Фриланс это… Пока я писал эту статью, меня отвлекали сообщения от клиентов 24 раза.
P.S. Писал я её в нерабочее время.

Часть первая. Опыт в найме.

Помню в студенчестве, когда я жил в общаге и готовил дома в мультиварке, я думал: «Получается, что если я устроюсь на работу и буду получать 30 тыс рублей, то я раз в неделю смогу ездить в Европу на выходные. What a life… ».

Спойлер: так ни разу не получилось

Еще студентом 4 курса очного отделения мне посчастливилось устроиться работать в Яндекс. Я совмещал работу и учебу, и, закончив университет с красным дипломом, в моём подростковом сознании ярко фигурировала мысль «Я прошел эту жизнь». Нет, ну а как может сложиться судьба человека, который имеет диплом о высшем образовании «с отличием» и уже опыт работы в крупнейшей IT-компании России к 20 годам?

Мама была довольна.

Следующие 4,5 года я работал в Яндексе с мыслями, что стоит мне только разместить своё резюме где-либо, то мне придется постоянно носить с собой powerbank. Так как мой телефон будет быстро разряжаться от звонков HR разных компаний. Но я жаждал романтики. Мысль о том, что можно работать из любой точки планеты меня очень манила. Тогда в wordstat еще была нулевая статистика по слову «удалёнка». А я не понимал зачем обязательно сидеть в офисе с 10 до 19, если уже в командировках я подключал себе виртуальную телефонию и фактически продолжал работать без потери качества из разных уголков России.

Часть вторая. «Простите, а где деньги?»

И вот в 2018 году я покидаю компанию с небольшой «подушкой» (порядка 200-250 тыс) и начинаю пытаться работать "на себя". Для невнимательного читателя я напомню, что я почему-то был уверен, что слово «Яндекс» в моём резюме будет производить такое же впечатление, как это же слово в резюме Аркадия Воложа.

Я начал искать интернет-магазины и предлагать им свои услуги по ведению на маркетплейсе Яндекс.Маркет. Так как последняя моя позиция в Яндексе была «менеджер по работе с агентствами в Маркете», то я видел как много магазинов пользуются услугами агентств и был уверен, что я нисколько не уступлю в качестве последним. А в стоимости услуг уступлю. И тогда точно клиенты будут слать мне гифки «Заткнись и возьми мои деньги».

Как сейчас помню, нашел базу интернет-магазинов, выбирал из них самые крупные, с которыми мне (!) будет интересно работать (прим. автора: ахахахахаха). Оформил для них предложение и сделал первую рассылку. Закрыл ноутбук с мыслями «ну завтра разгребу заявки».

Ну, ЧБД понятно же, да? И если у вас возник вопрос: «Ахаха, а были мысли, что почтовый сервер «упал» и ты просто не получаешь новые письма?», то отвечу… Были!

Тем временем подушка потихоньку заканчивалась. С каждой оплатой аренды квартиры я шел на более крайние для меня меры. И когда денег оставалось на две аренды, я начал план «холодные звонки». Они-то и принесли мне заказ на аудит магазина на 5000 рублей. Я 8 часов сидел в столовой возле дома (тогда мне хотелось работать по-модному, «из кафе», но денег уже хватало только на столовку) и готовил лучший в своей жизни аудит. Я проанализировал не только магазин на Маркете, я чуть ли не написал концепцию развития инстаграма детей Генерального директора магазина. Я старался изо всех сил. В итоге мне, конечно, заплатили, но моя работа явно пошла в стол (заказ был из серии «нужно отчитаться перед начальством, но самому делать лень»). Так я заработал свои первые деньги на фрилансе.

Часть третья. Принятие и совмещение

Постараюсь покороче, так как этому учат на всех курсах по копирайтингу. А я, в моменты отчаяния, проходил и их.

Те 5 тысяч за аудит были приятны, но их хватило не очень надолго. И тут товарищ предложил мне встретиться со стейкхолдером одного стартапа, которому нужен был маркетолог. На тот момент я не знал слово «стейкхолдер», но хорошо разбирался в слове «маркетолог», и уже как минимум умел без рекламного бюджета найти клиента на 5 тыс рублей :) И хоть я совсем не хотел лишаться чувства свободы и запаха столовки от ноутбука, я все-равно решил сходить на встречу.

Это было самое странное собеседование в моей жизни. Я рассказал про себя, они рассказали про себя. Наш опыт никак не соприкасался, ведь я занимался развитием интернет-магазинов, а они делали платформу по автоматизации процессов сервисного обслуживания оборудования. Но то ли я чем-то понравился инвестору, то ли из-за безысходности, они сказали: «Нам нужны такие люди». Я сам себе придумал «тестовое задание»: предложил им что-то накидать по планам моего видения развития проекта. Не уверен, что мои планы кто-то читал, но через неделю мы встретились с СЕО и мне предложили прикольный для меня график работы: 3,5 дня в неделю. Такой формат мне позволял работать в офисе и продолжать развивать собственное дело, поэтому я согласился.

Я очень доволен, что тогда меня нашла эта работа. За 2 года нашего сотрудничества она многое во мне поменяла:

  1. Я полюбил разработчиков.В Яндексе меня окружало много разработчиков, но мы почти не пересекались по работе. И они мне казались странными. На новой работе я плотно с ними сотрудничал и подружился. Теперь странными мне кажутся «не разработчики».

  2. Я разлюбил маркетинг.Возможно, мне стало от него тошно, так как я был одним маркетологом в компании. Я отвечал за контент сайта, настраивал контекст, писал рассылки клиентам и статьи, выстраивал SMM, делал презентации, анонсировал новые фитчи рынку, выстраивал аналитику и т.д. Естественно, почти без подрядчиков. Естественно, мне не хватало 3,5 дней в неделю.

  3. Мне стало интересно работать над функциональным развитием продукта.Мы тогда как и все перешли на Agile и роль Product owner досталась маркетологу, так как я был один, кто на тот момент хоть как-то соприкасался с клиентами. Так начался мой путь в продакт менеджмент.

  4. Мне удалось применить и развить свои сторонние навыки.Я увлекался видеопроизводством и делал event видеоролики разным компаниям. Параллельно я начал делать разные обучающие ролики и для компании, в которой я работал. Конечно же, за это никто не доплачивал, но мне было интересно. Ниже пример одного из.

  5. Параллельно я работал с интернет-магазинами и неплохо развивал свой фриланс.

Часть четвертая. Чтобы стать настоящим фрилансером, нужно перезимовать на Бали.

Это самая яркая часть этого рассказа.

Я ушел из компании и начал жить жизнью, о которой я мечтал с Яндекса. Было всё: и серфинг во время обеда, и работа ночью из-за разницы в часовых поясах с Австралией, и работа из палатки в Исландии, и созвоны среди стада марокканских ослов, и разбор рабочих чатов на подъемнике в горах, работа у кладбища на берегу океана на Филиппинах (только там ловил интернет) и многое другое. Моя ответственность, инструменты отложенных сообщений и мобильный интернет позволяли мне путешествовать и не ронять качество рабочих задач. Примерно в таком режиме я прожил следующие 2,5 года. Если учитывать еще 2 года, когда я совмещал работу в офисе и фриланс, то суммарно я провел во фрилансе 4,5 года.

Этого времени мне хватило, чтобы максимально прочувствовать значение буквы «И» в аббревиатуре ИП, немного устать от электронной коммерции, пожениться, прочувствовать всю важность work-life balance и начать чувствовать желание развиваться в новых отраслях.

Я сразу понимал, что мой «пиявочный» бизнес (прим.: выстроенный вокруг работы другого бизнеса) не навсегда, поэтому не сильно расстроился, когда маркетплейсы окончательно убили модель работы с переходом на сайт магазина. Я видел два возможных сценария развития событий: либо я ищу какие новые услуги я смогу предоставлять в рамках новых реалий маркетплейсов, либо я пойду в найм. И я пошел собирать резюме.

Часть пятая. Рынок труда или «Почём продакты? За 150 отдашь?»

Опыт трудоустройства у меня был небольшой. Я всего два раза устраивался на работу и оба раза успешно. Такая конверсия вселяла уверенность, поэтому я собрал в одно резюме всё то, что я умею и разместил его на hh.ru

Как итог: повторение ситуации «ну, заявки завтра разгребу».

Я понимал, что я на длительное время выпал из внешнего мира. И хоть я лайкал посты об успешной карьере моих друзей на фейсбуке, я даже не знал где сейчас лежит моя трудовая книжка. А то, что они теперь электронные для меня вообще было открытием. Поэтому я совершил единственное правильное решение и попросил моих друзей HR-ов посмотреть на моё резюме.

Фидбэк был однозначным

Во-первых, оказывается, 6 страниц никто не будет вдумчиво читать. Хоть мне казалось, что чем подробнее про себя расскажешь, тем понятнее будет рекрутеру.

Во-вторых, это только для меня важно и понятно как опыт в видеопродакшене может помочь в развитии продукта на позиции Product Manager.

В-третих, опыт работы и в большой компании, и в маленькой и на фрилансе скорее, почему-то, отпугивает, чем даёт понять, что человек всё попробовал и принял для себя решение.

Самое трудное после долгой паузы — определиться чего ты действительно хочешь.

У меня было одно резюме на позицию Product Manager, второе резюме на позицию «Креативный продюсер», а откликаться хотелось только на вакансии «Смотритель за пингвинами в Антарктиде» в канале Алёны Владимирской.

Когда я сделал переиздание своего резюме согласно замечаниям, начались первые приглашения на интервью.

В начале я был очень изборчив к компаниям и вакансиям. Я детально и со всей ответственностью вчитывался в обязанности и ожидания работодателей. Но совсем скоро я понял, что требования к резюме у рекрутеров куда строже, чем требования к описанию вакансии. И я начал делить вакансии на 3 типа:

1. Копировальный центр имени Суперджоба Хедхатеровича

Это вакансии, описание которых отличается только блоком «О компании». Все остальное описано общими словами и большими мазками. В таких случаях, соискателю трудно понять на этапе премодерации какого сотрудника ищет компания и какие конкретные задачи перед ним будут поставлены. Нет ощущения, что сама компания точно понимает пользу, которую она хочет получить, наняв нового сотрудника.

2. Аббревиатурный коллапс

Может во мне говорит моя предвзятость, так как я тот человек, который в 2016 году не понимал зачем говорить «кейс», если есть слово «пример». Я с большим скептицизмом отношусь к людям, которые общаются исключительно терминами. Практика фриланса показывала, что когда к тебе приходит новый клиент с конкретным ТЗ: «Нужно снизить ДРР на 7%, увеличить ROI на 12% и LTV на 33%, готов платить только за достижение поставленных KPI», то почти всегда он недавно закончил курсы какой-нибудь Бизнес-молодости. И при более детальном погружении не знает почему он взял именно такие цифры, и чем LTV отличается от Retention. Вобщем, я точно понимал, что я вряд ли сработаюсь с людьми, которые не хотят выражаться человекопонятным языком, поэтому не тратил время HR на мою кандидатуру.

3. Нужно уметь всё уметь

Первое время я уточнял (например, у рекрутеров SkyEng), а точно ли Project manager команды маркетинга должен заниматься организацией мероприятий по тимбилдингу? Потом понял, что такие вакансии хотя бы точно понимают, что они ждут от кандидата и отфильтровывают таких «лодырей», как я.

Есть и четвертый тип вакансий: «Нормальный».

К нему относятся все те вакансии, которые не относятся к первым трем. К такому типу относилась и вакансия от Авито, на которую я решил откликнуться. Я знал, что для более детального изучения твоего резюме в идеале нужно сделать две вещи: написать сопроводительное письмо и попросить кого-то внутри компании порекомендовать тебя.

Мне посчастливилось выполнить обе, поэтому собеседования дошли до 4 этапа: сначала мы поговорили с рекрутером, потом с рекрутером и потенциальным руководителем, потом тесты на когнитивные способности и большое тестовое задание, затем защита этого задания перед будущими коллегами (на этом этапе ты действительно уже как-то осознанно произносишь слово «коллеги»), и затем очная встреча в офисе. Собственно, после очной встречи мне и отказали. Я уже не помню точную причину отказа, потому как ждал итогового решения я довольно долго, и когда мне позвонили с новостями, то я расстроился и за грустными мыслями слабо помню какие-то слова рекрутера. Точно помню, что они были околошаблонными: «нам нужно серьезно поговорить… ты очень понравился, но сейчас наша компания… дело не в тебе…».

Забегая вперёд скажу, что мне пришлось еще услышать много отказов. И я не понимаю, почему ни один HR не хочет сказать человеку правду: «У тебя не хватает такого-то скилла», или «ты слишком свободолюбивый, мы боимся, что это сможет демотивировать остальных сотрудников нашей компании», или «ты просто некрасивый». Потому как, во-первых, это бы позволило человеку поработать над своими минусами, а во-вторых, уберегло бы его от неправильных выводов.

У меня были случаи, когда я точно понимал, что на все вопросы я ответил правильно (они просто были прям с теста GoPractice), этап нашего общения перевалил за тестовое задание (а это значит, что оно их устроило), но все-равно ты получаешь отказ. И тут уже трудно понять, что мне нужно сменить: парикмахера или образ жизни?

После отказа от Авито мою избирательность немного пошатнуло. И поэтому следующих 6-7 приглашений я принимал сразу, без глубокого анализа компании и вакансии.

Мне хотелось посетить больше собеседований, сделать больше тестовых заданий, чтобы явно увидеть какие-то тенденции рынка труда.

Объясню: я с одной стороны читаю исследования о том, что в 2021 году компании испытывают «кадровый голод», с другой стороны получаю отказы.

И тут трудно не получить «синдром самозванца», психологическое расстройство и заниженную самооценку. Примерно 2 недели у меня почти каждый день было по 1-2 собеседования, в перерывах между которыми я жадно поглощал любую новую образовательную информацию. Я не давал себе ни минуты «провиса»: если ты куда-то едешь в машине, то включи подкаст, если ты работаешь (у меня еще оставались активные клиенты), то открой в отдельном окне какой-нибудь ролик со Школы менеджеров Яндекса, если ты принимаешь душ, то прокручивай в голове подходы приоритизации backlog и т.д. И параллельно устраивай себе нагоняй мыслями о том, что пока ты фрилансил — твои коллеги «качались», и теперь ты ничего не умеешь и никому не нужен.

Если читая предыдущий абзац вы узнали себя, то по опыту скажу: вам сейчас нужно сконцентрироваться лишь на двух вещах: походы в спортзал и медитации (или дыхательные практики). Я понимаю, что если бы мне тогда дали такой совет, то я бы сказал: «Легко медитировать, когда точно знаешь дату получения аванса», но пожалуйста, расслабьтесь. Не загоняйте себя еще сильнее. Мне это совсем не помогло. Ни в одной из компаний, с которыми я общался — я не хотел работать. Я это понимал. Мне просто важно было почувствовать, что я могу кому-то понравится как специалист.

Затем была еще череда интересных событий. Например, когда мне отказало рекрутинговое агентство, которое собеседовало меня на позицию в yclients, а затем ко мне с приглашением на эту позицию пришел сам yclients. Когда меня изнутри рекомендовали в Ozon, а потом 2 недели разные рекрутеры передавали моё резюме между собой, так и не проведя ни одного собеседования и не вернувшись с обратной связью. За это время мне доводилось встречать как и абсолютно безответственных рекрутеров, так и людей, кто глубоко погружался в тему программирования, чтобы лучше понимать разработчиков на собеседованиях.

По итогам почти 2 месяцев поиска работы я скажу следующее: работа большинства рекрутеров мне показалась схожей с работой агентов по аренде недвижимости. Вроде ты сам нашел объявление, позвонил агенту, договорился о встрече, приехал, посмотрел квартиру, а он просто показал тебя собственнику и получил за это комиссию.

Ощущение такое, что живот еще не урчит от кадрового голода.

Заканчивается эта история тем, что 10 января я выхожу на работу. Выхожу на работу в компанию, на которую не делал никакой ставки. Звонок от HR застал меня в неудобное время и я согласился на собеседование просто чтобы подробнее узнать о компании. И именно это собеседование, деятельность компании и будущие коллеги понравились мне больше всего, а компания больше не стала меня мучать, так как старается перейти на режим "one day offer".

И да, выходить на работу после того, как 2,5 года у тебя не было руководства, коллег, квартальных планов, аванса и ДМС - очень страшно. Но, наверное, одной из целей написания этой статьи было желание перечитать её, спустя время, с мыслями "зря ты тогда переживал".

Пожелайте, пожалуйста, мне удачи на новом месте!

Комментарии (88)


  1. osipov_dv
    04.01.2022 16:25
    -9

    в 2018 году я покидаю компанию

    Как я, спустя 4 года фриланса, устраивался в найм

    диплом о высшем образовании «с отличием»

    realy? гуманитарий чтоль?


    1. polaskun Автор
      04.01.2022 21:00
      +1

      Во-первых, гуманитарий :)
      Во-вторых, покинул Яндекс в начале 18 года, и сейчас в начале 22 года выхожу на работу.


      1. osipov_dv
        04.01.2022 22:01
        -6

        Удивительная каша в голове, для человека с красным дипломом... ВУЗ не подскажете? Очень не похоже на государственное образование, больше на коммерческое.


        1. polaskun Автор
          04.01.2022 22:03

          ИНЖЭКОН (сейчас уже СПБГЭУ)

          Хотите знать из какого ВУЗа нельзя нанимать людей с красным дипломом?)


          1. novoselov
            05.01.2022 00:14
            +3

            На словах "Я крутой бородатый сеньор программист из Яндекса", а на деле ~~"Я работала уборщицей в офисе который снимает Яндекс"~~, ну то есть "маркетолог стажер" :) С чего вы решили что не-программисты из Яндекса на вес золота?


            1. polaskun Автор
              05.01.2022 00:45
              +11

              ну вот так мне тогда, в 20 лет казалось.

              я правильно понимаю, что у вас есть претензия к моей собственной оценке себя почти 10 лет назад?


              1. novoselov
                05.01.2022 12:19
                +3

                в 2018 году я покидаю компанию

                Видимо у меня плохо с математикой, надо запомнить что 2022 - 2018 = 10

                Ваше ожидание это проекция вашего окружения. Без шуток, попасть в Яндекс после ВУЗа большой успех и Яндекс этим пользуется (привет зарплата ниже рынка). Хороший HR про это в курсе, но если вы не выходите из Яндекса с senior'ским шильдиком, вы ничем не лучше других кандидатов, а для некоторых это еще и дополнительный звоночек, что имея все возможности для развития и роста вы не справились с работой в корпорации. Судя по статье вы сделали "выводы" про жадный Яндекс, глупых клиентов, странных HR, но не про себя любимого ...

                Как итог: повторение ситуации «ну, заявки завтра разгребу»


                1. polaskun Автор
                  06.01.2022 11:39
                  +1

                  Я говорю про свои ощущения при старте карьеры в Яндексе, которые продолжались на протяжении всего срока работы. Старт карьеры был в 2014. Ок, 8 лет назад, я написал "почти 10". Где-то извиниться перед вами за глубокие моральные страдания?)

                  Мне сейчас можно не объяснять то, почему у меня были 8 лет назад неправильные ощущения и завышенное ЧСВ. Я по ходу статьи рассказываю о том, что я это понял.


                  1. novoselov
                    07.01.2022 07:39

                    Иногда кажется, что мир состоит из адекватных людей, привыкаешь так к этому, а потом бац, встречаешь какого-то "своеобраза" ...


            1. manyakRus
              05.01.2022 10:06

              правильно.

              Обычный менеджер, которых под каждым забором валяется чёгото выпендривается (извиняюсь)


  1. Vadimjke
    04.01.2022 16:27
    +1

    Удачи! (от фрилансера, которому предстоит пройти 2ю часть твоего повествования)


    1. polaskun Автор
      04.01.2022 21:01
      +1

      Спасибо! Тебе тоже желаю найти то, что по душе!


  1. xpert13
    04.01.2022 16:35
    +14

    И я не понимаю, почему ни один HR не хочет сказать человеку правду

    А тут всё просто: очень редко кто воспринимает критику.

    Один из примеров: человек очень слабо сделал тестовое задание, сразу видно, что имеет мало опыта, на что получил ответ: "к сожалению ваш уровень навыков не достаточен для замещения данной вакансии". Кандидат попросил больше конкретики, я ему выписал несколько самых грубых ошибок, которые он сделал, а в ответ, вместо благодарности за потраченное на анализ его работы время получил, ответ в стиле: "я не считаю, что так делать не правильно, вы какие-то странные, идите лесом".

    После этого нет никакого желания тратить на подобное время. Хотя, справедливости ради, были и случаи, когда в ответ приходили письма с благодарностью. Но такое бывает значительно реже.


    1. Korobei
      04.01.2022 21:01
      +4

      А тут всё просто: очень редко кто воспринимает критику.
      Ещё наверное потому, что очень часто при подобном ответе начнётся продолжение разговора. Попытки переубедить, ещё больше подробностей узнать и т.п. Плюс ничего не сказать это самый энергосберегающий вариант, ну а мы же за экономию энергии.

      Ну а почему отказали — скорее всего потому что там несколько кандидатов и ты не вошёл в список топ-1.


    1. polaskun Автор
      04.01.2022 21:04

      Вообще да, согласен. Иногда кажется, что мир состоит из адекватных людей, привыкаешь так к этому. Все нормально передают и воспринимают информацию, а потом бац, встречаешь какого-то "своеобраза" и вспоминаешь как бывает)

      Просто кажется, что HR же первой буквой про human, должен понимать кому можно дать полезную обратную связь, а кому лучше ответить шаблоном


      1. Lisio
        05.01.2022 02:31
        +1

        В HR имеет значение только вторая буква, все исключительно про ресурсы. По сути это iptables, в котором часто правила списаны неопытным админом с одного и того же старенького растиражированного мануала, либо написаны с нуля новичком и пропускают только очень специфичный трафик, упираясь в опыт автора, либо, что редко, четко работающий конфиг, который все делает как надо. А кому-то просто везет найти проброшенный порт.

        Важно найти ту компанию, которая поймет и примет тебя таким, какой ты есть, где сразу найдешь общий язык с коллегами и начальством. Обратная связь от HR не всегда может принести пользу, особенно если эта связь очень субъективна. Не помню как называется ошибка, когда новую систему или функциональность начинают менять на основе отзыва первого клиента и в итоге получают продукт, который нравится этому клиенту, но не подходит всем остальным. Это может быть применимо и к собеседованиям.


      1. osipov_dv
        05.01.2022 09:17
        +1

        Не HR решает, брать сотрудника или нет. Это решает будущий начальник, а он не обязан транслировать свое мнение HR. Кроме этого варианта, может прийти красный сигнал от службы безопасности, там вообще бывают странные ответы, не понятные даже внутри компании. Их однозначно никто транслировать во вне не будет - они граничат с законностью владения подобной информации.

        Все что делает HR - отбирает резюме, пересылает их руководителю и организует собеседования с отобранными соискателями.

        На собеседования проходит огромная толпа народу, к сожалению нулевого, решение как правило, принимается в первые пару минут по окончанию, либо, если вопрос спорный - берется действительно таймаут на подумать пару дней максимум...

        Кадровый голод есть, но не на маркетеров, а на высококласных технических специалистов. Многие из них даже резюме не вывешивают, их хантят уже с текущего места работы, через общих знакомых.

        В вашем случае, переход с вольных хлебов на работу на дядю, выглядит как фейл. То есть вы не смогли работать без дяди, поэтому и не очень интересны работодателю.


    1. dimwap
      04.01.2022 23:22
      +1

      Предлагаю сделать эту услугу платной. Хочешь критики? Заплати - получишь.
      Это как бы фильтр на адекватность.


      1. polaskun Автор
        04.01.2022 23:22
        +5

        брать денег с человека, который ищет работу, чтобы их заработать) своеобразно)


      1. thatsme
        05.01.2022 00:11
        +1

        Гениально!


      1. Fodin
        05.01.2022 02:30
        +7

        Так-то это в обе стороны работает. Хочешь тестовое задание? Плати - получишь. Хочешь резюме адаптированное под вакансию - плати. Хочешь адекватности? Плати! Все равно ведь будущая схема такова, что я делаю работу, а работодатель за нее платит. Так почему бы не уже сейчас начать?


        1. eternum
          05.01.2022 16:14
          +1

          Что-то мне это напоминает


  1. event1
    04.01.2022 17:53
    +6

    И я не понимаю, почему ни один HR не хочет сказать человеку правду:
    «У тебя не хватает такого-то скилла», или «ты слишком свободолюбивый,
    мы боимся, что это сможет демотивировать остальных сотрудников нашей
    компании», или «ты просто некрасивый». Потому как, во-первых, это бы
    позволило человеку поработать над своими минусами, а во-вторых, уберегло
    бы его от неправильных выводов.

    Не знаю, как с этим в России, а в ЕС за ответ "ты просто некрасивый" или "ты слишком свободолюбивый", компания гарантированно получит судебный иск за дескриминацию. Возможно, кадровики обучаются по тем же методичкам, где подобного рода ответы строго запрещены


    1. polaskun Автор
      04.01.2022 21:06
      +3

      Тема толлерантности это вообще отдельный разговор) если где-то можно сделать пометку на Госуслугах, что я не обижусь, если мои тонкие чувства будут задеты - я готов) лишь бы правду говорили, так проще живется)


    1. Woodroof
      05.01.2022 09:07

      В России такой ответ приведёт к посту на каком-нибудь vc.ru, где его неплохо поднимут. Т.е. негативный пиар. Вот и получается, что в ситуации "не сработаемся" обходятся отсутствием обратной связи или общими словами.


  1. Gumrak
    04.01.2022 18:15
    +3

    Разрешите поделиться. Рассуждения о рекрутерах в статье навели на мысль, что возможно "кадровый голод" результат спекуляций HR-ов. Когда единственная вакансия многократно дублируется с косметическими отличиями на одной и/или нескольких платформах, то создаётся видимость дефицита. И, вероятно, на месте HR - специалиста я бы нашел в этом выгоду.


    1. RarogCmex
      04.01.2022 19:40

      Возможно то, что глобально кадровый голод, но локально каждый из присутствующих на рынке всё равно свято уверен в том, что есть "очередь за забором". То есть никто не видит дальше собственного носа.


    1. polaskun Автор
      04.01.2022 21:08

      Вообще, кстати, я часто встречал вакансию, которая размещена на hh на какой-нибудь краснодарский край, или другой регион, а человека ищут чуть ли не в офис в Москве.
      Да, спекуляции какие-то с дублированием вакансий, или с количеством открытых вакансий, которые на самом деле не открыты - определенно есть.

      Я встречал вакансии с хорошей такой зп мидла, где в тексте вакансии было про "мы готовы взять человека без опыта". Я ради интереса откликнулся, а мне сразу пришел отказ. Даже не созванивались со мной. Оч странная логика.


      1. urvanov
        04.01.2022 23:16

        вакансию, которая размещена на hh на какой-нибудь краснодарский край,
        или другой регион, а человека ищут чуть ли не в офис в Москве.

        Так они обычно с расчётом на то, что человек переедет, а они ему помогут с переездом, наверноре


    1. ibmself
      05.01.2022 00:45
      +2

      По поводу HR. В 2009 пытался трудоустроиться в одну известную компанию. В процессе ожидания своей очереди на собеседование, стал случайным свидетелем разговора по телефону начальника ОК. Ничего особенного - бабский треп. Вот только в конце прозвучала фраза: "да если-бы мы все вакансии закрыли - нас самих закрыли-бы, а где я такие бабки сделаю?". Вот и все проблемы дефицита кадров. А то, что хотят джуна с уровнем скиллов суперсеньора :))))


      1. sim31r
        05.01.2022 23:45

        Кстати некоторые набирают такие коллективы, хорошо работают как HR. Только потом такой коллектив рассыпается как карточный домик. Сначала один уходин на зарплату 2х, причем на удаленку, вместо строгого офиса. Для всех остальных звоночек, имея скилы меньше, он перешел и через год коллектив весь разбегается. И уже проблема набрать джунов обычных и поддерживать проект.


  1. Yura_PST
    04.01.2022 20:38
    +3

    Мои впечатления от поиска работы следующие. Если нашел общий язык с потенциальным руководителем, даже если техническое интервью жалает много лучшего - оффер.

    А если же общение не сложилось, идеальные ответы и тествые не помогут.


    1. polaskun Автор
      04.01.2022 21:10

      Так вот и странно, что вроде поговорили, пошутили, "рады были познакомится" и т.д., а потом формулировки из серии: "у нас сейчас нет новых открытых проектов для тебя")

      Что же тогда собеседовали?)


      1. Areso
        04.01.2022 23:07

        Бывает, что тупо ставку забрали или ещё что.


      1. urvanov
        04.01.2022 23:16
        +1

        Просто другой больше подошёл


  1. Olgeir
    04.01.2022 21:07
    +2

    Иногда причины отказа настолько идиотские, что их стыдно озвучивать. Один из моих бывших руководителей, любит нагуглить какой-нибудь вопрос и начать его задавать всем соискателям.

    В последний раз это было требование расшифровать аббревиатуру SSL. Нет искали не сетевых инженеров и соприкосновение этой вакансии с SSL предполагалось раз в год строго по инструкции. Но тем не менее, если человек не мог ответить или отвечал неправильно, начальник заканчивал собеседование «потому что это непрофессионал».

    Понятно, что таким образом он тешил своё «эго», но кому от этого легче?


    1. SergeyMax
      04.01.2022 23:42
      -10

      С другой стороны, странно не знать расшифровку SSL.


      1. bgBrother
        05.01.2022 01:01
        +1

        Если я из памяти вспомнил только «Secure… Layer», но при этом отлично знаю механизмы всей PKI — это странно?


        1. SergeyMax
          05.01.2022 01:10
          -8

          Если я из памяти вспомнил только «Secure… Layer»

          Ну это уже 0,5 балла (из 1 возможного). Но если сходу вспомните, как расшифровывается TGT, то это сразу уверенная единичка!


      1. Olgeir
        05.01.2022 02:37
        +1

        Для кого? Для админа, соглашусь. Для сетевого инженера тоже. Но например должен ли DBA знать как расшифровывается SSL?


        1. gecube
          05.01.2022 02:38
          +5

          Конечно, потому что правильные постгрес сервера идут с tls, а ssl прошлый век


          1. Olgeir
            05.01.2022 03:01
            +2

            Друг мой, кроме постгри есть и другие СУБД.


            1. SergeyMax
              05.01.2022 09:06
              +2

              Название упомянутой вами СУБД произносится как "постгрес".


            1. gecube
              05.01.2022 10:10
              +1

              Эти "другие" базы данных тоже умеют в шифрование трафика. Если мы, конечно, не говорим о наколеночных бд


              1. Olgeir
                05.01.2022 11:12
                -1

                И каждая промышленная СУБД требует настройки шифрования трафика? Нет. Может каждый DBA сталкивается с настройкой шифрования траффика - тоже нет. К чему тезис?


                1. gecube
                  05.01.2022 14:56

                  Требует. Потому что злоумышленник может быть и внутренний, а шифрование эту проблему отчасти решает. Тем более - в облаках. Поэтому - да, многие dba должны были столкнуться с этим


                  1. Olgeir
                    05.01.2022 17:38
                    +1

                    Злоумышленники это зона отвественности ИБ. В небольших конторках где DBA и жнец и на дуде игрец, всё возможно, в крупных - есть четкое разделение ответственности.

                    И даже если DBA нужно вкорячить SSL сертификат в СУБД, каким образом отсутсвие знания о том как расшифровывается SSL, помешает ему это сделать? Правильный ответ - никаким.


                    1. gecube
                      05.01.2022 18:48

                      ну, по крайней мере, он должен что-то мяукнуть про то зачем это нужно :-) А не просто вылупиться с круглыми глазами

                      нужно вкорячить SSL сертификат в СУБД

                      не вкорячить SSL сертификат, а настроить SSL. Второе - это надмножество первого.

                      В небольших конторках где DBA и жнец и на дуде игрец, всё возможно, в крупных - есть четкое разделение ответственности.

                      не играет роли, потому что есть регламенты. По всем нормальным регламентам весь трафик внутри корп сети или сети ДЦ должен быть шифрован.


                      1. Olgeir
                        07.01.2022 00:11

                        ну, по крайней мере, он должен что-то мяукнуть про то зачем это нужно :-) А не просто вылупиться с круглыми глазами

                        перечитай изначальный тезис - требовалось дать расшивровку SSL, не знать как оно работает или должно работать а выдать три конкретных слова. Смог? - молодец, не смог - провалил собеседование.

                        По всем нормальным регламентам весь трафик внутри корп сети или сети ДЦ должен быть шифрован.

                        урежь осётра. мы ж вроже не про фантастику.


    1. pae174
      04.01.2022 23:52
      +9

      расшифровать аббревиатуру SSL

      Я хитрый. Я на собесах выдаю лист бумаги с длинным списком аббревиатур, ключевых слов и названий всяких утилит, зеленый и желтый фломастеры и 10 минут на подготовку. Надо за 10 минут собрать в кучу мозги и подчеркнуть зеленым фломастером те штуки, по которым вы действительно можете профессионально поговорить. А желтым фломастером те штуки, про которые ну читали там что-то в интернетике когда-то. Через 10 минут про зеленые штуки мы и поговорим. Аббревиатур и названий там много и значительное количество из них для разных специалистов имеют разное значение. Этот вот SSL, кстати, может быть Secure Sockets Layer а может быть и Server Side Logic. О чем вы сразу же начнете разговаривать если вы базовик - о сетях или о хранимых процедурах?

      Этим убивается сразу два зайца:

      • У кандидата снимаетс стресс. Его не застают врасплох и не сыпят целенаправленно.

      • У меня убираются слепые зоны.

      Во время короткого разговора можно сразу оценить ширину и глубину знаний одновременно. Например, человек без кругозора скажет, что head это утилита для вывода первых строк файла. Человек с кругозором добавит, что это еще и тэг html. Начинающий пользователь Linux скажет, что kill убивает процесс. Продвинутый админ расскажет про сигналы вообще - ему скороговоркой полминуты хватит. Вайтишники почти поголовно готовы поговорить про select/update/insert/delete но "не видят" cascade. Некоторые путают cascade и waterfall. Особо одаренные считают, что man это человек а вся эта странная бумага - тест на знание английского.

      Кроме того интересна разница в стиле ответов. Кто-то сидит и ждет когда-же я спрошу про конкретную зеленую отметку, потом отчечает только по ней и снова переходит в режим ожидания. Кто-то другой группирует ответы по нескольким отметкам сразу по тематическому принципу. Например у человека подчеркнуто зеленым fetch. Ну ок, расскажите что там означает fetch в вашем понимании. А в ответ две темы сразу а) если fetch это утилита для скачивания то _______ и, кроме того вот есть еще curl и wget - они тоже подчеркнуты зеленым, это более мощные аналоги, в которых _______. б) если fetch это метод выборки строки из результата выполнения запроса к базе, то вот в этом классе есть еще это и ________, а всё в сборе это работает так-то.

      Обычно в 15-20 минут всё укладывается.

      Применяется для всех, включая бородатых деденек за 50 - просто у них зеленого будет больше и будет подчеркнуто что-то типа PDP, VAX и VMS, и там можно будет поговорить, ну например, за программирование на ассемблере для больших машин.


      1. thatsme
        05.01.2022 00:25
        +6

        Есть ещё https://developer.mozilla.org/en-US/docs/Web/API/Fetch_API и я ни разу не фронтенд. Вообще подход довольно интересный, но он какой-то "не целевой".

        А ещё у меня был случай, когда мне просто офигенно понравился кандидат, но его зарубил отдел HR, - кандидат был в возрасте, и требования по ЗП были адекватными в моём понимании. Он просто офигенно мог помочь разгребать авгиевы конюшни на моём предыдущем месте работы. Но не взяли. Зачем в этой ситуации HR тратил моё, своё и кандидата время, я не знаю. Требования по ЗП у человека в резюме прописаны были.


        1. Jecky
          05.01.2022 05:55
          +1

          В возрасте - это сколько? 40+?


          1. thatsme
            05.01.2022 20:08

            За полтос


        1. Woodroof
          05.01.2022 09:17
          +3

          У меня был опыт на прошлом месте работы, когда нам очень понравился кандидат — он знал всё лучше, чем мы, но оказалось, что вакансия висит "для повышения имиджа компании", реально никто не нужен. Обидно было и за человека (у него старая компания закрылась, и он искал срочно работу, т.к. семья и маленькие дети), и за себя (уже не первую неделю зря тратил время).


      1. Metotron0
        05.01.2022 00:37
        +6

        По всем этим аббревиатурам его будет спрашивать один и тот же человек, у которого они все зелёные?


        1. pae174
          05.01.2022 01:24
          +1

          Не обязательно. Возможны разные варианты. Этот список просто задает направление разговора и сразу формирует уровень ожиданий. Он не является самодостаточным устным экзаменом.


      1. Olgeir
        05.01.2022 02:44
        +1

        Интересный подход, возьму на вооружение. Спасибо!


      1. vp7
        05.01.2022 14:30

        Смешно вышло - читал ваш комментарий с интересом, но почему-то резко триггернулся на "PDP" и начал судорожно вспоминать про GPRS Attach, активацию PDP контекста и терминации трафика на домашнем GGSN при нахождении абонента в роуминге, а потом дошло, что вы скорее имели в виду PDP-11 и аналоги ;))

        Можете опубликовать списочек? Идея очень понравилась, сам нечто подобное делал, но скорее как список тем для себя.


        1. pae174
          05.01.2022 16:21

          а потом дошло, что вы скорее имели в виду PDP-11 и аналоги

          Я ничего не имел в виду. Это стимульный материал а не экзамен. Смысл в том, что бы человек быстро проговаривал то, что он знает, и делал это применительно к большому количеству терминов и аббревиатур максимально компактно. И что бы он никогда не попадал в такую ситуацию, когда ему задали вопрос а он не знает о чем речь. В списке нет никаких вопросов с подвохом или чего-то подобного.

          Можете опубликовать списочек?

          Это составляется под нужды конкретной вакансии. Например если вам нужен человек с хорошим знанием Линукса и командной строки, то тупо можно сделать ls /bin /sbin | sort и попросить его бегло рассказать о том, что в таком списке находится, дав 10 минут на успокоение. Надо только внимательно слушать - объем и качество выдаваемых знаний сильно варьируются. Админы локалхоста и всякие там вайтишники расскажут про ln только то, что эта утилита создает ссылки. Для админов локалхоста это максимум - вы реально больше ничего не добьетесь. Прошаренные ребята сами по своей инициативе расскажут про проблемы с soft links - циклы, потеряшки, вот это вот всё. 10 минут подготовки мегаважны - они снимают стресс. Отсутсвие вопросов с моей стороны мегаважно - я просто таким образом подталкиваю человека к дальнейшей выкладке, я не ставлю под сомнение никакие самые феерические заявления (но потом могу проверить их).


    1. Trabant_Vishnya
      05.01.2022 00:48

      Половина газпромовских начальников грешит тем же, судя по моему опыту общения с этой конторой (BI или Finance направления).


      1. Olgeir
        05.01.2022 02:53

        На мой взгляд, это признак того, что человек сидит не на своём месте. Либо руководитель сам является специалистом и тогда он не будет вести себя настолько по идиотски. Либо руководитель хорошие менеджер - тогда он просто находит среди своих людей достаточно квалифицированного специалиста. Если ни одно ни другое - ну тогда увы, этот человек не на своём месте.


  1. Drazd
    04.01.2022 21:41
    +8

    По последней стадии - у меня была примерно такая же история, когда я устраивался на свою вторую работу. Причем концовка похожа, но с интересным нюансом.

    Как сейчас помню - мы сидели с друзьями в (тогда еще) Ростиксе на Водном стадионе, потребляли курицу, я морально готовился к тому, что после обеда надо ехать на другой конец Москвы на очередное (тогда казалось сотое) собеседование. И тут буквально когда я уже собирался вставать - мне позвонила девушка с неизвестного номера и предложила приехать "сейчас" на собеседование в компанию, о которой я ничего не слышал, причем находилась она в 20 минутах езды. Я отменил запланированное собеседование и поехал по адресу, который назвала девушка.

    Мы пообщались с ней, при этом в комнату еще пришел будущий коллега, который на вопрос девушки "Хочешь что-нибудь ему задать?" ответил "Спасибо, не надо, я все что надо уже услышал". Потом подошел еще будущий начальник, который спросил "Что хочешь знать?", а я уже ни на что не рассчитывая спросил первое, что пришло в голову: "Где вы тут кушаете?". По итогу девушка меня проводила со стандартными словами "Мы вам перезвоним".

    Самое веселое то, что через пару дней она мне и правда перезвонила, и сказала, что меня готовы взять, только зарплату могут предложить на 5 тысяч меньше той, о которой просил. Так я и устроился туда, проработав больше трех лет, заведя полезные знакомства, благодаря которым все следующие места работы (кроме текущего) я получал без общения с рекрутерами, а HR-ам только приносил документы.

    Желаю тебе успехов на новом месте, и чтобы в будущем новые лучшие места находились тоже по знакомству!


    1. polaskun Автор
      04.01.2022 22:01

      Классная история!
      Спасибо за комментарий!


  1. aburyi
    04.01.2022 22:02
    -1

    Удачи, Дима! Всё получиться :) Поиски работы - это часто лотерея. То нет ничего, а то откуда-то беруться варианты, о которых и не думал даже. Не останавливайся на достигнутом, смотри по сторонам, ищи ещё варианты. Пригодиться :)) Всё о чём ты пишешь и у меня было и случается регулярно, хоть я и не фрилансер. Просто рынок быстро меняется и становятся восребованными новые роли, о которых 2-3 года назад ещё никто и не знал. А казалось бы некогда хайповые роли, в контекст которых легко войти уходят с рынка или сильно просядают. Нужно уметь чувствовать рынок, чтобы понимать какие скилы нужны развивать. Самый верный путь его почуствовать - это как можно чаще соебеседоваться :) Ну и не забывать общаться со старыми коллегами, кто сейчас и где, чем занимается и сколько получает :)


    1. polaskun Автор
      04.01.2022 22:02

      Спасибо за коммент!


  1. Metotron0
    04.01.2022 22:43
    +1

    Все эти истории с "нужно получить 50 отказов" толкают к мысли вернутьтя на старую работу на старую зарплату. Статья расстраивает, потому что я пока не пробовал проходить собеседования и не знаю, чего ждать. Раньше работа находила меня сама.


    1. urvanov
      04.01.2022 23:18
      +1

      Держите резюме открытым, она так и будет сама находить время от времени


      1. Metotron0
        05.01.2022 00:39

        Появляется вопрос, что писать в этом резюме, если там нынешнему направлению релевантно одно место работы (не писать же, что я когда-то был курьером, это из трудовой узнают), но я даже примерно не представляю, что такого оригинального я там делал, чтобы это отметить. Просто работал, просто как все.


        1. urvanov
          05.01.2022 01:16

          Напишите то, что пока есть. Потом будете периодически обновлять. Пет-проект сделайте, например.


          1. Metotron0
            05.01.2022 02:49

            Насколько сложным должен быть пет-проект? Достаточно ли будет просто проверить какую-то концепцию, без обвязки, типа регистрации пользователей, обеспечения безопасности, защиты от DOS, защиты от подмены данных форм в админке (когда у пользователя уже есть админская кука)? Или на всё это смотрят и нужно писать как для продакшена?
            А если я стесняюсь на гитхаб выкладывать то, что я пишу, потому что не считаю свой код образцовым и достойным всеобщего обозрения?


            1. urvanov
              05.01.2022 04:03

              В большинстве случаев, сам пет-проект подробно смотреть не будут. Просто, когда больше нечего показать, то лучше, чтобы хотя бы он был.


    1. polaskun Автор
      04.01.2022 23:25

      Ну до этого я тоже 29 лет жил с 2 собеседованиями и 2 приглашениями)
      Может и у вас так будет, это же личный опыт и долька удачи)


      1. Metotron0
        05.01.2022 00:41

        У меня их уже два :) Есть третье, давно там ждут, но скорее всего без увеличения зарплаты до рыночной, потому что я для них "не совсем того направления, которое нужно" и "нужно придумывать, как меня применить". Значит, опять буду работать один и не у кого будет перенимать опыт. А я и на старой работе всё время один работал, хочется немного поразвиваться.

        Если совсем плохо будет, пойду хотя бы к ним. Всяко лучше, чем без денег сидеть.


  1. gecube
    04.01.2022 23:08
    +1

    Могу пожелать только искренне удачи!

    На самом деле, где-то примерно в первой трети статьи меня начало одолевать сомнение, что автор из айти :-) Что он разработчик. А правда вскрылась очень скоро - менеджер (здесь много нецензурных слов и порицания). В этом и дело. Нас учили, что "все профессии важны", но по факту это не совсем так. И идея перейти в PM или даже PO на самом деле очень правильная, но вот базу техническую в любом случае стоит прокачать, если работать в сфере айтишных продуктов (а я так понял, что автор именно так и хочет). Потому что и PM, и PO нужно понимать "начинку" технического продукта, уметь коммуницировать с технарями. Без этого нормального продукта не будет. И будет очень здорово, если автору удастся добить недостающих навыков и стать продактом мечты )))


    1. polaskun Автор
      04.01.2022 23:25

      Спасибо!
      Стараемся вникать)


  1. mSnus
    05.01.2022 03:59
    +3

    Я тут решил попробовать перейти с фриланса на что-то более стабильное.

    Столкнулся с жутким стрессом урок на этапе составления резюме: понимаю, что мои "последние места работы" вообще ни о чем никому не скажут, и лучше бы на HH было вместо этого "последние 5 интересных проектов, которые я делал".

    Получил вал сообщений в Вотсапп, в который вообще не просил никого писать, мне в нём жутко неудобно, лучше бы в Телегу или на почту. На пару предложений откликнулся, на одну вакансию договорился о собеседовании...

    А вам -- успехов, пусть всё получится!

    К собеседованию прислали список примерных вопросов и ссылку на Zoom...

    Конечно же, к началу собеседования у Зума отвалился звук, а потом сдохла сеть, и я 10 минут не мог наладить связь под грустными взглядами потенциальных работодателей.

    Конечно же, вопросы не были даже похожи на те, которые прислали заранее, ни по уровню, ни по области.

    Конечно же, мы общались полтора часа, а не "максимум 40 минут".

    Зато в результате меня поблагодарили и обещали перезвонить в любом случае не позднее, чем через час..

    Конечно же, до сих пор жду звонка. Уже пару недель.

    В целом это было очень полезно, стресс, конечно, жуткий, как перед первым выходом на сцену или на ринг. Зато хорошая встряска! Но что-то я пока расхотел стабильности..

    А вам -- успехов, пусть всё получится!


    1. Xobotun
      05.01.2022 16:00
      +1

      лучше бы на HH было вместо этого "последние 5 интересных проектов, которые я делал".

      Я просто указываю у себя "место работы такое-то с такого-то по такой-то год", а в описании места работы – по каждому проекту в пару-тройку-пятёрку предложений расписываю, чем он был примечателен. На некоторых работах явно больше одного проекта приходится проводить сквозь себя, всё же, да.


  1. Ironcast
    05.01.2022 04:30

    Здесь правильно сказали про знакомства и полезные связи. HR- это дармоеды, они же часто коучи, они же мотиваторы, они же политруки. Как и чиновники они создают себе работу, очень часто вообще на данноми месте никто не нужен, но списки резюме собирают. Знакомства полезны хотя бы тем, что можно узнать методы HR или руководителя, который проводит собеседование. Об идиотах, особенно проводящих стресс-тестирование слава гремит далеко. Так что нужно собрать все сведения о компании и выйти хотя бы на самых дальних знакомых с неё. В 80 % выяснится что туда изначально идти бесполезно. Так что не переживайте. Вот тоже правильно человек написал про руководителя и как с ним сложится контакт. Но, блин, на него ещё суметь дойти надо! И это обычно небольшой проект.


  1. Newbilius
    05.01.2022 11:04
    +2

    И я не понимаю, почему ни один HR не хочет сказать человеку правду

    Частично — боязнь, что на компанию наедут за дискриминацию, если отказ будет не по причине конкретных навыков. Частично — боязнь, что из конкретного ответа можно сделать разгромную статью на условный Хабр или VC, а из мутного ответа — нет. Частично — низкий уровень квалификации или организации HR в конкретной компании.


    Но по моему опыту — по техническим скиллам обычно дают внятную обратную связь, да и сам стараюсь расписывать итоги подробно и конкретно (но я опять же и не HR, а программист).


  1. dimas062
    05.01.2022 11:39
    +2

    Интересная статья на фоне нагнетания "кадровый голод". Кстати, интересная тема, кто и зачем нагнетает, т.к. развивают эту тему крупные окологосударственные СМИ, а профильные форумы, количество открытых резюме и опыт соискателей говорят об обратном.


    1. order227
      05.01.2022 15:33

      развивают эту тему крупные окологосударственные СМИ

      Основной голод как раз в гос. компаниях и в основном в регионах. Работал много лет назад, а знакомые до сих пор работают, в дочке ОкеанПрибора (завод "Ахтуба"), вот в 2011 туда нанимали инженеров на 18 тыс. руб, сейчас на 27 тыс. руб. И это типа мидл, а не стажер! Как итог туда даже студенты не идут, зачем? Они могут могут теми же джунами пойти или в частную небольшую компанию на х2 деньги или вообще уйти из отрасли куда угодно и там будут платить больше. А учитывая, что государство самый большой работодатель страны даже в it и инженерии, то вот голод и образовывается...

      Для посмеяться и поплакать разом.


      1. mSnus
        05.01.2022 18:02

        Ну что вы придираетесь, это же почти в два раза больше порога бедности! /s


      1. urvanov
        05.01.2022 19:32

        Чем 27 тыс получать в 2022 лучше листовки пораздавать. И то больше в месяц получится. Или РМТ заняться.


    1. souls_arch
      05.01.2022 23:56

      В вакансии пишут обычно одно, а по факту обещанная зп за 24/7/365, а в реале будет поделить на 3 и работать за 12 человек. Ваша пропаганда в РФ все хорошо не удалась. Пишите сказки. Можно, как герой 1984.


  1. souls_arch
    05.01.2022 23:52

    Я бы как автор не смог, чтобы прям: "дорогие заказчики, пишу вам из пасти поедающей меня акулы". Хотя в молодости то на все силы хватает, да вот только одна она. Работа работой, а личная жизнь и личное пространство должны быть. Всех денег не заработаешь, а здоровье не вернешь потом за адекватные деньги.


  1. nikta153
    06.01.2022 11:42

    Все больше и больше убеждаюсь, у фриланса свои рамки, не все профессии, а тем более люди подходят. Сам уже больше семи лет фрилансю, правда я технарь и мне проще. Первое время было не очень, пока не нашел свой способ находить заказы. Самое главное, на мой взгляд, это именно найти способ получать заказы, остальное уже рутина, даже если не знаешь то освоишь. Сейчас меня даже мысль искать “дядю” не посещает. 

    Все кто прочитал, советы конечно вещь неблагодарная, но я все же посоветую. Планируете уходит на фриланс, начните с анализа ваши потенциальных клиентов. Разослать крутые предложения, холодные звонки и тд, это не фриланс. Научитесь “продавать” себя, как только это освоите, сможете “покупать” заказчиков сами. 

    Ну и в конце свой результат. Работаю в сфере (сайты, реклама, раскрутка) средний чек по заказам 400$. Это в среднем 8-16 часов чистой работы. Да бывает больше, особенно если берешь заказы забугорные, но там свои нюансы, я же оцениваю среднюю. За прошлый год 34 заказа и почти 25 тыс $ заработка. Из которых треть это проекты которые я веду, наработанные, портфель так сказать.

    Я писал что технарь, но ушел от кодинга, да там в разы больше заработка, но устаешь сильно и долго работать “прогером грузчиком” не вытянет никто, именно такие рутинные заказы и составляют 99%. Именно по этому я ушел в нишу услуг. 

    Итого: у фриланса свой спрос, специфический, ваша профессия или опыт могут не пользоваться прямым спросом, но точно есть спрос на косвенно связанное с вашими навыками, автор за 4,5 года так и не понял как работает рынок фриланса.


  1. Elena-314
    06.01.2022 11:42

    Спасибо за статью! удачи на новом месте!


    1. polaskun Автор
      06.01.2022 11:42

      Спасибо!