Те, кто бывал в метро Санкт-Петербурга, замечали, что некоторые станции имеют раздвижные двери. Когда прибывает поезд, они раздвигаются, и открывается доступ внутрь вагона. Такие двери имеются на  синей (Московско-Петроградской) и зелёной (Невско-Василеостровской) линиях метрополитена. Станции, оборудованные такими устройствами, называются станциями закрытого типа. Но зачем же строить подобное?

Станция закрытого типа. Вид центрального зала. [3]
Станция закрытого типа. Вид центрального зала. [3]

На первый взгляд может показаться, что такое решение защищает станции от затопления. Однако такие двери защитят в лучшем случае от лужицы. Если же метро реально затопит, вода без труда пройдет на станцию через зазоры в дверях.

Настоящая причина строительства таких станций — экономия. Первая станция закрытого типа в Петербурге появилась в 1961 году, когда вовсю шла борьба с излишествами, и строители стремились сэкономить на внешнем оформлении.

Станция закрытого типа. Разрез. [4]
Станция закрытого типа. Разрез. [4]

Поэтому решение с раздвижными дверьми показалось оптимальным: не надо декорировать тоннели, не надо проводить дополнительные строительные работы — построил два тоннеля и платформу для пассажиров между ними. Кроме этих преимуществ называлось ещё одно — невозможно броситься под поезд.

В итоге таким станциям зелёный свет всё-таки дали. Впрочем, в процессе эксплуатации выявились и  некоторые недостатки. Теперь машинистам надо было тормозить очень точно, чтобы двери поезда оказались в аккурат напротив дверей станции. И, что более важно, эти станции оказались очень затратными в плане потребления энергии, которая шла на открывание и закрывание дверей. Вышло так, что экономия в моменте обернулась повышенными долговременными затратами. Единственным плюсом станций оказалось отсутствие самоубийц. Сейчас на новых станциях (например, Беговой) стали использовать ограждение из пластика, которое не позволяет людям упасть на рельсы, но оно прозрачное.

Станция закрытого типа. Вид тоннеля. [5]
Станция закрытого типа. Вид тоннеля. [5]

Станции закрытого типа перестали строить после 1972 года, с тех пор в Петербурге перешли к односводчатой конструкции (как на Политехнической). Такой тип станций был технически сложнее, чем закрытого типа, но в долговременной перспективе давал большую экономию.

Станции закрытого типа остаются уникальной частью Петербургского метрополитена. И пусть эти станции строили в период экономии, их нельзя назвать некрасивыми. Чего стоит одна Маяковская. Если приедете в Петербург, советую вам посетить эти подземные шедевры архитектуры.

Информация о произведении

Над статьей работали:

Автор: Д.А. Сабуров
Редактор: Л.В. Рогов

Условия использования: свободное некоммерческое использование при условии указания автора и ссылки на первоисточник (статьи на действующем сайте интернет-журнала "Стройка Века").

Для коммерческого использования - обращаться на почту:
buildxxvek@gmail.com

Источники

[1] Скоренко Т. Изобретено в СССР/ Т. Скоренко. Под ред. Д. Мамонтова, А. Петрова. Изд-во "Альпина нон-фикшн", 2020.
[2] Зачем в Ленинграде строили станции метро закрытого типа [Электронный ресурс] // Boom - Режим доступа: https://boom.ms/stancii-metro-zakrytogo-tipa/ (Дата обращения 25.03.2021).

Источники изображений

Изображения взяты из открытых источников и используются в образовательных целях.

[3] https://i.mr-7.ru/photos/2018/12/1G79C7MiV8io67OZT7hE.jpg
[4] https://static.tildacdn.com/tild3236-3832-4132-b964-386435663532/5ab91cdc-63de-4d5a-a.jpg
[5] https://sun9-80.userapi.com/impg/Bm8eBv0cPhMys-CXyMip9QSPiEnWbrIsEthR8Q/JBWbC5RIwxs.jpg?size=604x404&quality=96&sign=7305cdab9e86bab45f4a223d3e031851&c_uniq_tag=WhFOqEQjwSyzSbZNXtJqpceRbIxQFJD1qSm2yYWkm4A&type=album

Комментарии (136)


  1. ClearAirTurbulence
    10.02.2022 12:14
    +16

    Что-то мне подсказывает, что закрытые станции - по крайней мере, в мире - обычно строят именно из сображений безопасности пассажиров и акустического комфорта.


    1. mtumanov
      10.02.2022 12:52
      +17

      Как житель Ленинграда — Санкт-Петербурга знаком с работой станций закрытого типа в качестве пассажира.
      Про падения пассажиров на станциях закрытого типа ни разу не слышал.
      На станциях открытого типа пассажиры падают на пути почти каждый месяц (это из того, что в прессе публикуется).
      На старых вагонах метро с ручным управлением очень сложно совмещать двери вагонов с дверями на платформе.
      Достаточно часто машинисты промахивались, сдавали назад.
      А это время, которого особенно не хватает в час пик.
      Сейчас, с появлением автоматики, вагоны нового типа совмещают двери сразу и точно.
      На односводчатых станциях (которые изначально не были спроектированы под установку платформенных дверей) установить двери без переделки невозможно — платформенный свес на это не рассчитан.
      На станциях открытого типа бывают побеги диггеров в тоннели.
      Каждый упавший на пути пассажир останавливает движение на ветке метро примерно на час минимум, пока пассажира извлекут.

      Видимо построили несколько станций, посчитали экономику и решили, что жизни упавших на пути пассажиров стоят дешевле, чем платформенные раздвижные двери.
      Вот такая вот циничная экономика.


      1. Alex_v99
        10.02.2022 14:23
        +10

        Проблема закрытых станций в том, что на ветке, где есть хоть одна такая станция, жёстко задано количство дверей в поезде. И добавить дополнительные один-два вагона к каждому составу уже становится невозможно. В итоге невозможно "малой кровью" увеличить пропускную способность ветки, что в своё время проделали на первой линии.


        1. ClearAirTurbulence
          10.02.2022 14:28
          +3

          Модно сделать двери на максимальное количество вагонов, и открывать только те, напртив которых есть вагон. Но это накладывает ограничения на будущие модели поездов - расстояние и ширина дверей должны оставаться в определенных границах. Но можно сделать двери станции шире поездных, и открывать их не до конца.


          1. Alex_v99
            10.02.2022 14:58
            +14

            Когда эти станции строил, именно так и поступили - построили дверей на максимальное количество вагонов. Кто же знал, что потом захочется ещё вагон-другой впихнуть.


            1. eurol
              11.02.2022 10:08

              Ну никто не мешает использовать поезда, где можно ходить между вагонами… Но в час пик трудно будет пробраться на пару вагонов в сторону двери. :)


              1. Yu-Ree
                11.02.2022 20:10

                Если говорить конкретно про Питер - то таких станций как раз много в центре, многие из них пересадочные, так что в час пик на выход всегда много народу.


        1. Sau
          10.02.2022 15:04
          +4

          Один как раз возможно - из первого и последнего будет выход только из части дверей. А вот два уже никак.


        1. nerudo
          10.02.2022 15:59
          +5

          Количество дверей в поезде жестко ограничено длиной станции (мы ведь про подземные говорим?). Если уж начать копать лишние 40 метров, то и двери закрытого типа, наверное, можно будет приделать.


          1. Alex_v99
            10.02.2022 16:11
            +3

            На практике, на линиях только с открытыми станциями впихнули один-два дополнительных вагона без перестройки станций - используя служебные проходы в начале и конце платформы. С закрытыми же станциями такой финт не провернуть, по причине отсутствия таких проходов.


            1. nerudo
              10.02.2022 16:22
              +1

              Забавно. Не знал что такое бывает.
              В СПб как раз синяя и зеленая ветки с закрытыми станциями сделаны были сделаны почему-то 6-вагонными…


              1. Alex_v99
                10.02.2022 16:28
                +3

                Ага, а красная вся с открытыми станциями, и туда лет десять назад добавили вагонов, так что временами хвост поезда в тоннеле остаётся. А остальным веткам даже такое счастье не светит.


                1. nerudo
                  10.02.2022 16:30

                  Хм. Мне казалось, что там всегда 8 было. Или сейчас больше?


                1. cyber_dream
                  11.02.2022 18:26

                  На 5 линии запустили 8-ми вагонное движение недавно. Там платформы были уже сразу с запасом по длинне.


              1. Yu-Ree
                11.02.2022 20:08
                +1

                Потому что метро в Ленинграде начали проектировать еще до войны, по какому-то древнему генплану в городе ожидался рост населения до 3-3,5 млн. чел и дальнейшая стабилизация численности. Поэтому первые линии и проектировались под короткие поезда.

                По факту же город уже к 1970 году стал 4 млн., спустя всего 15 лет после запуска метро и продолжил расти дальше - в район Гражданки и на Юго-Запад. Поэтому станции даже на 2 и 3 линиях с середины 1970-ых годов уже строили под более длинные составы.


        1. abutorin
          10.02.2022 16:27

          . В итоге невозможно "малой кровью" увеличить пропускную способность

          А длина платформы этому не мешает? В питерском метро был уже давно, но в Москве "на каждой ветке есть станция где последний вагон стоит в притык к концу платформы". На м.Маяковская так даже перед приходом поезда есть оповещение что нужно аккуратно выходить из последней двери, там выход получается чуть ли не в тоннель.


          1. chersanya
            10.02.2022 21:47
            +1

            Так на зелёной ветке, где Маяковская, уже увеличили количество вагонов — сначала было меньше восьми.


          1. spacediver
            11.02.2022 16:45
            +1

            Комментарий со звуком:

            «Будьте внимательны при выходе из последней двери последнего вагона»


          1. K0styan
            11.02.2022 17:00

            На Лубянке выход из самой первой двери возможен. Но сделав полшага носом упираешься в будку дежурного.


            1. Wesha
              11.02.2022 21:22
              +1

              Дык, Лубянка ж! Скажите спасибо, что сразу не расстреливают :)


        1. Yu-Ree
          10.02.2022 17:19

          На Василеостровской вроде крайние 2 двери не открываются, для тех кто часто ездит и знает - это не такое уж неудобство. На электричках часто бывают полустанки с платформами на 2-4 первых вагона.

          Так что 1 такая станция на линии - не проблема, а вот когда таких уже около половины - да.


        1. alex_kott
          10.02.2022 17:35

          Это не совсем так. В Москве на голубой ветке на одной из станций (точно не помню на какой) не открывают двери первых двух вагонов, на следующей — двери двух последних. Если поезд состоит из вагонов со сквозным проходом — это не проблема.


          1. 123150
            11.02.2022 18:02

            Это было связано с реконструкцией станций, сейчас снова открывают все двери


        1. gecube
          10.02.2022 20:29
          +2

          Все хуже. Ладно удлинить состав, но перейти на другую модель вагонов попросту невозможно. Все новые вагоны на этой линии будут должны иметь точно такое же расстояние между дверьми. А вот на других линиях - легко можно менять размеры вагонов, лишь бы производство было...


      1. FlashHaos
        10.02.2022 16:30

        Станций 72, из них закрытых всего 12. Надо, конечно ,ещё учитывать пассажиропотоки - но уже видно, что в лоб сравнивать "ни разу не слышал про падение на закрытых, но слышал на открытых" не стоит.


        1. mtumanov
          10.02.2022 16:44

          но уже видно, что в лоб сравнивать… не стоит.

          С интересом бы ознакомился со статистикой падения пассажиров, но где это сделать?
          За год московское метро травмировало 1568 человек
          По статистике, ежегодно гибнут и получают травмы от падения на рельсы от 130 до 150 человек. Половина случаев — суициды. Остальные пассажиры пострадали по вине «третьих лиц» или из-за собственной неосторожности. Уберечь от нелепой смерти могли бы перегородки, отделяющие край платформы от подвижного состава. На их установке год назад настаивала Генпрокуратура РФ. Но руководители российских метрополитенов встали стеной — не предусмотрено нормативами.


      1. Xeldos
        10.02.2022 16:32

        На станциях открытого типа пассажиры падают на пути почти каждый месяц

        На весь метрополитен.


      1. Shaman_RSHU
        10.02.2022 17:33

        Ну диггеры в тоннели попадают не со станций (по крайней мере не в то время, когда метрополитен открыт для пассажиров), т.к. везде установлена СКПТ. Вот на Спортивной раньше можно было спрыгнуть с платформы на пути, где нет рельс и пройти в тоннель, но сейчас там тоже решетки.


      1. PaulAtreides
        11.02.2022 01:56
        +1

        Диггеры как раз очень любили станции закрытого типа. На самом деле между поездом и стеной там можно сравнительно свободно пройти и зайдя в последнюю дверь спрыгнуть в тоннель не привлекая лишнего внимания. Пользоваться этим лайфхаком перестали исключительно по причине развития видеонаблюдения.


    1. MockBeard
      10.02.2022 16:19
      +4

      Говорят там в метро такие твари пробегают, что пассажирам их лучше не видеть )))


      1. SlimShaggy
        10.02.2022 20:35
        +2

        Говорят, те, кто это говорят, злоупотребляют некоторыми веществами из аптечек АИ-2)


  1. mtumanov
    10.02.2022 12:29
    +54

    Статья в Википедии в несколько раз больше, информативнее и интереснее.
    Платформенные раздвижные двери


    1. dimalu85
      11.02.2022 10:52
      +5

      Просто тут случай когда над "Информация о произведении" работали дольше чем над статьей.


  1. Semenych
    10.02.2022 12:45

    Я слышал такую историю, что в случае затопления тонеля метро, что если я правильно помню случалось. В станциях закрытого типа вода конечно будет просачиваться через двери, но это будет происходить намного дольше, что даст людям время на эвакуацию. Но источник я не помню уже. Насколько это имеет смысл? Или это просто информационный шум?


    1. unwrecker
      10.02.2022 12:54

      Раз эвакуация, то по всей видимости рассматривается вариант, когда по туннелю несётся поток воды во всю его высоту? А теперь достаточно посмотреть на фото дверей чтоб понять, что их мигом вынесет внутрь станции.


      1. Popadanec
        10.02.2022 13:34

        Откуда такой поток, чтобы во всю высоту? Это же не фильм катастрофа. Вода будет относительно плавно прибывать, да и двери наружные на рельсах. Этого времени хватит чтобы без паники покинуть метро.


        1. Semenych
          10.02.2022 15:11
          +2

          Есть такой советский фильм катастрофа - Прорыв - там вот так оно как-то так и было.


        1. Yuriy_krd
          10.02.2022 15:30
          +1

          Откуда такой поток, чтобы во всю высоту?

          Например, при обрушении свода тоннеля. Это ж Питер, там тоннели много раз проходят под Невой и каналами.


          1. Yu-Ree
            10.02.2022 17:42
            +2

            Нева в самом глубоком месте - 24м глубиной, тоннели на глубине 60-70 метров, а то и глубже (Адмиралтейская).

            Т.е. толщина "прослойки" минимум 35+ метров - это высота 10 этажного дома.


        1. unwrecker
          10.02.2022 15:44

          Ну да, обрушение свода под одной из многочисленных рек или каналов. Вот гермозатворы в тоннелях - да, могут защитить.


    1. mtumanov
      10.02.2022 12:58
      +4

      Ну думаю, что платформенные двери задержат поток воды на ощутимую величину.
      Там большие щели по краям.
      Для защиты станций метро от затопления обычно строят гермозатворы.
      Размыв в Петербургском метрополитене


    1. Breathe_the_pressure
      10.02.2022 12:59
      +2

      Я когда первый раз в Питере был, нам местный чувак сказал что это от полчищ крыс, которые там бегают по тоннелям. :)


      1. mtumanov
        10.02.2022 14:41
        +12

        А иногда крыс в тоннелях метро столько, что они сплошным серым ковром покрывают все стены туннеля, и колёса поезда пробуксовывают на рельсах, потому что кровь от раздавленных тушек снижает трение.
        И в тоннелях метро попадаются гигантские крысы-мутанты.
        Для борьбы с такими крысами сотрудникам метро выдают огнемёты, добытые на складах вермахта во второй мировой войне.
        Это была шутка, если кто не понял.


        1. Elmot
          10.02.2022 15:17
          +4

          Это не шутка, а конспект городских легенд класса "крысы в метро"


        1. agat000
          11.02.2022 06:09
          +7

          а на них охотятся метро-коты


          1. drWhy
            11.02.2022 11:35

            И иногда черви
            image


      1. ChiefMate
        10.02.2022 14:49
        +1

        Причём гигантских, размером с собаку. Ой, или это в Москве?.. )


        1. inferrna
          10.02.2022 15:23

          В Иркутске


          1. zhabr
            10.02.2022 21:05

            ондатра


            1. inferrna
              10.02.2022 22:10

              Она, да. Но до воды 600 метров через несколько жд путей (рядом вокзал).


              1. tvr
                11.02.2022 16:19

                Если частный сектор поблизости есть, то вполне могла из дворовой мини-фермы на волю дёрнуть.


        1. swingaroo
          10.02.2022 15:24
          +5

          Зачем мелочиться. Размером с вагон.
          Выросли бы больше, в тоннеле застревают.


    1. OlegMax
      10.02.2022 15:20
      +6

      Станции метро - это самые высокие точки линии: профиль перегона проектируется так, чтобы поезд разгонялся силой тяжести при выезде со станции и тормозился при подъезде. Поэтому, если серьезно рассматривать возможность затопления, то досточно обеспечить отвод воды из наклонного хода чуть в сторону от станции.


      1. QDeathNick
        10.02.2022 21:13

        Вот бы посмотреть на схему с такой инфой о профилях, а то в существующих перегоны прямые линии.


        1. DMGarikk
          10.02.2022 21:41

          это стараются так строить, а по факту как получится, иногда видно даже как поезд с горки на станцию съезжает (в Мос метро такие станции точно есть)


        1. 5oclock
          11.02.2022 09:00

          Подойти к краю платформы и посмотреть в тоннель.


      1. eurol
        11.02.2022 10:14

        Есть станции, где прекрасно видно, что поезд идет издалека по прямой. Больше станций, где поезд заезжает на гору.


        1. DimanDimanyich
          11.02.2022 20:34

          Как этюд в КВН. Что видит машинист поезда метро при подъезде к станции?


    1. PaulAtreides
      11.02.2022 01:54

      Это просто информационный шум.


    1. wkia
      11.02.2022 17:42
      +1

      Особенно эффект сдерживания воды будет заметен на станции Московская или Звездная, где до ближайшего водоема - три дня лесом. Разве что фонтаном затопит.


  1. shark14
    10.02.2022 12:52
    +1

    Не стоит все же смешивать "классические" станции метро закрытого типа и станции с "прозрачными" платформенными раздвижными дверями (стандартными для практически всех метрополитенов Азии или же как на упомянутой Беговой в СПб).

    В первом случае все обсуловлено конструкцией и экономией (по сравнению с другими типами станций на такой же глубине).
    Во втором — наоборот, двери приводят к удорожанию станции, на конструктив же наличие дверей никак не влияет. А устанавливают их в первую очередь для безопасности (чтобы люди не падали на рельсы).


    1. ZlobniyShurik
      10.02.2022 13:25
      +5

      Безопасность - безопасностью, но иногда нужно ещё и отделить тоннели от станции. Например, строящаяся сейчас станция "Спортивная" в Новосибирске. Там тоннель, по сути своей - кусок метромоста (станцию построили вокруг имеющегося прямого участка на метромосту). Так вот, летом в "тоннеле" +40, а зимой, соответственно, -40. Кондиционировать/отапливать обычный перрон до приемлемых температур - электричества не напасёшься. А вот перрон, отделённый дверями от тоннеля - совсем другое дело.


      1. denis-isaev
        10.02.2022 19:11

        В Москве даже открытые уличные станции "отапливают", правда ИК обогревателями. И, правда, так их с 2017-го года ни разу и не включали :) Но хотели же! :)
        Инфракрасные обогреватели и светодиодное освещение: открылись платформы станций метро «Фили» и «Студенческая»


        1. 5oclock
          11.02.2022 09:09

          Не знаю как в Москве, а в Питере отопление метро не предусмотрено.

          Воздушно-тепловые завесы и инфракрасные излучатели - это точечно и на поверхности.

          А в целом подземные сооружения метрополитена "отапливаются" работающим оборудованием, людьми, а самое главное - толщей земли.

          Летом она нагревается, зимой - отдаёт тепло. Даже расчёты есть.

          Информация от сотрудника метрополитена, который отвечает за микроклимат.


          1. eurol
            11.02.2022 10:16
            +3

            В ЧГК был вопрос, что общего у московского метро и яранги.
            Ответ: отапливается за счет тепла людей, находящихся внутри. :)


          1. kedoki
            11.02.2022 19:20
            +3

            В первую очередь отапливается поездами. У вагонов, по крайней мере старых, на брюхе наборы мощных реостатов, которые сильно греются. Иногда при входе в вагон чувствуется поток тепла из просвета между порогом и платформой станции.


  1. abutorin
    10.02.2022 13:02
    +2

    А еще станции закрытого типа несколько "тише". На станции шум от пары "колесо-рельс" не так сильно заметен как на открытой.

    У станций закрытого типа есть еще одна особенность, которая несколько усложняет её строительство. Поезд метро при двежении в тоннеле работает как поршень. "Обычная" станция работает как "компенсатор". При движении по ветке с обычными станциями поезд должен толкать воздух только до ближайшей станции. На станциях закрытого типа для этого необходимы специальные воздуховоды под платформой, но сопротивление у них больше и их нужно делать отдельно, в отличии от "обычной" станции.


    1. kasiopei
      10.02.2022 13:55
      +1

      Не делать барьер до потолка. Через верх поток пойдет.


      1. ClearAirTurbulence
        10.02.2022 15:51

        ОЧевидное решение, но тогда комфорт пассжиров идет лесом, т.к. звук хоть и приглушается стенками, но недостаточно по сравнению с глухими стенками.


    1. S-trace
      10.02.2022 17:42

      Мне кажется, или станции открытого типа ещё могут экономить на вентиляции?


      Поезд-поршень при приближении к станции создаёт на ней избыточное давление, которое может открыть пассивные металлические заглушки типа "жалюзи" и выдавить отработанный горячий воздух с верха станции, а при убыитии создать разрежение и втянуть через обратные заглушки того же типа (вероятно, лучше их размещать в других вентканалах с подачей в низ станции) свежий воздух с улицы.


      Тем самым можно помочь вентиляторам (да и простые вентиляторы на приточку вытяжку будут получать помощь в соответствующие стадии движения поезда, но тут беда в том, что так же сильно поток будет мешать противоборствующим вентиляторам, то есть экономии не получится).


      Вопрос только, насколько существенно этот эффект проявляется в действительности.


      1. abutorin
        10.02.2022 18:43

        свежий воздух с улицы

        Это вряд ли. Думаю что при отправлении поезда, ему проще "тянуть" воздух из тонеля из которого он приехал. Ведь в это время в нём уже едет другой поезд и уже толкает воздух из него.


      1. sourbarberry
        11.02.2022 17:20
        +1

        Эффект проявляется в действительности, но не всегда он полезный :)


    1. SlimShaggy
      10.02.2022 20:46

      При движении по ветке с обычными станциями поезд должен толкать воздух только до ближайшей станции

      Но тоннель же не герметичная труба. Там есть сбойки с тоннелем встречного пути, плюс посередине перегона обычно есть вентшахта. Да и поток воздуха из тоннеля начинает ощущаться непосредственно перед прибытием поезда, а не все время его движения от предыдущей станции.


    1. ciuafm
      11.02.2022 12:43
      +1

      Не помню как в Москве/Питере, но я сравнивал метро Праги и Киева. Так вот в Праге действительно перрон используется как компенсатор перепада давления. Ощущения на лестнице/эскалаторе когда приезжает поезд как во время прыжка с парашютом. А в Киеве есть отдельные "противодутьевые" колодцы на станциях - от поезда ветра чуть больше чем от автобуса.


  1. kasiopei
    10.02.2022 13:09
    +2

    Не обязательно чтобы двери вагона и станции совпадали. У станции двери могут быть шире. Это упростит работу машинисту при ручном управлении.


    1. Yu-Ree
      10.02.2022 17:43

      В случае когда перегородки являются несущими для свода станции - это не вариант.


  1. vesper-bot
    10.02.2022 13:24
    +1

    А ещё появился недостаток таких станций — если затеять модернизировать подвижной состав, линия оказывается привязанной к размеру и расположению дверей. В итоге когда в Москве пустили поезда с по-другому расположенными дверями, в СПб они оказались несовместимы с "горизонтальными лифтами", и всё.


    1. abutorin
      10.02.2022 16:33

      Вроде в Мск поезда с другим расстоянием дверей были только на синей ветке. И там они с бо'льшим расстоянием. В итоге сесть на той же Бауманской в час пик было достаточно проблематично. Новые поезда вроде со "старым" расстоянием, по крайней мере на глаз.


      1. vesper-bot
        10.02.2022 16:45
        +1

        Если брать последние, которые со сквозным проходом, у них двери ещё и шире, и даже если интервал между центрами дверей тот же (кстати похоже на то), то по крайней мере часть преимуществ состава будет обрезана шириной дверей на станции.


    1. BubaVV
      11.02.2022 17:03

      Там было еще интересней. На момент разработки таких станций были актуальны вагоны серии Е, у которых двери несимметричны относительно разворота вагона. Пришлось срочно пилить обновление (кажется, Ем), у которых при развороте вагона на конечной двери не смещаются


  1. RomanVZ
    10.02.2022 13:34
    +4

    Странно, что оказались большие энергозатраты на открывание дверей: никто не догадался сделать противовесы или пружины постоянного усилия?


    1. Ver5ace
      10.02.2022 15:48
      +1

      Для горизонтального направления дверей смысла нету. В открытом положении не будет запасаться потенциальная энергия


    1. Sau
      10.02.2022 17:58
      +1

      Нужно чтобы профиль подвеса был как профиль перегона: чтобы дверь разгонялась силой тяжести на первой половине, тормозилась на второй.


    1. GeorgKDeft
      10.02.2022 18:26

      Странно что не сделали отдельные двери запасные, которые можно открыть вручную. В ТРЦ обычно рядом с раздвижными такие есть, на случай отказа автоматических.


      1. PaulAtreides
        11.02.2022 01:52

        А куда они будут приводить? Вы же помните, что у поезда тоже есть двери?


        1. GeorgKDeft
          11.02.2022 21:20

          Так часть сделать автоматическими, а часть обычными. А то непонятно что будет делать человек в экстренной ситуации в поезде если на станции двери не откроются. Ломится и ломать двери?


          1. gecube
            12.02.2022 00:20
            +1

            мне кажется, что эти двери вполне открываются руками, когда случается авария... Как в лифтах - двери автоматические, но есть механизм ручного открытия


      1. NeoCode
        11.02.2022 23:47
        +1

        На Беговой именно так и сделали. А на старых станциях закрытого типа это невозможно, т.к. стены между дверями - несущие конструкции, на них опирается свод станции и свод тоннеля с поездами.


    1. PaulAtreides
      11.02.2022 01:53

      Да это какая-то странная история про энергозатраты. Я первый раз слышу, хотя в целом в курсе проблем этих станций. Вот обслуживать двери сложно и дорого, да.


    1. Germanjon
      11.02.2022 08:48

      Можно ещё открывать их избыточным давлением воздуха от приближающегося воздуха


      1. sourbarberry
        11.02.2022 17:24

        Тогда они будут открываться еще до того, как поезд остановился у конечной точки, что сведет на нет их преимущество в плане безопасности. И повысит риск ЧС, поскольку люди на таких станциях привыкли заходить сразу, как только откроются внешние двери.


  1. titbit
    10.02.2022 13:37
    +1

    Поезд надо довольно точно останавливать, чтобы двери попали друг в друга. Бывали случаи, когда это не получалось и приходилось делать еще попытки, нервируя пассажиров внутри и снаружи.


    1. YMA
      10.02.2022 16:45

      Не то, что "бывали"...

      Когда по синей ветке едешь, обязательно на 1-2 станциях машинист промажет, и после остановки сантиметров на 10 сдвигает поезд назад или вперед. Очень редко без единого уточнения получается проехать. Но это не напрягает, если честно - занимает это секунд 7-10 максимум.


      1. F0iL
        11.02.2022 17:36

        Насколько я помню, в СПб на всех линиях есть система автоведения, при ее использовании есть нюанс в том, что она поезд тормозит поезд сильно заранее, а потом медленно "доводит" его до нужной точки - в итоге попадает гарантированно точно с первого раза, но среднее время выходит чуть-чуть дольше. Машинист же может тормозить тогда посчитает нужным и попасть с первого раза, но если вдруг чуть-чуть промахнется, то придется сдвигаться туда-сюда. И вроде как было распоряжение для машинистов, мол, в часы пик ездить только на автоматике, видимо, чтобы иметь более предсказуемое время нахождение поезда на станции.


  1. tormozedison
    10.02.2022 14:08
    +12

    "И, что более важно, эти станции оказались очень затратными в плане потребления энергии, которая шла на открывание и закрывание дверей"

    По сравнению с потреблением поездов, эскалаторов, освещения, отопления, вентиляции - затраты мизерные. И ещё становятся не нужны светильники над поездами.


  1. andrewdeath
    10.02.2022 17:21

    Был в гостях в Петербурге в 2010 году, ехал в метро и наблюдал такую картину. Подъезжаем к закрытой станции, останавливаемся, двери вагона открываются, а на дверях которая на станции табличка "дверь не работает" и пассажиры которые собирались в эти двери выйти ломанулись по вагону в другую дверь на выход. Это было днем, в полупустом вагоне, а что в час пик страшно даже представить.


    1. mtumanov
      10.02.2022 17:32

      а что в час пик страшно даже представить.

      В час пик в метро едут те, кто всё это каждый день видит, и знает ограничения наизусть.
      Эти засады они только для гостей опасны, да и то только в том случае, если не читать надписи на дверях, но как обычно, эти надписи никто не читает.


      1. Yu-Ree
        10.02.2022 17:45

        А как вы, едучи в поезде, поймете, что двери на ремонте, пока поезд не прибудет на станцию?


        1. mtumanov
          10.02.2022 17:55

          двери на ремонте

          Можно встать в проходе, между дверями, тогда проще перейти к работающей двери.
          А если не удалось выйти на нужной станции, то можно выйти на следующей, и вернуться назад.
          Я так иногда делаю, чтобы людей в вагоне не распихивать.


          1. drWhy
            10.02.2022 18:43
            +1

            Хорошо линия не кольцевая.
            Когда-то столкнулся (буквально) с решёткой в дверном проёме лифта на последнем этаже шестнадцатиэтажки. Разговаривал с товарищем, стоя спиной к двери, лифт остановился — разворачиваюсь, одновременно начиная движение и наталкиваюсь на решётку. Моментальный приступ клаустрофобии. Нельзя так делать. Хуже только отсутствие плиты перекрытия за дверью.
            Оказалось, вход в гостиницу, расположенную на двух последних этажах был этажом ниже.


          1. denis-isaev
            10.02.2022 19:20
            +1

            Можно встать в проходе, между дверями, тогда проще перейти к работающей двери.

            Как, оказывается, просторно в питерском метро :) В Мск на многих станциях, даже стоя у двери, не всегда можно выйти без боя.


            1. YMA
              10.02.2022 19:32

              Метро в СПб гораздо "лайтовее" московского. Тихое, спокойное и, кстати, светлое и чистое - меня старые станции в центре Москвы вообще на мысли о думе или квейке наводят, темные и цветовая гамма похожа.

              А в Казани - еще более тихое, там даже временами полная тишина бывает. :)


              1. 5oclock
                11.02.2022 09:16
                +1

                Да, тоже отметил, когда летом был в Москве.

                Ездил в основном по красной ветке от Сокольников до Пл. Революции, иногда дальше.

                До этого в Московском метро был лет 20 назад и как-то то ли забылось, то ли не отложилось ощущение.

                Зато в культуре и масс-медиа навязано, что Московское метро - красивое, чистое, светлое.

                Вот последний пункт у меня и вызвал недоумение.

                Я даже разглядывал светильники: может не все лампы включены или это вообще аварийное освещение.

                Нет, все лампы во всех светильниках светятся.

                Но при этом на станции - полумрак.

                И это - старые, центральные станции. Как-раз те, которые воспеваются в советских песнях и о которых говорят иностранцы, приезжающие в Москву.

                После Питера показалось - очень темно.


                1. sourbarberry
                  11.02.2022 17:29

                  Разгадка в том, что в Питере активно меняют освещение на светодиодное, причем более яркое и холодное, чем было в оригинале. А в Москве на старых станциях до сих пор в ходу лампы накаливания.

                  С одной стороны, светодиодные лампы экономичнее и ярче обычных, а с другой, восприятие станций сильно меняется. Например, та же Академическая сейчас выглядит не так изящно, как раньше. Не понятно, почему была использована именно такая цветовая температура.


                  1. DMGarikk
                    11.02.2022 17:37

                    А в Москве на старых станциях до сих пор в ходу лампы накаливания.

                    а там разве не люминисцентные лампы?


      1. abutorin
        10.02.2022 18:31

        Когда такое случается в метро это не страшно. Вот когда такое происходит в пригородной электричке. ))) Где по тем или иным причинам не открылись двери или не удалось протолкнутся к выходу.


        1. mtumanov
          10.02.2022 18:53

          В электричках есть стоп-кран, и он работает.
          Двери можно отжать при помощи двух мужиков, главное зацепиться руками за уплотнитель.
          Лично участвовал.
          :-)


          1. abutorin
            10.02.2022 18:58

            В электричках есть стоп-кран, и он работает.

            Все время сочуствовал неоыптным зевакам, которым посчастливилось оказаться рядом со стоп-краном когда его кто-то решил дёрнуть. )

            Но машинист редко открывает после этого двери. А вот "2 мужика" не всегда есть рядом. ) Не все знают что двери в электричке это совсем не то же самое что и двери в поезде метро.


            1. mtumanov
              10.02.2022 19:28

              машинист редко открывает после этого двери.

              Мы не спросили согласия машиниста на открытие дверей — было далеко идти до головного вагона.
              :-)
              Диспетчер внезапно решил, что электричка не будет останавливаться на узловой станции, и отменил остановку, а нам очень надо было по работе выйти именно там.
              Следующую электричку отменили.


  1. Shaman_RSHU
    10.02.2022 17:28

    Станции закрытого типа перестали строить после 1972 года, с тех пор в Петербурге перешли к односводчатой конструкции

    Односводчатых станций в Петербурге можно пересчитать по пальцам, их намного меньше, чем пилонного и колонного типа.

    Что касается станций закрытого типа, то при их проектировании планировалось гонять товарные составы параллельно с пассажирскими, но видимо что-то не сложилось.


    1. Yu-Ree
      10.02.2022 17:49

      15 из 72 односводчатые, не так и мало.

      Имелось в виду что после поколения "гор.лифтов" пришла эпоха "односводов".


    1. 5oclock
      11.02.2022 09:25

      Какие ещё товарные составы? o_O

      Откуда и куда?


      1. Shaman_RSHU
        11.02.2022 09:35

        Раньше в Ленинграде, пока не погубили трамвайную сеть, были широко распространены грузовые трамваи. Линии метрополитена предполагалось использовать аналогично, но, как Вы понимаете, на большие расстояния.


        1. 5oclock
          11.02.2022 10:02
          -1

          Трамвай можно остановить где угодно и загрузить/загрузить.
          Где как и что вы загрузите в метро?

          Мы, вон, своё относительно небольшое оборудование на станции таскаем: или через депо или — на эскалаторах, что тоже то ещё приключение.
          А регулярный грузовой поток — это вообще нонсенс.

          Не говоря уже о том, что товарный вагон в габарит тоннеля не пройдёт.


          1. DMGarikk
            11.02.2022 10:15

            вы ниразу не видели грузовые метропоезда? на них например колесные пары между депо возят до начала 10х они частенько в рабочее вермя попадались (потом помоему их или запретили в основное время гонять или сильно ограничили)
            также как по вашему рельсы на перегон возят и крупное оборудование для станцией-тоннелей?
            погуглите 'грузовой поезд метро'

            Где как и что вы загрузите в метро?

            ну все метрополитены имеют выход на большую ЖД… ничто особо не мешало сделать таких выходов — больше


            1. 5oclock
              11.02.2022 10:28

              Основной транспорт для служебного грузового движения в метро это — мотовозы, которые ходят ночью.

              Но, повторю, основная проблема — не в чём провезти груз по тоннелю, а как его туда доставить.

              О каких выходах, которых «сделать больше» Вы говорите?


              1. DMGarikk
                11.02.2022 14:03

                О каких выходах, которых «сделать больше» Вы говорите?

                по которым 'волшебным образом' метросоставы попадают с завода внутрь метро, вы же не думаете что их прямо в депо собирают и перевозят из Мытищ на грузовиках?

                таких гейтов очень мало (один-два в Москве), но собственно никто не мешает сделать их больше, там где большая ЖД рядом, а таких место много (в Мск по крайней мере)
                ====
                я не предлагаю так сделать. в данный момент это нереализуемо даже за неадекватные деньги, я в принципе что при желании можно было так сделать на этапе проектирования


                1. 5oclock
                  11.02.2022 14:53

                  Даже если бы все депо были подключены к ж/д сети — пускать грузовые перевозки в метрополитен — бессмысленно: это же получится перевозка от депо до депо.
                  А от депо до депо можно и по поверхности перевезти.
                  По тоннелю — дольше будешь перегружать с ж/д на грузовой состав метро, а потом втискиваться в трафик метрополитена, а на выходе — перегружать назад.

                  А вот — что было бы более ценно, — доставка груза куда-то в произвольное место города, где есть метротоннель — это другое дело.
                  Но тут как-раз вступает в силу тот фактор, который я уже упомянул: трудности с доставкой груза на поверхность или наоборот — спуска его с поверхности.

                  В общем, это отвлечённая фантазия какая-то.


                  1. mtumanov
                    11.02.2022 16:22

                    это отвлечённая фантазия какая-то.

                    К счастью, всё что написано ниже пока что только теоретически.
                    Метрополитен это часть системы ГО и ЧС.
                    Например:
                    1. Наземная транспортная инфраструктура может быть повреждена в случае применения ядерного оружия.
                    2. Террористы взорвали грязную бомбу.
                    3. В результате массовых беспорядков часть города захвачена.
                    4. По городу прошёл ураган и завалил все дороги.
                    В этом случае подвоз боеприпасов и еды (воды) через метрополитен гораздо проще, чем доставка по воздуху.

                    5. Если необходимо срочно забетонировать туннель метрополитена, то необходим подвоз к этому участку бетона в больших количествах.
                    6. В Москве есть объект «Метро-2» и он сообщается с основным метро.


                    1. sourbarberry
                      11.02.2022 17:33

                      Это опять-таки краевой сценарий в случае ЧС, который никак не вяжется с регулярным товарным сообщением.


                      1. mtumanov
                        11.02.2022 19:22

                        Про регулярное грузовое сообщение говорил Shaman_RSHU
                        Но никаких пруфов не привёл.


                    1. 5oclock
                      12.02.2022 01:51

                      Ну давайте по пунктам.
                      1-2. Никто никуда ничего возить не будет.
                      3. Метро работать не будет, в т.ч. из-за того, что и часть его тоже захватят.
                      4. Дороги завалило, а железка - работает? К электродепо товары как-то подвозят? Тут уж скорее дороги расчистят, чем наладят грузовое движение в метро.
                      5. Бетон можно подавать с поверхности через ближайшую вентшахту или станцию. Всё-равно затворы находятся возле них.
                      Насколько я знаю так делали в Питере когда в 90х годах локализовали размыв Лесная - Мужества.
                      6. "Метро-2" - это журналистско-обывательское название ГОшных объектов метрополитена. Никакого "параллельного метро" там нет.
                      Организовывать товарное движение к этим объектам... зачем?


                      1. tvr
                        12.02.2022 18:16
                        +1

                        6. «Метро-2» — это журналистско-обывательское название ГОшных объектов метрополитена. Никакого «параллельного метро» там нет.

                        Вы что, документальную хронику «Метро 2033» не читали?!


        1. drWhy
          11.02.2022 11:37

          «Раньше в Ленинграде, пока не погубили трамвайную сеть, были широко распространены грузовые трамваи.»
          И грузовые троллейбусы.


  1. Busla
    10.02.2022 20:02
    +1

    Станции закрытого типа перестали строить после 1972 года, с тех пор в Петербурге перешли к односводчатой конструкции

    неправда, станция "Зенит" (бывшая Новокрестовская) открытая в 2018 году - закрытого типа (по вашей терминологии).


    1. sourbarberry
      11.02.2022 17:36
      +2

      А вот и правда :)
      "Зенит" - конструктивно обычная колонная станция. Просто на перронах установлены стеклянные стены с дверьми.


  1. Vsevo10d
    11.02.2022 02:33
    +6

    Условия использования: свободное некоммерческое использование при условии указания автора и ссылки на первоисточник (статьи на действующем сайте интернет-журнала "Стройка Века").

    Для коммерческого использования - обращаться на почту

    Мало того, что вы вдвоем писали три абзаца, вас еще и PereslavlFoto укусил?


  1. 5oclock
    11.02.2022 08:53
    +1

    Сейчас на новых станциях (например, Беговой) стали использовать ограждение из пластика, которое не позволяет людям упасть на рельсы, но оно прозрачное

    Т.е. собрали недостатки обоих вариантов:

    И платформы отделывать приходится - как на станциях открытого типа, и на двери тратиться - как на станциях закрытого типа.


    1. Yu-Ree
      11.02.2022 20:17

      Зато дает возможность в перспективе отказаться от услуг машинистов, заменив их искусственным интеллектом и диспетчером в центре управления движением на случай непредвиденных ситуаций.


      1. F0iL
        11.02.2022 20:25

        Для замены машинистов искусственный интеллект не нужен - системы автоведения известны и используются уже десятки лет безо всякого там ИИ.


  1. Germanjon
    11.02.2022 08:53

    Метрополитен в Сеуле (на тех станциях, на которых я был) - тоже со стеклянными дверями, которые открываются при подъезжании поезда. Ничего, нормально живут.

    Кстати, это даёт дополнительные опции: например запуск на линию экспрессов, которые останавливаются только на некоторых станциях.


    1. abutorin
      11.02.2022 08:59
      +2

      Когда интервал движения поездов очень маленький, как например в Москве, никакой экспресс запустить не получится, поезд просто "упрётся" в не экспресс идущий перед ним.


      1. DMGarikk
        11.02.2022 10:24

        скорее не интервал, а особенности путевого развития когда обогнать нельзя

        (помоему в NY существует нечто подобное, хотя могу ошибаться)


        1. F0iL
          11.02.2022 17:39
          +2

          Да, существует - там на "не-экспресс" станциях есть дополнительные пути, по которым поезд-экспресс может "объехать" стоящий на станции состав.


  1. elishagg
    11.02.2022 18:10
    -1

    Вас так почитаешь, комминтаторов, так всё плохо и метро у нас плохое и всё перестраивать надо))) Пока кто-то решит у нас новые вагоны пустить, лет 15 пройдет, поэтому всё будет стабильно хорошо)


    1. NeoCode
      12.02.2022 00:00
      +2

      Да обычное метро:) Просто чем старше система, тем больше в ней проблем. Вот допустим метро Нью-Йорка, старые станции - там весьма специфическая атмосфера: практически никакой отделки, темно, стены облезлые, потолки низкие, всякие трубы и провода снаружи, крысы бегают по путям))) Зато метро существует с 19 века. И такие станции, несмотря на специфический вид, действительно являются исторической ценностью.

      Азиатские метрополитены все новые - и поэтому там везде стеклянные платформенные двери, нередко поезда без машинистов, футуристическая красота и идеальная чистота.