Как выглядит типичный офис современной IT-компании? Обычно это большое открытое пространство без стен с редкими колоннами, с рядами компьютерных столов, стоящими достаточно близко или вплотную друг к другу. В лучшем случае отдельные рабочие места разделены небольшими перегородками. Кое-где эти ряды перемежаются островками зелени, столами с офисной техникой, кулерами и кофемашинами и другими традиционными «обитателями» рабочего пространства. Всё это — характерное описание типичного офиса с открытой планировкой, так называемого «опенспейса». Это классический стандарт организации корпоративного пространства в крупных организациях с большим количеством сотрудников.

До недавнего времени концепция открытого рабочего пространства была лучшей формой организации офиса. Считалось, что «опенспейс» не только нравится сотрудникам, но и способствует свободному творческому обмену идеями. Однако научные исследования показали, что это далеко не так — выяснилось, что преимущества «опенспейса» были сильно преувеличены.

В 2020 году большинству IT-компаний во всём мире пришлось перейти на полностью противоположный режим работы — «удалёнку». Однако такая форма работы тоже подходит далеко не всем.

Существует ли альтернатива, находящаяся где-то посередине между этих двух полюсов: с одной стороны — постоянная работа всех сотрудников бок о бок с коллегами в большом шумном офисе, с другой — рабочий день, проведённый в уютной обстановке в обществе своего любимого кота за домашним компьютером?

Открытая планировка глазами компаний

Идея общего рабочего пространства далеко не нова. Вспомним, хотя бы, планировку статистической организации, в которой трудились известные персонажи советского художественного фильма «Служебный роман». Чем не «опенспейс» версии 1977 года?

Конечно, большие открытые помещения существовали с незапамятных времён. Но массовое строительство таких помещений без перегородок стало возможным после изобретения армированного бетона — архитекторы смогли создавать огромные открытые офисные пространства без большого количества несущих стен. Крупные компании сразу ухватились за такую возможность. Сначала на смену кабинетам пришли большие пространства, разделённые на индивидуальные отсеки-кубики с невысокими стенками из гипсокартона. Перегородки индивидуальных кубиков постепенно уменьшались, а вскоре исчезли совсем — теперь их уже редко можно встретить в офисе.

Классический стандарт — это полностью открытое пространство, в котором столы сотрудников стоят вплотную друг к другу. Открытая планировка офиса до недавнего времени использовалась в большинстве высокотехнологичных IT-компаний.

Чем же так хорош этот принцип организации рабочего пространства, почему он стал самым распространённым? Чаще всего называют следующие преимущества открытой планировки:

  • она стимулирует творческое общение коллег, обмен идеями и сотрудничество;

  • такая планировка экономит рабочее пространство офиса — на ту же площадь можно посадить большее число работников;

  • открытый офис дешевле строить и обслуживать.

На первый взгляд, множество плюсов.

Открытая планировка глазами сотрудников

Однако отзывы самих сотрудников о работе в открытом офисном пространстве далеко не так однозначны. Например, возможность постоянного свободного общения с коллегами обычно больше импонирует сотрудникам-экстравертам. В то же время сотрудники-интроверты весьма остро ощущают все неизбежные раздражители большого офиса: разговоры и перемещения коллег, шум офисной техники, сквозняки и посторонние запахи.

Давайте представим, как чувствует себя в открытом офисе экстраверт. Ему нравится, что можно в любой момент перекинуться парой слов с коллегами. Если в другом конце офиса возникает оживлённый спор по рабочим или любым другим вопросам, он обязательно примет в нём активное участие — начать можно с громкой реплики прямо со своего рабочего места. Можно также обсудить с коллегами противоречивую статью на Хабре, очередных коварных мошенников, новинки киноиндустрии и всякие другие интересные вещи. В течение дня можно постоянно вместе пить кофе, поглощать вкусности и просто болтать с сослуживцами. Экстраверт в открытом офисе обычно чувствует себя превосходно — это его родная стихия: общение, контакты, разговоры, обмен мнениями.

Теперь давайте подумаем о том, как чувствует себя в открытом офисе интроверт. Представьте себе, что вы готовитесь к важному экзамену на шумном столичном вокзале. Со всех сторон слышатся разговоры, объявления, посторонние звуки. Мимо вас постоянно кто-то проходит или пробегает, что-то проезжает. Хорошо, что не пролетает! Вы в двадцатый раз перечитываете одну и ту же строку и пытаетесь понять её смысл, но вам это не удаётся — голова разрывается от постоянных внешних раздражителей. Единственный выход — наушники с хорошим шумопоглощением. Они помогают убрать хотя бы часть внешних помех (при этом окружающие, наверняка, считают вас настоящим меломаном). После рабочего дня вы чувствуете себя выжатым как лимон и часто возвращаетесь домой с головной болью.

Это не значит, что интроверты не хотят общаться с коллегами. Просто интровертам больше по душе спокойные, вдумчивые, заранее спланированные обсуждения рабочих вопросов. В глубоком анализе и исследовании сложных проблем им нет равных. Кроме того, интроверты предпочитают общаться в личной беседе с несколькими собеседниками, а не на большом коллективном совещании — так они эффективнее и быстрее могут донести свои мысли и идеи.

Безусловно, все мы разные. Интроверты и экстраверты по-разному воспринимают и обрабатывают информацию и, соответственно, могут более эффективно решать те задачи, которые лучше подходят их типу личности. Так же, например, в игровом рейде какой-нибудь онлайн-игры нужны разные персонажи: в одних ситуациях полезен маг, в других — воин. Современные исследования показывают, что при правильной организации межличностного взаимодействия интроверты и экстраверты составляют сильные и эффективные команды. Кроме того, по результатам некоторых экспериментов, большинство людей в мире — это так называемые «амбиверты», которые находятся где-то посередине между интровертами и экстравертами. В зависимости от настроения и обстоятельств они приближаются то к одному полюсу, то к другому.

Открытая планировка глазами учёных

В любом случае, даже если абстрагироваться от психологических особенностей сотрудников, в современной науке эффективность открытой планировки ставится под сомнение. Вот что пишет об этом Пол Кидуэлл в своей книге «Психология города»:

Судя по результатам опросов, открытую планировку не одобряют, если не предусмотрено место для сосредоточенной работы, где ничто не отвлекает. Юнгсу Ким и Ричард де Диар с факультета архитектуры Сиднейского университета установили, что работники чаще всего отдают предпочтение кабинетным офисам. Это выбор между взаимодействием и личным пространством, и чаша весов склоняется в пользу последнего: отсутствие визуальных и шумовых раздражителей важнее, чем удобство общения. Невозможность контролировать социальные контакты и постоянные отвлекающие факторы вызывают стресс, как следствие — перевозбуждение и снижение способности сосредоточиться на текущих задачах. Кроме того, в нескольких исследованиях выяснилось, что в офисах с открытой планировкой сотрудники реже взаимодействуют, поскольку разговоры отвлекают коллег. Получается, такая планировка нежелательна, как ни крути.

В книге Сьюзан Кейн «Интроверты. Как использовать особенности своего характера» рассказывается об исследовании, проведённом Томом Демарко и Тимоти Листером. Оно называлось весьма необычно и интригующе — «Военные манёвры программистов». Сьюзан Кейн пишет:

Задача этого исследования состояла в определении характеристик лучших и худших компьютерных программистов. В исследовании приняли участие более шестисот разработчиков из девяноста двух стран мира. Каждый программист получил задание написать и протестировать компьютерную программу в своё рабочее время на обычном рабочем месте. Кроме того, у каждого участника эксперимента был партнёр из той же компании. Однако партнёры работали поодиночке, не поддерживая никаких контактов, — именно это условие эксперимента оказалось крайне важным.

Учёные получили следующие результаты:

  • Соотношение эффективности лучших сотрудников к эффективности худших составило 10:1. Это огромный разрыв.

  • Лучшие программисты показали результаты, в 2,5 раза превышающие результаты программистов среднего уровня.

  • На результат выполнения задания никак не повлияли опыт работы и затраченное количество времени.

  • Программисты из одной компании справлялись с заданием примерно на одинаковом уровне, даже если не работали вместе.

Исследователи стали разбираться, что же было главным фактором, повлиявшим на результаты. В итоге они пришли к удивительному выводу:

Причина заключалась в том, что разработчики, показавшие лучшие результаты, в большинстве своём работали в тех компаниях, которые создали своим сотрудникам все условия для уединения, обеспечили их личным пространством, предоставили возможность контролировать физические условия работы и оградить себя от внешнего вмешательства. Шестьдесят два процента самых эффективных разработчиков сообщили, что на их рабочем месте обеспечен приемлемый уровень уединённости по сравнению с 19 процентами разработчиков, показавших худшие результаты. Семьдесят шесть процентов программистов, показавших худшие результаты, и только 38 процентов тех, кто выполнил задание на самом высоком уровне, сообщили, что другие люди часто отрывали их от работы без необходимости.

Другие исследования, проведённые позднее, также подтвердили эти выводы. Перечислю основные результаты, изложенные в книге Сьюзан Кейн:

  • Офисы с открытой планировкой способствуют снижению производительности труда и ухудшению памяти сотрудников.

  • В компаниях, использующих открытую планировку офисного пространства, имеет место более высокий уровень текучести кадров. В таких офисах люди чаще ведут себя враждебно; у них нет мотивации, и они не чувствуют себя в безопасности.

  • У людей, работающих в офисах с открытой планировкой, чаще бывает повышенное кровяное давление; они больше подвержены стрессам и чаще болеют. Они также чаще спорят с коллегами.

  • Сотрудники реже вступают в личные и доверительные беседы с коллегами. Люди перестают общаться друг с другом, быстро впадают в состояние гнева, становятся агрессивными и не спешат помогать окружающим.

Получается, что концепция открытой планировки офиса отнюдь не способствует продуктивному обмену творческими идеями, более того — препятствует ему.

Противоположный полюс — удалённая работа

В 2020 году в нашей жизни появился новый вынужденный тренд — удалённая работа. Если раньше такая форма работы была скорее исключением из правил, то теперь всё больше крупных компаний частично или полностью переходит на такую форму организации труда сотрудников. Опять же, как и «опенспейс», удалённая работа — это не такое уж новое изобретение. Вспомним ещё один замечательный советский фильм — «Покровские ворота», главные герои которого — Лев Евгеньевич и Маргарита Павловна Хоботовы — несомненно трудились на «удалёнке».

С переходом на удалённую работу интроверты выдохнули с облегчением — наконец-то можно работать в тишине и спокойствии. В то же время экстраверты стали создавать приложения, имитирующие шум большого офиса. Но всё опять же не так однозначно. Интроверты — это вовсе не затворники, желающие проводить 24 часа в четырёх стенах. Даже у самого закоренелого интроверта иногда возникает желание взять ноутбук и поработать в каком-нибудь уютном кафе. Как говорил Аркадий Велюров из уже упомянутых «Покровских ворот»: «Смутно и тягостно, хочется побыть среди людей».

Экстравертам тоже иногда требуется уединение — если у вас дедлайн и нужно срочно закончить проект, то коллеги, пристающие с пустыми разговорами, совсем некстати.

Также не будем забывать, что условия для удалённой работы у всех разные. У кого-то есть свой отдельный рабочий кабинет с панорамным видом, скажем, на Средиземное море. А у кого-то дома полностью отсутствуют условия для продуктивной работы и всяких раздражающих и отвлекающих факторов даже больше, чем в любом «опенспейсе».

Удалённая работа — это полная противоположность постоянной работе в офисе. Это другая крайность в организации рабочего процесса. И, как любая крайность, также устраивает далеко не всех.

Золотая середина — гибридный офис

Как же найти решение, подходящее всем — и руководству компании, и сотрудникам-интровертам, и сотрудникам-экстравертам? Оказалось, что решение есть — «гибридный офис». Фактически это «офис по требованию», в котором руководители договариваются с сотрудниками о применении наиболее эффективной модели работы — удалённо или в офисе. Кто-то постоянно работает удалённо и появляется в офисе пару раз в год только для важных мероприятий. Кто-то приезжает в офис несколько дней в неделю. Кто-то работает в офисе постоянно. Всё зависит от специфики служебных обязанностей сотрудника, договоренностей с руководством и его личных пожеланий. Но в рабочем пространстве теперь почти нет мест, закреплённых за конкретным сотрудником. Чтобы поработать в офисе, нужно заранее забронировать себе рабочее место в специальной онлайн-системе.

Такая же система бронирования используется и для организации совещаний. Если нужно организовать встречу рабочей группы, руководитель заранее бронирует комнату для переговоров. Концепция гибридного офиса подразумевает определённую гибкость — при необходимости пространства для совещаний можно расширить или организовать новое временное пространство. Всё зависит от потребностей и запросов сотрудников компании. Конечно, гибридный офис сохранил некоторые черты «опенспейса» — здесь по-прежнему остаётся большое открытое пространство с рабочими местами. Но теперь каждый сотрудник сам может выбирать баланс между работой в офисе и удалённо. Важно и то, что со временем этот баланс можно при необходимости изменить.

Всё это не помешает командной работе. Ведь удалённый режим наглядно показал, что современные средства коммуникации не только не препятствуют, но и в большинстве случаев помогают наладить эффективное взаимодействие.

Формат гибридного офиса стремительно набирает популярность. Наконец-то у сотрудников появилась свобода выбора комфортной рабочей среды. Эсктраверты получат пространство для ежедневного общения, а интроверты с облегчением останутся на «удалёнке».

Комментарии (62)


  1. AlexeyALV
    23.01.2022 18:31
    +13

    Еще пару лет назад проходил курсы по фасилитации и тренер говорила, что только только вернулась с конференции в Германии, где специалисты сошлись во мнении, что опен спейс - зло и мешает сосредоточенной и эффективной работе.

    Хотя, конечно, пространства с высокими перегородками, где у вас за спиной не прогуливаются люди, сильно отличается от рядов столов а-ля большущий школьный класс.


    1. RigelNM
      23.01.2022 19:35
      +5

      Работал на заре своей деятельности в офисе, где мой монитор был повернут к двери кабинета начальника. При всем дискомфорте там была самая продуктивная деятельность.


    1. Firz
      23.01.2022 21:29
      +9

      Интересное видео на эту тему: www.youtube.com/watch?v=-p6WWRarjNs

      Так выглядели open space офисы, когда их 'придумали'
      image


      1. RollingBrock
        24.01.2022 02:57
        +3

        ...а потом пришел эффективный менеджмент и все опошлил.


      1. Exchan-ge
        24.01.2022 03:30
        +2

        Так выглядели open space офисы, когда их 'придумали'


        Так выглядел читально-каталожный зал нашей областной научной библиотеки на момент ее сдачи в эксплуатацию (1979 год, но строительство было начато в 1968)
        (Причем сходство настолько явное, что возникает мысль о заимствовании идеи :)

        Кстати, работать там было удобно — расстояния большие, публика вела себя тихо.
        Особенно по долгим зимним вечерам — подсветка локальная, уютно, спокойнее, чем дома.
        (в самых дальних и укромных уголках, по факту, были и места для поцелуев :)

        Увы, все было перестроено и сейчас там уныло-стандартно-скучно:

        Да и каталожных ящиков больше нет - прогресс
        image


        1. drWhy
          24.01.2022 11:03
          +1

          «Так выглядел читально-каталожный зал нашей областной научной библиотеки на момент ее сдачи в эксплуатацию (1979 год, но строительство было начато в 1968)
          (Причем сходство настолько явное, что возникает мысль о заимствовании идеи :) „

          ЛВЧ похоже также одобрили дизайн читально-каталожного зала.

          Заголовок спойлера
          Офис ЛВЧ, 1969 г.


          1. Exchan-ge
            24.01.2022 15:20
            +2

            ЛВЧ похоже также одобрили дизайн читально-каталожного зала.


            Не, ЛВЧ по своим пропорциям — это скорее станция метро Кропоткинская :)

            Заголовок спойлера
            image


  1. uoak
    23.01.2022 18:40
    +16

    Я согласен с тезисами о недостатках openspace. И согласен, что многим подойдёт некий гибрид офиса и удаленки.

    Но то , что автор называет гибридным офисом --вообще не кажется мне оптимальным. Это получится такой же open space, только теперь у сотрудника не будет не только кабинета или кубикла, но даже своего стола.

    Опасаюсь , что смысл идеи просто в том, что раз офисы опустели на время удаленки, можно арендовать опенспейс в два раза меньшей площади на то же число сотрудников. А продуктивность авторам концепции на самом деле особо и не важна, аренда важнее.


  1. BugM
    23.01.2022 19:02
    +19

    Но в рабочем пространстве теперь почти нет мест, закреплённых за конкретным сотрудником. Чтобы поработать в офисе, нужно заранее забронировать себе рабочее место в специальной онлайн-системе.

    И это не работает. В офисе есть смысл сидеть рядом со своей командой. Это человек 20, не больше. Сидеть рядом со случайными сотрудниками про которых ты не знаешь даже что они делают и над какими проектами работают смысла нет.

    Итого все эти брони не дадут никакой экономии столов. А неудобств добавят всем море.


    1. Tellamonid
      23.01.2022 19:11
      +4

      Вы правы, и поэтому у нас работает чуть по-другому. Для N команд, работающих над одним проектом, выделена зона. То есть вы автоматом будете рядом с теми, кто работает над тем же самым. А уже внутри идут зоны команд, где, возможно, надо будет договориться, что команда А бывает по вторникам и четвергам, а команда Б – по средам и пятницам. И это не мешает кому-то прийти не в свой день, столов вполне хватает. Если кто-то хочет ходить 4 и больше дней в неделю, то стол за ним/ней закрепляют.


      1. DabjeilQutwyngo
        23.01.2022 23:14
        +1

        Это подход сегментностраничного выделения оперативной памяти. А ещё процессоры Intel поддерживают разные размеры страниц, которые можно одновременно использовать (аналог разных размеров зон для команд различной численности). ОСи используют какой-то один размер, однако могли бы и разные размеры одновременно использовать. Удивительно, сколько лет понадобилось, чтобы этот подход из дисциплины управления оперативной памятью начал применяться в офисах.


  1. aamonster
    23.01.2022 19:17
    +20

    "До недавнего времени концепция открытого рабочего пространства была лучшей формой организации офиса. Считалось, что «опенспейс» не только нравится сотрудникам, но и способствует свободному творческому обмену идеями" – откуда это? Где она была лучшей? Кем считалось? И почему я впервые слышу, что кто-то так думал (а жалобы на опенспейс слышу много лет)?


    1. vsb
      23.01.2022 19:26
      +11

      Полагаю, что менеджерам хочется оправдывать это чем-то кроме банальной экономии, ведь обустраивать кабинет каждому программисту это не макбук купить, там подороже всё будет, но если это открыто сказать, то вроде как выходит, что они жмоты, а это признавать открыто не каждый готов.

      Лично я считаю, что личный кабинет, пусть даже небольшой, метров 10 хотя бы, это идеально. Хотя у меня на работе, конечно, такой же опенспейс, хоть я и выпросил место в углу, подальше от всех. В перспективе, вероятно, куплю отдельную однокомнатую квартиру, обустрою в ней свой офис и буду работать удалённо, это со всех сторон оптимальный подход.


    1. 13_beta2
      23.01.2022 19:34
      +5

      Считалось повсеместно, просто лет 30 назад. Статья как про музейный экспонат.

      "Сейчас" — в ковидные времена — классические опенспейсы со стойлами рядами бок-в-бок остались только совсем у ретроградов. Сужу по себе и знакомым (не супер репрезентативно, да): где-то просто расставили столы отдельными "островками", где-то по несколько столов стоят через высокие перегородки — это для временного сбора небольших команд, где-то вообще кресла-мешки, бронь отдельных кабинетов, если нужны мышка/проектор/тв для созвона и рекомендации работать удаленно в иных случаях.


      1. aamonster
        23.01.2022 21:06
        +1

        Лет 30 назад я, конечно, ещё сопляком был (16 лет), но, думаю, чуть позже остатки "повсеместности" заметил бы (если, конечно, речь про Россию, а не зарубежье).

        Да, популярность у работодателей замечал) – но никто не верил в крутизну опенспейса, просто пытались упихнуть больше столов в ограниченное место.


    1. eternum
      23.01.2022 20:41
      +1

      Ну вот, мне, например, нравилось. Когда был тихий опенспейс и "сплочённый коллектив". А вот, когда в другой конторе сидел напротив орущих сейлзов - разонравилось. При выборе между кубиклом, офисом без окон (тоже доводилось) и опен спейсом, всё же выберу опенспейс.


      1. F0iL
        23.01.2022 23:00
        +6

        тихий опенспейс

        А что, такое правда бывает?


        1. barbaris76
          24.01.2022 17:21
          +5

          Бывает. Когда 3-4 главных зачинщика движухи уходят на больняк или на удалёнку, то оказывается, оставшиеся 30 человек вполне могут сидеть тихо и не бегать туда-сюда, громко оповещая всех о своих планах попить кофе, срочно ответить на письмо от иван-иваныча, сходить вечером с ребёнком к стоматологу и т.д., и т.п.


    1. BMXer_V
      23.01.2022 23:47
      +6

      Ну это вам просто повезло. У нас (огромная международная компания, 50% электротехническое оборудование, 50% ПО в профильной сфере) до сих пор эту чушь несут. Я работаю в их главном мировом R&D-хабе, мой офис на 1000 человек построили три года назад, год назад ещё один рядом поставили на почти полторы тыщи. И там, и там, самые жуткие оупенспейсы, какой только можно представить, по 30-50 человек в комнате без единой перегородки. Места не закреплены за человеком. Всё это приправлено толстым слоем кала внутренних маркетинговых коммуникаций о том, какая мы прогрессивная компания, какие ультрасовременные офисы строим и как поощряем общение и сотрудничество между коллегами и командами.


      1. Ailuropoda_M
        24.01.2022 13:56

        Siemens CT?


    1. Polaris99
      24.01.2022 14:52
      +2

      Жаловались сотрудники, а их мнения никто не спрашивал, потому что считалось теми, у кого в любом случае был свой кабинет, и кто принимал решения по этому поводу, получая за экономию немалые бонусы.


  1. Exchan-ge
    23.01.2022 19:51
    +7

    Вспомним, хотя бы, планировку статистической организации, в которой трудились известные персонажи советского художественного фильма «Служебный роман»


    Это кино.
    В реале сотрудники отделов сидели в помещениях, большей частью рассчитанных на 25 человек (если здание было построено специально)
    И даже такое количество сотрудников было слишком большим для нормальной работы.

    Поэтому конструкторы имели преимущество — кульманы не только занимали место, сокращая число сотрудников в одном помещении, но и позволяли отгородится от сослуживцев (я притащил еще один старый кульман, формально как вспомогательный, но основной целью было создание нормального «кубикла» — мой основной кульман -стена -кульман сотрудника сзади- вспомогательный кульман :)

    Офисы с открытой планировкой способствуют снижению производительности труда и ухудшению памяти сотрудников.


    Естественно — это именно так. Причем, в реале, даже экстраверт будет чувствовать себя некомфортно. Про остальных и речи нет.
    Как минимум ему будет мешать постоянный фоновый шум, а он в openspace неизбежен.

    Золотая середина — гибридный офис


    Золотая середина — это виртуальный офис.
    Сидим дома, при необходимости одеваем очки/шлемы и общаемся.
    (Бумажные документы и проч. — передаем через сервис доставки :)


  1. Goupil
    23.01.2022 19:52
    +12

    "Считалось, что «опенспейс» не только нравится сотрудникам, но и способствует свободному творческому обмену идеями. "

    Считалось? Мне кажется все понимали что это необходимое зло для снижения расходов на офисы.


    1. GospodinKolhoznik
      23.01.2022 23:40
      +7

      Это такой официоз - вместо "переработки по ночам" говорить "расстановка приоритетов", вместо "экономия на аренде" - "способствовать обмену идей", а вместо "уволить сотрудников" сказать "принять непопулярные меры".


      1. iliks84
        24.01.2022 09:33
        +2

        "оптимизировать численность персонала"


        1. drWhy
          24.01.2022 11:06
          +1

          «оптимизировать численность персонала»
          Знакомо, оценочный критерий был выбран — количество человек в курилке больше одного. Эффективно пустили под откос качество обслуживания.


  1. ncr
    23.01.2022 19:54
    +49

    Даже у самого закоренелого интроверта иногда возникает желание взять ноутбук и поработать в каком-нибудь уютном кафе

    Нет.


    1. lightman
      24.01.2022 04:49
      +5

      Лично для меня совсем уж невыносимо совсем обходиться без контакта с людьми (с учётом того что живу один и работаю удаленно).

      Но именно общаться с людьми не хочется, работать на виду у них тоже.

      Поэтому прибегаю к компромиссному варианту: почти каждый день хожу в местную кафешку-столовку и делаю там то, для чего она предназначена - обедаю. При этом максимально изолирован от людей: в наушниках аудиокнига, ем и немного сижу в телефоне. Всё это даже не столько ради общения, сколько ради смены обстановки и хорошего повода для прогулки.


      1. eggstream
        24.01.2022 13:56
        +3

        Для контактов с людьми есть друзья, клубы и прочие внерабочие активности, там, где ты можешь сам выбирать с кем общаться, а не HR выберет за тебя


    1. saterenko
      24.01.2022 19:04
      +1

      Люто плюсую.

      Мир не чёрно-белый, между 100% интровертом и 100% экстравертом множество промежуточных вариантов. Я интроверт, но не упоротый. В офисе сидел весь день в наушниках.

      На удалёнке года 2 уже, в однушке с женой и 2 маленькими детьми. Так же работаю в наушниках.

      НИ РАЗУ не было желания поднять задницу с любимого кресла, вылезти из-за мощного компа с 2 мониторами, одеться, пройтись 10 минут до метро, минут 40-50 потолкаться в метро, потом 15 минут до работы и плюхнуться в офисное кресло за ноут, пусть это и макбук... А после работы потерять ещё больше часа на дорогу...

      Мне как-то больше нравится работать в уютой квартирке, питаться шикарными обедами жены, гулять с детьми в лесопарке и экономить при этом более 2 часов времени.

      Жена, кстати, будучи более эктравертной, тоже не хочет в офис после декрета и активно учится на фронта...


  1. sergeyns
    23.01.2022 20:07
    +13

    Еще в такой уже "старой" книжке "Психбольница в руках пациентов" все подробно насчет опенспейсов расписали.. Программисту нужен удобный кабинет максимум на нескольких человек. А опенспейс для тех кому думать не надо... и шум не мешает..


    1. Djeux
      24.01.2022 09:44
      +3

      Вот кстати да. Оглядываясь назад, самый комфортной для работы конторой было место, где взяли большую квартиру в старом доме и сделали из нее офис. В результате в каждой комнате было максимум 4 человек. У каждого был угол куда можно уткнуться спиной, при этом при желании было с кем перекинуться словом двумя.


  1. Racheengel
    23.01.2022 20:36
    +6

    Покажите мне фанатов опенспейса, пожалуйста. Ото всех слышал только одно мнение - опенспейс отстой и пережиток прошлого.

    У нас на офисе "кабинетно-спейсовая" система практикуется. Как правило, каждая комната рассчитана на отдел из четырех-десяти человек, сидят люди обычно парами напротив друг друга, между ними стенки до потолка с проходом. То есть стена-пара-стена-пара-стена в основном. И начальник отдела где-то в углу :)

    Я тоже сижу в углу у окна, за спиной пальма, рядом шкаф, напротив пустой стол. Ну, вроде как не напрягает. Хотя от отдельного кабинета не отказался бы, думаю :)

    С другой стороны, до кофемашины ближе...


    1. Kardy
      23.01.2022 23:49
      +2

      Мне, например, нравились опенспейсы раньше. До сих пор нравятся, в общем-то, но такие уже, не как у всех, а нормальные - большой зал квадратов на 1500, и вас человек 50 в нем, сидишь за своим столом, где-то там метрах в пяти другой стол, можно ручкой коллегам помахать, можно на самокате покататся в свободном пространстве. (да, доводилось в таком работать, кайф)


  1. js_n00b
    23.01.2022 20:40

    Кроме того, по результатам некоторых экспериментов...

    Но каких именно я говорить, конечно, не буду


  1. gsaw
    23.01.2022 20:41
    +11

    Просто наблюдение. Экстраверты тебя где угодно достанут.

    Однажды работал в большой компании, сидели в кабинетах на два человека. Большие отделы занимающиеся только своим программным модулем. Так стиль работы был такой, что все экстраверты ходили по кабинетам и доставали интровертов, типа "искали специалистов по теме" . Сидишь в кабинете, пытаешься сконцентрироваться на задаче, а к тебе каждые пол часа кто нибудь заглядывает и спрашивает о какой нибудь ерунде. Приходилось откладывать задачу, разбираться в вопросе, в теме. По ощущениям пол дня уходили на такое вот общение.

    В маленькой компании, где только два человека на программынй модуль были, сидели по двое в комнате было много легче. Экстраверты заходили, но реже. Чаще без причины, чем с вопросами. Просто поржать или поболтать. От работы не сильно отвлекало, так как не было переключения на другую задачу.

    Сейчас вот сижу дома, уже два года плотно. Нас только двое в проекте, я и экстраверт. Общаемся в ms teams. Спасу нету от него. У него какая то проблема, так он тут же строчит в чат. Что то не устраивает в жизни, пишет в чат. Зачесалось ухо, пишет в чат. Имхо пол дня уходит на чтение его сообщений.


    1. Daddy_Cool
      23.01.2022 22:01
      +12

      "Экстраверты тебя где угодно достанут".
      На работе кто угодно достанет. )
      Научная работа иногда требует покоя и сосредоточенности. Вот я приехал на работу... Вот я в кабинете один... погрузился в задачу...
      Зашел шеф обсудить что-то по административным вопросам...
      Зашла сотрудница рассказать про внука и полить цветы...

      Зашел студент и сказал, что придет завтра...

      Зашел коллега из другой лаборатории поздороваться.
      Я не выдерживаю, иду пить кофе с коллегой. Возвращаюсь.
      Зашел вахтер, спросил, а кто у нас вчера оставил включенным свет.
      Зашел главный энергетик и высказал свои претензии на тему непонятно чего.
      Пришел аспирант и захотел внимания.
      Аоуа! Пойду-ка я домой!


    1. panzerfaust
      24.01.2022 10:15
      +4

      Была такая же история с постоянным потоком сознания от ПМа. Пару раз огрызнулся плюс неделю учитывал точное время, на которое он меня отвлекает, и потом показал всю фактуру. Спросил, точно ли компанию устраивает тот факт, что она платит шестизначные суммы ведущему разработчику, который по 2-3 часа из 8 занимается всякими "ой, у меня тут такая идея" и "ой, мне кажется там у тебя баг". Поток поутих.


  1. MishaTheSlayer
    23.01.2022 21:57
    -2

    Опен спейс с разделением на отделы, и наличием каких-то буфферных зон между ними оптимально на мой взгляд.

    Отношу себя к интровертам больше, и был разный опыт: удаленка, кабинеты, опен спейс.

    Удаленка не панацея и на мой взгляд является наиболее спорной локацией для работы.


  1. iiwabor
    23.01.2022 22:10
    +9

    Последнее новшество в моей прошлой компании шеф подсмотрел в Америке - у нас был не просто оупенспейс, а стояли пустые столы рядами. Первый кто приходит на работу, садится за первый стол, второй - за второй и так далее, у нас были ноутбуки, так что проблем с подключением не было. Важно - столов было меньше чем сотрудников, в расчете на то, что часть будет в командировках (нет)

    Геморрой был чудовищный - отсутствие личного пространства просто убивало и морально и физически. За пару месяцев я был вымотан до предела

    Зам шефа, который был с ним на стажировке, по секрету рассказал нам, что в той компании, где шеф это подсмотрел, был штатный психолог и даже не один, а два или три, и сотрудники, работающие в таких нечеловеческих условиях, к ним обращались регулярно - за психологической помощью - и тут все стало на свои места. Но у нас на прихологоах секономили и это чуть не привело к трагических последствиям

    Через 5 месяцев эксперимент прекратили и столы опять расставили как было - у каждого свой.

    Это произошло после инцидента, когда один из сотрудников, приехавший из трудной командировки и не нашедший себе места, доведенный до белого каления, хотел шефу набить лицо. Жаль не набил, мы удержали, а зря, наверное...


    1. EragonRussia
      23.01.2022 22:59
      +4

      А что предполагалось делать тем, кто не находил себе стола? Работать на подоконнике?


      1. iiwabor
        24.01.2022 10:07
        +5

        Предпологалось, что 20-30% сотрудников будут в командировках и им место в офисе будет не нужно, и всех менеджеров по продажам в эти командировки активно и жестко гнали, даже когда это было не нужно. KPI, мать его...

        А когда получалось, что сотрудникам не хватало места - наказывали их начальника за непроактивность...

        Соответственно, начальник потом наказывал сотрудников - опять же, за непроактивность и снова гнал их в командировки.

        А когда они возвращались - цикл дерьма повторялся. Начальство было очень довольно.


        1. panzerfaust
          24.01.2022 10:21
          +5

          Предпологалось, что 20-30% сотрудников будут в командировках

          Надо нам системы так же проектировать. Предположить, что 20-30% методов апи никто никогда не вызовет. Что юзер не идиот и всегда шлет валидные данные. Что покупатели заходят в маркетплейс строго по очереди и т.д.


          1. mSnus
            24.01.2022 11:02
            +5

            А недисциплинированных пользователей, которые не знают, зачем пришли и имеют наглость искать что-то по каталогу -- наказывать штрафом. Прям в корзину им класть купон на минус тысячу рублей!


          1. iiwabor
            24.01.2022 14:27
            +2

            Иногда, когда юзаешь какой-нибудь сервис - создается стойкое ощущение, что именно так и проектируют...


  1. Metotron0
    23.01.2022 22:19

    Мне показалось, что вступление статьи — это рерайт раздела "Открытая планировка глазами компаний". Статья не такая уж маленькая, зачем её раздувать таким способом?


  1. DabjeilQutwyngo
    23.01.2022 23:34
    +11

    называют следующие преимущества открытой планировки: ...

    Не назвали цель, в которой менеджеры и начальники не любят признаваться: глядя на людей в открытом офисе, легко "посчитать", кто "не работает" и как вообще идут дела. Почему-то те, у кого основная работа говорить, считают, что у остальных должно быть также.

    Преимущества, перечисленные в статье, прекрасно показывают типичную ошибку: фанаты открытой планировки забыли, какие процессы деятельности обеспечиваются и зачем. В ИТ не бывает такого, чтобы люди только разговаривали: в какой-то момент необходимо выразить и выдать информацию на следующий этап обработки и исполнения. А информация обрабатывается мозгом. Значит ключевые обслуживаемые процессы -- процессы, происходящие в мозге и исполняемые им.

    Поэтому ещё со студенческой поры одна из моих любимых поговорок -- "Либо трепишься, либо делаешь". Никогда не понимал менеджеров, пытающихся устно поставить задачу (или даже донести проблему). Можно отдать приказ (на него есть нормативы, контекст и куча правил, поэтому такая коммуникация и работает, т.к. цена ошибки – жизни людей, в конечном счёте), но поставить задачу, тем более в ИТ, -- нонсенс, который приходится постоянно наблюдать. А потом начинаются рассуждения на тему эффективности различных форматов коммуникаций. И почему-то именно менеджеры называют личную очную коммуникацию самой эффективной, забывая уточнить, для чего именно.

    Разговаривать -- значит обмениваться информацией, осуществлять коммуникацию, т.е. думать над процессом коммуникации и обрабатывать его, а не решать целевую задачу. Т.е. когда она не является переговорами, лекцией или публичным выступлением. Достаточно задаться вопросом, а зачем вообще осуществлять коммуникацию и можно ли снизить затраты на неё, учитывая необходимость распространения сведений в команде (а не одному человеку), чтобы понять, насколько же вредны коммуникации для дела и мозга. И как он убегает в коммуникации, чтобы его не напрягали тем образом, который ему неприятен. А неприятно ему, обычно, всё то, о чём думать не хочет, и что ему непонятно или пугает.

    Если лишь определённые процессы, происходящие в мозге, производят ключевой результат операционной деятельности компании, то крайне вредно на них экономить, особенно названными "преимуществами" открытой планировки. Это всё равно что мешать крутить педали при езде на велосипеде. Помешать очень просто: достаточно создать условия, вынуждающие обрабатывать прерывания. Только мозг -- не CPU: не может переключаться столь же быстро, сохраняя, выгружая и загружая требуемую задачу, фактически, состояния регистров, полностью описывающих контекст задачи.

    Каждое отвлечение стоит, в среднем, 15 минут времени работы мозга: это хорошо измеренная и изученная величина. А отвлечение, т.е. прерывание, вызывает любая информация, не относящаяся к делу, фокусу внимания, контексту деятельности и состоянию погружения. В статье её примеры приведены достаточно исчерпывающе. Поэтому странно, когда возможность непрерывной, незапланированной и спонтанной коммуникации считают ценностью и преимуществом, особенно игнорируя содержание и цели коммуникации. А они всегда читаются по её результатам.

    Эффект следующего уровня -- отказ мозга концентрироваться более 15 минут. А зачем, если вероятность прерывания в этот период -- единица? С этим бороться куда сложнее: эффекты от тренировок быстро сходят на нет. Отказ проявляется в переходе к непродуктивной деятельности: начинаешь тупо листать код, документацию, а то и вовсе переключаешься на "котиков". Ещё этому эффекту очень способствуют короткие сообщения, требующие не более 1-3 минут на обработку, т.е. твиты, мессенджеры, короткие посты и комментарии. В результате быстро утрачиваешь способность к погружению хотя бы на час. А реальная производительность достигается лишь в состоянии погружения, она же предопределяет продуктивность.


  1. DistortNeo
    24.01.2022 00:02

    Представьте себе, что вы готовитесь к важному экзамену на шумном столичном вокзале. Со всех сторон слышатся разговоры, объявления, посторонние звуки.

    Как это ни странно, но у меня в таком окружении работоспособность очень высокая. Я часто пользуюсь ноутом в метро и очень быстро вовлекаюсь в работу.

    Так что дело тут не в шумах, а, скорее, в необходимости на эти шумы реагировать — alertness.


  1. ValCanada
    24.01.2022 00:27
    +1

    Пожалуйста, запомните уже, что интро и эстра-версии - это способы обработки информации НИКАК не связанные с желанием общаться.

    Экстраверты сфокусированы наружу и гораздо легче захватывают и обрабатывают информацию из внешних источников, поэтому их легче отвлечь. Если вы видите в офисе человека в шумоподавляющих наушниках - это 99,9% экстраверт.


    1. karabas_b
      24.01.2022 04:16
      +1

      Разрешите процитировать вам Википедию, безапеляционный вы наш.

      Extraversion

      Extraversion (also spelled as extroversion[5]) is the state of primarily obtaining gratification from outside oneself.[6] Extraverts tend to enjoy human interactions and to be enthusiastic, talkative, assertive, and gregarious. Extraverts are energized and thrive off being around other people. They take pleasure in activities that involve large social gatherings, such as parties, community activities, public demonstrations, and business or political groups. They also tend to work well in groups.[7] An extraverted person is likely to enjoy time spent with people and find less reward in time spent alone. They tend to be energized when around other people, and they are more prone to boredom when they are by themselves.

      Introversion

      Introversion is the state of being predominantly interested in one's own mental self.[6] Introverts are typically perceived as more reserved or reflective.[7] Some popular psychologists have characterized introverts as people whose energy tends to expand through reflection and dwindle during interaction.[8] This is similar to Jung's view, although he focused on mental energy rather than physical energy. Few modern conceptions make this distinction. Introverts often take pleasure in solitary activities such as reading, writing, or meditating. An introvert is likely to enjoy time spent alone and find less reward in time spent with large groups of people. Introverts are easily overwhelmed by too much stimulation from social gatherings and engagement, introversion having even been defined by some in terms of a preference for a quiet, more minimally stimulating external environment.[9] They prefer to concentrate on a single activity at a time and like to observe situations before they participate, especially observed in developing children and adolescents.[10] They are more analytical before speaking.[11]


      1. ValCanada
        24.01.2022 05:07
        +3

        Спасибо за википедию, в данном конкретном случае весьма забавно как ее текст подтверждает широко распространенную замену понятий/заблуждение "интроверт = необщительный", указывая при этом ссылку (№7) на оригинал Myers-Briggs, где написано ровно обратное:

        Extraversion and Introversion as terms used by C. G. Jung explain different attitudes people use to direct their energy. These words have a meaning in psychology that is different from the way they are used in everyday language.

        Everyone spends some time extraverting and some time introverting. Don't confuse Introversion with shyness or reclusiveness. They are not related.

        И дальше куча ссылок на книгу Susan Cain, "Quiet: The Power of Introverts in a World That Can't Stop Talking", где ровно та же самая замена понятий, хотя сама идея верная.


        1. karabas_b
          25.01.2022 01:58
          +2

          Понятия меняете вы. Никто и не утверждает, что интроверсия это shyness or reclusiveness. Интроверта люди утомляют, особенно большое их количество в одном месте. Это вовсе не означает, что он застенчивый. Интроверт может быть уверенным в себе человеком с отлично подвешенным языком. Просто он устает и от большого количества общения, и даже просто от мельтешащих вокруг людей, поэтому продуктивно работать в open space ему сложно. Экстраверт же устает от одиночества, в отдельном кабинете ему тягостно, а в open space он, наоборот, отлично заряжается энергией. Галдящие и мельтешащие люди создают для него приятную рабочую обстановку. При этом он вполне может быть прыщавым инцелом-девственником, который не может два слова связать. Люди, пытающиеся отгородиться от толпы в open space наушниками - интроверты. Люди, которые из дома идут работать с ноутом в кафе - экстраверты, потому что экстраверту приятнее, спокойнее и вообще легче сосредоточиться, когда вокруг люди.


          1. ValCanada
            26.01.2022 02:21

            Вроде же ясно написано:

            These words have a meaning in psychology that is different from the way they are used in everyday language.

            Но вы продолжаете называть теплых мягкими. Для экстраверта в том самом психологическом смысле, который different от того что им ошибочно называется, мельтешащие в кафе люди вокруг - хуже атомной войны, тогда как интроверт, опять же в психологичкеском смысле, сидящий в опен спейсе, но сфокусированный на своей задаче, может не заметить начала этой войны.

            Пользуясь случаем передаю привет срущим в карму вместо открытия учебника.


  1. Moskus
    24.01.2022 00:53

    После прочтения статьи (ожидаемо, имеющей "мотивационную часть" состоящую на сто процентов из клише вместо фактов) и комментариев (где-то каждый третий указывает на фактические ошибки, эти самые клише и откровенную подтасовку), возник вопрос - а где наши уважаемые активисты, борцы за научную точность, доказательность и так далее? Казалось бы, благодатная тема.


  1. Exclipt
    24.01.2022 00:54
    +6

    Даже у самого закоренелого интроверта иногда возникает желание взять ноутбук и поработать в каком-нибудь уютном кафе.

    Глупости какие.

    Вы еще и митинги в кафе предложите посещать.


  1. Hivemaster
    24.01.2022 09:06
    +4

    Я может старомодный программист, но описание плюсов опенспейса и примеры про экстравертов для меня выглядят как "опенспейс позволяет весело не работать".


  1. mad_nazgul
    24.01.2022 09:20
    +3

    Хотите чтобы программисты эффективно работали в офисе - предоставьте им шумоизолированные, хорошо проветриваемые кабинеты с естественным светом, не более чем на 5 человек (лучше индивидуальные).
    И это не зависит от того экстраверт человек или интроверт.
    В протвном случае дайте ему самому обустроить свое рабочее место на удаленке.


  1. IgorChernigov
    24.01.2022 09:32
    +1

    Работаю в офисе на 15 человек - это мой и соседний департамент. Есть ряд нюансов сидения в ограниченном пространстве:

    Плюсы:

    быстро можно решить возникший вопрос, провести мозговой штурм и быть в курсе текущих проектов соседей.

    Минусы: шумно и мало воздуха. Кому-то дует, кому-то жарко и т.п.

    Золотая середина, на мой взгляд, это хотя бы и openspace, но с значимым интервалом между рабочими местами. Метра по три-четыре хотя бы. Но работодателю это не очень выгодно.:)

    Плюс в мой команде работает несколько удаленных сотрудников. В целом все ок, но возникает вопрос дисциплины и эффективности использования рабочего времени. То есть человек в офисе, теоретически, может сделать больше, чем из дома. Но не факт.

    Для себя я вижу решение - это доверие человеку в его подходе к работе и понятными kpi, которыми мы эту работу меняем.


  1. DK2020
    24.01.2022 09:35
    +2

    Считалось, что «опенспейс» не только нравится сотрудникам, но и способствует свободному творческому обмену идеями.

    Сотрудникам?! Это кем же такое считалось? Нет, я, конечно, понимаю, что бывает и стокгольмский синдром, но чтобы так вот безаппеляционно такое заявлять...


  1. Neom1an
    24.01.2022 10:09
    +5

    Пару лет назад попадалось исследование open space. На сотрудников вешали датчики, которые фиксируют "акты" Взаимодействия. Гипотеза была: open space увеличивает количество взаимодействий между сотрудниками, что является одним из преимуществ такой организации пространства с точки зрения компаний. Контрольная группа работала в обычном офисе с кабинетами/комнатами. Гипотеза не подтвердилась. Лично стали общаться в открытом пространстве меньше по сравнению с обычным офисом. Общение перешло в чатики/мейлики.


    1. 0x4eadac43
      25.01.2022 07:23
      +1

      Какой-то неправильный эксперимент. Сотрудник, на которого вешают датчик, может изменить свое поведение. В результате что изучили? Поведение сотрудников с датчиками.


  1. AZaz1
    25.01.2022 02:34
    +2

    Учитывая что человеку для "вхождение ы контекст" по исследованиям необходимо около 20 минут сколько человек тратит времени впустую в опенофисе когда его постоянно отвлекают вольно или не вольно!

    По себе скажу, что я работал и в кабинетах с 3-5ю сотрудниками и в опеспейсах - во 2х продуктивность на уровне 30% максимум