Dream Chaser, вид с хвоста. Источник: SNC

Нам попалась на глаза интересная табличка от Payload (выпускают информационный дайджест совместно с Firefly Airspace). В ней представлены хорошо известные «Союзы» и «Прогрессы», а также четыре американских космических корабля. Это уже летающие на МКС пилотируемый и грузовой SpaceX Dragon, грузовик Cygnus компании Northrop Grumman, а также проблемный Boeing Starliner (его эксплуатация откладывается до 2023 г.).

Мы же в статье подробнее расскажем о нескольких перспективных кораблях, представленных в таблице Payload. Пока они только разрабатываются и о них мало что известно. Это три принципиально новых проекта (российский «АРГО», URV компании Intuitive Machines и многоразовый челнок Dream Chaser компании Sierra Nevada), а также глубокая модернизация существующих кораблей — «Союз ГВК» и японский HTV-X.

Общая тенденция при их разработке — закладка не только возможности возвращения грузов с НОО, но и создание универсальной платформы, на базе которых можно проводить длительные научные эксперименты и другие миссии.

Текущие и перспективные транспортные системы на НОО. Источник: Payload

▍ «Союз ГВК» (РКК «Энергия»)


Грузовозвращаемый корабль (ГВК) на базе корабля «Союз». На орбиту грузовик сможет доставлять 2 тонны грузов, а возвращать с МКС — до 500 кг грузов на Землю, плюс до 1 тонны утилизируемых грузов загружаются в сгорающем в атмосфере отсеке. Для запуска будет использоваться РН «Союз-2.1б». Создание «Союз ГВК» планировалось завершить в 2022 г., но актуальной информации о ходе работ по проекту нет.

«Союз ГВК». Источник: РКК «Энергия»

▍ «АРГО» (МТКС)


Многоразовый грузовик «Арго» российской частной компании «Многоразовые транспортные космические системы» (МТКС, соучредитель Сергей Сопов, известный руководством запуском «Энергии-Буран» и работой в частной аэрокосмической компании S7 Space, купившей «Морской старт»). Полезный объём корабля составляет 11 м3 (диаметр 4,1 м, высота 5,6 м, полная масса 11,5 тонны, 52% массы приходится на композитные материалы). Он будет брать до 2 тонн на НОО и способен возвращать на Землю до 1 тонны грузов. Система многоразовая (до 10 запусков), корабль сможет находиться до 300 дней на орбите в составе МКС. «Арго» будет способен осуществлять автономный полёт до 30 дней, что даёт возможность использовать его для проведения исследований на борту, выполнения прикладных задач с возможностью возвращения оборудования и грузов на Землю. Предполагалось начать лётные испытания в 2023 г., а первый пуск — в конце 2024 г. Возможно и создание на его основе пилотируемой версии.

«Арго». Источник: МТКС

▍ HTV-X (JAXA/Mitsubishi Heavy Industries)


Это модернизация японского грузовика компании Mitsubishi Heavy Industries, исправно снабжавшего МКС с 2009 по 2020 годы. За счёт облегчения конструкции грузоподъёмность вырастет до 7,2 тонн. У грузовика будет боковой люк для загрузки срочных и быстропортящихся грузов непосредственно перед вылетом (к примеру, свежих фруктов или материалов для научных экспериментов). HTV-X после отделения от МКС будет способен совершать автономные полёты продолжительностью до 18 месяцев для проведения экспериментов и тестирования передовых технологий. Небольшая спускаемая капсула позволит возвращать результаты экспериментов. Первый полёт HTV-X намечен на февраль 2022 г. на новой ракете JAXA H3.

HTV-X. Источник: JAXA

▍ Dream Chaser (Sierra Nevada Corporation, SNC)


Небольшой орбитальный самолёт (длина 9 м) Dream Chaser Space/Cargo System будет стартовать либо под обтекателем РН шириной не менее 5 м (в грузовой версии со складывающими крыльями) либо без обтекателя в пилотируемой. В автоматическом грузовом варианте от способен доставить на НОО до 5 тонн (герметичный отсек) и ещё 500 кг грузов в негерметичном отсеке, а возвращать с орбиты до 1,75 тонны грузов. В пилотируемой версии — экипаж составит до 7 человек.

Также к Dream Chaser разрабатывается отстыковываемый сервисный модуль Shooting Star с панелями солнечных батарей на 6 кВт, маневровыми двигателями и стыковочным отсеком. С ним Dream Chaser будет способен совершать автономные полёты на НОО для проведения различных исследований, производства, мониторинга, обслуживания спутников и решения других задач.

Dream Chaser. Источник: SNC

Дата первого полёта Dream Chaser указана как II кв. 2022 г. По контракту NASA он должен совершить 6 полётов для снабжения МКС. Недавно Sierra Nevada Corp совместно с Blue Origin и Boeing объявили о планах по разработке частной орбитальной станции Orbital Reef, снабжение которой также планируется осуществлять с помощью Dream Chaser.

▍ Space Rider System


Европейская многоразовая транспортная система с небольшим беспилотным челноком Space Rider, который будет выводиться лёгким перспективным РН Vega-С. Первый пуск намечен на III кв 2023 г. SRS разрабатывается компаниями Thales Alenia Space и Avio, его наиболее близкий аналог — беспилотный орбитальный челнок Boeing X-37B. Европейский челнок предназначен для проведения научных экспериментов и исследований на НОО до 400 км длительностью от 2 месяцев. Потенциальные области — фармацевтика, биомедицина, биология и естественные науки. С различной полезной нагрузкой Space Rider также может использоваться для наблюдения за поверхностью Земли, инспекции спутников, развёртывания коммуникационных систем и решения других задач.

При стартовой массе в 3 т SRS способен брать до 800 кг грузов в отсек объёмом 1,2 м³. Грузовой герметичный отсек обслуживается манипулятором, предусмотрена подача до 600 Вт электричества. Космический аппарат будет состоять из двух модулей: возвращаемого челнока Space Rider и сгорающего в атмосфере сервисного модуля AVUM (солнечные батареи для питания полезной нагрузки и двигатели для маневрирования). Стартовать Space Rider будет с космодрома в Куру на орбиты с различным наклонением, от экваториальной до арктических. Поскольку собственных двигателей у челнока нет, он будет планировать к месту посадки на парашюте с точностью до 150 м. Запускать Space Rider можно будет до 6 раз.

Многоразовая космическая система Space Rider. Источник: ESA

▍ URV (Intuitive Machines)


Универсальный возвращаемый корабль (Universal Reentry Vehicle, URV) разрабатывается компанией Intuitive Machines. Дата первого пуска указана как 2022 г., но на официальном сайте компании об этом корабле нет никакой информации, а последние новости по нему датируются 2018 г. По всей видимости, работы по URV отложены, у компании сейчас — более актуальная задача (один из двух малых лунных посадочных модулей Nova-C по программе NASA CLPS отправится уже в 2022 г.).

Universal Reentry Vehicle (URV). Источник: Intuitive Machines



Как мы видим, новые транспортные корабли нацелены не только на доставку грузов на НОО, но и на возвращение их оттуда. Видимо, с дальним прицелом на большую научную деятельность и даже производственную активность на орбите, когда на Землю нужно будет возвращать объёмные результаты научных экспериментов и массовую готовую продукцию (конечно, с поправкой на космическую специфику). Сейчас есть ряд направлений, по которым производство на НОО выглядит экономически оправданным: выращивание живых тканей и органов (см. эксперименты на российском сегменте МКС от 3D Bioprinting Solutions); выращивание биокристаллов и биокристаллических плёнок, керамики и редких сплавов; производство фторидной волоконной оптики и полупроводниковых пластин и многое другое.

Соответственно очевидный тренд — создание не просто транспортных кораблей, а настоящих универсальных платформ, на базе которых можно проводить длительные научные эксперименты, непосредственно организовывать орбитальное производство и проводить другие миссии. Кроме того, видна тенденция на увеличение грузоподъёмности космических кораблей за счёт оптимизации конструкции, а также на повышение удобства эксплуатации: например, появление бокового люка для срочных грузов перед самым пуском.

Хотя SpaceX и задала тренд, на многоразовость, но она пока закладывается не всеми производителями. Многие пока продолжают воспринимать грузовики как расходных «рабочих» лошадок. Но парадигма разработки постепенно изменяется: всё больше разрабатывается полноценных многоразовых носителей, поэтому полагаем, что и многоразовых транспортных систем также будет появляться всё больше.

Пожелаем всем новым проектам удачи, успешных взлётов и мягких посадок!

Статья Сергея Мальцева, автора медиа Pro космос, специально для блога RuVDS

Комментарии (15)


  1. abutorin
    18.11.2021 12:09
    +5

    Dream Chaser (Sierra Nevada Corporation, SNC)


    1. shedir
      18.11.2021 14:34
      +7

      Разумеется, все украдено у русских. Хотя…

      image


      1. abutorin
        18.11.2021 14:53
        +5

        Кажется что это у них самолёты, а не космические челноки.

        Я не говорю что украдено. Идея это такая вещь, которой сложна владеть. То что кто-то решил использовать проверенную компоновку не считаю плохим.

        Я фотографию разместил скорее для тех кто про проект "спираль" не слышал.


        1. akaAzazello
          18.11.2021 15:13
          +4

          Это экспериментальные машины( X-24A, M2-F3 b HL-10), на которых отрабатывалась аэродинамика полёта с несущим фюзеляжем в атмосфере, начиная с 1963го.

          Впрочем и у вас на фото - точно такой дозвуковой самолёт-аналог МиГ-105.11, первый полёт совершивший в октябре 1976го


          1. abutorin
            18.11.2021 16:45

            точно такой дозвуковой самолёт-аналог

            Согласен.

            Найти приемлемую фотографию БОР-2 быстро не смог.


            1. shedir
              18.11.2021 23:25
              +1

              Вот тут много всего про БОРы.


      1. minusnaminus
        18.11.2021 16:01
        +1

        Разумеется, все украдено у русских. Хотя…

        Сомневаетесь? :)

        внезапно
        хотя...


        1. akaAzazello
          18.11.2021 16:48
          +2

          Первая более-меенее проработанная (именно) космическая система с несущим фюзеляжем - Silbervogel - берёт начало из Германии конца 1941го.


          1. minusnaminus
            18.11.2021 18:06

            Скорее менее. Никто что-то похожее на ту систему создать не пытался, насколько мне известно


    1. alstutor
      18.11.2021 17:10
      +1

      Насколько я помню, команда разработчиков Dream Chaser когда-то признавалась, что вдохновлялись они именно БОР-4/Спираль, но сходу подтверждения не гуглятся :(


      1. axe_chita
        18.11.2021 20:29
        +1

        Может быть и копипаста с Википедии, но в этой статье на Хабре утверждалось что это так.
        Плюс вот тут, говорили об этом же
        " Ending his NewSpace 2011 talk, Mark Sirangelo added his own story to Dream Chaser's history. Several years ago, he visited Russia and met with three of the five Russian engineers from the BOR-4 program. Unaware until then that their little lapot lived on in another country, the engineers gave Sirangelo pictures of the P-3 surveillance plane, taken by the soldier on the trawler that recovered the BOR-4. Sirangelo made a promise to them that, when Dream Chaser was finished, he would put the names of the Russian team right next to those of the American teams. And he invited all of them to Dream Chaser's first launch.
        «I got a note from the daughter of one of the guys who died since I went there,» Sirangelo said, «and she said that one of the last things that he wanted to do was have her send me a letter reminding me of the promise I made to put his name on the Dream Chaser when we flew. And that's what I think the space industry's all about.»
        «Sirangelo made a promise that, when Dream Chaser was finished, he would put the names of the Russian team right next to those of the American teams.»"


    1. AlexBaggins Автор
      19.11.2021 14:18

      Перекрасили)


  1. nagayev
    18.11.2021 17:17
    +3

    Очень интересно, что упомянуты перспективные российские корабли Арго и Союз ГВК, а про Орел ни слова.

    Кстати, про Арго новости тоже не особо попадаются, как и про ГВК.


    1. AlexBaggins Автор
      21.11.2021 15:06

      Орёл на МКС если только пару тестовых полетов совершит. Он предназначен для Луны и далее, а то слишком дорого получится на МКС летать
      По той же причине в подборке нет Orion
      Мы не получили ни да, ни нет в ответ на запрос про ГВК, решили поставить - время покажет


      1. Nordosten
        24.11.2021 13:19

        Могу поспорить, что половина из списка это мертвые проекты: Арго, ГВК, Space Rider, URV.

        Особенно учитывая трудности и задержки Dream Chaser

        И за 2 года такие проекты не делаются.

        Финансирование и более менее реалистичные сроки есть у японского модуля. Обязательства есть у Dream Chaser. URV по бюджету не потянут, чтобы разработать.