Расскажи мне полуправду, как полуэльф полуэльфу...

Практически все статьи про жизнь и работу за рубежом в целом и в гугле в частности грешат сильной эмоциональной составляющей. У кого-то это связано с розовыми очками, у кого-то с психологией. В любом случае, такое видение получается несколько однобоким на мой взгляд.

Ни в коей мере не считая себя чем-то выдающимся (ну, разве что, пузом), решил ответить на вопросы «а как там?» и «а почему туда?» хоть и субъективно, но максимально объективно и, по возможности, информативно.

Ты помнишь, как всё начиналось?


Однажды в студёную зимнюю пору (в марте 2013 года), когда ничто ничего не предвещало, в почте появилось письмо от рекрутёра Google, которая сказала, что они ищут людей и хотели бы поговорить о своём предложении. Попросили резюме. Весь цимес в том, что, будучи фрилансером, я не имел готового резюме, максимум — разного уровня актуальности заполненные профили на разных фриланс-биржах и линкедине. Специально ничего нигде не заполнялось, поэтому почему и откуда появилось предложение — точно не скажу (на тот момент никого знакомых в гугле у меня не было). В принципе, это была не первая компания, HR которой писали на почту, но и не часто кто бы то ни было из компаний обращался. Поскольку я не имел ни загранпаспорта, ни желания куда бы то ни было переезжать, так я и ответил.

Спустя год, по весне 14-го, захотелось поездить по Европам, так что был получен загран паспорт. Однако выбираться из середины Сибири несколько неудобно — 4 часа лёта до Москвы + 3 часа оттуда до Европы + 2-3 часа на пересадки минимум активно отбивают желание это делать. Поэтому, обсудив вариант «вылетать из точки А в точку Б и месяца полтора на машине круг нарезать» и «переместить точку А в точку Б», внезапно по лету на семейном совете склонились ко второму варианту. Так что я нарисовал резюме (найдя первый попавшийся в инете шаблон) и ответил на письмо годичной давности. Договорились о начале процесса по пути котопса SRE: помеси 50% админа и 50% программиста. Что такое SRE — вопрос сложный, для меня по-прежнему не совсем понятный, но звучало как мой случай.

Пусть бегут неуклюже кандидаты по лужам


Собеседование представляло собой: таблица самооценки, «черновой» опросник по телефону HRом, после чего 2 телефонных (hangout'овских, точнее) интервью. После было предложено пройти очный раунд собеседования в Цюрихе из 5 различных интервью. Мне сложно сравнивать процесс интервью с другими компаниями (я ранее не бывал собеседуемым), но цель у всех собеседований одна: определить уровень соображаемости у человека, оценить его правдивость и поведение за привычными рамками комфорта.

Занятная вещь: я никогда не пользовался английским языком голосом. В школе у меня были с ним проблемы, так как в одной школе был только письменный, после перехода в другую обнаружилось, что там уже все имеют довольно неплохой (по моему мнению на тот момент) английский — я в итоге не имел практики, плюс наблюдался ментальный блок на использование инъяза. Несмотря на это, мой язык не являлся препятствием для собеседования, хотя все собеседования и велись на английском. Если недопонял — можно переспросить, если тебя не поймут — тоже переспросят.


Компания предоставляла билеты, гостиницу; после самого собеседования компенсировались затраты на визы и еду. Не знаю, насколько важно для получения визы иметь запас своих средств (возможно, хватило бы письма от компании, что оплачивает принимающая сторона), я предоставлял свою декларацию ИП в качестве доказательства платежеспособности и письменное объяснение, что билеты будут куплены после получения визы. Сам процесс получения визы занял ровно 5 дней: в понедельник утром я отнес в офис TLS Contact в Новосибирске документы, в пятницу утром я забрал конверт с паспортом, содержащим визу. После телефонного интервью до очного прошло чуть больше месяца: во-1х, это был резерв по времени на получение визы; во-2х, это был резерв по времени на подбор людей, которые будут проводить собеседования. Сами собеседования упакованы в один день — 3 до обеда, потом обед, если не совсем всё плохо на первых трёх, то еще 2 после обеда.

Пока шла подготовка к очному, меня также спросили «сколько хочу». Ответил просто: текущий доход приблизительно X, согласно Numbeo это соответствует Y. С учетом налогов выходит Z брутто.

Поскольку я ни разу не был на собеседованиях, я действовал исходя из «как бы я хотел, чтоб действовал мой собеседуемый», поэтому из предложенных на выбор вариантов собеседований выбрал максимальный спектр, оценил себя как можно более честно, отвечал то, что думаю. Моей целью было, скорее, узнать свою рыночную стоимость, нежели «попасть в гугль» — таковой цели я не имел, так как IT-рынок в Европе довольно широкий, плюс были предложения с предыдущих проектов перейти на фуллтайм, в том числе и с переездом.

Спустя недели полторы после очных собеседований HR сказал, что все отзывы рекрутёров собрали и готовы сделать предложение, только мне нужно сперва сделать выбор, в какой именно офис. Спросили, точно ли я хочу ограничиться Европой, и из европейских офисов предложили на выбор Лондон, Дублин, Цюрих. Изначально я вообще спрашивал Мюнхен, но там для меня места не нашлось. Обдумав, приняли решение выбрать Цюрих. В первую очередь, из-за более высокого уровня Швейцарской медицины (как минимум по сравнению с двумя альтернативами). Во вторую очередь — чистота воздуха и воды (думаю, новосибирцы, да и москвичи, поймут). В остальную очередь — спокойствие и центральное положение для изначальной цели.

Что примечательно, в Швейцарии всё дороже, но за счет меньшего налога, если взять зарплату брутто, вычесть налоги, среднее жильё, страховку и питание, остаётся больше, чем было бы при той же зарплате в Мюнхене. Так что для решения изначальной задачи Цюрих получался еще и выгоднее.


Спустя еще два дня прислали предложение уже с учетом города офиса. На моё удивление, цифра была даже больше, чем я отвечал на вопрос «сколько хочу». Короче, от бобра бобра не ищут, предложение принял, и началась вторая фаза.

Готовь сани летом… поедешь зимой


Перед подписанием договора был задан еще один вопрос: предложили выбрать вариант компенсации переезда. Мне было предложено следующее меню по выбору: разовая субсидия (и дальше всё сам); компенсация переезда + месяц жилья + перевоз вещей + месяц хранения вещей; компенсация переезда + 2 месяца жилья. Поскольку вещей везли немного, и примерная стоимость перевозки укладывалась в предложенную сумму компенсации перевоза, принят был вариант в 2 месяца жилья. (Разумеется, в зависимости от дальности переезда, вашей должности, технического уровня и зарплаты конкретные цифры и доступные варианты могут отличаться).

Важно понимать, что переезд организовывается не гуглем, а компанией, предоставляющей услуги по перевозке сотрудников. Для меня непонимание этой тонкости стоило определённой пачки нервов.

Выход на работу происходит каждый первый понедельник нового месяца, так что выбор был либо 5е января, либо 1е декабря — в зависимости от готовности визы. В Новосибирске получить визу для въезда на работу/жильё в Швейцарию нельзя. Да и вообще её получить можно только в Москве. Поэтому почти все документы были отправлены заранее, но лететь следовало в два этапа, через Москву, в которой предполагалось задержаться на пару дней для получения визы. Для полноты картины, ехали мы всей семьёй одним пакетом — я, жена и кошка.

Помощь в перевозке животного не оказывалась, искать информацию по прививкам и бумагам пришлось самостоятельно. Впрочем, тут всё просто — в почти любой ветеринарной клинике поставят чип и выдадут международный паспорт, это обойдется от 300 до 1500 рублей. А вот пропуск на борт делается сперва в одной из гос.клиник, причем не раньше, чем за 3 дня до полёта. Стоит это что-то около 250 рублей за осмотр и бумажку с голограммой и печатью. Затем в аэропорту нужно зайти на проверку, где выдадут посадочный талон на кошку. На стойке регистрации придётся побывать лично, чтобы доплатить за животинку (на рейсе Новосибирск-Москва было за фактический вес, на рейсе Москва-Цюрих была просто фиксированная сумма). Второй важный момент: билеты на полёт надо брать заранее, так как после покупки отменить его как правило нельзя, а гарантий, что подтвердят животное на борту, нет. В салоне можно везти не более двух животных одного вида — либо две кошки, либо две собаки. Если на борт уже разрешили собаку, кошке откажут и наобормот. Вот тут и была первая пачка нервов — контакт сторонней фирмы у меня отсутствовал (уж не знаю, почему), а HR сказал, что билеты они должны предоставить (так же, как было с собеседованием). В итоге билеты я покупал в ночь перед вылетом, а бронь при этом онлайн только на час. Подтверждение кошки — от 4 часов и только днём. В итоге я через час пятнадцать получил подтверждение, а моя бронь уже слетела. Перебронировал билет, позвонил, а подтверждаторы уже ушли домой. По телефону билеты перебронировали до утра, оставили новую заявку с указанием, что прошлая уже была одобрена. Утром дозвонился — еще нет информации. В общем, в последние 5 минут выкупил билеты и еще через 10 минут получил подтверждение. (Фуух, пронесло). А на Москва-Цюрих я уже действовал мудро — купил билеты сразу, как только узнал точную дату начала действия визы, там бронь автоматически была на 24 часа. Сразу подал заявку на кошку, через 3 часа получил подтверждение и выкупил билеты. Просто и без проблем.

Но вернёмся к визам. Для получения визы все документы отсылались компании, которая выполняла перевод и отправку документов в соответсвующие отделы. Швейцария принимает апостилированные документы, поэтому советую сразу проставить апостиль на максимум доступных документов — потом будет сложнее или дольше. Если мои дипломы в общем-то неважны, то на свидетельстве о браке апостиль обязателен. В итоге 1го декабря я только получил подтверждение мне и запрос апостиля для жены. Сделать апостиль удалось за 1 день. Знал бы раньше — не терял 2 недели! Документы рассматриваются около 3х недель + 1 неделя на получение ответа. Причем, на самом деле, уже через 3 недели ответ есть в посольстве в Москве, а вот фирма получит бумажный ответ спустя еще почти неделю… В общем, в середине декабря мы получили подтверждение и на жену. Теперь надо было записать нас на приём в Московское посольство. Это также делает фирма, которая оформляет визы, но для этого надо было спланировать, когда я могу вылететь. Так как я так и не получил никакой информации, сказал записывать на ближайшее возможное. Очень хотелось проскочить ДО рождества, так как перед рождеством только выдают готовые паспорта, в рождество не работают, а после него начинаются российские предновогодние забивания на всё. Чтобы успеть к 5му января, стоило двигать в идеале в середине декабря. В четверг, 11го, в Московском посольстве сказали, что документы получили. В пятницу, 12го, нас записали на среду, 17е декабря, так что вылетать надо было 15го или 16го. В понедельник 15го, европейским утром (около 19 часов по моему местному) получил подтверждение от HR, чтоб покупал билеты и гостиницы сам, никого не ждал, так как от компании, занимающейся перевозкой, так и не было ничего слышно. В итоге в дикой спешке искал гостиницу, которая допускает кошек и находится недалеко от посольства, так как там надлежало быть в 9 утра…

Отдав утром 17го документы, после обеда получили паспорта обратно уже с визами, действующими с понедельника, 22го. Так что спокойно купили на понедельник билеты с поддержкой кошки и нашли гостиницу ближе к аэропорту (точнее, ближе к аэроэкспрессу), куда и перебрались до понедельника.

Не путайте туризм и проживание...


В принципе, одного английского для начала достаточно — в гос.учреждениях понимают английский почти повсеместно, в крайнем случае переправят к сотруднику, который его знает. В магазинах гарантий таких нет, возможно, придётся либо уйти, либо переходить на язык жестов. Посему советую пройти хотя бы базовый курс немецкого А1 (в Новосибирске крайне советую немецкий центр Гёте, который в НГТУ размещен) еще до отъезда: иногда очень неплохо выходит, когда ты говоришь по-английски, тебя понимают, но отвечают по-немецки.

Самое важное, что нужно знать: ваши отношения с местными властями после въезда — только и целиком ваши личные. Вы можете надеяться на помощь и подсказку в офисе или консультанта по переезду, но любая ответственность на вашей совести. Поэтому проверяйте информацию: следят довольно строго. А также учтите, что если даны 2 недели, то это означает 14 дней с текущего момента, и это уже ваша задача — найти время, когда они работают в эти 2 недели и явиться. Собственно, вы должны после въезда за 2 недели успеть зарегистрироваться. А потому, если въезжаете раньше, чем за 2 недели от начала работы — не надейтесь на подсказку в офисе, а идите и регистрируйтесь сразу по приезду. Особенно, если впереди праздники. Для регистрации по месту временного проживания мне хватило только адреса — даже распечатка брони из письма была не нужна. Позже, при регистрации на постоянном адресе, уже надо было показать копию контракта, а они даже позвонят владельцу квартиры для уточнения, правда ли вы там прописаны.

Виза, которая позволяет въехать в страну, действует 3 месяца. За эти 3 месяца надлежит въехать и зарегистрироваться. В течение месяца-полутора после пришлют местные документы. Сперва получаешь Permit L. Этот permit позволяет находиться в стране в течение года, пока ты всё еще работаешь. Через год его надо продлить, а еще через год он будет заменен на Permit B, который уже позволяет находиться в стране 5 лет и при желании менять работодателя.

А теперь самое интересное. Первоначальное жильё предоставляется на 1 или 2 месяца (точнее, 30 или 60 дней), в течение которых надо найти себе постоянное жильё, для чего предоставляется помощь наёмного риелтора. Не совсем риелтора в нашем понимании: тут это скорее помощник по поиску и оформлению, плюс он/она могут подсказать по многим вопросам, возникающим в начале. Рынок недвижимости в Цюрихе просто поражает своей непривычностью: в отличие от России, никто тебя не ждёт с распростёртыми объятиями. Выбрав квартиру, которая тебе понравилась, ты совершенно не можешь быть уверен, что ты ее получишь. Спрос на аренду недвижимости всегда превышает предложение (одну из квартир кроме нас смотрели еще минимум пять претендентов), в итоге весь рынок работает на минимизацию затрат усилий сдающих. Поэтому приоритет у максимально долгосрочных снимающих: имея Permit L, ты не сильно интересен, так как нет гарантий, что через год ты всё еще будешь находиться в стране. Если будет двое желающих — один местный (или европеец) и ты с Permit L — квартиру отдадут более стабильному. Просмотр квартиры организован также, упрощая затраты сдающего: в назначенное время (зачастую в рабочее время в будни) приходят все желающие, осматривают, задают вопросы и берут форму отзыва, которую заполняют и отсылают Landlord'у (владельцу/сдавателю), который потом по своему желанию и мнению отберёт одного из кандидатов, которому будет сдана квартира, или будет назначена еще одна дата просмотра.

Большинство договоров позволяют покинуть квартиру без штрафов только два раза в год — к 1му апреля и к 1 октября. Именно к этим датам больше всего доступно вариантов квартир на рынке, но и именно к этим датам больше всего желающих снять. Учитывая то, что вы в конце очереди — не знаю, плюс это или минус. Нам непонятным чудом удалось снять квартиру, въехать в которую можно было 16го февраля. А 20 февраля заканчивалось временное размещение…

Помимо этого есть негласные правила, проистекающие из желания минимизации напряга сдающего. Например, однокомнатную молодой паре скорее всего не сдадут. Исходя из предположения «они родят, понадобится больше места, и съедут». Даже двухкомнатная под вопросом. Так что паре надо рассматривать от 2.5 и выше (реально — 3-3.5 комнаты). Также не во всех домах в принципе принимают иностранцев. Иногда не хотят сдавать молодым. И, что особенно было нам важно, не все разрешают держать в квартире животных. Риелтор как правило имеет хороший опыт, поэтому прислушивайтесь к его советам — он не получает никакого процента от сделки, его задача — найти вам жильё, и работают риелторы за оклад, а потому на вашей стороне.

Второй радостный момент с недвижимостью — это то, что в 90% случаев сдаётся жильё без мебели. В любой квартире обязательно присутствуют: сантехника в ванной; кухонная плита, холодильник и мойка на кухне. Также есть место для стирки и сушки белья либо в квартире, либо общее в подвале. Это весь обязательный минимум. Но, как правило, присутствует посудомоечная машина. Если место позволяло — то есть еще и духовка, но это уже под вопросом.

И самый главный финальный аккорд: что вполне логично, но почему-то не приходит в голову вовремя, зарплату вы получите в конце первого месяца работы. А при съёме квартиры надо заплатить не только за месяц вперед проживания, но и еще на специальный счет внести стоимость 3х месяцев проживания. Итого, в момент съёма квартиры у вас должно быть своих средств на 4 месяца ее стоимости плюс на покупку начальной мебели, ведь надо на чем-то спать и где-то есть. Ну или можно занять. Не знаю как у всех, но в моей команде принято неформально занимать новичку на квартиру. Всё равно в конце года с годового бонуса любой может отдать этот долг совершенно без напряга.

Теперь поговорим о хорошем: о затратах. Снять временное жильё (то есть место, где есть вся необходимая мебель, и допустимо временное пребывание в единицах недель и/или месяцев), если за первое время не удалось снять квартиру — примерно от 2000 в месяц. Снять 2.5-3 к.квартиру в 10-15 минутах ходьбы от работы — от 2500 в месяц. Снять квартиру в 30 минутах общественным транспортом — от 1800 (реально средняя цена за 2.5 — 2200-2300). На еду на семью из двух человек в месяц уходит около 1500 с учетом того, что ты сам ешь в офисе в будни. Месячный проездной на транспорт в пределах одной зоны — 84 франка на человека. Если решил сэкономить на квартире и разместился в соседней зоне, то месячный проездной уже 124 франка. Годичный дешевле, чем помесячно, но если нет толстого запаса, это только через год, когда все долги вернёшь, и появятся местные накопления. Еще мед.страховка — от 300 до 700 на человека, в зависимости от страховой компании и выбранных опций. Плюс если обращаешься к медикам — страховая покрывает только сверх некоторой суммы в год (франшиза). Франшиза двухступенчатая — на первой ступени оплачиваешь сам 100%, размер ступени по выбору — от 300 до 2500 франков. После первой ступени франшизы ты еще оплачиваешь 10% от затрат, пока не наберётся еще 700 франков. Итого, при минимальной франшизе сверх страховки за год максимум будет еще 1000 франков (300 франшиза 100%я, + 700 франшиза 10%ная). От страховой компании также зависит, как именно оплачиваются счета. Самые дешевые страховые компенсируют твои затраты, высылая тебе деньги, например, раз в квартал, согласно счетов. Самые дорогие оплачивают всё сами, выставляя тебе счет, равномерно распределяя по году. Для выбора некоторых опций страховки может потребоваться заполнение медицинского опросника. Разумеется, на немецком. Ты считаешься застрахованным с самого начала въезда в страну. Выбрать страховую должен в течение первых 3 месяцев, если не сделаешь сам — тебе назначат страховую случайным образом в минимальной обязательной форме. Не факт, что это будет самое выгодное предложение. Не имея страховки на руках, первые счета оплачивать должен будешь сам в течение некоторого времени или выбрать страховую и отправить эти счета ей для оплаты.

Цены на всё в магазинах высокие, но зарплата соответствует. Для себя я выработал правило оценки «дорого/дешево» — умножаешь цену на 20. Это примерный эквивалент цены в рублях в Новосибирске. (По крайней мере, полученные цифры соответствуют ощущениям цен 2014 года). Самый простой способ получения этой цифры — пересчитать пропорцию старой и новой зарплаты и пользоваться этим коэффициентом для оценки стоимости. Для повседневных затрат на первое время достаточно, а со временем привыкаешь к тому, что 1 франк это просто 1 франк и нисколько рублей. В принципе, многие экономят путем поездки в Германию, закупаясь там. Это примерно на треть дешевле, чем в Швейцарии, но добавляется вопрос, на чем везти (в первый год вряд ли еще будет машина, а аренда тоже пока дорога) и как с возвратом налога и уплатой Швейцарского налога при ввозе. В общем, способ экономии действенный, но надо привыкнуть и научиться планировать.

Налог платится обязательный плюс пенсионный по выбору из 3х вариантов (меньше-больше). В целом, при минимальном выбранном пенсионном налоге от «брутто» начисленного снимается 30%. Кстати, еще есть налог «на радио и тв», который фактически платишь всегда, вне зависимости от слушаешь/смотришь ли радио и тв.

Ежемесячная зарплата составляет 1/13 от договорённой годовой плюс разные компенсации (транспортные расходы, мед.страховки и т.п.), от которой вы заплатите 30% налога, затем отдадите за квартиру (см. выше про стоимость), затем за сотовые (~30 франков в месяц), интернет, медстрах (см.выше про стоимость — эта сумма может получиться как меньше, так и больше компенсации на медстрах), транспортые расходы, электричество, питание. Всё, что осталось — можно тратить или копить. Первое время это идёт на мебель и на возврат займа за квартиру. Полученная 13я зарплата и годовой бонус идут на компенсацию налога за этот самый бонус и на накопление, которое понадобится как минимум для съёма следующей квартиры, когда понадобится переезжать, так как взнос за предыдущую расходуется на приведение ее в исходное состояние, когда и в каком остатке вы увидете тот взнос — большой вопрос.

Не всё коту масленица


Подойдём к самой сладкой части: к жизни и работе в офисе. Сколько же сказок рассказано про работу в гугле и других крупных «человекоориентированных» компаниях. Суровая правда жизни заключается в том, что бОльшая часть всей этой красоты — она для гостей офиса. Пестрый дизайн этажей в повседневной жизни не замечаешь, так как видишь в основном огромный монитор (мониторы) и код на нем (них). Игровые комнаты? В основном используются вечерами или по пятницам. В рабочее время не встречал людей в них. Впрочем, крайне нечасто и прохожу мимо. А вот комнаты для сна вполне себе пользуются спросом, в основном сразу после обеда — когда итак клонит в сон.

К слову об обедах. В офисе в рабочие дни доступен завбеджин. На завжин работает одна столовая, на обеде работают аж три столовых с разными кухнями (по простой причине — не все встают так рано, чтобы прийти на завтрак, и не все сидят так долго, чтобы есть в ужин; а вот в обед там столпотворение...). Не знаю, кто как, но лично я доволен едой далеко не каждый день. В принципе, можно при желании сходить до какой-либо другой платной кафешки-ресторанчика, но, во-1х, это трата времени, во-2х, — денег. Я лично не делаю из еды культа, поэтому если не вижу ничего, что выглядит аппетитно, съедаю что-либо из категории «еда» и топаю на рабочее место. В целом, удовлетворённость лично меня едой составляет около 40%. Но это всё же персональное. А на выходных же ничего, кроме непополняемого ассортимента миникухонь. В них есть орехи и хлопья, хлеб (в воскресенье уже являющийся камнем), колбаса, сыр, йогуры, кофемашины, чай и источник кипятка, фрукты. Иногда — овощи перекусные. В целом, полноценной еды по выходным нет, и приходится либо ходить до дома, либо брать с собой, но микроволновку найти довольно сложно, я знаю только местоположение одной, и та в здании напротив.

По контракту рабочее время — 40 часов в неделю, «до 45 если потребуется». Поскольку это крупная компания, этого «потребуется», как правило, не бывает. Работа выше 45 часов оплачивается, только если было получено предварительное согласие менеджера. В целом, никто за временем не следит, это твоя ответственность. Главное – выполнять свою работу в срок и в объёме, который от тебя ожидают. Так же, если требуется, можно взять отгул. Есть некоторые категории отгулов, заранее оговорённые с определённым лимитом. Во-первых, по семейным обстоятельствам: на свадьбу, развод, на случай смерти родственника, на рождение детей и на помощь беременной жене, даже на переезд один день есть в год. Во-вторых, отгулы, компенсируемые страховой: по болезни, травме. В-третьих, можешь взять отгул в счет отпуска — баланс отпускного времени учитывается, в некоторых случаях он растёт, если работаешь сверх нормы. Когда берёшь отгулы — самое главное, чтобы ты никому этим не создавал проблем, уведомил людей заранее либо сдал, насколько возможно, перед отгулом дела. То же самое с отпуском — желательно запланировать отпуск в квартале до его начала, чтобы не сбить запланированный график. Но в целом все эти вопросы довольно легко решаются с непосредственным менеджером.

Вместо учета рабочего времени идёт учет «ожиданий». Ты выполняешь работу, которая должна соответствовать твоей квалификации и положению в команде, а также в объёме, который планируешь сам на наступающий квартал. Если не хочешь напрягаться — планируешь работу согласно своим возможностям, выполняешь её, как запланировал. Пока справляешься, полезен команде и никому не мешаешь, никаких проблем не будет, однако при этом ты будешь «загнивать», так как, не ставя перед собой дальние цели, невозможно их достигать и расти. Редкий специалист, кому всё еще интересен проф.рост, работает в расслабленном ритме.

В результате, «расслабленный фон» в офисе практически не заметен. Да, люди приходят, бывает, к обеду. Но уходят значительно позже заката. Я лично люблю работать без большого количества биомассы рядом, поэтому иногда работаю в воскресенье вместо среды (дополнительный профит в том, что по воскресеньям в городе не работает практически ничего, кроме вокзалов и привокзальных заведений, так что в среду можно спокойно сходить в недоступные в выходные магазины / музеи / и т.п)…

Ну и о менеджерах. Я не скажу за все команды, но тенденция, насколько мне известно, именно такая: непосредственный менеджер в команде — это один из технарей этой самой команды. В нашей команде менеджер продолжает работать над кодом, а также участвует в общей ротации дежурств. В общем, делает всё то же, что и другие технари, только за меньшее время, так как встречи-встречи-встречи и обсуждения с вышестоящим начальством съедают немалый объём времени.

Кстати, о съедании времени. Неслабое количество времени уходит на чтение почты, включая всевозможные внутренние дайджесты, позволяющие быть в курсе, что творится; различные обсуждения; всевозможные лекции для повышения информированности о внутренних практиках, возможностях, продуктах, о тонкостях устройства гугля и вселенной, а также о медитации и поддержании уровня стресса. В целом, практически все они необязательны, но всё, что может повысить в теории твою продуктивность — доступно, а дальше решать тебе (и, возможно, твоему менеджеру). Немало доступно всевозможных TechTalk'ов, которые многие смотрят на скорости x5-x10, в самых интересных местах переключая на x1.

И при всём при этом в оставшееся время следует успевать основную работу. Так что при составлении плана работ на квартал либо не планируй много дел, либо не трать время попусту на семинары и «эвенты».

В мире животных




Теперь немного о жизни вне работы. Цюрих очень красивый город. Не могу сравнить полноценно с крупняками типа Москвы и Питера (хоть я там и бывал, они оба мне не понравились), но с Новосибирском лучше даже и не сравнивать. С отдельными уголками Томска разве что.

Город маленький, перемещение даже между дальними частями города — это максимум час-полтора общественным транспортом. Впрочем, вся Европа по Сибирским меркам маленькая, так как например полёт Цюрих-Вена тоже занимает полтора часа.

Народ в городе спортивный: даже по зиме огромное количество людей выходит на пробежку. Даже с коляской детской впереди. Велосипедистов очень много, причем вместе с детьми в пристегивающихся колясках, детьми в пристёгивающихся тандемах, детьми в детских сиденьях, детьми на отдельных велосипедах, так же, как и взрослые, едущих по велодорожке (обочина дороги, как правило).

Почти всё в городе закрывается около 7-8 вечера. Редкие продуктовые до 9 и 10. В воскресенье не работает ничего, кроме вокзалов и некоторых ресторанов/клубов. В субботу в районе магазинов столпотворение, так как закупаются на неделю вперед, а в воскресенье людей можно встретить чаще в теплое время года, зимой на улицах почти пусто. На рождество так вообще на улицах ни души — все по домам, жизнь найти можно только на вокзале. Кстати о вокзале. Что удивительно, но магазины и еда на вокзале здесь совсем не то же самое, что в России: реально свежие морепродукты в Nordsee, обычный выбор в Coop, цены не отличаются на два порядка от города и в других магазинах. Поэтому на Hauptbahnhof вполне можно закупаться, если вдруг будете тут проездом.

Вода в кране — питьевая. На улицах огромное количество фонтанчиков с питьевой водой. Если не висит таблички «Kein Trinkwasser» — это фонтан с питьевой водой, причем табличка такая — редкость.

В городе очень мало мусора: кроме невоспитанных приезжих и редких детей никто его не кидает. К тому же, найти урну, как правило, не составляет проблем: они расставлены довольно часто, при этом не сильно бросаются в глаза. Однако сейчас, в связи с туристическим сезоном, вдоль набережной и в других особо туристических местах стоят довольно заметные большие контейнеры с большим указателем сверху. Насколько это эффективно, сказать пока не берусь, но мусора в городе заметно меньше, чем в той же Вене, где туристов гораздо больше (или сами люди менее воспитанны?). Но несмотря на это, возле входов в крупные супермаркеты и на вокзале окурки и кружки втоптанных жевательных резинок всё же встречаются часто.

Очень чистый воздух, вплоть до того, что многие машины на светофорах заглушают двигатели. Огромное количество зелени, кустов, деревьев, кадок с растениями и просто растений в земле по всему городу. Город вообще утопает в зелени, даже зимой. Что будет по лету, вообще подумать страшно — пока только весна, но уже всё стало ЕЩЕ зеленее. Как следствие, птицы, которые поют по утрам и перекликаются вечерами. По утрам и вечерам ощущение, что ты в деревне на природе, невзирая на нахождение в центре крупнейшего города Швейцарии.

Может быть, кто-то и хочет более активного чего, лично нам такое неспешное спокойствие города очень нравится.

Сравнение бульдога с носорогом


Подведём краткий итог: что же представляет собой работа в офисе на гугль по сравнению с работой простого фрилансера из глубинки на первый взгляд.

Плюсы:
— наличие отпуска и гарантия наличия денег даже в случае болезни (на фрилансе ты должен сам создать буфер в необходимом размере);
— оплата соответствует стране обитания, и, в целом, выше средней по этой стране (на фрилансе всё так же, только при ограниченном выборе возможных стран обитания);
— предоставленное оборудование для рабочего места;
— фактически оплачиваемые возможности для личного и творческого роста;
— почти полное отсутствие рисков в жизни;
— широкие возможности по выбору, чем заниматься;
— оплаченный переезд всей семьи;
— возможность оплаченного туризма (методом деловых поездок в другие офисы при наличии полезности такой поездки для работы);
— близость европы для туризма.

Минусы:
— повышенный объём ежедневной коммуникации, в том числе живого общения;
— огромный уровень фонового шума в течение рабочего дня (и в особенности на обеде);
— ограниченые возможности по конверсии времени в деньги (возможность работы «на стороне» ограничена, а сама компания заинтересована больше в равномерной работе, нежели в пиках и спадах);
— огромное количество фоновой информации, которую как минимум надо фильтровать, что отвлекает;
— отсутствие возможности гордо заявить «я это сделал», так как почти все продукты на порядки больше возможностей одного человека;
— сложности при переезде от разделения ответственности;
— зависимость в выборе места жительства от положения офиса;
— определённая ограниченность в выборе языков и технологий;
— определённая ограниченность в выборе задач.

В целом, пока не могу сказать, останусь ли я в пятилетней перспективе в этом офисе, но ближайшие года два минимум в текущей команде явно будет интересно.

Комментарии (88)


  1. Ghostwriter
    17.04.2015 14:03

    Учитывая немалые расходы на аренду жилья, рассматривали ли вы вариант с ипотекой? Есть ли какие-либо формальные препятствия (не связанные с языком и незнанием рынка недвижимости в новой стране), которые не позволили вам сразу оформить ипотеку?


    1. datacompboy Автор
      17.04.2015 14:09
      +2

      Да, если останусь тут дальше, то планирую где-то через 5 лет активно искать.
      Во-1х, тут ипотека с 0 невозможно — от 10% до 30% надо иметь заранее.
      Во-2х, есть ограничения для иностранцев на покупку недвижимости, подробности еще не вентилировал.
      В-3их, стоимость адекватной уже построенной квартиры — около миллиона франков.
      Что выливается в цифры ежемесячные, превышающие аренду за аналогичное жильё + все затраты, которые сейчас на арендодателе.


      1. Ghostwriter
        17.04.2015 14:13

        Спасибо. По второму пункту было бы интересно прочесть в будущем.


        1. datacompboy Автор
          17.04.2015 14:15

          Вот неплохо описано: business-swiss.ch/2014/01/immobilienkauf-in-der-ch

          Как я уже писал, сперва въезжая из России получаешь Permit L, а потому ты всё еще под ограничением.
          Permit B получаешь через 2 года жизни тут, вот тогда уже можно начинать задумываться.


          1. DiveSlip
            17.04.2015 15:57

            На самом деле необязательно и зачастую зависит от кантона. Я по приезду получил Б-пермит на два года.


            1. datacompboy Автор
              17.04.2015 15:59

              Возможно. Конкретно в Цюрихе в подавляющем большинстве получают Permit L, причем даже из ЕС из Польши люди тоже с Permit L первые два года.
              Но в персональном порядке возможны исключения, разумеется, но надеястья на них не стоит :)


              1. DiveSlip
                17.04.2015 16:02

                Возможно что-то изменилось к тому моменту, когда я приехал (правда, я не в Гугле, а в обычном швейцарском банке в Женеве). Насколько я знаю я был первым из своего местного окружения, кто получил Б-пермит сразу на 2 года (без привязки к работодателю, кстати), до этого давали на 1 год. Надеюсь, что следующий (если надо будет) будет на пять уже. Как ни крути, а удобно показывать пластик на европейской границе, а не искать страничку с визой.


              1. Rasifiel
                18.04.2015 23:12

                Все дело в квотах на B пермит.


      1. Rumlin
        17.04.2015 19:55
        -2

        «5 лет» — это срок когда надо думать о ребенке. Это с корректирует все планы.


    1. Rasifiel
      18.04.2015 23:13

      Владеть недвижимостью тоже не очень дешево. Налог на недвижимость тут это налог на доход с потенциальной стоимости аренды имущества.


    1. trisch
      22.04.2015 11:57
      +1

      не знаю как в швейцарии, в германии например (а я думаю примерно схожие правила) нельзя взять кредит при ограниченной визе. даже обычный маленький кредит не дадут, если виза на 2 года например, не говоря уже о больших кредитах на квартиру. то есть этим можно заниматься только после получения безграничной визы


  1. Clash
    17.04.2015 14:06

    А сколько отпуск?


    1. datacompboy Автор
      17.04.2015 14:12

      Зависит от твоего уровня и указывается в оффере.


      1. Clash
        17.04.2015 14:14

        Ну хоть в каких-то терминах и примерах?


        1. datacompboy Автор
          17.04.2015 14:16

          1. khayrov
            19.04.2015 15:17

            В Швейцарии 4 недели отпуска положены законодательно. Гугл даёт больше и, насколько я знаю, всем, сразу и одинаково. По ссылке специфика США.


            1. datacompboy Автор
              19.04.2015 15:24

              Возможно. Я не знаю у кого сколько, так как не спрашивал :)


              1. khayrov
                19.04.2015 15:38

                Внутренняя страница по этому поводу всё недвусмысленно разъясняет.


                1. datacompboy Автор
                  19.04.2015 16:31

                  Спасибо! Хоть сходил прочитал. Зачем не знаю, но теперь буду знать :D


    1. datacompboy Автор
      17.04.2015 14:20
      +1

      Собственно, так как у фрилансера отпуска в принципе нет, я не особо смотрел на эту статью оффера. Хотя на пасху вот съездили с женой в Вену на 4 дня не использовав ни дня из отпускного времени :)

      Бешеные сосиски русского радио


      1. Rasifiel
        18.04.2015 23:14

        Да, еще удобно то, что отпуск тут считается по рабочим дням, а не по календарным.


        1. datacompboy Автор
          19.04.2015 00:23

          Еще точнее — по рабочим часам. Так что можно брать пол дня если это на какой-то праздник с сокращённым днём попадает.


          1. Rasifiel
            19.04.2015 00:35

            Да, как раз чтобы устроить длинные рождественские каникулы хватило 3.5 дней отпуска


  1. barmaley_exe
    17.04.2015 14:25

    огромный уровень фонового шума в течение рабочего дня
    Опенспейс на этой картинке — фото из Вашего офиса?

    Картинка из статьи
    image


    1. datacompboy Автор
      17.04.2015 14:27
      +2

      Да. Это первое фото, которое нашел в инете нашего здания.
      Это этажом выше, чем я сижу, но в целом картина та же.

      Собственно, пространство неплохо сегментировано, рабочие места отделены, позади и впереди каждой такой секции стоят высокие шкафы-стенки-экраны, коридоры с мягким полом, поэтому топота нет.
      Но всё равно, присутствие людей вокруг меня лично отвлекает — реагирую на любое движение в поле зрения.


      1. PsyHaSTe
        20.04.2015 17:50
        +1

        Ненавижу опен-спейсы… У нас на работе похожий кабинет, но на 10 человек, все остальное — снаружи. В итоге довольно тихо, и работать приятно. А в таком муравейнике имхо весьма непросто ужиться, особенно учитывая, что большинство знакомых айтишников включая меня — типичные интроверты.


  1. barmaley_exe
    17.04.2015 14:37

    А у жены имеется право на работу? В Штатах, например, насколько мне известно, первое время такой возможности нет.


    1. datacompboy Автор
      17.04.2015 14:40

      У неё тоже Permit L, но она сейчас как зависимая. То есть работу искать можно, но получать при этом разрешение придётся заново, уже под работу.
      Так же как и мне — при желании сменить работу, сперва получить новое разрешение. С текущим работать в другой компании я не могу.

      Впрочем, насколько мне известно (а это может быть неправдой), работать по частичной затятости (то есть не более 15 часов в неделю) она может и с ним, либо открыть своё ЧП. Но пока ни то ни другое особо не исследовали.


  1. Venikov
    17.04.2015 15:40
    -21

    Интересная история, прочел до середины (времени мало).
    Как я и говорил раньше — оффер от международной компании это лучший способ цивилизованно покинуть наш титаник.

    За что я люблю Европу, так это за реальную стабильность. Можно снимать квартиру, даже не получив первую зарплату, зная, что ты ее получишь. И уж тем более в новой компании влезть в долги, зная, что в конце года тебя ждет вкусный бонус, позволяющий их закрыть.

    Не помню, когда я просто выходил на улицу без пары заначек на 6 месяцев достойной жизни по подушками.

    Завидую. Но только этому.

    Никогда не понимал удовольствия работать в большой компании. Это же везде люди-люди-люди, терки-терки. Постоянно у кого-то др, у кого-то насморк, этот собаку притащил, тот одеколон сменил с мерзкого на ужасный. бррр.
    Ни перднуть, ни девку на рабочем столе «завалить».

    Зачем согласились? Фриланс потихоньку все?

    Еще раз респект и удачи.


    1. datacompboy Автор
      17.04.2015 15:45
      +2

      > Это же везде люди-люди-люди, терки-терки.
      Да, от людей на завбеджине сбежать сложно. Терплю.
      В рабочее же время, я вижу только монитор перед собой. Позади стена, впереди 8 человек, все за своими мониторами. В общем-то, я не вижу никого из них, если специально не хочу.
      А вот тёрок не видел. Либо их нет вообще, либо нет в моей команде. В любом случае, меня устраивает.

      > Зачем согласились?
      В самом начале описал зачем: чтобы с более удобного места мир поглядеть.

      > Фриланс потихоньку все?
      У меня фриланс всегда был в форме очень себе long-term контрактов, поддержку которых я по предворительно полученному согласию продолжаю в свободное от работы время. А шабашек не брал и так уже давно, ибо не хватало ни времени, ни желания.


    1. nile1
      17.04.2015 15:51
      +16

      Ни перднуть, ни девку на рабочем столе «завалить».

      Да уж, вот это настоящая свобода! :)


  1. Piterski
    17.04.2015 16:42

    Очень интересно и подробно. Спасибо! Сам в ближайший год собираюсь переехать в Цюрих (но не в google :P). Был уже там дважды, отличный город! Кстати, вы уже катались на горных лыжах или сноуборде? Советую место спокойное, уютное :) (ссылка почему-то не прикрепляется) http://goo.gl/RWMFVz


    1. datacompboy Автор
      17.04.2015 16:43

      Спасибо! Загляну, когда всё-таки уговорю себя на это :)


  1. xiWera
    17.04.2015 22:45
    +2

    Проект то хоть интересный, объемный, сложный? Или примерно тоже самое что фрилансили?


    1. datacompboy Автор
      17.04.2015 23:59

      Работаю над бэкендом BigQuery — Dremel.
      Интересно, много. Сложности пока не ощутил, так как пока только впитываю необходимый объём всего и вся относящегося.
      В принципе, практически чем и фрилансил — крупный проект с кучей технологий и стыков между ними.


  1. 321
    18.04.2015 21:54
    +1

    О рабочем месте расскажите подробнее. Какое железо стоит, мониторы, ПО?


    1. datacompboy Автор
      18.04.2015 22:12
      +2

      О, это вещь достаточно вариабельная.

      Десктопы в основном стандартной конфигурации — Core i7, 32G RAM, гигабитная сеть.
      Если есть потребность — возможны SSD, доп.RAM, видеокарта.
      Мне не нужны, я живу на штатном :)

      Мониторы кто-то любит несколько, кто-то один большой. Я взял один 30", ибо мой опыт говорит что это для меня удобнее. В команде 50/50 — кто с несколькими мониторами, кто с одним большим.
      Доступны крепления для этих мониторов что бы собрать удобную стойку, но так же часто вижу, что не заморачиваясь ставят мониторы на пару стопок бумаги для принтера в качестве подставки :D
      Это если не хватает вылета стандартной ноги, а заменять подставку вломы.

      Для продуктивности можно покупать любое нужное тебе железо и его использовать, деньги возвращаются (разумеется, с аппрува менеджера).
      Я купил себе свою любимую клавиатуру A4Tech с кнопками A-Shape, большую мышу и беспроводный тачпад взял на aliexpress.
      Так же с наушниками — есть какие-то в наличии (USB), но можно и свои собственные купить. Я пользуюсь теми, что дали: достаточно удобно сидят на ушах.

      ПО — в основном, разумеется, линухи, Goobuntu. На маках стоит штатный мак. Кто-то даже иногда бывает винду пользует на ноутах, но это редкость, насколько знаю.

      Столы все регулируемые по высоте, возможен апгрейд на Standing Desk — это который с электроприводом, так что можно менять сидя-стоя позу.
      В основной массе очень удобные кресла — ID Chair. Доступны несколько видов эргономичных стульев-кресел при необходимости, в команде один человек пользуется таким.
      Видел несколько человек, кто сидят за столами на гимнастических шарах, причем как среднего так и гигантского размера. Я до такого еще не дорос :D


  1. Rasifiel
    18.04.2015 23:10

    О, коллега. Сам переехал в ноябре того года.
    С не говорящим по английски столкнулся пока один раз.
    Из инфраструктуры понравилась комната отдыха где можно отдохнуть/подремать минут 15-20 в середине дня.
    По еде единственное что огорчает это супы и куча прянностей в многих блюдах.


    1. datacompboy Автор
      19.04.2015 00:24

      Я напарывался уже несколько раз. Самое обидное — по телефону. Когда еще и на жесты не перейдёшь…


      1. Rasifiel
        19.04.2015 00:34
        +1

        Ах да. По телефонам это было, я что-то не посчитал. Обычно тебе кто-то звонит и начинает бодро говорить по немецки, ты их прерываешь и говоришь, что только по англицки. Они говорят «ок, перезвонит англоговорящий» и не перезванивают.


  1. skylander
    19.04.2015 01:07

    Спасибо! Очень много ценной информации.
    Тоже планируем переезд, можно ли задать несколько вопросов?
    — реально ли получить permit B сразу же? Можно ли как-то увеличить свои шансы? Может какие-то дополнительные документы предоставить в посольство?
    — почему в первый год трудно купить машину? Из-за «расплаты» за съемную квартиру?
    — как осуществляется покупка мебели и прочего домашнего барахлишка в новое жилье без машины?
    — не очень понятно про комнаты: 3.5 комнаты это как? Три спальни + гостиная? Для семьи с трехлетним ребенком квартиры с двумя спальнями будет достаточно или лучше сразу побольше искать?
    — как быстро можно открыть банковский счет?

    Спасибо!


    1. Rasifiel
      19.04.2015 11:16
      +1

      1) Не в Цюрихе реально. В Цюрихе не слышал про такое. И посольство тут не при чем — все документы предоставляются в местные органы и именно они решают про пермит.
      2) Это к автору статьи. Я, теоретически, могу позволить себе машину уже через полгода, но не вижу смысла.
      3) Ну я заказал мебель с доставкой из икеи. Теперь знаю сколько она весит вся. У других магазинов тоже есть доставка, плюс если есть права можно арендовать машину.
      4) 0.5 комнаты тут трактуется достаточно гибко, обычно это увеличенная кухня в которой можно поставить обеденный стол. Соответственно 3.5 это обычно 2 спальни, гостинная и столовая-кухня. По потребностям это надо себя спрашивать.
      5) В первую неделю.


    1. datacompboy Автор
      19.04.2015 11:48

      1) В цюрихе пермит Б возможен только у жителей ЕС. на третьи страны квоты не хватит 100% Я не слышал исключений сколько не разговаривал.
      2) Во-1х, она просто не нужна. Проще купить годовой проезной и доплатить 25 франков за самый дешевый план Mobility.ch и брать машину на прокат когда нужна — это дешевле. Во-2х, просто машину купить можно — но это дополнительные затраты на парковку и топливо. Вполне реально взять что-нибудь типа смарта за 2-3 тыщи франков, что можно себе позволить чуть ли не в первые же два месяца при желании; да и некоторые вполне себе бодрые кабриолеты стоят 5-6 тысяч, причем такие, за которые в Новосибе могли бы и руки оторвать из зависти.
      Вот только парковка у дома — в среднем от 100 до 200 франков в месяц, парковка возле работы еще 100-250 где-то обойдётся.
      То есть не трудно, а просто нафиг не нужно — это лишные затраты, толку с которых грош да маленько.
      3) Почти все магазины доставляют мебель. Причем как правило они же могут и старую забрать. Если этаж не первый, возможно придётся доплатить за машину, которая может поднять на нужный этаж либо работу грузчиков (если лестница позволяет — что не всегда так)
      4) Я долго пытался понять что за полкомнаты, теперь понял. Это просто одна комната нереальных размеров считается за полторы.
      То есть у нас вот сейчас зал огроменных размеров, и он считается за полторы. Для семьи с ребёнком две спальни как раз нормально имхо.
      Опять же, «2 спальни» это как раз кухня + зал + 2 спальни как правило. Ну и опять же, потребности это вещь личная.
      аппетит приходит во время еды :))
      5) если предоставить все бумаги — счет открывается за 2-3 дня. я сперва не донёс одну бумагу — так у меня счет был зависший на неделю, получил письмо (бумажное) чего не хватало, донёс, активировали на следующий день.


      1. skylander
        19.04.2015 15:26

        Хм, про Mobility.ch и про цены за парковку очень интересно, не знала про такое.

        А вы в самом Цюрихе живете или в пригороде? Где обычно живут гуглеры?

        Документы для банка это копия контракта, паспорта + регистрация местная?


        1. Rasifiel
          19.04.2015 16:12

          Я конечно не автор, но для статистики отвечу)
          Живут много где, вплоть до соседних кантонов. Я живу в пригороде Adliswil, тут еще много других гуглеров: он считается «семейным».
          Документы копия контракта, паспорта и пермита (ну или подтверждения, что пермит выдадут)


          1. datacompboy Автор
            19.04.2015 16:40
            +1

            > Я конечно не автор
            А давно пора бы стать :P


            1. Rasifiel
              19.04.2015 17:18

              У меня слишком сильно с самокритикой и слабо с написанием текстов длиннее коментария) На вопросы отвечать легко, а вот написать статью очень сложно


              1. datacompboy Автор
                19.04.2015 18:05

                Но откуда возьмутся вопросы? Читатель не знает что спросить. Расскажи ему что-нибудь, и у него тут же появится повод поспорить :)


                1. Rasifiel
                  19.04.2015 19:46

                  Ну мне проще в формате реддитовского AMA) Я прекрасно понимаю пользу от статей, но увы сам не могу.


        1. datacompboy Автор
          19.04.2015 16:39

          mobility.ch действительно очень удобно — они встречаются по городу очень часто. единственное но — машину надо вернуть туда, откуда взял.
          возле гугля одна парковка с универсалом рено (я на нём забирал свой груз из аэропорта), а напротив окна моего дома — аж 4 машины: малолитражка, обычный седан, универсал и фургон.
          У mobility.ch бензин включен в цену. Если ты вступил в кооператив любым из способов — то платишь почасовой рейт + за километраж. (тариф который 25 франков в год так же подразумевает, что рейт слегка дороже, поэтому это выгодно до 3 часов в неделю в среднем).

          Я лично живу в самом цюрихе, искал так, чтобы в 15 минутах пешком от работы (довольно дорого, дороже среднего). В моём доме в соседнем подъезде как минимум еще один гуглер живёт.
          В целом, живут кто где, но очень любят Адлисвиль, и другие пригороды по ветке S4, так как это означает 25 минут от дома до работы на электричке.
          Любители велосипедов же живут вообще по всему городу, так как на велосипеде почти откуда угодно до работы не больше получаса.
          Вообще, 30-35 минут транспортом — очень частое желание, и почти все селятся на пределе этого, так как чем дальше, тем дешевле.
          Я лично не готов платить ежедневный налог личным временем.

          Документы это копия контракта, паспорта, регистрация. postfinance еще какую-то требует бумагу из того же Kreisburo. Я выговорить название этой бумаги еще пока не могу, поэтому просто сказал что postfinance попросил еще одну бумагу, мне сказали «а! да, они просят» и выписали её (за еще 25 франков на каждого).

          Кстати, забыл сказать, регистрация в городе не бесплатная! Поэтому не забудьте кошелёк :)


          1. Rasifiel
            19.04.2015 17:21

            Странно, от меня Постфинанс вообще ничего не захотел кроме пермита и паспорта


            1. datacompboy Автор
              19.04.2015 18:08

              А! Это уже был пермит на руках. У меня не было, только паспорт российский. В крайзбюро сказали что постфинанс единственный, кто просит еще одну бумагу, подтверждающую, что я ожидаю выдачу пермита, так как ПФ работает только с резидентами.


              1. skylander
                19.04.2015 18:19

                Спасибо вам обоим огромное :) что-то в голове начало вырисовываться :)


                1. datacompboy Автор
                  19.04.2015 18:20

                  Ничего, на месте всё нарисуется. Главное телефон с транслейтом под руками и контакт кого-нибудь, кто уже обустроился.
                  Если будут вопросы — пишите в скайп/хенгаут с тем же именем что мой логин тут.


                1. Rasifiel
                  19.04.2015 19:42

                  Тут реально все очень просто если читать документы. И все можно узнать до поездки в организацию.
                  Бюрократии тут достаточно, но она очень четкая и формализованная. Ну и сотрудники очень доброжелательные и все четко объясняют.


              1. Rasifiel
                19.04.2015 19:40

                Тогда постфинанс не единственный) BCGE, в котором у меня основной счет, тоже попросили бумагу о том, что мне выдадут пермит. И ее мне без вопросов в крайсбюро выдали когда я там вставал на регистрацию.


              1. Rasifiel
                19.04.2015 19:45

                Хотя я могу ошибаться. Регистрационная бумага и говорит про пермит, там есть еще какая-то справка?


                1. datacompboy Автор
                  19.04.2015 19:50

                  нет, отдельная справка. регистрационная бумага у меня была в наличии, просили еще какую-то одну.

                  … я сильно извиняюсь за «какую-то одну», я честно постараюсь найти в толстенной стопке бумаг которые скопились буквально за первые два месяца её название. просто пока некогда :)


                  1. Rasifiel
                    19.04.2015 19:53

                    Ну мне уже не очень актуально, но знать про такую особенность полезно. А так да, бумаг у меня самого накопилось море, все никак не отсортирую.


  1. catharsis
    21.04.2015 15:01

    Родные языки: ассемблер, русский :)
    Нужна ли машина для дальних поездок, или все равно проще брать в прокат?
    Куда-нибудь кроме Вены уже ездили? Планируете уже куда-нибудь ехать на поезде? Насколько это дороже чем самолетом?)


    1. datacompboy Автор
      21.04.2015 15:12

      Не знаю. В принципе, пока успели только слетать до Вены, на германию подумываю брать машину, чтобы заглянуть в несколько городов разом.

      Поездом интересно по самой швейцарии должно быть.

      Зачастую поездом дешевле, но только если не считать денег и затраты на еду в дороге :) В общем, так как пока длительные отпуска не брал, не знаю.


      1. heathen
        21.04.2015 20:29

        Поездом далеко в Европе ездить неудобно. Получается либо сидя, либо если с койкой, то билет начинает стоить как авиалоукостер :(


    1. trisch
      22.04.2015 12:06

      проще на машине. потому что машиной удобнее, дешевле (если едешь не один, то обычно машина на прокат на выходные плюс бензин стоит столько же сколько билет на двоих туда обратно, а то обычно и дешевле) и посмотреть можно кучу всего. плюс нет проблем с транспортом, нет ограничений никаких, на общественном же — есть расписание. а если едешь куда-то какой-то замок смотреть или по альпийским лугам погулять или в горах на серпантинах покататься, то без машины это сложно или невозможно )


  1. ignat99
    22.04.2015 13:28

    Грустно, что один из последних специалистов уехал из России. Профили у нас с вами похожи. Только я уехал в 2004 году ещё. Через 2 месяца работы в крупной корпорации, заметил что теряю квалификацию.

    Ваша статья про видео-камеры была интересна. Сейчас есть тенденция делать стереокамеры с дополнительными алгоритмами внутри IP\WiFi-модуля, которые получают данные с сенсоров и управляют реле\регуляторами.

    Есть ли желание завести пятничный проект для поддержания квалификации?


    1. datacompboy Автор
      22.04.2015 14:48

      Нет, я слишком переработал, поэтому сейчас стараюсь просто поддерживать уровень рабочего времени в рамках, на еще проекты нет ни времени, ни права.

      Да и камеры не сильно интересны мне.

      Кстати, за 4 месяца я пока не замечаю потерь квалификации — наоборот, непаханное поле куда можно приложить свои знания, и откуда почерпнуть свежих.

      Либо корпорация корпорации рознь, либо иначе надо строить работу в них.


  1. driessen
    22.04.2015 16:57

    Интересно было прочитать. Только вот чем вам вода в Новосибирске не угодила? :-) По-моему, очень даже чистая. Я пью из-под крана и вроде пока без глистов и отравлений.
    И ещё вопрос. Чем занимаетесь в свободное время? Как там с барами, кино? Можно ли ходить по газону и лежать на нём? :-)


    1. datacompboy Автор
      22.04.2015 17:09

      Оо… Я помню когда воду из под крана было вкусно пить. И как она испортилась очень сильно по всему городу.
      А учитывая, что трубы только ржавеют — всё сильнее и сильнее стальная вода стала.
      Мы вообще перешли на только бутилированную из-за этого…

      В свободное время гуляем по городу, в гору, и тп. Наслаждаемся природой и архитектурой.
      Бары и раньше не особо интересовали. Но в ресторан иногда захаживаем для покушать. Кино без знания языка сложно :)

      Ну вообще встречаются таблички о погазонах, а в парковых районах на газонах вполне себе ходят и лежат и сидят.
      Однако, врач говорит, клещи тут есть. Прививка от энцефалита покрывается страховкой.
      Сам по себе энцефалит говорит не особо частое. На бореллиоз вроде особо не заморачиваются — вероятность близка к нулю.


      1. skylander
        22.04.2015 17:28

        Про кино что-то слышала, что показывают на английском с немецкими и французкими субтитрами. Не знаю, так или нет


    1. datacompboy Автор
      22.04.2015 19:48

      А, еще тут доступны любые концерты, которые идут где бы то ни было.
      В Нск вообще ничего хорошего не выступает, кроме как случайно и раз в пятилетку.

      Ну и тут язык особо не нужен, если в принципе слушаешь группу/артиста :)


  1. kirilloid
    22.04.2015 19:56

    Ну что, поздравляю =)

    Я понимаю, что это лично твои впечатления и конкретно рассказ о твоём перебирании из Сибири в Европу — было вполне интересно.
    Но всё-таки хочу добавить, что некоторые моменты не специфичны для конкретно твоих обстоятельств:

    * с арендой жилья в Питере или Москве то же самое, по несколько человек в день смотрят свободные квартиры и квартиры с нормальной (не завышенной) ценой уходят меньше, чем за неделю.
    * был на собеседование в московский гугл в 2010 или 2011-м. Схема такая же: телефон, потом 3+2 по 45 минут с обедом.
    * почта и вообще куча взаимодействия с коллегами это тоже общее для любых больших компаний.


    1. datacompboy Автор
      22.04.2015 21:14

      Спасибо!

      Но таки да, мне сравнивать не с чем. В Нске с жильём спокойнее, а в других корпорациях я не был :)


  1. asedovski
    22.04.2015 22:18

    > Кстати о вокзале. Что удивительно, но магазины и еда на вокзале здесь совсем не то же самое, что в России: реально свежие морепродукты в Nordsee, обычный выбор в Coop, цены не отличаются на два порядка от города и в других магазинах. Поэтому на Hauptbahnhof вполне можно закупаться, если вдруг будете тут проездом.

    Странно, пол года назад, литровая бутылочка питьевой воды в магазине на вокзале стоила 5-6 франков, а в магазине через дорогу та же марка/размер — 2 франка… Знакомые не рискнули пить водопроводную, хотя и знали что вроде можно. Я рискнул :) сэкономил 5 франков командировочных :) Но зато спустил их позже пока изучали принцип работы автомата по продаже билетов (нарвались на некомпетентного прохожего :) )

    Пересчет цен Цюриха в свои рубли в первые три дня вызывал боль и отчаяние… :))) Потом смирились и пиво стало вкуснее…


    1. datacompboy Автор
      22.04.2015 22:31

      Ээээ… Смотря где. В coop — столько же. Хотя конкретно про воду не скажу, но за обычными продуктами без проблем туда езжу в воскресенье.


    1. datacompboy Автор
      26.04.2015 13:27

      обратил вчера внимание — да, в K Kiosk на первый взгляд цены выше, чем по городу.
      могу только хмыкнуть и сказать «на то он и киоск». :)
      там минимум 3 супермаркета с обычными ценами.


  1. dabbler
    23.04.2015 14:02

    очень интересно, спасибо!
    а позволяет ли доход что-то откладывать после всех трат на жизнь (без излишеств каких-то)?


    1. datacompboy Автор
      23.04.2015 17:57
      +1

      Мне вроде должно хватать :) Пока нет, так как квартира обставляется с нуля и не икеей, но в целом, зп выше средней по больнице, так что уж явно хватает.


  1. DjOnline
    26.04.2015 12:16
    +1

    Как в сказе про золушку, сами позвонили, сами пригласили. Так ведь не бывает, может всё же были друзья в гугле, или кто-то из твоих проектов туда перешёл и замолвил за тебя словечко?

    Не хватает реальных цифр дохода и чистого дохода после всех трат (несмотра на NDA), чтобы сравнить с той же Москвой. Ну и миллион за квартиру — это конечно дофига, в Москве за такие деньги можно около 300м купить.


    1. datacompboy Автор
      26.04.2015 13:25
      +1

      Так бывает. Сейчас нарыл исходное письмо — сказали, что нашли профиль на freelans.im. O_O это было когда он только-только появился. Видимо, решили просканить новую площадку.

      Ну во-1х ни в NDA, ни в контректе нет ни слова про скрытость этих цифр.
      Просто поскольку доход зависит от большого пресса факторов, знание чьего-либо дохода ничего не говорит о том, какой доход будет у тебя.
      Можно примерно на глассдоре поглядеть, но я для цюриха там не искал (смотрел мюнхен в начале цикла собеседований).

      Сравнивая с Новосибом у меня чистыми получилось четко на тот же уровень жизни что был, только все продукты / воздух / услуги резко улучшили своё качество.
      Чистыми в месяц на траты у меня остаётся ~2.5к CHF

      > в Москве за такие деньги можно около 300м купить
      А в Новосибе около 750м^2 :)
      Это бесполезное сравнение.

      По моему дорогометру (1-к-20) выходит, что квартира стоит в 2-2.5 раза дороже, чем аналогичного уровня в Новосибе (такого же качества и количества квартира стоила в новосибе в середине 14го около 8-10 миллионов). И это похоже на правду — жилья здесь не так много на рынке, поэтому спрос стабильно выше предложения.
      А дальше злобный оскал рынка :)


      1. DjOnline
        26.04.2015 19:31

        Становится интереснее.
        freelans.im — русскоязычный проект от создателей Хабра. Откуда про него узнали в европейском гугле (там русские в HR ?), и шерстят ли они другие биржи? Странно что выбирают именно среди фриланса, как известно не каждый ведь фрилансер готов променять свободу на офис. Логичнее чтобы шерстили всякие МойКруг и LinkedIn. Может у них там робот отправлял автоматом десятки приглашений?

        Чистыми 2.5k CHF — это после аренды квартиры и продуктов?


        1. datacompboy Автор
          26.04.2015 19:55
          +2

          Русскоязычных много во всех отделах, в HR тоже точно есть. Другие биржи точно шерстят — довольно легко нагуглить опыт других людей, много к кому пишут сами. Повторюсь, предложение гугла — не первое :)
          На автоматический бот не похоже. Скорее, просто фильтрация по каким-то одному HR специалисту ведомому параметру и рассылка запросов.

          А вот тот же Linked In меня удивил. Буквально в течение пары недель после добавления туда отметки «Работаю в гугле» поступило штуки 4 различных предложений о работе включая переезд бонусы и покрытие штрафов увольнения.
          Интересные такие стервятники :) Видимо считают, что дешевле выкупать свеженанятых гуглом, чем держать штат HR.

          С моего круга тоже было несколько, но только росскийских компаний.

          Да, это после всех обязательных местных затрат.


    1. barmaley_exe
      26.04.2015 14:15
      +1

      сами позвонили, сами пригласили. Так ведь не бывает
      А вы думаете, рекрутеры гугла целыми днями кипы присланных резюме пересматривают, а настоящие специалисты спят и видят себя в корпорации добра, каждый месяц отправляя очередной вариант cv?

      Нет, рекрутеры гугла прочесывают релевантные ресурсы (linkedin, например) в поисках интересных кадров. Даже выпускающимся студентам (сами) пишут.


    1. ivan4th
      27.04.2015 21:42
      +1

      Недавно был на очном собеседовании в Дублинском Google, не знаю пока, возьмут или нет. Знакомый в Google написал мне рекомендацию, но это было уже после prescreen, изначально же на меня вышли, судя по всему, благодаря повышенной активности на гитхабе.


  1. skylander
    28.04.2015 17:52

    А чем там супруги обычно занимаются? Домохозяйничают?


    1. datacompboy Автор
      28.04.2015 18:52

      Я не знаю, у меня только одна супруга :)


  1. walltearer
    12.05.2015 00:35
    +1

    Передай вашим, что новые гугл карты — это лютый ад. Тормозит, сглаживание линий никакое, не запоминает в каком режиме я просматриваю карту, неудобно прокладывать маршрут и т.д. и т.п.
    Как эта поделка вообще оказалась в продакшне? До недавнего времени лучшим апгрейдом карт было переключение в старую версию, но теперь они и эту опцию убрали.
    Простите, накипело…


    1. Rumlin
      12.05.2015 07:32

      Не поможет. Они долго и планомерно портят первоначально хорошие сервисы. Вот сейчас нормальный Panoramio поломали, сделали поделку — кривые Фототуры. Пользуйтесь. А потом как с Google Plus — что-то пользователи ушли.
      К слову новые Яндекс карты не лучше.


    1. datacompboy Автор
      12.05.2015 12:08

      я картами не занимаюсь, поэтому ничего кроме «бесполезный багрепорт» сказать не могу.
      по данному репорту что-то изменить невозможно :)
      запрос «верните как было» не вариант, так как все изменения давно назревшие.

      если есть конкретные проблемы — я их с удовольствием странслирую в команду карт.


    1. datacompboy Автор
      12.05.2015 12:45
      +1

      На текущий момент готовится обновление, учитывающее основные недовольства пользователей классических карт. Сроков релиза не знаю, но всё равно скажу еще раз: будьте точнее в своих недовольствах, тогда к вам потянутся :D