Скажи мне, как ты относишься к переработкам, и я скажу, кто ты... 

Пролог

Задаваться вопросом о том, как вообще происходит так, что люди перерабатывают, я начал ещё в раннем детстве. Матушка моя периодически задерживалась на службе, из-за чего я допоздна сидел с воспитателями в садике, осознавая, что на вечерние мультики я уже не попадаю. Так я впервые познакомился с неудобствами, которые несут переработки, даже если ты сам имеешь отношение к работе чуть менее, чем никакое.

Примерно так выглядел наш телевизор, к которому я не успевал по вечерам
Примерно так выглядел наш телевизор, к которому я не успевал по вечерам

Когда наступал поздний вечер, мы с воспитательницей шли на улицу. Думаю, если посчитать, сколько тонн песка и снега я перекопал в ожидании мамы с работы, набралось бы на несколько линий ростовых окопов, пригодных для расквартирования батальона, не меньше.

Годы шли, я взрослел и на каждом этапе моего развития в голове зрела мысль, что переработка — одна из неотъемлемых составляющих успеха. Всё логично: ты инвестируешь больше времени в какое-то дело, время количественно переходит в какое-никакое качество и на дистанции всё это приводит тебя к триумфу. Сначала амбассадором подобного подхода была школа, потом университет, а дальше эстафетную палочку перехватил мой первый работодатель, к которому я попал на собеседование в далеком 2013. Там я познакомился с вопросом «как вы относитесь к переработкам?» Помню, что ответил «нормально» или что-то вроде того. 

Этот вопрос мне задавали на последующих собеседованиях в течение пяти лет. Каждый раз, когда я отвечал это самое «нормально», у меня случался флэшбэк и перед глазами появлялся пятилетний сопливый мальчишка с лопаткой и недоумевающим взглядом, одетый в пальтишко и шерстяные рейтузы, к которым со всех сторон уже налип снег вперемешку листвой, и произносил: «Дядь, ты чего? Ты так и хочешь всю жизнь прожить без вечерних мультиков?» Так я понял, что на самом деле никаким «нормально» по отношению к переработкам и не пахнет. Пахнет желанием разобраться в том, почему вообще возникают подобные ситуации. 

Как вы могли догадаться, речь сегодня пойдет про такую обыденную вещь, как переработки. С уважением ко всему IT-сообществу, я надеюсь, что многие найдут её если и не полезной, то хотя бы занимательной. 

Цель 

Моя основная цель — научиться классифицировать переработки, отличать один вид от другого и сводить риск их появления к минимуму. 

Мини-глоссарий

Для начала определимся с основными действующими лицами, которые помогут нам проанализировать различные сценарии. 

Переработка — ситуация, когда человек-работник для выполнения вверенного ему объёма задач начинает трудиться сверх своего рабочего времени. 

Систематическая переработка — та же переработка, но на постоянной основе. 

Дискретная переработка — обычная переработка, которая возникает разово на почве внезапно возникших обстоятельств.

Мой доайтишный опыт

Когда я работал инженером медицинского оборудования, то всю мою деятельность можно было разделить на рутинную (по большей части это была физическая работа: таскать оборудование, запчасти, проводить штатные процедуры обслуживания) и интеллектуальную (разбираться с неисправностями: искать погоревший элемент на плате, вооружившись схемой, или искать засор в гидравлической системе из 100500 клапанов).

Ремонт блока питания — очень увлекательное занятие.
Ремонт блока питания — очень увлекательное занятие.

Суть такова: при переработках во время выполнения рутинных задач у меня срабатывал автопилот и я выполнял их без потерь качества. Иначе дела обстояли с интеллектуальной составляющей: даже просидев до глубокой ночи в лаборатории я не мог понять, в чём именно проблема с оборудованием. Я смотрел на принципиальную схему как на известную субстанцию, а она точно так же смотрела на меня. Приходилось сворачиваться и продолжать уже на следующий день. 

Мой околоайтишный опыт 

Since November 2017 я уволился с работы и сел учить Python дома, чтобы ворваться в эту вашу айтиху. Никогда не забуду один из случаев, который произошёл со мной во время нарешивания задач.

Мой обычный день состоял из того, что я смотрел всякие курсы и решал задачки. Так вот, мне попалась задача, которая виделась мне довольно простой, но упорно не поддавалась решению. Я просидел за ней сначала 2, потом 4, а потом и 8 часов. Моя девушка, глядя на это, просила меня бросить это занятие и уже, наконец, отдохнуть. 

Как вы могли догадаться, слушать мудрую женщину я не стал. В итоге счётчик разогнался до 12 часов. И никакого результата. Эта ситуация меня просто убивала. 

А так выглядело моё рабочее место во время обучения.
А так выглядело моё рабочее место во время обучения.

Мой айтишный опыт

Когда я попал в серьёзное IT, так получилось, что меня сразу же кинули под танк: на пороге последний квартал года, а я был зелёным стажером с тремя месяцами работы в не самом релевантном направлении и боялся сделать что-то не так. Плюс ко всему мои компетенции оставляли желать лучшего гораздо сильнее, чем сейчас. 

На мороз меня после испытательного срока не выставили, из чего я сделал вывод, что со своими задачами я справлялся сносно, однако для этого приходилось часто работать по 12-14 часов. Моих навыков не хватало, а лишний раз отвлекать ребят я не хотел, да и боялся (привет, комплекс самозванца!). 

Это замечали старшие товарищи и говорили мне, что не надо перерабатывать, это приводит к не самым лучшим последствиям. 

Сила свежести

И в доайтишном, и в околоайтишном, и в айтишном случае путь к цели оказался единственным и простым: высыпаться как следует и переключать контекст. После этого во всех случаях решение влетало в меня с утра само собой словно по волшебству, или же моя продуктивность неимоверно возрастала. 

В случае с задачкой, когда я открыл утром глаза ответ уже был у меня в голове и я поспешил к ноутбуку, чтобы проверить его. Я был в ужасе от того, что решение действительно было правильным и все тесты успешно прошли. В случае с моим айтишным опытом я свалился в настоящую яму: меня не отпускало ощущение, что я попал в очень крутое место и надо сидеть и вкалывать, как папа Карло, чтобы проявить себя.

В этот момент я понял, что все эти сказки про то, что надо отдыхать, совсем не сказки.

Почему же люди перерабатывают?

Оценив все возможные мотиваторы, я разбил их на две большие группы: 

  • Внутренние: человек мотивирует себя сам.

  • Внешние: что-то извне мотивирует человека.

Можно с уверенностью утверждать, что мотиваторы внутри групп могут быть разделены на «белые» (положительные) и «чёрные» (отрицательные), но это, по моему мнению, тема для отдельной статьи. Для нас сейчас важен простой факт, что человек перерабатывает, потому что что-то внутри или извне оказывает на него давление.

Таким давлением может выступать комплекс самозванца, отличника, желание самореализоваться, страх быть уволенным, желание работодателя запихнуть в человека больше, чем он может сделать, желание заработать и многое другое.

Я утверждаю, что когда возникает систематическая переработка, это говорит о том, что где-то в процессах что-то построено или функционирует не так.

Почему я говорю про систематичность? Потому что я считаю, что избавиться от переработок нельзя. В том или ином количестве они будут присутствовать. И это правда эффективный инструмент для решения некоторых проблем, но их можно сравнить с разрядкой аккумулятора в режиме «турбо», и за это придётся платить лояльностью к компании и здоровьем сотрудника.

Основная проблема видится мне в двух аспектах:

  • систематическую переработку часто путают с дискретной;

  • неправильно понимают суть выстраиваемых процессов.

А теперь я бы хотел рассмотреть всё это подробнее на парочке случаев. 

Хорошая девочка Лида

Мне посчастливилось воочию наблюдать ситуацию, в которую попала замечательная девочка Лида (имя изменено). Лида работала в компании 5 лет, трудилась за троих, к её работе претензий не было. Она приходила очень рано, а уходила очень поздно. Лида плакала, говорила руководству, что перегружена, просила подумать об открытии новой ставки на параллельной позиции.  

Позиция руководства была такова, что если толпа народу не приходит и не сигнализирует о чём-то, значит проблемы нет и это всё исключительно в голове у одного человека. Так что ситуацию методично спускали на тормозах. Сейчас не до новых ставок, в бюджете на это нет ресурсов, да и по характеру Лида так и будет работать и терпеть до самой пенсии. И вот не так давно я узнал, что Лида уволилась! Её не смогли удержать ни деньгами, ни сладкими позициями в других отделах. Человек дошёл до того, что не хотел иметь с компанией ничего общего, и сейчас в разговоре со мной она вспоминает то время как адский ад. В момент ухода Лиды в компании на какое-то время накрылась вся локальная складская логистика, заказчики перестали получать услуги в срок, компания начала нести убытки. Обязанности спешно начали раскидывать между другими сотрудниками — можете себе представить, как они были рады.  

Ну а Лида сейчас счастлива в своей новой жизни. 

Reason: 

  • Хотели запихать объём работ для нескольких человек в одного.

  • Обратной связи от исполнителя не придавали большого значения.

How to fix: 

  • Всегда нужно брать во внимание, а что мы будем делать, если завтра человек по каким-то причинам перестанет выходить на работу (bus factor).

  • Выстраивать процессы сбора обратной связи даже на самом атомарном уровне (уровень рядового исполнителя).

Слабый исполнитель

Когда я начинал свой трудовой путь, то сталкивался с тем, что другие инженеры не хотят помогать мне «за спасибо», несмотря на то, что мы трудимся в одном цехе. У работодателя это было не принято. Ништяки они хотели не от меня, а, разумеется, от руководства. Это было большой проблемой на инженерном старте: мой комплекс самозванца улетал в стратосферу. Особенно когда нужно было отвечать на вопросы заказчиков. Всё усугублялось тем, что нагуглить что-то по узкоспециализированному оборудованию не представлялось возможным, и единственным источником информации для меня был мануал со всеми его неточностями и опечатками. Никому не пожелаю.

Вот примерно по таким схемам приходилось выяснять, что и где поломалось.
Вот примерно по таким схемам приходилось выяснять, что и где поломалось.

Теперь ближе к IT. Провентилируем такую ситуацию: абстрактного Лёху приняли на должность разработчика, однако его уровень ощутимо ниже, чем у Серёги. Согласно штатному расписанию и должностной инструкции Лёха должен выполнять сопоставимый с Серёгой объем работ: пилить фичи, тестировать, проводить полноценные ревизии кода и так далее. Однако суровая реальность диктует свои правила. 

Лёхе приходится много времени уделять развитию собственных базовых hard skills даже в рабочее время. И работодатель никуда от этого не денется: на рынке кадровый голод, а тасочки в Jira надо закрывать уже вчера. 

Допустим об этой ситуации при найме знал и Лёха, и работодатель. Все понимали, на что идут. Первый понимал, что ближайшие полгода с семьёй видеться он не будет, но работа в такой компании — настоящий шанс! А второй — что ощутимую пользу человек сможет приносить примерно через этот же шестимесячный срок. Тут в явном виде будет иметь место систематическая переработка, но она сойдёт на нет через какое-то время, когда Лёха прокачается и будет твёрдо стоять на ногах. 

Именно поэтому я с приходом новых сотрудников в команду стараюсь уделить им столько времени для адаптации, сколько возможно. Занимательный факт: именно после таких встреч с новобранцами родилось много документации for internal use: там содержится не только описание сервисов, но и список типовых мини-задач в рамках проекта, которые призваны показать новичку нашу «боевую систему», — прямо как в нубских локациях WoW :) 

Reason: 

  • Кандидат обладает недостаточными профессиональными навыками.

  • Отсутствует культура наставничества, менторства и обучения.

How to fix: 

  • Качественная адаптация сотрудников с решением типовых сценариев помогает быстро сориентироваться в происходящем.

  • Хорошо написанная документация по критической функциональности сервисов дополняет предыдущий пункт.

  • Наставничество должно быть естественным и неотъемлемым процессом внутри команды.

  • Инвестиция в обучение сотрудников.

Оптимизм — наше всё

Прошло полгода, наш Лёха стал писать годный код, вовлёкся в процессы и готовился трудиться в спокойном режиме. Его стали приглашать на встречи, где ему в лоб задавали вопросы о том, в какие сроки он сможет запилить ту или иную фичу. 

Я лично знаю людей, которые в приватной беседе где-нибудь в курилке называли мне одни сроки исполнения, а по факту на встрече «падали в цене» до каких-то невероятных значений. Знаете, почему? Потому что не хотели перед заказчиком показаться некомпетентными и неспособными быстро что-то написать. При этом сам заказчик был бы готов ждать столько, сколько потребуется, но проклятый комплекс самозванца брал своё. А ещё бывали такие ситуации, когда человека откровенно продавливали на определённый срок, тем самым сбрасывая с себя ответственность за их провал. Так сказать, ловили за язык.

Разрешить подобную ситуацию без посторонней помощи надзирающего эксперта, на мой взгляд, практически невозможно. Лёха так и будет лажать с оценкой, что неминуемо приведёт его к профессиональному выгоранию и желанию поскорее уйти из этого места куда-нибудь ещё. И тут важно объяснить Лёхе, что проблема, как говорится, не в клозетах, а в головах! Именно для этого и существуют более опытные коллеги, лиды и так далее. Именно они могут помочь взглянуть на мир со стороны своей собственной экспертизы. И именно поэтому я не верю в то, что в каком-то отделе, где человек является единственным разработчиком, да ещё и малоопытным, можно трудиться без переработок.

Кстати, похожая ситуация описана в книге «Чистый код».

Reason: 

  • Неправильно оценён объём работ и сроки.

  • Заказчик хочет услышать «сладкий» срок выполнения, нежели реальный.

  • Давление по срокам на этапе договоренностей.

How to fix: 

  • Научить(-ся) говорить твёрдое нет или брать время на подумать, чтобы проконсультироваться.

  • Осознать, что все плывут в одной лодке и делается общее дело с общей ответственностью: лучше лишний раз переспросить, сколько именно времени нужно на ту или иную задачу без давления.

А у вас документов нет!

Команда Лехи становилась всё больше и больше, продукт рос, как на дрожжах. Скорость разработки увеличивалась, фичи завозились в прод — все были довольны. Но в какой-то момент случилось так, что из компании ушло несколько ключевых разработчиков, а на их место пришли ребята, которые до этого не имели дел со многими частями кодовой базы и не вполне понимали взаимные интеграции сервисов друг в друга. Длительность исправления багов стала расти, начались переработки, потому что пришлось во всем разбираться с нуля. 

Обновлённая команда разработки пытается понять суть работы сервиса без документов :)
Обновлённая команда разработки пытается понять суть работы сервиса без документов :)

Бытует мнение, что работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Так гласит один из постулатов Agile. Однако следом стоит обратить свой взор на то, что написано дальше: не отрицая важности того, что справа, мы всё-таки больше ценим то, что слева. 

На собственном примере могу сказать, что можно ценить всё, что угодно, но если на документацию забить совсем, то есть риск в какой-то момент увидеть, что и продукт работать перестал :) 

Кроме того, документация — самый лучший носитель экспертизы авторов продукта. А авторы продукта имеют свойство переходить из компании в компанию. А ещё хорошая документация послужит невероятным катализатором качественной адаптации новичков. 

Reason: 

  • Отсутствует документация (техническая и деловая).

How to fix: 

  • Систематически выделять квоту на поддержание документации в надлежащем виде.

  • По возможности разработать стандарты для структуры документации. Это поможет быстрее в ней ориентироваться при залезании в документацию другой команды.

Власть перегруза

Когда я задерживался в офисе и длина моего рабочего дня систематически переваливала за 11-12 часов, все мои наставники говорили мне, что это хреновый путь, и что если я буду продолжать в том же духе, то ни к чему хорошему это не приведёт. Я отмахивался и говорил, что всё нормально.

Как результат — парочка полноценных нервных срывов. Никогда не забуду, как я засыпал в трясучке, потому что не успевал закрыть задачу в срок и думал, что вот просплюсь и станет легче, но с ужасом просыпался в точно такой же трясучке. А потом ещё мои друзья один за одним стали говорить мне, что я выгляжу как человек, который вот-вот свалится без сил. Но я говорил, что всё окей, сейчас вот ещё один спринт пройдёт, просто он сложный, а дальше будет легче. 

По факту же я просто привык к тому объёму всего вокруг, который на меня наваливался. И отбиваться от него у меня не было сил, и в голове было «будь что будет». 

У меня начались проблемы в семье: сначала я целиком ушёл в работу с головой и перестал нормально общаться с женой, родителями и друзьями. Потом осознал, что меня не хватает даже на то, чтобы сосредоточиться на работе, и я стал выполнять даже меньший объём, нежели за такой же промежуток в прошлом, а в поведении появилась раздражительность и даже пассивная агрессия.

Это состояние можно сравнить с изношенным аккумулятором, который долго заряжается и быстро разряжается, только в отличие от человека аккумулятор проще заменить. Когда люди через одного стали говорить мне «мы за тебя переживаем», стало понятно, что пора что-то менять. Думаю, что это будет материалом для новой статьи, а то тут и так лонгрид получился :) Главное, что сейчас я в порядке. 

Когда в команде наблюдается определённое количество человек с таким же «ударным» подходом к работе, это начинает негативно сказываться на команде. Мне известны случаи, когда люди работали по выходным по просьбам руководства или испытывали на себе давление тех, кто ещё вчера ратовал за то, чтобы работать без перегрузов, а уже сегодня разводил руками со словами «а как вы хотели» или «ну что поделать, я тоже устал». 

Ещё с давних времён стало модным хвастаться тем, как кто-то задолбался на работе. Скажу честно, свой описанный выше опыт я часто использовал как аргумент в разговорах с близкими, мол, «у меня очень много работы, мне некогда». Но сейчас с ужасом понимаю, что это не больше, чем самообман. Зачастую работы может быть столько же, сколько и всегда, а вот ресурсов на её выполнение нет. 

Поэтому теперь когда я вижу, как мне в качестве аргумента предоставляют календарь, где пересекающиеся встречи в два столба я честно говорю: «Камон, бро, ты перегружен! Как ты собираешься быть одновременно на двух обязательных встречах?» 

Reason: 

  • Локальные переработки превращаются в систематические. 

  • Команда может не заметить систематические переработки и начать воспринимать их как норму.

How to fix: 

  • Приглашать сторонних наблюдателей в команду для оценки происходящего.

  • Следить за тем, сколько единиц трудоёмкости сжигается человеком и командой в среднем за час, а не за спринт.

Вместо выводов

Что делать со всей вышеперечисленной информацией, каждый решит сам :) Возможно, для кого-то всё написанное мной — очевидные вещи, но я надеюсь, что для кого-то это будет полезным. Википедия любезно сообщает нам, что согласно исследованию Университетского колледжа Лондона больше 15 часов сверхурочных в неделю на треть повышает риск инфаркта и инсульта. 

Так что когда услышите от человека ответ на вопрос «как вы относитесь к переработкам» что-то вроде «нормально», то имейте в виду, что этот человек либо не знает своего истинного отношения к ним, либо врёт, либо он мазохист :) Мнение моё, и оно не обязательно правильное. Будет очень интересно услышать мнение всех неравнодушных к описанным мною проблемам в комментариях!

За факт систематических переработок приходится платить. Сотруднику - своим здоровьем. Работодателю - текучкой кадров и дырами в экспертизе на проектах, которые нельзя заткнуть быстро просто наняв новых рекрутов.

Как итог: 

  • Систематические переработки — отличный маркер того, что с процессами что-то не так.

  • Переработка — следствие давления. Давления, за которое в любом случае нужно будет расплачиваться по счетам.

  • Совсем от переработок избавиться нельзя, но можно научиться их отслеживать и ими управлять.

Комментарии (28)


  1. GorchilinD
    21.12.2021 15:01
    +5

    Здесь еще не затрагивается такой вопрос, с достижения некоторого уровня квалификации и доверия сотруднику поручается отдельное направление. С ним резко сокращает контакты руководство, только в самых общих чертах- он сам все и так знает. При этом уважение, ответственность, повышают зарплату- и резко увеличиваются переработки.

    Работал это я в самом большом украинском банке, были периоды когда в месяц было три выходных или один выходной. В рабочее время следишь за серверами, все изменения в выходной. Изменения иногда накатываются очень непросто. Отгулов за переработку не давали, через какое-то время возникало состояние апатии и выгорания. Отдельно переработку не оплачивали, но даже если бы и оплачивали- не сильно оно и повлияло бы, в состоянии хронической усталости деньги воспринимаются абстрактно. И так годами.

    Нынешний работодатель к переработкам относится значительно более щепетильно. Нет, и тут иногда авралы случаются, сервера капризничают, ночами звонят. Но, все же, плановые работы стараются проводить в рабочее время или, по крайней мере, не в выходные.


    1. luchanos Автор
      21.12.2021 15:04

      очень интересно, а что случилось после вашего ухода в компании? у меня тоже бывали такие моменты ещё в инженерные времена - когда ты сильно перерабатываешь, но это воспринимается, как норма. и в итоге я возненавидел не просто компанию, а отрасль в целом, потому что компаний с поlобным отношеинем было большинство. и теперь я в IT)


      1. GorchilinD
        21.12.2021 15:12
        +2

        Это все же ребячество, мол, они там без меня.. Что у них там будет то их проблемы, меня они не касаются никак. Но в мою бытность эта финансовая структура поддерживала программные комплексы на Украине, в России, в Грузии, в Латвии, на Кипре. Все это приходилось контролировать, под все это писать скрипты. Да и динамично все росло, увеличивались нагрузки и объемы.
        Сейчас я каких-либо контактов с действующими сотрудниками не поддерживаю, но судя по сообщениям в СМИ, дела у них не очень. Зарубежных структур уже нет, банк национализирован, против бывшего руководства уголовные дела. Многие бывшие коллеги работают в других организациях.


        1. luchanos Автор
          21.12.2021 17:34

          судя по всему всё к этому и шло. насчёт ребячества - согласен, не бывает людей незаменимых. но одно дело, когда уходит один человек, а другое - когда запускается целая лавина уходов и при этом экспертизы не остаётся совсем никакой внутри компании.


          1. tundrawolf_kiba
            21.12.2021 18:47
            +1

            не бывает людей незаменимых

            Но всегда вопрос в цене замены.


            1. GospodinKolhoznik
              21.12.2021 22:26
              -2

              Ещё можно вспомнить группу Queen, не знали они что незаменимых людей не бывает, не смогли Фредди замену найти, ну тупые! Да и в Нирване такие же тупые.


          1. Olgeir
            22.12.2021 16:39
            +3

            не бывает людей незаменимых.

            Бывает. Сам свидетель.

            Крайне узкая тема, ей занимался один человек. В какой-то момент, очередные извивы законодательства привели к тому, что большую часть кода нужно было переписать. Разраб пришел к начальству и сказал "либо + человек, либо + зарплата", причем разговор шел о повышении зарплаты в пределах 500$. В случае прибавления зарплаты предполагалось, что разраб будет сидеть несколько месяцев по +12 часов и без выходных переписывая критичные куски кода, а потом в более спокойном режиме перепишет всё остальное. И всё это без ущерба для текущей деятельности. Так же отмечу, что бюджет темы это позволял.

            Начальство в грубой форме послало разраба. Разраб вспылил и уволился.

            Дальше выяснилось, что готовых внутренних ресурсов перехватить и поддержать разработку нет. Суть работы такова, что нельзя взять паузу, найти человека и обучить – на это просто нет времени, есть очень жесткие временные рамки за которыми начинаются штрафы.  Ресурсы искали несколько месяцев, за это время убытки превысили в +100 раз, ту сумму, которую разраб просил ему прибавить. Был жуткий скандал, репутационные потери и тему пришлось полностью закрыть.


            1. MTyrz
              22.12.2021 21:14

              Но начальник умным не может быть
              Потому, что не может быть
              А. Галич


          1. dimchik_b
            22.12.2021 23:46

            Приват24 и сейчас вполне себе процветает. А проблемы у банка не из-за качества софта, а из-за авантюризма владельца.


  1. noalench
    21.12.2021 15:12
    +6

    Тема очень актуальная. Описаны объективные и субъективные причины переработок, я бы добавил еще переработки "потому что так принято". Когда сотрудники просто проводят по 12 часов на работе вне зависимости от нагрузки и амбиций, при этом сами же косо смотрят на тех, кто пытается уйти вовремя, заставляя оправдываться "я к врачу" и пр. Как в том эксперименте про мартышек с бананом ".....постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан". Такие случае клинические, но я встречал неоднократно.


  1. vakhramov
    21.12.2021 15:52
    +2

    Утро вечера мудренее, это было известно уже очень давно. С детства вдалбливают, но не во всех вдалбливается :)

    За интересным исследовательско-"оно живое" таском можно просидеть долго, но когда упёрся во что-то, и не получается, надо заканчивать. Перед сном, во сне или утром придёт хорошая мысля, она почти всегда так приходит.


    1. luchanos Автор
      21.12.2021 17:32
      +2

      прописные истины из детства начинают играть по-новому во взрослой жизни)


  1. aik
    21.12.2021 16:36
    +4

    Я админ. Часто работаю по выходным — потому что в рабочее время многие работы не сделать.
    Работа по выходным оплачивается в двойном размере, никто не дёргает звонками «а у меня принтер пишет „дайте бумаги“ и не печатает, что делать?!»
    Потому я люблю переработки. Но, само собой с оговорками — они оплачиваемые и я их сам планирую.
    Оставаться же в рабочий день после работы — только если форсмажор. У меня была пара лет, когда я работал от забора и до обеда (завтрашнего), иногда пару суток из-за компа не вставал. Армия называлось. Конечно, это было лучше, чем плац ломом подметать, но всё равно, свои пределы я понял. До сих пор помню состояние, когда набираешь текст, а потом раз — и просыпаешься с отпечатком клавиатуры на лице. Это плохое состояние.

    image


    1. luchanos Автор
      21.12.2021 17:32
      +1

      Добрый день! Оплачиваемая переработка - это как раз про мотивацию) Где-то это финансовая составляющая, а где-то страх быть не как все или страх того, что выкинут на мороз, если ты скажешь, что что-то идёт не так.


  1. Veresk3281
    21.12.2021 16:39
    +1

    Пост клевый, да, но читать всё это и вспоминать, что когда-то у меня было так же - очень не очень :*)


    1. luchanos Автор
      21.12.2021 17:30

      спасибо! про воспоминания - согласен)


  1. Suvitruf
    21.12.2021 18:49

    Про кранчи/переработки можно ещё эту статейку почитать. Штука, к сожалению, распространённая (особенно в геймдеве) и, что хуже всего, многими поощряется.


  1. LeshaRB
    21.12.2021 22:21

    А так выглядело моё рабочее место во время обучения.

    А вы не устали кресло двигать туда-сюда, когда садились работать и вставали?


  1. Xambey97
    21.12.2021 22:53
    +2

    Я для определения сроков обычно делаю так: беру средний срок выполнения примерно в часах и умножаю на 2.5, особенно когда это касается долгих задач с кучей вещей которые нужно еще изучить/попробовать, НО если успеваю сделать раньше, то просто беру следующую задачу и все довольны. Менеджеры не просирают сроки по моим задачам, и мне спокойнее (хотя бывает сижу больше положенного, если задача интересная/сложная, я сконцентрирован, и есть время).

    Коэффициент взял в какой-то статье на хабре по этой теме лет 5 назад. Если автор сейчас это читает, то вам респект, ни разу не подводило :)


  1. vgogolin
    22.12.2021 01:50

    В обсуждении сроков полезно рассуждать как есть и начинать с точных требований к задаче. Лучше, когда задача открывать мышью окна прояснится на берегу, а не после того как первичная оценка уплыла на клиента. Бить сроки на вменямые горизонты, не опускаясь в мышиную возню обсуждая каждую минуту и не улетая в небеса, оперируя космическими кораблями. 5 - 40 часов мне кажется оптимальным диапазоном. Задачами дешевле 5 часов можно пренебрегать, более 40 - имеет смысл декомпозировать.


  1. Stas911
    22.12.2021 03:45
    +3

    Как только за переработки начинают оплачивать в двойном размере (в разных странах, как я понимаю, по-разному), то часто очень быстро выясняется, что все можно сделать и в рабочее время, если наладить процессы или уволить пару некудышных менеджеров.


    1. XeL077
      22.12.2021 12:27

      Тут очень тонкая грань, виноват менеджер из-за плохого планирования или разработчик, который недооченил задачу\бездельничал, много исправлял. Найти концы и разобраться чень сложно, многие не решаются открывать этот черный ящик и разбираться, уходят от конфликта.


  1. XeL077
    22.12.2021 09:52
    +6

    Я работал в одной со*-сети как фронт-енд разработчик, на java, я пришел в проект, в котором у меня не было экспертизы и было очень мало времени на восполнение пробелов, у меня было два руководителя с разными целями (запускать бизнес фитчи и исправить кодовую базу), front-end состоял из легаси сильно завязанный на java-бекенд, jquery и css, гора хаков, горстка предрассутков и 0 документации. Но у меня богатый опыт в исправлении таких проблем.

    Нужно было это все чудо переделать, используя новую платформу, платформу к тому моменту еще не организовали и коллеги грызлись между собой в выборе основного направления его развития.
    Задачи от продуктового менеджера ставились размыто, без продумывания деталей, доделывалось в процессе, макеты менялись за два дня до релиза, велось по 3 проекта парралельно, нужно было часто переключаться, коллегу продуктовый менеджер уволил "за склочность", я остался один кто делал фронт на этом проекте, посыпалось еще больше задач, 12 часов в день + выходные стало нормой, коллеги трудоголики, жена с годовалым ребенком в забытие, ипотека и установка "нас всех уволят, надо идти до конца".

    В один момент жена легла в больницу, я остался сидеть с ребенком один, отгулов не дали, пришлось просить бабушку из другого города, я не думал н о чем кроме работы.
    Ушли на удаленную работу из-за пандемии, меня было очень легко отвлечь и сбить с мысли, через какое-то время возникало состояние апатии и выгорания, темп работы снизился, наняли еще одного сотрудника, пошли угрозы увольнения в 1 to 1 встречах, странные жалобы без конкретики, разговоры с hr'ами о незакрытой задаче и пропущенном митинге (вне рабочего времени).
    Через пол года наняли еще двоих сотрудников и одного стажера, проект уже был переписан на mobx + react и отдельное java api, появилась документация, сторибуки, линтеры, тесты и прочая ерунда, новые сотрудники очень быстро вкатывались в проект и начали делать задачи.
    Я поговорил с руоводством и попросил перевести меня на другой проект, начал искать продукт перехода. Я почему-то очень боялся увольняться, у меня была очень большая зарплата, много сил было потрачено на продукт, очень много ненужных знаний хранилось в голове, долго и трудно зарабатывался авторитет коллег, не хотел все обнулись. Мне помогли выйти из этого круга.

    Мой проект передали другому человеку за два дня до важного релиза, но утром оказалось, что у бекендера сломался компьютер , я сделал правки по API, прошел утром ревью и сделал релиз. Сообщил, что внес исправления и отправил в релиз, мне позвонил мой продуктовый менеджер и сообщил, что он долго думал и решил меня уволить, со мной сейчас свяжется hr, у меня забрали через минуту все доступы, удалили из всех чатов и изолировали от штата сотрудниуков.

    Я не понял, что происходит. Жуткий страх, что нужно платить ипотеку и искать работу во время пандемии.
    Директор hr'в мне предложил сделку: увольнение через 3 оклада по договоренностью. Я отказался, пробовал разобраться в чем дело, требовал рассказать причины увольнения, просл, угрожал, связывался со своим техническим менеджером, оправдывался, но "мне все что нужно объяснили", это сделка от которой нельзя было отказыватья.
    Искать другую вакансию в компании мне будут только после того как я подпишу заявление, а с этого проекта меня снимают,

    Меня пытались "отбить коллеги", чьи номера я смог найти, но "мест не было", в конце один hr лично сказал мне, что твой руководитель дал о тебе отзыв, больше не пробуй тут работать, смысла нет.

    Документы и 3 оклада я получил, два месяца просто спал, ел, жевал мыслительную жвачку "почему он так со мной поступил?!" и ходил как в меме "грустный эскобар". Деньги кончались, очень быстро, я согласился на первую спокойную работу, которую нашел, с понижением оклада.

    Прошел год, я все понял, даже можно сказать смирился, но меня до сих пор трясет пока я пишу этот текст и работать больше 6-7 часов больше не могу.


    1. Aspecter
      22.12.2021 20:54
      +1

      Искренне сочувствую. Меня турнули совершенно таким же образом из зарубежной компании, с которой трудился около 8 лет на удалёнке. От такого тяжело отходить.


  1. rdo
    22.12.2021 12:37

    В моем опыте работы лидом переработки бывают двух типов по масштабам: локальные — сотрудник неверно оценил задачу, дал обещание, которое надо выполнить, например, закрыть важную задачу в спринт. Это неприятно только для сотрудника, но в тоже время урок для него.
    Второй вид — глобальная — когда менеджеры/заказчики решили переиграть какие-то договоренности и выкатить что-то большое раньше на пару месяцев, когда аналитики забыли про какую-то важную интеграцию, которую надо сделать прямо-сейчас-горит-горит. В таком случае это неприятно для всех, и не является уроком ни для кого, ведь те, кто устроили это не пишут код.
    Поэтому если на проекте постоянно переработки второго типа, то лучше подумать о смене проекта.


  1. SiDChik
    22.12.2021 14:20

    У меня ранее частенько были "переработки", но я их сам брал, как раз из-за внутренней мотивации. Порадовать команду результатом, узнать что то новое. А вот переработки по принуждению - это крайне печально.


  1. sneka
    22.12.2021 18:47
    +2

    Мой начальник в далеком 1999 говорил: "Для преработки могут две причины: сотрудник идиот, который не справляется с нормаьным объемом работы в отведенное время, или начальник идиот, который не может нормально нарезать работу. Если перерабатывает начальник - все очевидно".


  1. Gradiens
    23.12.2021 21:06

    С переработками самый главный вопрос: "А кому это надо?"

    Ответить на него бывает непросто. Потребуется много времени, чтобы сбросить поверхностную шелуху. Порой ответ будет неожиданным. Например - "никому".

    Если ответ - "мне", стоит задать еще вопросы: "что я получу" и "что я потеряю". И только в случае серьезной разницы между полученным и потерянным, можно принять взвешенное решение и разрешить себе некоторое время перерабатывать. Некоторое, но вполне определенное время. Заключив сделку самим с собой.

    В любом другом случае стоит спланировать и приступить к выполнению плана по прекращению переработок.

    Если отбросить нестандартные ситуации, этот план может содержать всего один пункт: ровно в конце рабочего дня перестать работать.