TL; DR:
- «Dark Mode — хорошо для глаз» — не доказано. Я не нашла ни одного исследования, где дарк мод побеждал по читабельности или давал меньшую нагрузку на глаза. Либо светлая тема работала лучше, либо получались одинаковые результаты (ссылки на исследования будут).
-
«Dark Mode — модно, стильно, молодёжно». Похоже на правду, Apple и Google давно добавили тёмные темы и даже объяснили, как сделать свою тёмную тему читабельной. Обычная логика в дарк моде ломается, и получается лажа. моя лажа, из-за которой я полезла изучать тему
-
Частные ошибки:
- Чисто чёрный цвет для фона;
- Чисто белый цвет для текста;
- Насыщенные яркие цвета;
- Низкий контраст между фоном и текстом.
Под катом полный список рекомендации по использованию дарк мода.
Еще я веду канал в Telegram GameDEVils и блог на Substack , делюсь там материалами про геймдизайн, разработку и историю игр.
Исследования
Эксперименты показали, что читать белые буквы с чёрного экрана у людей из экспериментов получается медленнее, чем читать чёрные буквы с белого экрана. Особенно с экрана 60-х годов.
Бауэр и Кавониус (1980) обнаружили [с. 342], что участники читали текст на 26% точнее, когда они читали его тёмными буквами на светлом фоне.
Хорошо, улучшение на 26%, но с чем это может быть связано. Зрачок — это ворота в сетчатку, через него свет попадает в глаз. Человеческий зрачок чувствителен к количеству света, он меняет размер в зависимости от количества света вокруг. Когда света много, зрачок сужается, когда темно, он расширяется, чтобы внутрь попало больше света.
Когда зрачок меньше, глаза менее восприимчивы к сферическим аберрациям, изображение кажется более сфокусированным, глубина резкости у картинки больше, а напрягаться для этого нужно меньше.
Людям с астигматизмом (примерно 50% населения) труднее читать белый текст на чёрном фоне, чем черный текст на белом. Частично это связано с уровнем освещенности: при ярком дисплее (белый фон) диафрагма немного закрывается, уменьшая эффект «деформированного» объектива; с тёмным дисплеем (чёрный фон) радужная оболочка открывается, чтобы получить больше света, а деформация хрусталика создает нечеткую фокусировку.
Вообще до 1980 г. исследователи в основном сравнивали просто скорость чтения с бумаги и с экрана, а дарк мод исследовали до кучи. Чтение с экрана в экспериментах 60-80-х было на 20-50% медленнее, чем чтение с бумаги. Эти исследования проводились на старых мерцающих экранах с плохим разрешением, но экраны значительно улучшились за последние 50 лет.
Эндрю Диллон с коллегами в исследовании 1988 года пишут, что чтение с экрана медленнее, чем чтение печатного издания, на 10-30%. Исследователи заметили, что «дарк мод» читают медленнее, но сделали оговорку, мол, возможно, вообще все это из-за того, что экраны у нас пока не очень клёвые.
Есть более свежие исследования.
Козима Пипенброк и ее коллеги из Института экспериментальной психологии в Дюссельдорфе нашли 84 человека в возрасте 18-33 лет и 85 человек в возрасте 60-85 лет с нормальным зрением для эксперимента. Они исследовали остроту зрения и эффективность чтения. (2013 год, журнал Ergonomics).
Участников поделили на две группы и показывали положительную полярность (лайт мод) и отрицательную (дарк мод).
Чтобы проверить остроту использовали Кольца Ландольта:
Чтобы проверить эффективность чтения, исследователи давали участникам эксперимента отрывки текста и просили найти ошибки.
В результате, независимо от возраста, положительная контрастная полярность давала лучшие результаты как для задач на остроту зрения (на графике слева):
… так и для задач по корректуре.
Участникам давали 50 секунд на чтение текста и поиск ошибок. Текст был заведомо больше, чем обычный человек читает за 50 секунд. В инструкции во время эксперимента говорили, что важнее точность, а не скорость чтения. Но скорость чтения тоже замерили. На скорость чтения полярность не повлияла:
Плюс исследователи попросили участников субъективно оценить свою усталость. Участники оценивали напряжение глаз, головную боль, напряжение мышц, боль в спине и субъективное самочувствие в начале эксперимента и в конце. Статистика сказала, что люди примерно одинаково уставали и от лайт и от дарк мода.
Джонатан Добрес и его коллеги из Массачусетского технологического института попытались определить, есть ли преимущества у дарк мода / лайт мода в зависимости от времени суток «в контексте задачи лексического решения». Задача лексического решения — это когда подопытному показывают цепочки букв и просят решить, является ли это словом или нет.
По итогу, люди быстрее считывали слова в дневное время, чем в ночное время, в светлом режиме, чем в тёмном, и с большим размером шрифта (4 мм), чем с меньшим размером шрифта (3 мм). В ночное время светлый режим был значительно лучше, чем тёмный, а мелкий шрифт было намного легче читать в светлом режиме. Т.е. ночью пользователь быстрее всего прочитает уведомление большими буквами со светлого экрана.
Однако исследования показывают, что тёмный режим может быть лучше для пользователей с некотоыми нарушениями зрения, например с катарактой.
В исследовании Гордона Легге 1985 года каждый из 7 участников с помутнениями хрусталика быстрее читал в тёмных режимах, тогда как на остальных участников с нарушением центрального зрения полярность текста не влияла. Легге и его коллеги из Университета Миннесоты выдвинули гипотезу, что этот эффект связан с «аномальным рассеиванием света из-за мутной среды хрусталика». У некоторых людей с катарактой повышается светочувствительность, т.к. хрусталик перестает быть идеально прозрачным и местами становится мутным. Возможно, когда больше света попадает в глаз с мутным хрусталиком, вероятность искажения выше. Тёмный режим может быть лучше для людей с катарактой, поскольку дисплей излучает меньше света.
Исследователи из Осло провели в 2020 году эксперимент, где надо было вводить текст с использованием виртуальной клавиатуры с незнакомой раскладкой. По их результатам не было различий между тёмным режимом и светлым режимом с точки зрения производительности и количества ошибок. Хотя у них выборка была 16 человек, возможно из-за малого числа участников не было разброса результатов.
Не использовать dark mode
Красные флаги, когда лучше держаться подальше от тёмных интерфейсов:
- Много текста (читать на тёмном фоне сложно).
- Не соответствует бренду / теме.
- Много типов контента (формы, виджеты, таблицы, картинки, текст и пр.).
- Дизайн требует широкой цветовой гаммы.
Нормально использовать dark mode
Когда можно использовать тёмный интерфейс:
- Для фокусировки внимания пользователя (темный интерфейс, мало контента на странице, не на что отвлекаться).
На сайте с описанием наушников AirPods Pro Apple показывают белые наушники на тёмном фоне:
- Когда это подходит по тематике, например, для ночных развлечений (в смысле для фильмов или компьютерных игр).
К примеру, сайт Netflix — отсылка на кинотеатр:
- Когда этого требует цветовая схема фирменного стиля.
Сайт франшизы Star Wars:
- Когда хочется вызвать эмоцию (интрига, загадка, драма) или сыграть на стереотипах (дорого-богато).
К примеру, праздничная фишка для сайта на Halloween в дарк моде, чтобы было загадочно и мистически:
Чек лист dark mode интерфейса нормального человека
Вот какие советы я себе посоветовала после прочитанного и просмотренного.
1. Избегать чистого чёрного
Тёмная тема ≠ чёрная. Тёмно-серый цвет (к примеру #121212) может выглядеть как чистый черный, но контраст будет мягче и фокусироваться будет проще.
Тёмно-серый фон также позволяет использовать в дизайне более широкий диапазон цветов и достигать большей глубины за счет теней и высоты.
2. Избегать чисто белого
Чисто белый цвет на глубоком тёмном фоне может создавать эффект ореола (аберрации, про которые было в самом начале). Белый как и черный, лучше разбавить, сделать серее или прозрачнее.
3. Избегать сильно насыщенных цветов
Насыщенность относится к интенсивности цвета. Чем насыщеннее цвет, тем он кажется «чище». Чем он менее насыщен, тем более серым он кажется. Насыщенные цвета лучше смотрятся на светлом фоне.
3. Сохранять контраст между фоном и текстом.
Слишком много контраста, и яркие элементы будут рябить в глазах. Недостаточно контраста, и интерфейс будет казаться «потухшим», будто выключенным.
4. Подобрать цвет к смыслу сообщения
Цвета вызывают разные эмоции в зависимости от их фона. Например, ярко-розовый цвет на светлом фоне может показаться легким и игривым.
Тот же самый розовый цвет на тёмном фоне может выглядеть как сообщение об ошибке.
Вот пример с близким цветом:
5. Создавать иерархию элементов не тенью, а подсветкой
На светлом фоне иерархия часто достигается тенями. Но тени не очень заметны в тёмном пользовательском интерфейсе. Вместо этого можно «подсветить» элементы интерфейса — чем больше что-то освещено, тем ближе элемент дизайна выходит на передний план.
Рекомендации Material Design от Google. На сайте Material Design есть генератор цветовых палитр (в разделе «Инструменты для выбора цветов»), с помощью которого можно создавать и применять цветовые палитры к пользовательскому интерфейсу.
Рекомендации от Apple.
Мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils (на русском) и блог на Substack (на английском).
Комментарии (58)
hssergey
22.07.2022 11:14+2Использую светлую тему. Но при этом стараюсь держать яркость монитора минимальной, такую, чтобы было комфортно, а не выжигало глаза как прожектором.
aamonster
22.07.2022 12:22+2О, да! Задранная яркость – типовая ошибка, от которой болят глаза.
Себе настраиваю по листу белой бумаги: яркость белого на мониторе должна быть примерно такой же.Asya_Dyu Автор
22.07.2022 14:27+1Хм, прикольный лайхак, попробую.
aamonster
22.07.2022 14:38Удобней всего, конечно, на маках и на ноутах, в которые встроен датчик освещённости, на всём остальном приходится постоянно крутить настройки :-(
Ну или можно собрать на ардуино измерялку (готовые на USB стоят каких-то странных для столь простой вещи денег).
Asya_Dyu Автор
22.07.2022 14:44+1Когда OnePlus 7 Pro отображает белый цвет при 100 нит, устройство потребляет в среднем 1000 мВт в течение пяти минут.
При отображении черного цвета OnePlus 7 Pro потребляет в среднем 600 мВт… при измерении темно-серого, устройство потребляло в среднем от 600 до 610 мВт.
…
В итоге получается несущественная разница в потреблении энергии, которую вы никогда не заметите на практике. Так что серые оттенки тоже отлично подходят для темной темы. Не обязательно использовать истинно чёрный в AMOLED-дисплеях.
Тут чувак экспериментировал, статья немного «побилась» — картинок больше нет, но вывод остался.
riky
22.07.2022 22:41только монитор надо правильный, иначе от мерцания глаза сильнее еще устают чем от яркости.
romxx
22.07.2022 11:28+5"Темная тема" стала модной, когда в экраны пошли OLED, с ними чем меньше светящися элементов на экране - тем меньше энергопотребление смартфона, тем дольше работает телефон от заряда батареи.
R7R
22.07.2022 13:18«Темная тема» стала модной, когда в экраны пошли OLED, с ними чем меньше светящися элементов на экране — тем меньше энергопотребление смартфона, тем дольше работает телефон от заряда батареи.
OLED, да.
Только не энергопотребление, а ШИМ.
(большинство, возможно, не замечает мерцания, но на самочувствии оно все равно сказывается. И тут человек инстинктивно выбирает наиболее комфортный для себя вариант)
Так и я — пока был смарт с IPS — пользовался «белой» темой, купил с OLED — на второй же день включил темную (хотя до этого был категорическим противником оной, так как про то, что черные буквы на белом читать легче — узнал еще 45 лет назад :)aamonster
22.07.2022 14:43Кстати да, насчёт влияния ШИМ на выбор светлого/тёмного – подтверждение из личного опыта: пока были ЭЛТ-мониторы с частотой мерцания 60-85 герц – я уверенно предпочитал светлый текст на тёмном фоне, а когда пошли LCD (без мерцания или с высокочастотным мерцанием от ШИМ подсветки) – потихоньку переполз на светлую тему, как на бумаге.
(насчёт мерцания OLED не в курсе, думал, там тоже высокочастотный ШИМ и проблем быть не должно – нет?)R7R
22.07.2022 18:29насчёт мерцания OLED не в курсе
Есть интересная статья на эту тему:
habr.com/ru/company/droider/blog/519746
kahi4
22.07.2022 11:28+4Избегать чисто белого
На улице в солнечную погоду текст справа прочитать просто невозможно, слева более-менее читается. Но в солнечную погоду темная тема в любом случае боль, при том что в светлой теме все видно просто отлично. Может, конечно, проблема конкретного телефона.
Asya_Dyu Автор
22.07.2022 15:19Я в солнечную погоду просто не вижу, что на экране моего айфон 6, вне зависимости от темы или контента.
Типичная яркость дисплея компьютера от 200 до 350 нит (1 кд/м2). (Вики)
Дневной свет в солнечную погоду — это 110 000 люкс (1 кд/м2) (Вики)
Да, сравниваем отраженный свет и излученный, но порядки можно сопоставить.
amarao
22.07.2022 11:39+1У меня у ноутбука 400 NIT'ов на экране, и единственный метод разглядеть текст на нём в яркий солнечный день в тени - это белый экран. Для меня это финальный аргумент о споре тем. При том, что я предпочитаю редактор с серым фоном, когда я днём на ярком свете, я переключаюсь в светлую контрастную тему.
vahmurka
22.07.2022 12:19+2вообще, не очень понял зачем в статье всё время ссылаются на "с экрана 60-х годов"… такие вообще есть? может в бункерах каких-то… )
далее, именно ЧТЕНИЕ (т.е. большие тексты, "многа букаф") скорее всего да, читать на тёмном фоне утомляет…
НО, тёмные темы придумали в основном для интерфейсов разных программ и у "нормальных" тем фон таки не чисто чёрный, а серый ("тёмный"), а это СОВСЕМ другой "компот" и чисто белые буквы на чисто чёрном фоне никто не читает…
когда 8+часов пялишься в IDE, то после тёмной темы ГОРАЗДО спокойнее глазам (возможно, от качества зрения зависит)…
к подобным исследованиям всегда есть вопрос: "а какой именно был цвет фона и цвет букв?"… фон #000 и буквы #FFF - через 5 минут глаза "в трубочку" завернуться, а какой-нибудь фон #333 и буквы #BBB (и светлее) - это просто "отдых" ))
palinka
22.07.2022 12:44Я сравнил стандартные темную тему "Dark + (default dark)" в VSC под Win, где прекрасно обхожусь без очков и под Ubuntu, поставив рядом два лаптопа, и должен сказать, что под Win гораздо ярче и поэтому комфортней. А вот убунта убивает зрение. Поэтому, пример в параграфах 2,3 я был еще поисследовал..
Des_Kitten
22.07.2022 13:11+21) Ваш проблемный скрин имеет одну проблему: неправильно настроенная палитра. В ней все цвета приведены друг к другу, нет акцентных цветов, выбивающихся из общего строя; большая часть проблем решилась (поигрался в гимпе) через изменение сатурации или валью (в HSL/HSV режиме) особенно ярких или наоборот темных объектов... (и зачем ночью солнце с неправильной стороны? - объект не читаем, но приковывает глаз своей яркостью, которая не отражена на других объектах)
2) Мне больно читать с белого или даже серого цвета (если тема светлая я предпочитаю бежево-коричневый фон с почти черным текстом, суть сепия; для темной хороша - темная сепия). Как правильно высказались, белый цвет - это софит в глаза; как и насыщенный синий см. синий экран виндоуз, но в нортон коммандер, кстати, синие цвета хорошо подобраны, но они для дополнительного защитного экрана компьютеров 80-х годов, который искажает эти цвета в зеленоватый оттенок.
3) В темноте человеческий глаз более вовлечен на восприятие движения, следовательно, любой акцентный цвет - воспринимается ярче и лучше, поэтому темные темы используют программисты - легче ориентироваться в конкретных местах, при этом, никакой оверцветастой темы они не используют для подсветки кода, и она редко насыщена - если судить по самым популярным цветовым темам.
4) Но мы, люди, живность светового времени суток, и исторически сложилось, что воспринимаем большую часть инфы мы днем и глазами, поэтому отделить черное на белом нам легче. Белый обрамляет объект, фокусируя на нем взгляд, черный - наоборот рассеивает взгляд от светлого объекта, размывает его.
Pastoral
22.07.2022 13:11Очень давно изучалась скорость восприятия информации применительно к кабине пилота. Было обнаружено, что на близком расстоянии лучше чёрным по белому, а на дальнем, если правильно помню сантиметров 50-60 граница, лучше белым по чёрному.
А потом вмешалось то обстоятельство, что ночью чёрным по белому мешает пилоту хоть что-то разглядеть за бортом.
R7R
22.07.2022 13:21Очень давно изучалась скорость восприятия информации применительно к кабине пилота. Было обнаружено, что на близком расстоянии лучше чёрным по белому, а на дальнем, если правильно помню сантиметров 50-60 граница, лучше белым по чёрному.
Насколько я помню, в кабине пилота очень мало текстовой информации, а та что есть — дается в максимально краткой форме.
(Впрочем, прогресс на месте не стоит :)
Nagh42
22.07.2022 13:38+5Опять тёплое с мягким путают. Наговорю кучу банальных и очевидных вещей, но судя по очередной статье, они до сих пор не укладываются в некоторых головах.
Ни белая, ни тёмная тема не является панацеей! Каждая нужна в зависимости от конкретных обстоятельство использования. Как уже многие заметили, текущие экраны по сути являются лампами причем с достаточно жёстким светом. И это хорошо работает если уровень освещенности вокруг примерно такой же или выше. В такой ситуации тёмная тема скорее всего будет неуместна, не только чтение, но и считывание элементов будет затруднено, потому что зрачок уже настроен на яркое освещение (сужен) и улавливает минимум лучей. Но что происходит, если уровень освещения вокруг падает? Зрение подстраивается под превалирующий фактор и если вы не уткнулись лицом в монитор, чтобы не видеть действительность, то зрачок расширится, чтобы ловить больше лучей. И вот тут яркий "прожектор" монитора даст о себе знать. Увы, если вы не фанаты хайлюксов (высокого уровня освещенности) и не устроили у себя хирургический кабинет на дому, то жалкие 40-60-100 ватт лампочки даже близко не дадут той же интенсивности света, что даёт текущий экран, подсвеченный мощными светодиодами. И вот тут тёмная тема спасает, снижая световую нагрузку и уменьшая контраст между окружающей действительностью и экраном.
Ну а дальше банальность, есть офисные работники, которые действуют только при ярком свете дня. А есть "теневые", которые часто сидят в полутьме и по ночам. И конечно же темы у них должны быть разными.
Gigatrop
22.07.2022 13:55+2В начале статьи и в её тегах идёт речь о разработке тёмного интерфейса игры. Далее статья об удобстве чтения текстов. У вас игра про чтение текста? В играх совсем другая задача - впечатления.
Asya_Dyu Автор
22.07.2022 15:35Текстовые вставки там тоже есть. Но вы правы. У меня игра, значит для нее тёмный интерфейс — это окей, т.к. впечатления.
Только я никогда тёмные интерфейсы не разрабатывала, и потому сначала текстовые вставки не читались (слишком тусклые), потом я начала «выжигать» глаза слишком яркими цветами.
В итоге я стала искать, какие соотношения цветов используют нормальные люди, и вообще решила почитать исследования на эту тему, т.к. пару лет назад у меня почти полностью пропадала острота зрения на одном глазу, и я уже не уверена на 100% в своём восприятии.Gigatrop
22.07.2022 15:54Вебовские и журнальные законы в играх могут иметь применение в похожих интерфейсах, но в целом у игр больше свободы. В играх очень яркие надписи на полностью чёрном фоне для акцентов - это вполне хорошо. И не читаемые надписи тоже могут играть позитивную роль, например подчёркивать темноту комнаты. При проблемах со зрением можно менять гамму монитора или настройки игры. Человек с проблемами будет испытывать их во всех играх, и скорее всего имеет уже какие-то глобальные настройки для этого. Я когда-то был приверженцем приятных сочетаний и паст[э]льных тонов, но это оказалось скучно для игр. Получается правильно и приятно, но не интересно.
Asya_Dyu Автор
22.07.2022 16:16+1Пастэльные тона — это красиво. Но мне хочется как-то совместить ретро нью вейв (как на картинке) с пиксель артом, с белым медведем и чтобы на это всё можно было наложить предупреждения текстом про технические шоколадки (для кусков, где игры еще нет / уровень недостроен):
CaptainFlint
22.07.2022 14:12+1Красные флаги, когда лучше держаться подальше от тёмных интерфейсов:
Ваши бы слова да дизайнерам в уши… Не перечислить, сколько сайтов мне попадалось, где публикуются длинные многобуквы и где всё сделано в тёмном интрефейсе без возможности выбора светлого. И мало того, среди всяких Хромо-Файерфоксо-расширений грудами валяются сотни принудительных переключалок светлых сайтов в тёмный режим, но я пока не нашёл ни одного для обратной операции.
* Много текста (читать на тёмном фоне сложно).K0styan
22.07.2022 14:44+3Всякие "режимы чтения" в браузерах спасают. Тем более, они зачастую не просто белый фон дают, а сепию.
Но годится, разумеется, для сайтов, где главное - текст.
CaptainFlint
22.07.2022 14:49+1Кстати, точно, надо попробовать. Я всё время забываю, что есть такая штука. Спасибо за напоминание!
nin-jin
22.07.2022 14:42+2Я не нашла ни одного исследования, где дарк мод побеждал по читабельности или давал меньшую нагрузку на глаза.
Дайте догадаюсь, исследования проводились в хорошо освещённом офисе? Поработайте со светлым интерфейсом хотя бы минуту в темноте и сами всё поймёте без исследований.
Когда зрачок меньше, глаза менее восприимчивы к сферическим аберрациям, изображение кажется более сфокусированным, глубина резкости у картинки больше, а напрягаться для этого нужно меньше.
Лучше просто увеличить шрифт, а не пытаться читать текст на грани различимости.
Много текста (читать на тёмном фоне сложно).
Расскажите это программистам, 80% которых сутками программируют именно в тёмной теме.
для ночных развлечений (в смысле для фильмов или компьютерных игр)
Ну да, в игры только ночью и играют.
Слева нормально читается. Справа не хватает контраста.
А в чём отличие?
Asya_Dyu Автор
22.07.2022 15:49+3Дайте догадаюсь, исследования проводились в хорошо освещённом офисе? Поработайте со светлым интерфейсом хотя бы минуту в темноте и сами всё поймёте без исследований.
Глазам и мозгу вообще плохо работать в темноте. В темноте спать лучше, а не работать. Я не говорю, что сама так не делаю, но тёмная комната ни работоспособности ни зрению не помогает.Ну да, в игры только ночью и играют.
Ну, я чаще играю вечером все же. Плюс в игровых клуба обычно нет окон, и либо полумрак, либо искусственное освещение. Не думаю, что кто-то играет с экраном, в которое солнышко ярко светит. Там никакой темы невидно. Я сама лично в офис шторы с блэкаутом заказывала, чтобы работать можно было, когда за спиной солнечный день в окно лезет.Слева нормально читается. Справа не хватает контраста.
Скорее всего, из-за того, что фон вокруг примеров светлый.А в чём отличие?
Отличие в том, что слева есть тень. Если приглядитесь, то она действительно есть. Но она вообще не считывается. Так что тень, как способ показать иерархию, в дарк моде не работает. Вы ее даже не смогли разглядеть тут.
0xd34df00d
22.07.2022 17:05+4К отсылкам на программистов — пару лет назад перешёл на светлую тему, и полет нормальный. Что при десятичасовой работе, что при работе ночью.
Темная тема осталась только на мобильнике для чтения интернетов на ночь.
R7R
22.07.2022 18:32+1Поработайте со светлым интерфейсом хотя бы минуту в темноте и сами всё поймёте без исследований.
Норм. все, дело привычки. А вот белые буквы на черном, да в темноте — это сурово :)nidalee
23.07.2022 07:18+1Почему сурово? Прямо сейчас так читаю. Уже не помню, когда последний раз dark reader выключал.
DmitryMurinov
22.07.2022 15:00"«Dark Mode — хорошо для глаз» — не доказано. Я не нашла ни одного исследования, где дарк мод побеждал по читабельности или давал меньшую нагрузку на глаза. Либо светлая тема работала лучше, либо получались одинаковые результаты (ссылки на исследования будут).", -- субъективно при программировании по 14 часов в день (16 часов минус перерывы на еду прочие витальные потребности), в формате день через день (на второй день нормальная продолжительность дня) глаза при светлой теме с хорошим монитором начинают побаливать к концу дня через пару недель. С тёмной темой никогда.
Des_Kitten
22.07.2022 15:12Дополню: вторая ссылка по запросу "Dark mode science":
Результаты исследования, опубликованного в научных отчетах Nature Research в 2018 году, предполагает, что длительное воздействие светового режима может быть связано с миопией (близорукостью) ... В своем исследовании Андреа Алеман и ее коллеги из Тюбингенского университета в Германии попросили семь участников в течение часа читать текст, представленный в Light Mode и Dark Mode ... Результат предполагает, что работа с текстами в Light Mode может быть лучше по эффективности в краткосрочной перспективе, она может повлечь за собой негативные долгосрочные последствия.
Исследования Легге (1985г) легли в основу рекомендации о возможности переключения в Dark Mode для современных компьютерных интерфейсов. В 2005 году греческие ученые также подтвердили, что для увеличения доступности интерфейсов для пользователей с ослабленным зрением, необходимо наличие Dark Mode.Выводы из той статьи:
— При длительном использовании Dark Mode менее вреден, чем Light Mode.
— Некоторым людям с нарушениями зрения Dark Mode позволяет лучше различать текст.
— Есть пользователи, которым Dark Mode намного более эстетически привлекателен, чем Light Mode — их довольно много и не стоит о них забывать.
Asya_Dyu Автор
22.07.2022 16:08+1Результаты исследования, опубликованного в научных отчетах Nature Research в 2018 году, предполагает, что длительное воздействие светового режима может быть связано с миопией (близорукостью)
Тут сложный вопрос. Проводили исследование на книжках обычных, заставляли участников неделю подряд читать каждый день по 80 минут, а потом замерили толщину кровяных сосудов на задней стенке глаза. При близорукости они утолщены. Недели хватило, чтобы сосуды слегка увеличились (никак не могу ссылку на отчёт найти, не сохранила, увы). Есть предположение, что любое длительное фокусирование на расстоянии меньше метра, возможно, провоцирует близорукость.— Есть пользователи, которым Dark Mode намного более эстетически привлекателен, чем Light Mode — их довольно много и не стоит о них забывать.
Я сама люблю, как выглядит Dark Mode, телеграм и графические редакторы у меня на тёмной теме. Но книжки с телефона я даже ночью читаю на минимальной яркости и на бежевом фоне с тёмными буквами. Тёмная тема даже с крупным шрифтом — расплывается.Исследования Легге (1985г) легли в основу рекомендации о возможности переключения в Dark Mode для современных компьютерных интерфейсов. В 2005 году греческие ученые также подтвердили, что для увеличения доступности интерфейсов для пользователей с ослабленным зрением, необходимо наличие Dark Mode.
Исследования Легге о том, что у людей с катарактой мутный хрусталик, и из-за этой мутной неоднородной среды у людей от яркого света появляются блики / засветы. От тёмной темы меньше света => меньше бликов. Люди с другими отклонениями зрения (не с катарактой), преимуществ от тёмного режима не получили. Так что это как рекомендации по «доступной среде», но в диджитал.
economist75
22.07.2022 16:09+1Даже если предположить что все люди, их глаза и мониторы, освещенность рабочих мест одинакова, то в сухом остатке остаются два отличия, которые как раз и объясняют всё:
Программистам, дата-сайентистам, полиграфистам, дизайнерам - приятней темная тема из-за "мягкой" разноцветной подсветки синтаксиса кода или текста. Их тексты - "электронны";
Редакторам печатных изданий, секретарям, бухгалтерам, юристам итп - приятней светлая тема, из-за монохромности, "бумажности" их текстов.
Но не только цвет текста. Программисты в среднем перечитывают код 6-8 раз, "пятнами", у них нет значимых опечаток из-за авто-дополнения в IDE, они сами выбирают себе все - цвет, жирность шрифта и цветовую гамму. И монитор они выбирают часто сами. И сидят чаще не светлых переговорках, а в темных серверных.
Редакторы/секретари - совсем другое дело: перечитывают текст меньше, в среднем 3 раза, но "сверху-вниз", у них нет авто-дополнения, они не могут поменять себе цвет, жирность шрифта и цветовую гамму. И монитор они выбирают реже, а сидят часто в светлых местах.
Отсюда и разные подходы. Иногда функции кодера/редактора совмещаются, а значит эти люди темное/светлое будут чередовать. Все это я вижу вокруг, у десятков людей в большом холдинге.
Исследования из статьи интересны, но как верно подмечено, однобоки и не описывают этих самых "двух отличий". Для себя сделал вывод что лучше всего провести свое исследование. Но актально оно будет только мне самому, потому что степень совмещения кодер/редактор у каждого своя.
Ul3ainee
24.07.2022 14:39Ни в коем случае нельзя программистов размещать в «тёмных серверных». Это может слишком плохо для них кончиться. Ну и программистов тоже немного жалко: в нормальной серверной довольно шумно и холодно (как минимум, прохладно).
emptycat
23.07.2022 01:58-1Почкму темный режим лучше? Думаю, это из-за проблем в подсветке монитора. Современные ЖК мониторв в большинстве своем имеют в качестве подсветки крайне низкокачественные диоды с плохой цветопередачей. По сути, мы по несколько часов пялимся на дрянные китайские лампы с алиэкспресс, пытаясь еще чего то читать. Темный монитор хоть немного спасает от этого вырвиглазного света. IPS матрицы не решают эту проблему. Я иногда вижу такую ситуацию, что мониторы с IPS матрицей проигрывают по качеству TN.
Насчет дизайна темной темы. Не вижу смысла придумывать велосипед. Есть давно готовые и опубликованные в литературе схемы сочетаний цветов. Сотни их. Нужно сразу брать готовую, а результат работы проверять на самом убогом ЖК мониторе, который можно без проблем найти на бу рынке за 3 копейки.
DmitryKa
23.07.2022 05:13+2Любопытно, как выше в комментариях любители тёмных тем аргументируют свой выбор, мол, программистам лучше тёмные темы из-за приятных цветов, попробуйте посидеть 14 часов за монитором, попробуйте посидеть ночью за монитором и т.п. Особенно позабавило, что программисты чаще сидят в тёмных северных :)
Я, как программист и любитель поиграть, сижу чуть ли не днями (и уж точно ночами) за компьютером. Когда становится темно — я просто включаю свет и сижу дальше со своей светлой темой. И, по-моему, это самое простое решение проблемы, применимое почти всегда.
nidalee
23.07.2022 07:21+1Зависит. Я часто работаю с цветом в видео, и мне любое освещение только мешает.
Плюс освещение вокруг уменьшает контрастность и в зависимости от удачности расположения монитора, дает блики. Для любителей поиграть в какой-нибудь Escape From Tarkov это может быть критично, если ты просто не разглядишь врага в темноте.
xaosxaos2
23.07.2022 13:02А Вы что свой выбор как то иначе аргументируете? Не увидел не одного доказательства от Вас, тоже только то, что типа у Вас всё найс проблемы на другой стороне :). Нет, я не приверженец тёмных, но и не светлых. Например для меня днём лучше светлая тема, а в темное время — тёмная. Однако я что-то не рву на себе рубашку дабы доказать, что Вы все ошибаетесь. Люди все разные, кому-то одно, кому-то другое заходит.
fizteh147
23.07.2022 20:12Нормально использовать dark mode ...
Когда это подходит по тематике, например, для ночных развлечений (в смысле для фильмов или компьютерных игр).
Вот лично мое мнение и опыт о том, что dark mode появился в основном для того, чтобы не слепить глаз человека в тот момент, когда вокруг темно. Т.е. это возможность адаптироваться под окружающий уровень освещения.
Если вы посмотрите (или вспомните) режим работы автомобильных навигаторов, то у них стоит автоматическое переключение на темную схему с наступлением темного времени суток и обратно на светлую когда станет светло.
По моему опыту многие программисты любят (или любили?) сидеть за монитором ночью, когда соседи/семья уже спят и не мешают сосредоточиться. И темная схема помогала адаптироваться к темноте вокруг. Хорошо, когда есть отдельная комната, где можно включить свет и никому не мешать. Но далеко не у всех есть такая возможность.
Потом такие программисты продолжали использовать темную схему по привычке.
Все остальные тезисы типа
«Dark Mode — хорошо для глаз»
«Dark Mode — модно, стильно, молодёжно»это больше попытка накрутить теорию заговора вокруг простого факта, что тёмная схема лучше всего подходит для тех условий когда темно.
R7R
23.07.2022 21:13Если вы посмотрите (или вспомните) режим работы автомобильных навигаторов, то у них стоит автоматическое переключение на темную схему с наступлением темного времени суток
Не так давно пришлось ехать ночью по совершенно незнакомой дороге исключительно по программе навигации в смартфоне.
Автора идеи «автоматически переключить на черное» я бы в тот момент убил бы, если бы мог :)fizteh147
23.07.2022 22:03Тут можно резонно заметить, что данное поведение включено по умолчанию. На 90% уверен, что в настройках есть три чек-бокса: 1 - автоматически, 2 - всегда светлая, 3 - всегда темная.
И это автоматическое переключение присутствовало еще со времен автономных навигаторов 2007 года
P.S. В Яндекс Картах аж 4 чекбокса. Есть еще "Использовать системную тему"
R7R
24.07.2022 02:34в настройках есть три чек-бокса: 1 — автоматически, 2 — всегда светлая, 3 — всегда темная.
Проблема была в том, что разбираться с настройками было некогда.
Да и с мобильным интернетом была существенная проблема — его просто не было.
Был маршрут, проложенный тогда, когда интернет еще был.
И никаких лишних движений делать было нельзя :)
(уточню — до того дня навигационными приложениями для смартов никогда не пользовался, нужды не было)fizteh147
24.07.2022 11:36Я вам сочувствую, что пришлось понервничать. И рад, что вы всё-таки доехали до пункта назначения.
Если вы до этого ни разу не пользовались навигационными приложениями, то интерфейс темной схемы должен быть так же не знаком, как и светлой. Или смена со светлого интерфейса на темный произошла в процессе езды и внесла дополнительную неразбериху?R7R
24.07.2022 19:12Если вы до этого ни разу не пользовались навигационными приложениями,
На смартфоне.
До этого у меня был Гармин, там были свои закидоны.Или смена со светлого интерфейса на темный произошла в процессе езды
Именно. На самом интересном месте.
s_poliakov
24.07.2022 00:22+1Я вот читаю статью в дарк теме, с 5% системной яркости и с дополнительным фильтром желтого и притемнением в опере на телефоне. И эти большие белые бэкграунды изображений мне некомфортны.
R7R
24.07.2022 02:365% системной яркости… на телефоне. И эти большие белые бэкграунды изображений мне некомфортны
ШИМ?s_poliakov
24.07.2022 17:06Даже если он есть, простыня из белых буковок никак не напрягает, и от понижения яркости становится только лучше, и хотелось бы даже иметь градацию в -10% яркости, но такой нету. А потом вдруг большоой такой и белый бэкграунд...
R7R
24.07.2022 19:16Даже если он есть
На 5% яркости, если есть ШИМ — это очень тяжко.
(Есть крутые смарты, у которых и на 50% яркости со светлой темой работать уже сложно)s_poliakov
24.07.2022 19:36В полной темноте сложно, да, и на 5%, и на 100%.
В светлое-то время меня самсунг 2годичной давности за $400 устраивает в любой теме, и экран субъективно просто очущается более ярким, чем что-либо, чем пользовался раньше, что весьма спасает под прямыми солнечными лучами.R7R
24.07.2022 20:39самсунг 2годичной давности за $400
IPS или OLED?s_poliakov
24.07.2022 23:42Ну Амолед, конечно, сейчас самсунгов с IPS и не найдешь. Но повторюсь, что, если бы не бОльшая яркость днем, то я бы одно от другого на глаз фиг отличал.
R7R
24.07.2022 23:46Ну Амолед, конечно, сейчас самсунгов с IPS и не найдешь.
Так именно у самсунгов с амолед самые большие проблемы с ШИМ (масса источников инфы, вплоть до Экслера с его тестами с помощью Radex Lupin :)s_poliakov
25.07.2022 01:11Ну хорошо. А как это влияет или не влияет на присутствие больших белых картинок посреди темной темы?
MikhailZakharov
Спасибо за статью. Я для себя определил, что читаю и воспринимаю лучше с белой темы, но когда сидишь перед большим 32''+ монитором белый цвет работает как гигантский софит. Никакой лампы для веб камеры не надо. Приходится точечно настраивать цвета.
Отдельный плюс за пункт, что темная тема не обязательно черная.
Asya_Dyu Автор
Пожалуйста.
Я на самом деле люблю дакр мод. Но астигматизм тоже при мне, так что на тёмной теме у меня только телеграм и графические редакторы, там почему-то удобнее/приятнее глазу на тёмном фоне работать.