Практикуйтесь, практикуйтесь и снова практикуйтесь!

Эти слова необходимо повторять себе и команде, когда внедряйте что-то новое в процессы производства программного обеспечения (да и не только). Допустим, вы решаете внедрить в процесс что-то, что требует не только новых знаний, но и новых привычек. Даже если теоретически все понятно, понятна ценность, команда не будет этого делать, если нет привычки. К примеру, внедряйте BDD или TDD. С теорией у подготовленной команды проблем не должно быть. А вот начать это делать, начать так разрабатывать - дело другое.

Мысли перерастают в замыслы, замыслы претворяются в действия, действия формируют привычки, привычки выстраивают характер, характер предопределяет судьбу. Трайон Эдвардс.

С привычками люди (и команды) не рождаются, все они приобретаются. Следовательно, их можно приобрести. Если у вас плохие привычки или если вы еще не сформировали те привычки, которые вам нужны, чтобы реализовать весь свой (командный) потенциал, вы можете выработать их путем постоянной практики.

Хорошие привычки трудно усваиваются, но с ними легко жить. Плохие привычки усваиваются легко, но жить с ними трудно. В любом случае, как только привычка сформируется, она станет автоматической и не потребует никаких усилий с вашей стороны. Вы обнаружите, что вам все легче и легче повторять те действия, испытывать те чувства и прокручивать в сознании те мысли, которые согласуются с вашим идеальным образом и поставленными целями.

Доктор К. Андерс Эрикссон (признан во всем мире как исследователь в психологической природе опыта и человеческой деятельности)
Доктор К. Андерс Эрикссон (признан во всем мире как исследователь в психологической природе опыта и человеческой деятельности)

Различные теории обучения предполагают, что осознанная практика в течение длительного периода времени лежит в основе достижения экспертных знаний.

Осознанная практика - это не то же самое, что опыт, полученный при выполнении своей работы. Это когда вы на самом деле ищете опыт, который расширит ваши навыки до нужной степени и даст вам обратную связь, которая позволит вам учиться.

Рон Джеффрис (является одним из трех основателей методологии разработки программного обеспечения Extreme Programming​), в своей статье Practice: That’s What We Do, говорит: Но людей меняет то, что они делают, а не то, что они читают. Сколько диетических книг я прочитал? Я похудел?…

Теперь нужно внедрить процедуру практики и, если она будет с элементами геймификации, то будет еще эффективней. Изучая мировые подходы по этому вопросу, создали площадку, где можно получить опыт, при этом еще и поделиться своим со всеми.

Додзё
Додзё

Окунемся маленько в японскую культуру. Додзё - место, где ищут путь. Изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме. С развитием боевых искусств додзё стало еще местом, где проходят тренировки, соревнования и аттестации.

Площадка digit:Додзё - это собрание, на котором группа специалистов собирается вместе, чтобы решить задачу из контекста собравшихся специалистов.​ К примеру, группа разработчиков собирается вместе, чтобы решить задачу из области программирования. Или группа тестировщиков собирается вместе, чтобы решить задачу из области тестирования, или группа юристов собирается вместе, чтобы решить задачу из области юриспруденции.

digit : Додзё - это собрание, на котором группа специалистов ищет совершенства через осознанную практику!​

Данная площадка имеет свои правила, процессы, регламент.

Предпосылки, Запрос, Цель

  • Приобретение навыков должно быть непрерывным процессом.

Характеристики

  • Неконкурентная, совместная, среда с положительной энергией

  • Приветствуются все уровни квалификации

  • Безопасно пробовать новые идеи

Требования

  • Зависят от назначения додзё (смотря какая группа специалистов собирается)

  • Если мероприятие проходит оффлайн, то необходимо удобное помещение для всех участников, проектор.

  • Если мероприятие проходит онлайн, то очень желательно всем участникам включить камеры, микрофон.

Принципы

  • В поисках мастера: Каждый может быть мастером.

    Каждый участник мастер в какой-то области. Быть мастером во всех областях невозможно.

  • Приходите без ваших Реликвий.

    Вы, конечно, умеете это делать. Вы знаете, как и почему это решение лучше этого. Вы уже это делали. Важно другое - сделать это прямо сейчас, объяснить всем и поделиться тем, что вы знаете.

  • Учимся заново.

    Чтобы чему-то научиться снова, нам просто нужно это забыть. Но когда ты один, то не очень легко что-то забыть. Проще, когда мы уделяем все свое внимание тому, кто впервые пытается этому научиться. Мы можем учиться как на чужих ошибках, так и на своих, если будем внимательно слушать.

  • Не спешим.

    Изучая что-либо мы должны не спешить. Мы можем идти быстрее, так как научились некоторым трюкам, но мы не можем идти быстро и одновременно учиться. Не надо переживать! Ничего страшного, мы не торопимся. Практика требует времени. Важно осознать и задаваться вопросом, что, когда мы достигаем следующего уровня, это потому, что мы прошли предыдущий, или это просто потому, что мы пролетели над ним?

  • Мастерство в области.

    Если вам кажется, что это легко, объясните это тем, кому это трудно. И необходимо объяснить еще раз, если им что-то непонятно. Будьте мастером в вашей области.

Этикет

  • Не опаздываем на встречу.

  • Если встреча онлайн, включаем камеры.

  • Уважаем друг друга и мнение других.

  • Критику воспринимаем с взрослой позиции и позиции обучения.

  • Общаемся без агрессии.

  • Поднимаем руки перед тем как что-то сказать.

Весь процесс занимает примерно 2-2.5 ч. Ниже приведен примерный сценарий проведения встречи.

Процесс

  • 5 минут: Чек-ин​.

  • 25-30 минут: Ретро прошлой встречи.​

  • 10 минут: выбор тематики встречи (если не определена заранее).​

  • 40 минут: Практика!​

  • 5-10 минут: Перерыв, перекур.​

  • 40 минут: Практика!​

  • 5 минут: Выбор даты следующей встречи​

  • 5 минут: Чек-аут​

Есть несколько типов встреч.

Типы

  • Подготовленная ката

    Ведущий заранее готовит описание проблемы и шаги ее решения.

    Ведущий показывает, как решить задачу с нуля, используя ту или иную практику, технику, методику.

    Каждый шаг должен быть понятен для всех присутствующих.

    Присутствующим следует останавливать ведущего, только если они не понимают, что происходит.

  • Рандори ката

    Задача решается парой (драйвер и второй пилот)

    Присутствующие могут прийти на помощь.

    У каждой пары есть небольшой (5 или 7 минут) временной интервал для продвижения в решении задачи, используя ту или иную практику, технику, методику.

    По окончании таймера драйвер возвращается в аудиторию, второй пилот становится драйвером, а один из присутствующих становится вторым пилотом.

  • Кумитэ

    Задача (без подготовки решения заранее) решается мастером, используя ту или иную практику, технику, методику.

    Присутствующим следует останавливать мастера, только если они не понимают, что происходит.

В целом площадка показала себя весьма хорошо. Ее можно использовать как для обучения новым методикам, так и для практики практик экстремального программирования (совместное владение кодом, парное программирование и т.д.)

Джуны с большим интересом наблюдают, как те же сеньоры решают сложные задачи, как они размышляют, на что обращают внимание, как выходят из сложных ситуаций и т.д. Сеньоры же оттачивают свое мастерство - как hard скиллы, так и soft скиллы (т.к. надо говорить.)

Хочется отметить, что площадку можно использовать не только для практик именно разработки.

Комментарии (1)


  1. zloddey
    12.12.2021 20:59

    Всё в целом правильно написано, но народ не вкурит, что к чему. К сожалению, и сам принцип осознанной практики, и примеры кат, которые можно применять в додзё, сильно далеки от того, чему нас учили в университетах и того, какие подходы мы обычно применяем в повседневной работе. Поэтому читатели просто не могут привязать термины из этой статьи к своей повседневной жизни.

    Было бы здорово, если бы Вы продолжили публикации на эту тему, но не на таком продвинутом уровне, а в более простой и наглядной форме. Какие вообще бывают каты, как можно их попробовать, чем работа в режиме практики отличается от повседневной работы, как перенести усвоенные навыки обратно в повседневку и т.п.