facezombieВ мире IT бизнеса существует огромное количество разного рода блокбастеров, но продуктов которые приказали долго жить еще больше. Многие думают, что самое страшное что может случится с продуктом или компанией это смерть, но это не так. На самом деле, гораздо хуже, когда продукт превращается в «зомби».

Такая странная форма бытия, когда стартап не стал успешным и окончательно не слился. Вроде бы все ничего, какие-то пользователи в наличии, относительно стабильный, но незначительный приток средств, дающий возможность проекту оставаться на плаву, и абсолютно никакого развития, как у транспортного потока после обильного снегопада на МКАДе от Щёлковского шоссе до 22-го километра.

«Зомби» занимают время и ресурсы и замедляют свою команду. «Зомби»-сервисы требуют обновлений безопасности, нуждаются в мониторинге, и само собой в обновлениях, когда API сторонних задействованных продуктов меняются. Мобильные «зомби» продукты нуждаются в обновлениях для работы с новыми форм-факторами и должны быть совместимы с новыми версиями мобильных операционных систем. Но самое главное заключается в том, что «зомби» оказывают значительную психологическую нагрузку на команду разработчиков.

Разработчики-технари в основном довольно прагматичные люди, и практически всегда осознают, когда работают в интересах продукта «зомби». У любой «нежити» всегда имеются те или иные характерные черты и признаки. Небольшое количество клиентов, отсутствие или крайне низкое количество новых клиентских регистраций, медленный или отсутствующий рост трафика, нулевая эффективность маркетинговых мероприятий и отсутствие новых продаж, и это только некоторые наиболее ярко выраженные признаки «зомби».

Некоторые люди могут думать, «хорошо, что по крайней мере у меня есть хоть какая-то работа», и я не сказал бы, что такая позиция в корне не верна. Недаром Билл Гейтс говорил, что «обжаривать бургеры в Макдаке — не ниже достоинства и наши прадеды назвали бы любую — даже такую — работу, очень хорошим шансом». Хотя сегодня квалифицированные специалисты и так не имеют проблем с получением достойной работы. Работа же на продукт «зомби» в нынешних условиях — самый верный способ сокрушения морального духа команды и потери лучших ее членов. Сейчас имеется большое количество успешных продуктов и компаний, которым прямо сейчас позарез нужны толковые спецы.

Успешные продукты обзаводятся новыми клиентами, подчиняются новым требованиям и запросам, и что немаловажно, ликвидируют новые неизбежные ошибки, обнаруженные энтузиастами. В данном случае единственным критерием, действительно имеющим значение, как на начальных этапах развития проекта, так и в дальнейшем, является динамика развития или по-англицки traction. Для любого инвестора это первичный параметр стартапа, который свидетельствует о целесообразности инвестиций. Если динамики нет, сушите весла, ваш проект стремительно превращается в «зомби», и самым лучшим, что вы можете сделать для себя, это прекратить растрачивать ресурсы на поддержку и совершенствование продукта. В такой ситуации полезно вспомнить одну древнюю индейскую пословицу: «лошадь сдохла – слезь!»
Конечно, нужно предпринять все возможное, чтобы обеспечить альтернативы своим клиентам, пусть это будут даже ваши конкуренты, но усилия в этом направлении не пройдут даром, поскольку оставят о вас хорошее впечатление, которое может вам понадобится в будущем.

Чаще всего traction измеряется в количестве активных пользователей, количестве закрытых продаж или объемах сделок. Обычно если после 12 месяцев функционирования продукта traction не растет, сложившееся положение свидетельствует о неизбежном и печальном конце.

Google, как известно, закрывает продукты, которые по их мнению переходят в состояние «зомби». Многие пользователи сервисов Google бывали расстроены таким положением дел, когда корпорация хоронила продукты с десятками тысяч пользователей, и я в том числе, но проявление мужества компанией в способности «нажать на курок» в таких ситуациях, достойно огромного уважения. Я считаю, что каждый должен помнить этот пример. Бизнес — территория прагматики и романтические переживания здесь неуместны.

«Зомби» всегда сдерживают развитие и замедляют прогресс, а иногда могут приводить к развалу команд и уходу лучших специалистов в конкурирующие компании. Оно вам надо?

Комментарии (6)


  1. madfly
    13.10.2015 21:03
    +10

    Беда современной экономики в том, что просто прибыли уже мало — нужен постоянный рост прибыли. Мало зарабатывать — надо каждый день зарабатывать больше, чем вчера. Вроде и правильный посыл, но есть в этом что-то… деструктивное, что ли. Гугл может и прекрасная компания, с прекрасными продуктами. Но после закрытия того же google reader я им уже не могу доверять так, как раньше. И с появлением каждого нового продукта вспоминаю google reader — а что будет, когда через лет пять гугл решит и это закрыть? Не потому, что продукт плох, а потому что рост прибыли слабоват. Ведь пример Feedly и прочих отлично показывает, что идея-то вполне прибыльная.


    1. jasiejames
      13.10.2015 21:26

      Насчет того, что динамика отражает деструктивность модели современной экономики, на мой взгляд, вы в некотором роде правы. Тут как раковая волна. Динамичный рост рано или поздно приводит к смерти, но боюсь, что тема слишком глобальна и серьезна, чтобы описать несовершенство системы всего одним постом. Так или иначе мы все осознаем, что как бы нам не хотелось, сроки жизненных циклов компаний за последние 100 лет значительно сократились, и стартапы, создаваемые нами на века, скорей всего не переживут и нескольких лет (некоторые — десятка лет).

      Для стартапа в понимании «быстрорастущей компании» — короткий жизненный цикл (в изначальном видении идеи стартапа) скорей правило, чем исключение из правил, поэтому постоянным для успешного стартапа должно оставаться только постоянное изменение, не будет изменений — «единорог» превратится в «зомби» или окончательно помрет.


  1. algorithmist
    14.10.2015 03:25
    +1

    Трудно сказать, но — мне кажется — я не согласен. Как раз я видел много примеров, когда у компании много лет ничего не происходит, но они продолжают работать. И приходит успех.
    Как в мультике Meet Robinsons, «Keep moving forward!»

    С инвесторами бывает трудно проходить это болотистое время. Все хотят быстро и сразу, а хорошие вещи почти никогда не делаются быстро и сразу (что бы ни писали в книгах по бизнесу).


  1. algorithmist
    14.10.2015 03:45
    +1

    Google мог бы отпустить эти сервисы в свободное плавание, выделив их в отдельную компанию (и обеспечив тыловое прикрытие).
    А дальше рынок бы решил за них — нужны они пользователям, или нет. Вполне возможно, что некоторые сервисы прекрасно бы жили еще 20 лет или больше.


    1. esc
      14.10.2015 11:39
      +1

      И потеряв часть команды. А ведь ради команд Гугл часто и покупает стартапы.


  1. BergerFa
    14.10.2015 11:57
    +1

    Сейчас приходится мне работать в «зомби-проекте». Ошибки в маркетинге, узкий и высококонкурентный рынок, демотивированная команда. В общем, целый букет проблем. Очень грустное зрелище и очень трудно проект из этого состояния вывести. Уже понятно, что взрывного роста не будет, а крайне медленно наращивать клиентскую базу очень тоскливо… На месте собственников я бы проект закрыл еще год назад…