Однажды, пройдя путь разработчика, техлида, владельца продукта, стартапера и так далее, автор сильно разочаровался в высоких технологиях. Взращенный на фантастах 60-х годов, был уверен, что когда каждый индивидуум будет иметь в кармане личный вычислитель, а всё человечество получит доступ к двунаправленной телевизионной сети, вот тогда заживем. Может не сразу, но в течение лет десяти уж точно. За счет неограниченного доступа к знаниям и чужому опыту - насколько серьезными станут помыслы, каких высот мы достигнем.

Интересно, но читать размышления времени сейчас нет. Пожалуйста, сразу к сути.

Архивное неретушированное фото - автор в момент когда он разработчик и еще не все понял. Зацените символизм, а также размер кабинета (на самом деле команда в процессе переезда).
Архивное неретушированное фото - автор в момент когда он разработчик и еще не все понял. Зацените символизм, а также размер кабинета (на самом деле команда в процессе переезда).

Все уже в курсе, что дальше произойдет. Вырастет качество жизни, но не ее осмысленность. Взаимопонимание между людьми не улучшится. Выход новых  фреймворков и версий Андроид вообще, похоже, повлияет отрицательно. Достаточно посмотреть на динамику разводов или военных конфликтов. Технологии - лишь инструмент, и для фантастов 60-х годов было, откровенно скажем, наивно возлагать надежды по исправлению более чем странного вида “обезьян на стероидах” на какие-то там железяки и софт. Только глупцы могли им верить!

Миром правят любовь и демотивированные сотрудники

Но может быть, проблема только с простыми смертными? Давайте посмотрим на то, как идет работа с самым ценным - человеческим капиталом, в отрасли, полной более чем разумных и детерминированных людей. 

Увы, редкий айтишник может похвастаться, что система обучения, менторства, грейдов или карьерного пути в его компании работает как надо. В большинстве компаний это благие намерения с плохой реализацией. Которые из-за своей нелинейности и запутанности, наоборот, чаще демотивируют и ввергают в прокрастинацию. При активном росте компании проблемы купируются лошадиными дозами бонусов, карьерного роста и классного оформления офиса с разными ништяками. Кому повезет - и акциями. 

При пробуксовке же начинаются миазмы. Вроде матричной структуры, ресурс-менеджеров или синдромов “надо срочно провести обучение”. Причем в двух близко знакомых автору IT-компаниях между “активным ростом с международным слиянием/выходом на IPO” и “пробуксовкой, переходящей в стремительный домкрат”, был промежуток буквально в полгода.

Кстати, чем плохо “срочно провести обучение”? Тем, что туда попадают и мотивированные с навыками (кому это не нужно), и немотивированные без навыков (у кого проблема в другом). 

Карьерные менеджеры. Как рассказывал мне руководитель одного крупного проекта одной крупной четырехбуквенной аутсорсинговой конторы, в один прекрасный день он решил посчитать, сколько человек на проекте являются ресурсными менеджерами. Выяснилось, что 20 из 100 человек на проекте. Ресурсные менеджеры, конечно, в теории ориентированы на спринты и что в них происходит, но в любой момент могут все бросить и начать обучающую сессию или one-on-one. Отдельно хочется отметить привлекательное название должности.

В этот же пылающий огонь добавим высокооктановую нехватку IT-специалистов любого уровня подготовки и глобальный кризис образовательной системы, сдобренный ковидом. Согласитесь, все вместе это рисует чуть недоброжелательные перспективы.

А ведь эта мина “люди - наше всё, давайте уже с ними что-нибудь сделаем” начинает вызревать в первый же день работы новоиспеченного джуна. Человека с широко открытыми и постоянно удивленными глазами. Не успеет моргнуть - и он уже познавший жизнь синьор, работающий с коллегами по тем же устаревшим паттернам, которым его самого научили. Что интересно, в неумении работать с сотрудниками продвинутые IT-компании также непродвинуты, как и классические промышленные предприятия.

“Если человеку представляется случай помучить себя, он не так легко и откажется от этой возможности”

Автору посчастливилось еще раз “вляпаться” в действительно интересную тему развития навыков и компетенций IT, когда он проводил анализ имеющихся на российском рынке платных онлайн-курсов для начинающих тестировщиков. Сегмент именно платных курсов рассматривался как из-за более высокого качества, так и из-за легкости анализа. Качество обеспечивается более высокой актуальностью программ курсов, участием живых преподавателей - как минимум, в режиме кураторов. Анализ же легче проводить из-за более высокого уровня мотивации учащихся, наличия у многих образовательных игроков программ подготовки к трудоустройству. Это позволяет еще и отслеживать карьерные пути. 

Казалось бы - что интересного в изучении онлайн-курсов для начинающих QA-спецов? Понятно, что рынок разбалансирован - предложение и спрос не совпадают. Плюс EdTech сейчас на максимальном разогреве.

Но одновременно хотелось получить ответ и на следующие вопросы:

  • Перспектива за заранее оцифрованным платформенным обучением, или тысячи лет эволюции за то, что другая живая обезьяна все равно лучше научит разбивать орех?

  • Какие подходы каких учебных центров (УЦ) по подготовке QA действительно дают на выходе перспективных профессионалов?

  • Что ждет среднего QA-выпускника среднего УЦ. Желательно в конкретных числах. И желательно с мониторингом карьеры хотя бы первый год. Если, конечно, она начнется.

  • Расхлебыватели вышеуказанного, а именно ответственные за QA-ресурсы в компаниях - как вам эти вчерашние гуманитарии, прошедшие жернова курсов?

  • Передовые подходы IT-компаний по развитию существующего человеческого капитала - каковы они?

В конце концов, было интересно узнать насколько эффективно расходуются достаточно немаленькие суммы. Общий рынок сегмента онлайн-образования “IT, анализ данных, информационная безопасность” оценивался в России 2019 года в 2.2 млрд рублей. Сюда еще можно добавить и госбюджет. Наши с вами налоги в количестве 5 млрд ежегодно уходят на госпрограмму “Цифровая экономика”, реализующую, в том числе, проект “Цифровые профессии”. Он позволяет со скидкой 50% учится в Яндекс.Практикуме, Нетологии и других. Сложно сказать, сколько в этих миллиардах занимает QA, но из-за относительной простоты входа в IT через профессию тестировщика и соответствующую популярность, это вряд ли меньше 10%. То есть речь идет про сотни миллионов.

Методика оценки курсов для тестировщиков

Исходя из всего вышеуказанного, родилась следующая простая методика сбора, обработки и анализа информациии по курсам для QA:

Этап 1: Объективно оцениваем ориентацию УЦ на потребности студента. Про то, как это можно оценить объективно, будет идти речь в следующей статье (ура, она уже вышла, ссылка в конце).

Этап 2: Субъективно оцениваем качество преподавания и методику программы “глазами студента”. Для максимальной эффективности и правдоподобности привлечем талантливого профессионала, абсолютно ничего не смыслящего в профессии тестировщика.

Этап 3: Объективно оцениваем наполненность курсов. Для этого привлечем QA-эксперта с опытом 15+ лет.

Этап 4: Субъективно оцениваем удовлетворенность курсов студентами. “Я расстроен, так  как получил то что хотел, а не то что, как оказалось, мне было нужно”. В идеале - мониторим карьерные пути.

Этап 5: Субъективно оцениваем удовлетворенность работодателей позавчерашними биологами, строителями, аналитиками (да, бывает и такое) и вчерашними выпускниками-тестировщиками разных УЦ.

На выходе подтверждаем очевидное, но, есть надежда, натыкаемся и на что-то интересное.

На самом деле, был еще нулевой этап - оценка УТП (уникального торгового предложения) на сайте. Что про себя интересного организаторы курса говорят, к какому профилю они готовят, чем, по их мнению, отличаются от конкурентов. Эта информация и интересна хотя бы тем что разные УЦ предлагают выучиться на QA-джуна от 1(!) до 12 месяцев, но здесь эту информацию дублировать не буду. Во-первых, вы можете самостоятельно ее увидеть по ссылкам. Во-вторых, уже на следующей неделе у маркетолога какого-нибудь курса может случится мучительное обострение, переходящее в редизайн, и информация в материале устареет.

Список подопытных УЦ и ссылки на их курсы: 

1. Яндекс Практикум “Как стать инженером по тестированию”

2. Skillfactory “Инженер по ручному тестированию”

3. Skillbox “Профессия Инженер по тестированию“

4. Geek Brains “Факультет тестирования ПО”

5. Нетология “Тестировщик”

6. Otus “Ручное тестирование”

7. SkyPro “Инженер по тестированию”

8. LearnQA “Обучение тестировщиков онлайн”

9. Вселенная тестирования “Быстрый старт”

10. QA Марафон “Марафон обучения QA онлайн”

11. Be-tester “Тестировщик ПО” 

12. Бруноям “Тестировщик ПО”

13. Тренинги для тестировщиков “Автоматизатор мобильных приложений”

14. Luxoft “Школа автоматизированного тестирования. Часть 1. Введение в Java”

15. Irs.academy (он же Hedu?)

Список сформирован на основе опроса профильных спецов и профильного ресурса tutortop.ru 

Минус списка в том, что он не всеобъемлющий, а в некоторых моментах и чуть странный. Например, пункты 13 и 14 - про автоматизированное тестирование. Впрочем, в некоторых годовых программах других курсов по автоматизации тоже натаскивают. 

Итак, начнем с этапа №1. Объективно оцениваем ориентацию УЦ на потребности студента:

Продолжение: Беда “войти в айти” или курсы тестировщика отзывы: Глава 1, в которой нас разводят на деньги

Спойлер: будет много боли и разочарований. 

QAsmokeQA

Если не хотите пропустить следующий материал автора, что-то новое в QA курсах или нюансы QA-собеседований, тогда подпишитесь на http://t.me/QAsmokeQA

P.S. 

Если вы сейчас как студент проходите курс по QA, заинтересованы в получении максимально качественного образования и готовы делиться удовлетворенностью о ходе обучения, напишите в ЛС. В ответ при возникновении брешей в учебе или сложностей с трудоустройством автор поможет путем бесплатного подключения знакомых топовых менторов.

Если вы в своей компании отвечаете за QA-ресурсы, накопили статистику по приходящим с курсов джунам или просто не удовлетворены входным потоком кандидатов - в том числе и выпускниками образовательных курсов, напишите в ЛС. В ответ автор предоставит детализированную статистику.

Если вы в своем учебном центре выпустили новый QA-курс или обновление существующего, напишите в ЛС. Но только если уверены в его качестве.

Не зарегистрированным на Хабре добро пожаловать https://t.me/I00chukQA

Комментарии (0)