Являясь продолжением моей вчерашней статьи, этот материал неожиданным образом перекликается с постом недельной давности от другого автора Хабра про техническую разведку ЦРУ. Такой вот спин-офф.

Вчера мы рассмотрели технологические вопросы обеспечения движения крылатых орбитальных машин в атмосфере. В качестве примера были взяты опытные образцы беспилотных ракетопланов — БОР-4 и БОР-5. Однако для проверки ответов на эти вопросы необходимо было отпустить этих птичек полетать вокруг нашей планеты. А потом приземлить где-нибудь — не разбив, не потеряв, а главное не передав в руки наших визави по Холодной войне. Разумеется, их разведка не дремала и стягивала наблюдательные силы в предположительные районы приземления секретных аппаратов.

Полседьмого утра по местному времени 4 июня 1982 года БОР-4 под шифром Космос-1374 плавно сел на воду в удалённом районе Индийского океана. Игра началась.


Съёмка наших действий по эвакуации БОР-4 с американского самолёта-разведчика

Тайм 1. Суета посреди ничего


В принципе, полёт БОРа не был чем-то специфическим. Однако существовало одно маленькое «но». Все предыдущие полёты БОР-1, -2 и -3 были суборбитальными. В Советском Союзе тогда ещё не было опыта беспилотного спуска с орбиты крылатого летательного аппарата. Поэтому выполнить посадку секретного аппарата в территориальных водах СССР представлялось невероятно трудной задачей, так как все они находились в не самой широкой области земной поверхности, что серьёзно ограничивало возможность не промахнуться, а также на большой высоте пройти над вражескими территориями. Кроме того, часть этих территориальных вод кишела кораблями противника. Поэтому было принято решение сажать первые два БОРа-4 в удалённый район Индийского океана.

Для такой операции нужно присутствие кораблей и судов ВМФ в заданном районе, оснащённых средствами разведки и связи, ведь система космической связи только создаётся и не может обеспечить постоянной связи в прямом эфире. Именно поэтому для операции по подъёму приводнившихся БОРов привлекли корабли ВМФ. Вообще, участвовало в первой операции шесть кораблей и судов из двух разных флотов, а именно:

  • Корабль Измерительного Комплекса (КИК) «Чумикан» как командный пункт;
  • 3 поисково-спасательных судна (ПСС) — «Ямал» как основное и «Апшерон» и «Баскунчак» как резерв;
  • БПК «Василий Чапаев» (его в последний момент поменяют на другой БПК, но уже без системы спутниковой связи);
  • Танкер


«Чумикан»


ПСС «Ямал»

Позже группе были переданы ещё два корабля — плавучие измерительные пункты (ПИП) «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». Первый должен был искать с остальными БОР, а второй — подавать и принимать телеметрические данные БОРа.

Вышли двумя группами 12 апреля 1982 года, за два месяца до старта БОРа — ПССы из Крыма, а остальные — из Владивостока. Кроме того, ПИПы тоже добирались отдельно.


ПИП «Космонавт Виктор Пацаев»

Добравшись через шторма до Индийского океана, корабли попали под внимание американской и австралийской разведок. Каждый день, а то и по нескольку раз над группами, а позже и объединившейся эскадрой летали разведывательно-противолодочные «Орионы», сбрасывая противолодочные средства. Американцы очень долго не понимали, что ж такое происходило-то, однако за сутки до пуска СССР по официальным дипломатическим каналам закрывает район приводнения для судоходства в связи с «испытаниями новой космической техники».

А тем временем в районе приводнения погода стремительно портится, ведь в южном полушарии самое начало зимы. Судьба пуска зависела непосредственно от того, какая погода будет в Индийском океане. Советский Гидрометцентр погоду сказать на основании собственных данных не может, ибо в районе (1000 кв.км если что) нет кораблей кроме «Чумикана» и его команды, которые погоду и запрашивают. Ориентируются на… вашингтонский Центр всемирной погоды. А оттуда сообщают, что в районе формируется тропический шторм. «Вот дрянь!» — дружно воскликнули в Гидрометцентре и в штабах. В итоге принятие решения о пуске (невероятно ответственное решение, ибо если не сегодня, то через год, а ведь всё готово) отдали на «Чумикан». Там, посмотрев на летающие над кораблём перед самым тропическим штормом (!) «Орионы», приняли решение пуск разрешить. Решение оказалось верным.

Полседьмого утра по местному времени 4 июня 1982 года БОР-4 под шифром «Космос-1374» плавно сел на воду вдалеке от рассредоточенных по границам района поиска кораблей.



Вскоре машину нашёл Ка-25 с «Ямала», а потом подошёл и сам корабль. С «Чумикана» спустили катер со специалистами, которым нужно было обезвредить систему самоликвидации. Однако оказалось, что автоматический дожиг топлива не произошёл, то есть перед людьми не просто морская мина, прилетевшая из космоса, а мощнейший химический боезаряд, способный мгновенно убить людей, которые попытаются подышать воздухом без противогазов. Впрочем, костюмы химзащиты были предусмотрены, а потому дело пошло.

Однако пошло плохо. Водолазы, которым нужно было подцепить БОР к кранам «Ямала», снимают противогазы, в которых невозможно работать при заметной волне (шторма не случилось, но волнение всё равно стандартное для океана — 3-4 балла). Но таки подцепили и даже без поражения топливом (состоявшего из особо токсичных компонентов АТ+НДМГ), однако поднять нормально не могут, ибо волны. Даже долбанули несколько раз об корабль, отчего разбился носовой кок и аппарат потерял плавучесть. Ещё «Орионы» всякие летают и снимают. А ведь в любой момент может сработать автодожиг, да и система самоликвидации заблокирована, но не обезврежена.

Но вот наконец очередная волна таки заталкивает несчастный аппарат в прочную металлическую сеть, и его таки поднимают на борт «Ямала». К кораблю пытаются подплыть американские крейсера с базы Диего-Гарсия, расположенной неподалёку, но наши им не дали этого сделать.

Солянка видеоматериалов, посвящённых как пускам БОР-2 и БОР-3 (до 11:39), так и эвакуации БОР-4 (11:39 — 38:34), а также немного кадров с испытаний БОР-5 (с 38:34 и до конца):


Дальше аппарат обезвредили, осуществили дожиг топлива (свидетелям показалось, что «Ямал» взорвался — такое оранжевое облако над ним поднялось) и начали разбирать обшивку, дабы изучить внутренности. При этом сверлили плитки ТЗ, которые состояли из мельчайших волокон кварцевого стекла, которое при попадании в лёгкие навсегда там остаётся. Да ещё и без респираторов (!!!!). На дезактивацию вылез посмотреть замполит «Ямала», у которого химзы не было, однако мужчину быстро запихнули обратно.





Но в итоге всё обошлось. Аппарат доставили на родину, а в руки американцев попали ценнейшие снимки, по которым они сделали логичные, но неверные выводы.

Второй пуск в эту зону прошёл лучше и быстрее. Все стороны выводы сделали, и теперь БОР обслужили быстрее и безопаснее, а австралийцы сделали ещё более качественные снимки. Из интересного можно сказать, что место ПИП «Космонавт Виктор Пацаев» заняли два Ил-20РТ, ловившие БОР над Афганистаном, для чего их прикрывал полк истребительной авиации.
Два последующих БОРа сажали уже в территориальные воды СССР, в Чёрное море.

Тайм 2. О том, как ЦРУ сама себя обманула


Получив в свои руки целую гору снимков БОРа-4, американцы начали думать, что же это такое советы делают. Они уже имели сведения о «Спирали», и новый аппарат внешне весьма на неё походил. В итоге решив задачу вида «два плюс два умножить на два», они пришли выводу, что в СССР разрабатывают многоразовую космическую систему. Но данные о «Буране» у ЦРУ уже были, и БОР-4 на пару со 105.11 на него явно не походили. Значит что? Значит советские конструкторы разрабатывают две МКС различных размерностей. Одну — класса «Space Shuttle», а другую — массой порядка 10 тонн, запускаемую с помощью ракеты-носителя «Протон». Почти «Спираль». Задача такого корабля — оперативный перехват объектов в космосе. Впрочем, как раз в задачах американцы уверены не были, однако практически не ставили под сомнение задачу инспекции и уничтожения спутников.

Пока суд да дело, в 1984 году в ежегодном сборнике «Soviet Military Power» был опубликован «Многоразовый космоплан, находящийся в разработке». Предполагалось, что он будет выводиться на орбиту ракетой «Зенит», которая тогда только испытывалась.



Тем временем американцы засняли второй БОР-4, который «Космос-1445». На нём отличалось расположение плиток теплозащиты, что позволяло сделать вывод, что это уже другой аппарат. Кроме того, вследствие различного характера обгорания теплозащиты аналитики пришли к выводу, что на втором аппарате из-за недостаточной манёвренности первого были доработаны «реактивные управляющие маневровые двигатели». Ну точно советы космический перехватчик делают.

В общем, проект начал жить своей жизнью. Получил свой собственный шифр («Ураган»), ТТХ, да даже внешний вид (SMP 1985). Ему посвящались различные публикации в газетах, отчёты ЦРУ и прочее.

К 1987 году, впрочем, американцы уже начали сомневаться, ведь «Ураган» начал разрабатываться до «Бурана», так и не полетел, но стремительно приближается дата запуска Бурана. Это вообще куда годится? Однако в ЦРУ продолжали убеждать себя в том, что советы всё ещё делают параллельно два орбитальных самолёта. Основаниями являлась огромная разница во внешнем виде БОРа-4 и «Бурана», огромные усилия, затраченные на разработку именно такой модели, ведь можно просто уменьшить «Буран» (про БОР-5, предназначенный для суборбитальных полётов, наши заклятые друзья не знали), а также ошибочное предположение, говорящее, что БОРы-4 пускались и на орбитальные, и на суборбитальные траектории. Для испытаний теплозащиты и аэродинамики в принципе достаточно было суборбитальных полётов.

Однако БОРы-4 в реальности летали только по орбитальным траекториям, так как правильно испытать теплозащиты на БОРе-4 для «Бурана» можно лишь с такой траектории. Короче говоря, западные аналитики, имея на руках кучу информации, пусть и разрозненную, запутались в ней. Что характерно, узнай аналитики и разведчики про БОР-5, они бы окончательно поверили в «Ураган», ведь БОР-5 — подобная копия «Бурана». Следовательно, БОР-4 — подобная копия «Урагана».

Дальше аналитикам вообще пришло в голову, что беспилотные модели, запускаемые по советской традиции перед пилотируемым полётом, уже летают. Ведь были же испытательные пуски «Зенитов» (предполагаемого штатного носителя для «Ураганов»), на которых могли отработать систему возвращения. Зенит ведь ракета «скорострельная» вследствие ряда автоматизированных операций по подготовке к пуску. И это тоже был случай некорректных выводов из правильных данных, ведь на самом деле скорострельность нужна была для запуска спутников-шпионов и быстрого восполнения спутниковой группировки в случае войны.


Пуски «Зенитов» в головах американцев и в жизни

29 сентября 1988 года американцы запустили «Шаттл Дискавери», прервав 32-хмесячный простой после катастрофы «Челленджера». В ответ на это СССР впервые публикует фото «Бурана» в открытую (напомню, «Буран» как бы военно-стратегическая машина, а значит секретная. Смешно, но в США знали о «Буране» немало). В связи с этим скрывать первоначальные задачи БОРов-4 стало не нужно. Однако нам не поверили, ведь БОРы всё ещё секретились, так как на их базе прорабатывались планирующие ядерные бомбы для «Бурана».

В начале 1989 года была опубликована статья, в которой американские эксперты продолжали уверять, что советы готовят ещё одну МКС. В ответ на это генерал армии Шабанов, замминистра обороны, в интервью газете «Советская Россия» назвал статью уткой, заявив, что БОР-4 — самолёт-аналог «Бурана».

А тем временем в конце 1980-х в Сетуни была проведена закрытая научно-техническая выставка, на которой был показан БОР-4. Американские аналитики, исходя из этого решили, что «Ураган» закрыли. В Бейруте в 1994 году вышла книга Генри Метьюса «Секретная история советского шаттла», в которой также был описан и «Ураган». Вот выдержка оттуда:

«Этот аппарат должен был иметь длину 12,5 м, размах крыльев 9,5 м и массу около 13-15 т. Разрабатывался он как перехватчик, вооруженный ракетами класса „космос-космос“. Для выведения на орбиту предполагалось использовать еще только создаваемую ракету „Зенит-2“. По данным пресс-службы Министерства обороны США, выпустившей в 1986 году специальный пресс-релиз, разработка проводилась как ответная мера против военных миссий корабля многоразового использования системы „Space Shuttle“. Были проведены два набора в отряд космонавтов специально для полетов по программе „Ураган“. С 1978 года приступили к подготовке Иван Иванович Бачурин, Александр Сергеевич Бородай, Владимир Емельянович Мосолов, Наиль Шарипович Саттаров, Александр Михайлович Соковых и Виктор Мартынович Чиркин, а в 1985 году к ним присоединились Анатолий Павлович Арцебарский, Виктор Михайлович Афанасьев и Геннадий Михайлович Манаков».

P.S. В 1987 году, после полёта Энергии, в журнале Freie Welt (ГДР), была изображена «Энергия» с орбитальным самолётом, подозрительно похожим на… «Ураган». Ведь «Энергия» могла поднять до 100 тонн, а значит «Ураган» мог быть размером с «Буран».


Тот самый ГДРовский рисунок

P. P. S. А ведь «Буран» мог выглядеть примерно так, как его представляли себе американцы, если бы 11 июня 1976 года на совете главных конструкторов во главе с Глушко был принят проект Лозино-Лозинского 305-1, созданный на базе наработок по «Спирали». Но выбрали проект 305-2, являвшийся аналогом «Шаттла», поскольку он был менее рискованным.



Автор: Александр Старостин

Источники
Материалы сайта Buran.ru Вадима Лукашевича, а именно:

Вадим Лукашевич. «Советская копия шаттла — многоразовая космическая система с орбитальным самолетом ОС-120»
Вадим Лукашевич. «Многоразовый орбитальный корабль ОК-92, ставший «Бураном»»
Вадим Лукашевич, Игорь Афанасьев. Космические крылья

Барт Хендрикс, Берт Вис. «Энергия-Буран: советский Space Shuttle (Energiya-Buran. The Soviet Space Shuttle)»

Комментарии (26)


  1. samsond78
    20.02.2022 13:11
    +4

    А в чем собственно обман? Они вроде сами запутались...


    1. letadlo89
      20.02.2022 17:43
      +2

      Если подходить формально, я бы сказал, что были соблюдены все необходимые меры секретности, чтобы у противника не было полной достоверной картины происходящего. Расставили приоритеты так, чтобы, к примеру Орионам не препятствовали снимать, а, к примеру, опознавательные знаки, могли и "перепутать" (я точно знаю только про подлодки - те, что ходили на Кубу имели разные номера на разных бортах, например). В общем, "давали обманываться" имхо.


      1. count_enable
        20.02.2022 18:36
        +10

        А как собственно они могли препятствовать снимать "Орионам"? слепить их зеркальцами или разложить дымный костёр на палубе? Есть сотни тысяч фото советских кораблей, сделанных самолётами-разведчиками в нейтральных водах - ибо имеют право.

        Вот этот момент тоже странный:

        Каждый день, а то и по нескольку раз над группами, а позже и
        объединившейся эскадрой летали разведывательно-противолодочные «Орионы», сбрасывая противолодочные средства.

        Ага, вот прилетает "Орион" и начинает зверски бомбить эскадру глубинными бомбами в нейтральных водах. Гидроакустические буи это не разу не "противолодочные средства".

        Насчёт обманутого ЦРУ: на них работала куча внештатных аналитиков: технарей, социологов, ботаников и наверно даже сексопатологов, и их ценность, а значит и зарплаты, была прямо пропорциональна потенциальной угрозе. В какой-то момент система без обратной связи дала сбой и аналитики начали гнать научную фантастику за доллары. Говорят, когда МиГ-25 приземлился в Японии и ЦРУ воочию увидело технологический уровень самолёта, куча людей в Лэнгли весьма огорчилась из-за такого нелепого крушения своих ожиданий. Достаточно посмотреть старые иллюстрации перспективного советского вооружения в Jane's - Империя Зла у них получилась как живая.


        1. usa_habro_user
          20.02.2022 19:54

          Короче говоря, западные аналитики, имея на руках кучу информации, пусть и разрозненную, запутались в ней.

          Учитывая атмосферу тотальной секретности в СССР, и полное отсутствие общедоступной информации, это и немудрено.

          Тут было-бы неплохо упомянуть и советских аналитиков, которые считали Space Shuttle "орбитальным бомбардировщиком", хотя подобное применение никогда не планировалось да и не было, думаю, чисто технически возможным, а информации о Шаттлах было навалом в открытом доступе.


        1. VT100
          20.02.2022 20:24

          Гидроакустические буи это не разу не "противолодочные средства".

          С чего это вдруг?


          1. count_enable
            20.02.2022 20:36
            +3

            Потому что подводной лодке они ни разу не вредят. Американцы не сумасшедшие чтобы начинать войну отбомбившись по советской ПЛ в нейтральных водах. Единственный такой инцидент был во времена Кубинского кризиса, и там ПЛ пробовала прорвать морскую блокаду острова.


          1. Moskus
            21.02.2022 00:42
            +2

            Это терминологический вопрос, который строго зависит от формулировок используемой доктрины. Потому что в одной "противолодочные средства" означает и средства разведки, а в другой - только средства уничтожения подводных лодок и/или препятствия их перемещению.


        1. SquareRootOfZero
          21.02.2022 09:18

          Говорят, когда МиГ-25 приземлился в Японии и ЦРУ воочию увидело технологический уровень самолёта, куча людей в Лэнгли весьма огорчилась из-за такого нелепого крушения своих ожиданий.

          Хотели чуда, пусть даже враждебного, а получили очередную иллюстрацию того, что чудес не бывает, везде инженерные компромиссы?


          1. count_enable
            21.02.2022 12:05

            Аналитики были несколько удручены элементной базой новейшего истребителя. До этого прискорбного факта бытовало мнение, что хотя общий уровень микроэлектроники в СССР низкий, есть секретные военные разработки, не сильно отстающие от западных. Увы, чудес не бывает.


        1. Javian
          21.02.2022 11:33
          +1

          была прямо пропорциональна потенциальной угрозе

          Как иллюстрация рассекреченный отчет ЦРУ 1947 года об одной из советских авиабаз.

          "Предполагается, что 300-400 самолетов спрятаны в подземных укрытиях", как и топливохранилища и мастерские :)

          Суслика видишь?


        1. Andryha2
          21.02.2022 17:34

          Гидроакустические буи, представляют собой элемент противолодочных средств и предназначены для разведки подводного пространства на предмет наличия подводных лодок в том числе.


  1. drWhy
    20.02.2022 13:42
    +6

    «При этом сверлили плитки ТЗ, которые состояли из мельчайших волокон кварцевого стекла, которое при попадании в лёгкие навсегда там остаётся. Да ещё и без респираторов (!!!!).»

    На 30:51 на видео присутствует ещё и суровая болгарка.

    Живописные мужики в труселях напомнили рассказ старшего коллеги, принимавшего участие в испытаниях эхолокатора. Из-за жары испытатели периодически погружались в воду, несмотря на запрет. На вопрос погранцов с подошедшего катера ответили — «Проверяем заглубление гидрофонов».

    Спасибо. Воспринимается материал сейчас как фантастика о параллельных мирах.


    1. Spym
      20.02.2022 19:01

      Из-за жары испытатели периодически погружались в воду, несмотря на запрет.

      Как был обоснован запрет?


      1. drWhy
        20.02.2022 19:21

        ЕМНИП военная база рядом. Собственно испытываемое оборудование и испытатели размещались на военном судне.


  1. Vaitek
    20.02.2022 14:34

    А какие новости современности? Что там с новым пилотируемым кораблём? Уже запутался как его называть.


    1. MadBambula
      21.02.2022 15:05

      Орлиная Федерация


      1. letadlo89
        21.02.2022 15:13
        +1

        Орлиный Федеративный Клипер


  1. michael108
    20.02.2022 23:36
    +7

    Съёмка наших действий по эвакуации БОР-4 с американского самолёта-разведчика

    Только прочитав статью понял, то снимали отнюдь не «наши действия по эвакуации БОР-4 с американского самолёта-разведчика» )))


  1. Moskus
    21.02.2022 01:00

    состоявшего из особо токсичных компонентов АТ+НДМГ

    Расшифрую для тех кто не в курсе, что АТ это тетраоксид азота, а НДМГ - диметилгидразин. Соответственно, упоминаемое дожигание топлива, сопровождавшееся оранжевым облаком - не совсем "дожигание", а его начальная стадия, сопровождающаяся распылением тетраоксида азота, потому что когда компоненты топлива реагируют полностью, оранжевый "дым" не образуется (см. видео старта Протона, например).

    Занятно также, что сейчас история, в каком-то смысле, повторяется, но уже с американским X-37B, про который тоже гадают, что это и зачем. Правда, он сам на полосу садится. Обслуживающему персоналу в химзащите, соответственно, бултыхаться в волнах не приходится.


    1. Stas911
      21.02.2022 02:51
      +2

      Про топлива есть веселая книга Джона Кларка "Зажигание! Неформальная история жидкого ракетного топлива". Почитав, понимаешь, что НДМГ еще цветочки по сравнению с тем, что вообще пробовали использовать.


      1. vorphalack
        21.02.2022 03:40
        +1

        один N-Stoff чего стоит, максимальной милоты субстанция…


    1. Moskus
      21.02.2022 04:37

      1. usa_habro_user
        21.02.2022 05:19
        +2

        К слову сказать, я не очень-то и удивлен, особенно, учитывая, кто это приписывает.

        Но, надо отдать должное (или не надо? Уж больно вранье легко развенчиваемое) "РИА Новости", они сами цитируют мнение специалиста, "пожелавшего остаться неизвестным" - и я его вполне понимаю:

        "В баллистике есть такое понятие, как запас характеристической скорости. Эта величина определяет способность корабля маневрировать и прямо зависит от запаса топлива. Чем он больше, тем выше маневренность. Для этого должно соблюдаться соответствующее соотношение размера баков к общей массе аппарата. На фото мини-шаттла X-37B я не вижу больших баков, а вижу тяжелый планер с крыльями и грузовым отсеком. Соответственно, возможностей по орбитальным маневрам у него немного — максимум выведение, незначительные межорбитальные переходы и спуск", — заявил РИА Новости сотрудник одного из ведущих предприятий "Роскосмоса", пожелавший остаться неназванным.


    1. AndreyAf
      21.02.2022 09:35

      несимметричный дмг


  1. Germanjon
    21.02.2022 09:32
    +3

    По технической разведке есть интересная книга О.Рыкова - "Чарли-чарли-браво", который как раз служил на таком судне.

    И есть байка, как в один из разов нужно было "отпугнуть" штатовский корабль радиоразведки (что-то там секретное должно было приводниться). В итоге - демонстративно на баке стали варить электросваркой какую-то конструкцию и под этим делом, системой РЭБ пожгли "глаза" и "уши" вражеской посудины.


  1. gbase
    21.02.2022 09:34
    +3

    Выбор в пользу шаттловской копии, вполне себе, предсказуем. Напоминает историю о том, как поссорились Игорь Васильевич с Петром Леонидовичем. У отца основателя ФизТеха была своя версия устройства, взамен, переданной Розенбергами сотоварищи, американской разработке.

    Осенью восьмидесятого, я служил на "Петропавловске", мы вместе с "Минском", несли боевую службу в Южно-Китайском море. В сентябре разбился палубный ЯК-38, пилот погиб. Вечером по-трансляции объявили, что Заслуженный лётчик-испытатель Олег Кононенко был зачислен в отряд космонавтов, т.е., после этого похода, он готовился летать на Буранах…