Микросервисная архитектура позволяет разделять сервис на отдельные функции, независимо масштабировать отдельные части, обеспечивать повышенную устойчивость к сбоям, использовать разные технологии под разные задачи и не только. Но переход от монолитной архитектуры к микросервисной — сложный процесс, самым трудным этапом которого является изменение механизма взаимодействия внутренних компонентов.

Разбираемся, в чем трудности перехода и как устроено взаимодействие в архитектуре микросервисов.

Монолит vs микросервис 

Микросервисная архитектура появилась в тот момент, когда работать «монолитами» стало сложно и неудобно. С новым принципом построения приложений, микросервисы получили и совершенно другой принцип взаимодействия компонентов — в монолитной архитектуре применяют внутрипроцессные взаимодействия, а в микросервисной взаимодействие модулей происходит через сеть по протоколонезависимой технологии. 

Сравнение монолитной и микросервисной архитектур. Источник

Кроме того, в монолитах компоненты обращаются друг к другу на уровне кода или функции и выполняются в рамках одного процесса. Прямое изменение внутрипроцессных вызовов в вызовы удаленных процедур к сервисам не позволит получить взаимодействие, которое подойдет распределенным средам. 

Как решать ситуацию

Унифицированного решения, позволяющего обеспечить правильное взаимодействие при переходе на микросервисы нет — для каждой ситуации нужно свое.

Одно из подобных — изоляция бизнес-значимых микросервисов. При реализации такого решения внутренние микросервисы будут взаимодействовать асинхронно и менее детально. При этом вызовы будут группироваться, данные из нескольких служб агрегироваться и только после отправляться клиенту. 

Второй вариант — создание архитектуры, при которой отдельные микросервисы будут частично зависимы, но максимально согласованы. При этом следует учесть, что каждый микросервис должен иметь свои данные и логику. 

Типы связи

Взаимодействие клиента и сервиса может быть реализовано с помощью разных типов связей. Их можно разделить на две группы. 

Первая группа

Устанавливает тип протокола — асинхронный или синхронный. 

  • Асинхронный протокол. Код клиента или отправители сообщения не ждут ответ — сообщения отправляются аналогично передаче в очередь любого брокера. Такой тип применяет протокол AMQP.

  • Синхронный протокол. При отправке запроса клиент ожидает ответ от службы — задачи выполняются только после того, как сервер пришлет ответ. Пример такого протокола — HTTP. 

Вторая группа

Устанавливает, сколько получателей у запроса. 

  • Один получатель. Каждый запрос обрабатывает конкретный получатель или сервис. 

  • Несколько получателей. Для каждого запроса количество получателей отличается. Взаимодействие выстраивается с использованием асинхронных протоколов. 

В микросервисных приложениях часто используют связку двух стилей. Например, для взаимодействия с одним получателем — синхронный протокол, а для асинхронного — протоколы сообщений. 

Но при создании микросервисов больше́е значение имеет не тип связи, а возможность асинхронной интеграции микросервисов без снижения их независимости.

Асинхронная интеграция как способ обеспечения автономности микросервисов

При создании приложений с микросервисной архитектурой важно правильно реализовать способ интеграции — в идеале, чтобы внутренние микросервисы взаимодействовали между собой минимально, а взаимодействие было асинхронным. 

Следует понимать, что использование синхронного взаимодействие между несколькими микросервисами не лучший вариант — каждый микросервис должен быть автономным и доступным клиенту, даже если другие сервисы отключены или недоступны. Если это не реализовать, архитектура будет неустойчива к сбоям — при недоступности одного сервиса будет недоступно все приложение. 

Кроме того, наличие зависимостей HTTP между микросервисами влияет не только на их автономность, но и на быстродействие — чем меньше синхронных зависимостей, тем выше скорость отклика в клиентском приложении.

Паттерны взаимодействия между микросервисами. Источник 

Преимущество асинхронного типа связи в том, что запрос клиента обрабатывается сразу, в то время, как при синхронной модели вся обработка выполняется одновременно. Поэтому синхронный способ взаимодействия лучше не использовать в рамках исходной операции «запрос-ответ».

Асинхронный тип связи можно использовать, даже если исходному микросервису нужны данные из другого микросервиса. В такой ситуации отказаться от синхронных запросов можно, делая реплики данных в базу данных — это допустимо. 

Исходя из этого, главное что нужно понимать — не используйте синхронные зависимости между микросервисами.

Стили взаимодействия

В приложениях на базе микросервисов можно использовать разные стили внутреннего взаимодействия модулей. Например:

  • если взаимодействие выполняется за пределами узла Docker или кластера микросервиса, то лучше подойдет механизм синхронных запросов и ответов;

  • если взаимодействие выполняется в пределах узла Docker или кластера, подойдет комбинированный формат взаимодействия или асинхронное взаимодействие на базе сообщений (например, AMQP).

Кроме того, можно использовать и нестандартный комбинированный метод, но такой вариант подойдет только для внутреннего взаимодействия на узле или кластере — сервисы с таким форматом лучше не публиковать.

Операция «запрос-ответ» с использованием HTTP и REST

При использовании взаимодействия типа «запрос-ответ», клиентский запрос поступает к службе, которая обрабатывает его и возвращает ответ. Такой тип взаимодействия — лучший вариант для запроса данных от клиентских приложений, поэтому он чаще применяется в архитектуре микросервисов. 

Пример использования взаимодействия типа «запрос-ответ». Источник

Один из распространенных стилей архитектуры при подобном типе взаимодействия — REST. Подход основан на HTTP-протоколе и позволяет работать с HTTP-командами. Кроме того, сервисы REST подходят для разработки сервисов веб-API ASP.NET Core.

Push-уведомления и связь по протоколу HTTP

Еще один метод — асинхронное взаимодействие в формате «один ко многим» в режиме реального времени с платформами высшего уровня.

При таком варианте взаимодействия серверный код способен автономно отправлять доступные данные клиентам, а не дожидаться, пока он их запросит.

Пример асинхронного взаимодействия в формате «один ко многим». Источник

Один из популярный инструментов для выстраивания подобного взаимодействия для быстрой передачи данных с сервера клиентам — SignalR. При этом обработку выполняет протокол WebSockets с множеством подключенных WebSockets на стороне клиентов (один клиент — один WebSockets). Например, такой метод применяют в спортивных приложениях, когда нужно всем пользователям передать данные об изменении счета в матче.

Для тех, кто хочет узнать больше о паттернах интеграции микросервисов и их назначении

14 июля в 19:00 Слёрм проведёт открытый вебинар «Обзор паттернов интеграции микросервисов».

Спикер Петр Щербаков, Enterprise Architect, расскажет о 10 основных паттернах интеграции между приложениями или микросервисами и том, как они могут решить проблему интеграции между вашими системами.

Узнать больше и записаться

Комментарии (1)


  1. Captain_Jack
    07.07.2022 21:48
    +7

    Преимущество асинхронного типа связи в том, что запрос клиента обрабатывается сразу, в то время, как при синхронной модели вся обработка выполняется одновременно. Поэтому синхронный способ взаимодействия лучше не использовать в рамках исходной операции «запрос-ответ».

    Статья для статьи?

    Как человек, который с этим всем работает, могу сказать, что смысл из статьи вычленить очень сложно, и если он в ней и был когда-то (вероятно в каком-то оригинале), то теперь по большинству покинул её.

    Прошу прощения, если я неправ или обижаю автора, но как будто бы написал человек, который не понимает о чём пишет. Попробуйте дать прочитать 1-2 знакомым, фидбэк от них легко позволит сделать текст лучше.