Привет, я Даша — QA-лид команды iOS. Им я стала полтора года назад. За это время больше всего меня впечатлил наём сотрудников. Сфера была новой и я набила в ней шишек. Из опыта удалось вывести несколько правил, которые помогли не сойти с ума от поиска, отбирать хороших джунов и обучать их так, чтобы люди оставались в команде и приносили пользу проекту.

В нашей команде было семеро человек: лид и шесть инженеров по качеству, один из которых — новенький. Лида повысили до руководителя мобильной разработки и его место предложили мне. На тот момент мы с командой готовились к внедрению крупных фич и были загружены до предела.

То, что я согласилась на тимлидство, было радостно для меня, но плохо для команды. Погружение в новую должность и менторство новенького стало занимать всё время. Мои обязанности тестировщика пришлось распределить между другими ребятами, и нагрузка на команду увеличилась. Чтобы вернуть баланс, нужен был новый сотрудник, и найти его предстояло мне.

Раньше я участвовала в интервью, но ограничивалась вопросами по технической части. Об остальных этапах отбора кандидатов я не знала, поэтому они стали для меня увлекательным путём (в основном, по деталькам лего). В этой статье расскажу о том, что посоветовала бы самой себе, если бы я вернулась в прошлое — к первому поиску сотрудников.

Расслабляться

В процесс найма пришлось вникать быстро. Иногда было больно, иногда — весело, но на каждом шагу было что-то новое. Пришлось столкнуться с тем, что я не умею или боюсь. 

Например, пугала перспектива писать и звонить незнакомым людям. В жизни такое редко случается, поэтому пережить легче. А когда стала искать сотрудников, с незнакомцами пришлось общаться регулярно. Само собой, это напрягало. Преодолеть страхи помогло осознание: от того, как я буду общаться, зависит репутация компании! И тяжесть ответственности неожиданно превратилась в опору.

Ещё болезненными оказались отказы: и получать, и отказывать самой. Давать обратную связь вообще непросто — невольно боишься обидеть человека, когда говоришь, что он с чем-то не справился. Поэтому стараешься чутко относиться к тому, что пишешь в отзыве и перечитывать его глазами кандидата.

Иногда приходилось сталкиваться с агрессией и обидами. Помню случай, когда кандидат ответил: «У вас переработки и зарплата — говно». Приняв это за отказ, я решила, что разговор закончен. Но кандидат продолжил расспрашивать о деталях вакансии и выставлять условия: «Я на ЗП ниже такой-то не пойду». При этом у него совсем не было опыта тестирования, он работал в сфере продаж. 

Конечно, хотелось закипеть. Неприятно, когда так нагло и невежливо торгуются. И тут ведь не ответишь «Чувак, ну ты чего?», ведь общаешься от лица компании. Поэтому пришлось без эмоций ответить на вопросы и дать тестовое задание, которое расставило всё по своим местам (точнее, оставило на своих).

Ещё один новый для меня момент — оценка личных качеств кандидата. Если раньше на собеседованиях я сосредотачивалась на технических знаниях, то теперь пришлось оценивать общее впечатление от человека: его умение общаться с командой и руководителем, реакцию на отзыв о работе — критику и похвалу.

Пришлось учиться тому, что казалось простым и понятным. Например, составлять письма-приглашения и выбирать каналы для общения с кандидатами. Казалось бы — тут ничего сложного. Но когда начинаешь выполнять, вязнешь в тонкостях: что рассказать о компании? А о команде? Как рассказать о фичах тому, кто ничего не знает о нашей кухне? Поначалу я растерялась, но редакторы меня научили.

Человека, который раньше не сталкивался с такими задачами, они могут выбить из колеи. Поэтому надо расслабиться и принять факт: поиск сотрудников полон неожиданностей. Может быть тяжело и придётся учиться новому. Это нормально.

Учитывать обстановку на рынке

Изначально я искала мидла. Хотелось, чтобы новый сотрудник пришёл и подхватил горящие задачи. Но через пару месяцев стало понятно, что я наивное дитя поиск затянулся. Из-за этого казалось, что по неопытности я где-то допускаю ошибку. Сейчас понимаю, что просто время поиска совпало с первой волной ковида — люди тогда неохотно меняли работу. 

Наша вакансия в августе 2020-го
Наша вакансия в августе 2020-го

Посоветовавшись с руководителем и эйчарами, решила снизить требования: искать не мидлов, а джунов. На поиски опытного человека могло уйти ещё столько же времени и ещё не факт, что мы бы его нашли. Джунов найти чуть проще, а опыт обучения у меня уже есть.

Когда ищешь сотрудника, надо учитывать обстановку. В кризис люди боятся перемен, летом или под Новый год хотят отдыхать. В такое время искать сотрудников тяжелее, чем обычно. Чтобы найти быстро, придётся или сделать условия вакансии привлекательнее, или снизить требования.

Правильно выбирать канал для связи с кандидатом

Ещё один неочевидный нюанс — использование разных каналов связи с кандидатом.

Ответы на мои письма приходили медленно или не приходили вообще. Хотелось это исправить. Эйчары подсказали: ошибка в том, что я пишу на почту, а лучше писать сразу в мессенджер.

Писать куда-то кроме почты казалось мне грубым нарушением границ. Особенно когда почта указана как предпочтительный способ связи.

Предложение о работе в мессенджере я воспринимала примерно так
Предложение о работе в мессенджере я воспринимала примерно так

Но против этого у эйчаров было два аргумента. Во-первых, на почту уже почти никто не отвечает (и я тоже). Во-вторых, подросло поколение, которому по всем вопросам удобнее общаться в Телеграме. Они не разделяют сферы как раньше: рабочее — в почту, личное — в мессенджер. 

Сотрудник был нужен как можно быстрее, поэтому я решила последовать совету. Мне выдали пачку из 70 резюме джунов, и я связалась с ними через Телеграм. 

Эйчары оказались правы — кандидаты реагировали на мои сообщения без злобы и быстро отвечали. Я радовалась: даже если кандидат отказывался, лучше узнать об этом поскорее. Если бы я по старинке писала на почту, вряд ли бы получила такой результат.

Не проводить джунам встречу-знакомство

Из первых 20 кандидатов ответили 15. Каждому я назначила встречу, чтобы познакомиться и пообщаться лично.

Раньше поиском и подбором сотрудников занимались эйчары. Эйчар делал всё: выбирал кандидата, связывался с ним, знакомился с ним на собеседовании, отправлял тестовое задание, переправлял готовое тестовое лиду, а оценку лида кандидату, оформлял на должность или передавал отказ. Инженеры и лиды только проверяли тестовое и проводили техническое интервью.

Летом 2020-го года 2ГИС присоединился к экосистеме Сбера. У нас открылось много вакансий и схема найма изменилась. Эйчаров не хватало, к подбору персонала решили привлечь лидов и инженеров. Во-первых, это разгрузило эйчаров, во-вторых, общение с кандидатами улучшилось. Инженеры быстрее понимали, какой кандидат подходит конкретно им. А кандидаты охотнее общались с теми, с кем в перспективе собирались работать. Это для обеих сторон важный момент — определить, что кандидат и инженер говорят на одном языке и понимают друг друга.

Новая схема стала такой:

  1. Отбор из списка. Эйчар даёт лиду список резюме, лид отсматривает их и сам связывается с понравившимися кандидатами.

  2. Знакомство. Кандидат и лид встречаются на первой встрече. Технических вопросов на ней не обсуждают, просто знакомятся и общаются. Говорят о рабочих процессах и ожиданиях, чем сейчас занимается кандидат и какие задачи ему интереснее всего выполнять. Здесь оба определяют, будет ли комфортно работать друг с другом.

  3. Техническое собеседование. Если кандидат и лид друг другу понравились, лид проводит техническое собеседование. На нём определяют, достаточны ли скиллы кандидата для той работы, что ему предлагают. 

  4. Финальное собеседование. Если пазл сошёлся, лид назначает финальное собеседование. На нём кандидат встречается с эйчаром и руководителем тимлида. Они определяют софт-скиллы и мотивацию.

Например, есть кандидат на должность ведущего специалиста. Он нашёл общий язык с тимлидом и прошёл техническое собеседование. Но на финалке выяснилось, что ему не нравится кого-то менторить. А у нас в команде принято помогать и делиться знаниями. Значит, если до финалки дойдёт другой кандидат, который готов учить других, предпочтение отдадут последнему.

Новую схему обкатали при найме разработчиков и она дала классные результаты: отвечать стали вдвое чаще! Раньше конверсия составляла 1 выход к 114 написанным письмам, а когда в подбору подключили инженеров, она стала 1 выход на 52 письма. То есть кандидаты стали соглашаться на предложения о работе чаще: раньше было 0,88%, а теперь — 1,92%.

Так для меня выглядел выбор между старой и новой схемой найма
Так для меня выглядел выбор между старой и новой схемой найма

На тот момент никто из тимлидов других команд не нанимал джунов. Спросить совета было не у кого, поэтому я решила опираться на цифры. Новая схема показывала отличный результат, поэтому я выбрала её. Отобрала 15 джунов и назначила им встречу-знакомство. Это было ошибкой, которая стоила мне неделю рабочего времени.

Цель знакомства — вызвать интерес кандидата, чтобы он захотел к нам присоединиться. Я рекламирую команду и компанию, а кандидаты — себя. Если кандидат — мидл, то у обеих сторон есть опыт, впечатления, предпочтения, поэтому есть что обсудить.

А джунам не нужна моя реклама, они хотят скорее уже начать работать. И они пока не понимают, нужна им работа в принципе или работа конкретно у нас — ведь без опыта это нельзя определить. Поэтому встреча-знакомство с джуном приносит мало пользы, но съедает время у всех участников.

Чтобы найти нужного джуна быстро, лучше начать с тестового задания, а не с велкома. Время, сохранённое на отмене знакомств, я трачу на свою команду и обратную связь. Это выгодно и мне, и джуну: ему интереснее получить подробный разбор своих решений, а не слушать о плюсах компании.

Давать второй шанс, если видишь потенциал

После встреч-знакомств я разослала кандидатам тестовые. Кто-то сделал лучше, кто-то хуже.

На знакомстве запомнилась одна жизнерадостная девушка — Марина. Сфера тестирования была для неё новой, но она осваивала всё с таким заразительным энтузиазмом! По-моему, заинтересованный сотрудник — лучшее, что может случиться с командой. Поэтому я очень ждала сделанное тестовое именно от неё.

К сожалению, результат получился слабым и с ошибками. Позже выяснилось, что Марина побоялась упустить время и сделала задание второпях. Жаль было терять кандидата, у которого горят глаза от нашей работы, но допустить заведомо слабого сотрудника в команду нельзя. Пришлось ей отказать и переключиться на других кандидатов. Но мысль, что я потеряла потенциально хорошего сотрудника, не давала покоя.

Через два дня я поговорила с Мариной ещё раз. Выяснилось, что ей понравился велком и она тоже понимает, где промахнулась.

Поэтому я решилась дать второй шанс и отправила её на техническое собеседование. Там Марину полтора часа гоняли по теории и давали разные задачки. Когда она справилась, да ещё и сохранив позитивный настрой, я без раздумий отправила её на финальное собеседование, где эйчар и руководитель сервиса проверяют у кандидата софт-скиллы и мотивацию. 

Финалку назначили на утро выходного: у Марины уже был на руках оффер от другой компании и нам хотелось его перебить. Я на этой встрече не присутствовала и ужасно за неё волновалась. Настолько, что даже когда поехала в магазин за продуктами, не выпускала из рук телефон — ждала звонка эйчара с результатом. Марина прошла финалку, мы сразу сделали ей оффер и закрыли вакансию.

Всё сложилось удачно и для нас, и для Марины: мы до сих пор работаем вместе, Марина уже стала мидлом, который тащит крупные фичи. Причём кроме своих результатов в тестировании, которые уже крутые, она ещё и улучшает процессы внутри команды. С тем же оптимизмом и энтузиазмом, что когда-то произвели на меня такое впечатление.

Из этой истории я вывела правило: если кажется, что кандидат может показать себя лучше, надо присмотреться и дать второй шанс.

Создавать свою базу кандидатов

Через пару месяцев нашей команде снова понадобился сотрудник. Разработчиков стало больше, стали делать больше фич. Соответственно, тестировщиков снова стало не хватать, и мы открыли новую вакансию.

Процесс пугал уже не так, как в первый раз. И помогли наработки прошлого поиска —  кандидаты, которые сделали тестовое задание хорошо, но не успели прислать его до закрытия вакансии. С ними связалась в первую очередь.

Кандидаты были классными, несколько людей из этой пачки дошли до финалки. Там они, к сожалению, срезались и в нашу команду не попали. Но зато нам подошёл другой джун, из подборки хороших кандидатов другого лида 2ГИС. В ту команду он не прошёл по техсклиллам, а мы его подхватили.

База сокращает время на поиск нового человека. Она наверняка ещё пригодится или мне самой, или кому-то из моих коллег-лидов, с кем у нас совпадают требования и функционал сервисов. Поэтому контакты подходящих или перспективных кандидатов надо фиксировать.

Привлекать сотрудников к собеседованиям и проверке тестовых

Когда поиск начался заново, я поняла, что он занимает слишком много времени. Антирекорд — 16 безрезультатных собеседований за неделю. На команду времени не оставалось: нужно ходить на встречи, проверять задания, давать по ним обратную связь и оперативно передавать результаты эйчарам. 

На этот раз я решила подключить к поиску Юлю, одну из наших инженеров. Она собеседовала кандидатов вместе со мной, помогала проверять тестовые и составлять отчёты о поиске. Профит для Юли — тренировка навыков, которые не развить тестированием: давать обратную связь и умение принимать решения — брать ли кандидата в команду, как его мотивировать, как учить. Плюс когда учишь человека, вспоминаешь что-то забытое, а порой и сам учишься — ведь взгляд новичка на проблему может быть совсем другим, новым.

Юлина помощь разгрузила мне руки, и к следующему поиску я снова её привлекла. Она должна была стать ментором для нового джуна, поэтому на собеседованиях Юля определяла и технические знания, и комфортно ли будет работать вместе. Всем польза: кандидат сразу знакомится с наставником, наставник сразу понимает и уровень знаний, и с кем предстоит работать.

Такой подбор вошёл у нас в практику. Сотрудник, который будет ментором, идёт на встречи с джунами вместе со мной. Сейчас кроме меня в команде наставничают два человека.

К разбору же тестовых, которые раньше проверяла Юля, я подключила ещё одного инженера по качеству из нашей команды. Это ускорило проверку и ответ кандидатам. А я вздохнула свободнее — появилось дополнительное время.

Нет смысла зашиваться и тянуть всё в одиночку. От этого страдаешь сам и страдает команда. Если поделиться задачами, то пользу получат все: и лид, и сотрудники. Однажды нужно решиться и делегировать.

Итог

Сейчас в нашей команде тестирования 11 человек, включая меня. За полтора года мы приняли 7 джунов, все прижились в компании: 6 работают в нашей команде, 1 перевели в другую после адаптации под нашим менторством.

За это время команда стала сильнее. Старички прокачались как наставники, новенькие выросли профессионально: двое уже стали мидлами, остальные джуны окрепли. Думаю, что до весны и они успеют подрасти. Скоро мы опять начнём искать людей. Поэтому я рада, что получила опыт найма: знаю, что он пригодится ещё не раз.

В следующей статье я расскажу о том, как мы адаптируем джунов в команду.  У нас сложилась практика менторства, которая плавно погружает новичков в проект и не даёт им захлебнуться, пока они не освоятся.

Точно знаю, что я не одна такая — кто решился нанимать без опыта поиска сотрудников и кто выбирал именно джунов. Поделитесь своим опытом в комментах, интересно же!

Комментарии (39)


  1. propell-ant
    19.01.2022 11:57
    +10

    "если кажется, что кандидат может показать себя лучше, надо присмотреться и дать второй шанс"

    Плюсую,
    но использовать этот совет надо надо в комплекте с:
    "если вам показалось, что кандидат странный - вам не показалось" (С)


    1. elisoff
      19.01.2022 13:12
      +4

      Работает и в обрантую сторону - "Если показалось что компнаия странная, то вам не показалось"


  1. Darth_Anjan
    19.01.2022 12:02
    +12

    Эйчары оказались правы — кандидаты реагировали на мои сообщения без злобы и быстро отвечали.


    Когда мне пишут в мессенджер (или, не дай бог, звонят), невзирая на указанный предпочтительный способ связи, я тоже отвечаю без злобы. Но в свой ментальный блокнотик таким ребятам ставлю жирный минус. Можно в мессенджере напомнить о себе (бла-бла-бла, там на почту вам отправляли, если хотите, могу продублировать сюда), но не начинать разговор…


    1. elisoff
      19.01.2022 13:11
      +1

      + Есть проблема с предпочтительным пособом связи .


  1. KongEnGe
    19.01.2022 12:03
    +5

    «У вас переработки и зарплата — говно»

    А у вас действительно переработки?


    1. GooG2e
      19.01.2022 15:39
      -1

      Про переработки больше гореть должны другие вопросы:

      1) Оплачиваются ли переработки и в каком размере

      2) Являются ли они обязательными (у каждого могут быть свои планы и каждый день пересиживать в любом случае перебор)


    1. karmagistan Автор
      21.01.2022 07:36

      Есть люди, которых метлой не выгонишь с работы, как бы не хотела. Я пытаюсь с ними бороться, но временами не получается (сидят, втихаря работают). Но их никто не заставляет, всё добровольно.


      1. KongEnGe
        21.01.2022 10:11

        Это не переработки, это простершееся в работу хобби. Но ведь соискатель как-то вышел на вопрос именно о переработках и получил на него ответ, сформировавший мнение.


  1. ninam7
    19.01.2022 12:32

    Привет. Хоть у меня немного другое направление, но всё же. Я учусь на курсе веб-разработки от Яндекс и в связи с этим у меня есть вопросы. 1. Как работодатели смотрят на соискателей с курсами, но без it образования. 2. Рассматривают ли работодатели портфолио (создаю своё портфолио и считаю что это хороший способ оценить мои навыки, а как об этом думают работодатели) 3. Отношение работодателей к великовозрастным джунам. Заранее огромное спасибо.


    1. third112
      19.01.2022 13:07
      +3

      1. third112
        19.01.2022 14:45
        +4

        И что означает этот минус?
        Человек спросил:


        Отношение работодателей к великовозрастным джунам. Заранее огромное спасибо.

        Я дал ссылку на свое наблюдение и мнение. И за это минус? Достали абсурдные оценки. Я внимателен к критике, но ее нет. Пожалуй, больше не буду сюда писать. И все свои статьи уберу — кушайте рекламу и плохие переводы.


        1. Korobei
          19.01.2022 22:56
          +1

          Отношение работодателей к великовозрастным джунам. Заранее огромное спасибо.
          В статье у вас написано
          Говоришь, что он хороший спец.
          При чём тут джун, если в статье он уже специалист лучше чем его начальник?

          Сейчас ищу работу, 46 лет, хорошего опыта меньше трёх лет, ещё пять лет так себе опыта. Без профильного образования.

          Судя по отношению, примерно половина HR теряют интерес после того как узнают возраст. Но общий спрос такой, что скоро придётся заводить систему отслеживания, чтобы не утонуть в информации.


          1. third112
            20.01.2022 07:58

            При чём тут джун, если в статье он уже специалист лучше чем его начальник?

            Я не сказал, что "он уже специалист лучше чем его начальник". В статье цитирую самооценку этого предпологаемого начальника: "Говоришь, что он хороший спец. Я тебе верю. Т.к. знаю, что и ты хороший спец. Но себя хорошим не считаю." Этим словам оценки не даю — я мат. химией занимаюсь, а он может самолеты конструировать. Как я могу судить? М.б. у него заниженная самооценка? Или поза в разговоре со мной?


            Сейчас ищу работу, 46 лет, хорошего опыта меньше трёх лет, ещё пять лет так себе опыта. Без профильного образования.

            Судя по отношению, примерно половина HR теряют интерес после того как узнают возраст.

            Сожалею. Наблюдаю тенденцию делать инвалидные сайты. Я не против молодых, но их должны учить более опытные. Возраст не равен проф.опыту, но общий жизненый опыт много значит.


            «эйчаром» называют себя специалисты в области управления персоналом (менеджеры по персоналу, рекрутеры, специалисты по оплате труда, бизнес-тренеры).

            ИМХО просто сотрудник отдела кадров никогда не сможет увидеть полезного работника. Человек может до пенсии 5 лет доработать, но принести пользы на порядок больше, чем 10 молодых.


            1. Korobei
              20.01.2022 19:47

              Я не сказал, что «он уже специалист лучше чем его начальник».
              Я высказал предположение почему вам поставили минус. Вопрос был про джуна, вы дали ссылку на статью про состоявшегося специалиста (по крайней мере я так понял из статьи), так что вполне могли минуснуть за это. Хотя скорее всего, просто ссылка на свою статью могла показаться рекламой и продвижением. На самом деле вообще об этом думать и гадать не надо. У меня было масса случаев когда хотел одно поставить, а промазал. Или на телефоне когда свайп делаешь, иногда воспринимается как клик, так что не надо париться на ровном месте.
              Сожалею
              Не надо сожалеть, от предложений отбоя нету.
              Человек может до пенсии 5 лет доработать, но принести пользы на порядок больше, чем 10 молодых.
              Сейчас среднее время работы на компанию наверное меньше пары лет, так что с этой точки зрения, по большому счёту разницы нету сколько лет человеку. Свои два года он в среднем вполне выдаст.

              Но есть психологический барьер, даже у себя замечаю. Думаю что после 50-ти, число тех кто будет готов пособеседовать упадёт на порядок. А после 60-ти, на пару порядков. Так что занимайтесь нетворкингом или переходите в альтернативные области деятельности.


              1. third112
                21.01.2022 12:29

                Вопрос был про джуна, вы дали ссылку на статью про состоявшегося специалиста (по крайней мере я так понял из статьи)

                Вы не поняли. Человек продавал отверки, но был вынужден обанкротить фирму и ушел на 2 года в изучение Java. У него нет формального опыта, и он хоть стажером готов работать за минимальную ЗП. Но не берут за возраст.


                Но есть психологический барьер, даже у себя замечаю. Думаю что после 50-ти, число тех кто будет готов пособеседовать упадёт на порядок. А после 60-ти, на пару порядков.

                У меня нет проблем с работой, но мои старшие знакомые охотно беседуют в поисках работы. Потом рассказывают мне, какие абсурдные вопросы задал очередной HR.


        1. Kyushu
          20.01.2022 11:40

          И что означает этот минус?

          "Если вы уверены, что ваш поступок встретит всеобщее одобрение, кому-то он обязательно не понравится" (c)


          1. third112
            20.01.2022 14:49

            Да, прискорбно, но факт, что в сетке много троллей. Причины м.б. разные: от кого жена сбежала, а у кого с работой проблемы. Но хотят гадить каждому рандомно. Если серьезный критик не согласен со мной — он потратит минут 20 на опровержение, а тролль за это время успеет обежать много страниц раскидав минусы. Прискорбно, что на Хабре работает эта схема.


            1. Kyushu
              21.01.2022 10:50

              В жизни, наверное, все перемешано. Во многих местах от минусов вообще отказываются.


              1. third112
                21.01.2022 12:00
                +1

                ИМХО правильно делают — критика в словах полезнее и убедительнее.


    1. sshikov
      19.01.2022 18:46

      >3. Отношение работодателей к великовозрастным джунам.
      Ну, я бы уточнил, каких работодателей? Почему вы считаете, что у работодателей есть какое-то одно отношение к возрасту и джунам в возрасте? Тоже самое, кстати, относится и к первому вопросу. Да пожалуй что и ко второму.

      Вот компания, где я работаю, большая, даже очень. При этом наш проект наоборот, мелкий — у нас всего три разработчика.

      Ну так, чисто для примера — вы нам не подходите. Но возраст при этом вообще не важен — у нас просто нет веб разработки. И второе — мы не берем джунов вообще, по крайней мере сейчас, потому что если бы мы вас взяли, кому-то из троих пришлось бы вас учить. А это были бы потери, а не приобретения для нас. При этом я могу легко допустить, что в другой проект, где скажем есть человек 20, и веб разработка, вас вполне бы взяли, потому что дефицит людей налицо.

      Ну то есть, в большинстве случаев, нет такой вещи, как работодатель в виде компании с одним подходом. Есть много (в зависимости от размеров компании, конечно — у кого-то может и один) разных проектов, и есть отдел HR, который пытается им нанять людей. И стратегия, чтобы устроиться, для вас, скорее всего выглядит так — попасть в проект мимо HR отдела.


    1. movl
      19.01.2022 20:18

      Из личного опыта, каких-то особых предубеждений на счет курсов нет, в любом случае все зависит от человека. Бывали случаи, что молодые люди, еще буквально вчера закончившие курсы, обладали высоким самомнением, но совершенно не ориентировались в каких-то базовых концепциях изученного инструмента. Наводящие вопросы тоже не помогали, и общение не складывалось. Бывало, что человек сильно нервничал на интервью, и на все технические вопросы отвечал что ничего не знает, при этом приемлемо выполнял тестовое задание на практике и мы делали предложение.

      Касательно профильного или даже просто технического образования, у меня лично, как-то проще складывается интервью с такими кандидатами. В таких случаях, зачастую, если даже человек чего-то не знает, то может очень хорошо рассуждать за счет своего кругозора.

      По пет-проектам, лично мне, интереснее всего смотреть за прогрессом, то есть могу даже посмотреть историю коммитов, если есть такая возможность, чтобы оценить как и к каким решениям приходил разработчик по ходу саморазвития. Да и в целом это помогает оценить в чем и как сильно заинтерисован кандидат в плане развития профессиональных навыков.


    1. Korobei
      19.01.2022 23:38
      +1

      Попробуте взять roadmap для фронтенда и честно напротив каждого пункта выставить себе оценку, например по десятибальной шкале. Тогда для себя будет более понятно.

      Можно кстати вдобавок к резюме это высылать, чтобы сразу убрать многие вопросы.

      Было бы круто если на базе этих роадмапов или техрадара (типа такого) можно было бы сделать оценку знаний технологий для человека, а не компании, крутой сервис бы получился.

      При трудоустройстве было бы полезно.


    1. karmagistan Автор
      21.01.2022 07:38

      Привет)

      1. Нормально. Немало слыхала историй, когда человек, например, с образованием лингвиста, становился ведущим разработчиком. И у нас немало ребят работает без технического образования.
      2. Если портфолио есть, то, кажется, супер. Оно может показать навыки и умение их применять на практике.
      3. Хорошо отношусь к великовозрастным джунам. Вообще на возраст не обращаю внимание. И даже тихонько восхищаюсь ими, так как человек решает изменять свою привычную, как правило, жизнь, осваивает новое.


      1. ninam7
        21.01.2022 19:31

        Спасибо за ответ.


  1. third112
    19.01.2022 13:45
    +1

    ИМХО это очень спорно:


    Ещё один новый для меня момент — оценка личных качеств кандидата. Если раньше на собеседованиях я сосредотачивалась на технических знаниях, то теперь пришлось оценивать общее впечатление от человека: его умение общаться с командой и руководителем, реакцию на отзыв о работе — критику и похвалу.

    Человек может быть стеснительным, а может очень общительным. И какой климат в команде?
    Наблюдал, когда заведующий специально стравливал соих работников — он считал, что должна быть соревновательность. И не факт, что очень общительный работник будет полезен фирме.


    Про критику согласен. Плохо, если кандидат не восприимчив. Но как угадать? В ответ на негативную критику девушка может заплакать, но это м.б. показное.


    1. GooG2e
      19.01.2022 15:42

      Да и восприимчивость может быть разная - кто-то разведёт сразу бурную деятельность, а кто-то уйдёт в себя и начнёт искать ошибки, как сделать лучше. И это совсем не плохо - ведь он не встал в тупик в ауте, а отсеивает варианты решений.


  1. Mephistophele
    19.01.2022 23:20

    Например, пугала перспектива писать и звонить незнакомым людям.

    Молодцы HR'ы - грамотно работу спихнули на другого человека.

    составлять отчёты о поиске

    Зачем? Наверное и KPI ввели?


    1. karmagistan Автор
      21.01.2022 07:45

      На тот момент была нехватка hr, а большое количество вакансий приумножило эту нехватку. Поэтому таким способом усилили найм. Мы все одна команда и у нас появилась одна задача – нанять классных инженеров. Если мы можем как-то помочь, то все помогаем. Сейчас уже работает по старой схеме, которая была до августа 2020 года.
      Хороших hr не так быстро найти.


  1. 13_beta2
    19.01.2022 23:34

    я Даша — QA-лид команды iOS

    По-моему вас где-то обманули. Потому что дальше половина текста — описание работы рекрутёра.


    1. karmagistan Автор
      21.01.2022 07:38

      Это лишь небольшая часть моей работы)


  1. Sovka31
    20.01.2022 07:50

    Интересный взгляд со стороны работодателя. Думал, что про занесение в базу это такой момент вежливости, а тут оказывается дейсвительно иногда к ней прибегают


  1. Scorpey
    20.01.2022 11:40
    +2

    ТехЛид начал заниматься подбором, естесвтенно качество набора вырасло, но какой ценой?

    Сколько стоит час работы ТехЛида и HR-а? Вот что бы сберечь время ТехЛида и работают HR-ы и пропускают к лиду уже прошедших первое "сито".

    Другое дело когда ТехЛид берет себе Мидл+ тут имеет смысл походить по тематическим мероприятиям, пообщаться с коллегами по цеху.


  1. Julia1993
    21.01.2022 07:39

    Добрый день! У меня вопрос, который, наверно, покажется странным: а есть ли хоть какая-то возможность человеку попасть на должность тестировщика (джуниор или преджуниор, если такое существует), у которого вообще нет ни опыта работы в этой сфере, ни соответствующих курсов, ни технического образования, то есть вообще с нуля? Возможно ли обучение на месте, или компаниям такое не выгодно?


    1. karmagistan Автор
      21.01.2022 07:40

      Привет!

      Для начала работы необходимы знания и понимание теории тестирования. Это не обязательно могут быть курсы, может быть прочитанная и понятая книжка, например. А остальному уже научим)


  1. bloatfly
    21.01.2022 07:46

    Относительно предпочтительного способа связи очень спорные суждения. Все же, если человек его указывает, значит нужно этого придерживаться. Это элементарное уважение к желанию соискателя и именно с этого начинается ваше с ним знакомство.
    Если же начинать общение с входа в мессенджер, который человек может использовать только для личной переписки, то ответит он может и без злобы, но вот риск прям на этом этапе прервать с вами все дальнейшее общение резко возрастает.
    Сейчас этот тренд на "пиши куда угодно" зашел настолько далеко, что соискателям пишут в абсолютно все мессенджеры, которые могут найти. Соискатель же потом может просто не вспомнить, куда ему писали с возможно заинтересовавшим его предложением, и вы потеряете кандидата.



    1. karmagistan Автор
      21.01.2022 07:47

      Конечно, такой риск тоже есть, но мы пробуем разные варианты и всегда за открытое общение :)


  1. sashaxorev
    21.01.2022 07:48

    Странный подход. HR-ов не хватает, поэтому давайте свалим их работу по поиску кандидатов на лидов. Может лучше было HR отдел расширить?


    1. karmagistan Автор
      21.01.2022 07:49

      Мы все одна команда и цель у нас общая. Безусловно мы занимались расширением HR-команды, но параллельно искали другие способы ускорить подбор, чтоб процесс найма не тормозился. Мы не навязываем никому этот вариант, а лишь делимся нашим опытом в надежде, что кому-то он может быть полезен :)


  1. Velzq
    21.01.2022 13:17

    Интересный опыт собеседований со стороны работодателя.

    Как-то искала работу на позицию Middle QA, и мне одна компания скинула такое ТЗ, что я наверно минут пять в себя приходила. От шока.

    Компания прилсла ТЗ, где у них было восемь проектов, которые они пометили как "Тестовое со звёздочкой". Все эти восемь проектов были на проде. Мне даже теоретически не хотелось думать о том, что у них там внутри происходит и как все процессы настроены.

    От такой наглости у меня просто, знаете, до сих пор слов нет... мягко отказала что типа сорри нот сорри, но это тумач.))