Все привет! Антон, Product Owner в ПГК, снова на связи. В предыдущей статье я рассказал, что ждет продактов в «оффлайн» компаниях в целом. А сегодня расскажу какие компетенции им нужны, чтобы быть успешными в ПГК.

ПГК – это большая логистическая компания, парк которой насчитывает более 90 000 вагонов. Где-то 2 года назад компания решила пойти по пути цифровизации и превратиться в ИТ-компанию. С тех пор штат разработчиков вырос с пары десятков до нескольких сотен человек. Они развивают новые продукты, а продуктовые менеджеры отвечают за их успех. О работе последних и важных для ПГК компетенциях поговорим в статье.

Мы выделяем 3 ключевых группы компетенций:
- «Хардовые» в Product Discovery и Product Delivery;
- Высокоразвитые soft skills.

Product Discovery: от валидации идей до плана работ

Для ПГК важно, какую конкретную бизнес-выгоду принесет новый продукт или фича. Поэтому мы ждем от продактов, что они сначала оценят экономический эффект от нового функционала в своем продукте, а уже потом перейдут к его реализации, а не наоборот.

Но начнем с начала — с поиска и генерации идей. Поскольку большинство наших продуктов нацелено на сотрудников компании, очень большой поток идей и предложений поступает от вовлеченных подразделений. Это не только непосредственные пользователи, но также руководители и эксперты из смежных отделов. Ну и, конечно, сам продакт вместе с командой тоже участвует в генерации идей и гипотез.

Для первичной оценки мы используем различные техники качественных и количественных исследований. Из качественных это, прежде всего, проведение проблемных и решенческих интервью, прорисовка схемы бизнес-процессов (BPMN-диаграммы) и Customer Journey Map (CJM). Ну а количественные – это различные статистические подходы и Machine Learning алгоритмы, которые «на берегу» моделируют возможные эффекты от реализации нового функционала.

Для первичной оценки мы используем различные техники качественных и количественных исследований. Из качественных это, прежде всего, проведение проблемных и решенческих интервью, прорисовка схемы бизнес-процессов (BPMN-диаграммы) и Customer Journey Map (CJM). Ну а количественные – это различные статистические подходы и Machine Learning алгоритмы, которые «на берегу» моделируют возможные эффекты от реализации нового функционала.

Про работу с данными стоит сказать отдельно. В каждом из продуктов заложено то или иное количество ML алгоритмов, которые помогают разным пользователям (коммерсантам, логистам или «движенцам»), поэтому продакт должен уметь поставить задачу Data Scientist’у и правильно оценить результат его работы.

Если качественные и количественные методы показали, что идея стоит реализации, следующий шаг — придумать, как воплотить ее в жизнь. Тут мы ожидаем, что продакт вместе с дизайнерами подготовит прототип будущего решения и проведет серию UX-исследований прежде, чем фича пойдет в разработку.

Важный момент: прежде, чем начать реализовывать полнофункциональный новый продукт, мы всегда стараемся сделать MVP максимально дешево и быстро, чтобы проверить наши гипотезы на реальных пользователях. Например, для аналитических продуктов мы часто начинаем с отправки сгенерированных отчетов на почту определенным пользователям прежде, чем начать работу над полноценным пользовательским интерфейсом.

В этом случае продакт должен составить четкий план, в котором отражено, что, почему и в какой очередности делает команда разработки для максимизации экономического эффекта компании от его продукта.

Product Delivery: команда, Jira, Agile и метрики

Процессы разработки в ПГК очень похожи на такие же процессы в любых других крупных ИТ-компаниях. Мы пишем требования в Confluence, ставим и отслеживаем задачи в Jira, коммитим код в GitLab, используем Agile-подход (преимущественно Scrum), у нас есть общекорпоративная инфраструктура и нам тоже приходится согласовывать архитектуру с информационной безопасностью перед релизом.

Поэтому от менеджера по продукту мы ожидаем весь традиционный набор компетенций управления разработкой:

  • Составление требований для разработки;

  • Модерирование процессами оценки, декомпозиции и приоритезации задач;

  • Управление планированием спринтов, а также контроль сроков релизов.

В ПГК многие тим-лиды в командах ведут часть Agile/Scrum ритуалов (утренний стендап, оценку, планирование и ретро), но продакт должен уметь, при необходимости, проводить все их самостоятельно.

Одно из важнейших требований к нашим продактам – это не только постоянный запуск новых фич, но и работа над оптимизацией текущих.

На операционном уровне нужно устранять баги и работать с инцидентами, проактивно взаимодействовать с пользователями и обеспечить техподдержку своему продукту. На тактическом уровне нужно собирать релевантные метрики работы продукта и искать точки роста на основе этих данных.  

Ключевые «soft skills» продактов в ПГК

В любой компании для успешной работы в роли владельца продукта требуется развитые soft skills, но в ПГК требования к ним еще выше из-за высокой «видимости» всех цифровых продуктов внутри компании.

Владелец продукта – лидер своего продуктового направления и без лидерских качеств, готовности нести ответственность за результаты и умения вести за собой команду тут никуда.

Логистика – непростая отрасль, поэтому без развитого системного мышления будет трудно понять роль продукта в общем бизнесе компании, а значит грамотно прорабатывать и приоритезировать идеи по его развитию.

Продакты регулярно взаимодействуют с бизнес-заказчиками, руководителями подразделений и топ-менеджментом вплоть до генерального директора компании. Это требует развитых коммуникативных навыков, умения демонстрировать результаты продукта и отстаивать интересы команды.

А еще важно, чтобы «человек был хороший». В ПГК ценят эмпатию, открытость и желание создавать отличные продукты, которыми приятно пользоваться.

Команда продактов ПГК на ProductCamp
Команда продактов ПГК на ProductCamp

Как вы, наверное, уже поняли, требования к продактам в ПГК аналогичны требованиям самых современных ИТ-компаниях. Среди продуктовой команды есть люди, как выросшие внутри компании, так и создававшие продукты в Сбере и Яндексе, а также других гигантов. Кое-кто даже запускал свои стартапы.  

Сейчас самое правильное время, чтобы присоединиться к компании, меняющей логистическую отрасль. Я так сделал три месяца назад и не пожалел. Приглашаю и вас присоединиться к активно растущей ИТ-команде ПГК. Подробнее об открытых вакансиях по ссылке.

Комментарии (2)


  1. AL_o
    30.09.2022 18:27
    +1

    Договор оперирования с пгк компания рассматривала 6 (шесть) месяцев, благо был не сезон. Менеджер не хочет или не умеет заказывать вагоны - только самостоятельно через сайт. Менеджер не хочет или не умеет корректировать заявку - только самостоятельно через сайт. Менеджер не хочет забирать лишние вагоны - только самостоятельно через этран. Я по запросу могу предоставить три (три) тома переписки за 3/4 года, потребовавшуюся чтобы отправить всего 29 вагонов из 90 000 - её суть в кратце либо "ну ждите", либо "ну сами там сделайте".

    "Грузим по работе - чилим по жизни" - вот теперь то понятно что это было!


    1. Swarg Автор
      30.09.2022 18:36
      +1

      Мне лично очень жаль, что у вас был такой негативный опыт взаимодействия с представителем нашей компании. Мы стараемся, чтобы опыт взаимодействия по работе с нашими клиентами был как можно более оптимальный и бесшовный. Про разработку личного кабинета для наших клиентов писали тут https://habr.com/ru/company/pgk/blog/677924/.

      Но тем не менее, всегда есть моменты к улучшению работы. Это может быть точечные моменты, например, изменения поведения конкретного менеджера по работе с конкретным клиентом, так и в пересмотре каких-то шагов процесса в целом.

      Мы будем благодарны, если сможете прислать всю переписку и контекст, про который пишете в комментарии, на почту butaa@pgk.ru. Нам точно хочется понять, как в ситуации мы могли бы поступить по другому и как избежать подобных ситуаций в будущем.