Бывает, что энтузиасты воссоздают старые музыкальные инструменты по описаниям в книгах, изображениям на фресках, найденным во время раскопок деталям. Но некоторые собирают уникальные муз. девайсы с нуля и передают наработки в open source. Сегодня расскажем о таких проектах — девайсе, объединившем черты траутониума и континуума, «карманном» органе и кастомном launchpad’е.

Фотография: ThisisEngineering RAEng. Источник: Unsplash.com
Фотография: ThisisEngineering RAEng. Источник: Unsplash.com

Инструмент — три в одном

Команда инженеров-энтузиастов из Швейцарии разработала гаджет, сочетающий особенности терменвокса, траутониума и континуума. Устройство назвали Chimaera. Во время игры музыкант перемещает пальцы со специальными кольцами — в них встроены магниты — вдоль датчиков. Увеличивая или уменьшая расстояние до деки, можно менять высоту и громкость звука. Этот процесс выглядит так:

Инструмент также способен имитировать драм-машину, электрогитару и даже пианино. Основу Chimaera составляют сто шестьдесят датчиков Холла, которые измеряют величину магнитного поля. Они выстроены в одну линию на расстоянии пяти миллиметров друг от друга. Так, поле от магнита на пальце музыканта воздействует сразу на несколько сенсоров, что делает звучание многогранным.

Процессор преобразует аналоговый сигнал в цифровую последовательность, которая поступает на компьютер или другую акустическую систему. Передача данных идет по протоколу Open Sound Control через UDP и TCP. Также Chimaera состоит из двух печатных плат и опционального деревянного кейса. Все компоненты открыты: схемы имеют лицензию CERN OHL v.1.2, а код прошивки — Artistic License 2.0 [за исключением нескольких скриптов — у них Zlib]. Авторы говорят, что для сборки Chimaera достаточно базовых навыков в пайке SMD — инструкции есть тут.

«Карманный» орган

В то время как Chimaera похож на достаточно экзотические инструменты, Pocket Organ объединяет звучание пианино, гитары, барабанов и органа в компактном форм-факторе. Он представляет собой контроллер размером со смартфон. На правой стороне устройства расположились нотные клавиши, а на левой — кнопки громкости, управления тональностью и генерации лупов. Есть и небольшой OLED-дисплей с сервисной информацией. Оценить систему можно в этих видео на Facebook.

Проект пережил целых семнадцать итераций. Сперва разработчик — музыкант Томас Темпи — использовал обыкновенные силиконовые клавиши. Однако так и не сумел добиться четкой реакции на силу нажатия и перешел на емкостные сенсоры.

Фотография: Michael Henry. Источник: Unsplash.com
Фотография: Michael Henry. Источник: Unsplash.com

Автор мини-системы выложил в открытый доступ инструкции по её сборке, заготовки для 3D-принтера и схему печатной платы. Но большинство необходимых компонентов имеет корпуса QFN и 0402. Их не очень удобно паять в домашних условиях.

Digital Warrior

Еще один open source инструмент, на который стоит обратить внимание, — это MIDI-контроллер Digital Warrior. Его автор — композитор из Берлина — вдохновлялся такими системами, как Ableton Push и NI Maschine.

Устройство представляет собой стальную прямоугольную коробочку. С внешней стороны установлены шестнадцать светящихся клавиш и четыре энкодера. Все они позволяют управлять акустическим семплами [в том числе 64 встроенными].

Что интересно, у Digital Warrior был предшественник — Digital Warrior MK1. По сравнению с ним у текущей версии есть несколько улучшений. Она имеет Jack 3.5 и специальные контакты для подключения к пинам основной микросхемы.  С их помощью можно кастомизировать контроллер.

Код прошивки разработчик выложил на GitHub. На сайте автора также есть схемы и пошаговая инструкция с фото для сборки собственной версии «цифрового воина». Хотя некоторые пользователи отмечают, что руководство не исчерпывающее.


Дополнительное чтение в нашем «Мире Hi-Fi»:


Комментарии (22)


  1. GospodinKolhoznik
    19.12.2021 00:21
    +2

    Chimaera прям интересный инструмент. Терменвокс в теории обладал огромным потенциалом, но очень сложен в освоении, за все время так и не появилось ни одного музыканта умеющего на нем играть. Chimaera выглядит как будто немного проще, но наверняка всё ещё очень сложно. Быть может однажды появится виртуоз, который освоит химеру и покажет миру как она может звучать. Поясню свою мысль - да на видео показано, как она звучит в руках создателя, но это все равно, что судить о звучании например виолончели не по игре профессионалов, а по тому, как на ней играет человек на 3й день обучения.


    1. uvelichitel
      19.12.2021 01:39

      На видео этой Chimaera у исполнителя два всего кольца -- на левой и правой руке. А традиционный гитарист при игре может использует все пальцы обеих рук, то есть 10. У традиционного гитариста, стало быть, разнообразие управляющего воздействия существенно выше. Что даёт ему возможность создавать более сложные композиции. https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_необходимого_разнообразия


      1. Daddy_Cool
        19.12.2021 02:15

        Электрогитаристы играют по сути одним «пальцем» правой руки — медиатором, а Джанго играл к тому же и только двумя пальцами левой (не от хорошей жизни конечно). www.youtube.com/watch?v=PQhTpgicdx4 С. Маврин играет аналогично.
        В классике — четыре пальца левой, четыре правой.
        Пианисты самые продвинутые в этом смысле.
        А вот флейтисты, вокалисты… вообще «однострочники». Музыка она в голове.
        Впрочем статистически вы видимо правы — ведь фортепиано захватило мир классической музыки.


        1. Refridgerator
          19.12.2021 11:30
          +1

          Вы забыли «дворовой» стиль игры на гитаре — боем, и его обобщения, где можно ещё ритм на деке отстукивать) Плюс отдельный момент — это возможность контролировать громкость отдельно взятой ноты и различные варианты её глушения.


          1. Daddy_Cool
            20.12.2021 00:26

            Сейчас посчитаем. Четыре пальца левой + два правой для «боя». Вполне кстати способ. Я играл-играл классику, а по подъездному — не умел. ))) Потом девушка из параллельного класса научила, а она училась играть как раз в подъезде.


        1. regamad
          19.12.2021 12:01

          1. Daddy_Cool
            20.12.2021 00:28

            Да, лихо. Меня скорее удивляет, что этот способ игры еще не очень популярен.


            1. Refridgerator
              20.12.2021 05:42

              Потому что это очень сложно и требует умения играть на фортепиано. Я посмотрел другие ролики этого человека — они не менее круты и академическое образование хорошо видно.


              1. Daddy_Cool
                20.12.2021 12:27

                Возможно дело в том, что гитара распространена в первую очередь в эстрадной музыке — а там такая сложность (я имею ввиду, что можно реализовать полноценное двухголосье) избыточна. Те же клавиши в эстраде занимают достаточно скромное место. А в классике нужны акустические инструменты, а этот двуручный тэппинг не будет звучать без усиления.
                Пианино кстати достаточно простой инструмент на начальном этапе. По сравнению с гитарой и скрипкой. Ну или сложность другого рода — там меньше возможностей управления звуком, соответственно меньше возможностей накосячить. Игра новичка на пианино звучит нормально, на гитаре — терпимо, на скрипке — ужасно.


                1. Refridgerator
                  20.12.2021 12:37

                  Ну а я вот клавишные не осилил) Зато совмещать игру боем с голосоведением в классическом стиле оказалось не так уж и сложно. Чисто классическая гитара, особенно с нейлоновыми струнами, слушателей из моего окружения не привлекает. И тот же Бах, сыгранный на электрогитаре, звучит интереснее, чем на классике. Ну а эхо на комбике вполне эффективно маскирует косяки исполнения.


                  1. Daddy_Cool
                    20.12.2021 12:46

                    игру боем с голосоведением в классическом стиле

                    Новомодный фингерстайл?
                    И тот же Бах, сыгранный на электрогитаре, звучит интереснее, чем на классике.

                    Это просто разное. Чтобы было интересно нужно восприятие нюансов. Классики в этом смысле плохо воспринимают и электро и даже просто металлические струны. Ну и наоборот очевидно работает.
                    Я поиграл на электро с перегрузом… понял, что главное — попасть по струнам, а дальше примочки всё за тебя сделают. )))


    1. Daddy_Cool
      19.12.2021 02:05
      +2

      На терменвоксе вроде играют.
      www.youtube.com/watch?v=figB0COyi4U
      www.youtube.com/watch?v=MKzQMsNp2PY



      1. GospodinKolhoznik
        19.12.2021 18:48

        Ой, был неправ - умеют.

        Просто я несколько лет назад видел передачу посвященную терменвоксу, там в студию приходили мастера игры на нём, так вот они когда демонстрировали инструмент прямо лажали, чувствовалось, что в ноты немного не попадают. Я тогда решил, что ну раз уж эти мастера не могут в ноты попасть, то наверное никто не может. А в этих двух видео люди играют классно.


        1. nochkin
          20.12.2021 02:51

          Кстати, на первом видео это внук изобретателя.


    1. nochkin
      19.12.2021 05:00
      +1

      Какой критерий "музыканта, умеющего играть на терменвоксе"? Вроде достаточно много народа умеет играть.


      1. GospodinKolhoznik
        19.12.2021 18:49

        Да, я уже понял, что есть хорошие исполнители. Это я просто видел плохих, и решил что хороших не существует.


        1. nochkin
          20.12.2021 02:49

          Буквально этим летом я был особенно впечатлён когда смог даже вживую послушать одного из таких. Очень здорово когда это прямо перед тобой происходит.


  1. pkashtanov
    19.12.2021 02:05

    Спасибо за хорошую статью. Эх, хочу сам электронный саксофон сварганить, все времени нет.


  1. michael108
    19.12.2021 15:21

    Не совсем понятно — в карманном органе используется программный синтез звука или спец микросхема синтезатора?


    1. nochkin
      20.12.2021 03:05

      Там SAM2695. Это чип для синтеза звуков.


  1. gred
    19.12.2021 15:48

    Chimaera - прям shut up and take my money. Хотеть прямо сейчас и немедленно.