image

СберМаркет за 1,5 года прошел путь, который занимает десятки лет у других. Мы много ошибались: теряли классных кандидатов, нанимали тех, кто нам не подходит, и расходились с хорошими специалистами после испытательного срока. На этих ошибках мы многому научились.

Шагане Мирзоян — тимлид продуктовой аналитики в СберМаркете. Вместе с другими лидерами аналитики она наладила процессы отбора и найма так, чтобы показать заботу о сотрудниках еще на этапе найма. 

Вместе с Шагане рассказываем, как нанимать кандидатов, чтобы они с радостью принимали оффер. Эта статья основана на митапе АвитоТех. Но здесь расширенная версия с новыми примерами.

Завели бот-напоминалку, чтобы не забыть ответить всем кандидатам


Когда на вакансию приходит несколько сотен откликов, рекрутер может потеряться среди них. Кому-то забыли отправить тестовое, кому-то — дать обратную связь или вовремя пригласить на собеседование. 

Вместо того чтобы вручную отслеживать, кому, когда и что нужно отправить, мы запустили бот-напоминалку. Он тегает ответственного за обратную связь, если кандидаты ждут ответ дольше положенного. Так мы боремся с ошибками из-за усталости или забывчивости. 

Бот помогает нам не нарушать обещаний. Обычно мы пишем, что дадим обратную связь на отклик или тестовое задание через 3 дня. Если к этому времени рекрутер не ответил кандидату, бот напомнит.


Напоминалки от бота приходят, если сроки для обратной связи вышли, а статус решения не изменился

На интервью сначала слушаем кандидата, а потом рассказываем о себе


Раньше рекрутер начинал интервью с десятиминутной речи о СберМаркете, а теперь мы спрашиваем, что кандидату важно в работе. Например, какие задачи любит, какой образ идеального заказчика, чего не хватает на текущем месте. 

Кандидатам интересны очень разные вещи: одним хочется разрабатывать аналитические инструменты, другим — находить аномалии в данных и тестировать теории, третьим важно, чтобы в команде было неформальное общение. В СберМаркете все это есть, но, если рассказывать обо всем сразу, монолог займет пару часов. 

В разговоре мы узнаем, что ценно для кандидата, и рассказываем именно об этом. Например, если человек говорит о технических задачах, подробно рассказываем про инфраструктуру и автоматизацию аналитики. Если важно общение, то рассказываем, как командой провели отпуск в Армении или сходили в поход в Архыз.

Не тратим время кандидатов на объемные тестовые задания в самом начале отбора


Раньше мы давали кандидатам большое тестовое задание. Это была куча данных для аналитики, в которых нужно найти аномалии и объяснить их. Такое задание можно делать бесконечно: это реальная выгрузка, ее можно копать и копать. Не все готовы уделять этому так много времени. 

Например, специалисты уровня мидл и сениор обычно работают полный день. Зачастую мы инициируем общение и не можем просить, чтобы человек потратил несколько часов на тестовое задание.

Поэтому мы разделили тестовое на две части: небольшой чекап (домашнее задание) в начале отбора и лайв-кодинг. 

1-й этап тестового — чекап до собеседования


В чекапе две задачи: каверзный вопрос о SQL-запросах и проверка мышления. Их можно решить за 15–30 минут дома. 

Каверзный вопрос задаем, например, об оконных функциях. Если человек справится с задачей, скорее всего, он писал много SQL-запросов и знает язык. Если нет — уровень кандидата ниже, чем нам нужен. Тогда рассказываем, какие знания и навыки нужно прокачать. 

Вторая задача проверяет тип мышления. Например, мы даем график продаж с аномалией — резким падением. Кандидату нужно предложить гипотезы, почему так произошло, и придумать варианты проверок. 

По решению мы понимаем, куда отправить кандидата: в команду финансовой или продуктовой аналитики. Одни ребята сразу предполагают, что закрылись магазины, не хватает курьеров, упали все системы. Это правильные ответы для команды финансовой аналитики. 

Другие ребята проверяют продуктовые метрики. Например, какие пользователи пришли в приложение или на каком этапе воронки упали конверсии. Если по метрикам понятно, что перестали делать заказы пользователи iOS, нужно копать в эту сторону. Ребята, которые предлагают такие гипотезы, нужны в команду продуктовой аналитики.

Чекап — это фильтр для быстрого отбора. Кандидат тратит 15–30 минут, а мы видим его компетенции и сильные стороны. По результатам мы принимаем решение, на какую позицию подходит человек, и зовем на следующий этап.

2-й этап тестового — лайв-кодинг на собеседовании


На встрече мы даем аналитическую задачу на реальных данных. Проверяем знание математической статистики, навык генерации и приоритизации гипотез, как в реальном времени человек подходит к решению. Стараемся, чтобы во время проверки все было так же, как в обычной работе, поэтому не запрещаем использовать Google для поиска идей.

Мы много внимания обращаем на рассуждения кандидата и то, как он пишет запросы. Например, делает ли маленькие проверки, какие берет периоды для анализа, проверяет, есть ли в таблицах партиции. Внимание к коду дает дополнительную информацию о том, как кандидат будет выполнять задачи в команде.

Мы не бросаем кандидатов — можем задать наводящие или уточняющие вопросы, а иногда даем маленькие подсказки по решению. Например, можем спросить: «Что покажет функция, если первая дата в периоде будет в этом году, а вторая — в следующем?»

Если кандидат поймет намек и допишет нужные проверки, то это не ошибка, а, скорее, помарка в решении. Но если он проигнорирует вопрос и ничего не изменит, это плохой сигнал. 

Просим контакты бывших коллег и руководителей


Этот этап называется «референс-чек». Мы просим контакты 2–3 людей, с которыми кандидат работал, звоним им и просим ответить на несколько вопросов. Бывшие руководители и коллеги могут объяснить, как лучше онбордить человека, чтобы ему было комфортно. 

Например, дать четкие ожидания, почаще хвалить или позволить самому разбираться в задачах. Это хорошо и для нас, и для кандидата: мы быстрее получаем результат, а человеку проще влиться в работу.

Многие кандидаты раньше не сталкивались с референс-чеком и немного пугаются. Мы объясняем, что референс-чек — это стандарт рынка, а не показатель, что мы в нем сомневаемся. Проговариваем, что не обязательно давать номер текущего работодателя — подойдет любой человек, с которым когда-либо работал кандидат. Обычно мы просим дать номер руководителя или заказчика и коллеги.

Не торопимся нанять, а ищем «своего» человека


Бывает, что нанять человека на вакансию нужно быстро. Например, впереди большое обновление системы и нужен еще один аналитик. 

Раньше мы думали, что лучше нанять как можно скорее: человек быстро разберется на практике и подтянет недостающие скиллы. Тратили время на онбординг, обучение, но в итоге приходилось снова открывать вакансию. 

Теперь мы нанимаем по принципу If it’s not a ‘Hell, Yeah’ it’s a ‘No’. Кандидат должен полностью подходить нам по навыкам, ценностям и ожиданиям. 

Пока мы ищем идеального кандидата, суперсрочные задачи все равно нужно решать. Для этого есть core-команды. Это ребята, которых можно оперативно перебросить на какую-то горящую задачу. Эти же люди будут онбордить идеального новичка. 

Как изменился наем в СберМаркете: отзывы команды


СберМаркет — молодая компания, поэтому пока у нас нет впечатляющих цифр о том, насколько наем стал эффективнее. Лучше всего о том, как сейчас проходят отбор, собеседования и онбординг, могут рассказать ребята, которые пришли к нам недавно.

Полина, аналитик в отделе аналитики экспериментов: 

«Собеседования в СберМаркете не были таким большим стрессом, как в других компаниях, было просто приятно общаться с людьми. Дружеская атмосфера в коллективе чувствовалась уже на этапе отбора. Больше всего запомнились классные собеседующие».

Игорь, отдел аналитики:

«При отборе особенно запомнился лайв-кодинг. Еще необычно собирать рекомендации с других мест работы. Было даже интересно, что про меня расскажут бывшие коллеги и начальники. Решающим фактором в пользу СберМаркета стало то, что с командой приятно общаться». 

Павел, продуктовый аналитик:

«СберМаркет привлек стилем общения и атмосферой в команде. Мое интервью провели Шагане и ее коллега Настя, которые в этот момент были в общем отпуске в Армении, — это удивило и запомнилось».

Петр, менеджер продукта направления «Персонализация/Рекомендации»:

«Понравился прозрачный и быстрый процесс собеседований. После каждой встречи давали понятную и качественную обратную связь. Спросили референсы и реально по ним позвонили. Удивил оффер — мне позвонили лично и пригласили работать. В других компаниях с таким не сталкивался».

Если захотелось попасть к нам в команду — все вакансии аналитиков собраны на страничке в ноушене. Откликайтесь и оцените сами, как мы заботимся о кандидатах.

Мы завели соцсети с новостями и анонсами Tech-команды. Если хотите узнать, что под капотом высоконагруженного e-commerce, следите за нами там, где вам удобнее всего: Telegram, VK, FB, Twitter.

Комментарии (19)


  1. gecube
    03.02.2022 21:15
    +39

    Многие кандидаты раньше не сталкивались с референс-чеком и немного пугаются. Мы объясняем, что референс-чек — это стандарт рынка, а не показатель, что мы в нем сомневаемся. Проговариваем, что не обязательно давать номер текущего работодателя — подойдет любой человек, с которым когда-либо работал кандидат. Обычно мы просим дать номер руководителя или заказчика и коллеги.

    в каком это месте, простите, стандарт рынка? Впервые слышу за всю карьеру.


    1. Areso
      04.02.2022 01:24

      У иностранцев популярно, хоть и не везде.


    1. Stas911
      04.02.2022 07:04
      +2

      В Северной Америке очень принято референсы проверять. Я обычно тогда пишу выбранным коллегам, можно ли дать их контакты для референсов и кратко набрасываю план, кто будет звонить, на какую позицию и что бы я хотел, что бы они про меня сказали (привирая в рамках разумного, разумеется)


  1. BMXer_V
    03.02.2022 21:22
    +15

    "Бывшие руководители и коллеги могут объяснить, как лучше онбордить человека, чтобы ему было комфортно"

    А сам человек не смог бы это объяснить?


  1. Sirleh
    03.02.2022 22:17
    +7

    И сколько позиций, если не секрет удалось закрыть за год (или за период, в которой работает все описанное)? Сколько времени занимало закрытие позиций и сколько занимает теперь?


  1. vadimbereza
    03.02.2022 22:30
    +17

    Представляю, что такой референс-чек в один момент действительно становится стандартом. Ищешь такой работу, прошел десяток собесов, а твоим "двум-трем" бывшим коллегам 10 звонков с вопросом, как же тебя все таки лучше онбордить :)

    Сейчас это явно не стандарт, я помню только один раз, когда меня попросили контакты бывших коллег, но я даже не уверен, что им правда звонили


  1. Areso
    04.02.2022 01:26
    +20

    Теперь мы нанимаем по принципу If it’s not a ‘Hell, Yeah’ it’s a ‘No’. Кандидат должен полностью подходить нам по навыкам, ценностям и ожиданиям. 

    Запишем вашу контору в тетрадочку, рядом с другими, на кого не стоит тратить время, если нужно найти работу :)


  1. shuguroff
    04.02.2022 01:31
    +22

    Пока мы ищем идеального кандидата, суперсрочные задачи все равно нужно
    решать. Для этого есть core-команды. Это ребята, которых можно
    оперативно перебросить на какую-то горящую задачу. Эти же люди будут
    онбордить идеального новичка.

    Не хочется опускаться до иронии и сарказма, но такие перебрасывания в итоге сильно снижают качество продукта.

    Мы просим контакты 2–3 людей, с которыми кандидат работал, звоним им и просим ответить на несколько вопросов.

    Я бы сразу положил трубку, услышав, что звонят какие-то люди из Сбера без моей заявки.


    1. dopusteam
      04.02.2022 03:12
      +2

      Я бы сразу положил трубку, услышав, что звонят какие-то люди из Сбера без моей заявки.

      А потом из за такого поведения Вашему бывшему коллеге оффер не сделают </sarcasm> хотя, видимо не сарказм


      1. gecube
        04.02.2022 10:35
        +1

        А потом из за такого поведения Вашему бывшему коллеге оффер не сделают </sarcasm> хотя, видимо не сарказм

        Вы не понимаете. Если коллега (кому референс нужен) ПРЕДУПРЕДИТ о том, что будут звонить из Сбера - это ок. А если не предупредит - ССЗБ.


    1. shaggyone
      04.02.2022 06:22
      +1

      Мне звонили примерно пол года назад, спрашивали про бывшего коллегу. Я с удовольствием пообщался с девушкой, коллеге характеристику хорошую дал. Было приятно, что в кой это веки звонили по делу, а не жулики различного толка.

      Единственное, я обычно прошу знакомых предупреждать меня, если мой телефон кому-то дают.


    1. NataliaZheltova
      04.02.2022 09:25
      +4

      Мне кажется, что это «правила хорошего тона» — если даешь чей-то контакт, заранее спросить согласия:) Поэтому это камень в огород такого друга, который дал контакт без ведома человека.


  1. ideological
    04.02.2022 09:12
    +14

    Был негативный опыт собеседования в этой шарашке.

    В тот момент они просили контакты конкретно предыдущего руководителя, а не коллег и почему-то считали это нормальным. Наверное и сейчас считают:

    Обычно мы просим дать номер руководителя или заказчика и коллеги.

    HR-ка общалась "на ты", в таком стиле как будто мы знакомы 10 лет.

    Множество раз сделали акцент что "у нас дают макбуки!1!!", как будто это прям реально круто ))

    По качеству их продукта видно что там серьёзные проблемы с кадрами и мышлением.

    И сейчас они вместо того чтобы поменять свою систему, на всех сайтах пишут какие они молодцы и что так и задумано.


    1. gecube
      04.02.2022 10:36

      По качеству их продукта видно что там серьёзные проблемы с кадрами и мышлением.

      проблема в том, что все потенциальные конкуренты выглядят так же.


  1. saintbyte
    04.02.2022 10:37
    +7

    референс-чек - это ужас . Я представляю как мне звонят и начинают задавать вопросы о ком-то они буду отправлены в бабруйск ибо я человек занятой и я уважаю моих бывших коллег и не позволю непонятно кому отвлекать их от работы . А вообще это несколько неэтично рассказывать о ком-то вообще.


  1. diogen4212
    04.02.2022 16:51
    +7

    Вроде бы неплохая статья и всё кажется логичным и правильным, но если бы спросили контакты коллег, я бы тут же отказался. По-плохому никогда не уходил, но и хорошего обо мне вряд ли что-то скажут, если вообще вспомнят. Вообще, я хочу, чтобы оценивали именно меня и именно в данный момент, когда я прохожу собеседование, а не то, что кто-то там про меня скажет. Банк такой банк, ко всем относится как к потенциальным задолжникам по кредитам((


  1. terrier
    05.02.2022 21:31

    Просим контакты бывших коллег и руководителей

    Хмм, а что если эти назойливые звонки из службы безопасности Сбербанка - это на самом деле эйчары сбермаркета отчаянно пытаются собрать референсы? А мы над ними издеваемся, грубим им и бросаем трубки ...


  1. Alex_Ber
    05.02.2022 23:48

    Интересно, сколько было не позитивных отзывов при референс-чеке?

    Если он станет стандартом, то как то не хотелось бы, чтобы hr от каждой компании звонил коллегам. Конечно можно распределить "спам" на разных коллег, но проще отказать в нём.


  1. DesertEagle
    05.02.2022 23:48

    Никогда не даю ничьи контакты, так как даже если меня и готовы рекомендовать (было один раз - подошёл БЛ и сказал, что если нужно будет - он готов), то я точно не в курсе, а уместно ли это сейчас. А ну как человек на отдыхе/больничном/срочной работе и так далее, а ему будут звонить по такому поводу.