Всем привет.

Хочу поделиться историей своего переезда в Берлин на роль site reliability engineer в ковидную эпоху. Дальше я расскажу свои мысли и опыт от принятия решения по поиску работы до переезда в Берлин.

Причины

Начало 2021 года было не совсем радостным, ковид продолжался, рубль обесценивался, все дорожало, нужно в очередной раз просить повысить зп чтобы не откатиться в реальных доходах, в России во время и после митингов били людей и сажали в СИЗО. В Санкт-Петербурге, где я жил, многое стало меня сильно огорчать и раздражать. В этот момент я по настоящему серьезно задумался о том, что было бы неплохо попытаться поработать и пожить где-то за пределами РФ. До этого момента я тоже подумывал о переезде, но меня останавливали мысли о моих навыках английского и что это все жутко сложно.

Английский

В марте я нашел нескольких преподавателей на italki и стал заниматься по 3-6 часов в неделю. Мой уровень был где-то на pre-intermediate. Но разговорный навык был еще хуже и разговаривал я с трудом. Результат от занятий был неплохой, я стал хорошо строить предложения и уверенно говорить. Но надолго меня не хватило и в начале лета я подзабил на все, прекратил занятия и пытался отдохнуть. В августе я возобновил занятия с уклоном в разговорную практику. К середине-концу сентября я решил, что я смогу что-то наболтать о себе и надо бы попробовать походить на настоящие собеседования и посмотреть как там оно.

Мои исходные данные

Мне 28 лет на момент переезда. Супруге было 26. У меня есть диплом бакалавра по направлению "Прикладная информатика". Я работал на позициях системного администратора, DevOps, SRE в крупных компаниях РФ. У меня был большой опыт в инфраструктуре и построении разных по размеру и сложности систем. Их траблшутинге, мониторинге и различных улучшения и т.п. Я знаю go, python - делал различные сервисы на этих языках (cli, api, web-view, пилил различные фичи в форки opensource проектов облегчающие внутреннюю эксплуатацию). И могу немного в js, например сделать более-менее красивую и удобную форму или админку.

Немецкий язык я не знал, кроме фраз из фильмов о 2-ой мировой войне и счета от 1 до 11. Конкретно про Германию мы не думали. Обсудив планы с женой, мы решили попробовать перебраться в Нидерланды (high skilled migrant) или Германию (blue card). Мы были в этих странах, немного представляли а жизни в них. Также в этих странах относительно простые миграционные правила.

Поиск работы

Я хотел пойти на позицию SRE или инженера связанного с инфраструктурой и платформой. Также поглядывал в сторону DevOps - позиций, но часто я не был уверен насчет соответствия моих и требуемых навыков. Также из-за специфики российского рынка (хотя сейчас уже многие компании используют инфраструктуру облачных провайдеров) у меня много опыта в построении инфраструктуры и приватных облаков на своем железе.

В публичных облаках навыков у меня особо нет, не считая каких-то мелких проектов для обучения или пет-проектов в aws/gke и построении инфры для мелкого сервиса в одном из публичных облаков от российских провайдеров.

В Европе же на кучу позиций SRE/DevOps требовался опыт в aws/gke/azure в несколько лет. В меньшем количестве позиций опыт с публичным не требовался или подходил навык работы с аналогами публичных облаков.

Для поиска вакансий я использовал stackoverflow(уже закрылся), linkedin, xing и сайты понравившихся мне компаний. По моему опыту, можно откликаться на немецко-язычные позиции и получить приглашение на собеседование. Но скорее всего будет отказ, мне ответили только 2/5 компаний.

Для начала я решил отправить пару откликов на позиции чисто для тренировки, нашел несколько подходящих вакансий в Нидерландах и Германии и отправил резюме + сопроводительное.

Первые собеседования

Спустя несколько дней получил один отказ и 2 приглашения. Я обрадовался и испугался, так как было очень страшно общаться на английском с кем-то от кого зависит твое приглашение на следующие этапы. Еще я представлял, что у всех будет просто идеальный английский. Но это было мое заблуждение. Еще одно переживание было о том, что могу попасть на кого-то с жутким акцентом, но мне повезло с этим и не пришлось смотреть видео про разницу веб и апликейшн серверов для тренировки навыка распознавания акцентов.

И вот 1-ое интервью, я жутко нервничал и переживал перед ним. Но когда мы начали общаться, то я немного расслабился, так как у интервьюера был вполне понятный английский. Но я все равно нервничал достаточно, чтобы ошибаться, путаться и делать ошибки. На следующий день получил фидбек с отказом, что у меня недостаточно навыков коммуникации и бизнес мышления для их компании, что меня расстроило, особенно часть про коммуникацию.

Перед 2-ым интервью на меня стал давить еще и фидбек от первого и я переживал насчет английского. Но все прошло хорошо, мы мило пообщались. Выяснив детали и требования работы в компании, и обсудив мои скиллы, мы решили, что это не совсем то, кого они ищут и что я хочу. На следующих собеседованиях все стало спокойнее и проще для меня и я уже не так переживал.

Собеседования продолжаются


Я начал искать интересные продуктовые компании в Германии и Нидерландах, также фильтровал позиции по требованиям об опыте работы в публичных облаках. Таких вакансий было не очень много, но достаточно. Я составил шаблон сопроводительного, который бы подходил на 95% позиций и стал рассылать везде и всюду.

Также ко мне приходили люди в LinkedIn и Xing, но релевантных предложений было около половины. Остальная половина рекрутеров c релевантными предложениями узнав, что я в России и мне нужно делать визу, часто отвечала, что нужен кто-то уже с необходимыми документами. На Xing в основном мне предлагали позиции с обязательным знанием немецкого языка. В итоге только около 20% от всех написавших мне были готовы пообщаться.

После массовой рассылки резюме, мне начали приходить отказы и приглашения. Часть компании вообще не отвечала долгое время. От 2-х компаний в Нидерландах я получил приглашение на 1-ый собес больше чем через месяц, когда уже принял оффер.

После 3-4 интервью, я стал чувствовать себя достаточно уверенно и мог почти без проблем рассказать про себя, свой опыт и обсудить что-то.

Про уровень английского у собеседующих, в целом у всех был up-intermediate и выше. Было несколько нейтивов, но проблем особо не возникло. Если у вас уровень intermediate+ , то смело можно идти.
Для меня статистика по откликам/собеседованиям получилась какая-то такая:

  • 40% - приглашения

  • 40% - отказы

  • 20% - нет ответа или очень долгий ответ.

Процесс собеседований

В большинстве компаний процесс интервью похожий. У меня спрашивали похожие типы вопросов. По типам интервью почти везде у меня было примерно так:

  1. Скрининг интервью с hr

  2. 2-3 технических собеседования и иногда общение с командой в которую открыта позиция

  3. Собеседование с head of infra или кем-то, кто понимает в бизнесе

  4. Если все ок, то встреча и обсуждение условий оффера.

Но в основном я отправлял отклики в не очень большие, по российским меркам, компании - 100-500 человек. В крупных компаниях все может быть иначе.

Распишу подробнее про каждый этап:

Скрининг - тут все стандартно. "Tell me about yourself" и вопросы про опыт, твои цели, что ищешь, что нравится в вакансии, компании и т.п. У меня ни разу не спросили вопрос про "твои сильные/слабые стороны". Хотя я читал много отзывов, что часто спрашивают этот вопрос. Ничего сложно в целом.

Технические интервью - обычно структура этого этапа была примерно такой:

  1. Вопросы про технологии на текущем проекте. Что использовал, как и зачем, какие проблемы решил. Интервьюеры хотят получить ответ с техническими деталями и задают дополнительные вопросы по ним.

  2. Вопросы про технологии из резюме или достижения. Если написал про какую-то свою разработку или улучшение, то надо быть готовым рассказать и ответить на вопросы об этом. О достижениях обычно хотят услышать про то, что было до, что сделал, что стало после.

  3. Теоретические вопросы. У меня спрашивали про Linux, сеть, программирование и разные технологии из моего резюме. Хороший список вопросов по разным топикам есть в этом репо.

  4. Вопросы по стеку технологий используемых в компании. Тут обычно спрашивали про технологии и задачи, которые были указаны в описании вакансии. Как правило мои знания и требования пересекались, так что проблем не возникало.
    Еще можно попробовать поискать доклады или технические статьи от компании, куда вас пригласили. Можно поискать также какие-либо доклады или выступления от людей, которые будет вас собеседовать. Обычно в приглашениях на созвон есть имена. Часто можно найти что-то интересное, что может помочь лучше ответить на все вопросы.

  5. Какие-либо задачи.
    5.1. Кодинг. Просили написать что-то простенькое на python/go или ansible/salt/puppet (небольшой сценарий для ansible/salt/puppet; дернуть что-то из api и подсчитать результат; прочитать данные и отправить/записать их в другое место). Я бы не отнес это к прямо к типичным кодинг интервью, так как задачи были на 10-15 минут плюс около 5 минут обсуждение. Просто смотрели действительно ли я могу в то, что написал в резюме. Алгоритмических задач у меня почти не спрашивали.
    5.2. Вопросы про system design, процессы и тп. Просили спроектировать отдельный кусок или полную архитектуру сервиса. Или рассказать как бы я настроил мониторинг какого-либо сервиса или построил пайплайн.
    5.3) Решение или поиск проблемы (в консоли, grafana/prometheus, k8s). Озвучивают проблему и дают доступ куда-либо(ssh/grafana/k8s cluster). Нужно что-то потыкать, поглядеть и починить. Или понять когда проблема началась и из-за чего могла возникнуть и предложить пути решения.

Собеседование с head of infra - меня спрашивали про мотивацию, причины поиска работы, цели, чем я хочу заниматься и т.п. Еще могут спросить пару базовых технических вопросов. Также много где еще интересуются про опыт работы в мультикультурных командах, узнают про твое отношение к разным национальностям и ориентациям.

История одного проваленного собеседования

Я также подавался на SRE в одну большую и известную компанию. Там 1-ый раунд - это пара достаточно простых задач на алгоритмы и несколько траблшутинг задач в консоли. Если прошел, то приглашение на разговор с hr. И если все друг другу понравились, то следом идет алгоритмическая часть. После задачек из 1-ой части, я был уверен, что смогу решить и эти. Но я очень сильно ошибался...
В итоге решил только одну из 2-х задач, но и и то это был неэффективный способ и совсем не то, что хотели увидеть. Так что навык leetcode-а весьма полезен.
Потом вроде бы должны были быть систем дизайн и поведенческое интервью. Но на них я не попал.

Результаты собеседований и оффер

В итоге я получил приглашение где-то на 10 интервью, отправив 20-25 откликов. В итоге получил 2 оффера. На один из этих офферов я очень рассчитывал и принял его в итоге. Плюс я был еще в процессе интервью в еще одну компанию, но после оффера решил не продолжать о чем и сообщил им.

Про другой оффер - он был плюс-минус хороший, но мне не очень нравилась компания и отзывы про большое количество бюрократии в ней.

Про SRE зарплаты в Берлине - в среднем на интервью я слышал про цифры в диапазоне 65-75к для уровня middle. Вероятно, что можно найти и условия лучше, особенно в крупных компаниях. В 2-х компаниях расположенных в западной и юго-западной части Германии мне озвучивали цифры вокруг 60-65к.

Также рекомендую воспользоваться калькулятором зарплат чтобы подсчитать сколько останется на руки. Возможно между неприятной с высокой з/п и приятной с более низкой з/п компаниями будет не такая уж большая разница в деньгах. И возникает вопрос, а стоит ли тратить больше своих ресурсов.

На весь процесс от первого собеседования до подписания оффера у меня ушло чуть меньше полутора месяцев.

И вот когда оффер подписан и можно открывать сайт консульства и пытаться записать себя и супругу на ближайшее время, когда по плану должны быть готовы все документы и переводы и начинать активно продавать вещи.

Немного про зарплаты

Если находится уже в Германии, то рынок доступных позиций и их компенсаций возрастает

Blue card и документы

PS. С началом войны вероятно некоторая информация про визу и документы могла устареть.

Лучший и простейший вариант - это получить Blue Card. Но нужно выполнить 3 условия:


1. Высшее образование по специальности, которое признается в Германии. Тут может пригодится наш диплом, не только же его под селедку подкладывать. Топаем на anabin в раздел institutionen->Suchen и ищем свой университет. Если у него рейтинг H+ или H+/- , тогда повезло и нужно распечатать страницу с информацией об университете. Если университета нет или рейтинг не соответствует требованиям, тогда нужно пройти признание диплома через ZAB. Стоит это около 200 евро и занимает недели 2+ если на руках есть контракт (подробности лучше поискать в интернете).

Затем нужно найти свою специальность в списке на странице университета и тоже распечатать страницу с информацией о специальности. Нужно будет приложить эти распечатки к списку документов на визу.

Если специальности нет в списке университета, тогда стоит поискать ее в разделе hochschulabschluesse на anabin. Нашли там? Тогда печатаем и все хорошо. Если нет - то читаем про признание диплома через ZAB.


2. Рабочий контракт по профилю. У нас уже есть.


3. Хорошая годовая зп. У нас тоже должна быть. Для IT это 43.992 евро на декабрь 2021.

Из плюсов Blue Card - ваш партнер не должен подтверждать навык немецкого языка и может работать кем угодно в Германии.

Компания предоставила мне услуги релокейт агентства, которые могут помочь с подготовкой документов (но можно и самому без проблем найти список необходимого), могут проверить документы и подсказать как лучше сделать, пообщаться с государственными конторами в случае необходимости. Также из их плюсов - это простая запись в Ausländerbehörde (Ведомство по делам иностранцев).

Под требования я подошел без проблем. Осталось сделать перевод диплома и свидетельства о браке на немецкий (в Санкт-Петербурге это стоило около 4к). Также на свидетельстве о браке должен стоять апостиль, и лучше подумать про это и сделать до оффера, так как занимает 1+ неделю.

Список необходимых документов для рабочей визы и визы для воссоединения семьи можно найти на сайте посольства. Ничего сложно нет.

Кстати, сейчас посольства Германии принимают копии рабочего контракта и других документов от работодателя, так что не нужно ждать доставки оригиналов по почте.

По срокам - визы сделали быстро. Я отнес документы в четверг - в понедельник виза была готова. Супруга отнесла в понедельник - в пятницу забрала визу. Вот и все, можно покупать билеты.

Медицинская страховка

Страховка в Германии обязательна. При подаче заявления на визу требуется предоставить incoming insurance, которую нужно покупать за деньги. Но если есть 2-3 недели до похода в посольство, то можно удаленно оформить постоянную страховку. Я оформил государственную страховку в TK посредством заполнения формы на их сайте. Спустя где-то 10 дней, я получил подтверждение которое распечатал и приложил к пакету документов на визу. В моем случае дата въезда в страну и дата начала действия страховки совпадали. Таким образом incoming insurance мне не потребовалась. И когда я вышел на работу, то там меня уже ждала карточка страхования.

Если ваш партнер не работает, то его можно вписать в вашу страховку. Также в страховку можно добавить детей. Для этого необходимо было заполнить еще одну форму и подписать ее, приложить свидетельство о браке и отправить все это через e-mail. Получение подтверждения заняло также около 10 дней.

Помимо государственной есть еще и частная страховка, которая покрывает больше рисков(частично стоматологию), но с возрастом и количеством болячек она будет дороже.

Поиск временного жилья

Пришло время озаботиться поиском и арендой жилья на первое время. Ибо постоянное ну очень снять сложно даже когда находишься уже в Берлине. Удаленно сделать это не реально. Для поиска я использовал wunderflats.com и www.wg-gesucht.de. На 1-ом больше предложений от компаний по недвижимости, на 2-ом предложения в основном от владельцев, которые уезжают на пару месяцев и могут оставить вам жилье. Но рынок по аренде жилья у владельцев полулегальный, часто многие не хотят платить налоги, поэтому могут предложить вам какую-то не совсем стандартную схему передачи денег. Но нужно быть осторожным и внимательным, все хорошо проверять и не нарваться на мошенников. Нормально просить документы, прежде чем что-то подписывать или переводить.

Также что важно во временном жилье - это возможность зарегистрироваться в нем (anmeldung) и возможность повесить листочек со своей фамилией на почтовый ящик. Не все владельцы позволяют это сделать.

Мы нашли жилье через wg-gesucht на 3 месяца. В целом это было не очень сложно, единственно что - это нужно понравиться владельцу в процессе интервью, чтоб случился мэтч и владелец был готов оставить вам жилье на время своего отсутствия.

Переезд в Берлин

И вот наступил момент, когда вещи проданы, квартира арендована, билет куплен и почти пора выдвигаться.

И вот мы прилетели, здравствуй Берлин. Но на границе нас ждала здоровенная 2-x часовая очередь из желающих въехать, которая продвигалась жутко медленно.

На этом мой рассказ подходит к концу. О первых шагах на месте было рассказано достаточно много в других статьях, но возможно позднее я тоже распишу свой опыт.

Все спасибо за чтение.

Комментарии (19)


  1. scruff
    04.05.2022 09:15
    +3

    За репозиторий вопросов просто ОГРОМЕННОЕ СПАСИБО. Да еще и с ответами!!! Как вы смотрите на то, чтобы поделиться ответами со скринига и тех. интервью, текстом сопроводительного (есди конечно это не NDA)? Думаю многим было бы интересно.


    1. Shturmeo
      04.05.2022 09:30
      +1

      Присоединюсь и отдельное спасибо за anabin.


      1. Earthsea
        04.05.2022 13:16

        Поржал, увидев там вот это:

        Свой университет кстати нашел, и рейтинг H+. А вот специальность не нашел. То есть по сути нашел, но написано совсем не так как в дипломе.


        1. deadlynch
          05.05.2022 11:20

          Ищите специальность отдельно. Она не обязательно должна быть связана с университетом. Самое главное, чтоб переводчик использовал название учебного заведения и специальности из базы анабин. Я на всякий распечатки из анабин прикладывал. Вопросов не возникло.


          1. Earthsea
            05.05.2022 12:22

            Ищите специальность отдельно. Она не обязательно должна быть связана с университетом.

            Во как. А я именно в списке, связанном с универом искал.

            Нашел именно свою, и она немного тоже не совпадает. Вместо автоматики написано автоматизация, и еще в одном месте тоже неточность.


            1. Excitetic Автор
              05.05.2022 13:23

              Я вроде писал в статье, что достаточно чтобы специальность была известна ZAB - "Если специальности нет в списке университета, тогда стоит поискать ее в разделе hochschulabschluesse на anabin"

              Вот ссылка на список специальностей


    1. Excitetic Автор
      04.05.2022 12:04
      +2


      Сопроводительное у меня было какое-то такое.

         Hello!
        My name is Vasya and I’m from Russia.
       
         SRE position at НазаваниеКомапании seems gripping for me because I
      have been working with DB/WEB/K8S/etc(вставить нужные технологии из описания вакансии)
      for almost 20 years at ТекущаяКомания (описать чем занимается,
      например russian google search(yandex)) and I like it. 
        I am glad to meet new challenges, new problems that need solving 
      and new opportunities.
        I’m an infrastructure engineer with 100+ years experience in 
      the biggest Russian companies, for example, web services (the greatest 
      web portal in Russia example.com), storages (drive.russia.com) and smth(добавить 
      при необходимости). You can find more details about me in my CV.
        Thank you in advance and hope for your feedback.
      

      По вопросам со скрининга и тех. интервью:

      На скрининге обычно были такие вопросы:

      1. Tell me a little about yourself

      2. Рассказать о текущей и прошлых ролях

      3. Почему уходишь и хочешь переехать ?

      4. Чем понравилась наша компания и роль ?

      5. Сколько денег хочешь ?

      6. Пару раз спросили про мотивацию/демотивацию в работе.

      Про технические:
      Как я писал в статье, все технические интервью зависели от того, что было написано в вакансии и моем резюме. Сложно написать вопросы и ответы, так как думаю, что в зависимости резюме соискателя будут меняться вопросы.


  1. ALexhha
    04.05.2022 11:46

    Просили написать что-то простенькое на python/go или ansible/salt/puppet
    (небольшой сценарий для ansible/salt/puppet; дернуть что-то из api и
    подсчитать результат; прочитать данные и отправить/записать их в другое
    место).

    написать ansible playbook на листе бумаги или таки давали реальное окружение ? Если на листе бумаги, то можно ли было пользоваться подсказкой ? Я например не помню на память все параметры того же uri модуля в ansible


    1. Excitetic Автор
      04.05.2022 12:15
      +1

      Для ansible в большинстве случаев был какой-нибудь онлайн редактор с поддержкой yaml синтаксиса. На нескольких интервью давай доступ на хост, где было несколько плейбуков. Нужно было поправить роль, дописать немного и применить это все на нужную группу.

      Я пару раз спрашивал насчет поглядеть в документацию ansible и интервьюеры не были против.

      И если что, то `дернуть что-то из api и
      подсчитать результат; прочитать данные и отправить/записать их в другое
      место`
      относятся к задачам на написание кода на go/python. Все задачи были в онлайн редакторах


    1. hitpoint
      04.05.2022 16:41

      Исходя из контекста собеседование проходило онлайн, так что уж точно не лист бумаги.


  1. amelekhin
    04.05.2022 12:01

    По срокам - визы сделали быстро. Я отнес документы в четверг - в понедельник виза была готова. Супруга отнесла в понедельник - в пятницу забрала визу.

    Видимо, не всем так везёт. Подали с супругой заявление в VisaMetric (Москва) 21.04, до сих пор ждём. До вылета осталось несколько дней, визы до сих пор нет. Завтра возвращаемся в Москву, чтобы "забрать" визу, несмотря на то, что никакой информации нет.


    1. ivegner
      04.05.2022 13:08

      VisaMetric — это не про туристическую визу ли? В статье речь про визу для получения голубой карты, и она делается только напрямую в посольстве/консульстве, никаких визовых центров, по моей информации.


      1. amelekhin
        04.05.2022 13:13

        Нет, VisaMetric - эксклюзивный партнер посольства Германии в Москве. У посольства на сайте так написано и там нет способа записаться в само посольство.

        Пожалуйста, ориентируйтесь, исключительно на информацию германских зарубежных  представительств и их официального сервисного партнера VisaMetric  Для получения визы не требуется подключение других визовых агентств.

        Более того, на форумах типа tupa-germania есть свидетельства получения ГК через VisaMetric за считанные дни (читать вторую часть). Видимо, эта история не про меня.


        1. Mefodey
          04.05.2022 14:05

          Добрый, а звонить не пробовали или попытаться проанализировать чем ваше заявление отличается от остальных, рассматриваемых более оперативно?


          1. amelekhin
            04.05.2022 14:08

            Добрый, сегодня звонил в визовый, ничего больше того, что я знаю, не сказали. Сказали, что на рассмотрении в дипломатическом представительстве.


    1. Excitetic Автор
      04.05.2022 13:47

      Хм, осенью прошлого года на сайте германского посольства точно можно было записаться в само посольство в Москве и не было упоминаний про VisaMetric.
      Мы еще сравнивали где можно получить слот раньше, в Спб или Москве.

      Но возможно текущая ситуация накладывает дополнительные ограничения и увеличивает срок рассмотрения. Раньше если день начала работы в контракте стоит, например 1/05 - то обычно выдавали визу +- к этому сроку при наличии всех документов. За два моих посещения посольства были люди которые предоставляли туристическую страховку и их разворачивали


      1. De1mos
        05.05.2022 09:51

        Подавал на визу в начале этого года, в Новосибирске, тоже никаких упоминаний про VisaMetric не было, сделали прямо на следующий день.

        А вот сейчас знакомые начали релоцироваться и там прямо беда, что с апостилями, что с записью на визу.


    1. amelekhin
      06.05.2022 10:22

      UPD: получили визы спустя две недели после подачи.


  1. cudu
    06.05.2022 08:39

    Сегодня переезд 2м людям на 4.5к в месяц, часть из которых уйдет на налоги - сомнительна, как по мне.