Иногда нам кажется, что будущее вот-вот должно наступить, но оно не наступает. Так и с беспилотными автомобилями — сотни автомобилей с инженерами уже 5 лет ездят по всему миру, и каждый год нам обещают, что вот-вот это выйдет за рамки эксперимента и начнутся массовые увольнения таксистов — но ничего не происходит. Но, как мы все видим, пока этого не происходит, и "беспилотные такси" продолжают ездить с инженерами, причем это происходит во всем мире.

Массовый беспилотный каршеринг при этом мог бы решить огромное количество проблем. Представьте себе — комфорт уровня такси; стоимость, сравнимую с каршерингом или ниже; улучшение экологической обстановки как за счет уменьшения выбросов, так и за счёт шеринга (что ведет к уменьшению затрат на производство); безопасность, полностью исключающую человеческий фактор. 

Однако при нынешних подходах к производству и проектированию беспилотных электромобилей остаются 3 серьезных препятствия, которые не будут преодолены в обозримом будущем (хотя многие уверены, что будут). Более того, человечеству и не нужно их преодолевать, а нужно кардинально менять подходы к проектированию транспортной системы будущего в целом. А теперь давайте посмотрим повнимательнее на эти проблемы и возможные способы их решения. 

Юридическая и моральная ответственность

Основная проблема напрямую связана с нашими страхами ко всему новому и неизвестному. При описании этой проблемы обычно вспоминают о моральной дилемме, но я бы описал проблема гораздо проще: никто не хочет нести юридическую ответственность за гипотетически возможную смерть от неправильной работы искусственного интеллекта. Ответ на вопрос “кто конкретно несет ответственность за некачественную работу софта в беспилотном автомобиле?” мы, возможно, не услышим вообще никогда. Но даже если представить, что это проблема решена, мы все равно не добьемся полной безопасности на городских улицах — только если запретить пешеходам и особенно детям — выходить из дома. 

Единственным качественным решением данной проблемы является ограничение скорости. Да, да, именно ограничение скорости до приблизительно 30 км/ч — до такой скорости, на которой, даже если у автомобиля откажут тормоза, он не сможет нанести существенного вреда человеку в большинстве случаев. Такое ограничение - особенно если оно будет действовать вообще для всех автомобилей на городских улицах - снимает большинство страхов и предубеждений, и создает условия для действительно безопасного движения. Оно же делает автомобиль гораздо более комфортным для окружающих - на улицах с таким ограничением даже находится приятнее. Цифра в 30 км/ч достаточно условна — для вычисления более точных данных нужны исследования как технических возможностей, так и психологии человека.

В центрах многих европейских городов уже действует такое ограничение в 30 км/ч, и они могли бы стать отличной площадкой для массового запуска беспилотного электрокаршеринга. Однако оно же серьезно ограничивает расстояние поездки — за комфортные 40 минут с учетом светофоров можно преодолеть в лучшем примерно 15 км. На первый взгляд, это немного (примерно радиус Москвы в пределах МКАДа), но и поездки на такси и каршеринге осуществляются в основном короткие. По данным Яндекс.Драйва — медианная длина пути, который машина проделывает за одну поездку, составляет 6 км в будни и 8 км в выходные. Фактически беспилотный каршеринг в будущем в первую очередь должен взять на себя функцию “последней мили”, причем это даже не миля, а хорошие такие 5-10 миль. И именно в этом сегменте он значительно выигрывает у любых конкурентов, вроде общественного транспорта. 

Аккумуляторы

Основная проблема электромобилей, в том числе, беспилотных — это аккумуляторы, а также, время и место зарядки. В случае применения беспилотных технологий автомобиль сам может найти место и время для зарядки — так что эту проблему можно считать решенной. 

Аккумуляторы, несмотря на усилия большого количества исследовательских центров, отлично работают в телефонах и электросамокатах, но удовлетворить потребности автомобильной промышленности на данный невозможно — совокупная емкость производимых аккумуляторов должна быть увеличена в сотни раз, тогда как ресурсы для их производства на сегодняшний так или иначе ограничены. Ситуация с аккумуляторами во многом напоминает термоядерная энергетику — еще недавно казалось, что это решит все проблемы, но, к примеру стройка ITER до сих пор не завершена, хотя изначально планировали завершить её в 2016. 

Единственное решение, позволяющее сделать электромобиль доступным и экологичным — сокращение веса автомобиля и дистанции, которую автомобиль может проехать без зарядки. Если мы принимаем как наше основное ограничение — это ограничение скорости в 30 км/ч — соответственно, и дистанция поездки между зарядками может быть не более 60-80 км/ч, что в несколько раз меньше, чем у современных электромобилей. Конечно, специально для беспилотного каршеринга можно и делать электромобили с уменьшенным весом (например, с 2 пассажирскими местами), что еще сделает аккумуляторы для них еще более доступными. 

Физическая активность

При масштабном использовании беспилотного транспорта, и вообще массовой роботизации человек определенно будет испытывать определенный дефицит физической активности, что будет негативно сказываться на его здоровье. Если в обычном автомобиле водитель делает хоть что-то руками и ногами, то в беспилотном варианте он будет окончательно этого лишен. Это проблема общества, а не бизнеса, но тем не менее, с развитием требований по ESG, бизнесу тоже придется учитывать этот аспект. Возможное решение проблемы — установка в предлагаемый аппарат велотренажера и тренажера для рук с электрогенератора — ведь так можно сократить емкость аккумулятора еще на 5-10 процентов. Умеренная физическая активность во время поездки положительно скажется на здоровье, и для многих психологически поездка более короткой (вспоминаем про наше ограничение в 30 км/ч).

Каким же, по моему мнению, должен быть основной транспорт будущего? Беспилотный веломобиль с электромотором. Или электрокар с велотренажером. Компактный, из композитных материалов, с ограничением скорости в 30 км/ч. 

Ещё у меня есть идеи, какой вообще должна быть транспортная система будущего — с нулевой смертностью на дорогах и одинаковым удобством для всех. И на самом деле, это не будущее, а уже настоящее, так как все технологии для ее создания уже освоены человеком. Но об этом в другой раз — и только если этот пост наберет значительное число комментариев.

Комментарии (9)


  1. Radiohead72
    24.02.2022 17:33

    Вообще, Яндекс обещал запустить беспилотное такси в Ясенево в конце прошлого года. Даже на тестирование приглашал народ. Но что-то пока не видно...


    1. chernish2
      24.02.2022 22:55
      +3

      Да они там уже целый год катаются


  1. kinjalik
    24.02.2022 19:53
    +9

    Ирония: наткнулся на эту статью, сидя в беспилотном такси



  1. semibiotic
    24.02.2022 19:53
    +7

    Непонятно, зачем в описание и без того сложной проблемы беспилотного транспорта искуственно добавили проблему электромобилей. Задача беспилотного транспорта per se никак не связана с электротранспортом, и ее проблемы стоят особняком от проблем электротранспорта.

    Я вижу в беспилотном транспорте три дополнительные неподъемные проблемы:

    1. Сложность и дороговизна необходимого аппаратного обеспечения, обеспечение его сохранности и обслуживания. Такси с людьми обходятся дешевле, особенно, когда заботой онлайн-агрегаторов, это рабский труд. В этом свете забавно выглядят инициативы Яндекса.

    2. Сложность ПО для соблюдения ПДД (их, на наших дорогах, часто и людям соблюдать сложно) - сканирование знаков и разметки в любое время дня и года (что можно решить актуальной БД дорожных условий, но лишь частично).

    3. Сложность ПО для вождения в потоке другого (неавтоматического) транспорта, с самокатами, пешеходами и другими помехами, в глухих пробках и т.п.


    1. Wolframium13
      25.02.2022 10:16

      Согласен, беспилотниками могут быть и ДВС.


  1. YNK
    25.02.2022 16:12

    Есть ещё одно решение, снимающее многие проблемы, специально выделенные дороги для движения такси-роверов. Такие решения уже есть для промышленных карьерных дорог, там роверы-грузовозы скоро станут обыденностью. Почти ничем карьерная дорога не отличается от грунтовой проселочной, единственно строят их по стандартным строительным правилам для промышленного транспорта с тщательным обустройством обочин, съездов, примыканий, ограждения.


    1. BugM
      25.02.2022 16:38

      Только вот в городах такие дороги строить негде. Нужна дорога буквально к каждому дому. Такси до остановки нейпойми где не нужно.

      А за городом слишком дорого новые трассы везде прокладывать.


  1. Alex2962185
    26.02.2022 07:56

    У нас в СПБ зимой роботы доставщики в сугробах стоят, а такси просто застрянет)