых не фигурировал, а на смежные курсы вроде "Автоматизатор мобильных приложений" ориентироваться все-таки не очень корректно. Будет необъективно. (Продублировал в ЛС)