Успех прохождения собеседования напрямую зависит от того, насколько хорошо подготовлен соискатель. И вот нам назначено собеседование в 15:00, но что-то не складывается - погода испортилась, начинаем опаздывать, укладка не смотрится, надеть нечего… И именно в этот момент посещает мысль - “Может ну его это собеседование? Позвоню, отменю. Не последнее же”. Признавайтесь, было дело?

Давайте разберемся по порядку, с какими сложностями мы сталкиваемся, когда собираемся на собеседование, когда мы туда пришли, что происходит на нем и после. А главное - как избежать “саботажных” мыслей.

1. Ничего не знать о компании и вакансии

Уверена, но хоть раз у вас было такое собеседование. Вы рассчитывали на свое обаяние и харизму, полагая, что этим очаруете HR и успешно пройдете первый этап собеседования. Но заветный фидбек приносил сухой или, как часто бывает, шаблонный ответ - “К сожалению, мы выбрали другого кандидата”.

Безусловно, умение быть интересным собеседником значительно повышает шансы на успех, ведь развитые soft skills все чаще становятся ключевыми требованиями к кандидату. Именно гибкие навыки помогают эффективно работать и применять свои профессиональные навыки наилучшим образом. Возьмем за hard skills “железо” компьютера, а за soft skills его “программное обеспечение”. При слабом “ПО” с недостатками уже не важно насколько хорошее “железо”, ровно, как и покупка навороченного смартфона, который тормозит и зависает. Каким бы крутым устройство не было, если им будет затруднительно пользоваться - оно станет бесполезным. Так и с кандидатами - без хорошо развитых гибких навыков даже уникальные профессиональные компетенции станут бесполезными и их не получится применить на практике.

HR без труда проверит необходимый для вакансии набор soft skills. Достаточно лишь расспросить кандидата про предыдущий опыт работы и реализованные им проекты. То, как формулирует свой ответ кандидат ловко расшифрует HR и сделает определенные выводы. 

Но, что еще HR без труда проверит, так это ваше знание компании и какую роль вы хотите в ней занимать. Достаточно лишь спросить - “Почему вы хотите работать у нас?”. И каким бы отличным переговорщиком вы не были, провалив ответ на этот вопрос, можно уже не рассчитывать на работу в данной компании.

К сожалению, универсального ответа на этот вопрос тут нет. Но можно заранее подготовиться к собеседованию с компанией и изучить не только ее официальный сайт, но и различные упоминания в СМИ, а еще лучше интервью с ключевыми лицами компании, где они охотно делятся своими планами развития или расскажут о нелегком пути, который они прошли, чтобы стать такой сильной компанией. Это может вдохновить вас стать месте с компанией частью новых и масштабных проектов.

После обучения на Project manager в Яндекс Практикум по программе Акселерации мне отправили вакансию в компании Pinkman, которая меня заинтересовала. Не по всем требованиям подходила, но меня вдохновила история создания компании. Первые сотрудники были тесно связаны с гонками, а один из реализованных проектов - сайт для поклонников российского дрифта, среди которых была и я. Какое совпадение подумала я. Желание работать именно у них увеличилось в разы. Около часа подготавливала сопроводительное, отвечающее на вопросы - почему хочу у них работать и какой вклад компании могу принести в данной должности. И даже то, что не подходила по половине требований не остановило желание там работать. Ведь hard skills всегда можно добрать, было бы желание.

2. Не читать отзывы сотрудников о работодателе

С отзывами нужно быть аккуратнее, т.к. в мире интернета все покупается и продается, а особенно отзывы. Но их все равно необходимо изучить. Возможно, они помогут подготовить вопросы, которые захочется задать HR после основной части собеседования для разъяснения некоторых моментов. Например, задержки в зарплате или адаптация новых сотрудников, а может частая текучка кадров станет первым звоночком.

Вакансий для джунов с хорошей зарплатой не так много. И когда увидела привлекательную вакансию, подходящую под мои скиллы, то обрадовалась, но недолго. Изучив “свежие” отзывы сотрудников поняла, что в компании Open Space и на рабочих местах нормой является курить вейпы. Согласитесь, некурящим проработать 8 часов в такой обстановке будет проблематично. Тем не менее ценности компании и заботу о сотрудников я с ней не разделила…

3. Опаздывать на собеседование…из-за пробок или мандража

С утра нам хочется не спеша собраться, привести себя в опрятный вид (к слову, который по умолчанию должен быть опрятным) и без приключений доехать до офиса компании, если собеседование оффлайн. Для онлайн-формата не будет лишним надеть что-нибудь на низ, мало ли что.

Помню времена, когда не было смартфонов и приходилось запоминать карту маршрута на компьютере. Мне не всегда удавалось по этой причине найти офис компании, из-за чего до собеседования не доходила… Но сейчас такое не прокатит! Благодаря продвинутым картам с построением маршрута (на такси, на общественном транспорте и даже пешком) можно заранее спрогнозировать сколько времени нужно заложить на дорогу. Однако, не всегда стоит на них полагаться и лучше накинуть немного времени сверху, так скажем небольшой буфер.

И вот мы выбрали наиболее оптимальный маршрут, собрались, выехали из дома и тут возникает НО…появляется страх перед собеседованием и начинает трясти. Посещают мысли, где мы начинаем формировать негативные ассоциации, что собеседование провалим и вообще себя как-то плохо проявим. Тут задача негативные ассоциации заменить на позитивные и тут нам поможет тот самый буфер, который мы заложили в свой маршрут. Дополнительное время нужно провести с пользой для успешного прохождения собеседования. Например, зайти в кофейню неподалеку и расслабиться за чашечкой ароматного кофе.

А еще давайте обманем мозг? И тут нам помогут актеры, которые умело вживаются в свою роль на сцене. Попробуем так сделать и мы. Пусть мы поедем не на собеседование, а на встречу, чтобы познакомиться с новыми людьми, где пообщаемся и заодно расскажем о себе. На таких встречах не допрашивают, а узнают о тебе. Сыграйте роль, где вы делитесь своими успехами, а не пытаетесь выделиться на фоне других кандидатов. Это поможет чувствовать себя более уверенно и спокойно. И остерегайтесь “100 гр для храбрости” - такое успокоительное оставим на другой повод. 

4. Теряться во время собеседования

Задать тон собеседованию крайне важно. И он задается не когда мы садимся в кресло перед HR, а сильно раньше - еще до входа в компанию. Тут участвуют ассоциации от вида здания, то, как выглядит ресепшен, встретил ли HR, насколько комфортный офис и т.д. Мы формируем первое впечатление, которое потом будет очень сложно исправить. Это же первое впечатление делают и о нас. Важно не забывать, что в этот момент мы с компанией в равных позициях.

Стакан воды поможет нам во время собеседования. Один глоток - это 3-4 секунды форы, которые можно использовать в свою пользу и обдумать свой ответ. Никто не запретит утолить жажду, ведь во время собеседования приходиться много говорить и испытывать сухость в горле нормально.

Вопросы на собеседования могут быть самые разные, ведь HR волнуют не только наши навыки и опыт работы, но и интеллект с психологической устойчивостью. Тем не менее есть самые часто задаваемые вопросы, которые можно услышать на собеседовании. И к ним необходимо подготовиться заранее, желательно, отрепетировав свои ответы. Ведь под каждым вопросом кроется тайный смысл и правильный ответ на них может стать залогом успешного собеседования.

Самые часто задаваемые вопросы на собеседовании:

  1. Расскажите о себе

  2. Какие ваши сильные и слабые стороны?

  3. Расскажите о своих неудачах

  4. Почему вы хотите работать именно у нас?

  5. Кем вы видите себя через несколько лет?

  6. Какими будут ваши первые шаги на новом месте работы?

  7. Что вы больше всего цените в коллективе?

  8. Что вы надеетесь получить от этой работы?

  9. У вас есть предложения от других компаний?

  10. Почему вы ушли с прошлого места работы?

  11. На какой уровень зарплаты претендуете?

  12. Почему мы должны взять на эту работу именно вас? Чем вы отличаетесь от других кандидатов?

Если заранее подготовиться к тому, что может спросить HR, то на собеседовании ответы будут звучать убедительнее и будет меньше волнений.

Рассказ о себе должен стать визиткой и иметь следующую структуру:

  1. Кто вы?

  2. Чем вы хотите заниматься?

  3. Что вы для этого умеете?

  4. Какие у вас есть для этого полезные навыки?

Это поможет выстроить логичный и последовательный рассказ, который задаст тон всему собеседованию.

Отличной тренировкой может стать постановочное собеседование с другом или членом семьи, особенно, если попросить их задавать провокационные вопросы. Прелесть таких “собеседований” в том, что каждый раз тон беседы будет различаться и в итоге станет проще формулировать свои мысли, не теряясь и путаясь в ответах.

5. Не задавать вопросы на собеседовании

На собеседовании будут задавать много вопросов, но, когда-нибудь эти вопросы закончатся и наступит череда ваших вопросов. И здесь пригодится то, что вы узнали о компании, когда готовились к собеседованию. Этим вы сверяете все обещанное с реальностью, чтобы не ошибиться с выбором места работы.

Чтобы не забыть задать вопросы, разъясняющие некоторые моменты, необходимо заранее подготовить список вопросов. Он может быть в заметках телефона или в бумажном блокноте, где вам удобнее. Здесь важно подмечать реакцию HR на каждый вопрос и то, как исчерпывающе будет дан ответ или будет от него увиливание.

Как-то раз на мой вопрос про “плюшки” в компании HR дал короткий и сухой ответ - “ДМС, вот это и вот это”. Для особо опытных и внимательных это был бы тревожный звоночек, означающий, что “компания не может выделить деньги и это максимум того, что есть, у них все строго и к людям относятся, как к ресурсу”. В общем-то все так и было. Компенсацию проезда по рабочим поездкам и выделение средств на найм курьера в свой отдел выпрашивала несколько месяцев, пока не сменила работу. Собственно, в другой компании HR на этот же вопрос ответила развернуто, позитивно и с огоньком в глазах. HR, который доволен своей работой, процессами внутри компании и не “играющий/уговаривающий“ виден сразу.

Мой список вопросов делится на 2 блока: ключевые и разъясняющие. Разъясняющие вопросы формирую в процессе подготовки к собеседованию, когда изучаю компанию в интернете. Например, негативные отзывы от бывших сотрудников, где нужно прояснить некоторые детали. Ключевые вопросы помогают понять отношение компании к будущему сотруднику и чаще всего именно по ним делаю вывод - хочу ли работать в компании или продолжу поиски. Например, как развит в компании онбординг и есть ли пересмотр зарплаты каждый год. 

6. Не спросить о следующем шаге после собеседования

Все вопросы заданы, ответы получены и вроде бы все понятно, а дальше что? 

Часто HR завершает встречу словами, что сообщит результат позже и мы, не зная сроков, уходим довольные результатом общения. Тут мы совершаем ошибку. В конце встречи необходимо получить более конкретные сроки по обратной связи и что делать, если обратной связи не будет. Например, через неделю будет фидбек, но, если его не будет, то можно позвонить (или написать HR). HR не против, если с ним свяжутся.

***

Эти простые шаги нередко упускаются и только с опытом приходит уверенное, а главное результативное прохождение собеседований. Пусть вас больше не пугают “саботажные” мысли. Чем качественнее вы подготовитесь к собеседованию, тем увереннее будете себя на нем чувствовать. Рано или поздно вы найдете компанию, которая оценит по достоинству вас, и которую по достоинству оцените вы.

Помните, собеседования должны приносить не страхи, а возможности.

Комментарии (29)


  1. ky0
    04.09.2022 13:15
    +3

    Comic Sans, серьёзно?


  1. Amokmorg
    04.09.2022 14:03
    +18

    Самые часто задаваемые вопросы на собеседовании:

    прекрасный список вопросов после которых встаешь и уходишь


    1. MechanicusJr
      04.09.2022 15:42
      +6

      Практически набор для булшит бинго. Схороню ка для статьи


  1. Ivnika
    04.09.2022 14:20
    +10

    "Самые часто задаваемые вопросы на собеседовании:" - увидел и бросил читать, методичкой какого года пользовался автор?

    И имея уже достаточно большой опыт с разных сторон, услышите такое - бегите!!! Как минимум постарайтесь выйти сразу на непосредственного начальника а не с этим вот.. кем вы себя видите..


    1. ymishta
      04.09.2022 20:06
      -1

      И имея уже достаточно большой опыт с разных сторон, услышите такое - бегите!!!

      К сожалению, если речь идет об эмиграции в ту же Германию, то именно на такие вопросы приходится отвечать , наверное, в 15 случаях из 20. Особенно часто любят спрашивать "Почему Вы хотите работать именно у нас?" Ну и расширенно "Почему Германия?".


      1. dkuzminov
        04.09.2022 20:31

        Ну так и бегите в 15 случаях из 20.

        Я такие вопросы иногда слышу от HRов в США. Здесь очень большая прослойка профессий-посредников: агентов по недвижимости, страховых агентов, юристов, медицинских бюрократов... HR в ту же копилку. Первый звонок -- обязательно с HR. Обязательно телефонный: по e-mail обсуждать детали здесь отказываются. Короче, болшАя часть населения занята решением проблем, которые они сами же и создают. Например, знакомый агент по недвижимости так объяснил необходимость работы с ним: ведь у продавца с той стороны тоже есть агент, и он откажется разговаривать с не-агентом...

        Короче, HR -- это неизбежное зло. Но они являются индикатором того, насколько вам будет комфортно работать в компании.


        1. GospodinKolhoznik
          04.09.2022 22:20
          +14

          Слушайте, а это идея. Незанятая ниша - HR со стороны работника. Чтобы на встречу с HR приходила тоже HR, чтобы они мурыжили друг друга вопросами - опишите слабые стороны вашего клиента. - А вы опишите слабые стороны вашей организации.


          1. dkuzminov
            05.09.2022 00:19

            А такая специальность уже есть: рекрутеры. В основном, это полные бездари, которые даже резюме твое понять не могут, и наугад рассылают кому попало. Но мне доводилось встречать людей толковых, которые действуют как агенты для актеров. Особенно полезны, когда дело доходит до торговли за зарплату.


  1. angrysioux
    04.09.2022 15:29
    +9

    Становится не по себе, что от таких вот зависит получит ли человек работу или нет. Надеюсь, я преувеличиваю.


    1. MechanicusJr
      04.09.2022 15:44
      +1

      Приглашена сегодня в 13:12

      Может это снова взрыв из прошлого?


      1. Exosphere
        04.09.2022 18:48

        Нет. Это из свежего. Интересно именно с позиций подхода автора. Думаю, реакция и фидбэк аудитории дадут автору правильное направление развития. Без такого тоже не бывает :-)


  1. MechanicusJr
    04.09.2022 15:42
    +9

    Успех прохождения собеседования напрямую зависит от того, насколько хорошо подготовлен соискатель.

    Успех прохождения зависит не от подготовки, а от реальной потребности в кадрах.

    1. Ничего не знать о компании и вакансии

    Абсолютно нормально.

    Компания - очередные рога и копыта, что у нее - Nowell до сих пор и они этим хвастаются?

    Эйчары пишут в вакансию все слова какие смогут найти у других эйчаров, а про оклад расскажут только после готовности выдать оффер.

    Безусловно, умение быть интересным собеседником

    Собеседником для кого, для очередного эйчара с синдромом вахтера

    Это найм на продавца?

    Так и с кандидатами - без хорошо развитых гибких навыков

    Отлично работает.

    Гибкость нужна только при работе личным помошником генерального, если вы понимаете о чем я.

    HR без труда проверит необходимый для вакансии набор soft skills. Достаточно лишь расспросить кандидата про предыдущий опыт работы и реализованные им проекты. То

    Так проекты или софт скилс?

    Откуда эйчас знает про то, какие софт скиллы нужны в реальной команде?

    Достаточно лишь спросить - “Почему вы хотите работать у нас?”

    После этого интервью можно и заканчивать - если эйчар забыл, что сам пригласил и спрашивает "почему вы хотите" - и это не фаанг - то руководство, которое ее наняло, такое же.

    а еще лучше интервью с ключевыми лицами компании, где они охотно делятся своими планами развития

    ДООООООООООООООООООООО

    особенно на фоне "все было хорошо и вдруг банкротство"

    Помню времена, когда не было смартфонов и приходилось запоминать карту маршрута на компьютере.

    Умение древних нарисовать схему налево-направо было утрачено. Не говоря про принтер или чтение адресов на домах.

    Самые часто задаваемые вопросы на собеседовании:

    1. Расскажите о себе

    2. Какие ваши сильные и слабые стороны?

    3. Расскажите о своих неудачах

    4. Почему вы хотите работать именно у нас?

    5. Кем вы видите себя через несколько лет?

    Отличный набор для булшит бинго.


  1. SergeiMinaev
    04.09.2022 17:20
    +23

    Да... Одна вещь, о которой постоянно и так наивно забывают HR-ы, пишущие статьи на хабр, - это то, что они на чужой территории :)


  1. gholla
    04.09.2022 17:34
    +4

    по ходу переводная статья. или у автора каша из статей разных бульварных журналов типа "man health" или "бурда моден" - там иногда между всякой фигней - иногда бывают тематические статьи типа "10 способов как понять он тебе любит или нет", "7 признаков когда тебя обманывают" и т.п.

    В реальности, особенно в российских реалиях - все это выглядит глупо. На собесах в реальности все еще оценивают в две крайности - "он нам нравится? он вольется в команду?" или "синдром вахтера" (когда на собесе начинают задавать вопросы по чек листу пытаясь выудить из кандидата - что ж он помнит наизусть", при том что в обычном режиме "на проекте" многое из того что спрашивали просто не требуется). иногда еще бывает третий подвид, но редко, когда просто не знают что спросить - и спрашивают хоть чтото...

    В результате - многие вакансии висят месяцами, что делают на собесах так называемые "рекрутеры" - никому не понятно.

    В этом ключе, набор вопросов указанных в статье - выглядит как откровенная глупость


  1. panzerfaust
    04.09.2022 17:45
    +8

    ХРы так любят писать про софт скиллы - а у самих напрочь отсутствует скилл "слышать и воспринимать критику". Уже который раз на хабре неадекватного ХРа макают в то самое - никакого результат. Я прям уверен, что через 2 недели тут снова будет статья "с какой ноги заходить на собес и кем себя видеть через 50 лет".


    1. DesertEagle
      04.09.2022 23:53
      +3

      Я когда вижу эти статьи в ленте выдачи гугла, сразу открываю, потому что знаю, что в комментариях будет интересно)


  1. dkuzminov
    04.09.2022 18:14
    +8

    После вопроса "Почему вы хотите работать у нас?" это не я провалил собеседование, а работодатель. Вернее, по вине не очень умной HRницы у кандидата заранее складывается предубеждение против всей компании.


  1. 631052
    04.09.2022 21:26
    +2

    я хочу у вас работать?


    1. dkuzminov
      04.09.2022 21:32
      +4

      Я обычно отвечаю, что я сам не знаю ответа на вопрос "почему я хочу у вас работать", и планировал, что на него мне дадут ответ на собеседовании. Не, не дают. Может, они сами удивляются, что кто-то хочет у них работать, и мучительно пытаются понять, почему?


    1. GospodinKolhoznik
      04.09.2022 22:30
      +3

      Мои поклонники часто спрашивают меня "С чего ты взял, что мы твои поклонники?"


  1. CrazysAlien
    04.09.2022 22:44

    Почему мы должны взять на эту работу именно вас? Чем вы отличаетесь от других кандидатов?

    Правильный ответ: я не знаком ни с одним из этих "других кандидатов", даже никого из них не видел, поэтому этот вопрос не имеет смысла в принципе.


    1. mSnus
      05.09.2022 09:12

      Голосом птицы-Говоруна: "умом и сообразительностью, умом и сообразительностью!". Заодно покажем свои крутые софт-скиллы!


  1. DesertEagle
    04.09.2022 23:58
    +3

    Ничего не знать о компании и вакансии

    И это нормально. Вы не поверите, но я люблю то, что я делаю, а не где я это делаю. А не единичные собеседования позволяют подобрать наиболее удобное место для этого.


  1. saboteur_kiev
    05.09.2022 03:17

    развитые soft skills все чаще становятся ключевыми требованиями к кандидату.

    Что?

    Девушка, вы в своем уме?


    1. HemulGM
      05.09.2022 07:51

      Они действительно так думают)


      1. zaiats_2k
        05.09.2022 08:27
        +1

        Они точно думают?


  1. mSnus
    05.09.2022 09:15
    -1

    А кто придумал переводить soft skills как "гибкие навыки"? Давайте сразу как "нежные": умение нежно разговаривать с коллегами, нежно соглашаться с шефом...


  1. Aleksandr-JS-Developer
    05.09.2022 09:28
    +1

    Расскажите о себе
    В резюме написано всё, что я хотел рассказать на данном этапе. Вы не читали?

    Какие ваши сильные и слабые стороны?
    Правая сторона (рука, нога) у меня сильная. Левая - чуть слабее.

    Расскажите о своих неудачах
    Я недавно купил молоко с прошедшим сроком годности.

    Почему вы хотите работать именно у нас?
    Вы - одна из шести компаний, которая вышла на связь за последние пару дней. До подачи резюме я о вас никогда не слышал.

    Кем вы видите себя через несколько лет?
    Это зависит от того, кем ваша компания видит себя через пару лет.

    Какими будут ваши первые шаги на новом месте работы?
    Я обязательно изучу все бизнес процессы. У вас же есть единый актуальный документ со всеми доступными мне бизнес процессами?
    Потом познакомлюсь с командой. После изучу всю документацию по моим проектам. Она же есть, да?

    Что вы больше всего цените в коллективе?
    Честность. Но больше всего ценю честность и ответственность руководства.

    Что вы надеетесь получить от этой работы?
    Деньги.

    У вас есть предложения от других компаний?
    Да. А у вас есть ещё кандидаты на эту должность?

    Почему вы ушли с прошлого места работы?
    Вместо обещанного повышения зарплаты руководство стало крутить носом.

    На какой уровень зарплаты претендуете?
    (для таких вопросов назвать зп на 35% выше рынка, они начнут сбивать, сначала скиньте на 20%, потом на 10%, ну если совсем наглые ещё на 5%, но не более) и более

    Почему мы должны взять на эту работу именно вас? Чем вы отличаетесь от других кандидатов?
    Я не видел других кандидатов, я ничего не могу сказать о разнице между ними и мной.

    Вот и поговорили


  1. musk
    05.09.2022 16:20

    1. Расскажите о себе
      Зачем? Вам же глубоко до лампочки. Но в качестве ответа на четыре пункта "Рассказа о себе" галочки ради перескажу то, что написано в резюме. Или это проверка красноречия? Тут вы меня поймали.

    2. Какие ваши сильные и слабые стороны?
      Почему вы априори решили, что я должен считать свои какие-то там по вашему мнению "слабые" стороны слабыми? Может, все наоборот?

    3. Расскажите о своих неудачах
      Опять же, "неудача" - это ваш термин. Не может быть такого, что я эти "неудачи" рассматриваю не более, чем очередной шаг вперед?

    4. Почему вы хотите работать именно у нас?
      Ну, даже не знаю вот так прям сразу. Не задавался пока еще таким вопросом. Для начала, наверное, потому что это вы мне позвонили?

    5. Кем вы видите себя через несколько лет?
      Человеком, например.

    6. Какими будут ваши первые шаги на новом месте работы?
      Интересный вопрос. Через порог переступлю для начала, наверное.

    7. Что вы больше всего цените в коллективе?
      Зависит от коллектива. От рабочего коллектива - прежде всего не превращать работу в личную жизнь и не лезть в душу.

    8. Что вы надеетесь получить от этой работы?
      Как минимум то, что вы мне рассказали по телефону, и то, с чем я согласился. А вы чего ожидали?

    9. У вас есть предложения от других компаний?
      А вам-то какое дело? Другие компании - это другие компании.

    10. Почему вы ушли с прошлого места работы?
      Тут обычно принято ответить какую-нибудь чепуху, лишь бы отвязались. Все равно это никого не интересует.

    11. На какой уровень зарплаты претендуете?
      Стоило бы поставить первым вопросом, чтобы с большой вероятностью не тратить впустую время.

    12. Почему мы должны взять на эту работу именно вас? Чем вы отличаетесь от других кандидатов?
      Когда стану телепатом, то обязательно сообщу то, чем я отличаюсь от других кандидатов, о которых я не имею ни малейшего представления. Почему меня? А зачем вы мне тогда звонили?

      А вообще было бы интересно вместо очередной восторженно-слюнявой чепухи почитать hr-откровение о фидбеке со стороны кандидата, отказавшегося от продолжения подобных оздоровительных процедур.