Сотрудник аутстафф-компании, которая предлагает клиентам выделенные команды разработчиков, проходит собеседование не только в момент трудоустройства. Смена проекта случается в среднем раз в полгода-год, и каждый раз приходится заново знакомиться с клиентом и презентовать себя. Вне зависимости от опыта и уверенности в себе это стресс. Но есть лайфхаки, которые позволяют преодолеть этот рубеж быстро и без лишней нервотрепки. 

Всем привет, меня зовут Макс Кравец и я CEO аутстафф-компании Holyweb. Я решил поговорить про собеседования, потому что рынок труда меняется. Разработчики вынуждены искать новое место, потому что их работодатели покидают Россию или урезают штат. В последние месяцы к нам приходили на собеседования немало мобильных, frontend- и python-разработчиков из крупных компаний — и мы видим, что не все кандидаты справляются с самопрезентацией, даже очень сильные. 

В материале хочу рассказать о том, как проходят собеседования с клиентом в аутстаффе (и не только) и как разработчику чувствовать себя уверенно и не бояться интервью.

Статья впервые была опубликована на Tproger.

До собеседования

Если мы говорим об аутстаффе, то подразумеваем, что заказчик уже предварительно выбрал вас из предложенных кандидатов и доверяет вашей компании-работодателю. Его цель — не устроить вам экзамен, а убедиться в правильности выбора. Смотреть будут скорее на то, как вы реагируете на неожиданные и нестандартные задачи, насколько комфортно с вами работать и общаться. 

Команда оценит вас, а вы познакомитесь с командой и интервьюером (как правило, лидом проекта). Никто не хочет чтобы одна из сторон оказалась в некомфортных условиях. 

Что нужно знать о проекте до знакомства? 

До беседы с клиентом ваш аккаунт-менеджер расскажет, на что конкретно обратить внимание, и будет присутствовать на собеседовании. У вас заранее будет полная информация о проекте: версии языков или фреймворков, структура команды, описание организационных процессов, данные о наличие легаси и документации, тестов. 

Изучите все, что вам передал менеджер, и подготовьте вопросы, которые хотели бы уточнить. Интервьюеры иногда спрашивают: «Что вы знаете о нашем проекте?» Ответ в духе «Не знаю, кто вы и зачем я здесь» вряд ли порадует вашего собеседника. 

Как рассказать о своем опыте?

Многие испытывают проблемы с самопрезентацией и теряются, когда слышат вопрос «Расскажите о ваших последних проектах». Это нормально. Чтобы звучать более уверенно, подготовьте заранее текст о двух-трех проектах, с которыми вы недавно работали, по такому шаблону:

  • Общее описание проекта (2-3 предложения). Система отображения графиков…

  • Проблематика / фича (2-3 предложения).  Чем занимались непосредственно вы. Был затык с тем-то…

  • Решение. Реализовывал с…, применял инструменты…, научился… , другие результаты. 

Шпаргалка пригодится вам на собеседовании.

За пять минут до старта

Заблаговременно проверьте работоспособность вашего оборудования и подключайтесь на встречу с включенной камерой. Визуальный контакт — это важно.

Во время собеседования

Что оценит клиент и о чем говорить?

На собеседовании вас, скорее всего, спросят о последних проектах, на которых вы работали. Даже если вы полностью погружены в проблематику и готовы повторно написать код, хоть разбуди вас среди ночи, на собеседовании легко впасть «в ступор», не зная с чего начать ответ. Поэтому не стесняйтесь пользоваться заранее подготовленной шпаргалкой, о которой мы говорили выше. 

Если вам кажется, что на вопрос вы уже развернуто ответили и боитесь, что можете наговорить лишнего, не стесняйтесь спросить, достаточно ли такого ответа.

Все интервьюеры положительно относятся к вопросам о проектах, клиентах, используемых технологиях, поэтому не сомневайтесь и спрашивайте — общее впечатление от вас будет более приятным. Уточняйте, как организована работа на проекте, какие задачи необходимо решать именно вам, какие библиотеки и инструменты будут использоваться. Так вы поймете, насколько этот проект отвечает вашим целям и навыкам. 

Что будет лишним на собеседовании?

Стоит аккуратно упоминать о фрилансе и соло-разработке. Иногда эти слова могут обесценить крутой опыт. Практика показывает, что такой опыт редко оценят по достоинству, зато вас могут записать в «некомандные игроки». 

Небольшой лайфхак, чтобы избежать предвзятости — не используйте термины фриланс / side / pet. Лучше акцентируйте внимание на технических решениях на проектах. Упоминайте конкретные бренды, названия проектов и продуктов, в разработке которых вы принимали участие, не стесняйтесь их называть, если это не противоречит NDA.

Разработчики — живые люди, каждый имеет право на собственное мнение. Какая-то технология может нравиться больше, какая-то меньше. Но оставьте обсуждение своих предпочтений на потом, не ругайте какие-либо технологии, даже если очень хочется. Во-первых, вполне может оказаться, что ваш собеседник придерживается противоположных взглядов. А во-вторых — предвзятость к любой технологии характеризует разработчика не с лучшей стороны. Помните, ваша цель — продемонстрировать знания и узнать о проекте, а не изменить мнение интервьюера.

В разговоре с клиентом во время собеседования вы можете столкнуться с ситуацией, когда он откажется уточнять детали проекта, потому что тот находится под NDA. Это нормально, и не стоит давить на собеседника — раскрыть подробности он все равно не имеет права, а вот негатив от настойчивости не пойдет на пользу ни собеседованию, ни дальнейшему общению.

Наконец, помните, что собеседование вы проходите от лица аутстафф-компании, поэтому все организационные вопросы решаются через руководство. Не нужно обсуждать с клиентом условия работы, график, размер и способ оплаты — за это перед вами отвечает ваш прямой работодатель.

Что делать, если вас спросили о том, в чем вы не уверены?

Если вам задали вопрос, а вы не можете сразу дать конкретный ответ — не впадайте в ступор и не молчите. Рассуждайте вслух: «Я использую такие инструменты в этих случаях, я бы реализовал данную задачу таким образом…» Так ваши интервьюеры поймут, что помимо реальных знаний и опыта вы умеете размышлять на заданную тему и искать решения. Это хороший софт-скилл, который действительно высоко ценится.

Незапланированные ситуации

Чаще всего о том, что понадобится трансляция экрана или лайфкодинг во время собеседования, сообщают заранее. Но иногда сам ход беседы подталкивает к этому, и нужно быть всегда готовым к неожиданным задачам. Если вас просят подтвердить навыки в режиме реального времени, заявить: «Мы так не договаривались» — кратчайший путь к провалу собеседования. Будьте гибким и готовым идти навстречу клиенту. 

После собеседования

Итак, этот важный этап позади. Что дальше? Ответ зависит от итогов. Если клиент понял, что вы — именно тот разработчик, какого он искал, а вы заинтересовались предложенными задачами, то вас ждет процесс онбординга в новый проект, знакомство с новой командой. Но контакт с аутстафф-компанией не прекращается: она продолжает поддерживать разработчика, помогает решать спорные ситуации и обеспечивает комфортную для работы атмосферу. 

Что происходит, если вы не подошли клиенту?

Первое и самое важное — неудача на собеседовании никак не влияет на вашу оценку как разработчика. Просто иногда люди не подходят друг к другу, это нормально. Ваша задача — вместе с аккаунт-менеджером и тимлидом проговорить и разобрать вопросы клиентов и свои ответы, найти слабые места и определить точки роста. 

Отрицательный опыт — это информация для осмысления и самосовершенствования. Если вы готовы работать над собой, новый клиент и новый проект не заставят себя ждать. 

После собеседования аутстафф-компания обычно запрашивает у заказчика развернутый фидбэк по каждому пункту. Его используют для доработки индивидуального плана развития специалиста.

С вами был Макс Кравец из Holyweb. Остались вопросы или есть свои советы, как пройти собеседование с клиентом? Пишите в комментариях или напрямую мне в телеграм

Комментарии (6)


  1. webdevium
    10.06.2022 11:23

    Вы упомянули, что разработчику нужно работать над собой, если он не подошел клиенту.

    А почему вы не затронули тему неадекватных клиентов, для которых любой разработчик "не такой"? У вас не бывает таких случаев?


    1. Maxim_from_HW Автор
      10.06.2022 18:01

      Есть миллион причин, по которым агентство и клиент могут не подойти друг другу. И чем раньше придет понимание этого, тем лучше для обеих сторон. Поэтому агентства подходят к выбору клиентов также тщательно, как и к поиску разработчиков. Хотя вы правы — иногда именно собеседование оказывается той точкой, когда становится понятно: "что-то пошло не так". Но это все же скорее исключение, чем правило


  1. eXcNightRider
    10.06.2022 11:41

    Да, в целом всё так, но автор не учитывает того, что представитель заказчика может пытаться откровенно самоутвердиться во время собеседования, пытаясь завалить вопросами из очень глубоких областей и делает это специально.

    Есть практический пример, когда удачно попавшийся интервьювер на собеседовании совпадает по взглядам с кандидатом - беседа проходит великолепно, кандидата берут на проект. А вот его коллег из той же команды - тот же заказчик собеседовал, но в лице другого "специалиста", который завалил обоих глубоко теоретическими вопросами.

    Важно знать, что любое аутстаф собеседование может случайно стать успешным, и не случайно быть заваленным


    1. Maxim_from_HW Автор
      10.06.2022 17:41

      Вы подняли сразу несколько важных тем. Да, конечно, собеседование ведут живые люди и от психологии уйти невозможно. Разные темпераменты, манера речи или даже банальное настроение могут повлиять на результат. Но практика и здравый смысл подсказывают, что обычно обе стороны стремятся достигнуть цель, а не самоутвердиться)

      Очень интересный тезис о том, что собеседование можно случайно пройти и неслучайно завалить. Бывает так, что интервьюер задает несколько вопросов, ответы кандидата его устраивают и на этом все заканчивается — собеседование пройдено. Но возможны два исключения: ответы оказываются ниже ожидаемого уровня или ответы оказываются выше ожидаемого, то есть ответ показывает более глубокое знание.

      В первом случае — очевидно, что спрашивающий пойдет копать вглубь, чтобы убедиться в компетенциях кандидата. Дальше или ОК, или следует отказ. А вот второй вариант — можно легко спутать с "специально захотели завалить". Представьте — вы интервьюер, собеседуете мидла+, а ответ получаете на уровне сеньора. В этой ситуации очень велик соблазн "прокачать ситуацию" — вдруг этого кандидата можно взять на более высокий грейд? И следуют вопросы для проверки. Хорошо, если изначальный посыл оказался верен, и перед вами действительно готовый синьор. А если нет? Тогда, увы, все заканчивается тем, что вскрываются пустоты в знаниях, до которых стандартными вопросами "по грейду" вряд ли удалось бы добраться.

      Так что вы и правы, и не правы. Собеседование может завалиться, но, скорее всего, дело не в изначальном желании одной из сторон.


  1. Nialpe
    10.06.2022 13:03
    +2

    Моя практика аутстафа - все разы пытались продать на грейд, а то и два выше. Один раз даже CV за меня написали - много нового о себе узнал)


    1. Maxim_from_HW Автор
      10.06.2022 18:01
      +1

      За всю отрасль отвечать не могу, только за себя. Мы не предлагаем разработчиков на грейд выше, чем они есть. Ситуации, когда разработчик шел на собеседование грейда мидл, а по результатам общения получал мидл+, в нашей практике случались. Продавать джуна за сеньора, писать ему фейковые CV — себе дороже. Мы предпочитаем другой путь — тщательно отбирать кандидатов, которые соответствуют заявленному грейду. Так спишь спокойнее)