Долгое время в России было две индустрии, куда стремились попасть почти все лучшие выпускники главных бизнес-вузов страны. Это инвестиционный банкинг (про него в другой раз) и топовый управленческий консалтинг. Консалтинговые фирмы успешно наращивали объемы проданных проектов и расширяли офисы. Но этот год в России переживут далеко не все из них. Разбираемся, каким был российский консалтинг до 2022 г., и какой он будет теперь.

О чем эта статья

Российская отрасль «стратегического и операционного консультирования» (a. k.a. «консалтинг») была на подъеме последние пару десятилетий. Работы для консультантов было хоть отбавляй. Хочешь — копайся в кишках нефтегазовых холдингов и сибирских рудников, хочешь — придумывай экосистемные стратегии для госбанков, а хочешь — и вовсе помогай с выходом на рынки Юго-Восточной Азии продуктовой вертикали какого-нибудь маркетплейса.

Это «Белая Площадь». Именно здесь обитает существенная часть российских «консультантов-обыкновенных» (не в церкви).
Это «Белая Площадь». Именно здесь обитает существенная часть российских «консультантов-обыкновенных» (не в церкви).

Талантливейшие молодые люди выстраивались в очередь на вакансию стажера, лишь бы начать карьеру в престижной фирме с мировым именем. В консалтинговой тусовке даже появился свой феномен — кейс-клубы. В них студенты и выпускники сутками тренировали решение кейсов, чтобы обогнать конкурентов в погоне за заветным оффером. Зачастую встречались уникальные ситуации, когда человек годами не мог пройти отбор, но все равно упорно продолжал решать кейсы и готовиться.

Бизнес-кейс — обязательный этап отбора в любую консалтинговую компанию. Интервьюер дает задачку с очень размытыми условиями (например, «У металлургического завода упала прибыль, что делать?») , а вам придется найти решение, используя наводящие вопросы и ваш недюжинный ум.

Популярный кейс — «Сколько шариков для пинг-понга влезет в Боинг?». Простите, не удержался. На самом деле эта задачка — лютый баян. Если вам задали ее на интервью, вежливо встаньте, объясните интервьюеру, что вы не сойдетесь характерами, и бегите.

Кейсы — консалтинговый мем №1.

Ковид стал первым черным лебедем. Поначалу рынок был в нокдауне, клиенты массово отменяли проекты: не будешь же Петровичей в цеху по скайпу оптимизировать (хотя и такое бывало — оптимизацию процессов на заводах делали буквально по Зуму).

«Ничто не вечно», — почесали репу смекалистые консультанты, и занялись продажей проектов по антикризисному управлению, адаптации орг. структур под удаленку и развитию сервисов доставки товаров последней мили. Пришлось поднапрячься, но консалтинговая отрасль выжила и массово внедрила новые практики. Некоторые фирмы даже здорово выросли на ковидной суете.

Это импортные консультанты из сериала House of Lies (Обитель лжи). Наши такие же (ну, почти), но чуть менее радостные — ведь им еще всю зиму рисовать процессы на сибирском руднике.
Это импортные консультанты из сериала House of Lies (Обитель лжи). Наши такие же (ну, почти), но чуть менее радостные — ведь им еще всю зиму рисовать процессы на сибирском руднике.

Однако пережить 2022 год российской консалтинговой отрасли было не суждено. Вернее, не суждено было пережить в том виде, в каком мы ее знали последние годы.

А в каком виде российский консалтинг переживет текущие события — это мы сейчас попробуем выяснить.

Небольшой disclaimer. Кто я такой и почему это пишу

В консалтинг я попал сразу после универа. Уже за первый год я успел сделать стратегию крупной пищевой компании, запилить бизнес-модель стартапа на рынке предметов искусства, и даже показать свою невероятно ценную презентацию вице-губернатору одного из далеких российских регионов (раз я все еще жив, значит, он не сильно всматривался в слайды) . Короче говоря, ожидания оправдались на все 146%. Разве что спать 10 часов в неделю мне не очень понравилось (не рекомендую) .

По сегодняшний день я успел поработать в трех очень разных консалтинговых фирмах. За это время у меня успела сложиться картинка об этой самобытной отрасли. Надеюсь, с помощью данной статьи она сложится и у вас.

А чтобы эта картинка получилась максимально полной, я позвал на помощь Анну Саакян. Анна — основатель Costa Case Club, крупнейшего русскоязычного сообщества по подготовке к кейс-интервью в консалтинг, и по совместительству, главного места притяжения консалтинговой тусовки в нашей стране.

Также свою лепту внес Павел Комаровский из RationalAnswer. Он экс-консалтер из McKinsey, так что тоже неплохо знает матчасть.

Консалтинг в России — краткое досье

Сразу оговорюсь. В статье пойдет речь только о бизнес-консалтинге. Многие смежные профессиональные услуги я не буду затрагивать. Например, данная статья не охватывает юридическое консультирование или услуги инвестиционных банков по сопровождению сделок. Это совсем другая история.

Для начала давайте попробуем четко разграничить российский рынок консалтинга. Или, как любят говорить сами консультанты, «структурируем по МЕСЕ».

MECE (Mutually Exclusive, Collectively Exhaustive) — «взаимно исключающее, совместно исчерпывающее», краеугольный камень подхода консультантов к структурированию своей работы. Тру-консультанты работают, думают, и даже сны видят по MECE (или, как еще говорят, «мисишно») .

Типичный пример использования: «У тебя не мисишная структура презентации, срочно переделывай», — любой менеджер проекта в консалтинге в пятницу вечером.

MECE — консалтинговый мем №2.

Итак. До 2022 г. российский консалтинг можно было представить в виде торта. У торта было несколько слоев. Или, как обычно говорят, «эшелонов» или «тиеров».

Далее мы пройдемся по каждому «эшелону». Я насчитал ровно шесть таковых. У каждого есть свои особенности, отличительные черты и признаки, которым компания должна соответствовать, чтобы в него попасть.

Разберем различия между тиерами, а также, чем отличаются отдельные компании внутри каждого из них. Что нужно знать про некоторые самые любопытные компании (рубрика «удивительное рядом») . А также, что будет с каждой из этих фирм после 2022 г.

Примерно такую картинку показывали студентам в российских ВУЗах, когда рассказывали о консалтинговых фирмах. Помогите Даше-путешественнице найти компанию, которая никуда не денется с российского рынка после 2022 г.
Примерно такую картинку показывали студентам в российских ВУЗах, когда рассказывали о консалтинговых фирмах. Помогите Даше-путешественнице найти компанию, которая никуда не денется с российского рынка после 2022 г.

Первый эшелон (Tier-1) — «Большая тройка»

Самые модные и престижные консалтинговые фирмы. У них самые дорогие проекты, самые лакомые клиенты, и, по слухам, самая высокая концентрация value на 100 грамм распечатанных слайдов.

Value («вэлью», «вэльюшка») — тот самый секретный ингредиент, которым консультанты наполняют свои слайды прямиком из Святого Грааля. Ради вэлью консультантов и нанимают (но это не точно) .

Вэлью может быть разная — в виде реально ценной рекомендации, в виде авторитетного бренда напротив уже принятого решения топ-менеджмента, или в виде рассказов в высоких кабинетах а-ля «вот стооолько проектов мы купили у Маккинзи в этом году».

Ходят слухи, что самая ценная вэльюшка непременно создается консультантами ночью перед утренней встречей с клиентом.

Value — консалтинговый мем №3.

«Большая тройка» — самые крупные «чисто консалтинговые» компании (чуть ниже объясняю, что здесь имеется в виду под словом «чисто» — см. раздел «Большая четверка»). Выпускники топовых бизнес-ВУЗов в первую очередь несут свои резюмешки именно к ним. Именно эти компании отвечают самыми звонкими и тяжеловесными отказами незадачливым соискателям. Что не мудрено, ведь через работу в данных фирмах проще всего «хакнуть» свою карьеру и вырасти в топ-менеджера за несколько (крайне непростых) лет. И именно здесь платят зарплаты, о которых лучше не рассказывать людям, работающих на «обычных» работах.

Компании «BIG3» имеют сильные практики во всех (или почти во всех) индустриях, продуктовых сегментах, корпоративных функциях и типах задач. Пока одна из многочисленных проектных команд оптимизирует процесс ремонта и технического обслуживания какого-нибудь цеха на сталелитейном заводе, другая — придумывает стратегию вывода на рынок нового бренда зефира в шоколаде.

«Большая тройка» состоит из следующего триумвирата:

  • McKinsey&Company («Маки», «Фирма»). Самая известная, крупная, цитируемая и узнаваемая консалтинговая империя. Хотел было написать «самая старая», но нет (об этом позже). По состоянию на февраль 2022 г. московский офис McKinsey насчитывал около 700 консультантов разных грейдов. В России делали проекты во всех индустриях — от рудников и нефтянки до банков, ритейла и фармы. Помимо непосредственно консалтинга, у Маков было отдельное подразделение McKinsey Digital (включавшее направление Advanced Analytics) , где работали дата-саентисты и прочие умеющие кодить технические ребята, а также бенчмарк-агентство для банковской отрасли Finalta, которую Маки приобрели в 2011 г. (а в России запустили пару лет назад) .

  • Boston Consulting Group (BCG, «БиСиДжи»). Вторая по крутости фирма в России, которая периодически бросала вызов McKinsey в отдельных практиках. В России у BCG были мощные индустриальная (шахты-заводы-пароходы) и банковская практики, а также неплохие позиции в госсекторе, ритейле и машиностроении. В большинстве других индустрий тоже имели свой кусочек пирога. Как и у McKinsey, было свое цифровое подразделение — BCG Gamma.

Любите испить чайку с зефирчиком данного бренда? А знаете ли вы, что этот бренд возник благодаря одной из компаний «большой тройки»?
Любите испить чайку с зефирчиком данного бренда? А знаете ли вы, что этот бренд возник благодаря одной из компаний «большой тройки»?
  • Bain&Company («Бейн»).Третья по крутости фирма «большой тройки», которая, тем не менее, имеет свои сильные центры компетенций. В России у Бейна была самая сильная авиационная практика, которая, говорят, кормила львиную долю офиса (видимо, Бейну в ковид было особенно тяжко) . Также были неплохие практики в других транспортных модальностях, банках, нефтянке, энергетике, ритейле и лакшери-сегменте. Вообще говоря, Бейн сопоставим с Маками и BCG по стоимости и качеству проектов, но вариативность его индустриального калейдоскопа в России чуть ниже. Бейн был основан выходцами из BCG, и это в целом ярко демонстрирует тенденцию — новые сильные консалтинговые фирмы обычно возникают в результате откола части партнеров какой-либо действующей фирмы.

В марте 2022 г. McKinsey объявила об уходе из России и релокации сотрудников в другие офисы. BCG и Bain сделали то же самое. Однако в мае стало известно, что несколько российских партнеров McKinsey останутся в России, выкупят российское юрлицо и продолжат бизнес как отдельная компания. Разумеется, костяк офиса будет состоять из консультантов «BIG3», не пожелавших уезжать из России. В рамках новообразованной компании к партнерам из Маков присоединятся и некоторые из оставшихся в России лидеров других компаний «Тройки».

В июне управляющий партнер новой компании Яков Сергиенко (ранее возглавлял российский McKinsey) объявил, что компанию ждет множество масштабных проектов и задач, причем не только в России. А также, что название пока не выбрано — в качестве одной из рабочих версий было предложено «РУБиКон» («Российский управленческий бизнес-консалтинг») .

Вероятно, по мере роста проектов, новосозданная компания будет постепенно «пылесосить» сильнейших консультантов, оставшихся в России. Так что, судя по всему, именно она займет вершину Олимпа новой консалтинговой отрасли в России (станет российским tier-1).

Международный второй эшелон (Tier-2)

Здесь уже все менее однозначно и гораздо более «размыто». Обычно ко «второму эшелону» причисляют глобальные фирмы, которые тоже старые, крутые и престижные, но чуть-чуть не дотягивают до «Тройки» по размеру практик и стоимости проектов.

Хотя зачастую разницы в стоимости проектов (и соответственно — в зарплатах сотрудников) с «Тройкой» может и не быть. Объясняется это тем, что у компаний «второго эшелона» почти всегда есть специализация — либо в конкретной индустрии, либо в отдельной корпоративной функции / типе проектов. Чаще всего бывает так, что какой-то тип задач особенно востребован в определенной отрасли. И наоборот — специализируясь на индустрии, у фирмы заказывают проекты определенной направленности. Поэтому часто происходит специализация и по индустрии, и по функции.

Яркий пример — типичный представитель tier-2 Oliver Wyman. У Wyman сильная практика в области рисков, а риски больше всего интересуют банки. Поэтому большинство проектов в России Вайман делал в банковском секторе. И эти самые риски для банков Вайман делает, возможно, лучше всех на рынке, за что берет вполне заслуженную высокую ставку.

Более того, есть парочка уникальных компаний, которые условно относятся к tier-2, но могут стоить даже дороже «Тройки». Секрет в том, что их компетенции в своих областях прокачаны до максимума.

Давайте подробнее поговорим про ключевых представителей «второго эшелона» глобального консалтинга, работавших в России:

  • Уже упомянутый Oliver Wyman (OW, «Вайманы»). Специализируется на проектах для финансовой отрасли, особенно силен в проектах в рисках и прочих data-driven решениях для банков. Например, Вайманы собаку съели на написании разномастных big data моделей, помогающих банкам скорить заемщика или, к примеру, оценивать его транзакционные предпочтения. В России помимо банков также были проекты в ритейле и нефтянке. Oliver Wyman принадлежит еще более крупной корпорации — американской Marsh McLennan (оказывает услуги страхового брокера и риск-консультанта, напрямую в России представлена не была). После февральских событий Вайманы объявили о полном уходе из России.

  • Kearney («Карни»). Пару лет назад называлась A.T. Kearney, но недавно решила убрать первые две буквы. Была основана в 1930-х годах путем отделения от McKinsey ее Чикагского офиса, возглавляемого, собственно, Эндрю Томасом Карни. Специализация Kearney — закупки и цепочки поставок, в этой области они считаются лучшими. А еще консультанты Карни сидели в ламповом кирпичном лофте. Компания пока что формально не ушла (не закрыла российское юрлицо), но сотрудники переехали в другие офисы и делают проекты там.

  • Roland Berger. Квадрактиш-практиш-гут консалтинг из Германии. Одна из двух компаний не из Америки в нашем списке (вывод делайте сами) . Глобально сильна в машиностроении, автопроме, транспорте и прочих индустриально-производственных отраслях (но не только) . Похоже, что в России фокус был такой же. Ушла из страны.

  • Arthur D. Little (ADL). Старейшая консалтинговая компания, основанная еще в эпоху палеолита американским химиком Артуром Дехоном Литтлом. Всю свою историю ADL делал сильный фокус на проекты и решения, связанные с технологическими инновациями. В 2001 г. компанию купил французский консалтингово-инженерный конгломерат Altran, а в 2011 г. партнеры выкупили фирму обратно. Как вы можете догадаться, в результате этих пертрубаций от того «старого» ADL мало что осталось. Тем не менее, ADL все равно любит ввернуть в свои презентации тезис, что они самые старые (даже McKinsey существенно моложе) и вообще, «с них начался консалтинг». И формально они правы. После февраля 2022 г. глобальный ADL свернул бизнес в России, но часть партнеров осталась, и будет развивать свою компанию.

Это Артур Дехон Литтл. Хотя основателем управленческого консалтинга в его современном виде зачастую считается Марвин Бауэр (руководитель McKinsey в 1950-х), именно мистер Литтл фактически является родоначальником отрасли.
Это Артур Дехон Литтл. Хотя основателем управленческого консалтинга в его современном виде зачастую считается Марвин Бауэр (руководитель McKinsey в 1950-х), именно мистер Литтл фактически является родоначальником отрасли.
  • Strategy& («Стретеджи Энд»). Образовалась путем покупки аудиторским гигантом PWC консалтинговой фирмы Booz Allen Hamilton. После поглощения провели ребрендинг. В итоге получилась любопытная структура — у PWC и так был свой консалтинг, а Strategy& была аффилирована, но чуть в стороне (и считалась как бы «более элитной» — платили там больше, чем в консалтинге самого PWC). В России у компании была интересная специализация — развитие корпоративных инноваций. Например, проекты по формированию внутренней стартап-экосистемы какого-нибудь банка или венчурного фонда нефтегазового холдинга. И хотя российский бизнес BIG4, включая PWC, в России остался (об этом ниже), Strategy& в стране больше не работает.

  • Accenture («Аксенчер», «Аксы»). Крупная глобальная фирма, работающая на стыке консалтинга и IT. Делает проекты разной направленности, но особенно хорошо умеет интегрировать технологические решения, включая IT-системы и всякие ERP. С Accenture нет четкой ясности — иногда ее причисляют к tier-2, а порой выделяют отдельно. Кстати говоря, Аксы сформировались из консалтингового-технологического бизнеса аудиторский фирмы Arthur Andersen (см. раздел «Большая четверка»). Весной этого года Accenture отделил свой российский бизнес.

  • Partners in Performance (PiP) . Еще один крайне любопытный зверь. Операционные консультанты из солнечной Австралии, в России в основном специализирующиеся на ковырянии производственных процессов на рудниках и заводах. Хотя их часто и причисляют к tier-2, в своей специализации они котировались не хуже «Тройки», а то и выше. Даже на младшие позиции они нанимали только специалистов с опытом. Свежих выпускников, в отличие от других фирм, не брали. Платили даже выше, чем в «Тройке» — вероятно, именно у них самые высокие зарплаты среди всех консультантов на рынке. Я как-то общался с консультантом из PiP, он рассказывал, что у них есть проработанная методология почти для любого производственного процесса или промышленного оборудования, хотя бы мало-мальски распространенного. Не мудрено, что российский бизнес решил отделиться и продолжить работать самостоятельно под новым брендом Partners in Efficiency (PiEff). Спрос на их услуги сейчас будет большой.

  • Alvarez & Marsal. Топовые консультанты в области финансового оздоровления и реструктуризации. Помогали российским компаниям избавляться от токсичных активов и оптимизировать финансовые потоки. Короче говоря, антикризисное управление. Компания ушла из России и теперь активно помогает глобальным брендам сворачивать (или продавать) российский бизнес.

Важный нюанс. Также существуют консалтинговые фирмы, работающие сугубо в границах конкретной индустрии (про них ниже — см. последний раздел). Tier-2 отличаются от таких «моно-отраслевиков» большей гибкостью — хотя компании «второго эшелона» обычно и имеют фокус, они легко могут выходить за его контур.

Российский tier-2 (крепкие российские игроки)

Его зачастую не отделяют от международного «второго эшелона». Но я решил отделить, потому что именно эту категорию скоро пополнят несколько российских фирм, отделившихся от своих международных tier-2 брендов. Также, в ближайшем будущем сюда имеют шанс попасть крепкие российские фирмы, которые сейчас до tier-2 чуть-чуть не дотягивают (условно назовем их «tier-2,5»).

Прямо сейчас можно выделить ровно одну российскую фирму, которая точно попадает под критерии «второго эшелона» — Strategy Partners.

Strategy Partners (SP, ранее SPG). Компания основана в 1994 г. на базе инновационного центра одного из российских институтов. В нулевых завоевала негласный титул главной российской консалтинговой компании, который сохраняла вплоть до текущих событий. Единственная консалтинговая компания, где есть (точнее, был до недавнего времени) президент, а не только партнеры.

Партнер — высшая ступень консалтинговой карьеры. В какой-то момент толковым старшим сотрудникам консалтинговой фирмы предлагают выкупить долю компании взамен на участие в прибыли. Именно так становятся партнерами.

Партнеры отвечают за развитие бизнеса компании, в крупных фирмах — обычно в рамках одной или нескольких индустриальных или функциональных практик. Партнеры продают проекты, привлекают новых клиентов и являют собой «лицо» компании на разномастных мероприятиях. А еще они очень любят добавлять к проектной презентации очень ценные комментарии (обычно действительно ценные), которые команда проекта внедряет по ночам и в выходные.

Карьерный трек «от стажера до партнера» за Х лет — консалтинговый мем №4.

"Сферические партнеры в вакууме" из сериала Suits (Форс-мажоры). Там, правда, была юридическая фирма, но суть такая же. Угадайте, кто из них реально продал проект, а кто просто пришел на встречу с клиентом?
"Сферические партнеры в вакууме" из сериала Suits (Форс-мажоры). Там, правда, была юридическая фирма, но суть такая же. Угадайте, кто из них реально продал проект, а кто просто пришел на встречу с клиентом?

Strategy Partners делает широкий спектр стратегических, операционных и трансформационных проектов в различных отраслях. Будучи одной из немногих российских топовых фирм, имела эксклюзивный доступ к проектам в госсекторе и оборонной промышленности (в свое время эти индустрии составляли львиную долю выручки компании).

В 2010 г. 75% компании купил Сбербанк.

В 2018 г. среди партнеров SP (тогда еще SPG) произошел раскол, и значимая их часть ушла открывать российский офис Arthur D. Little. Вернее, переоткрывать, т. к. ADL заново выходил на российский рынок после многолетнего отсутствия.

После этого SP существенно перетряхнул свой бизнес — нанял новых партнеров, запустил новые практики, а также создал партнерства с несколькими IT-интеграторами и цифровыми сервисами (в результате — усилили свое предложение по цифровой трансформации).

Примерно год назад компанию окончательно выкупил Сбер. Странно, что название не поменяли на СберКонсалтинг, но еще не вечер…

Среди крепких российских фирм, которые условно попадают в «tier-2,5», можно упомянуть SBS ConsultingNeman GroupНЭО ЦентрS+ ConsultingO2 ConsultingOne Story Consulting и еще несколько имен. Они меньше Strategy Partners, и на них детально останавливаться не будем.

Если я упустил близкую вашему сердцу компанию, и вы хотите исправить эту несправедливость — напишите про нее в комментариях, их тоже читают:)

Третий, четвертый (пятый-десятый) эшелон

Здесь обитает несметное множество российских консультантов разной степени годности. Можно как отыскать вполне достойных исполнителей с адекватным соотношением «цена-качество» и неплохой предметной экспертизой, так и ООО «Рога и копыта», которым лучше так и продолжать «обитать на дне океана».

«Наша компания tier-2, отвечаю. Офис в гараже это временно, пока “Белую площадь” ремонтируют» — партнер какой-нибудь консалтинговой фирмы 3-4-го эшелона.
«Наша компания tier-2, отвечаю. Офис в гараже это временно, пока “Белую площадь” ремонтируют» — партнер какой-нибудь консалтинговой фирмы 3-4-го эшелона.

BIG4 — «Большая четверка»

Начну немного издалека. Путем множественных слияний и поглощений, имевших место в прошлом и даже позапрошлом веках, на мировой арене возникло 5 лидирующих аудиторских компаний:

PriceWaterhouseCoopers (PWC)KPMG (одному Богу известно, как это расшифровывается) , Ernst&Young (EY)Deloitte (им модную аббревиатуру не подогнали) и Arthur Andersen. Последнюю компанию я специально не выделяю жирным, далее объясню почему.

Эта веселая компашка получила название «Большая пятерка» аудиторских компаний.

Эти фирмы аудировали разные крупнейшие корпорации, и в какой-то момент поняли — если нашел косяк в отчетности, то на него можно не только указать, но и помочь исправить. Как именно? Конечно, путем продажи консалтингового проекта. Именно так в каждой из этих компаний появился свой управленческий консалтинг. Еще у них есть налоговое консультирование, финансово-бюджетное сопровождение и прочие около-консалтинговые направления, но нам они не очень интересны.

В 2001 г. случилось «Дело Enron», в результате которого компании Arthur Andersen пришлось закрыться. Вероятно, это был самый громкий скандал в индустрии профессиональных услуг для бизнеса.

Enron — американская энергетическая компания, которая в конце девяностых занималась крупной фальсификацией отчетности, крутя оффшорные схемы и вводя в заблуждение инвесторов. Arthur Andersen помогала ей в этом гнусном деле. Возможно, помогала неумышленно, но верится в это с трудом.

Когда все вскрылось, обе компании закончили свое существование. Многих участников махинаций посадили, а вице-президент Энрон и вовсе наложил на себя руки.

В результате, на обломках части консалтингового бизнеса Arthur Andersen возник Accenture, а аудиторская «Большая пятерка» стала «Большой четверкой».

Говорят, аудиторы пугают детей "делом Enron" вместо бабайки.
Говорят, аудиторы пугают детей "делом Enron" вместо бабайки.

Все компании «Четверки» запустили российские офисы еще в самом начале 90-х. Их консалтинговые услуги были существенно дешевле, чем у «Тройки» и Tier-2, но они брали количеством. Зачастую «Четверка» бралась даже не за консалтинг, а за откровенный аутсорс (но, как известно, вэлью не пахнет).

В результате текущих событий российский бизнес «Четверки» (весь — аудит, консалтинг и прочее) отпочковался от глобальных брендов, и теперь продолжит функционировать в виде отдельных компаний.

Их новый нейминг уже известен:

  • PWC превратился в «Технологии Доверия».

  • E&Y стал называться «Б1».

  • KPMG стал «KEPT» (Knowledge — Excellence — Professionalism — Technology).

  • Deloitte — «ДРиТ» (Деловые решения и технологии).

Как вам названия? Вкусовщина, конечно, но как по мне, могли лучше.

Моно-отраслевики и моно-функциональщики

Фирмы, которые делают широкий комплекс задач, но исключительно в одной индустрии или функции. Зачастую это игроки на стыке консалтинга, отраслевых технологически-научных центров или инжиниринговых компаний. Также сюда вполне логично входят консалтинговые подразделения, существующие параллельно с другим «основным» бизнесом компаний — например, Mastercard Advisors в розничном банкинге и платежах или IQVIA в фарме. Разберем несколько примеров:

  • Mastercard Advisors. Консалтинговый бизнес всем известной платежной системы. Ребята поняли, что банкам можно не только платежные карточки выпускать, но еще и проекты продавать. Тем более, что в отличие от обычных фирм, хорошо реализованные проекты в итоге принесут выгоду самому Mastercard (ведь прибыль компании — производная от результатов банков). До 2020 года российский офис едва ли насчитывал 10 человек, но за последние два года вырос до 50. В итоге получилась одна из сильнейших команд в розничном банкинге на рынке. В апреле Mastercard объявил об уходе из России, и консалтинговый бизнес не стал исключением. К слову, у Visa есть похожий консалтинговый юнит, но в России он совсем маленький (до февраля как раз планировали расширяться, но не судьба).

  • IQVIA Consulting. Консалтинговое подразделение корпорации IQVIA. IQVIA занимается контрактными исследованиями в фармацевтике и коммерциализацией фармацевтических препаратов. Консалтинг они делают, само собой, тоже в фарме. Учитывая специфику этой отрасли, большое внимание уделяется стратегиям R&D (по-русски «НИОКР»), а также различным аспектам вывода на рынок всяческих лекарств.

  • IBM Interactive Experience (IBM iX). Консалтинг компании IBM. Как вы уже догадались, помогает клиентам решать задачи, связанные с цифровыми улучшениями. IT-стратегии, цифровые трансформации (всей компании или отдельной функции), внедрение отдельных digital-инструментов и все такое.

  • VYGON Consulting. Российская фирма, работающая в ресурсно-энергетической отрасли (ТЭК). Внутри ТЭК чего только не делают — от корпоративных стратегий и аналитической поддержки органов власти до создания отраслевого интеллектуального капитала (скажем, исследования рынка какого-нибудь отдельного углеводорода) и проведения профильных мероприятий.

  • Экопси. Также российская компания, решающая любые задачи, связанные с улучшением HR-функции (т.е. Экопси — «моно-функциональщики»). Повышают эффективность процессов управления персоналом, внедряют системы автоматизации HR, разрабатывают корпоративную культуру «под ключ» (даже такое бывает) и программы обучения и развития персонала.

Я выделил несколько ярких примеров, но на самом деле таких компаний немало — как минимум столько же, сколько в России существует отраслей (а вероятно и того больше). Многие из таких компаний могут быть не слишком популярны в широком консалтинговом кругу, но вполне известны и уважаемы внутри своих отраслей.


Итак, мы разобрали все шесть эшелонов российского управленческого консалтинга (каким он был до февраля 2022 г.). Надеюсь, у вас сложилась ясная картинка. Если остались вопросы — буду рад пояснить и детализировать в комментариях.

Если статья попадёт в топ и наберёт много реакций и комментов — запилю вторую часть, где более детально сфокусируюсь на будущем российского консалтинга: какие проекты в каких индустриях будут наиболее востребованы, как изменится подход корпораций к найму консультантов, и как консультанты будут справляться с возникающими трудностями (вроде потери доступа к глобальным базам знаний).


Если статья пришлась вам по душе, то буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал Disruptors, где я разбираю происходящее в глобальной и российской экономике, бизнес-среде, отраслях и компаниях (прибегая к здоровому сарказму и не привлекая внимание санитаров) .

Также рекомендую подписаться на ресурсы Costa Case ClubКанал, где вы можете найти множество крутых вакансии для консультантов, бизнес-аналитиков и прочих стратегов, а также чат, где можно быстро найти партнеров для тренировки кейс-интервью.

Комментарии (46)


  1. umsPolite
    28.07.2022 09:49
    +8

    Нормальные зарплаты только в Б3, в четверке вы никогда не увидите ай тишных ЗП.

    Нет партнер или синьор менеджер может конечно зарабатывать на уровне или больше синьора в IT, но вы ими станете лет через 7-10 при исключительном перформансе и с гораздо большей конкуренцией чем в IT.


    1. AlekseiPodkletnov Автор
      28.07.2022 09:59

      Четверка - да, согласен, там мало платят. Но во многих фирмах тир-2 зп вполне может быть на уровне Б3, в отдельных случаях может быть и выше.


      1. YAKOROLEVAZAMKA
        28.07.2022 16:51
        +2

        у меня жена примерно 1,5 года назад устраивалась в Ernst&Yang (не прошла, к счастью) имея красный диплом МАИ, CFA, профильный опыт работы (7+ лет), статус оценщика (бизнеса) с возможностью подписи и ещё всякие подготовки-курсы-дипломы...

        зарплату ей обещали аж феноменальные 70к


        1. AlekseiPodkletnov Автор
          28.07.2022 20:08

          Видимо, ей по какой-то причине предлагали самую стартовую позицию. Хотя по ее опыту (озвученнному вами) кажется, что должны были предлагать как минимум старшего консультанта, а это зп существенно больше 70к


          1. hazard2
            28.07.2022 23:59
            +3

            А у старшего консультанта какой порядок ЗП?


            1. morozko
              29.07.2022 09:37

              Больше в полтора-два раза.


              1. hazard2
                29.07.2022 11:29
                +1

                Ну то есть после 7 лет работы, 140к?

                Как-то немного


                1. AlekseiPodkletnov Автор
                  29.07.2022 13:14

                  Старший консультанта это 2-3 года работы, если внутри компании расти.


                  1. YAKOROLEVAZAMKA
                    29.07.2022 13:27

                    позиция была "консультант", т.е. не младший :)

                    у неё подруга (на тот момент) работала в BCG, там зп консультанта составляла около 100-120, но это с постоянными переработками и огромным уровнем стресса (до конца за достоверность не ручаюсь, за что купил - за то и продаю)


    1. PanDubls
      29.07.2022 00:56
      +1

      Ну, четвёрка - она немного про другое. Человек, идущий в четвёрку, чаще всего рассчитывает на карьерный трек "1-5 лет потогонки в четвёрке за еду, потом уход на руководящую позицию к одному из клиентов". По крайней мере на финансовом факультете, где я учился, окружающие чётко рассчитывали именно на такое в четвёрке. В тройке вариант с ростом внутри консалтинга был более популярной идеей.


  1. sokol_9
    28.07.2022 10:15
    +5

    Пока одна из многочисленных проектных команд оптимизирует процесс ремонта и технического обслуживания какого-нибудь цеха на сталелитейном заводе, другая — придумывает стратегию вывода на рынок нового бренда зефира в шоколаде.

    Не понятна экономика таких отношений. Почему менеджер металлургического завода не может самостоятельно оптимизировать ремонт цеха? Почему для этого нужно заказывать консультацию в американской фирме и платить огромные деньги?


    1. AlekseiPodkletnov Автор
      28.07.2022 10:19
      +14

      О, это отдельный феномен, про который можно писать большой материал. Но если вкратце, то:

      1. Менеджер металлургического завода хорошо знает свою поляну, но вряд ли в курсе лучших практик, которые используются, скажем, на крутых заводах в других странах. А консультанты знают и легко могут помочь их внедрить. Потому что легко могут привлечь какого-нибудь партнёра или менеджера из другой страны, который миллион таких проектов переделал в разных компаниях, странах и условиях.

      2. У менеджера цеха есть процесс, он его ведёт. И на проекты по улучшениям его часто не хватает, поэтому проще позвать отдельных людей, кто специализируется именно на проектных улучшениях (консультантов).

      3. У менеджера завода может замылиться взгляд. Поэтому свежий взгляд со стороны людей, имеющих кое-какие компетенции и знания в этой области (консультантов) иногда может творить чудеса.

      Но да, иногда действительно это может делать и сам менеджер завода. А ещё часто менеджеры завода, которые именно делают проектные улучшения - бывшие консультанты:)


      1. ha7y
        28.07.2022 11:00
        -1

        Ещё можно добавить про людей-change и людей-run ????


        1. alvltab
          28.07.2022 14:20
          +1

          А добавьте, пожалуйста. Что это за люди?


      1. kozlyuk
        28.07.2022 12:08
        +2

        Было бы очень интересно прочитать такой материал!


        Первый пункт очень сомнительный. "[Менеджер] вряд ли в курсе лучших практик, которые используются, скажем, на крупных заводах в других странах" — 1) на "Хабре" все в курсе, что крутые ребята используют Kubernetes, чем производственники хуже? 2) это не значит, что те практики, как и Kubernetes, надо внедрять повсюду; чтобы решить, надо понимать детали на уровне поглубже свежего выпускника-неспециалиста. По поводу привлечения того, кто уже такое делал. Во-первых, его еще найти надо, обрисовать ему ситуацию на правильном языке и не переврать, и еще не факт, что это применимо к местным условиям. Во-вторых, этот бывалый должен, выходит, между проектами заниматься обобщением своего опыта и фиксировать результат. Либо существует некая сверхэффективная система накопления, организации и передачи знаний, которая почему-то не может быть вынесена из сферы консалтинга на другие. Либо это максимальный бардак и риск, когда знания в голове у бывалого и умрут вместе с ним, а фирме и плевать, ведь за большими деньгами очередь новых умников, которые попотеют и воспроизведут.


        1. Timofeuz
          28.07.2022 21:25
          +3

          на "Хабре" все в курсе, что крутые ребята используют Kubernetes, чем производственники хуже

          Лучшие практики это не опенсорс, а скорее хау-ноу, которым делится с конкурентами не с руки.


      1. werpo
        28.07.2022 13:06
        +4

        Вы забыли очевидный, но вполне реальный кейс №4 - откат менеджеру-инициатору на стороне клиента от консалтера


      1. Vsevo10d
        28.07.2022 14:29
        +2

        А у меня другой вопрос в связи с этим: а почему собственно внешний консультант обладает лучшей компетенцией? В статье не единожды упоминаются консультанты, как шарящие в технологических процессах рудников или металлургии. Это как-то не вяжется с моим пониманием, что человеком с максимальной компетенцией в таких делах является начальник цеха, выросший на эту должность из мастера. Я со скрипом могу представить себе, что освою навыки и компетенции технолога-управленца, потому что изучал химическую технологию, имею общее представление об устройстве и электрификации цехов, технологических линиях и аппаратах, знаю материаловедение и химию металлов, технику безопасности, но как в этом может разбираться человек, получавший бизнес-экономико-управленческое образование и затем потративший годы на развитие проектных и управленческих навыков и прочую карьерную грызню горл в конкуренции в топовых консалтинговых компаниях? В консультанты же не идут учиться сорокалетние синие воротнички и прочие бати от сохи, которые как никто знакомы с техническими и управленческими особенностями заводов, рудников, скважин и прочего такого?


        1. Sergeant101
          28.07.2022 15:21
          +2

          Как то в процессе долгой болтологии пришли к выводу что менеджмент должен быть только вторым образованием, и не важно к чему: к продажам или к горному делу.


        1. booyakacrew
          28.07.2022 16:56
          +3

          Консультанты скоре "шарят" в оптимизации этих технологических процессов, обладая базой знаний о состоянии и структуре процессов кучи разных заказчиков до и после оптимизации, полученной в результате предыдущих проектов. При этом, до консалтинга они очень вероятно принимали личное участие в таких проектах, возможно, представляя разных крупных вендоров в тот или иной период своей работы. Так происходит в телеком-консалтинге (надеюсь, это не исключение в других сферах, а то моя простыня будет глупо выглядеть) и обычно консультант в телеком проекте именно бизнес-экономический опыт получает на предыдущих работах, на этапах от предпродаж до дизайна проекта по внедрению набора решений какого-нибудь вендора. В этих процессах будущий консультант сталкивается с конкретными запросами от разных клиентов, начиная от бизнес-уровня и раскручивает эту цепочку дальше, переходя глубже и глубже по уровням к техническим специалистам заказчика, параллельно контролируя, чтобы детализации пожеланий начальников цехов строго маппились на детализации пожеланий начальников мастерами цеха. В итоге возникает такое разделение: Enterprise architect отвечает за автоматизацию процессов внутри заказчика, Software architect отвечает за автоматизацию процессов внутри вендорского продукта, а Solution Architect адаптирует его под процессы заказчика, попутно проводя их ревизию и оптимизируя их. Вот эти солюшен архитекторы потолкавшись в куче таких проектов потом и уходят консультантами по телеком оптимизациям (баззворд: Business Support Systems transformation)

          Начальник цеха в вашем примере имеет опыт мастера и опыт управления цехом, но:

          а) не имеет понимания деталей тех процессов, в которых он не участвовал, как мастер и не помогал другим мастерам оптимизировать их работу

          б) при погружении в детали управляемого им процесса, в котором он не был мастером, начальнику цеха приходится либо доверять другим мастерам, с которыми он рос, либо принимать за них решения наугад, если начальник цеха считает, что его мастера не до конца компетентны. Некоторые считают это перекладыванием ответственности, но это ошибка: плоды нерезультативного консалта будет пожинать всё-равно начальник цеха, а консалт получит свою оплату человекочасов. Более корректно считать это перепроверкой у более опытных врачей, когда тебя диагностирует один, лечит другой, но при этом ты ещё перепроверяешь диагноз и план лечения с парой профессоров медицины.


        1. MacJei
          29.07.2022 21:48
          +1

          Да ни в чем они не шарят, кроме как рисовать красивые отчеты и презентации.


      1. sokol_9
        29.07.2022 10:28
        +1

        С позиции человека, который работает на земле, вы привели крайне сомнительные доводы:
        По первому пункту: лучшие практики из крутых заводов в других странах не нужны. На типичном российском заводе речь идёт о выживании и выходе на минимально достойный уровень, а не об успешном успехе.
        По второму: если менеджера тупо не хватает, можно взять ещё одного менеджера. Им может стать кто-нибудь из руководства цеха. Он свой и знает всё производство.
        По третьему: знания людей на производстве гораздо выше. С ними и надо советоваться, если менеджер перестал видеть реальность. Расскажут всю правду, как жизнь устроена.
        В общем, крайне сомнительна сама идея, что посторонний блестящий офис в центре Москвы, который не несёт ответсвенности за производство, может предложить решение лучше, чем цех и контора.
        Экспертиза отраслевая и хозяйственная имеет место быть, но это когда менеджеры и инженеры разных заводов советуются между собой. Как между ними левые пиджаки образовались со своим "вэлью", тут доверия нет. Больше на эффективный менеджмент похоже.


        1. Akson87
          31.07.2022 07:20

          Менеджер на заводе вполне может знать как сделать хорошо и быть в курсе того какие практики существуют. Только вот продать наверх (начальству) предложение о том чтобы сделать какой-то проект может быть сильно проще когда предлагает Вася из Маккинзи за Х мегаденег, чем Петя из цеха, который проработал там всю жизнь, даже если это совершенно одинаковые проекты... В данном случае Вася послушает Петю, оформит все в красивую презенташку с умблемой Маккинзи, покажут большому начальству, получат одобрение и Х мегаденег, а Петя наконец получит бюджет на улучшение, которое он давно хотел сделать, но все никак не мог убедить большое начальство. Все счастливы.


    1. morozko
      28.07.2022 10:21
      +4

      Потому что в случае провала можно свалить вину на внешних консультантов.

      Потому что у менеджера не хватает кругозора или опыта (предполагается, что консультанты сделали десятки подобных проектов).

      Потому что консультантов заказало начальство менеджера.


    1. Sergeant101
      28.07.2022 10:57
      +1

      Потому что менеджер, как и его команда, работают там по-знакомству, и к металлургии имеют опосредованное отношение - начальник не должен понимать бизнес-процессы, а РУКОВОДИТЬ!!!


    1. navferty
      28.07.2022 13:06

      На эту тему есть сатирическое эссе про фирму "Уникак" и консультантов

      Hidden text


      1. AlekseiPodkletnov Автор
        29.07.2022 13:11

        Да, «Уникак» это годный лонгрид, нетленная классика. Но он все-таки иллюстрирует работу не очень хороший консультантов, которые не вникают в контента с ходу дают рекомендацию клиенту кардинально менять бизнес. Не надо так:)


    1. economist75
      28.07.2022 16:13
      +2

      Первым консультантом был Змей из Эдема (убедил-таки Еву грызануть яблочко), но большинство эффективных предприятий стали таковыми безо всякого внешнего бизнес-консалтинга, тем более что появился он недавно.

      Популярность бизнес-консалтинга основана на success-story и воодушевляющих метриках, которые звучат правдоподобно и даже частично проверяемы. Но почти всегда имеет место чудовищная манипуляция: все позитивные сдвиги в "зеленую" зону - однозначно приписываются исключительно эффекту внедрения того, что сказали консультанты. А собственные успехи и прежние достижения коллектива - намеренно дезавуируются и "стираются" консалтерами, как вреднейшая привычка и "пережиток". Часто эти действия горячо одобряются собственником, который "...так и знал что работают одни идиоты".

      Консалтеры весьма преуспели в умножении на 0 всего позитивного, для этого разработаны эффективные практики по "выключению" из процесса особо умных и несговорчивых (на которых не распространишь коммерческий подкуп). Иное мнение, а также сомнения - всегда признаются саботажем передового опыта, нарушением регламентов итд.

      Исход консалтинговых фирм с баснословными расценками и с тем инструментарием, какой они практиковали в РФ - скорее благо, чем зло. Хотя оставшихся без работы людей, безусловно, жалко.


  1. Amiveo
    28.07.2022 11:08
    +8

    В корпорации (мировой бренд, 20К народа) сталкивался с консалтерами по своему департаменту. Увы - ничего дельного. Мертворожденные предложения. Толк от аудита был только в одном: заключение - необходимое условие для IPO. Разумеется, моя выборка нерепрезентативна.


  1. dimvav
    28.07.2022 12:33

    Статья супер! Poyry добавьте пожалуйста, если они по Вашему мнению достойны упоминания.


    1. AlekseiPodkletnov Автор
      28.07.2022 12:33

      А, точно, горячие финские консалтеры) добавлять в статью уже не буду наверно, но добавление хорошее, спасибо!


  1. ramyalexis
    28.07.2022 12:47
    +19

    Встречаются как-то два бизнес-тренера и один другого спрашивает:

    — Как увеличить продажи?

    — Могу рассказать...

    — Рассказать и я могу, как увеличить? (с)


  1. smartello
    29.07.2022 00:52
    +1

    сразу после универа. Уже за первый год я успел сделать стратегию крупной пищевой компании, запилить бизнес-модель стартапа на рынке предметов искусства, и даже показать свою невероятно ценную презентацию вице-губернатору одного из далеких российских регионов

    Антиреклама конечно знатная, пищевая компания небось заплатила за команду опытных экспертов, а получила вчерашнего студента (умного и с книжками, но вчерашнего студента).


    1. XaBoK
      29.07.2022 04:22

      Студент лишь лицо. За его спиной опыт компании и команда. Ему дадут собрать данные, выдадут пачку подобных кейсов и потом проверят его черновики. Так это работает не только в консалтинге, но и во всех других сферах. Приходит на работу джун, разве его посадят в песочнице пилить виртуальные продукты? Все так же - курс молодого бойца, какой-нибудь вариант парного программирования, а дальше "вот тебе стори и гугл" и код ревью на коммитах.


      1. smartello
        29.07.2022 19:47

        Да, потом джун приходит на собеседование и выдаёт - я переписал систему потовой обработки данных торгов (предыдущее место работы CME), а на деле он там ничего не решал и написал пару модулей по готовой постановке. Опыт тоже нормальный в целом конечно, но не совсем тот, о котором заявлено.


        1. XaBoK
          29.07.2022 22:18

          Вот в этом и разница. Джун на собеседовании - сам по себе. WYSIWYG. А джун в большой компании - часть системы Tip of the iceberg. И если между заявленым и реальным есть расхождения, то компания компенсирует за счет других ресуров.


    1. AlekseiPodkletnov Автор
      29.07.2022 08:53

      Там я же это стратегию не один делал. Я считал циферки, проводил интервью, клал результаты на слайды и часть из них показывал клиенту. А над высокими материями думали всей командой - вместе с менеджерами, партнёрами и самим клиентом. Кстати говоря, в результате этого проекта пищевая компания запустила два новых продукта, которые стали хитярами, и которые вы наверняка пробовали (если не кушаете регулярно).


  1. key08rus
    29.07.2022 05:59

    Klynveld Kraayenhof & Co
    McLintock Main Lafrentz
    Peat Marwick
    Reinhard Goerdeler


    1. AlekseiPodkletnov Автор
      29.07.2022 08:53
      +2

      А если это прочитать, дьявол не вызовется?)


  1. Ryav
    29.07.2022 06:28

    разрабатывают корпоративную культуру «под ключ»

    Было такое от Экопси, да. Честно говоря мне, как техническому специалисту на производстве, не зашло.


  1. n00ze
    29.07.2022 16:54

    Хм . При выборе кандидатов на работу в консалтинговую компанию, какому образованию (специальностям) отдается предпочтение? Или это зависит от "Заточки" компании?


    1. AlekseiPodkletnov Автор
      29.07.2022 22:03
      +1

      Чаще всего - либо эконом/менеджмент/финансы (и смежные с ними), либо технические (математики, кодеры, физики).

      Специфика компании играет роль, но не сказал бы что сильно. Например, если это хардкорные консультанты по производственным процессам, наверно в фаворе будет более техническое образование, но это не значит что не-технарям путь закрыт.


  1. lymes
    29.07.2022 21:58

    Ооо, родной Accenture. Tier2, поправочка, до истории с Энроном она называлась Andersen Consulting. В 90х довелось с ними работать в Telecom Italia, у них ещё до new economy был офигенно шикарный офис в Риме, настоящий дворец, окружённый гектарами зелёных лужаек.

    В марте все получили довольно осторожное письмо от CEO с выражением поддержки украинским коллегам, но речи о сворачивании российского бизнеса ещё не шло. Потом где-то через месяц, в апреле, пришло оповещение о полном сворачивании операций в РФ. И ни слова о том, что станет с российскими коллегами. Может кто из Accenture Russia прочитает и опишет процесс «сворачивания»? Любопытно.


    1. LexxaRRioo
      30.07.2022 08:12

      В итоге переговоров решили развернуть процесс сворачивания, буквально за 2-3 недели ситуация снова поменялась на противоположную.

      Сейчас всё более-менее устаканилось, сохранили российско-казахстанскую часть бизнеса в отдельном юрлице, а при отделении материнская компания ещё и прощальными плюшками и бонусами поддержала. Продолжаем жить и работать, название новое ещё выбираем


  1. XaBoK
    29.07.2022 22:35

    Вот мне интересно как работает репутация в бывшем союзе: большая четверка ведёт себя по разному в разных регионах. В западной Европе у них дорого и хорошо (большая конкуренция и репутционные риски), а в странах третьего мира тупо дорого (видимо предполагается, что клиент схавает - всё не местное по-любому круче) . В Африке я видел как они несчадно аутсорсили имплентацию в Индии, и качество решения было ниже всяких стандартов. Хотя презентации, анализ и документация не отличались от Франции и Германии.

    В прошлом году было: клиент после года работ разочаровался и от одного представителя 4-ки перешел к другому. Получил тот же результат. Хотя они плевались, что прошлый "партнер" просто тянул деньги и они сейчас всё снесут да сделают как надо. Теперь вот наняли уже игрока с другого поля и переделывают почти с нуля в 3-ий раз.


  1. random
    30.07.2022 23:12

    А с чем связан культ переработок в консалтинге - все эти "сон 10 часов в неделю" и тд ? Клиентам вряд ли отчёты нужны вот прям срочно в большинстве случаев, да и сами консалтеры по-идее ж имеют достаточно знаний в менеджменте, чтоб понимать, что это путь к выгоранию и падению производительности.