Strava – сервис для отслеживания активности спортсменов с помощью мобильных устройств. Сервис включает в себя приложения для мобильных устройств, интернет-сайт, базу данных сохранённых тренировок, API для доступа к ним и другие подсистемы. Strava также позиционируется как социальная сеть для спортсменов, где они могут сравнивать свои результаты, ставить цели, общаться и т. д.

Никогда такого не было, и вот опять!

На дворе стоял год 2018. Я катался по одному Богом забытому городу в одной очень гордой, но несуществующей Республике и воображал себя прогрессором единорогом первопроходцем.

А что? Вот сейчас со смартфоном в кармане и Стравой на нём я проеду по этой замечательной улице, дома засяду за компьютер и разобью её на участки. Участки сделаю публичными – и вот, цифровизация на благо сообщества таких же катальцев со смартфонами в кармане. Можно будет и посоревноваться, пусть и виртуально, но со вполне реальными усилиями и результатом.

Минуло пару лет. Участков я нарисовал с пару сотен, у меня начали даже появляться последователи, а потом я увидел это.

Всмысле?! Автор, ты предлагаешь погоняться со спуска и до светофора на перекрёстке перед подъёмом сквозь пару пешеходных переходов напротив больницы?.. Ну так а что, ответствовал мне автор участка, ест пассажиров дед инвалид если кто убьётся об пешехода, сам и дурак! Всмысле, дурак, воспух уже я. Это же провокация в чистом виде! Или ты чужой крови на своих руках не боишься? Автор виртуально пожал плечами и отправил меня в ЧС.

И вот, прошло ещё два года, и количество бредоносных и скрытых с глаз долой участков, на которых соревноваться смысла не наблюдается, потихоньку подползает к полутора сотням в одном только не самом большом городе. Часть из них не несёт в себе вообще какой-то логики и сделана явно "шоб було".

Ниже я попробую облечь в форму своё виденье концепции разметки велосипедных участков в небольшом городе и его окрестностях (у нас, например, практически нет шоссе) для Strava или сервисов-аналогов. Обещают завезти много кликабельных ссылок.

Подъёмы vs. спуски

После создания участка любой пользователь Strava, когда-либо прошедший его, сможет найти свои результаты: дату и время прохождения, а также свое место в рейтинге по сравнению с другими спортсменами. Кроме того, пользователи могут создавать приватные участки, доступные только им для сохранения и просмотра данных о тренировках.

Поговорим о рельфе. Ну, что в нём может быть интересно городскому катальцу? Разнообразные подъёмы, не очень крутые спуски и длинные плоские участки.

Что из этого имеется в городе? Подъёмы (тягуны) найдутся. Протяжённые участки (спринты) без пешеходов на них тож найдутся. А вот со спусками тяжело, потому что местное асфальтовое покрытие оставляет желать лучшего. Нередки ситуации, когда в середине достаточно крутого спуска имется приличная такая выбоина. Попадёшь в неё колесом на приличной скорости – ну и всё, ты или труп, или, в лучшем случае, пациент. Поэтому я избегаю создавать участки с ярко выраженным отрицательным градиентом. Пусть будет либо равномерный градиент на длинном участке, либо уж хороший асфальт. И то, нужно проверять на себе. У моего велосипеда небольшая колёсная база, посему подопытный из меня что надо.

...а вот крутейший спуск к перекрёстку сквозь сплошной частный сектор по отнюдь не идеальной дороге. Оцените средние скорости!

Кстати, о дорожном покрытии. Ну слушайте... Местами оно годится прям совсем только для БТР и танков. Стоит ли там создавать участки? По-моему, нет. Уж лучше гонки по грунтовке. Исключение можно, пожалуй, сделать разве что для длинных редко используемых и потому редко ремонтируемых дорог, где ездить будут так или иначе. Учтите, однако, владельцы велосипедов с ригидными вилками спасибо вам не скажут...

Ну а в совокупности с разбитыми дорогами и узкими улочками вам в лоб просто-напросто может неожиданно прилететь автомобиль. Создать же участок вне собственного реального маршрута невозможно, и это, несомненно, возлагает на автора ответственность.

Что в имени тебе моём

Выберите название, известное среди местных спортсменов. Если вы собираетесь опубликовать участок в открытом доступе, тщательно продумайте его название. Оно должно быть конкретным, без лишних намёков и личной информации. Помните, что это название могут увидеть дети.

Одной из целей лично моих покатушек по городу было знакомство с ним, посему для большинства участков я избрал названия соответственно улицам, на которых они расположены.

От словосочетаний типа "от пересечения улицы такой-то до пересечения с улицей такой-то" я решил отказаться ввиду громоздкости в пользу простого "от улицы до улицы". Это не на 100% фактично, зато наглядно.

Вот ещё что я для себя уяснил. Название должно минимально описывать участок и как часть географии как таковой, и как сущность саму по себе. Почему? Потому что за тренировку по нему зачастую проезжают неоднократно в разных направлениях. Федот – да не тот, иначе говоря. Именно поэтому в названиях участков зачастую приходится указывать направления движения по ним.

А вот эта улица с односторонним движением, и направление тут указывать нет необходимости, потому что для движения в другую сторону существует... другая улица.

Ну, тут вообще всё просто.

Участки vs. маршруты

Создавайте уникальные участки. Если ваш участок дублирует существующий, сделайте его приватным или выберите другой сегмент пути.

Строго говоря, упорное неразличение участка и маршрута это самая частая наблюдаемая ошибка, и не всегда есть возможность (честно сказать, желание) её избежать. Разве что делить протяжённую улицу на логические сегменты... Но улица улице рознь. Где-то понатыкано светофоров, и это необходимо; а где-то улица представляет собой городское кросс-кантри одно большое приключение.

Участок, по определению, это только отрезок пути, своего рода маршрут минимальной длины, призванный быть безальтернативным.

Вот, как контрпример ну очень репрезентативный для анализа достижений "участок". Подъём, плоскость, спуск, и вновь подъём.

При ближайшем же рассмотрении оказывается, что и некоторые спуски, и подъёмы на этом маршруте уже размечены...

А вот пара участочков длиной в двадцать и тридцать километров соответственно, да.

Рельеф vs. объекты

Используйте на участках понятные для других спортсменов ориентиры. Например, это может быть подъем от основания до вершины холма.

К чему в реальности привязывать начало или конец участка? Тут однозначные советы дать сложно.

С ошибки при ориентировке только на рельеф начинается эта статья; здесь же наличествует ошибка при ориентировке сугубо на некие объекты.

Если интересующий участок в самом его начале спотыкается о, скажем, блокпост, то его и имеет смысл начинать сразу после блокпоста, а не до (потому что скорость всё равно придётся снижать).

Не нужно и буквализмов. Если участок оканчивается у какого-либо объекта, благоразумно будет закончить его на подъезде (так как совсем не обязательно, что человек едет туда же, а не просто мимо), а не у объекта непосредственно, потому что это получится маршрут. Вещь элементарная, но...

Начинаться же участок должен строго после пешеходного перехода, заканчиваться строго до. Это же касается железнодорожных переездов. Перед поворотами и съездами нужно оставлять небольшое пространство для манёвра, буквально в один-два клика.

Что касается границ населённых пунктов, при создании участков между ними я взял за правило начинать их исходя из места последнего возможного выезда из НП, а заканчивать первым потенциальным местом заезда исходя из реального административного деления. Альтернатива этому методу имеется, но она скорее умозрительна.

Дух vs. плоть

Открытые участки доступны всем спортсменам Strava. Обратите внимание, что созданные вами участки могут сохраниться даже после удаления аккаунта.

Отнюдь не уверен, что существует техническое определение слова хамство, а равно и хула. Но знать о реальной опасности проезда светофора на запрещающий сигнал и всё равно стремиться ставить рекорды, да ещё и другим предлагать – это за гранью. К счастью, конкретно этот протяжённый спуск в центре города удалось пометить как опасный (что, вообще-то, достаточно легко обратить).

Крутой спуск по волнообразному асфальту к сфетофору перед трамвайной линией. Доступны следующие опции: разложиться на дороге, влететь к кому-то в бочину или прямо в салон; сбить пешехода, быть сбитым автомобилем или поскользнуться на рельсах. Оптом дешевле!

Тот же центр того же города, центровее некуда. Долой маршрутки, светофоры и двуногих, погнали!

Тако возопил к небу глас разума и – разметил топовый по сбитым пешеходам участок в городе.

Вообще, модерация в русскоязычной Страве никакая, так что не бойтесь отправлять жалобы на участки – своя или чужая, кровь она ведь всё-таки не водица, а информация материальна.

Личное vs. общественное

Если участок вряд ли будет интересен другим пользователям, сделайте его приватным.

Прикольно, конечно, но так ли необходим планете участок, используемый раз в год группой профессиональных спортсменов?.. Или этот?..

Ладно, ладно, то плохие примеры. Но царь с царицею?..

Ну а для прохождения гнутого участка, как известно, нужен гнутый велосипед!

Бонус

Комментарии (10)


  1. demoded
    28.01.2022 22:40
    +1

    вот популярный видос на эту тему :) https://www.youtube.com/watch?v=bJm1y0o7MHc


    1. Delion Автор
      29.01.2022 00:31

      Уф!

      Да местные катальцы женского полу дают фору большинству мужского...


  1. SignallerK
    28.01.2022 23:31

    А че нормальная дорога на последней картинке. После 10 км такой, я наконец-то созрел на переборку вилки и понял что надо поджать каретку :)))


    1. Delion Автор
      29.01.2022 00:29

      Мученик, мученик! ????


  1. eimrine
    29.01.2022 01:12
    +1

    Я живу в одном городке с большим количеством спусков/подъёмов и мечтаю завести в Страву веломаршрут который соберёт их все. Могут ли маршруты быть самопересекающимися? Какая точность геопозиционирования, например, если я хочу сделать финиш в самом конце крутого подъёма — то сколько метров надо выделить после подъёма, чтобы из-за глюка gps ни у кого не засчитался раньше преодоления особо тяжёлой верхушки подъёма? Или если две дороги имеют минимальные расстояния друг от друга метра в 3 по горизонтали, но 6м по вертикали — они не будут интерферировать друг с другом если маршрут будет и там и там? Если на карте нету проезда, а на самом деле он есть, только это узенький стихийный проход между гаражами — то проблем точно не будет? Если я хочу включить в маршрут ступеньки, предполагаемо для того чтобы вести на них велосипед в руках, ну просто чтобы мотоциклисты не портили малину — это может сойти за адекватное решение? И последний вопрос — есть ли возможность нарисовать маршрут если нет смартфона? Просто нету своего, а если одалживать то хотелось бы сделать маршрут за одну попытку.


    1. DarkWood
      30.01.2022 17:12

      есть ли возможность нарисовать маршрут если нет смартфона? 

      Я для рисования маршрутов использую сайт "Это место": http://www.etomesto.ru/createtrack.php . Для самой навигации на смартфоне - OsmAnd. В нем тоже можно маршруты рисовать. Но вы просили без оного.


  1. nae
    29.01.2022 07:01
    +1

    А зачем вообще вся эта возня? Не можешь ехать безопасно для себя и окружающих - не гони! Хочешь гонять по дороге/бездороге безопасно для всех - купи трейл/ам/эндуро подвес - делов-то!


    1. Delion Автор
      29.01.2022 20:00
      +1

      Это хороший вопрос, спасибо.

      Ответ: культура.

      В маленьком мирке, где у пешеходов считается доблестью переходить на "красный", у велосипедистов также действует негласное правило "как я еду, так и правильно".

      Итого, вся эта возня – прививка от скотства и человеческих жертв как следствие.


  1. SdrRos
    29.01.2022 08:20
    +2

    Т.е. спортсменам нужны идеальные условия на маршруте? Но ведь тогда теряется смысл именно в соревновании на обычных дорогах а превращается в соревнование на треке(т.е. в полностью искуственных условиях). Своего рода триатлон - участки с ровным покрытием, пересечённая местность, искуственные препятствия (перекрёстки, светофоры) и для его прохождения надо не только вкручивать педали но и расчитать оптимальную траекторию и тайминг (чтобы например всегда проезжать на зелёный - можно и отдохнуть зная что если гнать то приедешь на красный)+ доля везения(количество пешеходов на переходе, запаркованость обочины) ведь в этом фишка именно Стравы.


    1. Delion Автор
      29.01.2022 20:33
      +1

      Но простите, в статье я как раз и выложил пару ссылок на участки, которые созданы и используются (полу)профессиональными спортсменами, и они – именно что искусственные, потому что дают наглядные результаты.

      Что касается светофоров, то тут соглашусь, но с очень серьёзными оговорками.

      Во-первых, скорость для "зелёной волны" значительно превосходит оную среднюю для велосипедиста. Однако наивно считать, что к ней не будут стараться приближаться всеми силами, в том числе в нарушение ПДД. Слушайте, я до сих периодически гоняю со встречки велосипедистов, которые свято верят, что они всё делают абсолютно правильно.

      Во-вторых, для всего этого требуется не то что продвинутая, но хотя бы адекватная городская инфраструктура, а её – нет. Ставить рекорды на центральной улице в две полосы, одна из которых стабильно запружена маршрутками, это, извините, гонки со смертью. К сему следует прибавить пешеходов, которые норовят сбить (!) велосипедиста, и рандомных водителей (хотя как раз к ним претензий, как ни странно, меньше всего).

      Проще говоря, если я рисую публичный участок, который проходит через аварийно опасный перекрёсток (в автора статьи, мирно стоявшем на этом самом перекрёстке, однажды прилетел бампер одного из столкнувшихся автомобилей), то совершаю несусветную глупость.

      Ну а в-третьих, скажу по секрету, светофорам мы мстим в периоды так называемых блэкаутов, когда по всей Республике гасят электричество на сутки)