Все специалисты не без греха: учителя за пределами школы тоже всех поучают и к бытовым задачам относятся слишком ответственно; маркетологи следят за чужой рекламой и скидками и ворчат, когда слоган банальный, а креатив «не цепляет». А в этой статье — про тестировщиков.

С одной стороны, их поведение — баг. Хозяин кафе не ждет, что к нему обратится тестировщик и скажет: «У вас картины криво висят». С другой стороны — это фича. Тестировщику хватает смелости говорить о проблемах и предлагать решения.

Тестировщик на работе — тестировщик везде 

Разработчики, дизайнеры и аналитики ошибаются, поэтому работа есть всегда. А если искать ошибки в продукте целыми днями, то привыкаешь делать это и в жизни. Только баги уже не в приложениях и на сайтах. Кажется, что во всём есть правила: книги на полку ставят в алфавитном порядке, одежду аккуратно складывают или вешают на плечики, а в общении следуют нормам морали и этики. Когда в жизни баг — надо его исправить. Или хотя бы сказать о нём.

Наши студенты рассказывали, что уже после второго занятия видели то, чего раньше не замечали. Одни видели ошибки, опечатки и неровности, другие — отправляли баг-репорты в приложениях, которыми пользуются.

Мы узнали у тестировщиков, как изменилось их поведение после обучения или нескольких лет опыта в тестировании.

«Я вижу баги в кафе и ломаю все приложения и сайты, которыми пользуюсь»

Данил Б., тестировщик

Иногда на обед я хожу в кафе, где криво висит модульная картина. И каждый раз я обращаю на нее внимание. Один сегмент картины висит под наклоном, другой опущен ниже, чем надо, а третий — как будто не при делах. И каждый раз мне одновременно смешно и больно от ситуации. И так со многим в жизни!

Мне непонятно: почему нельзя сделать нормально?! На это же уйдет всего на три секунды больше!

А еще я всё ломаю. Захожу в приложение — оно насмерть виснет. Фильтрую товары в каталоге, а они фильтруются не так, как должны. Открыл сайт застройщика: он красивый, с предзагрузкой, качественной графикой и анимацией. Нажал на 3D-планировку квартиры, и всё полетело: красивая картинка просто сплющилась.

В целом благодаря тестированию я стал более внимательным и понимающим: все ошибаются. Но с другой стороны, кто всем скажет, что они ошибаются, если не я?

«Я находил ошибки на сайте и понимал, что если их исправить, можно сохранить своей компании клиентов и деньги»

Иван Клиновой, выпускник Skypro

Я работал руководителем отдела оптовых продаж, когда учился на тестировщика. У нашей компании несколько лет был один сайт: старый и неинформативный. Поэтому заказали новый: сначала его делала одна компания, потом другая. Весь сайт был «на костылях», зато сделали быстро. Никто его не проверял и не тестировал, поэтому было много проблем.

Когда я на него смотрел — становилось плохо. Верстка кривая, для смартфона и планшета ее вообще не было. Перед сдачей сайта его даже не проверили на орфографию.

Были грубые ошибки, из-за которых компания наверняка потеряла много клиентов. Например, когда в корзину добавляли один товар, он стоил 3000 ₽. А если добавить в корзину тридцать таких же товаров — цена не изменялась. Получается, что тридцать товаров стоят в сумме 3000 ₽. Люди, конечно же, этим пользовались.

Вторая нелепая ошибка — в номере телефона перепутали одну цифру. Не представляю, сколько клиентов упустила компания. И в целом казалось, что на сайте что-то не так. Оказалось, он просто несимметричный.

Когда заходишь на такой сайт, хочется поскорее уйти. И уж тем более, не хочется заказывать дорогой товар. Например, котлы за 480 000 ₽. Сразу думаешь: «А что, если с моими деньгами и котлом станет то же, что и с сайтом?»

Мне кажется, не нужно быть тестировщиком, чтобы увидеть на сайте элементарные проблемы вроде кривой верстки или неработающих кнопок.

Когда я понял, что сайт скорее мертв, чем жив, написал много баг-репортов. Только оказалось, что денег на полноценное тестирование нет. Поэтому сайт до сих пор непригодный.

«Я всё еще работаю в продажах, но постоянно предлагаю идеи по улучшению ПО»

Дмитрий Пантази, сотрудник отдела продаж

Я работаю в продажах в банке. Нам выкатили новое ПО, в котором мы должны были работать через два месяца. MVP, так сказать. Я пошел в бета-тестеры. Задача — не только найти возможные баги, с точки зрения обычного пользователя, но и способы улучшить ПО для сотрудников. Его дорабатывали под наши запросы.

Я получал огромное удовольствие, когда нужные мне функции появлялись в системе, когда исправляли найденные ошибки! Это прям кайф. Тогда я подумал, что не на своем месте работаю, и пошел учиться на тестировщика.

Я всё еще работаю в продажах и предлагаю идеи, отправляю баг-репорты. Из последнего — предложил улучшение для холдингов, которые пользуются услугами банка. Часто у компаний холдинга похожие названия, поэтому клиенты могут выставлять неверные счета или лимиты. Чтобы такого не было, я предложил добавить для клиентов возможность менять названия компаний. Или просто добавить ИНН под названием компании.

«Сначала жить с тестировщиком тяжело. Но сейчас я потихоньку даже перенимаю его черты»

Аня, жена тестировщика

Сначала мне было тяжело жить с тестировщиком, потому что я его противоположность. В голове хаос, в доме хаос, везде — хаос. И тут приходит он и говорит, что все вещи нужно класть на место.

Однажды я делала тестовое задание — писала текст. Дала мужу на проверку, чтобы он незамыленным взглядом посмотрел, что еще можно по смыслу добавить. А он с ходу мне говорит: «Тут пробел лишний». А я их не замечаю, даже если специально буду выискивать.

Еще мы пытались придерживаться здорового режима дня: спать с одиннадцати вечера до семи утра и нормально питаться. Иногда мне было плохо из-за перестройки. Например, голова кружилась и хотелось поспать полчаса днем. Но тестировщик в семье говорил, что раз уж начали придерживаться графика, то нельзя отступать.

Я не считаю, что перфекционизм — это плохо. Когда я начала перенимать черты мужа, в моей голове, по крайней мере, стало меньше хаоса. Я могу разложить проблемы на составляющие, найти их причины и устранить.

Получается, из-за работы тестировщики становятся перфекционистами, даже если ими не были. И всех вокруг склоняют быть внимательнее и аккуратнее, улучшать проекты и жизнь. Но думаю, так не у всех.

Рассказывайте в комментариях, как у вас изменились (или не изменились) поведение и привычки, когда вы стали работать в IT.

Комментарии (5)


  1. beardnessandy
    03.02.2022 02:33
    +1

    Хороший пост. Прочитав вспомнился текст песни НТР -- Ария тестировщиков ПО

    Андрей с плохой кармой ку-эит с трех лет,
    Он сломал два утюга и один велосипед,
    4 холодильника, 4 конечности,
    Этот список можно продолжать до бесконечности.
    В нашем деле Андрей велик -
    Система ломается ваще в один клик.
    Как это? не знаю. Но у нас лучший.
    Он сидит отдельно. Так, на всякий случай


  1. Oriolidae
    03.02.2022 10:53

    Рассказывайте в комментариях, как у вас изменились (или не изменились) поведение и привычки, когда вы стали работать в IT.

    Ненавижу этот мир и людей за отстуствие исходного кода и возможности внести в них корректировки + багрепорты к всевышнему не доходят


  1. krafft_vi
    03.02.2022 11:32
    +1

    Прям читаю и узнаю свои черты и повадки в жизни ))


  1. falkona
    03.02.2022 13:10

    Чудесный список типичных когнитивных искажений новичка в любом деле.

    Я вот тоже, когда окончила филфак, кругом видела орфографические ошибки. Со временем прошло, просто относишься к этому как к неизбежности.

    А вообще, в проф. деформациях нет ничего хорошего, и если криво висящая картина портит кому-то жизнь, то проблема не в картине


  1. lxsmkv
    04.02.2022 02:12

    Да, я тоже стал замечать за собой "синдром тестировщика" в жизни. Профессиональная черта переехала в быт и жизненную рутину. Часто это вещи, которые я не могу исправить. Например, отстуствующие полезные функции в приложениях. Когда ты думаешь - почему нельзя сделать как у ***?. Любое небрежное отношение производителя к качеству продукта тут же отмечается.

    Проблема в том, что это иногда перерастает в раздражение, что не хорошо. Стараюсь это контролировать. Но вот сын например слепо копирует мое "критиканство". И если у меня оно подкреплено знаниями и пониманием сути предмета, то у него нет, и получается я своим примером делаю из ребенка нудного критика.

    Еще из негативного: выбор товара иногда превращается в приличную эпопею.

    Иногда я находясь на сайте начинаю мысленно разбирать его на структурные блоки, интерактивные элементы, сценарии.

    Из положительных аспектов: если надо оформить возврат товара из-за дефекта, описание дефекта не мучительное подбирание слов, а профессионально составленный текст, оставляющий получателю минимум шансов на отмазки. Мне даже иногда кажется, что в этом трудного? А оказывается это профессиональный навык писать по делу и без эмоций.

    Еще из положительного: лучше понимаешь как обойти ошибку. Был случай в Амазоне предмет не добавлялся в корзину напрямую. Но понимая микросервисную природу Амазона, пришла мысль добавить сначала в список желаний, а из него добавить в корзину. В надежде, что в контексте списка желаний функция обрабатывается по другому "пути". И все сработало.

    В заключение надо сказать, что эти недочеты были и раньше вокруг нас, просто мы к ним до профессиональной деформации по другому относились. Например, не замечали. А чем больше замечаешь тем больше создается ощущение, что мир катится в бездну :) Но это конечно же когнитивное искажение.