Привет, Хабр! Меня зовут Александр Казанцев, я захабренный старожил с 2007 года. Недавно вместе с ребятами из «Инфосистемы Джет» довелось побывать в жюри конкурса «Технотекст-2021» в номинации «Лучший кейс». Нам предстояло оценивать посты и выбирать лучшие истории, и тогда мы задались вопросом: а есть ли универсальный рецепт, по которому можно написать интересную и полезную статью о проекте? Вопрос показался мне особенно интересным, поэтому я решил изучить публикации с высоким рейтингом и посты участников конкурса, разобрать их на ингредиенты и собрать своего рода поваренную книгу.


Расскажу немного о себе: я блогер, пишущий об образовании, свободном ПО и IT-проектах для детей, и я посвятил Хабру много времени.

Для поста я собрал хорошо зашедшие в сообществе кейсы. Всё найденное составило своеобразную поваренную книгу хабраавтора, в которой можно посмотреть, как готовить текст под каждый тип аудитории и подавать информацию с разными соусами и приправами. Чтобы шире взглянуть на эти посты, я попросил экспертов «Инфосистемы Джет» тоже их прокомментировать. Где-то наши взгляды совпали, где-то не очень, так что было любопытно сопоставить точки зрения. 

Новость под длинночитаемым соусом

Ингредиенты: новостной повод, щепотка радости авторов проекта, хайповая или трендовая тема, айтишная штуковина (софтовая или железная), побольше технических подробностей, спецификаций и фото-/видеоматериалов.

Новостные статьи обычно публикуются в соответствующем разделе Хабра, но иногда авторам хочется поделиться бОльшим, чем парой абзацев с фактами. Такие статьи тоже могут быть интересны, и чтобы новость из мелкого сухаря превратилась в полноценное блюдо с интересной подачей, текст надо умело приготовить.

Итак, первый рецептстатья-передовица. В ней всё сбалансировано. «Яндекс Cтанция» второй редакции была ожидаема, и новость о старте продаж была массово растиражирована. Но авторы грамотно подали её как технический кейс. Реклама основных фич в статье подана под соусом их появления, развития и финального результата. Один только выбор рассеивателя для верхней светодиодной панели станции и описание его устройства тянут на отдельный материал.

Моё мнение: эта статья изначально рекламная, с хайповой и трендовой темой, но авторы смогли сделать так, чтобы читатель не убежал жаловаться с криками «Пиар, закопать!» и порадовался успехам компании.

Мне оказался интересен и сам предмет, хотя устройствами вроде «Яндекс Станции» я не пользуюсь, и то, как написан пост: о технологиях рассказано просто и доступно. Даже людям, которые привыкли использовать гаджет в формате «включил и работает», будет любопытно узнать, как сложно разрабатывать такие устройства. Это лёгкое техническое чтиво, полезное для общего развития.

Формула успешного поста для меня складывается из трёх ингредиентов: 1) Интересная и понятная многим тема. 2) Текст в формате «проблема — решение». 3) Доступный и простой для понимания язык изложения.

Сергей Терехин

руководитель отдела комплексных проектов компании «Инфосистемы Джет»

Второй рецепт. Внедрение интересной железки. Сама новость — внедрение инновационной системы охлаждения от «Теркон» — грамотно дополнена описанием процесса инсталляции в реальном ЦОДе и тестами. Большинство читателей со скепсисом отнеслись бы к заурядному анонсу, тем более когда автор — российский производитель космических систем. Но вот рассмотрение железки вживую и погружение в процесс её установки, разбавленные результатами реальных тестов в ЦОДе, стали залогом читаемости.

Такие статьи нужно готовить пошагово, не боясь измельчить исходный проект до его составляющих. Для железок обязательна сервировка с красивыми иллюстрациями и желательно, чтобы основной компонент был необычным, уникальным или труднодоступным.

Посты про разбор оборудования максимально увлекательны и интересны, когда в них много живых фотографий, схем, видео. Такие посты особенно полезны сейчас, когда мы разбираем какую-то новую неведомую железку — аналог чего-то привычного западного. Однако автору или компании крайне необходимо обстоятельно разобраться в теме, чтобы аудитория не потратила своё время на пустышку.

Конкретно это тестирование создано скорее для познавательных целей или даже развлекательных и может быть интересно начинающим карьеру специалистам или аудитории, которая не относится к пользователям больших площадей в коммерческих ЦОДах. Ни один заказчик не разрешит вмешиваться во «внутрянку» серверов. Помимо вопроса сохранения гарантии, такие действия требуют соответствующей квалификации от специалиста, который работает с серверным оборудованием. Если речь про оборудование вендоров, покинувших РФ, надо понимать, что поддерживать их оборудование могут только узкоспециализированные компании, которые ранее имели штат аккредитованных специалистов для работы с ним.

Сергей Андронов

директор центра сетевых решений «Инфосистемы Джет»

Рецепт третий: Стартап для детей. Что-то, предназначенное для подрастающего поколения, может вызвать тёплые чувства у читателя и расположить как к автору, так и к описываемому проекту. Упор в таких новостях следует делать на идею, команду и наличие MVP продукта. Основной вкус подобным материалам придают интервью с авторами проекта. Ингредиенты: вытяжка из авторов, щепотка идей, приправа из интервью и украшение в виде MVP. Что привлекло в этой статье нас — это новость наоборот.

То есть сама новость о стартапе и его продукте подана в самом конце. А в начале материал цепляет двумя якорями: обучением и шахматами. Да, после идёт история развития стартапа, рассказ о команде, но именно такое сочетание — интрига в заголовке и первых абзацах + ожидание, что всё-таки в итоге получилось — заставляет прочитывать статью до конца. Нельзя не упомянуть качественной подачи: живой рассказ от непосредственного разработчика с эмоциями, личным контекстом, всё подано в красках и лицах — таким и должен быть образцовый кейс.

Успех под мотивационным соусом

Читатель подсознательно проецирует статью на себя, поэтому истории успеха часто заходят аудитории. Такого рода статьи нередко можно увидеть в топе Хабра. Универсального рецепта подачи кейса нет, но состав ингредиентов общий: интересная идея, грамотная экономика и полученный результат. Причём последний может быть и отрицательным, но дающим повод для повтора кейса. В таких статьях не надо жадничать ещё с двумя ингредиентами — пошаговым планом и советами по результатам проекта.

Рецепт первыйдневник проекта от разработчиков с российскими корнями. Статья хоть и строится по стандартной схеме: как придумали, как планировали собирать средства и что в итоге получилось, — но в ней авторы правильно сделали упор на два момента. Это проблемы, с которыми они столкнулись при доработке своего мультитула Flipper Zero, и решение вопросов экономики продукта из-за российского происхождения изобретателей. Плюс приправлено всё советами по краудфандингу и хронологическим описанием всех процессов с грамотной аналитикой и интересными иллюстрациями. Статья стала продолжением серии публикаций о рассматриваемом продукте (как и положено странице из дневника), поэтому сообщество было уже подготовлено: карманный мультитул запал в душу, и хроника проекта стала чем-то близким и родным. Эксперт в этом случае со мной солидарен.

Статья прекрасная: отражает реальный опыт автора, имеет понятную структуру и хороший стиль подачи. И несмотря на то, что я не работаю в этой области и не могу извлечь из поста практическую пользу, прочитал его с большим интересом. Описание на Хабре любого опыта в IT, даже если проект реализуется за рубежом, может быть востребовано, а полученные знания и инсайты — применены в проектах с совершенно другими условиями запуска. И даже если кейс помог лишь паре человек, он уже оправдал своё существование. Для меня хороший пост на Хабре — это сочетание актуальной темы, интересной подачи, качественного контента и лаконичности.

Сергей Зеленский

руководитель лаборатории практического анализа защищённости «Инфосистемы Джет»

Рецепт второй. Лучше один раз увидеть. Я люблю картинки. Кто-то фанатеет от комиксов, кто-то часами рассматривает фотографии интересных вещей и мест. Кроме того, на Хабре в большой чести пруфы и сильные аргументы. Поэтому история успеха в виде фоторепортажа — это короткий путь к сердцу читателя. Пример я специально взял не совсем айтишный: тут у нас строительство (точнее, ремонт) офиса компании Madrobots. Минимум IT, куча стройки. Казалось бы, не факт, что посетители Хабра в этом много понимают, но…

Фотографии помогают читателям почувствовать себя на экскурсии, увидеть проект в режиме «было — стало» и прикинуть, как бы они сами сделали похожий ремонт или перепланировку рабочего пространства. Да, в какой-то момент начинает казаться, что с фотографиями уже перебор, но авторам удаётся создать эффект присутствия на всех этапах ремонта, а это дорогого стоит. Плюс соблюдена формула «идея, процесс, советы». 

Рецепт три. История разработки. Желательно айтишная, а ещё лучше программная. Код с нуля. Улучшение продукта со сменой продуктовой парадигмы. Переписывание на новом языке. Вариантов много, но именно в этом проекте есть фишка: в нём затронута, как оказалось, больная тема переключения на React с AngularJS. Да, это узкая специализация, но востребованная и популярная: JS-разработчиков на Хабре много. Нас с экспертами тут зацепила информация о проекте Storybook. Автор показал читателям новый полезный инструмент для написания прототипов и повысил полезность статьи.

Полуфабрикат с инструкцией

Некоторые читатели воспринимают Хабр как источник айтишных новостей, другие же идут на него, чтобы найти решение своих проблем. Этой цели служат статьи-полуфабрикаты. В отличие от историй успеха, читатель получает готовый кейс, как переместиться из точки А в точку Б. Это советы по приготовлению, да ещё с визуальной навигацией — остаётся только «разогреть» кейс у себя. Само же блюдо состоит из доступных деталей или софта, завлекающего рассказа и основы — пошагового руководства.

Рецепт одинпроект от мейкера с рассказом, как сделать дозиметр. Написано кратко, ёмко. И главное, проект можно повторить самому: все ссылки на железную и программную часть присутствуют. У меня, как у ардуинщика со стажем, после прочтения статьи возникло желание залезть на сайты с радиодеталями и заказать нужные компоненты. 

Аудитории прежде всего интересно читать о том, как что устроено и работает. Именно на этом и должен быть фокус: подробный рассказ о техническом решении, поддержанный схемами и иллюстрациями. На эту часть может прийтись около половины объёма поста. Обязательно в статье должно быть ясно описано, какую проблему решали. Это примерно ещё 25 %. И оставшиеся 25 % хорошо бы посвятить трендам направления: какие есть решения на рынке и как их оценивают эксперты, какие существуют подходы к решению проблемы и почему именно наш подход лучше или в конкретной ситуации необходим.

Максим Клочков

руководитель группы проектирования решений по передаче данных «Инфосистемы Джет»

Рецепт два. Рагу из акулы с носорогом. В таких статьях-инструкциях мы сопрягаем несопрягаемое. То есть ингредиенты для большинства читателей должны быть несовместимыми или должны странно сочетаться. Здесь мы видим пример пошагового руководства по применению методологии «канбан» для управления клининговым процессом. В итоге получилось интересное блюдо-история о том, как айтишники применяли свои знания в другой сфере. Особенно хочется отметить момент, когда читатель думает, что начинает читать о методологии проектирования программных продуктов, а получает в итоге график уборки помещения и механизм взаимодействия с персоналом. Но это та изюминка, которая заставляет воскликнуть: «Ай да автор, ай да…!» — и дочитать до конца, чтобы понять, чем всё в итоге закончилось, ощутить послевкусие и выразить свои впечатления в комментариях.

Рецепт три. Просто, но вкусно. И да, мы помним, что именно эта публикация победила в ТТ-2021, с чем и поздравляем автора. Итак, берём какой-нибудь простой рецепт с ординарными ингредиентами, но благодаря грамотному применению приправ и украшений получаем нечто особенное. В этой статье за исходную составляющую взят скрипт поиска ликвидных облигаций на «Мосбирже» на Node.js. Для разбирающегося в тематике его первая версия не представлялась чем-то сложным. История его улучшения подана под популярным соусом финтеха с разбором фишек и устройства этого самого скрипта.

Автор грамотно обыграл две вещи: улучшение существующего продукта и узкую специализацию. Мне понравилось, что проект подан с точки зрения разработчика. А эксперты, в свою очередь, отметили коммуникабельность последнего. Активное общение с комментаторами — всегда в плюс кейсам.

Эксперт в собственном соку

Людям свойственно доверять знаменитостям. Мы скорее поверим прогнозам Билла Гейтса или будем следовать заветам повара Константина Ивлева, чем доверимся неизвестному автору с Хабра. Но и здесь встречаются статьи с экспертным мнением. Главный ингредиент тут — опыт. Личный опыт автора, его вес в экспертном сообществе, трудовой стаж в предметной области. Тем не менее такие статьи этим же можно испортить. Если читатель вам не поверит, не будет считать вас достаточно экспертным, ваше блюдо обернётся потерей кармы. Как готовить такие статьи? Берите специалиста, записывайте интервью с ним, раскрывайте его работу на конкретном примере, добавляйте пояснение о предметной области. Не забывайте украсить текст интересными историями.

Рецепт первый. Управление проектами. Здесь главное — погрузить читателя в котёл, в котором варится команда проекта. В статье-примере автор готовит работу с багами. У темы может быть два вида наполнения: разбор теории + личная практика или разбор ошибок + кросс-ссылки на более глубокое изучение вопроса. Автор объединил оба: в первой части статьи нам рассказывают, почему необходимо работать с багами и как команды с этим справлялись, а во второй нам под экспертным соусом подаётся история успеха. Это очень похоже на статьи предыдущего раздела, но здесь погружение читателя в тематику QA глубже, это не просто перечисление фактов и событий.

Рецепт второй. Практический проект с точки зрения исполнителя. Блюдо из одного продукта. Есть конкретный автор-эксперт, и из его личного опыта пишется статья, основная цель которой — распробовать тему глубже, развить дискуссию с автором в комментариях. В статье за основу взят Cisco ISE, но после небольшого вступления автор начал рассказывать о своей работе, рутине, задачах. Мне понравилось включение в общий, довольно суховатый текст о проекте забавной истории о багах. Это очеловечивает саму статью и заставляет сопереживать эксперту.

Тушёная аналитика

Считаете, что Хабр чисто для развлечения? А вот я, например, с этим не соглашусь. Часто сюда заходят в поиске серьёзных статей, и аналитика — одно из востребованных направлений их приготовления. Аналитические статьи ценят не за весёлый текст. Их ценят за глубину погружения в тему, достоверность исходных данных и грамотные выводы.

Если вы будете играть в Нострадамуса и брать цифры с потолка, блюдо будет несъедобным. Готовится аналитика долго, данных должно быть много, опыт автора в предметной области не должен вызывать сомнений. Не ждите в таких материалах бурного обсуждения в комментариях. Большая часть читателей просто добавит вашу статью в закладки. Они будут использовать её, чтобы понять, как реализовать похожий кейс у себя.

Рецепт один. Аналитика на больную тему. В отличие от новостного рецепта, в аналитике должна присутствовать куча цифр и диаграмм, а также выводы из них. В этой статье о состоянии отрасли разработки приборов присутствуют все ингредиенты: тема больная, особенно сейчас, цифры и графики достоверны (из надёжных источников и личного опыта), выводы, пусть и неутешительные, сделаны. Приправлено это всё мини-расследованием, без которого тоже не может обойтись хорошая аналитическая статья.

Статья мне понравилась. Очень точно показана организация процессов с привязкой к целям проекта. Идею автора можно переложить почти на любой IT-проект. Такие аналитические статьи на провокационные темы могут зацепить. Хочется видеть больше ярких и дерзких тем или смелого подхода к привычным проблемам.

Считаю, формула успешного поста для Хабра такая: 10 % на постановку проблемы + 10 % на обзор трендов направления + 50 % на описание технического решения + 20 % на рассказ о результатах (в том числе описание реакции заказчика) + 10 % на информацию о компании.

Михаил Данилов

эксперт по системам физической безопасности «Инфосистемы Джет»

Рецепт два. Научная аналитика. Для таких статей ингредиенты следующие: много цифр, математики, сложной специфической терминологии и схем. Но это именно то, за что любят грамотную аналитическую статью. Не стоит забывать про ссылки на исходные данные, если они идут не из первых рук, как у авторов этой статьи. Отдельно хочу отметить, что авторы примера разбавили груду матаппарата и программного кода переключением на интерфейсную часть и историю. В итоге подали такую скучную (на мой взгляд) тему, как статистика работы техподдержки, в виде, который не заставляет зевать после первого же абзаца.

Любое блюдо можно исправить?

А что делать, если рецепт не удался? Если вы неправильно поняли рецепт и добавили в блюдо лишнюю ложку экспертности или переборщили с победными реляциями? Спешим успокоить: почти всё поправимо. Да, при попытках приготовить статью по рецептам условного курса «изучаем 100 500 лучших методик копирайтинга за один день» результат будет, скорее всего, несъедобным. Но грамотный повар знает, как улучшить вкус приправами или приготовить рыбу так, что даже те, кто её не любит, подумают, что это утка. Тем не менее надо помнить, что лирические статьи — не самодостаточное блюдо. Они служат, чтобы разнообразить меню вашего блога, и их нужно грамотно комбинировать со статьями других видов.

Рецепт первый. Котики спасают всё. Снова статья-новость. И уже больше похоже именно на новость, а не на полноценный текст. Немного конкретики о машинном зрении, мало практической реализации в проекте. Небольшой объём. Что же вытянуло статью? Конечно, видео с котиками. Оно решило проблемы текста, дало недостающую информацию и положительные эмоции. Но злоупотреблять таким ингредиентом нельзя: часть аудитории Хабра отрицательно относится к засилью мемов и мимимишности в статьях.

Рецепт два. Не IT. Вы написали статью, но она не айтишная. Однако вы решили всё равно выложить её на Хабре. Естественно, возникает опасение, что не попадёте в целевую аудиторию. На этом примере можно понять, что и такие статьи востребованы.

Авторы спасли текст необычностью (и даже не в IT). Это статья-экскурсия на металлургическое производство. Авторы грамотно добавили в неё IT-задачи (например, про систему управления техпроцессами) и тем самым «хабрализовали» кейс. Коллеги из «Инфосистемы Джет», в свою очередь, отметили, что последовательность и обстоятельность изложения, а также авторский взгляд и погружение в профессиональную область вполне уравнивают пост с компьютерными текстами Хабра. Можно сказать, здесь мы видим яркий прецедент «по-айтишному не об IT».

Рецепт три. Щепотка лирики. На IT-ресурсах не очень хочется видеть статьи-ТЗ, статьи-инструкции, статьи — хвалебные новости. Порой, особенно на Хабре, хочется простой лирики. В этом примере мы видим «статью-географию». Вкус тут придают лирика и частично ностальгия. Читатель получает информацию не о самих проектах, а о том, как их сложно иногда делать. Фотографии суровой природы Сибири тоже пошли посту на пользу. Меня зацепили знакомые пейзажи: детство прошло на нефтяных промыслах Урала. Ещё сердце дрогнуло от воспоминаний об IT-проектах, которые реализовывались не в тепличных условиях офиса.

Что делает блюдо вкусным: рецепт или повар?

Моё мнение: идеальной статьи не существует, как не существует идеального блюда. Хабр — это IT-кухня, собирающая множество направлений готовки. Сложно угодить всем: кто-то предпочитает что попроще, кому-то подавай остроактуальное, а кто-то жить не может без фотографий и таблиц.

Но что роднит все топовые кейсы: в них соблюдается баланс интересной темы и контента как основы блюда, грамотной подачи за счёт языка и стилистики, а также знаний автора. Если читатель не поверит автору, он не поверит и изложенному, не распробует настоящего вкуса статьи.

Немного советов от меня:

  • Если вы нацелены на широкую аудиторию, пишите доступным языком и в формате «проблема — решение».

  • Если тема и аудитория узкие, наоборот, пора подключать библиотеки с терминологическим аппаратом.

  • Если рассказываете о техническом решении, стоит показать, как оно работает.

  • Отвести от четверти до половины текста под разбор проекта — это нормально.

Не забывайте регулярно читать статьи из топа Хабра и, конечно, общаться с вашими читателями. А у вас есть рецепт идеальной статьи? Давайте обсудим в комментариях.

Привет, Хабр! Меня зовут Александр Казанцев, я захабренный старожил с 2007 года. Недавно вместе с ребятами из «Инфосистемы Джет» довелось побывать в жюри конкурса «Технотекст-2021» в номинации «Лучший кейс». Нам предстояло оценивать посты и выбирать лучшие истории, и тогда мы задались вопросом: а есть ли универсальный рецепт, по которому можно написать интересную и полезную статью о проекте? Вопрос показался мне особенно интересным, поэтому я решил изучить публикации с высоким рейтингом и посты участников конкурса, разобрать их на ингредиенты и собрать своего рода поваренную книгу.


Расскажу немного о себе: я блогер, пишущий об образовании, свободном ПО и IT-проектах для детей, и я посвятил Хабру много времени.

Для поста я собрал хорошо зашедшие в сообществе кейсы. Всё найденное составило своеобразную поваренную книгу хабраавтора, в которой можно посмотреть, как готовить текст под каждый тип аудитории и подавать информацию с разными соусами и приправами. Чтобы шире взглянуть на эти посты, я попросил экспертов «Инфосистемы Джет» тоже их прокомментировать. Где-то наши взгляды совпали, где-то не очень, так что было любопытно сопоставить точки зрения. 

Новость под длинночитаемым соусом

Ингредиенты: новостной повод, щепотка радости авторов проекта, хайповая или трендовая тема, айтишная штуковина (софтовая или железная), побольше технических подробностей, спецификаций и фото-/видеоматериалов.

Новостные статьи обычно публикуются в соответствующем разделе Хабра, но иногда авторам хочется поделиться бОльшим, чем парой абзацев с фактами. Такие статьи тоже могут быть интересны, и чтобы новость из мелкого сухаря превратилась в полноценное блюдо с интересной подачей, текст надо умело приготовить.

Итак, первый рецептстатья-передовица. В ней всё сбалансировано. «Яндекс Cтанция» второй редакции была ожидаема, и новость о старте продаж была массово растиражирована. Но авторы грамотно подали её как технический кейс. Реклама основных фич в статье подана под соусом их появления, развития и финального результата. Один только выбор рассеивателя для верхней светодиодной панели станции и описание его устройства тянут на отдельный материал.

Моё мнение: эта статья изначально рекламная, с хайповой и трендовой темой, но авторы смогли сделать так, чтобы читатель не убежал жаловаться с криками «Пиар, закопать!» и порадовался успехам компании.

Мне оказался интересен и сам предмет, хотя устройствами вроде «Яндекс Станции» я не пользуюсь, и то, как написан пост: о технологиях рассказано просто и доступно. Даже людям, которые привыкли использовать гаджет в формате «включил и работает», будет любопытно узнать, как сложно разрабатывать такие устройства. Это лёгкое техническое чтиво, полезное для общего развития.

Формула успешного поста для меня складывается из трёх ингредиентов: 1) Интересная и понятная многим тема. 2) Текст в формате «проблема — решение». 3) Доступный и простой для понимания язык изложения.

Сергей Терехин

руководитель отдела комплексных проектов компании «Инфосистемы Джет»

Второй рецепт. Внедрение интересной железки. Сама новость — внедрение инновационной системы охлаждения от «Теркон» — грамотно дополнена описанием процесса инсталляции в реальном ЦОДе и тестами. Большинство читателей со скепсисом отнеслись бы к заурядному анонсу, тем более когда автор — российский производитель космических систем. Но вот рассмотрение железки вживую и погружение в процесс её установки, разбавленные результатами реальных тестов в ЦОДе, стали залогом читаемости.

Такие статьи нужно готовить пошагово, не боясь измельчить исходный проект до его составляющих. Для железок обязательна сервировка с красивыми иллюстрациями и желательно, чтобы основной компонент был необычным, уникальным или труднодоступным.

Посты про разбор оборудования максимально увлекательны и интересны, когда в них много живых фотографий, схем, видео. Такие посты особенно полезны сейчас, когда мы разбираем какую-то новую неведомую железку — аналог чего-то привычного западного. Однако автору или компании крайне необходимо обстоятельно разобраться в теме, чтобы аудитория не потратила своё время на пустышку.

Конкретно это тестирование создано скорее для познавательных целей или даже развлекательных и может быть интересно начинающим карьеру специалистам или аудитории, которая не относится к пользователям больших площадей в коммерческих ЦОДах. Ни один заказчик не разрешит вмешиваться во «внутрянку» серверов. Помимо вопроса сохранения гарантии, такие действия требуют соответствующей квалификации от специалиста, который работает с серверным оборудованием. Если речь про оборудование вендоров, покинувших РФ, надо понимать, что поддерживать их оборудование могут только узкоспециализированные компании, которые ранее имели штат аккредитованных специалистов для работы с ним.

Сергей Андронов

директор центра сетевых решений «Инфосистемы Джет»

Рецепт третий: Стартап для детей. Что-то, предназначенное для подрастающего поколения, может вызвать тёплые чувства у читателя и расположить как к автору, так и к описываемому проекту. Упор в таких новостях следует делать на идею, команду и наличие MVP продукта. Основной вкус подобным материалам придают интервью с авторами проекта. Ингредиенты: вытяжка из авторов, щепотка идей, приправа из интервью и украшение в виде MVP. Что привлекло в этой статье нас — это новость наоборот.

То есть сама новость о стартапе и его продукте подана в самом конце. А в начале материал цепляет двумя якорями: обучением и шахматами. Да, после идёт история развития стартапа, рассказ о команде, но именно такое сочетание — интрига в заголовке и первых абзацах + ожидание, что всё-таки в итоге получилось — заставляет прочитывать статью до конца. Нельзя не упомянуть качественной подачи: живой рассказ от непосредственного разработчика с эмоциями, личным контекстом, всё подано в красках и лицах — таким и должен быть образцовый кейс.

Успех под мотивационным соусом

Читатель подсознательно проецирует статью на себя, поэтому истории успеха часто заходят аудитории. Такого рода статьи нередко можно увидеть в топе Хабра. Универсального рецепта подачи кейса нет, но состав ингредиентов общий: интересная идея, грамотная экономика и полученный результат. Причём последний может быть и отрицательным, но дающим повод для повтора кейса. В таких статьях не надо жадничать ещё с двумя ингредиентами — пошаговым планом и советами по результатам проекта.

Рецепт первыйдневник проекта от разработчиков с российскими корнями. Статья хоть и строится по стандартной схеме: как придумали, как планировали собирать средства и что в итоге получилось, — но в ней авторы правильно сделали упор на два момента. Это проблемы, с которыми они столкнулись при доработке своего мультитула Flipper Zero, и решение вопросов экономики продукта из-за российского происхождения изобретателей. Плюс приправлено всё советами по краудфандингу и хронологическим описанием всех процессов с грамотной аналитикой и интересными иллюстрациями. Статья стала продолжением серии публикаций о рассматриваемом продукте (как и положено странице из дневника), поэтому сообщество было уже подготовлено: карманный мультитул запал в душу, и хроника проекта стала чем-то близким и родным. Эксперт в этом случае со мной солидарен.

Статья прекрасная: отражает реальный опыт автора, имеет понятную структуру и хороший стиль подачи. И несмотря на то, что я не работаю в этой области и не могу извлечь из поста практическую пользу, прочитал его с большим интересом. Описание на Хабре любого опыта в IT, даже если проект реализуется за рубежом, может быть востребовано, а полученные знания и инсайты — применены в проектах с совершенно другими условиями запуска. И даже если кейс помог лишь паре человек, он уже оправдал своё существование. Для меня хороший пост на Хабре — это сочетание актуальной темы, интересной подачи, качественного контента и лаконичности.

Сергей Зеленский

руководитель лаборатории практического анализа защищённости «Инфосистемы Джет»

Рецепт второй. Лучше один раз увидеть. Я люблю картинки. Кто-то фанатеет от комиксов, кто-то часами рассматривает фотографии интересных вещей и мест. Кроме того, на Хабре в большой чести пруфы и сильные аргументы. Поэтому история успеха в виде фоторепортажа — это короткий путь к сердцу читателя. Пример я специально взял не совсем айтишный: тут у нас строительство (точнее, ремонт) офиса компании Madrobots. Минимум IT, куча стройки. Казалось бы, не факт, что посетители Хабра в этом много понимают, но…

Фотографии помогают читателям почувствовать себя на экскурсии, увидеть проект в режиме «было — стало» и прикинуть, как бы они сами сделали похожий ремонт или перепланировку рабочего пространства. Да, в какой-то момент начинает казаться, что с фотографиями уже перебор, но авторам удаётся создать эффект присутствия на всех этапах ремонта, а это дорогого стоит. Плюс соблюдена формула «идея, процесс, советы». 

Рецепт три. История разработки. Желательно айтишная, а ещё лучше программная. Код с нуля. Улучшение продукта со сменой продуктовой парадигмы. Переписывание на новом языке. Вариантов много, но именно в этом проекте есть фишка: в нём затронута, как оказалось, больная тема переключения на React с AngularJS. Да, это узкая специализация, но востребованная и популярная: JS-разработчиков на Хабре много. Нас с экспертами тут зацепила информация о проекте Storybook. Автор показал читателям новый полезный инструмент для написания прототипов и повысил полезность статьи.

Полуфабрикат с инструкцией

Некоторые читатели воспринимают Хабр как источник айтишных новостей, другие же идут на него, чтобы найти решение своих проблем. Этой цели служат статьи-полуфабрикаты. В отличие от историй успеха, читатель получает готовый кейс, как переместиться из точки А в точку Б. Это советы по приготовлению, да ещё с визуальной навигацией — остаётся только «разогреть» кейс у себя. Само же блюдо состоит из доступных деталей или софта, завлекающего рассказа и основы — пошагового руководства.

Рецепт одинпроект от мейкера с рассказом, как сделать дозиметр. Написано кратко, ёмко. И главное, проект можно повторить самому: все ссылки на железную и программную часть присутствуют. У меня, как у ардуинщика со стажем, после прочтения статьи возникло желание залезть на сайты с радиодеталями и заказать нужные компоненты. 

Аудитории прежде всего интересно читать о том, как что устроено и работает. Именно на этом и должен быть фокус: подробный рассказ о техническом решении, поддержанный схемами и иллюстрациями. На эту часть может прийтись около половины объёма поста. Обязательно в статье должно быть ясно описано, какую проблему решали. Это примерно ещё 25 %. И оставшиеся 25 % хорошо бы посвятить трендам направления: какие есть решения на рынке и как их оценивают эксперты, какие существуют подходы к решению проблемы и почему именно наш подход лучше или в конкретной ситуации необходим.

Максим Клочков

руководитель группы проектирования решений по передаче данных «Инфосистемы Джет»

Рецепт два. Рагу из акулы с носорогом. В таких статьях-инструкциях мы сопрягаем несопрягаемое. То есть ингредиенты для большинства читателей должны быть несовместимыми или должны странно сочетаться. Здесь мы видим пример пошагового руководства по применению методологии «канбан» для управления клининговым процессом. В итоге получилось интересное блюдо-история о том, как айтишники применяли свои знания в другой сфере. Особенно хочется отметить момент, когда читатель думает, что начинает читать о методологии проектирования программных продуктов, а получает в итоге график уборки помещения и механизм взаимодействия с персоналом. Но это та изюминка, которая заставляет воскликнуть: «Ай да автор, ай да…!» — и дочитать до конца, чтобы понять, чем всё в итоге закончилось, ощутить послевкусие и выразить свои впечатления в комментариях.

Рецепт три. Просто, но вкусно. И да, мы помним, что именно эта публикация победила в ТТ-2021, с чем и поздравляем автора. Итак, берём какой-нибудь простой рецепт с ординарными ингредиентами, но благодаря грамотному применению приправ и украшений получаем нечто особенное. В этой статье за исходную составляющую взят скрипт поиска ликвидных облигаций на «Мосбирже» на Node.js. Для разбирающегося в тематике его первая версия не представлялась чем-то сложным. История его улучшения подана под популярным соусом финтеха с разбором фишек и устройства этого самого скрипта.

Автор грамотно обыграл две вещи: улучшение существующего продукта и узкую специализацию. Мне понравилось, что проект подан с точки зрения разработчика. А эксперты, в свою очередь, отметили коммуникабельность последнего. Активное общение с комментаторами — всегда в плюс кейсам.

Эксперт в собственном соку

Людям свойственно доверять знаменитостям. Мы скорее поверим прогнозам Билла Гейтса или будем следовать заветам повара Константина Ивлева, чем доверимся неизвестному автору с Хабра. Но и здесь встречаются статьи с экспертным мнением. Главный ингредиент тут — опыт. Личный опыт автора, его вес в экспертном сообществе, трудовой стаж в предметной области. Тем не менее такие статьи этим же можно испортить. Если читатель вам не поверит, не будет считать вас достаточно экспертным, ваше блюдо обернётся потерей кармы. Как готовить такие статьи? Берите специалиста, записывайте интервью с ним, раскрывайте его работу на конкретном примере, добавляйте пояснение о предметной области. Не забывайте украсить текст интересными историями.

Рецепт первый. Управление проектами. Здесь главное — погрузить читателя в котёл, в котором варится команда проекта. В статье-примере автор готовит работу с багами. У темы может быть два вида наполнения: разбор теории + личная практика или разбор ошибок + кросс-ссылки на более глубокое изучение вопроса. Автор объединил оба: в первой части статьи нам рассказывают, почему необходимо работать с багами и как команды с этим справлялись, а во второй нам под экспертным соусом подаётся история успеха. Это очень похоже на статьи предыдущего раздела, но здесь погружение читателя в тематику QA глубже, это не просто перечисление фактов и событий.

Рецепт второй. Практический проект с точки зрения исполнителя. Блюдо из одного продукта. Есть конкретный автор-эксперт, и из его личного опыта пишется статья, основная цель которой — распробовать тему глубже, развить дискуссию с автором в комментариях. В статье за основу взят Cisco ISE, но после небольшого вступления автор начал рассказывать о своей работе, рутине, задачах. Мне понравилось включение в общий, довольно суховатый текст о проекте забавной истории о багах. Это очеловечивает саму статью и заставляет сопереживать эксперту.

Тушёная аналитика

Считаете, что Хабр чисто для развлечения? А вот я, например, с этим не соглашусь. Часто сюда заходят в поиске серьёзных статей, и аналитика — одно из востребованных направлений их приготовления. Аналитические статьи ценят не за весёлый текст. Их ценят за глубину погружения в тему, достоверность исходных данных и грамотные выводы.

Если вы будете играть в Нострадамуса и брать цифры с потолка, блюдо будет несъедобным. Готовится аналитика долго, данных должно быть много, опыт автора в предметной области не должен вызывать сомнений. Не ждите в таких материалах бурного обсуждения в комментариях. Большая часть читателей просто добавит вашу статью в закладки. Они будут использовать её, чтобы понять, как реализовать похожий кейс у себя.

Рецепт один. Аналитика на больную тему. В отличие от новостного рецепта, в аналитике должна присутствовать куча цифр и диаграмм, а также выводы из них. В этой статье о состоянии отрасли разработки приборов присутствуют все ингредиенты: тема больная, особенно сейчас, цифры и графики достоверны (из надёжных источников и личного опыта), выводы, пусть и неутешительные, сделаны. Приправлено это всё мини-расследованием, без которого тоже не может обойтись хорошая аналитическая статья.

Статья мне понравилась. Очень точно показана организация процессов с привязкой к целям проекта. Идею автора можно переложить почти на любой IT-проект. Такие аналитические статьи на провокационные темы могут зацепить. Хочется видеть больше ярких и дерзких тем или смелого подхода к привычным проблемам.

Считаю, формула успешного поста для Хабра такая: 10 % на постановку проблемы + 10 % на обзор трендов направления + 50 % на описание технического решения + 20 % на рассказ о результатах (в том числе описание реакции заказчика) + 10 % на информацию о компании.

Михаил Данилов

эксперт по системам физической безопасности «Инфосистемы Джет»

Рецепт два. Научная аналитика. Для таких статей ингредиенты следующие: много цифр, математики, сложной специфической терминологии и схем. Но это именно то, за что любят грамотную аналитическую статью. Не стоит забывать про ссылки на исходные данные, если они идут не из первых рук, как у авторов этой статьи. Отдельно хочу отметить, что авторы примера разбавили груду матаппарата и программного кода переключением на интерфейсную часть и историю. В итоге подали такую скучную (на мой взгляд) тему, как статистика работы техподдержки, в виде, который не заставляет зевать после первого же абзаца.

Любое блюдо можно исправить?

А что делать, если рецепт не удался? Если вы неправильно поняли рецепт и добавили в блюдо лишнюю ложку экспертности или переборщили с победными реляциями? Спешим успокоить: почти всё поправимо. Да, при попытках приготовить статью по рецептам условного курса «изучаем 100 500 лучших методик копирайтинга за один день» результат будет, скорее всего, несъедобным. Но грамотный повар знает, как улучшить вкус приправами или приготовить рыбу так, что даже те, кто её не любит, подумают, что это утка. Тем не менее надо помнить, что лирические статьи — не самодостаточное блюдо. Они служат, чтобы разнообразить меню вашего блога, и их нужно грамотно комбинировать со статьями других видов.

Рецепт первый. Котики спасают всё. Снова статья-новость. И уже больше похоже именно на новость, а не на полноценный текст. Немного конкретики о машинном зрении, мало практической реализации в проекте. Небольшой объём. Что же вытянуло статью? Конечно, видео с котиками. Оно решило проблемы текста, дало недостающую информацию и положительные эмоции. Но злоупотреблять таким ингредиентом нельзя: часть аудитории Хабра отрицательно относится к засилью мемов и мимимишности в статьях.

Рецепт два. Не IT. Вы написали статью, но она не айтишная. Однако вы решили всё равно выложить её на Хабре. Естественно, возникает опасение, что не попадёте в целевую аудиторию. На этом примере можно понять, что и такие статьи востребованы.

Авторы спасли текст необычностью (и даже не в IT). Это статья-экскурсия на металлургическое производство. Авторы грамотно добавили в неё IT-задачи (например, про систему управления техпроцессами) и тем самым «хабрализовали» кейс. Коллеги из «Инфосистемы Джет», в свою очередь, отметили, что последовательность и обстоятельность изложения, а также авторский взгляд и погружение в профессиональную область вполне уравнивают пост с компьютерными текстами Хабра. Можно сказать, здесь мы видим яркий прецедент «по-айтишному не об IT».

Рецепт три. Щепотка лирики. На IT-ресурсах не очень хочется видеть статьи-ТЗ, статьи-инструкции, статьи — хвалебные новости. Порой, особенно на Хабре, хочется простой лирики. В этом примере мы видим «статью-географию». Вкус тут придают лирика и частично ностальгия. Читатель получает информацию не о самих проектах, а о том, как их сложно иногда делать. Фотографии суровой природы Сибири тоже пошли посту на пользу. Меня зацепили знакомые пейзажи: детство прошло на нефтяных промыслах Урала. Ещё сердце дрогнуло от воспоминаний об IT-проектах, которые реализовывались не в тепличных условиях офиса.

Что делает блюдо вкусным: рецепт или повар?

Моё мнение: идеальной статьи не существует, как не существует идеального блюда. Хабр — это IT-кухня, собирающая множество направлений готовки. Сложно угодить всем: кто-то предпочитает что попроще, кому-то подавай остроактуальное, а кто-то жить не может без фотографий и таблиц.

Но что роднит все топовые кейсы: в них соблюдается баланс интересной темы и контента как основы блюда, грамотной подачи за счёт языка и стилистики, а также знаний автора. Если читатель не поверит автору, он не поверит и изложенному, не распробует настоящего вкуса статьи.

Немного советов от меня:

  • Если вы нацелены на широкую аудиторию, пишите доступным языком и в формате «проблема — решение».

  • Если тема и аудитория узкие, наоборот, пора подключать библиотеки с терминологическим аппаратом.

  • Если рассказываете о техническом решении, стоит показать, как оно работает.

  • Отвести от четверти до половины текста под разбор проекта — это нормально.

Не забывайте регулярно читать статьи из топа Хабра и, конечно, общаться с вашими читателями. А у вас есть рецепт идеальной статьи? Давайте обсудим в комментариях.

Комментарии (7)


  1. dlinyj
    28.07.2022 13:07
    +10

    Всем, кто соберётся писать свою статью (очень надеюсь, что людей будет много), советую никогда не читать таких рецептов. Подобный подход напрочь убивает творчество и будет очередная унылая статейка.

    Единственный рецепт, который я дам — это должно быть круто. Круто должно быть вам, вы должны кайфовать от того, что делаете и о чём рассказывается с восторгом. И если восторг сквозит из статьи, то он будет чувствоваться и заряжать. Вспомните журнал «Хакер», какая там была энергия! Хотя статьи, в сути, были простенькими.



    Будьте просто теми, кто делает крутые вещи! Вы крутые, вы можете делать по настоящему крутые статьи, на темы, которые интересны вам и не изложенные здесь.


    1. dlinyj
      28.07.2022 13:34
      +4

      Дополню. Посмотрите такого титана, как barsmonster. У него, что не статья, то шедевр на сотку плюсов. Думаю, он бы никогда не смог писать такие потрясные статьи, если бы читал рецепты как их делать. Он просто занимается невероятно крутыми делами, и пишет об этом. И вызывает просто волны восторга. Просто нужно писать, о том что считаете крутым, написать классно можно о самой банальной вещи, только если это для вас реально круто, заряжает и и вы хотите поделиться этой энергией с другими.


  1. AlekseyHab
    28.07.2022 13:30
    +3

    Что делает блюдо вкусным: рецепт или повар?

    Конечно сами продукты, а потом уже повар :) а рецепт.. это совсем уже другое:))


  1. MagisterLudi
    28.07.2022 17:20
    -1

    Раньше офигенные посты писались «от души», сейчас — маркетинга ради.

    Приведенные выше примеры: 12 штук — корп блоги, 3 — независимые авторы.


    1. dlinyj
      28.07.2022 18:18
      +2

      Ну-у-у-у, не знаю. Я как 15 лет назад по фану статьи, так и сейчас пишу. 15 лет назад писал в «Хакер» и тогда это было «маркетинга ради», поскольку основная тема была реклама в журнале, а статьи наполнение. Так и сейчас пишу, потому что это просто круто.


  1. JordanCpp
    29.07.2022 13:02
    +1

    Смотря для каких целей пишется статья. По фану проще и такую статью видно. Возможно есть золотая середина, но всегда будут недовольные, мало букв, много букв, не хватает котиков, много цифр, статья короткая. Тема мастдая не раскрыта. Что автор несет. Почему это на хабре. и т.д

    Как только занятие приобретает коммерческую основу, вот тогда и следует мониторить и писать по заветам отцов. Так как цель таких статей выстрелить.

    Может просто повезти. В прошлом году написал статью, немного за нее стыдно, в плане подачи мысли. Реально сложно читать, хотя мыслю нормально, но видимо торопился ибо горело:)

    Мыслю я нормально, но выражаюсь не очень:)


  1. sre-dataengineer
    29.07.2022 13:13
    -2

    от "российского происхождения" коробит