Привет, Хабр! Давайте поговорим о проектном управлении в продуктах Озона.

Меня зовут Андрей, я пришёл в компанию менеджером по продукту полгода назад. И первое, что бросилось мне в глаза, — отсутствие излишней бюрократии, которую ожидаешь встретить в корпорации: формальных планёрок, отчётных встреч, бесконечных служебок и приказов. Ура! Не надо отчитываться по решённым задачам разработчиков, объёму техдолга, собирать статистику спринтов, искать виноватых или самому ходить «на ковёр».

При дальнейшем погружении в работу нашей команды выяснилось, что частично эти процессы всё же есть, но реже, чем я ожидал в начале. Отчеты — перед заказчиками по проектам в работе, а планирование происходит раз в месяц (как и у большинства других команд); ключевой формат планирования — технический комитет, где встречаются заказчики от бизнеса и исполнители от IT.

Такой подход к планированию связан с масштабом — количеством и размером продуктов в Озоне. Здесь нет фундаментального ноу-хау — принцип «Давайте есть слона по кусочкам» для работы с большими проектами работает и в нашем случае. Наша специфика в том, что приходится думать не только о нюансах работы с отдельно взятым слоном, но и об их популяции: учёте, хранении, планировании поставок, селекции и разведении. 


Откуда в Озоне появляются слоны, как организованы процесс поставки проектным командам, как организовано верхнеуровневое планирование и отчётность, — расскажу в серии статей. В этот раз — о том, с чего всё начинается.


Жизненный цикл слона: композиция vs декомпозиция 


В классическом проектном управлении часто можно встретить принцип декомпозиции

В стратегическом же планировании и управлении распространена концепция композиции. Разные источники рассказывают об этом в разных терминах: Helicopter View, Бык Пикассо, Пять почему. Объединяет всё это универсальный принцип композиции: выбора, агрегации, отсева и упрощения значимых элементов.


Верхнеуровневые принципы композиции и декомпозиции используются для планирования у нас примерно так:
  • в бизнесе: Идея → Коридорные исследования → Декомпозиция → Количественное исследование → Синтез → Анализ → Композиция → Презентация и защита → Проект;
  • в IT: ПроектДекомпозиция → Системная и бизнес-аналитика → Спецификация → Задачи → Реализация → Внедрение → Композиция → Ретроспектива → Запуск.

От идеи до запуска мы несколько раз «спускаемся вниз» (разбираем проект до цифр и метрик, задач и подзадач) и «поднимаемся наверх» (для отделения значимого от второстепенного).

Команда по разведению слонов: бизнес и IT 


Давайте теперь более пристально всмотримся в две вертикали Озона — бизнес и IT.

Бизнес отвечает за требования к слонам: габариты, размеры, цели применения, планы по использованию, ожидаемый эффект.

IT-вертикаль отвечает за реализацию требований: селекцию подходящих пород слонов и разработку «обвеса» (методы кормления и дрессировки, базовые команды).

IT-вертикаль стремится избегать ситуаций, когда слоны сначала появились, а потом их нужно кому-нибудь «продать», но выполняет заказ на поставку как полагается — с прогнозом сроков, нужного качества, в рамках оговорённого бюджета. 

Внутреннее устройство вертикалей — классическое. В бизнесовой части всё устроено как в офлайновой компании: прибыль, трафик, покупатели, поставщики, логистика и прочее. Структурное деление организовано по направлениям и предметной области экспертизы. Например, может быть отдел, занимающийся одной категорией товаров, со всей вытекающей внутренней иерархией.

В IT-вертикали — всё как в условном Google: используется доменная архитектура, в которой команды и отделы строятся вокруг функциональных блоков и модулей приложения. Например, может быть отдел, задачей которого является поддержание в актуальном состоянии какого-то одного API или таблицы данных.

Если представить взаимодействие вертикалей как экспертизу и компетенцию, то мы получим классическую матричную структуру управления.


В такой структуре могут возникать спорные моменты, в частности о границах зон ответственности за проект и продукт. Не достигли целей почему? Было недостаточно компетенций исполнителей или проблема в экспертизе заказчика?

Поэтому для определения границ зон ответственности у нас есть конвенции,в которых прописаны основные бизнес-процессы и положения, принятые в компании.

Для разработки, контроля и улучшения конвенций существуют комитеты:
  • архитектурный комитет — отвечает за глобальные изменения в архитектуре приложений;
  • проектный комитет — управляет процессами разработки и внедрения, определяет требования к проекту и спецификации;
  • комитеты по центрам компетенций — разрабатывают манифест и технические требования к компетенциям линейных сотрудников.
  • технические комитеты — место встречи бизнеса и IT для обсуждения и приоритизации проектов.

Кто-то может сказать, что конвенции и комитеты — это слишком суровые атрибуты процессов, что у нас всё слишком регламентировано: «свод законов и правил, которые нельзя нарушать». Но по факту именно это позволяет снизить уровень энтропии, определять границы проектов и степень их готовности, а также набор обязательных требований.

Откуда берутся слоны: генерация продуктовых гипотез


Давайте посмотрим, откуда же берутся слоны?

Прежде чем сделать заказ слонов, надо сходить в несколько походов: узнать, какие слоны лучше переносят тот или иной климат, какие — хороши в борьбе с варварами, а какие — с организованной конницей. 

Для этого каждое подразделение занимается генерацией и проверкой гипотез: проводит полевые исследования и интервью, изучает рынок. 

Процесс проведения предварительных исследований и аналитики выглядит примерно так:
  1. Генерация идей.
  2. Выбор и приоритизация.
  3. Коридорное исследование.
  4. Разработка гипотезы, оценка влияния на целевую метрику (что надо сделать, чтобы гипотеза подтвердилась). 
  5. Оценка вероятности подтверждения гипотезы.
  6. Качественное и количественное исследования (если возможно).
  7. Разработка бизнес-требований к реализации.
  8. Технический и продуктовый UX-дизайн.
  9. Построение сиквенс-диаграммы;
  10. Декомпозиция до уровня доменных проектов. 
  11. Верхнеуровневая оценка сложности реализации и размера проекта.
  12. Разработка презентации проекта.
  13. Защита проекта перед своим руководителем, получение бюджета на реализацию (счастливый номер пункта — случайность).



Если схему еще упростить, получим классический цикл непрерывных изменений (PDCA)


По итогам аналитики и презентации не все проекты получают зелёный свет — некоторые остаются ждать.

В каждом из пунктов выше есть свои нюансы, но основа основ — финансовая выгода. Главное требование к слону — чтобы приносил деньги или помогал существенно их экономить.

Когда проект готов, бизнес-заказчик определяется с исполнителем на стороне IT. Если предлагаемые бизнес-требования могут быть реализованы по-разному (например, виджет можно показать на разных разделах) или продукт находится в стадии роста, то имеет смысл идти в наименее загруженные домены. Принцип примерно такой же, как в стартапе Quick Wins. В нашем случае, как правило, наиболее загруженные те домены (и, соответственно, их техкомы), которые находятся ближе всего к финальному этапу покупки.

Здесь стоит обратиться к психологии пользователя: чем дальше человек прошёл по пути покупки, тем сильнее его готовность эту покупку совершить. Поэтому задача на этих последних шагах пользовательского пути — снять барьеры и возражения, в то время как на начальных этапах — заинтересовать. Таким образом, самые эффективные решения, в разы увеличивающие целевые метрики, находятся ближе к финишу, а самые дешевые в реализации — ближе к началу.

Чем ближе к концу пользовательского пути, тем:
  • выше ответственность за стабильность и устойчивость под нагрузками;
  • суровее SLA-требования к сервисам;
  • больше покрытие тестами;
  • больше проверок крайних состояний;
  • выше цена техдолга;
  • ниже скорость реализации бизнес-фич.

Чем ближе пользователь к покупке, тем выше требования к техническим компетенциям команды, отвечающей за тот или иной этап, тем большую зону ответственности ей выделяют, тем больше очередь из заказчиков. 

Формируем меню из слонов: технические комитеты 


Окей, проекты для слонов у нас есть. Что дальше? 

Распределение ресурсов на производство слонов происходит на техническом комитете или просто техкоме. 

Бизнес-заказчик (менеджер продукта) приносит на техком один свой приоритетный проект. В рамках презентации он даёт прогноз влияния своего проекта на бизнес-показатели и продуктовые метрики. Одна из наиболее важных метрик — Gross Merchandise Volume (GMV), валовая выручка по заказам.

Если продукт не самый прибыльный, то и относительное увеличение GMV на условные 200% может принести заметно меньше выручки, чем увеличение целевой метрики на 5% в другом продукте, который уже приносит значительную прибыль. Поэтому проекты менее прибыльных продуктов по умолчанию могут получить более низкий приоритет. Однако «авторитетные» (в смысле прибыльности) бизнес-заказчики могут уступать приоритет менее прибыльным проектам, которые они считают важными.

В техкомах есть элемент конкуренции за ресурсы, но суть не только в этом. Большое внимание уделяется получению здоровой конструктивной критики и обсуждению возможностей для роста продукта и был всесторонний челлендж.

По итогу техкома проектам выставляются приоритеты; для проектов, попавших в топ по приоритетам — IT-подразделение обязуется провести аналитику и выдать прогноз сроков реализации.

Обзорная экскурсия по местам обитания слонов — продолжается


В этой статье мы рассмотрели, как в Озоне устроена работа с большими проектами-слонами, на первых шагах. 

В формате обзорной экскурсии: 
  • заглянули в базовые принципы жизненного цикла проектов — композицию и декомпозицию;
  • познакомились с участниками процесса — бизнесом и IT;
  • узнали, что происходит в самом начале — на этапе генерации продуктовых гипотез и их верификации на технических комитетах.

Многие моменты могут показаться вам стандартными, и это будет справедливо. Наша задача — не переизобрести велосипеды проектное управление, а использовать лучшие практики, чтобы отвечать на вызовы масштаба — количества и размера проектов в Озоне. 

А как регламентированы процессы разработки у вас?

В следующий раз я расскажу о том, как мы автоматизировали проектное управление (техкомы). Оставайтесь на связи с нашей экскурсионной группой!

Комментарии (3)


  1. CEO_bettex
    23.12.2021 13:43
    +2

    Странная история с тех.комо. А если моя задача стратегически важная, но денег много не принесет. Например вышло новое требование закона и если не реализовать доработки будет штраф, но штраф не будет таким большим как GMV моего конкурента. Как быть в такой ситуации?


    1. PANDor Автор
      23.12.2021 13:51
      +1

      На техкомах приоритизация происходит в большей степени по субъективным соображениям, чем по объективным метрикам. GMV и метрики — лишь артефакт важности твоего проекта перед другими аналогичными.

      Большинство штрафов начисляется за каждый выявленный факт нарушения, по итогам года цифра может значительно перекрыть любые доходные проекты. Соответственно, проект на соблюдение законодательства не приносит доход, но позволяет существенно экономить.


  1. p0st
    24.12.2021 01:41
    +1

    Поддержу коллег из О, что при расчете проекта по гос требованиям, считаем деньги со знаком минус.

    Т.е. совсем не поддержать маркировку = риск остановки бизнеса на 30 дней = умножаем бизнес на 0 = убытки. Либо если аппетит к риску высокий, суммируем возможные штрафы с поправкой на коэффициент злобности госа.

    Но баталии на комитетах всё равно будут жаркие, потому что всё-таки гос проекты, это потенциальный риск - он может не сыграть + есть варианты отбиться по линии GR (у ОЗОН он был неплохой до момента, пока Дмитрий от вас не ушёл, сейчас не знаю). А вот коммерческие проекты - это возможный рост GMV или чистой прибыли pc4 с первой минуты начала проекта (даже не окончания, да так бывает).

    Отсюда периодические драмы с перекупом перегоревших бойцов, увольнениями и прочими интересными историями.