Кредиты — это плохо или хорошо? Зависит от их выплаты. Выплаченный кредит показывает, что, скорее всего, воспользовавшимся кредитом организации или человеку он был нужен по делу и всё пошло по плану. В таких случаях кредиты полезны. Проблемным же кредит делает ошибка в его выдаче. На этом основан скоринг. Скоринг — это система оценки заемщика, с помощью которой банки и микрофинансовые организации могут предсказать, насколько аккуратно человек будет выплачивать кредит. Считается, что люди с похожими привычками примерно одинаково обращаются с финансами. Поэтому банки и МФО сравнивают потенциальных заемщиков с другими людьми, которые уже брали похожие кредиты. Они строят скоринговые модели, в которых платежеспособность человека оценивает компьютерный алгоритм.

Ошибки скоринга могут дорого обойтись не только кредиторам и заёмщикам, но и экономике в целом. Мировой финансовый кризис 2008 года был целиком основан на «пузыре плохих кредитов», когда американские банки безответственно выдавали ипотечные кредиты людям, которые не могли по ним рассчитаться — и, когда пузырь плохих долгов лопнул, то последствиями накрыло не только американскую, но и всю мировую экономику.

Обычно банки и МФО используют одновременно несколько скоринговых систем — для разных категорий заемщиков или видов кредитов. Каждая характеристика заемщика оценивается в баллах. Например, по параметру «стаж на нынешнем месте работы» человек на испытательном сроке получит меньше баллов, чем давний сотрудник. Исходя из этого, выстраиваются скоринговые карты, на основе которых определяются значения скоринг-баллов.

Вот простой пример такой карты:



Самый важный ресурс при скоринге — кредитная история. Чем больше информации банк или МФО получает из кредитной истории, тем точнее предсказание и тем больше шанс, что добросовестный заемщик получит кредит на выгодных условиях, а ненадежному клиенту откажут.

На что смотрят кредиторы при скоринге:

  • сколько сейчас у человека кредитов и займов;
  • если у заемщика были просрочки, то как часто и на сколько он опаздывал с внесением денег. Задержка с выплатой на пару дней или на пару месяцев по-разному отразится на скоринговом балле;
  • брал ли человек займы в МФО. Этот параметр важен для банков. Дело в том, что в микрофинансовых организациях клиенты обычно проходят менее строгую проверку, чем в банках. Если заемщик часто обращается в МФО, банк может заподозрить, что человеку есть что скрывать. Это понизит скоринговый балл;
  • какую сумму кредитов заемщик выплатил без просрочек. При этом каждый банк или МФО сами определяют, какой период для них важен. Кто-то изучает данные только за последний год, а кто-то — за все время существования у человека кредитной истории. Информация о кредитах заемщика должна храниться в бюро кредитных историй (БКИ) в течение 10 лет с момента последнего обновления кредитной истории;
  • часто ли человек получал отказы других кредиторов.

Скоринг как пряник


Скоринг в кредитовании может использоваться не только как кнут. У скоринга есть два основных применения:

  • первое, более очевидное — отсечение ненадёжных заёмщиков, позволяющие избегать выдачи кредитов, которые станут проблемой не только для кредитора, но и для самого заёмщика.
  • С другой стороны, грамотно рассчитанный скоринг позволяет предлагать надёжным заёмщикам скидки, которые себя окупят для кредитора и сделают кредит менее обременительным для заёмщика.

Впрочем, скидки при займах — инструмент, которым бизнесам следует пользоваться с осторожностью. Как пишет Cnews, цитируя эксперта рынка, «значение скидок переоценено: они могут съедать до 30 — 40% маржинальности бизнеса, но при этом плохо работать. Это инструмент, которым важно уметь пользоваться: правильно выстроенная система скидок увеличивает приток заемщиков, не снижая их качества».

Один из примеров позитивного скоринга, направленного не только на отсечение ненадёжных заёмщиков, но и поощрение надёжных — технология Propensity Scoring. Программа основана на анализе больших данных и присваивает заемщику специальный балл, который оценивает его склонность к возвращению в сервис и на его основе назначает клиенту скидку, которая варьируются от 3% до 75%. В основе сервиса лежит эффективная персонализация предложения. Система анализирует множество параметров, включая данные кредитной истории, поведение заемщика на сайте и пр. В результате внедрения новой системы доля возвращенных средств к величине кредита выросла на 3,2%, а количество повторных клиентов — на 27%.

Как улучшить свой скоринг


Самое очевидное — не допускать просрочек. Просрочки испортят кредитную историю, а она имеет самый большой вес при расчете скорингового балла.

Существуют способы повысить скоринговый балл даже за короткое время. Не имеет смысла ходить в дорогие магазины или выкладывать в соцсети фотографии с роскошными машинами только для того, чтобы произвести на банк впечатление состоятельного клиента. Все равно нельзя быть уверенным, что банк обращает внимание именно на эти характеристики. Необходимо изменить в лучшую сторону то, что по силам изменить:

  • Заключить брак, который длительное время считался гражданским.
  • Стоит погасить текущие задолженности по кредитам.
  • Помониторить базы данных ФНС и ФССП по факту наличия долгов и исполнительных производств
  • Внести деньги на кредитные карты, чтобы долг не превышал 30 процентов от лимита.
  • Открыть депозитный счет.
  • Получить повышение по службе, даже если это не предусматривает повышение заработка.

Состояние своей кредитной истории стоит регулярно проверять, даже если вы всегда вовремя вносите платежи. Так вы будете уверены, что вся информация отражена корректно. Иногда банки забывают отправлять в бюро кредитных историй сведения о том, что долг выплачен, и в кредитной истории появляется просрочка. В таком случае нужно сразу же написать заявление в БКИ, чтобы исправить ошибку. Кредитную историю можно запросить бесплатно два раза в год.

Комментарии (8)


  1. Zeiram2
    15.03.2022 08:26

    Кредитный скоринг такое себе... тебя считают по твоим тратам, и пользованию кредитными линиями - это путь к порабощению. Это кратко, и без соплей.
    Что бы вам не обещали - это ложь.


    1. yukon39
      15.03.2022 09:42
      +4

      Если я правильно помню процесс — то это вы приходите в банк чтобы взять в пользование его деньги, вполне логично, что банк оценивает можно ли вам давать деньги, и на каких условиях. В чем тут порабощение?

      Про ложь вообще непонятно. Обещали выдать денег — и не выдали? 0-0


      1. shaggyone
        15.03.2022 13:34

        Собственно проблема с ним только одна, на практике (по личным наблюдениям) какой бы высокий скор у потенциального заёмщика ни был, вопрос предоставления кредита и том, какая будет ставка, принимает банк руководствуясь чьей то левой пяткой.

        Из того что пришло в голову:
        1. Для людей не бравших кредиты открытием оказывается, что это гарантирует не самую лучшую кредитную историю (что, в общем то, нормально, т.к. с обычной репутацией так же работает, с другой стороны, к чему тогда все эти разговоры про анализ трат).
        2. Для, помню, меня было открытием, что попытка проанализировать возможные предложения на рынке влияет на скор. Т.е. видишь рекламу обещающую кучу денег под условные "от 3% годовых", оставляешь заявку, получаешь предложение 20%, идёшь в другой банк, с "от 4% годовых", история повторяется, далее третий, четвёртый. И БКИ в отчёте показывает, что "не самый надёжный заёмщик" после чего очередной банк в кредите тупо отказывает.

        По мне это чем то похоже на 2004-й год, когда формула расчёта платежа считалась коммерческой тайной. Сейчас формула доступна всем желающим и при желании можно свой калькулятор для сверки расчётов написать.

        Очень бы хотелось, чтобы формулы расчёта скоринга были открытые (аналогично формулы, используемые страховыми компаниями) и предложения банков таки были офертой.


  1. QviNSteN
    15.03.2022 11:09

    Мне всегда было интересно. Баллы за пол?) с чего женщины отдают кредиты лучше? Мне кажется, в западных странах за такой расклад компании был бы конец репутации.


    1. LeJay Автор
      15.03.2022 11:16

      В финансовой сфере это не работает. Если бы плохой репутацией можно было бы убить современный финансовый институт, половины крупнейших банков мира бы не существовало, потому что у каждого имеется ангар скелетов, торчащих наружу: всевозможные нарушения, в самых тяжёлых случаях ведущие к таким последствиям, как финансовый кризис 2008 года, соучастие в разных схемах по отмыванию денег разных масштабов и так далее. Нет ни одного, наверное, «уважаемого» западного банка «с репутацией», с которым не было бы связано какое-нибудь расследование по отмыванию, например. А те, что есть — ещё не попались. И ничего, живут. При капитализме деньги бьют этику.


    1. SergeyMax
      15.03.2022 12:29
      +2

      с чего женщины отдают кредиты лучше?

      Ни с чего, просто статистика.


    1. Sancho_SP
      16.03.2022 09:55

      Они их не отдают лучше, а чаще берут на всякую чушь и под больший процент. А это маржа банка и все такое)


    1. mihteh
      17.03.2022 17:33

      Я по работе каждый день сталкиваюсь со скорингом и большими объемами данных по платежной дисциплине. Да, статистически женщины отдают лучше на несколько процентных пунктов, при этом если рассматривать возраст 18-24 разница получается аж на 5-7 п.п., что сильно влияет на итоговую маржинальность. Разница в группе от 30 лет и старше составляет 2-3 п.п. что на объемах тоже обязательно нужно учитывать.