Мяу, блин!

— Всем добрый день!
— Добрый был день, пока ты не пришёл.

Ощущение конфликта в компании улавливается всеми: в один рабочий день становится понятно, что рабочая атмосфера уже не та, воздух стал гуще, запахло корпоративной грозой. Любой конфликт неизменно влияет на рабочее состояние коллектива и чем он крупнее, тем сильнее бьёт по продуктивности и деловому настрою. А ещё мы все теряемся: вмешаться или нет, гасить или не стоит, принимать ли чью-то сторону? Между тем конфликт не только портит настроение, но и высвобождает огромное количество ценной информации, по которой можно судить о положении вещей в компании и которая может неожиданно дать хороший результат. Разберём конфликты?

Что такое конфликт и как его отличить от обиды?


Конфликт — это противостояние сторон по какому-либо поводу, обусловленное взглядами субъектов на объект конфликта. В то время как обида, каприз, истерика — это односторонняя, персональная реакция человека на проблему или на положение дел, которое резко не соответствует его взглядам.

Конфликт имеет характерные свойства.

  • У конфликта всегда несколько сторон, чьи интересы столкнулись — они противоборствуют в рамках своих воззрений и пытаются отстоять свои выгоды, свою позицию. (За исключением внутриличностного конфликта).
  • У конфликта всегда есть объект — то, из-за чего возникает противоречие.
  • У конфликта всегда есть стадии: начало, развитие, пик, затухание.

Таким образом, конфликт в компании это межличностное противостояние, а значит, скорее всего, оно будет заметным и скажется на бизнес-процессах.

Причины конфликтов на работе


Причины можно разделить на несколько групп, которые могут пересекаться или вызывать конфликтные ситуации независимо. Главное, что у конфликта всегда есть причина и пока вы её не определите, успешное разрешение столкновения невозможно.

▍ Главные причины


  • Рост рабочей нагрузки и её неравномерное распределение внутри команды всегда приводит к выгоранию нагруженных сотрудников и изменению их стиля коммуникации. Бывает две крайности: либо сотрудник чувствует себя несправедливо нагруженным и обделённым дополнительной мотивацией, либо начинает считать себя незаменимым, особо ценным и недооценённым кадром. В обоих случаях сотрудник может вступать в острую конфронтацию, сравнивая себя с коллегами и пытаясь найти справедливость в нагрузке и оценке своего труда.
  • Нарушение деловых ценностей (откаты, кидки клиентов и т.д.) — также причина конфликта. Неприживаемость происходит в обоих случаях: и когда в коллективе появляется «паршивая, но очень деловая овца», и когда в команде с особыми деловыми правилами появляется честный и ответственный человек с принципами. Такая ситуация чаще встречается в торговых организациях, но и ИТ-бизнес не исключение: бывают случаи, когда жажда наживы вмешивается в построение ИТ-инфраструктуры, выбор поставщика автоматизации, корпоративного ПО и т.д. Сейчас, ввиду ужесточения законодательства и распространения новой этики, подобные процессы стали менее открытыми, теневыми, а значит, вызывающими глубокий корпоративный конфликт в форме подозрительности, слухов и сплетен, поиска подельников и круговой поруки.
  • Разочарование, стресс, профессиональное выгорание — частая причина конфликтов с практически детской основой: «почему меня не любят», «меня никто не понимает», «мне тяжело», «я не хочу»… Каждый из нас чего-то ожидает от компании, отрасли, конкретного работодателя, своей профессии — и, как правило, это довольно дистиллированные ожидания вне человеческого фактора, корпоративного контекста и отношений в конкретной команде. Когда ожидания сталкиваются с реальностью, внутри нас начинает бунтовать тот самый «внутренний ребёнок», которому не дали конфетку. Но поскольку лечь на пол и закатить истерику в офисе не получается, мы приходим к стрессу и выгоранию, нам кажется, что у коллег задачи лучше, зарплата выше, а в соседней компании работа непременно круче. Это в том числе приводит к мелким стычкам, острым конфликтам и даже к спонтанным увольнениям.
  • Завышенные ожидания от компании и нереальные потребности — боль крупных компаний и корпораций. Соискатели видят тщательно проработанную внешнюю сторону ИТ-бренда, ведутся на HR-пиар и думают, что будут творить великое в великой компании (особенно это характерно для начинающих сотрудников, которые не сталкивались с корпоративной реальностью), а по факту становятся исполнителем в небольшой части огромной команды. Сотрудники иногда даже не могут в полной мере продемонстрировать свою квалификацию, потому что существующие задачи особо многого и не требуют. Возникают внутренние и внешние конфликты недооценёности, невостребованности, либо недовольства реальным положением дел (например, компания в постах на Хабре пишет о крутых хайлоад-проектах, ярком офисе, дружной команде, а по факту новый сотрудник получает своё место в опенспейсе и три рутинные задачи, потому что, во-первых, до хайлоада и восприятия себя в команде нужно наработать опыт, а во-вторых, несоответствие пиара и реальности почти всегда имеет место быть).
  • Личность, которая не вписывается в корпоративную среду — интересная, но неприятная проблема, которая способна разбалансировать часть коллектива или даже всю команду. Это может быть вечный критик, токсичный и желчный коллега или сотрудник-одиночка, не принимающий правила командной работы. Если такому человеку предоставить право быть таким, какой он есть, хорошо будет только ему — и производительность, и команда будут страдать. Если попробовать менять его и воздействовать со стороны, неизбежны жёсткие, сложные конфликты.
  • Затягивание решения проблем сотрудников сохраняет высокую вероятность конфликтов: это касается повышения оплаты труда, изменения нагрузки, горизонтального или вертикального перемещения и даже каких-то сугубо личных вопросов. Если команда и руководитель безразличны или малоактивны по отношению к каждому из сотрудников, это повод для непонимания, стычек, токсичного поведения.
  • Структурные изменения в компании могут вызвать общее беспокойство в компании и инициировать конфликты: борьбу за новую должность, новые задачи и роли в коллективе, наконец, даже за конкретный стол в углу и у окна. Даже банальный переезд в новый офис может привести к напряжённой корпоративной обстановке.

Компания — коллектив из индивидов с разными чертами характера и взглядами на жизнь и работу. Конфликты обойти не получится ни-ког-да. Даже если вам кажется, что вы обошли конфликты, вероятнее всего, они подавлены под влиянием каких-то факторов и рванут в самый неподходящий момент.

▍ Вторичные причины


  • Рабочие завалы и плохое планирование напрочь выжигают даже самый крепкий и основательный энтузиазм. Раздражённый, перегруженный и живущий от асапа до факапа сотрудник, скорее всего, будет злым, желчным, токсичным и конфликтным. Если таких в коллективе окажется несколько, постоянные локальные споры и скандалы неизбежны.
  • Перекидывание рабочих задач и ответственности триггерит неприятные конфликты, в ходе которых сотрудники не делегируют и распределяют задания, а саботируют работу, выясняют отношения и критикуют ту часть или долю, которую коллега успел сделать до того, как «сбагрить» задачу.
  • Ложь на работе (я не делал и т.д.), как правило, не вызывает открытые конфликты, но всегда формирует атмосферу подозрительности и недоверия. Если кто-то в команде врёт, остальные оказываются в условиях неопределённости и не всегда знают, как поступить, потому что рабочая информация — может легко оказаться недостоверной.

▍ Частные причины конфликтов на работе


  • Сотрудник не удовлетворён работой — он понимает, что не выполняет свои задачи на должном уровне и ищет (или не ищет) пути быстро исправить ситуацию. В этот период он становится неуверенным в себе и уязвимым (особенно если это опытный и хороший сотрудник, к которому предъявляются завышенные требования), может остро и болезненно реагировать на любые мелочи, не воспринимать критику и избегать любой коммуникации из-за страха оказаться уволенным.
  • Сотрудник игнорируется — если по какой-то причине команда отвергает сотрудника, отстраняет его и избегает, создаётся конфронтация, которая сказывается на рабочих отношениях и процессах.
  • Плохое управление в компании может приводить как к конфликтам между подчинёнными, так и к конфликтам сотрудников и руководителя. Любое неверное управленческое решение может вызвать резкую реакцию команды, осуждение и неповиновение (в небольшой компании) или же саботаж и молчаливую итальянскую забастовку (обычно в крупных компаниях).
  • Несправедливое обращение к сотрудникам, разделение сотрудников не по профессиональному признаку, приближение избранных и фаворитизм приводят к конфликтам, обращённым против «элиты» (даже если сами сотрудники не виноваты во внезапном расположении руководства).
  • Неясные должностные обязанности приводят к неразберихе, размыванию ответственности и конфликтам на почве невыполнения или неверного распределения задач.
  • Распределённая или частично распределённая команда может оказаться причиной конфликтов, если сотрудники не удовлетворены выбранным режимом или право на удалёнку или частичный хоум-офис выдаётся только за какие-то заслуги (даже если это максимально справедливо). Это связано с тем, что для каждого человека важно разграничение работы и личной жизни, поэтому он, стремится защитить, например, право на два часа, свободных от дороги или пробок.
  • Физическое и эмоциональное здоровье сотрудника могут быть причиной его внезапной агрессии, раздражительности, снижения трудоспособности и обычного темпа работы. Окружающие коллеги могут долго не догадываться о корнях проблемы — это один из самых сложных источников конфликтных ситуаций.
  • Вопросы из личной плоскости: ревность, дружба, романтические отношения, домогательства и т.д. Пожалуй, самая неприятная часть конфликтов: внерабочие процессы оказывают критическое влияние на рабочие, создают атмосферу напряжённости, инициируют скандалы, обвинения и разделение команды на два лагеря сторонников участников конфликта.

Классика непонимания и конфликта точек зрения

Типы сотрудников, которые чаще всего вступают в конфликт


  • Новенькие. Сотрудники, которые ещё не вошли в курс дела, нередко приходят в чужой монастырь со своим уставом и полагают, что целая команда примет их правила, причём это может касаться как человеческих отношений, так и самой работы («на этом стеке работают только лохи», «ваш сайт застрял в прошлом», «это не сode style, вот у меня на прошлой работе…»). В зависимости от опыта и склада характера они могут выступать против правил и навыков компании в открытую, а могут начать подковёрную войну, тихо сманивая себе сторонников. Впрочем, по-настоящему умный новый сотрудник никогда не выберет такую модель поведения, — он сперва осмотрится, поймёт причины существования того или иного правила и только затем решит, стоит ли ему делать бесценные рациональные предложения или всё и без того профессионально, логично или просто нормально внутри сложившихся условий.
  • Опытные сотрудники, буквально старожилы — среди таких сотрудников встречаются те, кто считает себя незаменимым и истиной в последней инстанции. Они твёрдо уверены, что есть их мнение и неправильное, их опыт самые релевантный, и вообще, кроме них, никто никогда не работал. Соответственно, они не готовы принимать ничьё мнение, отвергают инновации и эксперименты и, пользуясь своим авторитетом, нередко на уровне руководителя блокируют решения и инициативы. Иногда они берут на себя функцию «казнить и миловать» и могут буквально в открытую манипулировать сотрудниками, угрожая им потерей работы или мотивируя обещаниями о продвижении. Кстати, именно в этой когорте чаще всего встречаются «откатчики», о которых вы читали выше.
  • Недооценённые сотрудники выбирают две стратегии поведения. Первая: потерять уверенность в себе, не высовываться и периодически жаловаться на жизнь лояльному и приветливому коллеге. Вторая: терять уже нечего, можно явно демонстрировать недовольство, грубить, конфликтовать, отказываться от работы.
  • Руководители среднего звена, особенно в крупных компаниях, люди с непростой судьбой: с одной стороны, они отвечают за своих подчинённых и обязаны реагировать на любые мелочи, с другой стороны, им нужно выстраивать отношения с руководителями и не подставиться под неприятности, с третьей — выполнять свои должностные обязанности. Без конфликта интересов, проваленных дедлайнов или дискоммуникации обойтись практически не получится, поэтому руководитель или менеджер среднего звена должен либо защищаться, либо нападать в любой кризисной ситуации. На самом деле, будучи начальником отдела, ты будешь плохим, даже если просто спросишь, выполнена ли работа в срок и почему нет.

А кто руководитель внутри конфликта — модератор, манипулятор или разжигатель?


Если руководитель любого уровня вовлечён в управление компанией и действительно выступает как лидер в команде, любой конфликт — непростая для него ситуация. Редко бывает, когда конфликт возникает спонтанно, внезапно, чаще всего он разгорается медленно, стороны и участники втягиваются не сразу. Важно обнаружить зарождающийся конфликт до того, как он повлияет на рабочие процессы. Для этого у руководителя не так много эффективных инструментов и помощников (особенно сложно ждать помощи от HR, которые разводят формальные разговоры о поддержке сотрудников, постоянно говорят о лояльности, а по факту неспособны профессионально выявить и предотвратить конфликт исходя из его причин).

Руководитель не должен быть участником конфликта и его катализатором, его задача — действовать максимально корректно и независимо, чтобы загасить конфликт. Ситуации бывают разные, но в целом можно выбрать определённый алгоритм действий.

  1. Понять причину конфликта — не номинальную, а реальную.
  2. Установить все стороны конфликта, включая теневые (они довольно часто присутствуют).
  3. Восстановить в памяти, как раньше складывались отношения конфликтующих сторон или вокруг предмета конфликта, это поможет приблизиться к пути разрешения проблемы.
  4. Определить возможные пути решения конфликта.
  5. Решать конфликт, не запускать: круглый стол, деловое обсуждение, чай, пицца с пивом, или… увольнение одной из сторон, если иного пути решения конфликта нет. Сразу скажу: если сотрудник работает без нареканий и не причиняет вреда компании, его увольнение — признак слабости руководителя.
  6. Нелишний совет. Лучше всего во время конфликта не использовать мессенджеры, а говорить голосом, поскольку буквы не передают правильную интонацию.

Как вести себя, если вы оказались стороной конфликта в компании?


  • Если конфликт направлен против вас, не грубите, не оскорбляйте и не кричите — это заведомо слабая позиция. Постарайтесь оперировать взвешенными аргументами и действовать против вашего оппонента с помощью фактов, логики и рационализма. Эмоциями на работе вы ничего не добьётесь.
  • Не плачьте — это выглядит как признание своей вины. Если задеты честь и достоинство, обозначьте это максимально весомо, чтобы все поняли, что таким прецедентам не место на работе (например, задайте несколько уточняющих вопросов о сказанном, попробуйте вывести оппонента на несвязные обвинения).
  • Выдерживайте паузу — это выглядит достойно и характеризует вас как спокойного, уравновешенного человека, который готов обсуждать, а не нападать.
  • Не применяйте физическую силу — без комментариев. Во-первых, это выглядит ужасно, во-вторых, сейчас всё и везде фиксируется, одним ударом можно заработать уголовное дело. Это то, что в жизни и карьере нужно меньше всего. Возможно, эта фраза вам покажется дикостью, но мне не раз приходилось видеть и пощёчины, и драки, и толчки в абсолютно приличных компаниях.
  • Не несите конфликт дальше и не обсуждайте его с коллегами, пусть он останется проблемой участвующих сторон. Так вы продемонстрируете незаинтересованность в дальнейшем разжигании спора. Не делайте это, даже если вы просто сторонний наблюдатель, а ваш слушатель — не просто коллега, но и ваш большой друг (кстати, ещё одна ловушка внутри корпоративных отношений).
  • Пожалейте участников конфликта! Если вы сторонний наблюдатель или вас пытаются втянуть в лагерь конфликтующих, это лучшая позиция: «мне жаль, что так получилось. Иди обниму», «жалко, что так вышло, давайте разруливайте, вы мне оба дороги» и т.д.

Есть стандартные пути разрешения конфликтов?


Да, есть несколько схем решения конфликта, и они неплохо работают. Некоторые из них неприглядны и не особо хороши, но таков путь.

  • Полное разрушение — стороны расходятся без договорённости, никак не пересекаются по работе, одна из сторон может покинуть подразделение или компанию. Худший из вариантов, который надолго вносит дисбаланс в корпоративную жизнь.
  • Компромисс — стороны договариваются, находят совместное решение и продолжают общение и сотрудничество. Важно, чтобы компромисс устраивал все стороны и не оставлял вопросов и разночтений. Оптимальный путь решения конфликта.
  • Избегание — стороны уходят от конфликта, проживают его каждая по-своему. Этот путь плох тем, что не разрушает причину конфликта, возможны рецидивы.
  • Приспособление и имитация (или же принуждение) — одна из сторон в силу разницы в статусе или позиции признаёт поражение, соглашается с оппонентом. Способ плох тем, что согласие может быть формальным и решать конфликт лишь косметически.
  • Сотрудничество — стороны не просто находят компромисс, а выходят на новый уровень совместной работы и составляют эффективную команду для реализации проекта и решения задачи. Нет, это не фантастика, а как раз случай, когда руководитель принял правильное участие в конфликте и обернул его в свою пользу.

Хорошая, пожалуй, лучшая иллюстрация к стратегиям разрешения конфликта (из Википедии)

Вместо P.S. Будьте осторожны!


Во время конфликта люди чувствуют себя по-разному, самочувствие определяется тренированностью, состоянием нервной системы, работой надпочечников, работой и развитием лимбической системы и префронтальной коры. Только не нужно сейчас эти слова прочитать как «ваши коллеги — психи». Особенности организма определяют, как гормоны во время стресса будут влиять на самочувствие: у кого-то возникает головная боль, у кого-то сердцебиение (как правило, у всех), повышается температура тела, порой возникают совершенно неожиданные реакции, такие как носовое кровотечение, слёзы, психогенная тошнота и рвота, озноб, лихорадка, потеря сознания. Это обязательно нужно брать в расчёт и помнить, что, как правило, нервозный, переживательный, болезненный сотрудник может совершенно парадоксально среагировать. А самыми устойчивыми бывают те, кто много и напряжённо работает, потому что их организм привык к «низким дозировкам» стресса, и не так меняется при гормональных изменениях, свойственных стрессу.

История из жизни. Две сотрудницы поругались из-за отпуска — у обеих были путёвки, обе скрывали до последнего момента. Когда дошло до толкания руками, их руководитель с размаха ударила кулаком по клавиатуре и прикрикнула, призвав решить вопрос мирным путём. Одна из участниц спора имела неприятности с щитовидной железой и ЖКТ. От резкого звука она задрожала, началась тошнота, покатился пот, посинели носогубные складки, она стала жаловаться на мушки. Начальница распознала гипертонический криз, вызвала скорую, всё обошлось с двух уколов. Ни до, ни после подъёмов давления не было. Так рабочий конфликт перерос в проблемную для всех ситуацию и в прямом смысле «ударил» по человеку. Отпуск дали обеим, а начальница во время их отдыха работала за троих и «тренировала» свои катехоламины :)

С конфликтами в компаниях (и в жизни) всё не так однозначно: если их нет, возможно, команда преисполнена полного безразличия к работе. Поэтому важно отличать деструктивный конфликт — от полезного, конструктивного, который порождает здоровую конкуренцию и как итог — пользу. Но в конце концов, лучше решать всё в переговорке, на мозговом штурме оффлайн или онлайн, в столовой за вкусной пиццей и приятным соком (или сбродившим соком). Но это отчасти утопия.

Комментарии (7)


  1. lebedec
    21.06.2022 13:26
    +22

    Разочарование, стресс, профессиональное выгорание — частая причина конфликтов с практически детской основой: «почему меня не любят», «меня никто не понимает», «мне тяжело», «я не хочу»…

    Когда ожидания сталкиваются с реальностью, внутри нас начинает бунтовать тот самый «внутренний ребёнок», которому не дали конфетку. Но поскольку лечь на пол и закатить истерику в офисе не получается, мы приходим к стрессу и выгоранию

    Интересные у вас, конечно, коннотации к проблеме стресса на рабочем месте.

    Деградация от рационального к инфантильному мышлению происходит именно, потому что, рационально проблему решить не получается. Происходит это исключительно по вине руководителя, который не способен создавать адекватные условия труда.

    Но почему-то в вашем списке главных причин конфликтов нет ни слова про компетенции менеджеров. Опять эти капризные исполнители во всём виноваты.


    1. First_Light
      22.06.2022 13:13

      Ок, ок. А если так?
      Ситуация: заказчик недоволен. Ваша компания - подрядчик, по каким-то причинам что-то не успевает. Вашему менеджеру на последнем созвоне ох как досталось, но он защитил "ментальное здоровье" команды от негатива, впитал посыл и к вам, как к исполнителям, пришёл с конкретикой: что надо исправить, в какие сроки и т.д. А потом что?
      - молча и спокойно ушёл "выгорать" на своё место?
      - пошёл к СТО изливать душу и жаловаться на команду?
      - пить горькую по вечерам и молчать в тряпочку?
      Но зато команда улыбается шире лица, все сыты и довольны?
      Вы это называете "адекватными условиями труда"? Пусть за косяк команды страдает на созвонах менеджер или кто угодно, но не исполнители?
      Кмк иногда лучше перевести ситуацию в конструктивный конфликт, выговориться и в результате принять НЕ одной головой разумное и взвешенное решение (мы ж командааа!), а не выставлять против проблем одного менеджера.


      1. staticmain
        22.06.2022 16:05
        +5

        Пусть за косяк команды страдает на созвонах менеджер или кто угодно, но не исполнители?

        Именно. Менеджер берет на себя ответственность, когда факапится команда. Потому что она факапнулась под его менеджементом. Потому что он оказался неспособен выбить из заказчика ТЗ, поставить адекватные сроки, предоставить нужные данные или опросить заказчика на правки.

        Если менеджер не несет за это ответственности - то зачем он тогда нужен? Пить смузи на дейликах и грумингах? Ходить с важным видом имея только права но не обязанности?


      1. lebedec
        22.06.2022 17:12

        Ситуация: заказчик недоволен. Ваша компания - подрядчик, по каким-то причинам что-то не успевает. Вашему менеджеру на последнем созвоне ох как досталось, но он защитил "ментальное здоровье" команды от негатива, впитал посыл ...

        Хорошо, давайте попробуем конструктивно ситуацию разобрать. По-вашему, кто отвечает за срыв сроков? Кто не провёл достаточный анализ и подписал подрядчика на кабальные сроки? Кто решил, что единственное эффективное средство вести дела — это лояльно принимать всё, что спускают топы заказчика? Кто не разобрал причины неуспевания — то есть не учел риски подряда?

        На мой взгляд, менеджер — не секретарь, чтобы передавать поручения, и не будильник, чтобы напоминать о задачах в Jira, и даже не стенографист, который записывает за другими meeting notes.

        Менеджер — сотрудник, который организует, руководит и управляет рабочим процессом.   

        Так что невыполнение сроков полностью в зоне ответственности менеджера. Даже если у вас команда ленивых саботажников и вы физически не могли в срок реализовать задуманное. Всё равно это ваша проблема, как менеджера — вы не разобрались какая производительность у вашей команды, не нашли квалифицированных исполнителей, не подстраховали риски дополнительным ресурсом. 

        Пусть за косяк команды страдает на созвонах менеджер или кто угодно, но не исполнители?

        И да, вполне естественно, что в случае своих профессиональных ошибок менеджер при этом как человек тоже страдает и спрессует. Уверен, что любая классная команда в этот момент поддержит своего менеджера.

        Но драматизировать управленческие провалы и представлять менеджера как героя не нужно. Это его ошибка, он должен её проанализировать, исправить и предотвратить в будущем, а не устраивать конфликты внутри команды.


  1. XaBoK
    21.06.2022 14:52
    +6

    Упущена пара основных причин - политика и конкуренция. Когда действия одной стороны конфликта идут в разрез с целями или ценностями другой стороны из-за правил и политики организации. Допустим отдел продаж продаёт дорого, но с нереальными сроками, что подставляет отдел разработки/логистики. Или обещания начальству даются ради быстрого продвижения при полном понимании фактов невыполнимости (меня повысят и это будет проблема других). Или нам надо отрыть больше всех багов, так что "Open all and let God sort'em out". Ну или когда "женщине нельзя поручат мужскую работу" и т.д.


  1. ChePeter
    21.06.2022 15:51
    +1

    Есть и такой способ улаживать конфликты.
    Джек Лондон " на сороковой миле"
    lib.ru/LONDON/on40mile.txt

    Очень эффективный.


  1. SAlex24
    22.06.2022 10:31
    +2

    Что значит были путевки, скрывали до последнего....

    Во первых не припомню ни одной компании за 20 лет, где не было бы планирования

    Во вторых, скрывать от начальства планы на отпуск = остаться без отпуска, если это допускается = разгильдяйство а на выстроенная взаимная работа с коллективом