Выросло новое поколение, которое возможно даже эту статью читать не будет, потому что слишком длинно и вообще потому что текст. Вот об этом и поговорим, почему коротко и по видео - это старый новый тренд.

Речь пойдет о социальных медиа (в это понятие входят и социальные сети и мессенджеры) и о видео общении, но для того, чтобы понять, что происходит, окунемся немного в историю и вспомним школьную программу. На заре человечества для передачи информации использовали устную речь - выжившие старейшины делились своим опытом, использовались рисунки и знаки, потом появилась письменность, печать, еще позже фото, кино (устная передача данных при этом никуда не пропала), и вот мы дожили до интернета и его скоростей. Даже если не брать все миллионы лет эволюции и сравнивать период со времен появления человека разумного 40 тыс. лет назад и время появления печатных книг около 600 лет назад в Европе, то привычка читать не такая уж естественная, по сравнению с привычкой получать информацию на личном опыте и от человека к человеку. И интернет, появившийся всего-то 50 лет назад, дает просто фантастический доступ в привычную для мозга среду.

Обратимся к психологии. Признанный специалист по коммуникациям, автор книги “Новый язык телодвижений” Аллан Пиз утверждает, что при помощи слов передается 7% информации любого сообщения, тогда как звуковыми средствами (голос, тон, громкость) — 38%, а с помощью невербальных сигналов (поза, жесты, выражение лица) — 55%. Впрочем, профессор психологии Джеффри Битти дополняет утверждения Пиза тем, что в общении людей важно еще и соответствие того, что мы слышим, с тем, что мы видим. В случае если слова и визуальный ряд совпадают - информации можно доверять. Для полного понимания происходящего - важно отслеживать движение и микро выражения лица - и видео для этого подходит наилучшим образом, в отличие от статичной картинки.

Так что, как ни странно, нынешний переход от текстового к аудиально-визуальному общению можно считать исторически и научно обоснованным.

Ярче всего эта тенденция проявляется в использовании уже привычных социальных медиа - в это понятие входят и социальные сети, и мессенджеры, и их трансформации от текстовых сообщений и фотографий к потоковому видео и обмену видеосообщениями.

Ниже на инфографике данные из обзора мобильных приложений от appannie.com 2021. Динамика загрузки приложений социальных медиа за 10 лет однозначно подтверждает, что лонгриды уступают место коротким видео.

На фоне того, что в мире Facebook по-прежнему остается самой популярной социальной сетью с 2,85 миллиардами активных пользователей, TikTok второй год лидирует по количеству загрузок приложений. Согласно отчету компании, у TikTok 1 миллиард пользователей в месяц. Snapchat стал самой популярной социальной сетью среди молодежи в США, вытеснив Twitter и Facebook. А с начала 2020 года Instagram сосредоточился на формате видео за счет внедрения Reals.

Перечисленные выше социальные медиа все-таки больше про потребление контента, а что делать с возникшим дефицитом общения? С одной стороны, психологи понимают риски вынужденного одиночества и призывают общаться хотя бы виртуально. И если нет возможности реальной встречи, то созваниваться с друзьями, собираться компанией на видео звонке, обсуждать какие-то темы и даже праздновать онлайн. С другой стороны те же психологи в разгар пандемии говорили о синдроме Zoom fatigue - усталость от рабочих zoom конференций, когда необходимо быть онлайн постоянно, напрягать внимание, чтобы расслышать собеседника, беспокоиться о том, как сам человек выглядит, расслышали ли его и правильно ли его поняли собеседники.

IT-рынок откликается на запрос и ищет новые варианты общения. В конце прошлого года на Product Hunt, например, вышли два стартапа - HiHo и ReNett. Две совершенно разные команды предлагают нам видео форумы для общения в группах. В обоих случаях killer feature - асинхронные видео ответы и бесконечные треды, которые позволяют каждому участвовать в общении в любое время.

HiHo позиционируется как открытое социальное приложение для знакомства с интересными людьми и отличных видео-разговоров. Приложение предлагает как публичные форумы, так и частный DM. Авторы проекта приняли решение не использовать лайки, количество просмотров, фильтры камеры, для того чтобы люди чувствовали себя максимально естественно и комфортно в создаваемых ими группах.

ReNett — это приложение для асинхронного группового видео общения в открытых сообществах. Участники сообществ создают темы для обсуждения. К теме можно прикрепить ссылку на источник - статья, видео, картинка. Темой можно поделиться - переслать ссылку, и позвать ее обсудить. Здесь, как в классических сообществах, участники голосуют за или против, тем самым повышая рейтинг темы, и оставляют свои видео комментарии.

EduDo — платформа для дискуссий на основе видео. Акцент делается на том, чтобы вести "содержательные дискуссии, направленные на то, чтобы просвещать, вдохновлять и продвигать силу интеллекта". Авторитет на платформе укрепляется с помощью кармы.

В любом случае, видео форумы можно рассматривать как ответ на парадоксальность времени - видео дает возможность себя показать и на людей посмотреть, что-то обсудить, задать вопрос, получить ответ; а асинхронность снимает напряжение от пребывания онлайн. Понаблюдаем, как будет развиваться IT-рынок дальше.

Комментарии (26)


  1. bschepan
    14.02.2022 21:09
    +42

    Кошмарная тенденция... Когда есть обычный текст, то там есть поиск, его можно распечатать, его можно читать с комфортной для себя скоростью, можно всегда за минимальное время вернуться в нужное место или прыгать по тексту. А вот чтобы это все провернуть с видео, его, блин, конспектировать надо... А а еще оно весит больше и с плохим интернет каналом полдня можно загрузки дожидаться. Как дополнение к тексту, видео отлично подходит (как и иллюстрации). А вот как замена тексту - вообще ни разу. Ну и еще индивидуальное восприятие играет роль. Я лично текст воспринимаю и запоминаю лучше, чем видос.


    1. Zen_Kong
      14.02.2022 21:15
      +4

      И ещё уши свободны для своей фоновой музыки, под которую можно читать, а в видео надо и смотреть, и слушать чаще всего.


      1. PereslavlFoto
        14.02.2022 21:16
        -2

        По сути, это выбор между телефоном и телеграфом.


    1. PereslavlFoto
      14.02.2022 21:16
      +1

      Текст, по вашим словам — распечатать, читать, запоминать.

      Видео, по словам статьи — общение, разговоры, дискуссии.

      Как видите, статья отталкивается от другой задачи. ????


      1. fndrey357
        14.02.2022 21:30
        +9

        Чтение- процесс активный - надо напрягаться.

        Поглощение видео - процесс пассивный - можно не напрягаться.

        Послание подрастающему поколению: смотрите видео - и я буду иметь работу до пенсии.


        1. MFilonen2
          14.02.2022 21:40

          Чтение процесс активный? Ну смотря чего, чтение ленты фейсбука ничуть не менее пассивный чем просмотр ленты тиктока.
          А весь современный процесс популяризации видео – это победа телевизора над газетой, дубль 2.


          1. PereslavlFoto
            14.02.2022 22:10

            Чтение ленты в соцсети предполагает, что мы не молча читаем, а активно комментируем собеседников, дополняем и поправляем их.


            1. JKot
              15.02.2022 02:23

              На данный момент у этой текстовой публикации 1.7к просмотров и 14 комментариев. В моей выборке в тиктоке в 2 раза выше соотношение комментариев к просмотрам. Так что-то очень спорный аргумент.


              1. PereslavlFoto
                15.02.2022 03:07
                -1

                Ну да, тикток это соцсеть, там комментируют. Всё правильно!


                1. Shaman_RSHU
                  15.02.2022 15:53

                  То чувство, когда заходишь не посмотреть видео, а почитать и написать комментарии :)


    1. Ninil
      14.02.2022 21:39
      +1

      Согласен. Добавлю ещё, что используя видео-контент на порядок легче манипулировать.


    1. AlonsoDelToro
      15.02.2022 10:28
      +2

      Хотел бы с вами не согласиться. Все зависит от тематики. Если например про API некоторой платформы тогда действительно проще читать текст в виде документации. В том же IT для новичнок видео уроки с примерами как человек запускает среду и начинает программировать могут быть весть полезны т.к. показывают процесс вживую со всеми мелочани аналогично тому что вам обьясняет более опытный коллега, сидя рядом.

      Если взять не столь специфическую тему как IT, во всяком случае это так для возможно 99% населения земли:), например тему строительства. То видео уроки намного лучше текста, потому что очень много операций который сложно описать в виде текста так что бы стало ясно, зато по видео все одназначно. При этом текст может быть удобен для некоторых других подзадач в виде перечисления списка материалов и т.п. Я сам больше смотрю по теме стройки или сада.

      Поэтому может и не стоит сгущать краски. Просто большая часть тем которые интересуют обычных пользователей проще воспринимается в формате видео со звуком.) Тем более если это развлекательный контент.)


    1. wolfandman
      17.02.2022 09:50

      Для тех, кто вырос на видео - оно понятнее, проще усваивается, внимание можно расслабить и включить только в специально акцентированные моменты. А еще видео часто можно не смотреть, а только слушать.


  1. klvov
    14.02.2022 22:54
    +2

    А я вот, хоть и люблю бухтеть "молодёжь отучилась читать, отучилась думать, куда катится мир", но вот здесь, мне показалось, тенденция уловлена верно: по степени вовлечённости общение вполне себе градуируется по шкале "живое общение нос к носу" - "видеозвонок" - "телефонный разговор" - "переписка в чате" - "обмен дипломатическими нотами" - "обмен угрозами". И чем меньше эта степень вовлечённости, тем меньше шанс прийти к консенсусу, и тем больше шанс разругаться.

    Поэтому, я думаю, и образовательный процесс в норме происходит в очной форме, а "заочные" и "удалённые" форматы имеют, конечно, право на существование, и они занимают свою нишу, но они возникают не от хорошей жизни, а, что называется, "от бедности".

    При этом я совсем не противник книжной формы, и читать люблю.


    1. vilgeforce
      14.02.2022 22:58
      +2

      Где в вашей шкале "чтение документации"? Или это не способ обучения?


      1. klvov
        14.02.2022 23:17

        "если ничего не помогает, прочтите инструкцию" )


    1. MegaMANGO
      15.02.2022 01:16
      +2

      Мне гораздо легче общаться без конфликтов онлайн, чем оффлайн. Учить материал тоже. Так что, как по мне, субъективщина. Те, кто ругается в интернете ругались бы и в оффлайне, будь в нём столько-же свободы. Характер у человека такой, просто в реальности что-то заставляет его сдерживаться. А некоторым наоборот сложно держать эмоции при себе, а вот в интернете они могут чувствовать себя спокойно (не общение с глазу на глаз), и не агрессировать лишний раз


      1. svr_91
        15.02.2022 08:54

        Те, кто ругается в интернете ругались бы и в оффлайне

        Практика показывает, что нет (вспоминаются смешные видосики с собаками, лающими друг на друга через забор)


      1. Zen_Kong
        15.02.2022 13:18

        Характер у человека такой, просто в реальности что-то заставляет его сдерживаться.

        Ну как бы вероятность отхватить заставляет:)


  1. mskotyn
    15.02.2022 01:15
    +4

    Смысловая нагрузка слов сильно меняется когда человек прикладывает усилия для выражения мысли в письменном виде. Зачастую голос и невербальные сигналы - просто шум, не несущий полезной нагрузки. А еще не все люди умеют даже формулировать мысли и выкручиваются по жизни за счет собеседника. Т.е. аудио-визуальное общение превосходно подходит для имитации бурной деятельности, когда за счет шума раздувается микроскопическое количество полезной информации. Например сталкивался с случаем, когда из пятнадцатиминутного эмоционального спича за два часа общения извлекли аж два небольших абзаца текста, которые зачитываются секунд за тридцать.

    Текст так же подходит для общения как и аудио/видео. Но требует больше усилий от автора - плохая формулировка, отсутствие структуры в тексте видно гораздо лучше, чем в видео/аудио.

    Так что видео форумы - могут обрести популярность только как очередная реинкарнация тайм-киллера. Накопительного эффекта они не имеют - видео и аудио плохо индексируется для поиска, а перевод в текстовое представление - выставляет напоказ все недостатки.


  1. cepera_ang
    15.02.2022 06:42
    +5

    Отличная статья, подробнее разобрал в сорокаминутном видео-ответе: https://www.youtube.com/watch?v=dQw4w9WgXcQ


  1. svr_91
    15.02.2022 09:03
    +2

    Я вот тоже раньше всегда выступал против видео, и за текстовые материалы. Но в какой-то момент я вдруг обнаружил, что из всей технической/образовательной литературы я могу вспомнить хорошо если пару книг, а в форме видео, за полгода, почти без поиска, я нашел кучу действительно качественных запоминающихся материалов


  1. 1234rfvb
    15.02.2022 09:08
    +2

    cepera_ang
    Лучший комментарий ever!
    Кстати вопрос к автору: sage_sapient, где ссылка на видеоверсию материала, если Вы двумя руками за визуательный метод общения?
    PS: видео не смотрю, если это не кинопродукция, аудиосообщения в чатах не слушаю. Динозавр, наверное. Текст — для чтения, диаграммы-таблицы-графики для наглядного представления материала, как дополнение. Презентации — способ преувеличить размеры представляемого.
    ps ps дико смешит, когда заглядываю через плечо в детские компы, как эти влогеры машут руками, не зная куда их деть.


    1. sage_sapient Автор
      16.02.2022 15:00

      пока нет, но видимо, стоит подготовить и видеоверсию)


  1. Zamix80
    15.02.2022 10:27
    +1

    Через видео нельзя передать такой объем информации, как через книги. Видео-контент создан прежде всего для развлечения, потребления информации, которая не заставляет задуматься в том или ином плане и уже во втором для обучения или изучения. Хороший учебник или научный труд нельзя положить на видео, также как и хороший "мануал", техническую литературу. Как вы будете чинить электрическую схему по видео, без принципиальной ? Можно смотреть видео по кулинарии (как пример) это достаточно просто.


    1. wolfandman
      17.02.2022 09:55

      А были ли попытки создать видеоучебник?